КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мелочи жизни
«Толкование сновидений» (1900) было первой фунда-ментальной работой Фрейда, в которой содержались важные психоаналитические идеи, получившие в дальнейшем свое развитие. «Психопатология обыденной жизни» (1901) — вторая из его наиболее крупных работ. В ней Фрейд обстоятельно рассмотрел те «мелочи жизни», те «отбросы мира явлений», которые чаще всего отвергались исследователями как недостойные внимания. Казалось бы, если следовать хронологическому порядку, то прежде всего надо было бы начать с разбора взглядов Фрейда на сновидения, а затем перейти к анализу ошибочных действий. Я же поступаю наоборот, меняя последовательность освещения психоаналитических идей, что, возможно, покажется нелогичным. Однако в том, что последовательность, раскрытия психоаналитических идей выстраивается в ряд «ошибочные действия — сновидения — невротические симптомы», есть своя логика, которая представляется оправданной и соответствующей исследовательскому духу Фрейда. Эта логика незамысловата, поскольку она следует принципу восхождения в процессе изучения от простого к сложному. Собственно говоря, данной логике придерживался и сам Фрейд. Не случайно в своих лекциях по введению в психоанализ он именно так и выстраивал изложение материала — от ошибочных действий через сновидения к общей теории неврозов. Кроме того, логика перехода от рассмотрения ошибочных действий к раскрытию представлений Фрейда о сновидениях и их толковании хронологически совпадает с его публикациями. Дело в том, что до выхода в свет «Толкования сновидений» в 1898 году он опубликовал небольшую статью «О психическом механизме забывчивости», содержание которой стало исходным пунктом его дальнейших рассуждений об ошибочных действиях, нашедших отражение в работе «Психопатология обыденной жизни». Стало быть, рассмотрение сперва ошибочных действий, а затем сновидений является оправданным и в хронологическом отношении. В статье «О психическом механизме забывчивости» содержались, фактически, некоторые результаты самоанализа Фрейда. Речь шла о том, что на примере, взятом из его собственной жизни, он подверг психологическому анализу в общем-то довольно распространенное в жизни человека явление — забывание какого-то имени и неверное припоминание его. Осуществление подобного анализа привело Фрейда к двум следствиям. Во-первых, он пришел к выводу, что, не являющаяся серьезным расстройством одной из психических функций, способность забывания собственных имен и их неверного припоминания допускает такое объяснение, которое выходит за пределы привычных представлений, связанных с тривиальными ссылками на невнимательность, рассеянность или усталость человека. Во-вторых, подобного рода «мелочи жизни» представляются важными и значительными с точки зрения понимания механизмов работы бессознательного, и, следовательно, они могут стать объектом психоаналитического исследования, способствующего раскрытию специфических характеристик и особенностей бессознательного психического. Отсюда — интерес Фрейда к психоаналитическому осмыслению ошибочных действий, результаты которого нашли свое отражение в работе «Психопатология обыденной жизни». Первое обращение Фрейда к серьезному, глубинному, выходящему за рамки поверхностных объяснений, анализу ошибочных действий было непосредственно связано с его самоанализом. Однажды он никак не мог вспомнить имя художника, автора известных фресок, расписанных в соборе небольшого итальянского города Орвието. Он знал имя этого художника, пытался его вспомнить, но вместо Синьорелли ему упорно приходили на ум два других имени — Боттичели и Больтраффио. Несмотря на все его старания отбросить оба имени как неверные и вспомнить настоящее имя художника, Фрейду никак не удавалось извлечь из своей памяти то, что, казалось бы, должно было
всплыть само собой. И только после того, как ему назвали^ настоящее имя художника, он с некоторой досадой на са* мого себя, но без каких-либо сомнений признал, что речь"| идет о Синьорелли. Для другого человека забывание имени художника и | неверное его припоминание скорее всего обернулось бы в худшем случае легкой досадой, незначительным переживанием по поводу своей плохой памяти, а в лучшем — при- | знанием недоразумения, на которое не стоит вообще обращать внимание. Но Фрейд, имевший опыт эпизодическо- | го и систематического самоанализа, отнесся к подобному инциденту со всей серьезностью, усмотрев за неприятным для него забыванием имени художника нечто такое, что заставило его задуматься над теми бессознательными процессами, которые совершались в глубинах его психики. В самом деле, в своих воспоминаниях Фрейд говорил о том, что с детства обладал феноменальной памятью и мог с легкостью сдавать экзамены по тем учебным дисциплинам, которые не вызывали у него особого интереса. Его знакомство с такими учебными дисциплинами ограничивалось беглым прочтением соответствующих учебников перед экзаменами, что оказывалось для него вполне достаточным, поскольку он был в состоянии воспроизводить перед экзаменаторами целые куски и даже отдельные страницы из прочитанного накануне. Лишь впоследствии, когда речь заходила об истоках возникновения психоанализа, он мог изредка ссылаться на случаи возможной крИптомнезии, так как из за обилия прочитанной в различные годы жизни литературы не мог вспомнить, что являлось его собственными оригинальными идеями^ а что было почерпнуто из философских, естественнонаучных и художественных книг. Надо полагать, что именно сочетание феноменальной памяти с имевшими место в его жизни случаями забывчивости заставило Фрейда обратить особое внимание на его собственные ошибочные действия. И действительно, посвятив свою исследовательскую и терапевтическую деятельность служению истине, он вряд ли мог обойти стороной те незначительные, но вместе с тем удивительные для него провалы памяти, которые требовали объяснения как с точки зрения самоанализа, так и в плане психоаналитического понимания бессознательного психического. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, начав со случая собственного забывания имени итальянского художника, он перешел к психоаналитическому объяснению различного рода промахов в своей жизни и ошибочных действий, совершаемых другими людьми. Не исключено, что само по себе забывание имени художника могло не вызывать у Фрейда повышенного интереса к провалам памяти. Разумеется, обнаружение у самого себя подобного рода промахов дело неприятное, тем более, что если всегда полагался на свою феноменальную память. Но в случае с Фрейдом значительную роль сыграло то обстоятельство, что он не просто забыл имя художника, но, обратившись к своей памяти, неожиданно обнаружил тщетность своих попыток, так как ему в голову приходили другие, замещающие имена, а не подлинное имя, которое он в принципе знал, но никак не мог вспомнить. Подобное неверное припоминание не вписывалось в привычные объяснительные конструкции, апеллирующие к рассеянности, усталости, несосредоточенности. Напротив, Фрейд прилагал все усилия к тому, чтобы вспомнить имя художника, но его феноменальная память выбрасывала на поверхность сознания совсем другие имена. Вот это как раз и требовало психологического анализа, выходящего за пределы расхожих физиологических объяснений. В процессе собственного анализа забывания имени художника и неверного его припоминания Фрейд восстановил в своей памяти события, темы разговора и сюжеты, предшествующие данному казусу. Он ехал с незнакомым, случайным попутчиком в Герцоговину. Во время ни к чему не обязывающего разговора с ним ре"чь зашла о путешествиях по Италии, и Фрейд спросил своего попутчика о том, не был ли он в Орвието и не видел ли знаменитые фрески художника... Фрейд хотел назвать имя этого художника, но не смог вспомнить его. Почему он не помнил это имя? Почему вместо Синьорелли в голове всплывали имена Боттичелли и Больтраф-фио? Фрейд восстановил в памяти тему, предшествующую разговору о путешествиях по Италии. Перед этим он беседовал со своим попутчиком о нравах и обычаях турок, живущих в Боснии и Герцоговине. Фрейд хотел рассказать о том, что боснийские турки высоко ценят сексуальное наслаждение и, если в случае заболевания оказываются несостоятельными в этом отношении, то впадают в отчаяние
и жизнь теряет для них всякую ценность, несмотря на привычное равнодушие к смерти. Но, не желая касаться разговоре с незнакомым человеком щекотливой темы oil сексуальности и смерти, он воздержался от подобного рас*Ц сказа. Одновременно Фрейд отклонил свое внимание от| мыслей, которые могли возникнуть у него в связи с этой:; темой, поскольку несколькими неделями раньше, во вре-v; мя пребывания в Трафуа узнал о том, что один из его пациентов, страдавший неизлечимой половой болезнью, покончил жизнь самоубийством. Восстановление в памяти всего того, что предшествовало забыванию имени художника, позволило Фрейду; придти к заключению, что это забывание не было случайностью. Имелись вполне определенные мотивы, побудившие его воздержаться от рассказа о нравах боснийских турок и исключить из сознания мысли, связанные с ассоциациями о полученном им известии в Трафуа о самоубийстве одного из его пациентов. Фрейд хотел забыть о прискорбном случае и вытеснить из сознания полученное им известие о самоубийстве пациента. Однако вместо забывания одного, он забыл совершенно другое — имя художника. Нежелание вспомнить одно обернулось неспособностью вспомнить другое. Пришедшие на память Фрейду замещающие имена Боттичелли и Больтраффио оказались своего рода компромиссом между тем, что он хотел вспомнить, и тем, что забыл. Попытка вытеснения из сознания темы, связанной с сексуальностью и смертью, оказалась таковой, что дала о себе знать в разложении имени Синьорелли на две составные части, включении последней из них (елли) в имя Боттичелли, утратой первой (синьор) и замещением ее путем смещения названий «Герцоговина» и «Босния», а также ассоциацией «Трафуа», в результате чего вместо подлинного имени художника в голове Фрейда возникли имена Боттичелли и Больтраффио. 2. В психике нет ничего случайного Осуществленный Фрейдом психологический анализ забывания и неверного припоминания имени художника позволил ему придти к таким выводам, которые легли в основу психоаналитического исследования разнообразных ошибочных действий, являющихся наглядным при- мером проявления вытесненного бессознательного в жизни человека. Один из этих выводов имел непосредственное отношение к его самоанализу. Так, по поводу собственных случаев забывания и ошибочного воспроизведе-. ния имен Фрейд писал: «Почти каждый раз, как мне случалось наблюдать это явление на самом себе, я имел возможность объяснить его именно указанным образом: как акт, мотивированный вытеснением» [1. С. 207]. Другой вывод касался общего положения, связанного с забыванием имен. Фрейд сформулировал его в достаточно осторожной форме, говоря о том, что «наряду с обыкновенным забыванием собственных имен встречаются и случаи забывания, которые мотивируются вытеснением» [2. С. 207]. И наконец, им был сделан еще один, пожалуй, наиболее важный для психоанализа, в целом, вывод, согласно которому исчезновение из памяти одного имени и замена его другим или другими не может восприниматься в качестве простой случайности. В обобщенной форме этот вывод сводился к одному из основополагающих психоаналитических утверждений Фрейда, а именно — в психике нет ничего случайного. В «Психопатологии обыденной жизни» Фрейд подробно рассмотрел те ошибочные действия, которые могут иметь место, проявляться и наблюдаться у каждого человека. Он выделил три группы подобных действий. Первую группу ошибочных действий составляют оговорки, обмолвки, описки, очитки, ослышки. Вторую — не длительное, а временное забывание имен, иностранных слов, словосочетаний, впечатлений и выполнение намерений. Третью — запрятывание предметов, затеривание вещей, совершение определенных ошибок-заблуждений, когда на какое-то время веришь чему-то, хотя знаешь наверняка, что это не соответствует действительности, а также целый ряд других явлений, включая симптоматические и, на первый взгляд, случайные действия. Особенность подхода Фрейда к рассмотрению ошибочных действий состояла в том, что его не удовлетворяли ранее предпринимаемые попытки объяснения этих явлений с физиологической или психофизиологической точки зрения. Он не отрицал того, что нарушение нормальной деятельности человека может быть вызвано физиологическими причинами, включая, например,- недомогание или нарушение кровообращения. Не отвергал он и того, что соответствующие нарушения могут быть связаны с психо-
10. Лейбин В. М. физиологическими причинами, типа усталости, рассеян-! ности или волнения. Вместе с тем, Фрейд исходил из того,! что существуют такие ошибочные действия, которые не-| возможно объяснить только физиологическими и психо~| физиологическими причинами. Так, нередко человек мо-| жет совершать ошибочные действия даже тогда, когда он| не испытывает никакого недомогания, не чувствует уста-| лости, не является ни рассеянным, ни взволнованным, i Напротив, человек может быть искл ючител ьно бодрым, пре- j дельно внимательным и сосредоточенным на чем-то конк-' ретном и в то же время совершать ошибочные действия. Если этим действиям давать физиологические и психо- ■ физиологические объяснения, тов этом случае действитель- \ но можно найти ряд подтверждений, но сами ошибочные^ действия будут восприниматься в качестве простой случай-;: ности или досадного недоразумения. Но на них можно посмотреть с психологической (психоаналитической) точки >; зрения, то есть попытаться разобраться в том, что происхо-' дит при совершении человеком ошибочного действия, почему он совершил именно его, а не другое и почему он совершил его именно таким образом, а не каким-то другим. Фрейд считал, что подобное видение ошибочных действий способствует пониманию того, что они не являются простой случайностью, и что кажущиеся, на первый взгляд, законо-мерзости на самом деле являются такими закономерностями, которые, будучи не понятыми с позиций психологии сознания, могут быть выявлены, исходя из признания бессознательного психического и наличия подавленного, вытесненного из сознания материала, остающегося тем не менее действенным и обусловливающим возникновение тех или иных промахов в жизни человека. Таким образом, психоаналитический подход к рассмотрению ошибочных действий не только ограничил физиологическое объяснение причин их возникновения, но и расширил границы возможного вторжения психологии в то, что Фрейд назвал психопатологией обыденной жизни. Тем самым, с одной стороны, был переброшен, мост между клиническим материалом, почерпнутым из терапевтической практики, и наблюдениями над нормальными людьми, совершающими ошибочные действия в повседневной жизни, а с другой — появилась возможность не только для объяснения причин возникновения разнообразных промахов, с точки зрения психологиче- ского знания мотивов поведения человека, но и для понимания того, что они являются полноценными психическими актами. По словам Фрейда, «психоанализу удалось доказать, что все эти вещи могут стать легко понятными, посредством чисто психологического объяснения, и существовать в уже известных взаимосвязях психологических явлений» [3. С. 6—7]. Психоаналитический подход к ошибочным действиям привел к довольно парадоксальной ситуации. В самом деле, с точки зрения физиологического и психофизиологического объяснения, разнообразные промахи человека оказываются действительно ошибочными действиями. Более того, даже с точки зрения психологии, правда, психологии сознания, промахи человека — это именно ошибочные действия. С позиций психоанализа все выглядит с точностью до наоборот. То, что обычно считается ошибочным действием, может быть рассмотрено в качестве удивительно правильного действия. Для психологии бессознательного промахи человека — правильные, правомерные действия с той лишь незначительной поправкой, что они возникли вместо чего-то другого, ожидаемого или предполагаемого. Поэтому в глазах психоаналитика ошибочные действия выглядят не только полноценными психическими актами, но и имеющими определенную цель, свою собственную форму выражения. И не только это. Для психоаналитика ошибочные, сточки зрения логики сознания, но правильные, с точки зрения логики бессознательного, действия человека имеют смысл и значение.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |