КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Символический язык бессознательного
Фрейд исходил из того, что элемент сновидения — это символ бессознательной мысли сновидения. Для различных элементов сновидения можно найти одни и те же переводы или замещения, являющиеся постоянными, неизменными. То есть существует такое постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом, замещением, которое он назвал символическим. Это означает, что частичное толкование сновидений может быть достигнуто без помощи свободных ассоциаций. Скажем, если при использовании ассоциативной техники все же не удается вызвать ассоциации, позволяющие понять смысл какого-то элемента сновидения, то можно попытаться самому истолковать этот элемент, опираясь на знание символики и
не расспрашивая видевшего сон о том, что, на его взгляду Если между сновидением и бессознательным суще-| ствует символическое отношение, то это означает, что! толкование сновидений должно опираться на знание*! символики бессознательного. В таком случае психоана-| литический подход к толкованию сновидений становиться разновидностью того толкования, которое использовалось в древности и опиралось на различного рода сонники. Но это не совсем так, поскольку, с одной стороны, Фрейд, как уже подчеркивалось, акцентировал внимание не на будущем, а на прошлом, и, с другой стороны, он опирался преимущественно на ассоциативную технику толкования. Опора на символическое отношение; между сновидением и бессознательным представлялась ему важной, но все же не основной, а, скорее, дополнительной составляющей частью толкования, исходящего из ассоциативной техники. Давая разъяснения по этому поводу, Фрейд писал: «Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой» [7. С. 94]. Как уже отмечалось, Фрейд не являлся первооткрывателем бессознательного. Он не был первым и среди тех, кто открыл наличие символического отношения между сновидением и бессознательным. Задолго до Фрейда пытливые умы человечества обратили внимание на символическую деятельность человека, а некоторые из них — на символику, находящую свое отражение в сновидениях. Сам Фрейд ссылался на философа Шернера, опубликовавшего в 1861 году работу «Жизнь снов», в которой были рассмотрены различные символы и, в частности, такой наиболее типичный и постоянный символ, как дом, отображающий в сновидении, по мнению автора данного труда, человека в его целостности. По его собственному выражению, «психоанализ только подтвердил открытия Шернера, хотя и основательно видоизменил их» [8. С. 94]. Мир символики многообразен. Однако проявление символов в сновидениях ограничено. Точнее было бы сказать, что число символически изображаемых в сновидении пред- метов не так велико, как это может показаться на первый взгляд. Например, рождение изображается, как правило, разнообразным отношением к воде, смерть — отъездом или уходом, женское начало — землей или деревом. Но большинство символов используется в сновидении для выражения сексуальных объектов, отношений, действий. Во всяком случае, Фрейд исходил из того, что между символами и сексуальностью существуют самые тесные отношения, и сексуальная символика играет важную роль в сновидениях. Так, священное число три, разнообразные виды оружия, типы пистолетов, автоматов или копий, различной формы ключи — все это изображает в сновидениях мужские гениталии. Всевозможные сосуды, бутылки, коробки, раковины, шкатулки для драгоценностей — изображение женских половых органов. Полеты на самолетах, гонки на машинах, нахождение в лифтах, парения в воздухе — сексуальное возбуждение. Танцы, подъемы, насильственное применение оружия, ритмическая деятельность — сексуальные акты. Срывание веток — онанизм, а выпадение или вырывание зубов — кастрация как наказание за онанизм. На первый взгляд, все это может показаться неким бредом, вызванным к жизни сексуально озабоченным человеком. На самом деле, сексуальные символы не являются произвольной выдумкой Фрейда. Знание этих символов почерпнуто из различных источников, включая сказки, мифы, народные обычаи, фольклор, поговорки, поэтические сравнения. Исторические материалы свидетельствуют, что в примитивных культурах половым органам и функциям приписывалась чуть ли не божественная роль. Мужские и женские половые органы возводились в культы, которым поклонялись люди. Этнографические исследования и археологические находки свидетельствуют о том, что в примитивных произведениях искусства находили свое отражение сексуальные символы. Сохранились наскальные рисунки, древние памятники, всевозможные брелки и украшения, в основе изображения которых лежали мужские гениталии и женские половые органы. Шутки и анекдоты, в основе которых лежит сексуальная тематика, свойственны и современным людям. Во многих культурах добывание огня непосредственно соотносится с сексуальностью. У древних индусов и южных африканцев добывание огня символизирует половой
акт. Для них кусок дерева с небольшой выемкой являе символом женских половых органов или богини, стоящ* кусок дерева или обломанная ветка — половой орган м> чины или бога. В истории о рождении Александра Велико! го повествуется о том, что вдень перед свадьбой его матер Олимпии приснился сон, в котором она увидела, как ш пала в бурю, сверкнувшая молния попала в ее лоно, откуд вырвался огонь. У некоторых народов был обычай при за*; севании земли зернами совершать половой акт на пахот-1 ной земле, чтобы был богатый урожай. Отождествление! оплодотворения у человека и природы нашло свое отражение в языке многих народов мира — мать-земля, семя, па-| хотьба как символизация полового акта. Так, в восточных,! греческом и латинском языках слово «пахать» чаще всего! употреблялось в значении «совершать коитус» (91 С. 44-46]. Во многих древних мифах и легендах огонь является! символом фаллоса. Такое понимание можно обнаружить^? например, в легенде о римском царе Сервии Туллии. Мать| царя, Окрисия, ранее была рабыней в доме царя Таркви-| ния. В ее обязанности входило подносить жертвенные ле-1 пешки и вино к царской печи. Однажды, когда она испол- } няла возложенную на нее обязанность, из печи вырвалось ■ пламя. Это пламя было в форме мужского полового органа. Так Окрисия зачала отдуха огня и по истечении положенного времени родила Сервия Туллия. Ссылаясь на эту легенду, Фрейд заметил: «Не может быть сомнений относительно мифологического значения огня — безусловно, это фаллос» [10. С. 60]. С древних времен многие вещи и понятия включали в себя сексуальную символику, которая уходит своими корнями в историческое прошлое человечества. В виде гениталий изображались декоративные украшения и домашняя утварь, будь то вазы или обычные чашки для питья. Сексуальные символы встречаются и в различного рода религиозных текстах, несмотря на то, что на основе религиозных воззрений сексуальность осуждалась как нечто греховное и демоническое. Ссылаясь на статью Л. Леви «Сексуальная символика библии и талмуда» (1914), Фрейд привел несколько примеров подобной символики. В Новом завете женщина — «сосуд скудельный». Священное писание евреев насыщено сексуально-символическими выражениями, а в поздней еврейской литературе распро- странено изображение женщины в виде дома, в котором дверь — это половое отверстие. В свою очередь, ближайший соратник основателя психоанализа Карл Абрахам, со ссылкой на труд Р. Клейнпауля «Жизнь языка» (1893) отмечал, что в книге Бытия змей как символ мужского полового органа — соблазнитель Евы и что в различных культурах сексуальная символика сплошь и рядом пронизывает собой самые обыденные представления о мире. Плод граната служит символом плодородия, наполненная семенами головка мака — атрибут Венеры, обилие икринок, которые мечет самка карпа, — вошло в древнюю поговорку, осыпание новобрачных рисом — обычай, существующий во многих странах [ 11. С. 80]. Одним словом, сексуальная символика в жизни человека связана с историей становления человечества. Она распространена в мифах, религии, искусстве, языке и в общем-то не вызывает какого-либо активного неприятия у людей. Но признание сексуальной символики в сновидениях, как это сделал Фрейд, опираясь на историю культуры и работы своих предшественников, до сих пор встречает упорное сопротивление у современников. При этом существует расхожее представление, что Фрейд настолько сексуали-зировал сновидения, что вроде бы в них не остается места ни для чего другого. На самом деле, он только подчеркнул, что сексуальная символика в сновидениях — это важный объект исследования бессознательного, игнорирование или недооценка которого отнюдь не способствуют пониманию смысла сновидений. Причем он не считал, что буквально каждый элемент сновидения следует рассматривать исключительно через призму сексуальности. По этому поводу он как-то заметил, что в одном контексте сигара может означать половой орган мужчины, в то время как в другом — это может быть просто сигара. В том-то и дело, что бессознательное в сновидениях пользуется древним, но утраченным способом выражения. Оно говорит на таком древнем языке, понимание которого затруднено для современного человека. В этом состоит, помимо всего прочего, трудность, испытываемая человеком при толковании сновидений. Но благодаря параллелям в символике сновидений психоанализ оказывается близким по духу многим гуманитарным отраслям знания. «При психоаналитической работе, — писал Фрейд, — завязываются отношения с очень многими
1 другими гуманитарными науками, с мифологией, а такжел с языкознанием, фольклором, психологией народов и ре-1 Символический язык сновидений свидетельствует о] том, что во время сна человек находится в таком состоя-* нии, при котором он как бы регрессирует на более ниж- -; ние ступени своего развития. Бессознательная символика — это некий архив примитивной культуры, который не попадает в поле сознания бодрствующего человека, но к которому он обращается во время сна. Обращению к это* му архиву способствует работа сновидения, являющая-' ся, по сути дела, архаической. Благодаря этой работе разнообразные символы вплетаются в канву сновидения, в результате чего подавленные и вытесненные и* сознания асоциальные, неприличные влечения и желания человека оказываются приемлемыми, хотя и неузнаваемыми. То, что в сновидении современного человека выступает как символ, на предшествующих ступенях развития человечества имело реальную ценность и являлось составной частью жизни. Толкование сновидений предполагает обращение к символическому языку бессознательного с целью перевода его на доступный для современного человека язык. Перевода на тот понятный для него язык сознания, к ко-. торому он апеллирует в повседневной жизни. Но для;| этого необходимо иметь представление о символике, то есть обладать необходимыми знаниями об архаических, примитивных ступенях развития, где естественные желания и влечения человека выражались открыто. Другое дело, что современный человек оторван от своих корней, не понимает языка бессознательного, что вызывает значительные трудности при его попытках понять свое собственное сновидение. Чаще всего подобные попытки завершаются неудачей, поскольку человек оказывается не в состоянии распознать то, что скрывается за явным содержанием сновидения. Если человек не знает, допустим, китайского языка, то из написанной на этом языке книги он не сможет почерпнуть для себя никакой информации. Причем речь идет даже не о том, что он не сможет узнать ничего нового для себя. Даже то, что он в принципе знает, окажется недоступным для его понимания, поскольку за иероглифами, как некими символами, он не увидит никакого смысла и значения. Я вспоминаю, как несколько лет тому назад мне передали переведенную на арабский язык одну из моих книг. Я держал ее в руках и не мог не только ее прочесть, но и сообразить, как следует читать — с начала или с конца, справа налево или наоборот. До сих пор эта книга стоит у меня как некая реликвия, и, хотя я знаю, о чем она написана, так как являюсь ее автором, ни одной строчки из нее прочитать не могу. Точно так же и сновидение, являющееся собственным продуктом бессознательной деятельности человека, чаще всего оказывается для него непрочитанной книгой, поскольку он не знаком с тем символическим языком, на котором написан ее текст. &. Сновидения пациентов и аналитический процесс Толкование сновидений составляет основу психоаналитической работы. Его результаты оказались настолько важными и существенными, что фактически предопределили дальнейшее направление развития психоанализа. Представления о бессознательной деятельности человека, цензуре, вытеснении, механизмах искажения и замещения, превращении логической мысли в различные образы, сопротивлении, символике — все это дало возможность навести мост между здоровой и расстроенной психикой человека. На основе толкования сновидений было, фактически, осуществлено приближение к пониманию патологических явлений. Фрейд считал, что психоаналитическое понимание сновидений и соответствующая техника толкования их дали возможность получить ключ ко многим загадкам психических заболеваний. Сновидение явилось своеобразным окном, через которое был прорублен доступ к психологии неврозов. Оно стало, используя его выражение, «широко применяющейся моделью всех психопатологических проявлений». Оценивая значимость сновидения для понимания психопатологии человека, Фрейд замечал: «Тому, кому понятно сновидение, будут ясны и психические механизмы неврозов и психозов» [13. С. 15].
При терапевтической работе средствами психоанализа сновидениям пациентов уделяется самое пристальное внимание. Нередко бывает так, что из одного рассказанного пациентом сновидения аналитик узнает о его психическом состоянии значительно больше, чем из многочисленных сессий, предшествовавших рассказу сновидения. Обладая необходимой для лечения информацией, почерпнутой из общения с пациентом, аналитик может составить определенное представление об истоках заболевания и переживаниях обратившегося к нему за помощью человека. Но пациент далеко не сразу готов сообщить о себе то важное и существенное, что привело его к бегству в болезнь. Он не осознает причины своего заболевания и поэтому не в состоянии чем-либо помочь ни себе, ни аналитику, пытающемуся разобраться в запутанном клубке внутрипси-хических конфликтов, разыгрывающихся в душе пациента. Но то, о чем он не в состоянии поведать в бодрственном состоянии, когда находится под контролем со стороны своего сознания, может в завуалированной для него самого, но в более или менее явственной форме для аналитика проявиться в сновидении. Вспоминаю сновидение одной пациентки, которое прояснило для меня многое из того, что было не совсем понятно из материала предшествующих встреч и что вызывало у меня определенные сомнения по поводу рассказанных ею и реально существовавших конфликтных ситуаций, обусловленных ее взаимоотношениями с мужем, матерью и свекровью. Приведу его полностью, поскольку оно представляет, на мой взгляд, несомненный интерес не столько в плане возможной интерпретации, сколько в дидактических целях. Месяц спустя после начала совместной работы, на одном из сеансов пациентка, молодая женщина, находящаяся замужем и имеющая ребенка, рассказала о своем, как она выразилась, жутком сновидении: «Мы ссоримся с мужем, ругаемся, кричим друг на друга. У меня начинает пульсировать живот. Я говорю об этом мужу, показываю на живот. Думаю, что умираю. Муж неожиданно наносит удар кулаком. Из живота полилась слизь. Я говорю мужу: «Что ты делаешь?!!». В ответ он рассмеялся и вышел из комнаты. Мне больно. Я набираю 03, рассказываю врачу. Она выслушала и говорит: «Уже не поможет». У меня снова пульсирует живот. Идет кровь. Я зову мужа и прошу, чтобы он позвонил моей маме. Он набирает номер телефона мамы. Долго разговаривает с ней о чем-то постороннем. Я преры- ваю его. Хочу поговорить с мамой. Муж ездит на стуле по комнате и ухмыляется. Мне плохо, я умираю, падаю. Муж подхватывает меня на руки. Я тянусь к его губам. Он тоже тянется к моим губам. Еще немного, и мы поцелуемся. Но в последний момент муж плюет мне в лицо и уходит». Даже не зная предыстории отношений между молодой женщиной, ее мужем и ее матерью, на основании данного сновидения любой аналитик сможет выдвинуть предположение о тех конфликтных ситуациях, которые видны невооруженным глазом. Он, несомненно, обратит внимание на такие детали сновидения, как пульсация живота, слизь и кровь у пациентки, ее стремление призвать на помощь мужа, врача и маму, реакция мужа на сообщение жены о пульсации живота и возможной смерти, формы поведения мужа, проявляющиеся в нанесении удара кулаком, разговоре о чем-то постороннем с тещей, езде на стуле, ухмылке и завершающем действии, сопровождающемся плевком в лицо жены. Многие содержательные детали сновидения являются столь красноречивыми, что само собой напрашиваются соответствующие интерпретации, выявляющие смысл и отдельных его деталей, и сновидения в целом. Трудно устоять перед искушением сразу же дать толкование этому сновидению, тем более что оно было рассказано пациенткой в начале сеанса, и было достаточно времени, чтобы заняться непосредственным его разбором. Но, исходя из наблюдений, почерпнутых из самоанализа и терапевтической деятельности, я взял за правило не спешить с толкованием сновидений пациентов, даже если они представляются простыми, не требующими, на первый взгляд, какой-то особенной расшифровки. Ведь аналитик осуществляет работу по толкованию сновидений не для того, чтобы поразить пациента своей прозорливостью и тем самым показать, какой он умный и всезнающий. Эта работа осуществляется им постольку, поскольку совместно с пациентом он выявляет нечто такое, что скрыто от сознания больного и что привело к обостренным переживаниям и страданиям. Но это не допускает спешки и требует вдумчивого отношения буквально к каждой мелочи, в том числе находящей свое отражение в сновидении. Поэтому я всегда следую установке, в соответствии с которой лучше еще раз попросить пациента, чтобы он снова пересказал свое сновидение, чем давать поспешную интерпретацию,
даже если она представляется мне приемлемой и адекватно отражающей его психическое состояние. Я придерживаюсь этой установки не только потому, что психоаналитик может ошибаться в своих интерпретациях и заблуждаться насчет своего знания психического состояния пациента. Подобное часто случается в терапевтической практике, особенно тогда, когда аналитик считает себя непогрешимым. Я придерживаюсь данной установки в силу того, что, как показал мой предшествующий опыт, пересказ пациентом одного и того же сновидения может не только внести дополнительные штрихи в понимание противодействующих в его психике сил, тенденций, желаний, но и привести к радикальному пересмотру первоначально возникших у аналитика предположений, гипотез, интерпретаций. В этом отношении приведенное выше сновидение является весьма показательным. Оно может служить наглядным примером того, почему аналитику не следует спешить со своими интерпретациями и лучше лишний раз перепроверить и свои собственные гипотезы, и сообщаемую пациентом информацию о его переживаниях, ощущениях, сновидениях. В конкретно описанном случае я поступил следующим образом. Не стал акцентировать внимание пациентки на бросающиеся в глаза детали сновидения, которые, казалось бы, говорили сами за себя и на основании которых можно было бы дать, возможно, безошибочную их интерпретацию. Но на следующей сессии я попросил ее пересказать полностью сновидение, хотя это могло вызвать у нее неудовольствие по поводу моей забывчивости или плохой памяти. Пациентка без восторга отнеслась к моей просьбе, но, понимая, что это необходимо для нашей дальнейшей совместной работы, вновь рассказала о своем сновидении. При повторном рассказе оно выглядело так: «Мы ругаемся с мужем. Я осознаю, как далеко мы с ним зашли. Пульсирует живот. Ощущаю боль. Потом боль проходит. Первая мысль: «Я беременна». Хочу рассказать об этом мужу в надежде, что мы помиримся. Я поднимаю рубашку. Появляется слизь и что-то красное в виде розочки. Я набираю 03, рассказываю медицинской сестре о случившемся. Она выслушала, заплакала и сказала, что вызывать врача уже поздно. Я прошу мужа, чтобы он позвонил своей маме. Перед этим у меня пошла кровь из груди. Муж говорит о чем-то со своей мамой. Я не выдерживаю, вырываю у него трубку. Начинаю говорить по телефону, но его мама плохо слышит. Она спрашивает меня о чем-то, но я не понимаю, о чем именно. В это время муж садится на табуретку и начинает ездить по комнате. Противный звук. Муж ездит и улыбается. Я говорю или думаю: «Мне плохо, умираю, а ты делаешь все назло». И я его ударяю или хочу ударить. Он схватил меня за руку. Я падаю, умираю. Муж подхватывает меня, держит на руках. Мы тянемся губами друг к другу. Вдруг он плюет, нет не плюет, а делает губами так — «Пфи!» Одно и то же сновидение. Одни и те же события в нем. Но какие дополнительные элементы и смысловые различия обнаружились при повторном пересказе пациенткой своего сновидения! Мысль о том, как далеко она с мужем зашла в их отношениях, что скоре всего было навеяно первым рассказом о сновидении и связанными с ним переживаниями. Еще одна мысль о беременности, которая не присутствовала в сновидении при первом рассказе, не осознавалась пациенткой. Та мысль, которая мне сразу же пришла в голову, но с которой я не стал делиться с пациенткой на предшествующей сессии. Во втором пересказе сновидения помимо слизи появляется что-то красное в виде розочки (тема аборта, более конкретизированная, но скрыто звучавшая при первом рассказе). Просьба пациентки, обращенная к мужу, чтобы он позвонил маме. Но в этой просьбе произошло замещение. При первом рассказе рновидения речь шла о матери пациентки, при повторном пересказе — о матери мужа. Это существенно, поскольку у пациентки сложные отношения как со своей матерью, так и со свекровью. В первом рассказе снова пульсирует живот и идет кровь, во втором — вносится уточнение, так как кровь идет из груди. При первом рассказе сновидения, узнав о болях в животе жены, муж наносит ей удар кулаком. При повторном пересказе — пациентка ударяет или хочет ударить мужа. В контексте рассмотрения психоаналитического подхода к сновидениям в мою задачу не входит подробный анализ данного сновидения. В дидактических целях мне хотелось бы только обратить внимание на то, какие подводные камни могут встречаться при работе со сновидениями пациентов и с какой осторожностью, исключающей поспешные интерпретации, следует подходить к их толкованию. Важно также иметь в виду, что анализ сновидения здорового человека предполагает подробную и детальную
проработку всех его элементов, в то время как толкование сновидения больного ограничено терапевтическими задачами. Рассмотрение сновидения пациента осуществляется не с точки зрения демонстрации того, насколько аналитик владеет искусством толкования, ас учетом того, какой материал сновидения требует проработки, способствующей лечению. Это не означает, что аналитик может спокойно отбросить все то, что представляется ему ненужным или неважным в рассказе пациента о своем сновидении. В принципе он обязан принимать во внимание буквально все, вплоть до незначительных мелочей и едва уловимых тонкостей. Он сохраняет их в памяти, поскольку может оказаться так, что именно они помогут лучше и глубже понять внутриличностные конфликты пациента. Другое дело, что подчас аналитика подстерегают такие искушения, когда, не осознавая того, он может увлечься искусством интерпретации сновидения и выдвижением логически стройных и эстетически красивых интерпретаций, завораживающих своей изысканностью и неожиданностью пациента, но имеющих весьма отдаленное отношение к лечению.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |