Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бодных ассоциациях и цензуре, является наглядным под­тверждением литературных истоков возникновения психоа­нализа. 3 страница




Фрейд не мог не обратить внимание на приведенное Альфредом фон Бергнером сравнение их (его и Брейера) исследовательского метода с поэтическим проникнове­нием в глубины человеческой психики. Через два года в одном из писем Флиссу он выскажет несколько сообра­жений о «Гамлете» Шекспира, а затем в различных своих работах будет неоднократно обращаться к его произведе­ниям, пока, наконец, не даст развернутую интерпрета­цию мотивов поведения и душевного состояния леди Макбет. Так, через клиническую практику (публикация случаев истерии) опосредованным образом (рецензия Альфреда фон Бергнера на книгу «Исследование исте­рии») Фрейд придет к психоаналитической интерпрета­ции художественных произведений, которые, в свою очередь, подтолкнут его к выдвижению психоаналити­ческих идей о совести, вине и раскаянии.

Не менее наглядным является другой, по исходным своим посылкам противоположный, пример, свидетель­ствующий о круговороте мыслительной деятельности Фрейда. Напомню, что при выборе им профессии врача определенную роль сыграл гимн о Природе Гете, услы­шанный молодым Фрейдом на одной из лекций профессо­ра Карла Брюля, которую он прослушал незадолго до вы­пускного экзамена в гимназии. Став врачом, он предпри­нял поиск новых методов исследования и лечения исте­рии, приведший его к возникновению психоанализа. За­тем на протяжении нескольких десятилетий Фрейд не то­лько лечил нервнобольных, но и занимался исследовани­ем истоков возникновения религии, нравственности, ку-


льтуры, а также осуществлял анализ художественных про­изведений.

В 1930 году Фрейду была присуждена одна из самых почетных литературных премий — премия Гете города Франкфурта-на-Майне. Уведомляя основателя психоа­нализа об удостоенной чести, Секретарь попечительно­го совета премии Гете доктор Альфонс Паке в своем пи­сьме Фрейду от 26 июля 1930 года писал: «Подобно тому, как, по Вашим собственным словам, самые ранние ис­токи Ваших научных исследований восходят к лекции о сочинении Гете «Природа», так и в последних работах присутствует оплодотворяемая Вашей манерой исследо­вания, словно бы мефистофелевская тяга к срыванию всех завес — неизменный спутник Фаустовой ненасыт­ности и благоговения перед таящимися в бессознатель­ном художественно-созидательными силами» [34. С. 362].

Что касается Фрейда, то в приветственной речи во франкфуртском Доме Гете, речи, прочитанной его доче­рью Анной Фрейд, он подчеркнул, что великий немецкий поэт «сам в некоторых случаях приближался к психоана­лизу, а в его представлениях было много такого, что мы с той поры сумели подтвердить, а некоторые взгляды, из-за которых нас подвергли критике и насмешкам, казались ему само собой разумеющими» [35. С. 296]. Так Фрейдом был очерчен путь от поэзии через психоанализ снова к вер­шинам художественного творчества, тайна которого, по его собственному признанию, не поддавалась психоана­литическому объяснению.

Наконец, необходимо иметь в виду, что выявление ис­токов возникновения психоанализа, сопровождающееся проведением параллелей между уходящими в глубь исто­рии естественнонаучными, философскими знаниями, по­этическими зарисовками, самопрозрениями и зарождаю­щимися психоаналитическими идеями Фрейда, совер­шенно не связано со стремлением во что бы то ни стало подорвать авторитет основателя психоанализа, обвинить его в сознательных или бессознательных заимствованиях, умалить значимость его учения о человеке, основные идеи которого в той или иной степени содержались в работах его предшественников. Ведь дело не только в том, кто пер­вый в истории науки, философии и культуры ввел ка­кое-либо новое понятие, выдвинул оригинальную идею,


 




предложил плодотворную концепцию. Более важно, как и каким образом новое понятие, оригинальная идея или плодо­творная концепция способствовали возникновению нетради­ционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменение ценностных ориентации в современной культуре и появление целого ряда направ­лений в психотерапевтической практике. Важно также по­нять специфику этого учения.

Думается, что после осуществленного выше рассмот­рения истоков возникновения психоаналитических идей можно теперь перейти к непосредственному раскрытию специфики психоаналитического учения о человеке и ку­льтуре, теории и практики психоанализа. Собственно го­воря, этому и посвящена данная работа, где история, тео­рия и практика психоанализа воспринимаются как нераз­рывные и сопронизывающие друг друга части единого це­лого. Другое дело, что внутри этого целого таятся такие противоречия и конфликтующие между собой тенденции, которые в истории психоаналитического движения приве­ли к образованию ряда новых школ, направлений, тече­ний. Но это уже касается содержательного рассмотрения психоанализа, к чему я и перехожу.


Глава 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.