КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архаика сновидений
Уже отмечалось то обстоятельство, что, с точки зрения Фрейда, работа бессознательного в сновидении характеризуется как бы возвращением к тому состоянию интеллектуального развития, которое давно им преодолено. Речь идет об архаическом, регрессивном способе выражения бессознательного в сновидении. Благодаря подобному проявлению бессознательного человек возвращается на доисторическую ступень своего развития. Имеется в виду как его собственное, индивидуально-личностное развитие, так и развитие человеческого рода в целом. Эту мысль Фрейд выразил следующим образом: «Доисторическое время, к которому нас возвращает работа сновидения, двоякого рода: во-первых, это доиндивидуальное историческое время, детство, с другой стороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие человеческого рода, то это доисторическое время также филогенетическое» [14. С. 125]. Символический язык бессознательного связан с филогенетическим наследием человечества. Появление символов в сновидении — это архаический, регрессивный путь выражения бессознательного, нисходящего на ступень филогенетического развития. Не менее существенной является и другая архаическая черта сновидения, относящаяся к онтогенетическому развитию индивида и связанная с его детскими, инфантильными переживаниями. В понимании Фрейда инфантилизм как раз и находит свое отражение и выражение в сновидении человека, когда, не сдерживаемые сознанием, эгоистические и враждебные чувства индивида находят выход своей энергии во время сна. Если принять во внимание подобное видение сновидения, то не приходится удивляться тому, что в своих сновидениях человек может видеть картины смерти близких ему людей, включая родителей, братьев, сестер и других родственников. В них же могут находить свое выражение запретные желания чрезмерного сексуального или инцестуозного характера. Последние направлены на половой акт с родителями, братьями и сестрами. Фрейд как раз и исходил из того, что душевная жизнь детей с ее эгоистическими и инцестуозными желаниями продолжает свою деятельность в сновидениях взрослых людей. Сновидение возвращает их ночью на инфантильную ступень развития, когда в своих мыслях и чувствах ребенок не стыдится своих естественных проявлений любви и ненависти или, по крайней мере, не принимает их за что-то непристойное. Такое понимание инфантильности сновидений привело Фрейда к необходимости переосмысления ранее распространенных представлений о детстве, как неком золотом периоде времени, когда ребенок являет собой счастливое существо. Оно же заставило его по-иному подойти к обсуждению вопроса о сексуальной жизни человека — того вопроса, который всегда был притчей во язы-цах, но далеко не всегда становился объектом научного исследования. Дальнейшее понимание психоаналитических идей предполагает рассмотрение взглядов Фрейда на сексуальность. Однако прежде чем перейти к обсуждению этой проблематики, хотелось бы обратить внимание на то, что представления основателя психоанализа об инфантилизме сновидений, особенно об инцестуальном их характере,
часто встречают такое внутреннее неприятие у многих людей, в результате которого формируется их устойчивое негативное отношение к психоанализу в целом. Разумеется, можно понять эмоциональную негативную реакцию тех, кто рассматривает инцест или сексуальные отношения между родственниками, главным образом между родителями и детьми, в качестве извращения и уголовно наказуемого преступления. И хотя речь идет не о реальных событиях, а всего лишь о сновидениях, тем не менее по-человечески можно понять, почему психоаналитическое допущение инцеста в сновидениях, не встретившее со стороны Фрейда осуждения, а напротив, вызвавшее исследовательский интерес, порождает у одних людей недоумение, у других — протест, у третьих — обвинение в непристойности. И все же эмоциональная негативная реакция на то, что в сновидениях психически здорового, а не только больного человека могут проявляться его инцестуозные желания, не должна заслонять от нас реальное положение вещей. Если кто-то в своих сновидениях никогда не видел подобных сюжетов или, точнее, убеждает себя и заверяет тех, кто спрашивает об этом, что, действительно, не видел ничего подобного или не может вспомнить о них, то это еще не означает, что в сновидениях других людей, не менее нормальных, чем он, не находят отражение инцестуозные желания, выражаемые не только в завуалированной, но и в открытой форме. Несколько лет тому назад я провел исследование среди студентов московских высших учебных заведений. Наряду с другими открытиями, которые были неожиданными даже для меня, занимающегося вопросами истории, Теории и практики психоанализа, обнаружилась следующая картина. Из числа студентов, которые пожелали ответить на поставленные перед ними вопросы, 40 % заявили, что в своих сновидениях никогда не видели сюжеты инцестуоз-ного характера, в то время как 35 % описывали сновидения, в которых в той или иной форме проявились их инцестуозные влечения и желания. Если исходить из точки зрения тех, кто считает, что сновидения инцестуозного характера — это проявление психопатологии, то придется признать, что 35 % студентов, сообщивших о своих инцестуозных сновидениях, являются психически больными. Учитывая, что в процент- ном отношении число студентов, не видевших инцестуозных снов, не намного больше, всего на 5 %, то напрашивается вывод, согласно которому значительная часть студентов московских высших учебных заведений — психически больные люди. Однако в процессе общения со студентами я не обнаружил какой-либо свидетельствующей о психических отклонениях разницы между теми, кто признался в своих инцестуозных сновидениях, и теми, кто сообщил, что никогда не видел таковых. Не исключено, что какая-то часть из последней категории студентов не была предельно искренней и, возможно, не захотела говорить о том, что скрывала даже от себя. При подобном, вполне правдоподобном допущении может оказаться, что в процентном отношении число студентов, видевших инцестуозные сновидения, на самом деле не только не меньше, но даже больше числа тех, кто не видел такие сновидения. Приведу несколько примеров, почерпнутых из проведенного мной исследования среди студентов московских средних и высших учебных заведений и свидетельствующих о сновидениях инцестуозного характера. Такг вспоминая различные эпизоды из своего детства, одна девушка сообщила: «Позднее у меня были сновидения, связанные с кровосмесительными связями. Я хорошо помню эти сновидения. Правда, в роли отца был другой мужчина, но я точно знаю, что этот мужчина был папа. Мои сны носили сексуальный характер. Проснувшись утром, я не испытывала каких-либо угрызений совести. Однако не отрицаю чувства отвращения». И еще одно показательное сновидение девушки: «Примерно в 14 лет мне приснился сон, где я занималась сексом со своим папой. В этом сне у меня родился ребенок от отца. Я была потрясена этим сном. Мне неприятно было вспоминать о нем, хотя несколько дней он всплывал в моей памяти. И, хотя это был всего лишь сон, я испытала угрызения совести». Аналогичные сновидения имеются и у юношей. Один из них вспоминает: «В 19 лет у меня появились эротические сновидения с матерью, вступающей со мной в половой контакт. В этих сновидениях я переживал оргазмы. Переживаю их и сейчас». Еще один пример юношеского сновидения: «Да, был очень конкретный сон. Мать просит меня, чтобы я ее... и при этом говорит, что этим она покажет мне другие миры и планеты, на которых, как я сейчас формулирую, «есть рай». Я делаю это с удовольствием и наслаждением. Но постоянно что-то присутствует
и отвлекает. Мама всегда любила меня больше, чем отца, и мне otl этого было не по себе. Я боялся его и сильно недооценивал себя». Полагаю, что в свете этих данных вряд ли следует py-s ководствоваться соображениями, основанными на эмо-| циональном и по-человечески понятном нежелании до-; пустить возможность того, что инцестуозные сновидения' — это не отражение искалеченной психики больных людей, а распространенное явление, свойственное многим. Разумеется, дело не только в этих данных, хотя они заставляют задуматься над нашими привычными представлениями о человеке и его сновидениях. Более существенно то, что сами по себе эмоциональные реакции не могут служить основанием для обвинения Фрейда в тех непристойностях, которые ему подчас приписываются. Другое дело содержательное осмысление психоаналитических идей и их использование в терапевтической деятельности, что, действительно, может привести к поддержке, отвержению или пересмотру фрейдовских допущений, гипотез, теорий. В дальнейшем, при рассмотрении проблемы Эдипова комплекса, мне еще придется обратиться к эмпирическому исследованию, проведенному среди студентов. Пока же ограничусь этим, чтобы непосредственно перейти к рассмотрению взглядов Фрейда на сексуальность, поскольку, с одной стороны, они действительно вызывают наибольшую критику в адрес психоанализа, а с другой — составляют важную, неотъемлемую часть его теории и практики. Как бы там ни было, но эмпирический материал проявления бессознательного в ошибочных действиях и сновидениях включает в себя, помимо всего прочего, сексуальные влечения человека. Они находят свое отражение и в симптомах психических заболеваний — той третьей сфере человеческой деятельности, в которой, наряду с ошибочными действиями и сновидениями, бессознательное заявляет о себе и которая будет рассмотрена позднее, после освещения взглядов Фрейда на сексуальность. Глава 11 СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |