КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Промахи пациентов и аналитика
В психоаналитической практике нередко бывают случаи, связанные с опозданием пациента на очередной аналитический сеанс или с пропуском его. Как правило, пациенты находят различного рода рациональные объяснения того, почему это произошло. Они ссылаются на объективные обстоятельства, непредвиденные происшествия, не от них зависящие события. Однако в большинстве случаев оказывается, что за опозданиями или пропусками аналитической сессии скрываются глубинные мотивы самих пациентов, предопределяющие те или иные события, а также различного рода ошибочные действия. Так, молодая женщина, впервые идущая ко мне на прием, приходит не к началу, а к концу аналитического сеанса. Накануне мы по телефону договорились о времени встречи. Я подробно рассказал, как лучше добраться ко мне от соответствующей станции метро. Женщина записала адрес дома, маршрут следования и те достопримечательности, которые могли бы помочь ей сориентироваться в поисках нужного дома. Она вышла пораньше из своего дома, чтобы был достаточный запас времени до начала встречи. И тем не менее она опоздала на 40 минут. Как потом выяснилось, женщина вышла на соответствующей станции метро, посмотрела на нумерацию домов, но неожиданно для себя почему-то пошла в обратную сторону. Времени было достаточно, чтобы усомниться в правильности выбранного ею маршрута и, обнаружив свою ошибку, изменить направление следования. Но она упорно шла в противоположном направлении. И только когда стало ясно, что она уже опоздала, как бы спохватившись, она изменила свой маршрут и пошла в нужном направлении. В данном случае ошибочное действие объясняется тем, что первый визит к психоаналитику не может не сопровождаться различного рода волнениями и переживания-
g
ниями с девушкой, ее бессознательное проделало так., Должен сказать, что наше собственное бессознатель*! ное подчас проделывает такие удивительные «выкрутасы»,! что оно не только подводит нас к свершению различного! рода ошибочных действий, но и ведет к поразительным] творческим находкам. Я сам неоднократно убеждался в| удивительной способности своего бессознательного легко! и свободно осуществлять такую работу, которая дается с | трудом и напряжением в том случае, когда подключается^ сознание. Причем в результате искусной работы бессозна-i тельного может возникнуть неожиданная для самого себя двусмысленность, граничащая одновременно с ошибоч-; ным действием и творческим созиданием. Так, однажды, ко дню Восьмого марта я писал поздравление коллеге, проходящей у меня личный анализ. Поскольку чаще всего я предпочитаю делать это в поэтической форме, то и в тот раз на поздравительной открытке были написаны мною от руки стихи, которые представляли собой несколько четверостиший. Не буду приводить их полностью, поскольку суть не в самих стихах, а в том, какую шутку сыграло со мной бессознательное. Начало поздравления звучало так: За окном стучится весна, Манит снова запах лесной. Если, Люба, тебе не до сна, Я тебя поздравляю с весной! Я написал поздравление, перед Восьмым марта, когда была очередная сессия, поздравил проходившую личный анализ коллегу с весенним праздником и передал ей открытку. Каково же было мое удивление, когда на следующей сессии она мне сказала: «Значит, я по-вашему змея!». Вначале я не мог ничего понять, так как ничего подобного ей не говорил. Но еще больше я удивился тому, когда она обратила мое внимание на начальные буквы каждой строки четверостишья, из которых, если читать их по вертикали, как раз и сложилось слово «змея». Одно время я увлекался написанием акростихов, когда из начальных букв стихотворения можно было составить имя и фамилию че- ловека. Примерно год тому назад я подарил коллеге акростих, написанный по случаю одной праздничной даты. Видимо, это и послужило причиной того, что она смогла прочитать по вертикали то, что обычно не бросается в глаза. Когда я писал поздравление с весной, то у меня и в мыслях не было прибегнуть к акростиху. Но бессознательное, действительно, сыграло со мной такую шутку, которая в принципе могла бы привести к далеко идущим последствиям. Можно себе представить, какую обиду могла бы затаить женщина на мужчину, который сравнивает ее со змеей! Причем он говорит это не вслух, а выска-, зывает в завуалированной форме. Разумеется, змея может восприниматься в качестве символа мудрости, здоровья. Но чаще всего обыденные представления о змее вызывают ассоциации негативного характера, типа «подколодная змея». Аналитические отношения могут даже усугубить ситуацию, поскольку анализируемый человек раскрывает перед аналитиком свои тайны, доверяет ему и* вдруг обнаруживает, что аналитик в душе считает его змеей. К счастью, ранее мы с коллегой проработали много различных вопросов, связанных с тайнами анализируемого, откровением, доверием друг к другу и поэтому у нее не осталось какого-либо неприятного осадка по поводу обнаруженного слова «змея». Более того, как вскоре выяснилось, коллеге даже понравилось сравнение со змеей. Но мне самому пришлось прибегнуть к самоанализу, чтобы убедиться в том, что ни на сознательном, ни на бессознательном уровне я не воспринимаю коллегу в качестве змеи. Мы вместе выявляли те или иные ее черты характера, склонности, привязанности, образ мышления и поведения. Мы вместе использовали разные метафоры для характеристики отдельных черт характера. Однако среди них не было ассоциаций со змеей. Да и у меня самого ни разу не возникало подобное сравнение. Правда, у коллеги были сновидения, в которых фигурировали змеи. Но это, на мой взгляд, не имело отношения к тому, что обнаружилось при написании стихов. Единственный, пожалуй, мотив такого непреднамеренного действия с моей стороны состоял в том, что мое бессознательное подготовило новое испытание для проверки на прочность наших с коллегой аналитических отношений, поскольку некоторые ее друзья счита-
ли, что пора прекращать затянувшийся анализ, который давно вышел за рамки часов, отведенных на него обязательной учебной программой. И можно только лишь поражаться тому, какие возможности таит в себе бессознательное, затягивающее человека в круговорот ошибочных действий и подвергающее его все новым и новым испытаниям. Вспоминаю другой случай, не потребовавший глубокого анализа, поскольку мотив, лежащий в основе моего собственного промаха, лежал на поверхности. Я ожидал прихода пациентки. В назначенное для ее приема время раздался зуммер домофона. Подняв трубку и услышав голос пациентки, я автоматически сказал «пожалуйста» и повесил трубку, не нажав на кнопку, дающую возможность открыть входную дверь и тем самым пропустить пациентку в дом. Уверенный втом, что пациентка уже поднимается налифте, я поспешил в рабочий кабинет, чтобы выключить компьютер. В это время снова раздался зуммер домофона. Я вновь поднял трубку и услышал голос пациентки: «Извините, но что-то не сработало». Только тогда я понял, что бессознательно допустил именно такой промах, который впервые совершил в своей аналитической практике. Разумеется, у меня были и иные оплошности, которые становились предметом самоанализа. Но ни раньше, ни позднее в ответ на зуммер домофона мне не приходилось класть трубку таким об- ~-Ц разом, чтобы пациент не мог попасть в подъезд дома. Пока пациентка поднималась ко мне на лифте, я осоз- | нал, что произошло. Дело в том, что в последние два месяца аналитическая работа с данной пациенткой не только не устраивала меня, но и казалась бессмысленной. Неоднократно я ловил себя на том, что, в отличие от других пациентов, эта пациентка ни в эмоциональном, ни в интеллектуальном отношении мне не интересна. Бывают такие случаи, когда аналитик испытывает скуку от общения с пациентом. И хотя, как говорится, работа есть работа, тем не менее аналитик скорее отдаст предпочтение сложному, но интересному случаю, чем такому, который своей невыразительностью не затрагивает его. Это как раз и был тот случай, который не представлял для меня ни исследовательского, ни терапевтического интереса. Проблема, с которой пациентка обратилась ко мне, получила частичное разрешение. Через две недели пациентка должна была по-кинуть Россию. Ее самочувствие не вызывало опасений. Мысленно я уже расстался с пациенткой. Поэтому не было ничего неожиданного и удивительного в том ошибочном действии, которое было совершено мною в данном конкретном случае. Другое дело, что этот промах заставил меня задуматься над своими собственными чувствами и мобилизовать внутренние силы для осуществления терапевтической работы. Психоаналитический подход к ошибочным действиям основывается на исследовательской установке, согласно которой необходимо не столько описывать и классифицировать всевозможные промахи человека, сколько выявлять и анализировать их с точки зрения проявления борьбы, сшибок и столкновений между внутрипсихическими силами и тенденциями. Тем самым психоанализ ориентируется не на статическое, а на динамическое понимание психических явлений. Противоположные силы, стремления и тенденции настолько часто действуют в психике человека, что ошибочные действия становятся важной составной частью его жизни. И коль скоро, с точки зрения психоанализа, разнообразные ошибочные действия человека не являются случайными и, как правило, имеют вполне определенную мотивацию, то тем самым сужается сфера значимости случайности как таковой. То, что раньше приписывалось целиком и полностью случаю, теперь подлежит осмыслению под углом зрения действенности бессознательных влечений и желаний человека. В этом плане по-новому могут быть рассмотрены и те несчастные случаи, которые сопровождаются телесными повреждениями и даже ведут к смертельному исходу. В одном из предшествующих разделов я попытался выявить мотивы того несчастного случая, который произошел с Фрейдом в ранние годы его жизни. Не буду повторять сказанного выше. Единственное, пожалуй, что следует подчеркнуть, так это распространенный характер таких несчастных случаев, в основе которых лежит бессознательное стремление к самоповреждению и самоуничтожению. Другое дело, что в своем подавляющем большинстве подобные несчастные случаи воспринимаются окружающими людьми и самим пострадавшим как нечто неожиданное и не имеющее под собой никаких разумных оснований. На самом деле, наряду с сознательными самоубийствами существуют такие попытки бессознательного самоуничтожения, которые завершаются самоповреждением. При этом самоповреждение в качестве ошибочного действия оказывается ничем иным, как компромиссом
между самоуничтожением и силами, поддерживающими жизнь человека. Один из моих пациентов, мужчина тридцати двух лет, рассказал о том, что в детстве, месяц спустя после того, как начал ходить в школу, с ним произошел несчастный случай. Бегая со своими сверстниками на улице, он упал, ударился об острый камень и сломал ногу. После этого ему пришлось долгое время лежать дома в гипсе, и только по прошествии нескольких месяцев он смог пойти снова в школу. Вспоминая этот инцидент, пациент рассказывал о том, какой заботливой была его мама в то время, как они с ней делали уроки, чтобы не отстать от других первоклашек, и каким он был счастливым, несмотря на все неудобства^связанные с гипсом и невозможностью самостоятельно передвигаться по квартире. Создавалось впечатление, что пациент нисколько не жалел о том, что в детстве сломал ногу. Правда, он сетовал на ограничения, которые впоследствии дали знать о себе,. поскольку ему долгое время не разрешали участвовать в подвижных играх со сверстниками, и это наложило отпечаток на его общую физическую подготовку. Однако его воспоминания о несчастном случае не сопровождались какими-либо сожалениями по поводу перелома ноги в детстве. Скорее, напротив, в них звучали некая теплота, связанная с заботой матери, и даже сожаление по поводу того, что позднее ему не уделялось достаточного внимания со стороны родителей, особенно со стороны матери, которая, будучи поглощенной своей работой, поздно приходила домой. Когда я обратил внимание пациента на то, что он связывает перелом ноги со счастливыми днями своей жизни, то он решительно возразил против такой трактовки. Он говорил о боли, которую испытал во время несчастного случая. Вспомнил о тех неудобствах, которые были связаны с хождением в туалет. Но еще более решительно он отверг мое допущение, что его несчастный случай мог быть непредумышленным самоповреждением, компенсирующим его какое-то скрытое желание. Скажем, желание во что бы то ни стало удержать свою мать возле себя, иметь возможность постоянно общаться с ней и получать от нее необходимую ему ласку. Время от времени я возвращался к рассмотрению тех событий жизни пациента, которые предшествовали несчастному случаю. Он довольно неохотно вспоминал различные эпизоды из его детства. Чаще всего говорил о том, что практически ничего не помнит. Правда, он рассказал о том, что никак не хотел идти в школу, и первые дни учебы воспринимались им отнюдь не в розовом свете. При этом пациент сам высказал соображение, что, возможно, перелом ноги был связан с его нежеланием посещать школу. Судя по тому, как он обсуждал этот вопрос, создавалось впечатление, что подобное объяснение несчастного случая его вполне устраивает. Я не настаивал на каком-то ином объяснении, сказав, что оно допустимо, но не исключает чего-то другого, о чем, возможно, он сам имеет представление. Прошло два с половиной месяца, и однажды сам пациент вновь заговорил о несчастном случае, имевшим место в его детстве. Он встретился со своей матерью, которая жила в другом городе, и расспросил подробности, связанные с детской травмой — переломом ноги. Она поведала ему о том, что очень переживала за него и испытывала чувство вины за тот несчастный случай. Оказывается, за несколько дней до перелома ноги вечером в ее присутствии сын играл с котенком, бегал за ним по квартире и, несмотря на предупреждения матери не делать этого, никак не мог остановиться. Он настолько был возбужден, что при очередной попытке поймать котенка упал, задел ногой журнальный столик, на котором стояла хрустальная ваза, и разбил ее. Хрустальная ваза была памятным подарком для матери. Она чуть было не расплакалась, в гневе больно отшлепала сына, поставила его в угол и сказала, что он будет стоять в углу всю ночь. Потом через какое-то время мать успокоилась и вслух произнесла, что, если сын не попросит прощения, то ему, действительно, придется стоять в углу до утра. История завершилась тем, что, так и не попросив прощения, мальчик уснул уже не стоя, а сидя в углу, и матери пришлось переносить его на кровать. Несколько дней мать не разговаривала с сыном, который замкнулся в себе. А еще через несколько дней произошел несчастный случай — мальчик сломал ногу. Пациент со слов матери пересказал эту историю, о которой имел смутное представление. Правда, он вспомнил, что вроде бы, действительно, совершил что-то плохое, но что именно — не помнил. Потом была какая-то обида на мать. И наконец, он вспомнил, что хотел умереть, чтобы мама и все знакомые плакали оттого, что его уже нет в жи-
вых. В свете этого происшедший с ним несчастный случай как раз и может быть воспринят в качестве бессознательного намерения к самоуничтожению, замещенного в конечном счете не менее бессознательным самоповреждением. В результате подобного несчастного случая было убито сразу как бы два зайца. С одной стороны, мальчик вновь обрел любовь матери, причем даже в большей степени, чем это было раньше, поскольку ей пришлось взять отпуск по уходу за больным ребенком. С другой стороны, он избавился от необходимости ходить в школу, которая с первых дней ее посещения ему не понравилась. С точки зрения психоаналитического понимания, происшедший с мальчиком несчастный случай оказался закономерным результатом бессознательного желания смерти как наказания матери и искупления своей собственной вины перед ней. Интересно отметить то обстоятельство, что мальчик сломал именно ногу, а не руку. Во время бурной игры с котенком он ногой задел журнальный столик, в результате чего разбилась хрустальная ваза. Во время игры со сверстниками он упал и подвернул ногу. Это перекликается с историей, рассказанной Фрейдом на страницах работы «Психопатология обыденной жизни», согласно которой, выпрыгнув из экипажа, женщина сломала ногу, тем самым как бы искупая вину за танец, не одобренный ее мужем [8. С. 271—272]. Я бы не удивился, если бы оказалось, что пациент в детстве сломал именно ту ногу, которой он нечаянно во время падения на пол задел за журнальный столик, в результате чего разбилась хрустальная ваза. Но пациент не помнил самого эпизода и поэтому не знал, какая нога повинна в том, что ваза разбилась, а его мать тоже ничего не могла сказать по этому поводу, так как, находясь в квартире, тем не менее не была свидетельницей непосредственного падения вазы и прибежала в комнату, услышав звон разбитого хрусталя. Но, как показывает практика самоанализа и психоанализа, наше бессознательное столь искусно и ловко обращается с нами, что просто не перестаешь удивляться его виртуозной работе. Мое собственное бессознательное написание акростиха со змеей — наглядный тому пример. 7. В недрах художественного творчества Образные примеры ошибочных действий находят свое отражение в художественной литературе. Выдающиеся писатели и поэты не раз пользовались таким приемом, когда в их произведениях герои совершают обмолвки, наглядно демонстрирующие подлинные мотивы их мышления, поведения. В своих работах Фрейд привел несколько примеров подобного рода. В частности, в «Психопатологии обыденной жизни» он сослался на «Валленштейна» Шиллера, где в одном из разговоров между двумя действующими лицами имела место обмолвка, когда Октавио хотел сказать, что нужно идти «к нему», к герцогу, но, в глубине души мечтая о дочери Валленштейна, оговорился и произнес «к ней». Во «Введении в психоанализ. Лекции» Фрейд, ссылаясь на Отто Ранка, обнаружившего тонко художественно мотивированную и технически блестяще использованную оговорку, привел пример из «Венецианского купца» Шекспира. Он'воспроизвел сцену, когда Порция пыталась успокоить влюбленного Бассанио, которому предстояло осуществить выбор одного из трех ларцов. От этого выбора зависело, сможет ли Порция выйти за него замуж. Обращаясь к Бассанио и испытывая двойственность чувств, связанных с желанием подсказать ему нужный ларец и данной отцу клятвой не делать этого, Порция произносит: Две половины у меня: одна Вся Вам принадлежит; другая — Вам... Мне — я сказать хотела; значит Вам же, — Так Ваше все!.. Обращая внимание на то, как ловко Порция вышла из создавшегося вследствие ее оговорки положения, Фрейд подчеркнул: «Так мыслитель, далекий от медицины, иногда может раскрыть смысл ошибочного действия одним своим замечанием, избавив нас от выслушивания разъяснений» [9. С. 22]. Приведу, на мой взгляд, замечательный пример ошибочных действий, содержащийся в художественной литературе. Я с удовольствием узнал о нем из небольшой работы, подготовленной одной из студенток Института психоанализа. Дело в том, что, читая курс по истории и теории
психоанализа в данном Институте, я предлагаю студентам написать работу по ошибочным действиям. Это является обязательным заданием для всех студентов, которые, как правило, приводят и анализируют свои собственные промахи. Для анализа ошибочных действий разрешается и рекомендуется пользоваться примерами, почерпнутыми из художественной литературы. Не так часто, но студенты, действительно, находят интересные литературные сюжеты, в которых писатели и поэты используют ошибочные действия в качестве иллюстрации психологии мышления и поведения героев своих произведений. Так, в одной из студенческих работ было обращено внимание на роман Диккенса «Холодный дом», в котором героиня Эстер в своем отзыве о муже недавно вступившей в брак ее подруге Кедди сказала, что «он, как всегда, такой противный.., то есть такой милый». Пример же, который особенно привлек мое внимание, взят из рассказа Чехова «Дипломат». В студенческой работе был не только приведен этот пример, но и осуществлен авторский анализ ошибочных действий. Впоследствии я рекомендовал эту работу к печати, и она была опубликована в журнале «Архетип», так что при желании читатель может обратиться к данному источнику [10. С. 153]. В данном тексте я приведу лишь содержание рассказа Чехова, в котором с изящной иронией изображено то, как герой рассказа пытается выйти из трудного для себя положения и, не осознавая того, совершает одно за другим ошибочные действия. В рассказе Чехова «Дипломат» идет диалог между двумя чиновниками. У одного из них, Кувалдина, умерла его бывшая жена. Находясь в разводе, он не знал о ее смерти. Его знакомые решили сообщить ему об этом несчастье и возложили столь не простую миссию на его близкого друга Пискарева. При этом они дали ему наставление, чтобы он не сразу говорил своему другу о смерти жены, а осторожно | и постепенно подготовил его к этому печальному известию. Пискарев приходит к Кувалдину, и между ними завязывается следующий разговор: — Здорово, голубчик! Шел, знаешь, мимо и думаю: а ведь здесь — Посидите, Аристарх Иванович... Я работу через часик кончу,
— Пиши, пиши... Я только два словечка скажу... Душно у вас — В нашем разрыве я виноват, а не она, — вздохнул Кувалдин. — Оставь, пожалуйста! Знаю я ее! Злющая, своенравная, лукавая! — То есть как в покойнице? — сделал большие глаза Кувалдин. — Да нешто я сказал: в покойнице? — спохватился Пискарев, — Послушайте, Аристарх Иванович... — побледнел Кувалдин. — — То есть кто умерла? Никто не умирал, а только не любил я ее, — Да она умерла, что ли? Аристарх Иванович, не мучайте меня! — Кто тебе сказал, что она померла! Поди, полюбуйся — живехо — Какую панихиду?
— Панихиду-то? То есть... никакой панихиды не было, что это я — Миша, да ты в своем уме! Ведь не умерла же еще! Кто тебе ска Вся эта часть юмористического рассказа Чехова построена на постоянных оговорках одного из действующих лиц. Именно эти оговорки придают рассказу юмористический характер, и читатель не воспринимает сообщение о смерти в качестве драмы и трагедии. Писатель использует литературный прием, благодаря которому оговорки не только смягчают известие о смерти близкого человека, но и превращают драму и трагедию в некое подобие комедии. Художественными средствами Чехов изящно и непринужденно продемонстрировал тонкую работу бессознательного, превратившую суровую правду жизни в юмористическое восприятие читателем того, как трагедия смерти может воздействовать на человека и каким образом столкновение между собой
разнонаправленных внутрипсихических тенденций; приводит к ошибочным действиям, совершаемым чело-' веком помимо его воли и желания. Рассказ Чехова иллюстрирует, пожалуй, наилучшим образом мысль Фрейда о том, что ошибочные действия представляют собой своего рода компромиссы, свидетельствующие о частичных удачах и неудачах противостоящих друг другу намерений. Неприемлемое для сознания намерение подавляется, но его подавление далеко не всегда оказывается полным, в результате чего оно не может всецело проявиться и в то же время оставаться таким, чтобы не дать знать о себе в какой-либо форме. «Психоаналитическое объяснение промахов, — писал Фрейд, — приводит к незаметному изменению образа мира, как бы малы не были рассматриваемые явления» [11. С. 10]. Возможно, это слишком сильно сказано, если иметь в виду образ природного и социального мира как такового. И мир, и его образ действительно изменяются под воздействием человеческой деятельности. И все же Фрейд имел в виду скорее всего то, что психоаналитическое объяснение ошибочных действий способствует переосмыслению взглядов на соотношение между причинностью и случайностью и, следовательно, изменению образа мира, с точки зрения сужения рамокдействия случая. Но не вызывает сомнения то, что психоаналитическое понимание ошибочных действий привело к изменению образа человека как исключительно сознательного существа. В этом, на мой взгляд, состоит заслуга Фрейда, наглядно продемонстрировавшего возможности психоанализа при работе с эмпирическим материалом, включающим в себя реалии бессознательного психического. Ошибочные действия — это одна из трех сфер, где бессознательное заявляет о себе в своих конкретных проявлениях и где можно не только фиксировать его, но и работать с ним. Сновидения являются второй, не менее, а быть может, более важной сферой деятельности человека, в недрах которой бессознательное во весь голос заявляет о себе. Поэтому, после разбора ошибочных действий можно приступить к непосредственному рассмотрению психоаналитического понимания и толкования сновидений. Глава 10 СНОВИДЕНИЯ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ 1. Возвращение к древней традиции Примерно треть своей жизни человек проводит не в бодрственном состоянии, а во сне. Казалось бы, столь значительное во временном отношении состояние человека должно вызывать особый интерес у ученых. И тем не менее, сны и сновидения не привлекают к себе внимание многих исследователей, считающих, что существуют более достойные для научного изучения объекты и процессы. Более того, широко распространено мнение, что толкование сновидений — это удел людей, не имеющих никакого отношения к научному знанию и подвизающихся на ниве различного рода гаданий и предсказаний, нередко граничащих с шарлатанством. Поэтому, на первый взгляд, кажется довольно странным, что Фрейд как исследователь и врач, претендовавший на научное познание человека и использовавший свои знания при лечении нервнобольных, вдруг обратился к сновидениям, которые не отличаются ни ясностью своего объекта, ни строго логическими критериями их осмысления, ни общепризнанными и поддающимися эмпирической проверке результатами их интерпретации. Однако, несмотря на сомнительность, с точки зрения строго научного знания, и на возможность подорвать свой авторитет в глазах сообщества медиков, Фрейд не только посвящает свой первый фундаментальный труд сновидениям и их интерпретациям, но и рассматривает его в качестве единственного и достойного увековечивания вклада в мировую сокровищницу знаний о человеке. Это само по себе говорит уже о многом. Во всяком случае понимание истории, теории и практики психоанализа вряд ли возможно без осмысления того, что было сделано Фрейдом в области изучения сновидений и их толковании.
Нельзя сказать, что до Фрейда никто не обращался [ рассмотрению сновидений. Напротив, существовал! давняя традиция, согласно которой сновидениям при! давалось большое значение. Так, в древности сновиде| ния воспринимались в качестве таинственных посла! ний, значимость которых для человека оценивалась ^ сьма высоко. В них усматривали знаки будущего и раз*| личного рода предостережения. Стоило человеку уви! деть в сновидении угрозу его собственной жизни, как т> же по пробуждении он мог предпринять все для того| чтобы исключить подобный исход. Аналогичное отно-| шение было и к сновидениям других людей. Известно^ что один римский император приказал казнить своег подданого только за то, что тому приснился сон, в кото^ ром он отрубил голову императору. Разумеется, далеко не каждый человек был способе!1 увидеть в своем сновидении знаки будущего. Но толкова^ тели сновидений находили в них различные предзнамено-* вания. Сами толкователи сновидений высоко почитались и, фактически, многие правители держали при себе л» дей, чье основное занятие состояло в истолковании сновидений. Оттого, как истолковывалось то или иное снови* дение правителя, подчас зависела судьба народов, поско-1 льку принимаемые решения, будь то военный поход, связанный с завоеванием чужих земель, сооружение пирам» или передача наследования, нередко непосредственно соотносились с трактовкой сновидения. Известно, например, что в свите Александра Македон-1 ского всегда были знаменитые толкователи сновидений,! которые оказывали воздействие на принимаемые им ре-| шения по завоеванию земель и народов. По свидетельству Артемидора из Далдиса, оставившего после себя один из| первых трудов по сновидениям, завоевание города Тира,! жители которого столь успешно оборонялись против| войск чужеземцев, что Александр Македонский подумывал о снятии осады, было предопределено соответствую-! щим толкованием сновидения. Во время осады непокор-1 ного города царю приснился сон с пляшущим на его щите! сатиром. Проснувшись, Александр Македонский расска-1 зал толкователю сновидений Аристандру об увиденной им ] во сне картине с пляшущим.сатиром. Тот истолковал сно-' видение в качестве предзнаменования триумфальной* победы над осажденным городом, поскольку пляшущий на щите сатир означал, по его мнению, нечто иное, как указание на то, что «са-тир» означает «твой Тир». Вдохновленный подобным истолкованием своего сновидения, Александр Македонский принял решение, в соответствии с которым было подготовлено и осуществлено новое наступление на осажденный город. Наступление войск было успешным, и город Тир был завоеван Александром Македонским. У древних народов всегда было почтительное отношение к толкованию сновидений. Искусство их толкования считалось уделом избранных, наделенных особым даром предвидения. Однако со временем античное толкование сновидений уступило место иным предсказаниям, а с развитием научного знания оно вообще оказалось преданным забвению. Кое-где сохранившийся интерес к сновидениям и их толкованию стал ассоциироваться с суеверием и шарлатанством. Это не означало, что сновидения как объект исследования вообще не привлекали внимание исследователей последующих столетий. В XIX веке существовали работы, посвященные рассмотрению сновидений. Однако, как правило, отдельные работы о сновидениях относились или к философскому их осмыслению или * физиологическому их объяснению. Наука в лице физиологии вновь обратила внимание на сновидения. Появились экспериментальные исследования, целью которых стало определение влияния физических воздействий на содержание сновидений. Но идущая с древних времен традиция по искусству толкования сновидений оказалась прерванной. Заниматься толкованием сновидений стало считаться делом зазорным и недостойным. Во всяком случае, если ученые и медики и уделяли внимание рассмотрению сновидений, то это делалось с целью подчеркивания тех негативных процессов и состояний, которые наблюдались у спящего человека, по сравнению с его бодрствованием. Издревле существовали различные, часто противоположные друг другу точки зрения на сновидения. Согласно одной из них, сновидения являются божественными по своему происхождению. Согласно другой, сновидения — это порождения дьявола. Те, кто придерживался первой точки зрения, считали, что сновидения ниспосланы спящему свыше и служат предостережением или предсказанием будущего. Для тех, кто разделял вторую точку зре-
ния, сновидения воспринимались в качестве искушени* которому подвергался сновидящий со стороны дьявола И в том, и в другом случае сновидения рассматривались Щ точки зрения их сверхъестественного происхождения! Правда, с развитием научного знания стали появляться работы, в которых высказывалась мысль, что сновидени* не являются чем-то сверхъестественным, а представля* собой результат внутренней работы души. В исследований ях XIX века учитывались различные источники возникновения сновидений. Обращалось внимание на такие источи! ники сновидений, как внешние (объективные) и внутрен*! ние (субъективные) чувственные раздражения, внутрен4 ние физические (органические) и чисто психические ра竧 дражения. Однако и в этом случае толкование сновидений по-прежнему рассматривалось как занятие, не достойнс серьезного внимания ученого и врача. В отличие от многих своих современников, изучав-| ших сновидения с физиологической точки зренияМ Фрейд прежде всего задался целью показать, что снови-|| дения доступны толкованию. Но тем самым он поставил! себя в довольно двусмысленное положение. С одно* стороны, рассматривая психоанализ как науку, Фрейд! предпринял такую попытку осмысления сновидений;! которая могла бы быть отнесена к научному знанию;] С другой стороны, выдвигая постулат о том, что сновидения доступны толкованию, он фактически порывал с| предшествующими научными теориями, согласно кото-| рым сновидения являются соматическим, а не душев-| ным актом, и, следовательно, проблема толкования их| не может считаться научной. Понимая двусмысленность своего положения, Фрейд! все же предпочел следовать обыденным представлениям о-| сновидениях как имеющих важное значение в жизни чело-' века. При этом он исходил из того, что, подобно ошибоч- ] ным действиям, сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни людей. В этом отношении Фрейд как бы отошел от предшествующих науч-1 ных концепций, авторы которых не придавали значения смыслу сновидений, и вернулся к древней традиции, в соответствии с которой толкование сновидений представлялось важным и необходимым для человека. По этому поводу он писал: «Если ошибочные действия могут иметь смысл, то и сновидения тоже, а ошибочные действия в очень многих случаях имеют смысл, который ускользает от исследования точными методами. Признаем же себя только сторонниками предрассудков древних и простого народа и пойдем по стопам античных толкований сновидений» [1. С. 53]. Казалось бы, возвращение к древней традиции, к античному толкованию сновидений должно было означать своего рода регресс по сравнению с научными исследованиями сновидений, имевшими место во второй половине XIX века. Когда в 1900 году был опубликован, посвященный сновидениям, труд Фрейда, то в медицинском мире именно так и было воспринято его обращение к толкованию сновидений. И это было бы справедливо, если бы Фрейд, действительно, пошел по стопам античных толкователей сновидений, в точности воспроизводя и копируя те методы толкования, которые использовались в древнем мире. Но в том-то и дело, что, возвращаясь к античной традиции, он попытался по-новому подойти к толкованию сновидений. Возвращение к традиции прошлого сопровождалось реабилитацией значимости сновидений как таковых. Толкование сновидений стало восприниматься вновь как выявление их смысла. Однако при рассмотрении сновидений и их толковании Фрейд избрал иной путь, чем это имело место в древности. 2. Методы толкования сновидений Если в древнем мире сновидения рассматривались с точки зрения их божественного или дьявольского происхождения, то Фрейд подходил к осмыслению сновидений с позиций их психического источника возникновения и содержания. Если предшествующие толкователи сновидений усматривали в сновидениях знаки будущего, то Фрейд исходил из того, что в них находят свое отражение, в первую очередь, смыслозначимые состояния и влечения далекого или недавнего прошлого. Если в древнем мире толкования сновидений основывались на интуиции и умении снотолкователей ориентироваться в трудной для себя ситуации, то Фрейд сделал ставку на использование такого метода толкования, которое, не обладая точностью эмпирических методик исследования, все же давало, на его
взгляд, возможность научного познания сновидений раскрытия их смысла. Начиная с древних времен широкое распространен» на уровне обыденного сознания получили два метода • кования сновидений. Первый метод может быть назван «символическим»! В соответствии с этим методом сновидение воспринимав ется в качестве целостного образования. Задача толкова-! ния заключается в том, чтобы содержание сновидения ка целого воспроизвести в других понятиях, доступных понимания тех, от кого ускользает содержательный смыс сновидения. Коль скоро сновидение воспринимается че|| рез призму знаков будущего, то символическое толкова| ние нацелено на поиск и изложение его смысла в перспек|§ тивном плане. Второй метод толкования можно назвать «расшифровы-1 ванием». Согласно этому методу, сновидение являете^ своеобразным шифром. Задача толкования состоит том, чтобы к этому шифру подобрать определенный! ключ, с помощью которвго на место каждого элемента шифра поставить иной значок, соответствующий подо-! бранному ключу, в результате чего сновидение оказыва-1 ется расшифрованным и доступным для понимания erbl смысла. Ключ к расшифровыванию — это сонник, в ко-| тором содержатся соответствующие значения, позволяю-! щие усматривать, скажем, за черным покрывалом гряду-1 щую смерть, за разбитой чашкой — ожидаемый развод, за| подъемом на вершину горы — предстоящую победу. При-| чем расшифровка осуществляется, как правило, с ориен-1 тацией на будущее. Фрейд считал, что символический метод толкования^ сновидений не отличается надежностью. Он слишком! субъективен, допускает произвол, и многое зависит от) того, насколько ловко им может оперировать снотолкователь. Достоинством метода расшифровывания являет-! ся то, что во внимание принимается не все сновидение! целиком, а составляющие его элементы. Это позволяет-находить отдельные значения элементов сновидения, но; используемые толкователями сонники не дают гарантии того, что будет выявлен действительный смысл сновидения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |