КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лейбин В М
приснился в ту ночь, один из сюжетов настолько заинтри-? Итак, с незначительными, не имеющими принципиа-j льного значения сокращениями приведу часть сновиде-^ ния, дословно записанную мной после пробуждения и яв-| ляющуюся в данном контексте, как мне представляется,! наиболее существенной и важной. «... Я нахожусь в каком-то здании. Иду по широкому коридору.-; Дохожу до конца, где вахтер проверяет пропуска тех, кто переходит! в другой коридор. Возвращаюсь обратно. Неожиданно замечаю,; комнату, на двери которой табличка с буквой «М»... Захожу. Вижу,; ряд кабинок. Перед каждой стоит очередь из двух-трех человек. По-! чему-то у кабинок и мужчины, и женщины... Выхожу... Направляюсь в большой удлиненный зал заседаний. Идет защита докторской диссертации. Диссертант отвечает на вопросы. У него округлое лицо. Он держит себя независимой свободно... Члены ученого совета встают с мест, выходят из зала, возвращаются, мешают слушать... Название диссертации «Тропы и геймы». Появляется один из оппонентов. Он размахивает руками... Говорит, что с помощью понятия «геймы» диссертанту удалось многое понять...». Что же может означать данное сновидение, точнее, приведенная его часть? О чем оно свидетельствует? Какая •здесь имеется связь между моей личной жизнью и теми политическими событиями, которые происходили в то время в стране? Что скрывается за отдельными элементами сновидения? Каковы те неявно выраженные мысли, которые, возможно, лежат в основе увиденного мною текста сновидения? Первое, что бросается в глаза, это период времени, когда мне приснился сумбурный сон, часть которого воспроизведена. Накануне 9 декабря и по радио, и по телевидению я слушал и смотрел работу VII съезда народных депутатов России. Узнал, что в результате тайного голосования Гайдар не был избран премьер-министром. Отдельные детали сновидения указывают на те события, которые происходили на съезде накануне. Правда, они присутствуют в сновидении в искаженном, замаскированном виде, что весьма характерно для проявления бессознательного. Однако их толкование не представляет какой-либо трудности, как и толкование других деталей сновидения, относящихся к более отдаленному прошлому. Первая часть отрывка сновидения (какое-то здание, коридор, вахтер, проверка пропусков) напоминает мне главное здание Московского государственного университета на Воробьевских горах. В конце 60-х годов я, будучи студентом Ленинградского университета, приехал на семимесячную стажировку в МГУ и на протяжении двух месяцев жил в общежитии, расположенном в главном корпусе. С этим у меня связаны как приятные, так и неприятные воспоминания. Я с интересом знакомился с Москвой, историческими достопримечательностями, архитектурными памятниками, театрами, библиотеками. Но были и неприятные воспоминания, когда мне пришлось уйти из МГУ, так как в свое время я досрочно сдал все экзамены на год вперед и администрация философского факультета не знала, как же осуществлять контроль во время моей стажировки. Пришлось расстаться со своими опекунами. Зато я имел возможность самостоятельно заниматься в московских библиотеках на протяжении нескольких месяцев. Но я лишился общежития и помню, что какое-то время, пока жил в общежитии МГУ, мне приходилось прилагать определенные усилия, чтобы проскакивать на ночлег мимо вахтеров, проверявших у студентов пропуска. В первой части сновидения как раз и содержится все то, что мне пришлось видеть и с чем пришлось сталкиваться двадцать четыре года тому назад. Комната, на двери которой табличка с буквой «М», — ассоциация с тем, что происходило на VII съезде народных депутатов России перед голосованием за и против Гайдара. Захожу в эту комнату — подспудное желание видеть, кто конкретно из депутатов проголосует за утверждение Гайдара в должности премьер-министра, а кто — против. Кабинки, перед которыми стоят в очереди мужчины и женщины, — кабинки для тайного голосования, где депутаты совершили то, что недостойно делать в приличном обществе в присутствии других людей.
13* Удлиненный зал заседания, в котором идет защита докторской диссертации, — зал заседания, где проходил VII съезд народных депутатов России. В явном содержании сновидения речь идет об Ученом совете, в скрытых мыслях — о происходящем на съезде народных депутатов. Мне неоднократно приходилось участвовать в заседаниях Ученых советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, в то время я сам был членом двух таких советов и кроме того несколько лет тому назад довелось побывать в роли диссертанта и на себе испытать все тяготы, которые порой обрушиваются на него. Так что в замене заседания съездов народных депутатов (накануне приснившегося сновидения) заседанием Ученого совета по защите докторской диссертации (в сновидении) нет ничего особенного. У диссертанта округлое лицо — облик Гайдара, выступающего с докладом. Диссертант держится свободно, отвечает на вопросы — отражение поведения Гайдара, выступавшего с докладом и отвечавшего на вопросы депутатов. Члены Ученого совета встают с мест, выходят из зала, возвращаются, мешают слушать -— типичная картина на заседаниях различных комиссий и съездов народных депутатов, когда кое-кто из народных избранников позволяет себе перебивать других, разговаривать во время выступлений своих коллег, вставать с мест и толпиться у микрофонов в ожидании произнести очередную реплику. Размахивающий руками оппонент — типичный образ тех народных депутатов, которые подкрепляют косноязычие своей речи характерными жестами рук. Все эти отдельные части и элементы сновидения вполне понятны и объяснимы. Недоумение вызывает лишь одна незначительная по объему часть, которая, на первый взгляд, кажется излишней, абсурдной, не вписывающейся в общую канву сновидения. Речь идет о мало что говорящем названии темы диссертации «Тропы и геймы» и утверждении оппонента, что с помощью понятия «геймы» диссертанту удалось многое понять. Почему в названии диссертации стоит слово «тропы», еще можно понять. Во всяком случае речь может идти о направлении развития России. Не пути или дороги, а именно тропы, чуть обозначенные, не проторенные, ведущие неведомо куда. Те тропы, по которым ранее не доводилось ходить россиянам. Но откуда взялось столь странное название «геймы»? Период времени по аналогии с игрой в теннис — гейм? Производное от понятия «Гея» — Земля? Или, быть может, еще нечто такое, чему мое бессознательное придает особое значение? Первое и второе толкования понятия «геймы» оказались в поле моего сознания позднее, когда я предложил студентам подумать над тем, чтобы это могло означать. Я же в момент интерпретации сновидения исходил из того, что «геймы» — это словообразование, состоящее из двух понятий «гей» и «мы». Такова была у меня первая ассоциация с прозвучавшим в сновидении словом «геймы». «Гей» — термин, принятый в литературе и в обиходной речи для обозначения людей, придерживающихся определенной сексуальной ориентации, для обозначения гомосексуалистов. «Мы» — это действительно мы, хотя так и хочется сказать «они», то есть депутаты. Ведь именно они, составляющие большинство депутатского корпуса, что называется «изнасиловали» Гайдара. Однако в том-то и дело, что не только они, большинство депутатов, но и все мы оказались геями. Мы их избрали, мы им доверили решать судьбу России, мы согласились, чтобы они повели нас по ранее не изведанным тропам. Причем мы оказались одновременно и своего рода жертвами. В том смысле, что существовавшая до сих пор система с ее нецивилизованной политической культурой постоянно «насиловала» нас. В ее рамках мы были и объектом, и субъектом насилия. Власть имущие покушались на наше мышление и поведение. В свою очередь, будучи объектом насилия, нижестоящие своей покорностью и заигрыванием с верхами соблазняли вышестоящих. На всех ступенях пирамиды власти существовали свои правила игры, когда пострадавший от насилия со временем имел возможность отыграться на подчиненных ему людях. Тому, кто продвигался по партийной линии, приходилось все время подставляться. Он сам, что называется, расстилался перед вышестоящим партийным функционером, который мог использовать его, как хотел. Строптивые выбывали из игры. Честолюбивые, подавляя в себе все человеческое, подстраивались под настроение вышестоящих, исполняя все их приказы, желания и прихоти. И так было во всех сферах жизни нашего общества.
Вспоминаю, какое «добровольное изнасилование» совершалось порой в научном мире. Некоторые ученые, рассчитывавшие со временем стать членами-корреспондентами и действительными членами Академии наук, сами предлагали свои услуги директорам институтов по написанию статей и книг, добровольно или под нажимом отдавая им свое авторство. Получив гласное или негласное одобрение, они, фактически, заставляли других сотрудников участвовать в этой порочной практике, являвшейся, по сути дела, «научной проституцией». Нередко оказывалось так, что целая группа ученых трудилась над каким-либо изданием, позднее выходящим в свет под фамилией директора института. Разумеется, это не доставляло радости рядовым кандидатам и докторам наук, но многие из них были вынуждены идти на «духовное изнасилование», поскольку отказ от него подчас граничил с потерей работы или во всяком случае с установлением таких отношений между сотрудниками и руководством института, при которых дальнейшая исследовательская деятельность оказывалась под большим вопросом. Гомосексуализм как иные виды сексуальной ориентации может проявляться в различных формах. Насилие не является ни его специфической чертой, ни основной характеристикой. Оно становится преобладающим лишь в определенных условиях. Так, например, в условиях тюремного заключения гомосексуализм часто приобретает насильственную форму, способствующую унижению и подчинению слабых телом и духом людей той силе и власти, которой обладают паханы. В нашем предшествующем обществе символически выраженный гомосексуализм с его явным насилием над духом человека был широко распространенным явлением. Пожалуй, можно было бы сказать, что насилие над телом и духом стало нормой той экономической и политической культуры, в которой мы пребываем до сих пор. Никто не чувствует себя свободным от насилия. Ни низы, неоднократно обкраденные своим государством и вынужденные влачить нищенское существование. Ни верхи, так как даже президент страны может быть на глазах многомиллионных телезрителей унижен, оскорблен и фактически «изнасилован» теми депутатами, которые сами жаждут верховной власти. Ни пенсионеры, шокированные ростом цен, намного опережающим их скромные пенсии, и не имеющие возможности приобретать необходимые им для жизни лекарства и продукты питания. Ни преуспевающие бизнесмены, владеющие престижными машинами, загородными домами и недвижимостью за границей, но все время опасающиеся за свою жизнь, поскольку заказные убийства стали обыденной приметой наших дней. Наверное, можно по-разному оценивать существующую экономическую и политическую культуру в современной России, однако полагаю, не будет ни малейшим оскорблением, если в свете вышеизложенного придется назвать ее «гейкультурой». Ее отличие от предшествующей культуры заключается лишь в том, что раньше физическое и духовное насилие над людьми осуществлялось главным образом благодаря идеологическому воздействию, в то время как в настоящее время это насилие обусловлено экономическими факторами жизни. Толкование появившегося в сновидении названия диссертации «Тропы и геймы» вызвало такие ассоциации, которые привели к рассмотрению гейкультуры. Но если подобное толкование сопровождалось у меня размышлением над тем, что представляет собой эта гейкультура, то у кого-то другого оно может вызвать внутреннее сопротивление и неприятие. Именно это и имело место в редакции журнала, один из сотрудников которого предложил мне написать статью о психоаналитическом видении политических страстей в России. В тексте статьи я воспроизвел вышеизложенное сновидение. Ни сама статья, ни это сновидение не вызвали особых негативных эмоций со стороны тех, кто читал ее в редакции журнала. Она была принята к печати. Перед ее публикацией я имел встречу с главным редактором журнала. Тот расхваливал статью, говорил о том, что ее вскоре напечатают в журнале, но высказал одно пожелание, которое привело меня в смущение. Редактор объяснял мне, что гомосексуализм не такое распространенное явление в нашей культуре, что можно было бы обойтись в статье без упоминания понятия «гей». Он приводил еще какие-то аргументы по этому поводу, но главное сводилось к следующему. «Давайте, — говорил он, — изменим название диссертации, фигурирующее в вашем сновидении. «Тропы и геймы» вызывают какие-то ненужные ассоциации. Пусть
остаются «тропы», но вот вместо слова «геймы» поставим какое-либо другое выражение». В свою очередь, я постарался доходчиво объяснить главному редактору журнала, что название «Тропы и 1 геймы» не мной придумано наяву, а явилось ко мне в | сновидении. Оно является объективной данностью, не зависимой от субъективного восприятия того, насколько благозвучным или непристойным представляется мне самому или кому-то другому словосочетание «тропы и геймы». Данное словосочетание появилось в сновидении не случайно, и оно включает в себя определенный смысл, раскрытие которого как раз и является одной из составных частей психоаналитического подхода к пониманию бессознательного. Однако, несмотря на все мои объяснения, главный редактор настаивал на | своем. «Я понимаю, — говорил он, — но все-таки надо изменить название «Тропы и геймы» на что-то другое». 1 По мере нашего дальнейшего разговора стала очевидной | безуспешность моих попыток убедить его в том, что сновидение — это не тот текст, который подлежит редактированию извне. Мне не оставалось ничего другого, как заявить о том, что то изменение, которое главный редактор хочет внести в статью, совершенно неприемлемо и я даю свое согласие на ее публикацию лишь в том случае, если словосочетание «тропы и геймы» сохранится в первоначальном виде. Чем можно объяснить неприятие главным редактором словосочетания «тропы и геймы»? Почему у него возникло столь сильное внутреннее сопротивление против понятия «гей»? С чем связано то, что у него не было никаких возражений против содержащихся в статье рискованных сюжетов, относящихся к здравствующим политическим лидерам, и в то же время вполне безобидное слово «гей» вызвало столь бурную реакцию? В начале 90-х годов, когда обсуждалась моя статья, главный редактор журнала не испытывал какого-либо идеологического давления, которое ранее ощущали на себе все издательства. Он мог позволить публиковать в своем журнале острые и разоблачающие политиков материалы, в том числе и на сексуальные темы. Поэтому неприятие понятия «гей» не было связано с какими-либо идеологическими соображениями. Судя по тому, с какой горячностью он говорил о гомосексуализме как таковом, можно было заключить, что эта тема волнует его прежде всего как человека. Внутреннее сопротивление главного редактора журнала против использования в статье понятия «гей», скорее всего, было связано с какими-то личными воспоминаниями и переживаниями. Интересно отметить то обстоятельство, что у него не возникло негативных эмоций против использованного в статье выражения «изнасилование». Более того, как.потом оказалось, уже без моего ведома в опубликованном варианте статьи оказались такие изменения, когда появилось жирным шрифтом выделенное название «изнасилование в коридорах поли-, тической власти». В символически выраженной форме политический гомосексуализм был для главного редактора вполне приемлемым явлением, в то время как словосочетание «тропы и геймм» вызвало негативную реакцию. По-человечески мне понятно внутреннее сопротивление главного редактора журнала при его ознакомлении с моим толкованием сновидения, точнее, интерпретацией названия диссертации «Тропы и геймы». Когда я писал статью для журнала, то поймал себя на том, что у меня самого возникло определенное сопротивление. Появилась мысль — не лучше ли, что называется, от греха подальше умолчать о незначительной по объему части сновидения, связанной со странным названием диссертации, и сосредоточить внимание на интерпретации всего того, что напрямую связано с политическими страстями. Ведь, ознакомившись с предложенным толкованием названия диссертации «Тропы и геймы», кое-кто из читателей может составить нелестное представление об авторе статьи. Его рассуждения могут выглядеть следующим образом: «Коль скоро автору статьи пришла на ум ассоциация слова «геймы» с понятием «гей», то это связано, видимо, с его сексуальной ориентацией, так как каждый думает о том, что волнует его самого». Аналогичная мысль может придти в голову и читателю данного труда. Так что можно понять мое внутреннее сопротивление, которое возникло в период написания статьи и которое я отчасти испытываю по мере того, как пишу эти строки. С подобного рода сопротивлениями против толкования сновидений, в которых могут содержаться сюжеты, компрометирующие сновидца, сталкивается, по всей вероятности, каждый, кто занимается самоанализом. Но еще большее сопротивление возникает в том случае, если
приходится говорить публично о своем толковании собстг! венного сновидения. Но одно из правил психоаналитического толкования сновидений гласит, что человек не вправе исключать ни одной возникшей у него мысли по повол своего сновидения или отдельного его элемента, если даж$| какая-либо мысль вызывает возражение против того, З об этом неприлично думать и тем более говорить вслух. "| Тот, кто ради поддержания своего престижа в глазах окру- [ жающих отступает от этого правила, не должен браться за § подобного рода работу. Но уж коль скоро пишешь о сновидениях, работаешь с пациентами, требуя от них искренности, и занимаешься самоанализом, то следует быть честным и перед самим собой, и перед читателями. В противном случае книга об истории, теории и практике психоанализа теряет смысл. Спустя какое-то время после написания и опубликования работы «Толкование сновидений» Фрейд не советовал повторять свой опыт, поскольку анализ и последующее изложение собственных сновидений требуют откровенности и честности, что может обернуться против того, кто это делает. Разумеется, каждый аналитик по-своему решает, следует ли ему внять этому совету или поступить так, как считает нужным. Большинство психоаналитиков предпочитает говорить о сновидениях своих пациентов и умалчивать о собственных сновидениях. Это их право, тем более, что часто взаимоотношения между психоаналитиками таковы, что, обладая психоаналитическими знаниями и имея навыки терапевтической работы, они смотрят друг на друга с позиций врач-пациент, находят в своих коллегах симптомы психических заболеваний и не прочь использовать материалы учебного анализа или какие-либо откровения, включая сновидения, в качестве подтверждения того диагноза, который они поставили коллеге. Я же "предпочитаю заниматься своим делом и исхожу из того, что, приняв решение публиковать работу по истории, теории и практике психоанализа, не стоит идти на поводу внутреннего сопротивления и намеренно отказываться от возможности быть самим собой. Из всего вышеизложенного нетрудно понять, что толкование сновидений, особенно своих собственных, точно так же, как и его восприятие, может вызывать такое сильное сопротивление, в результате которого раскрытие смысла сновидения и познание бессознательного оказываются непосильной задачей для человека, не знакомого с психоанализом. Вот почему следует, на мой взгляд, со всей серьезностью отнестись к психоаналитическому методу и технике толкования сновидений, даже если первоначальное знакомство с ними у кого-то вызовет внутренний протест против тех психоаналитических идей, которые покажутся явной нелепостью с точки зрения рационального мышления и нравственного сознания. Особенно это касается внутреннего сопротивления, связанного с восприятием или, точнее, неприятием психоаналитического понимания символической деятельности бессознательного в сновидениях, имеющей отношение к сексуальности. Согласно Фрейду, искажающая деятельность сновидения осуществляется благодаря цензуре, направленной против непристойных, аморальных, асоциальных бессознательных желаний человека. Но цензура — это не единственное, что затемняет сновидение и затрудняет обнаружение его подлинного смысла. Есть еще нечто такое, что также способствует маскировке мыслей сновидения и затрудняет открытое проявление в нем непристойных бессознательных желаний. Речь идет о символике, которая, с точки зрения Фрейда, является, быть может, наиболее примечательной частью психоаналитических воззрений на сновидения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |