КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психоаналитическое учение о бессознательном
1. История открытия бессознательного Бытует расхожее представление, согласно которому психоанализ — это прежде всего учение о бессознательном, а Фрейд — ученый и врач, впервые открывший сферу бессознательного и тем самым совершивший коперников-ский переворот в науке и медицине. Подобное представление, находящее свое отражение прежде всего в обыденном сознании, является широко распространенным, но весьма далеким от истинного положения вещей. То, что учение Фрейда о бессознательном является важной, составной частью психоанализа, — это бесспорно. Но психоанализ не сводится только и исключительно к этому учению. То, что Фрейд придавал особое значение необходимости изучения бессознательных процессов, протекающих в глубинах человеческой психики, — тоже не менее бесспорно. Но он не является первооткрывателем сферы бессознательного, как это подчас полагают не искушенные в истории психоанализа исследователи или правоверные психоаналитики, пытающиеся отстоять приоритет Фрейда в этой области. В ряде работ, посвященных раскрытию идей и концепций психоанализа и опубликованных как в нашей стране, так и за рубежом, убедительно показано, что пальма первенства в постановке проблемы бессознательного принадлежит отнюдь не Фрейду. Имеются исследования, авторы которых специально рассматривали историю обращения ученых к проблематике бессознательного, освещая ее на психологическом, философском и естественнонаучном материале [1].
В самом деле, история обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного уходит своими корнями в далекую древность. Так, для некоторых древнеиндийских ученых было характерным признание существования «неразумной души», «неразумной жизни», протекающей таким образом, что человеку становились неподвластны его собственные чувства. В Бхагавадгите, или Гите, возникшей в период первого тысячелетия до новой эры, содержалось понятие о трояком разделении разума: разум знающий, неправильно познающий (страстный) и окутанный мраком (темный). Там же имелось представление о «каме» как страсти, вожделении, основном начале человеческой души, неразумном по своей внутренней природе. В ведийской литературе Упанишад говорилось о «пране», представляющей собой жизненную энергию, которая являлась изначально бессознательной. Буддийское учение также исходило из признания наличия несознательной жизни. Йога допускала, что кроме сознающего разума имеется бессознательная, но «психически активная» область. В древнегреческих учениях содержались идеи, связанные с проблемой неудержимых, выходящих из-под контроля индивида влечений и неосознанного знания человека. Платон, например, говорил о «диком, звероподобном начале», способном увести человека куда угодно. Широко распространено мнение, что, в отличие от Юнга, прекрасно знавшего не только западноевропейскую культуру, но и идейное наследие Востока, включая древнекитайские и древнеиндийские манускрипты, Фрейд не был знаком с восточной мыслью. В действительности это не совсем так. Известно, например, что Фрейд собирал древние статуэтки, главным образом из Египта, и, будучи страстным коллекционером, несомненно, интересовался как западной, так и восточной культурой. Во всяком случае, в период формирования психоаналитических идей он с увлечением изучал «Историю греческой цивилизации» швейцарского историка культуры Я. Буркхардта, о чем "в 1899 году сообщал в своих письмах Флиссу, а пять-шесть лет спустя с энтузиазмом читал, по свидетельству очевидцев, Бхагавадгиту. Кроме того, в 1911 году на одном из заседаний Венского психоаналитического общества он выступил с сообщением о проблеме любви в японской культуре. Поэтому нет никаких веских оснований исключать возможность влияния на Фрейда тех или иных идей, связанных с представлениями о неосознанных влечениях человека и выраженных не только в западной, но и в восточной культуре. Ведь в различных своих аспектах психоанализ созвучен с теорией и практикой йоги, на что, впрочем, обращалось внимание некоторых западных исследователей. Начиная с древних времен и вплоть до возникновения психоанализа, проблематика бессознательного так или иначе затрагивалась в работах многих мыслителей и ученых. В контексте обсуждаемых вопросов вряд ли есть необходимость подробно останавливаться на рассмотрении истории обращения мыслителей и ученых к проблематике бессознательного. Достаточно сказать, что идеи о бессознательном содержались, например, в трудах таких философов, как Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и многих других. С некоторыми трудами названных выше философов Фрейд был знаком и вполне мог почерпнуть из этого источника определенные представления о бессознательном, как это имело место, в частности, в отношении работ Липпса, о чем уже говорилось. При рассмотрении предшествующего материала я уже обращал внимание на то обстоятельство, что в «Толковании сновидений» Фрейд несколько раз ссылался на Шопенгауэра. В одном месте этой работы он подчеркнул, что при осмыслении природы сновидений ряд авторов придерживались воззрений немецкого философа. При этом, воспроизводя некоторые идеи Шопенгауэра, Фрейд писал: «Раздражения организма извне, из симпатической нервной системы оказывают днем, в лучшем случае, бессознательное влияние на наше душевное состояние» [2. С 49]. Трудно со всей определенностью сказать, отложились ли в памяти Фрейда другие высказывания Шопенгауэра, имеющие непосредственно отношение к проблеме бессознательного. Например, такое высказывание, которое содержалось в главном труде немецкого философа «Мир как воля и представление» (1819): «Бессознательность — это изначально и естественное состояние вещей; следовательно, она является той основой, из которой, в отдельных родах существе, как высший цвет ее, вырастает сознание: вот отчего бессознательное даже и на этой высокой ступени все еще преобладает» [3. С. 138]. Но можно с полным на то
основанием утверждать, что помимо работ Липпса Фрейд был знаком с литературой, в той или иной степени содержавшей идеи о бессознательном. Во второй половине XIX века идеи о бессознательной человеческой деятельности, что называется, носились в воздухе. Как показал английский исследователь Л. Уайт, в период с 1872 по 1880 на английском, французском и немецком языках было опубликовано по меньшей мере шесть научных изданий, в названии которых стоял термин «бессознательное» [4. С. 170]. Впрочем, и до 1872 года были работы, в названии которых фигурировал данный термин. Типичным примером в этом отношении являлся объемистый труд немецкого философа Эдуарда фон Гарт-мана «Философия бессознательного» (1869), где подчеркивалось, что «горе тому человеку, который, преувеличивая цену сознательно-разумного и желая исключительно поддержать его значение, насильственно подавляет Бессознательное» [5. С. 288]. Замечу, что посвященный проблематике бессознательного труд Гартмана существенно отличался от работ других мыслителей, в которых, хотя и содержались идеи о бессознательном, тем не менее они не получали развернутого обоснования. Немецкий же философ не только обстоятельно обсудил проблематику бессознательного, признал за бессознательным несомненную ценность для понимания человеческих деяний, но и попытался рассмотреть те плюсы и минусы, которые оно включает в себя. Выдвинув аргументы в пользу признания бессознательного, Гартман отметил следующие плюсы, которые, по его мнению, определяют ценность бессознательного. Во-первых, бессознательное формирует организм и поддерживает его жизнь. Во-вторых, в качестве инстинкта бессознательное служит цели самосохранения человеческого существа как такового. В-третьих, благодаря сексуальному влечению и материнской любви бессознательное не только сохраняет, поддерживает человеческую природу, но и облагораживает ее в процессе истории развития человеческого рода. В-четвертых, в качестве некоего предчувствия бессознательное руководит человеком особенно в тех случаях, когда его сознание оказывается не в состоянии дать какой-либо полезный совет. В-пятых, будучи неотъемлемым элементом любого вдохновения, оно способствует осуществлению процесса познания и благо- приятствует тому откровению, к которому порой приходят люди. В-шестых, бессознательное является стимулом для художественного творчества и доставляет человеку удовольствие при созерцании прекрасного. Наряду с несомненными плюсами, Гартман обратил внимание и на те очевидные минусы, которые, на его взгляд, свойственны бессознательному. Прежде всего, руководствуясь бессознательным, человек бродит всегда в потемках, не ведая, куда оно его заведет. Кроме того, находясь под воздействием бессознательного, человек почти всегда зависит от случая, поскольку заранее не знает о том, придет ли к нему вдохновение или нет. Фактически, нет каких-либо надежных критериев для выявления вдохновения, так как только по результатам человеческой деятельности можно судить об их подлинной ценности. К этому следует добавить, что, в отличие от сознания, бессознательное представляется чем-то неизвестным, туманным, чуждым. Сознание является верным слугой, в то время как бессознательное включает в себя нечто страшное, демоническое. Сознательной работой можно гордиться, бессознательная же деятельность может восприниматься в качестве некоего божественного дара. Бессознательное всегда как бы предуготовлено, в то время как сознание можно изменять в зависимости от приобретенных знаний и социальных условий жизни. Бессознательная деятельность приводит к неподдающимся совершенству готовым результатам, над результатами же сознательной деятельности можно продолжать работать, улучшать их, совершенствоваться в своих навыках и умениях. И наконец, бессознательная деятельность человека всецело зависит от его аффектов, страстей и интересов, в то время как сознательная деятельность осуществляется на основе его воли и разума и, следовательно, эта деятельность может быть ориентирована в нужном для него направлении. Фрейд читал данный труд Гартмана. В «Толковании сновидений» он не только ссылался на его «Философию бессознательного», но и приводил выдержку из этой работы. Правда, речь шла о переносе в состоянии сна элементов бодрствования, а также о том, что примиряющие человека с жизнью научный интерес и эстетическое наслаждение вроде бы, согласно Гартману, не переносятся в сновидение. Тем не менее, вряд ли Фрейд не обратил свое внимание на размышления немецкого философа о бессозна-
тельном, включая его позитивные и негативные характеристики. Как бы там ни было, но остается реальным фактом то, что задолго до Фрейда проблематика бессознательного попадала в поле зрения различных мыслителей. Другое дело, что, в отличие от философии второй половины XIX столетия, в науке и медицине превалировали представления о человеке как сознательном существе. В лучшем случае высказывались соображения о бессознательных физиологических реакциях. Однако психология восприятия человека в основном была ориентирована на рассмотрение его в качестве разумного, рационального, сознательного существа. Подавляющее большинство психологов того периода придерживалось точки зрения, согласно которой психика и сознание — это одно и то же. Представление о тождестве сознания и психики уходило своими корнями в глубь истории, когда отличительной от животного характеристикой человеческого существа считалось именно сознание. В своем глубинном осмыслении представление о тождестве сознания и психики получило свое отражение в известном изречении французского философа XVII века Ренэ Декарта «я мыслю, следовательно, я существую». Правда, в своем трактате «Страсти души» он писал о борьбе между низшей, «чувствующей», и высшей, «разумной», частями души. Однако, считая, что части души практически не отличаются друг от друга, «чувствующая» часть души является одновременно «разумной», а бессознательные движения относятся лишь к телу. Декарт тем самым как бы исключил сферу бессознательного из человеческой психики. Заинтересовавшись бессознательными действиями людей, которые Фрейд наблюдал во время экспериментов с гипнозом, и восприняв некоторые идеи о бессознательном, содержавшиеся в философских работах, он прежде всего поставил под вопрос широко распространенное в науке представление о тождестве сознания и психики. Дело в том, что если психическое целиком и полностью соотносилось с сознательным, то в таком случае возникали практически неразрешимые трудности, связанные с так называемым психофизическим параллелизмом. Душа и тело выступали как несводимые друг к другу сферы человека, в каждой из которых действовали свои закономерности и как бы па- раллельно друг другу протекали свои обособленные процессы. Бессознательные движения и реакции относились к телесной организации человека, сознательные процессы мышления — к человеческой душе. Фрейд выступил против подобных представлений, согласно которым психика человека характеризуется исключительно такими процессами, которые по определению являются сознательными. Он исходил из того, что более целесообразным было бы признание наличия в психике человека процессов, являющихся не только сознательными. Деление психики на сознательное и бессознательное как раз и стало основной предпосылкой психоанализа. При этом Фрейд полагал, что, во-первых, рассмотрение психики человека под углом зрения наличия в ней бессознательных и сознательных процессов способствует разрешению трудностей психофизического параллелизма и, во-вторых, дает возможность лучше исследовать и понять те патологические процессы, которые возникают подчас в душевной жизни. Апеллируя к подобным доводам, он выдвинул важное теоретическое положение, в соответствии с которым «психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам» [6. С. 841]. Выступая против картезианского понимания человеческой психики, Фрейд исходил также из того, что у данных сознания имеются различного рода пробелы, не позволяющие компетентно судить о процессах, происходящих в глубинах психики. И у здоровых людей, и у больных часто наблюдаются такие психические акты, объяснение которых требует допущения существования психических процессов, не вписывающихся в поле зрения сознания. Поэтому Фрейд считал, что имеет смысл допустить наличие бессознательного и с позиций науки работать с ним, чтобы тем самым восполнить пробелы, неизбежно существующие при отождествлении психического с сознательным. Ведь подобное отождествление является, по существу, условным, недоказанным и представляется не более правомерным, чем гипотеза о бессознательном. Между тем жизненный опыт, да и здравый смысл указывают на то, что отождествление психики с сознанием оказывается совершенно нецелесооб-
разным. Более разумно исходить из допущения бессознательного как некой реальности, с которой необходимо считаться, коль скоро речь идет о понимании природы человеческой психики. 2. Бессознательное психическое В своем обосновании целесообразности признания бессознательного Фрейд полемизировал с теми теоретиками, которые отвергали данное понятие, полагая, что достаточно говорить о различных степенях сознания. Действительно, в философии и психологии конца XIX века нередко отстаивалась точка зрения, согласно которой сознание может характеризоваться определенными оттенками интенсивности и яркости, в результате чего наряду с отчетливо осознаваемыми процессами могут наблюдаться состояния и процессы, недостаточно ясные, малозаметные, не бросающиеся в глаза, но тем не менее наличествующие в самом сознании. Те, кто придерживался такой точки зрения, полагали, что нет никакой необходимости вводить понятие бессознательного, так как вполне можно обойтись представлениями о слабо сознаваемых процессах и не совсем ясных состояниях. Фрейд не разделял подобную точку зрения. Более того, он считал ее неприемлемой. Правда, он готов был признать, что отстаиваемые таким образом теоретические положения могут быть в какой-то степени содержательными. Однако, по его убеждению, эти положения являются практически непригодными, поскольку приравнивание малозаметных, незаметных и не вполне ясных процессов к сознательным, но недостаточно осознаваемым не устраняет трудностей, связанных с разрывами сознания. Целесообразнее., стало быть, не ограничиваться упованием на сознание и иметь в виду, что оно покрывает собой далеко не всю психику. Тем самым Фрейд не только пересмотрел ранее существовавшее привычное представление о тождестве сознания и психики, но и, по сути дела, отказался от него в пользу признания в психике человека бессознательных процессов. Более того, он не просто обратил внимание на необходимость учета бессознательного как такового, а выдвинул гипотезу о правомерности рассмотрения того, что он назвал бессознательным психическим. В этом состояло одно из достоинств психоаналитического понимания бессознательного. Нельзя сказать, что именно Фрейд ввел понятие бессознательного психического. До него Гартман провел различия между физически, гносеологически, метафизически и психически бессознательным. Однако, если немецкий философ ограничился подобным разделением, высказав весьма невнятные соображения о психически бессознательном и сконцентрировав свои усилия на осмыслении гносеологических и метафизических его аспектов, то основатель психоанализа поставил бессознательное психическое в центр своих раздумий и исследований. Для Фрейда бессознательное психическое выступало в качестве приемлемой гипотезы, благодаря которой открывалась перспектива изучения психической жизни человека во всей ее полноте, противоречивости и драматичности. Во всяком случае он исходил из того, что рассмотрение психики человека исключительно через призму сознания ведет к искажению действительного положения вещей, поскольку в реальной жизни люди довольно часто не ведают, что творят, не осознают глубинных конфликтов, не понимают подлинных причин своего поведения. Идеи о бессознательном психическом были выдвинуты Фрейдом, по сути дела, в первой же его фундаментальной работе «Толкование сновидений». Именно в этой работе он подчеркнул, что внимательное наблюдение над душевной жизнью невротиков и анализ сновидений дают неопровержимое доказательство наличия таких психических процессов, которые совершаются без участия сознания. Собственно говоря, признание реальности существования бессознательных психических процессов — это т.а сфера мыслительной деятельности, где, по выражению Фрейда, «врач и философ вступают в сотрудничество». Их обоюдное вступление в сотрудничество обусловлено тем, что оба признают бессознательные психические процессы как вполне целесообразные и законные. Говоря о сотрудничестве между врачом и философом в деле признания бессознательных психических процессов, Фрейд имеет в виду прежде всего сходные представления о бессознательном, имевшие место у него и у Липпса. Речь идет об отказе от чрезмерной оценки сознания, что явля-
ется необходимой предпосылкой для правильного, с его' точки зрения, понимания психического как такового. Липпс считал, что бессознательное должно лечь в основу рассмотрения психической жизни. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя всю полноту ценности психического действия. Отсюда берет начало его идея о психическом бессознательном. «Бессознательное, — писал Фрейд в «Толковании сновидений», — это истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как внешний мир показаниями наших органов чувств» [7. С. 483]. В дальнейшем я специально остановлюсь на рассмотрении вопроса о том, как и каким образом в процессе психоаналитического толкования сновидений осуществляется познание бессознательного. Пока же достаточно иметь в виду, что открытие Фрейдом бессознательного психического было обусловлено, по меньшей мере, тремя факторами — наблюдениями над невротиками, анализом сновидений и соответствующими идеями Липпса о бессознательном. Бессознательное психическое не являлось для Фрейда чем-то абстрактным, демоническим, совершенно бессодержательным и неуловимым, что может выступать в лучшем случае в качестве отвлеченного понятия, используемого при описании некоторых психических понятий. Подобно некоторым философам, апеллировавшим к данному понятию, он готов был признать за бессознательным эвристическую значимость, то есть рассматривать его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания и объяснения человеческой психики. Однако, в отличие от тех, кто усматривал в бессознательном лишь теоретическую конструкцию, способствующую установлению логических связей между сознательными процессами и глубинными структурами психики, Фрейд рассматривал бессознательное как нечто реально психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из такого понимания, в рамках психоанализа предпринималась попытка осмысления бессознательного посредством выявления его содержательных характе- ристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов. Выявление и описание бессознательных процессов составляло важную часть исследовательской и терапевтической деятельности Фрейда. Однако он этим не ограничился и подверг бессознательное аналитическому расчленению. Раскрытие механизмов функционирования бессознательных процессов, выявление конкретных форм проявления бессознательного психического в жизнедеятельности человека, поиск в самом бессознательном различных его составляющих — все это представляло значительный интерес для Фрейда. Причем он не просто интересовался описанием и раскрытием бессознательного как чего-то отрицательного, находящегося вне сознания, а стремился выявить именно позитивную составляющую бессознательного психического. Он обращал внимание нате свойства бессознательного, которые свидетельствовали о самобытности и специфичности данной сферы человеческой психики, качественно и содержательно отличающейся от сознания. Обращаясь к исследованию бессознательного психического, Фрейд исходил из того, что любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, то есть такой акт, который наделен определенным смыслом. Под смыслом имелось в виду не расхожее представлении о чем-то таком, что требовало абстрактных размышлений о жизни, судьбе или смерти. Под смыслом понимались вполне конкретное намерение, тенденция и определенное место среди других психических явлений. Одна из важных задач психоанализа как раз и состояла в том, чтобы выявить смысл бессознательных процессов, раскрыть их значение и смысловые связи в содержательном, позитивном плане. Поэтому мне представляется, что вопреки расхожим оценкам бессознательного в психоанализе, как чего-то отрицательного, негативного (психика минус сознание), более корректно и правильно, видимо, говорить о психоаналитическом понятии бессознательного как позитивного концепта. Разумеется, исследование бессознательного осуществлялось Фрейдом не изолированно, не само по себе, а в контексте его соотношения с сознанием. В общем-то это был привычный путь, по которому шли те ученые, которые признавали существование бессознательного. Однако
перед Фрейдом возникли вопросы, требующие ответа%| свете осмысления бессознательного психического. Для Фрейда быть сознательным — значит иметь нег средственное и надежное восприятие. Но что можно с* зать о восприятии в сфере бессознательного? И здесЦ основатель психоанализа сравнил восприятие сознан» бессознательных процессов с восприятием органам^ чувств внешнего мира. Причем он исходил из тех уточне ний, которые в свое время были внесены немецким филе софом Иммануилом Кантом в понимание данной пробле мы. Если Кант подчеркивал субъективную условность че| ловеческого восприятия, нетождественность восприятия^ неподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фре* стал акцентировать внимание на неправомерности отож^ дествления восприятия сознания с бессознательным* психическими процессами, являвшимися объектом этог сознания. Дальнейшее развитие кантовских идей выливается. Фрейда в утверждение, согласно которому бессознатель+1 ное психическое признается как нечто реально существу-?! ющее, но восприятие которого сознанием требует особых! усилий, технических процедур, определенных навыков,! связанных с умением истолковывать воспринимаемые яв-4 ления. Это означает, что психоанализ, по сути дела, имеет| дело с таким бессознательным в психике человека, кото-5 рое рассматривается в качестве специфической реально^ { сти независимо от того, является эта реальность действие тельной или воображаемой. Уже отмечалось, что, подвергнув сомнению теорию со- \ вращения, Фрейд пришел к выводу, что в области неврозов • определяющим моментом служит не реальность как таковая, воспринимаемая в качестве какого-то свершившегося • факта, а психическая реальность, которая может граничить с вымыслом, воображением, но тем не менее быть весьма действенной в жизни человека. Психическая реальность по большей части не является прерогативой сознания. В ней властвует бессознательное психическое, далеко не всегда попадающее в поле сознания, однако оказывающее существенное воздействие на поведение человека. Это бессознательное психическое по своей природе не пассивно и не инертно. Напротив, оно весьма действенно, активно и способно вызвать к жизни такие внутренние процессы и силы, которые могут выли- ться в созидательную деятельность или оказаться разрушительными как для самого человека, так и для окружающих его людей. К мысли о действенности бессознательного Фрейд пришел еще до того, как были сформулированы основные идеи психоанализа. Проводимые Бернгеймом эксперименты заставили его задуматься над тем, что активным и действенным может быть даже то, что не является сознательным. Так, Бернгейм вводил человека в гипнотическое состояние и внушал ему, что по прошествии времени тот обязательно должен совершить то действие, о котором ему говорится. После выхода из гипнотического состояния человек ничего не помнил о том, что ему внушалось, но в определенное время совершал соответствующее действие. При этом он совершенно не понимал, почему и зачем делает что-то. Стоило только его спросить, почему он, например, раскрывает зонтик, как тут же человек находил различного рода объяснения, хотя они никак не соотносились с овальностью и не оправдывали его действие. Из подобного эксперимента следовало, что многое у человека оставалось в бессознательном. Он не помнил того, что экспериментатор внушал ему. Не помнил ни самого гипнотического состояния, ни воздействия на него со стороны экспериментатора, ни содержания внушенного ему действия. В сознании человека всплыло только представление о конкретном действии, которое он и совершил, не имея ни малейшего понятия о причинах, заставивших его это сделать. Стало быть, у него наличествовала идея действия, которая, будучи бессознательной, являлась все же активной и готовой к реализации. Бессознательное психическое оказывалось наделенным деятельным началом. Если, согласно Фрейду, собственно деятельным является бессознательное психическое, то как тогда следует относиться к традиционным представлениям о сознании как специфическом признаке человеческого существа? И каковы в таком случае отношения между сознанием и бессознательным? Фрейд не мог обойти молчанием эти вопросы и по-своему попытался ответить на них.
3. Топика и динамика психических процессов Прежде всего, основатель психоанализа исходил из | того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере,«сознания. Причем переход в сознание — это отнюдь не | обязательный процесс, поскольку, с точки зрения Фрейда, далеко не все психические акты непременно становятся сознательными. Некоторые, а, быть может, и многие из них так и остаются в бессознательном, не находят возможных путей доступа к сознанию. Прибегая к образному мышлению, Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание — с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально разглядывает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать его из одной комнаты в другую или нет. Если какое-либо душевное движение допускается стражем в салон, то это еще не означает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Поэтому, если передняя комната — это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище того, что можно было бы назвать предсознательным. И только за ним расположена келья собственно сознательного, где, находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. Та-., ково одно из пространственных, или, как Фрейд называл, < топических, представлений о бессознательном и сознании в психоанализе. Деление психики на сознательное и бессознательное не являлось собственной заслугой Фрейда. Описание соотношений между сознанием и бессознательным тоже не было чем-то необычным, по крайней мере, выходящим за рамки представлений тех, включая Липпса, кто считал, что психическое может существовать в виде бессознательного. Однако, по сравнению с предшественниками, уделявшими внимание бессознательному как таковому, Фрейд особо подчеркнул активность и действенность бессознательного. Это привело к далеко идущим последствиям, когда бессознательные процессы стали рассматриваться не столько в статике, сколько в динамике. Психоанализ как раз и нацелен на раскрытие динамики развертывания бессознательных процессов в психике человека. Но это еще не все. Отличие психоаналитического понимания бессознательного от тех трактовок его, содержавшихся в предшествующей философии и психологии, состояло в том, что Фрейд не ограничился рассмотрением соотношений между сознанием и бессознательным, а обратился к анализу бессознательного психического с целью выявления его возможных составляющих. При этом он открыл то новое, что не являлось объектом изучения в предшествующей психологии. Это новое состояло в том, что бессознательное стало рассматриваться с точки зрения наличия в нем не сводящихся друг к другу составных частей, а главное — под углом зрения функционирования различных систем, в своей совокупности составляющих бессознательное психическое. Как писал Фрейд7 в «Толковании сновидений», «бессознательное — иначе говоря, психическое — обнаруживается в качестве функции двух раздельных систем» [8. С. 485]. В понимании Фрейда бессознательное характеризуется некой двойственностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике. Если в предшествующей психологии даже не ставился вопрос о двоякого рода бессознательном, то для основателя психоанализа признание наличия двух систем в бессознательном стало отправной точкой его дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности. Отличие психоаналитического понимания бессознательного от предшествующих его трактовок, включая соответствующие представления Липпса, заключалось в том, что в самом бессознательном были выявлены как бы два потока мыслей, два вида бессознательных процессов. «Мы привыкли думать, — писал Фрейд, — что всякая скрытая мысль такова вследствие своей слабости и что она становится сознательной, как только приобретает силу. Но мы теперь убедились, что существуют скрытые мысли, которые не проникают в сознание, как бы сильны они ни были. Поэтому мы предлагаем скрытые мысли первой группы называть предсознательными, тогда как выражение
бессознательные (в узком смысле) сохранить для второй группы, которую мы наблюдаем при неврозах. Выражение бессознательное, которое мы до сих пор употребляли только в описательном смысле, получает теперь более широкое значение. Оно обозначает не только скрытые мысли вообще, но преимущественно носящие определенный динамический характер, а именно те, которые держатся вдали от сознания, несмотря на их интенсивность и активность» [9. С. 31]. Осмысление клинического материала, анализ сновидений и переосмысление содержащихся в философских и психологических трудах представлений о бессознательном привели Фрейда к необходимости проведения различий между предсознательным и бессознательным. Но он не ограничился только этим и попытался более обстоятельно разобраться в природе выделенных им видов бессознательного. Ориентация на углубленное исследование способствовала появлению и развитию новых идей, ставших составной частью психоанализа. В ходе раскрытия динамики психических процессов, не являющихся сознательными, обнаружилось то, что Фрейд назвал скрытым, латентным бессознательным. Это бессознательное обладало характерными признаками, свидетельствующими о его специфике. Основным признаком данного вида бессознательного было то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, переставало быть таковым в следующее мгновение, но могло вновь стать сознательным при наличии определенных условий, способствующих переходу бессознательного в сознание. Кроме того, динамика развертывания психических процессов оказалась таковой, что позволяла говорить о наличии в психике человека какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознание. Состояние, в котором данные представления находились до их осознания, Фрейд назвал «вытеснением», а силу, способствующую вытеснению этих представлений, — «сопротивлением». Осмысление того и другого привело его к выводу, согласно которому устранение «сопротивления» в принципе возможно, но оно осуществимо лишь на основе специальных процедур, с помощью которых соответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания человека. Все это способствовало тому, что в понимании Фрейда бессознательное предстало в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических процессов. «Мы видим, однако, — подчеркнул он, — что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным» [10. С. 843].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |