КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инфантильная сексуальность
И. ЛейбинВ. М. также сексуальной жизнью ребенкау а именно потому, чтс воспоминания и мысли, приходящие в голову при анализе | симптомов (взрослых), постоянно ведут ко времени ран-1 него детства. То, что мы при этом открыли, подтвердилось! затем шагом за шагом благодаря непосредственным на-! блюдениям за детьми» [5. С. 197}. Теория психоанализа, с ее акцентом на бессознатель-1 ных и сознательных процессах, уходящих своими корнями J в прошлое, предполагала рассмотрение сексуальности че-) рез призму инфантильных (детских) воспоминаний и пе- \ реживаний. Практика психоанализа, ориентированная на| выявление истоков возникновения симптомов заболева-1 ния взрослых людей, психические расстройства которых! чаще всего соотносились с подавленной сексуальностью,! была немыслимой без раскрытия травматических ситуа-1 ций, страхов и переживаний, имевших место в детстве и,[ возможно, возникших на начальных стадиях психосексуа- \ льного развития ребенка. Если придерживаться точки зрения, в соответствии с \ которой сексуальность соотносится с деторождением, то| в этом случае ребенок может восприниматься как асексу- ] альное существо. В большинстве случаев именно так и! обстоит дело, поскольку многие родители и воспитатели^ соотносят сексуальность своих детей с периодом их поло-. вой зрелости. Нередко оказывается, что родители неожи- ■ данно для себя открывают сексуальность своего ребенка! только тогда, когда узнают о беременности дочери или| вступлении сына в интимные отношения с девушкой. До этого ребенок воспринимается как непорочное дитя, не' только не проявляющее никакой сексуальности, но и не j имеющее ни малейшего представления о «тайнах» взрос- { лых. Правда, в раннем детстве родители могут столкнуть- j ся с такой ситуацией, когда их ребенок занимается «недо-1 пустимыми шалостями». Но это воспринимается, как] правило, не с точки зрения проявления у него сексуаль-; ности, а как нехорошее поведение, дурная привычка, от; которых необходимо оградить дитя. Для пресечения подобного поведения и искоренения дурной привычки используются различные воспитательные методы — от вы- смеивания до назидания, от переключения внимания ребенка на другие интересы до сурового его наказания. Однако сами по себе недопустимые шалости ребенка чаще всего рассматриваются родителями и воспитателями в качестве некого курьеза, не имеющего никакого отношения к сексуальности как таковой. Представления об асексуальном детстве настолько широко распространены, что родителям кажется само собой разумеющимся говорить о сексуальности со своим ребенком только тогда, когда он вступает в период полового созревания. Но нередко случается так, что к тому времени ребенок знает о сексуальной жизни нечто такое, о чем некоторые родители даже не подозревают. Чаще всего родители полагают, что разговор с детьми на сексуальную тему преждевременен, ребенок слишком мал, а когда решаются просветить его по некоторым интимным вопросам, то оказывается, что уже слишком поздно, ребенку все давно известно. И это происходит не только потому, что в восприятии многих родителей их ребенок долгое время остается все еще несмышленым дитя, но и в силу того, что представления об асексуальном детстве прочно укоренились в сознании людей. В истории различных народов зафиксированы случаи раннего полового созревания детей. У некоторых южных народов существуют обычаи, согласно которым девушка 13—14 лет отдается в жены мужчинам зрелого и даже преклонного возраста, так как считается взрослой женщиной, способной к нормальной сексуальной деятельности, к деторождению. Из истории известны также редкие случаи, когда маленькие девочки становились матерями. Так, несколько десятилетий тому назад сообщалось, что в Перу одна девочка в возрасте то ли пяти с половиной, то ли шести с половиной лет вскоре должна стать матерью. При этом демонстрировалась фотография этой маленькой женщины, находящейся на седьмом или восьмом месяце беременности. Согласно другому сообщению, девочка чуть старше восьми лет, родив двойню, стала матерью двоих детей. Разумеется, подобного рода случаи являются исключительными и могут быть восприняты родителями и воспитателями, свято верящими в непорочность маленьких детей, в качестве патологии. Тем не менее они рвидетель-ствуют о том, что сексуальная жизнь детей способна про-
14* являться в таком возрасте, о котором многие родители и воспитатели не подозревают. Ведь большинство из них разделяют широко распространенные представления об асексуальном детстве. Фрейд критически отнесся к подобного рода представлениям. Выступая перед американской аудиторией в университете Кларка в Вустере (штат Массачусетс), куда в 1909 г. он был приглашен по случаю празднования двадцатилетней годовшины со дня основания этого учебного заведения, он подчеркнул: «Конечно, господа, дело не обстоит так, будто половое чувство вселяется в детей во время полового развития, как в Евангелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала обладает сексуальными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих влечений образуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая нормальная сексуальность взрослых. Собственно, вовсе не так трудно наблюдать проявления детской сексуальности, напротив,.требуется известное искусство, чтобы просмотреть и отрицать его существование» [6. С. 348]. Наличие у взрослых людей представлений об асексуальном детстве объясняется Фрейдом тем, что каждый родитель был когда-то ребенком, испытал на себе влияние воспитания, направленное на укрощение сексуальных влечений, и, следовательно, подпал под воздействие этических норм и культурных требований, не допускающих и ограничивающих проявление детской сексуальности. Поэтом"у, будучи взрослыми, большинство из родителей оказываются обремененными различного рода предрассудками, включая представления об асексуальном детстве. Кроме того, и это является, пожалуй, не менее важным с психоаналитической точки зрения, в типичных представлениях об асексуальном детстве действенным оказывается один из психических феноменов, который ранее не привлекал к себе внимание исследователей. Речь идет об инфантильной амнезии, утрате памяти, неспособности вспомнить детские переживания, охватывающие, по мнению Фрейда, первые годы жизни ребенка до шести или восьми лет. В этот ранний период жизни ребенок испытывал разнообразные чувства по отношению к окружающему его миру, включая своих родителей, и по-своему проявлял любовь, ненависть, ревность и другие страсти души. Однако взрослый человек ничего не помнит об этом и, фактически, не знает, с какими переживаниями ему пришлось иметь дело в детстве. И хотя, казалось бы, в период раннего детства память ребенка наиболее восприимчива к различного рода впечатлениям и на этом основании считается, что изучением, скажем, иностранных языков, необходимо заниматься с раннего возраста, тем не менее, кроме отдельных, не связанных друг с другом и чаще всего непонятных отрывков воспоминании, в памяти взрослого человека не сохраняется ничего, что было связано с его детскими переживаниями. По выражению Фрейда, находящийся в резком противоречии с предрассудком асексуальности детства период жизни «окутывается затем у большинства людей амнести-ческим покрывалом, разорвать которое по-настоящему может только аналитическое исследование, но которое уже до этого проницаемо для отдельных структур сновидений» [7. С. 199]. Это странное психическое явление соотносилось им не с потерей памяти как таковой, а с инфантильной амнезией, во многом напоминающей собой амнезию невротиков, связанную с механизмами работы психики, не допускающими в сознание больного материал его собственных переживаний, который вытесняется в бессознательное. Проведя параллель между инфантильной и истерической амнезией, основатель психоанализа тем самым как бы проложил путь для сравнения душевной жизни ребенка и невротика. И коль скоро причины невротических заболеваний усматривались им в сексуальности, имевшей место на детской ступени их развития и как бы вновь возвратившейся к ним позднее, то перед Фрейдом встал вопрос о том, нельзя ли рассматривать инфантильную амнезию с точки зрения сексуальных переживаний детства. Ответ на этот вопрос способствовал психоаналитическому объяснению и инфантильной амнезии,, и детской сексуальности. «Я полагаю, — писал Фрейд, — что инфантильная амнезия, превращающая для каждого человека его детство как бы в доисторическую эпоху и скрывающая от него начало его собственной половой жизни, виновата втом, что детскому возрасту в общем не придают никакого значения в развитии сексуальной жизни» [8. С. 50].
В период возникновения психоанализа Фрейд высказал свои догадки о значении детского возраста для понимания причин возникновения неврозов, связанных с неудовлетворенной сексуальностью. Позднее в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он подробно изложил свои взгляды по этому вопросу, обратив особое внимание на различного рода перверсии и проявление сексуальности детей в раннем детстве. Данная работа вызвала шок среди тех, кто придерживался традиционной точки зрения на детство как асексуальный период развития ребенка, а идеи Фрейда об инфантильной сексуальности, послужившие толчком для последующих психоаналитических исследований в этой, ранее мало изученной сфере научного знания, вызвали среди многих ученых и представителей различных слоев общества резкую критику, отголоски которой дошли до наших дней. При обсуждении проблемы сексуальности Фрейд ввел в концептуальный остов психоанализа несколько терминов. Так, для обозначения той силы, которой обладает сексуальное влечение, он использовал понятие «либидо», введенное в научный оборот его предшественниками. В частности, до Фрейда это понятие использовалось в работах М. Бенедикта «Электротерапия» (1868) и в книге А. Молля «В защиту полового чувства» (1891). В понимании,.Фрейда сексуальное влечение аналогично влечению к принятию пищи, и поэтому либидо можно рассматривать как некий аналог голода. Вместе с понятием либидо он использует такие термины, как сексуальный объект и сексуальная цель. Сексуальным объектом он называет лицо, которое внушает половое влечение. Под сексуальной целью Фрейд понимает действие, на которое влечение толкает. Наряду с этим он также использует понятие эрогенных зон, относящихся к различным частям тела, доставляющих человеку сексуальное удовольствие. По мнению Фрейда, первые сексуальные побуждения возникают уже у грудного ребенка и проявляются во время его сосания материнской груди. Насытившийся и удовлетворенный ребенок блаженно засыпает, что напоминает собой то состояние, в которое впадает взрослый человек после достижения оргазма, так как сексуальное удовлетворение является наилучшим снотворным средством. Правда, может возникнуть вполне резонный вопрос, связанный с тем, что, о каком сексуальном удовлетворении мо- жет идти речь у ребенка, если кормление грудью обусловлено его чувством голода, удовлетворение которого как раз и сопровождается засыпанием младенца. Но Фрейд обратил внимание на то обстоятельство, что хотя главный интерес ребенка направлен на прием пищи, тем не менее младенец часто прибегает к акту сосания даже тогда, когда он не находится во власти голода. В качестве объектов сосания он может использовать части своего собственного тела, включая пальцы рук и даже ног, а также находящиеся в пределах его досягаемости предметы, такие как резиновые игрушки или пустышка. В этом случае акт сосания сам по себе, без какого-либо соотнесения с утолением голода, доставляет ему удовольствие, после чего он может блаженно уснуть. Сексуальная природа этого действия подмечалась некоторыми врачами. Поэтому, обратив на акт сосания особое внимание, Фрейд пришел к выводу, что, переживая первоначальное удовольствие при приеме пищи, впоследствии через акт сосания ребенок стремится к сексуальному удовольствию посредством возбуждения эрогенных зон рта и'губ. Фрейд исходил из того, что сначала удовлетворение от эрогенной зоны напрямую было связано у ребенка с удовлетворением от потребности в пище, с утолением голода. В акте сосания материнской груди или ее заместителей (при искусственном кормлении) младенец выполнял определенные функции, связанные с сохранением и поддержанием его жизни. При этом удовольствия от кормления и раздражения эрогенных зон совпадали между собой, представляя единый процесс. Позднее два типа удовольствия ребенка стали независимыми друг от друга, и потребность в сексуальном удовольствии отделилась от потребности в принятии пищи. Таким Образом, по убеждению Фрейда, в самом акте сосания проявляются существенные признаки того, что можно назвать осуществлением инфантильной сексуальности. Одним из таких признаков является соединение сексуального удовольствия с какой-нибудь важной для жизни человека телесной функцией, в частности, с приемом пищи, утолением голода. Второй признак связан с тем, что называется аутоэротизмом, или аутоэро-тичностью, когда влечение направлено не на другое лицо, а на самого себя, когда удовольствие достигается от своего собственного тела (сосание пальцев рук, ног,
других участков тела), то есть когда еще нет никакого знания о сексуальном объекте. И наконец, третий признак состоит в том, что сексуальная цель находится во власти эрогенных зон ребенка. Таковы, согласно Фрейду, первоначальные основные признаки проявления инфантильной сексуальности. Отход ребенка от материнской груди в акте сосания и замена ее частью собственного тела являются первым опытом обретения самостоятельности в получении удовольствия. Ребенок не становится самостоятельным, он все еще зависит от матери или ее заместителей. И тем не менее он оказывается способным получить удовольствие не только от внешнего объекта, но и от своего собст-: венного тела, к которому начинает проявлять свой первый инфантильный исследовательский интерес. Обретая относительную независимость от внешнего мира, ребе-; нок открывает для себя эрогенные зоны своего собственного тела, наиболее чувствительные к раздражению, возбуждению и доставляющие ему удовольствие. Он касается рукой своих гениталий, играет со своими испражнениями и даже может употреблять в пищу кал. И от всего этого он сам, не прибегая к помощи других лиц, может получать удовольствие. Обнаружение своих гениталий ведет к переходу от сосания к онанизму, а способности к задержкам в мочеиспускании и испражнении — к раздражению эрогенных зон и последующему удовольствию от совершения соответствующих актов. Все это, с точки зрения Фрейда, является проявлением инфантильной сексуальности. Говоря о мастурбации детей, как неизбежном периоде развития инфантильной сексуальности, Фрейд различает три фазы, играющие определенную роль в детстве человека. Первая фаза относится к младенческому возрасту. Благодаря младенческому онанизму утверждается будущий приоритет этой эрогенной зоны в сексуальной деятельности человека. По истечении некоторого времени младенческий онанизм прерывается, но потребность в повторении с целью получения удовольствия сохраняется. Вторая фаза инфантильной мастурбации также отмечена кратковременным периодом и проявляется в возрасте до четырех лет. На этой фазе инфантильные сексуальные переживания оставляют глубокий след в бессознательном, предопределяют развитие характера ребенка и могут проявиться в симптоматике невроза в том случае, когда, достигнув юношеского возраста, он заболевает. Инфантильная мастурбация оказывается вытесненной, забытой, находящейся в тесной связи с инфантильной амнезией. Третья фаза инфантильной мастурбации соответствует онанизму при наступлении половой зрелости. В отличие от двух предшествующих она обычно принимается во внимание самим ребенком, поскольку онанизм способен вызвать у него чувство вины. Сознание вины невротиков нередко связывается именно с воспоминаниями об онанизме в период полового созревания. Впрочем, чувство вины испытывают многие дети, независимо оттого, возникает ли оно в результате воспоминаний о предшествующей «запретной» деятельности или в момент осуществления ее. В частности, в процессе аналитической работы один из моих пациентов, преодолев смущение, как-то сообщил: «После занятий онанизмом в детстве я всегда испытывал чувство вины».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |