Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника толкования сновидений




Фрейд уделял значительное внимание не только рас­крытию работы сновидения, но и его толкованию. По­следнее опиралось на теоретические допущения о природе и работе сновидения, а также на практическую деятель­ность, связанную с техникой толкования.

Толковать сновидение—это значит раскрыть его смысл и значение, что предполагает осуществление перехода от явно­го содержания сновидения к скрытым его мыслям. Но коль скоро работа сновидения ведет, к тому, что его явное со­держание оказывается искаженным, маскирующим скры­тые его мысли, то вполне очевидны трудности, возникаю­щие при попытках его толкования.

Трудности толкования сновидения проявляются уже в том, что довольно часто при своем пробуждении сно-видящий не может в полном объеме воспроизвести то, что он видел во сне. Казалось бы, только что он видел различные картины и сюжеты, в которых сам принимал активное участие. Однако, пробудившись, он обнару­живает, что не может в деталях воспроизвести все то, что произвело на него такое сильное впечатление во время сна. Подчас бывает и так, что человек не помнит ничего из того, что происходило с ним во сне. Нередки и такие случае, когда человек утверждает, будто ему вообще не снятся сны.

В процессе своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с любопытной картиной. Начиная с первой лекции по истории и теории психоанализа, я ре­комендовал студентам, чтобы отныне они записывали


свои сновидения и постепенно вводили в повседневную практику их анализ. Последующие лекции обычно начи­нались с того, что студенты рассказывали свои сновиде­ния, и я делал незначительные комментарии, рассчитан­ные не столько на исчерпывающую интерпретацию их, сколько на приобретение студентами необходимых навы­ков для работы со сновидениями. Оказалось, что, как то­лько внимание студентов сосредоточивалось на сновиде­ниях, то некоторые из них утрачивали способность видеть или помнить сны. Отдельные студенты высказывали недо­умение по поводу того, что раньше видели разнообразные сновидения, а теперь они их не посещают. Приходилось успокаивать таких студентов и говорить о том, что это вре­менное явление и через какое-то время они вновь обретут способность к видению и воспроизведению своих снов. И действительно, через некоторое время студенты были в состоянии рассказывать о своих снах.

Временная утрата способности к видению и воспроиз­ведению сновидений объяснялась тем сопротивлением, которое возникало у студентов в ответ на мою рекоменда­цию записывать сновидения и постепенно начинать рабо­тать с ними. Одна из трудностей толкования сновидений как раз и связана с подобного рода сопротивлением, воз­никающим у человека в связи с необходимостью выявле­ния их смысла и значения.

Другая трудность толкования сновидений состоит в том, что, благодаря соответствующей работе, когда скры­тые мысли подвергаются всевозможного рода искажени­ям, явное содержание сновидение оказывается весьма да­леким от того первоначального смысла, который усколь­зает из сознания человека. Приходится прикладывать зна­чительные усилия к тому, чтобы путем неоднократного переворачивания содержания сновидения и его отдельных частей, элементов подобраться к истинным мотивам, ле­жащим в основе сновидения, и тем самым докопаться до

его смысла.

Кроме того, несмотря на теоретические знания о рабо­те сновидения и практические навыки по анализу его со­держания, не все усилия со стороны сновидца оказывают­ся столь успешными, как того хотелось бы ему. Во-первых, не все сновидения поддаются однозначной интерпрета­ции. Во-вторых, практика показывает, что осуществление анализа сновидения другого человека часто оказывается


 




более продуктивным, чем своего собственного сновиде­ния. Нередко бывает так, что психоаналитик легко и успешно толкует сновидения своих пациентов, но испы­тывает значительные трудности, связанные с пониманием смысла какого-то своего сновидения. Случается и такое, когда психоаналитик или оказывается беспомощным пе­ред своим сновидением, или, выявляя его скрытый смысл, довольствуется тем, что сразу же отыскивает, в то время как за обнаруженным им смыслом находится другой, глу­бинный смысл, который ускользает из его сознания. Поэ­тому нет ничего удивительного в том, что для человека, не знакомого с психоаналитической техникой толкования сновидений, трудности подобного рода становятся часто непреодолимыми.

Приведу пример собственного сновидения, толкова­ние которого вызвало у меня первоначально незначитель­ные затруднения, но затем повергло а смущение. Оно ве­сьма показательно с точки зрения «тонкой работы» бес­сознательного» и «грубой нечувствительности сознания», отягощенного рационализацией нашей жизни. Это снови­дение приснилось мне несколько лет тому назад, в ночь с 26 на 27 сентября 1993 года. Воспроизведу его дословно, в том виде, как я его записал в то время:

«...Я стою на тротуаре. Неожиданно подъезжает черный лиму­зин. Открывается дверца, и меня приглашают занять место в маши­не. Сажусь. Ощущаю, что рядом со мной кто-то есть. Очертания лица расплывчатые, но к своему удивлению я осознаю, что в маши­не находится Хасбулатов. Подъезжаем к магазину. Выхожу из маши­ны и иду в магазин. Понимаю, что это магазин закрытого типа, не предназначенный для простых смертных. Я в растерянности, не знаю, что делать, как вести себя. Вместе с тем делаю вид, что все в порядке. Войдя в магазин, обращаю внимание на большие кварце­вые часы, напоминающие табло в метро. В их пульсации четко вы­свечивается цифра 34. Направляюсь к прилавкам. Замечаю, что все товары значительно дешевле, чем в обычных магазинах. Машиналь­но возникают две мысли: «Хорошо же устроились те, кто вхож в этот магазин!» «Вот бы приобрести кое-что, а потом перепродать, то есть сделать на этом бизнес, как, возможно, его и делаютте, кто постоян­но посещает данный магазин». Вдруг кто-то подходит ко мне. Лица не видно, но я узнаю Хасбулатова. Он передает мне полиэтиленовую сумку и исчезает. Испытывая неудобство, я хочу поместить эту сум­ку в свою, более объемистую. При этом обнаруживаю, что в пере­данной мне сумке находятся грязные клубни свеклы и остро отто­ченная пика. Про себя думаю: «Надо же какая грязь, и зачем Хасбу- ■-. латову это острое оружие». Испытываю некое беспокойство от того, что меня ждут в машине. Ничего не купив в магазине, выхожу из него. Вокруг ни души. Стою в растерянности, не зная, что делать.


Вдруг из-за угла выезжает машина и направляется ко мне. Мягко шурша шинами, она останавливается возле меня, и...». Сновидение на этом оборвалось, я проснулся.

Сновидение состоит из нескольких частей, связанных между собой единой логической цепочкой. В этом отно­шении оно не является абсурдным, в его содержании нет каких-либо противоречий. Правда, налицо кое-какие ис­кажения, но они скорее связаны с тем, что в реальной жиз­ни мне не доводилось ездить в черном лимузине, да еще вместе с Хасбулатовым. Поэтому сновидение является в общем-то довольно простым, и за исключением несколь­ких элементов многое для меня было понятным и не тре­бовало значительных усилий для толкования.

В самом деле. В сновидении два действующие лица — я и Хасбулатов. Я совершаю несколько действий, и каждое из них имеет свое значение. Появление фигуры Хасбула­това в сновидении не является случайным. Во-первых, в 1993 году, когда мне приснилось данное сновидение, по телевидению довольно часто показывали Руслана Хасбу­латова, поскольку в то время он был спикером Верховного Совета России. Как и многие другие, я смотрел телерепор­тажи о заседаниях Верховного Совета России, на которых Хасбулатов лредседательствовал. Причем незадолго до сновидения политическая обстановка в стране накалилась таким образом, что вызывала повышенный интерес у бо­льшинства россиян. Хасбулатов играл важную роль в про­тивостоянии Ельцину как главе государства, и поэтому, следя за политическими событиями в стране, я старался, по возможности, не пропускать телепередачи, в которых сообщались последние новости. Так что появление фигу­ры Хасбулатова в сновидении не казалось мне чем-то из ряда вон выходящим.

Кроме того, у,меня было свое пристрастное отношение к Хасбулатову, которое отчасти предопределило интерес к его политической деятельности. Дело в том, что в 1974 году я несколько месяцев работал в одном Научном совете, председателем которого был академик Джермен Гвишиа-ни. Но, поскольку Гвишиани был'заместителем председа­теля Государственного комитета по науке и технике, то ес­тественно, что он не мог уделять много времени Научному совету, рабочее руководство которого было поручено Хас­булатову. Кстати сказать, в этом Совете в то время работа­ли такие фигуры,как Гавриил Попов и Сергеи Красавчен-


 




ко, которые заняли впоследствии важные посты в полити-1 ческой жизни страны. Попов стал Председателем Моссо-1 вета, а Красавченко — одним из помощников Президента! России. Так что в течение нескольких месяцев я работал вместе с Хасбулатовым и отчасти знал стиль его руководи ства, манеру поведения и;то, как и каким образом готови-* лась к защите его диссертация на соискание ученой степе-1 ни доктора экономических наук. Поэтому нет ничего уди*| вительного в том, что его фигура возникла в моем сновиде-|

НИИ. I

В сновидении я стою на тротуаре. Стою один, то естья
сам по себе. Ни в какие команды, тем более политичечС
ские не вхожу. Ни к каким группировкам не примыкаю.;
Волею судьбы довелось работать вместе с теми, кто по- -\
том высоко взлетел. Нисколько не сожалею о том, что»|
пошел своим путем. Более того, рад, что политика не за-i;
тянула меня, как это случилось со многими учеными; 1
включившимися в борьбу.за депутатские кресла. Н61
полностью отрешиться от политики я не мог. Поэтому I
свое неучастие в реальной политической жизни компен- -,
сировал исследованием политических страстей, анали- «
зом ошибочных действий, совершаемых государствен-J
ными лидерами. Но мне хотелось бы побольше узнать вз
личном плане о тех, с кем некогда работал вместе. Отсю­
да появление в сновидении черного лимузина, возмож- а
ность побыть вместе с Хасбулатовым и заглянуть хотя бы |
отчасти в тот мир, в котором живут люди, наделенные
властью и пользующиеся особыми благами. «

В сновидении я выхожу из машины и иду в магазин. Он \ олицетворяет собой частичку того мира, доступ к-которо- ; му мне закрыт в реальной жизни. Я никогда не был в этом мире, но мне не хочется подавать вида, что я не знаю, как ■! вести себя в новой для меня обстановке. Независимость — один из принципов моей личной жизни, и я пытаюсь по­казать окружающим, а быть может, и доказать самому.* себе, что могу оставаться независимым в мире достатка и I материального благополучия. Я обращаю внимание на I прилавки с товарами, которые дешевле, чем в обычном | магазине. Это является отражением того положения, ког­да не имеющие высокого дохода простые смертные, вроде меня, вынуждены тратить значительные средства из свое­го семейного бюджета для элементарного существования, в то время как располагающие значительными средствами


сильные мира сего в добавление ко всему еще и пользуют­ся различными льготами, включая возможность приобре­тать продукты питания и промышленные товары по более низким ценам.

Машинально возникшие у меня две мысли — отраже­ние тех реалий, с которыми я столкнулся в жизни. «Хоро­шо же устроились те, кто вхож в этот магазин!», — это мысль, навеянная не столько завистью, сколько возмуще­нием по поводу царящей в стране несправедливости. По­добная мысль присуща большинству россиян, возмущаю­щихся безнравственным поведением политиков, пристро­ившихся к государственной кормушке. «Вот бы приобре­сти кое-что, а потом перепродать» — вторая мысль, свя­занная с желанием поправить свое материальное положе­ние и пойти по пути большей части россиян, которые на­чали свое вхождение в рыночные отношения с купли-про­дажи как наиболее простого и быстрого приобретения на­чального капитала. В то время по всей Москве разверну­лись вещевые рынки, на которых многие жители столицы, включая интеллигенцию, пытались как-то найти средства к существованию, поскольку в результате шоковой тера­пии в экономике большинство простых смертных оказа­лось в нищенском положении.

Кто-то подходит ко мне в магазине. Лица не видно, но я узнаю Хасбулатова. Ситуация та же, что и в лимузине. Смутные очертания лица, но и интуитивная догадка — Хасбулатов. В сновидении отражены мои двойственные чувства к этому человеку. Нет ни желания, ни необходи­мости, ни возможности встретиться с ним и в то же время я вижу его на экранах телевидения, наблюдаю за его дейст­виями, сравниваю их с его поведением более пятнадцати лет тому назад. Я знаю кое-что такое, что неведомо дру­гим, работающим вместе с Хасбулатовым в Верховном Со­вете России. В свое время я был свидетелем того, как в 1974 году развертывались события в Научном совете, связан­ные с противостоянием Хасбулатова и Красавченко. Я по­мню, чем закончилось это противостояние И я имею воз­можность провести некоторые параллели между события­ми 1974 года и происходящим в 1993 году противостояни­ем между Хасбулатовым и Ельциным, в свите которого, незримо от телезрителей и многих членов Верховного Со­вета России находится Красавченко. Обладая только той информацией, которую могу почерпнуть из телевизион-


 




ных репортажей и не зная тонкостей закулисной полит г^
ческой борьбы, я тем не менее имею возможность провес^
ти параллели между прошлым и настоящим и понимак
что противостояние первых лиц на Олимпе политически,
власти так или иначе приведет к определенной развязке.
Анализируя сновидение, я вспомнил, как и
пресс-конференции по итогам работы VII съезда народ
ных депутатов России спикер Хасбулатов в такой форм<
выразил благодарность президенту, будто снисходительно
похлопал его по плечу, а о выбранном премьер-министру
Черномырдине сказал, что он «не новая лошадь, а испы-1
танный конь». Известно фрейдовское сравнение сознания;!
с всадником, а бессознательного с необузданным конем^!
Всадник только думает, что он управляет волей коня, в тщ
время как конь, закусив удила, может выйти из-под конт-н
роля, и всаднику ничего не остается, как послушно следо-1
вать его воле. i

Возникшие ассоциации невольно привели меня it! мысли, что внутренние стремления бессознательного,-прорвавшиеся у Хасбулатова наружу в форме приведен-*! ных выше словесных выражений, явствуют о том, чтс*| основные политические баталии с их плохо прикрытыми! страстями еще впереди. Отнюдь не изысканная словесная! вязь спикера по отношению к президенту и премьер-ми- ■ нистру России может оказаться на бессознательном уров­не всех трех действующих лиц тем пластом, сдвиг которого в ту или иную сторону вызовет всплеск нового накала литических страстей.

Этот вывод был сделан мной в феврале 1993 года, когда
на примере оговорок государственных деятелей я зани­
мался анализом политических страстей. Поэтому возник­
шие при анализе сновидения ассоциации были связаны с ■
тем скрытым противостоянием, которое наблюдалось j
между Хасбулатовым и Ельцыным и которое напомнило i
мне о когда-то имевшем месте противостоянии между:
Хасбулатовым и Красавченко. 1

В сновидении Хасбулатов передает мне полиэтилено-: вую сумку и исчезает. Испытывая неудобство, я хочу пере- j ложить ее в свою, более объемистую и обнаруживаю, что в переданной мне сумке находятся грязные клубни свеклы и ■ остро отточенная пика. Этот отрывок текста сновидения воспринимается мной, как желание Хасбулатова передать в другие руки оружие (пику), а самому оказаться в тени


(уйти). Для меня закулисная борьба политических деяте­лей — это та грязь (грязная свекла), в которой они сами по уши увязли и в которую хотят втянуть других людей, не знающих подоплеки происходящих событий. Но почему Хасбулатов передает мне остро отточенную пику и гряз­ную свеклу? Ведь я не вхожу в его окружение, и наши пути разошлись с ним еще в 1974 году! Этот сюжет свидетельст­вует, видимо, о том, что он ищет себе союзников, которые могли бы его поддержать в противостоянии с президен­том. Промелькнувшая мысль в сновидении — «надо же ка­кая грязь и зачем Хасбулатову острое оружие» — воспри­нимается однозначно. Я никогда не занимался политикой, и меня не удастся втянуть в подобную грязь. Что касается острого оружия, то, очевидно, Хасбулатов не остановится ни перед чем, и, судя по последним событиям в политиче­ской жизни страны, он готовится к решительному наступ­лению на президента. Остро отточенная пика — свидете­льство его готовности к очередному столкновению с пре­зидентом страны,*когда придется сражаться ни на жизнь, а насмерть.

В сновидении я испытываю некое беспокойство от того, что меня ждут в машине. С одной стороны, я уверен, что меня не удастся затянуть в грязь политических столк­новений. Раньше я никогда не лез в большую политику и впредь не собираюсь отступать от своих принципов. С дру­гой стороны, смогу ли я открыто сказать об этом тем, кто, возможно, на меня рассчитывает. Обычно я ни с кем не об­суждаю эти вопросы. Просто молча отхожу в сторону, не желая принимать участие ни в каких политических играх. Но в данном случае мне придется иметь дело с теми, кто ждет меня в черном лимузине. Ведь при мне находится пе­реданная Хасбулатовым сумка с грязной свеклой и остро отточенной пикой. Рассчитывал ли он на то, что я передам эту сумку кому-нибудь из служащих магазина? Была ли это провокация с целью задержания меня с оружием в ру­ках в общественном месте? Или это был тонкий расчет на то, что, не имея возможности избавиться от грязи и ору­жия в магазине, я буду вынужден пойти насделку, которую мне сейчас предложат в машине?

Ничего Не купив в магазине, выхожу из него. Вокруг ни души. Стою в растерянности, не зная, что делать. Одна из мыслей, возникшая по ходу сна — «вот бы приобрести кое-что, а потом перепродать», — оказалась не реализо-


 




ванной, так как я ничего не приобрел в магазине. Испол| нение подобного желания при других обстоятельства^, было бы вполне возможным, поскольку в реальной жизнщ происходило нечто похожее, связанное с книжной про*; дукцией. Ранее не знакомые рыночные отношения не обо*«шли меня стороной, и мне, как и многим другим ученым»! пришлось заниматься мелким бизнесом, чтобы как-т0$ продержаться на плаву после шоковой экономической те-| рапии и прокормить свою семью, в которой росли трое д.е-4

• тей. Возникшая в сновидении мьщль — отражение реаль-j
ности. Но поскольку в магазине я ничего не приобрел, это|
является свидетельством того, что имеется нечто более^
важное, а именно, грязь и оружие, которые вызвали во мне'
неприятные ощущения. Я растерян, так как могу вновь!
столкнуться с теми людьми, которые остались в машине, к?
мне придется как-то объяснять, почему не собираюсь учат!
ствовать в их грязных делах. Растерян, поскольку не знаю, |
что буду говорить им и каким образом буду выходить из
того положения,.в котором оказался.

Из-за угла выезжает машина и направляется ко мне. Она останавливается возле меня. По всей вероятности, это должно вызвать во мне еще большее беспокойство. Думаю, что данный отрывок текста сновидения является отражением тех мыслей, которые неоднократно прихо-.„ дили мне в голову наяву по поводу того, как я поведу себя | в конкретной ситуации, если мне когда-нибудь придется столкнуться лицом к лицу с необходимостью сказать ко-. му-то прямо в глаза о своих внутренних убеждениях. Бес­покойство во мне вызывает не проблема выбора, окуна­ться в политическую грязь или отойти в сторону. Такого

• выбора передо мной нет, так как уже давно я понял для
себя, что политика — дело грязное, и если сам доброволь­
но не испачкаешься в ней, то все равно рано или поздно
тебя замарают. Мое беспокойство связано с тем, что мо­
жет настать такой момент, когда придется не просто мол­
ча обойти стороной эту грязь, но и высказывать перед си- я
льными мира сего свое негативное отношение как к ним, |
так и политике в целом. А мне не хотелось бы делать это­
го, поскольку предпочитаю заниматься научной, препо­
давательской, терапевтической деятельностью и не вме­
шиваться ни в какую политику — ни в малую, ни в боль­
шую. Данное желание как раз и нашло свое отражение в
сновидении, поскольку мне не пришлось ни с кем объяс*


няться по поводу грязи и оружия. Машина остановилась возле меня, и никакого продолжения действия не после­довало, ибо сновидение на этом оборвалось, и я, кажется, проснулся в тот момент.

Лишь один элемент сновидения вызвал у меня значи­тельные затруднения. Это большие кварцевые часы, на ко­торых отчетливо высвечивалась цифра 34. Первоначаль­но, я разбил это число на две цифры 3 и 4, усмотрев в них символику мужского и женского начала. Поскольку мои ассоциации в тот момент были связаны главным образом с политическими событиями в стране и больше ничего не приходило в голову в связи с этими цифрами, то я решил оставить их в покое в надежде на то, что позднее вернусь к дальнейшей их интерпретации. Помню только, что в тот момент испытывал внутреннее неудовлетворение от не­способности найти скрытый смысл, стоящий за этими цифрами. Однако по истечении нескольких дней все стало ясно. Дополнительной интерпретации не потребовалось, так как происшедшие в стране события дали исчерпываю­щий ответ на вопрос, что могла означать цифра 34, четко высветившаяся в пульсации кварцевых часов, которые я видел во сне.

Напомню, что изложенный выше сон я видел в ночь с 26 на 27 сентября 1993 года. Через неделю, 3—4 октября того же года произошла кровавая развязка политических событий в стране. В результате вооруженного столкнове­ния между сторонниками Ельцина и теми, кто поддержи­вал Хасбулатова, Белый дом почернел от копоти пожари­ща, вызванного разрывами снарядов. Утром 3 октября я был в центре Москвы, читал лекцию студентам Высших женских курсов при Российском государственном гума­нитарном университете, слышал отдаленные звуки вы­стрелов и имел возможность соотнести происходящие со­бытия с тем, что неделю тому назад нашло отражение в моем сновидении..

Должен сказать, что воспроизведенный выше анализ сновидения был осуществлен мной до кровавых событий октября 1993 года. В то время я чгитал лекции о психоана­лизе студентам педагогического колледжа и спецкурс по проблеме смысла и абсурдности человеческого существо­вания в Российском открытом университете. В своих лек­циях я использовал данное сновидение в качестве примера работы бессознательного, давал свою интерпретацию наи-


 




более примечательным деталям, вошедшим в текст снов№;
дения. Основное внимание было уделено фигуре Хасбула|
това, грязным овощам, наличию оружия и не понятно!
для меня цифре 34: м

Признаюсь, что в то время мне не удалось расшифро-2
вать полностью всю символику бессознательного, имев
шую место в сновидении. За символом грязной свеклы >
увидел только политическую грязь, но не обратил дрлжг;
ного внимания на кровавый цвет, который дает свекла!
Цифру 34 расчленил на две составляющие — 3 и 4, усмот^
рев в них сперва символику мужского и женского начала!
И только после кровавых событий 3—4 октября 1993 года*
стал очевиден скрытый смысл сна, приснившегося мне за|
неделю до этого. И хотя многие студенты, как впрочем *Й
я, были поражены предшествующим обращением внима*|
ния на цифру 34 (с ее разбиением на 3 и 4) и последующи-!
ми событиями 3—4 октября, я все же был вынужден прЫ]
знаться в том, что овладение искусством толкования сно*|
видений — задача весьма сложная, требующая глубинной
го понимания работы бессознательного. i

Насколько случайным было мое сновидение? Почему!
оно приснилось за неделю до кровавых октябрьских собы*
тий? Не оказались ли личностное сновидение и реальная|
политическая жизнь России нанизанными на стержень|
некой закономерности, оказавшейся за пределами пони-|
мания со стороны сознания? |

Очевидно, проявившееся во сне бессознательное нб |
только явилось предвестником событий ближайшего бу­
дущего, но и в символической форме указало на точную^
дату свершения этого события, которое вошло в историюц
России. Другое дело, что мы редко обращаем внимание на j
символику бессознательного и, по сути дела, утратили^
способность понимать ее, в результате чего многое в на£|
шей жизни остается непонятным. Но это уже проблема на-*;
шего собственного бытия, а не логики развертывания бес-*|
сознательного, вбирающего в себя исторический опыт да-j
лекого прошлого, индивидуально-личностную и коллек-»
тивную сиюминутность* настоящего, потенциальную и
возможную событийность будущего.?

Из приведенного выше примера сновидения и его ана- 1
лиза я извлек для себя несколько выводов. |

Во-первых, даже самое простое, легко объяснимое, на | первый взгляд, сновидение может включать в себя ряд


смысловых значений, выявление которых требует приста­льного внимания и значительных усилий.

Во-вторых, если в процессе толкования сновидений становятся понятными скрытые за его содержанием, мыс­ли, то это еще не означает, что наше собственное понима­ние целиком и полностью соответствует тому, что лежит в основе данного сновидения и что наше бессознательное хотело сказать нам во время сна.

В-третьих, не следует сбрасывать со счета то обстояте­льство, что за выявленным в процессе толкования смыс­лом сновидения может скрываться еще одно, более глубо­кое его значение, обнаружение которого оказывается до­ступным только в том случае, если не обольщаешься на счет своей прозорливости, вытекающей из предшествую­щего терапевтического опыта.

В-четвертых, трудности и неудачи собственного тол­кования сновидений являются не менее ценным и полез­ным опытом самоанализа, чем удачные и содержательные толкования сновидений пациентов, способствующие луч­шему пониманию их внутренних влечений и желаний, психических сил и состояний.

В-пятых, почерпнутые из идейного наследия класси­ческого психоанализа теоретические конструкции и ин­терпретационные схемы могут служить лишь отправной точкой при анализе сновидений, окончательная интерп­ретация которых предполагает открытость исследователя к многообразным возможностям проявления бессознате­льного и его готовность в случае необходимости выйти за рамки позитивных результатов, некогда достигнутых на основе ранее использованных предположений и техниче­ских приемов толкования сновидений.

В свете последнего соображения проявление бессозна­тельного в сновидениях может быть рассмотрено не толь­ко с точки зрения попытки удовлетворения желаний чело­века, истоки зарождения которых следует непременно ис­кать в прошлом, на чем акцентировал внимание Фрейд, но и в плане открытости человека к будущему, когда его бес­сознательное устремляется за пределы сознания к тому, чего еще нет, но что смутно зреет в настоящем, чтобы реа­лизоваться в ближайшей или отдаленной перспективе. Известны случаи, когда в сновидениях людей отражались события, очевидцем которых сновидящий не был, но ко­торые имели место или в момент сна или по истечении ка-


 




кого-то времени. Так, Михайло Ломоносов, находясь.. стажировке за границей, увидел в своем сновидении, где как и при каких обстоятельствах погиб его отец, занимг шийся промыслом рыбы на севере России. Рыбаки. могли найти его отца, в то время как он, находясь дале! от своего дома, точно указал место гибели отца. В сво, очередь Карл Густав Юнг сообщил о том, что неоднс кратно видел сновидения, в которых перед ним предста| вала картина того, как в середине лета настает арктиче­ский холод, вся земля покрывается льдом и все, что бьщ зеленым, закоченело и погибло. До этого у него были bj дения, в которых чудовищный поток, простиравшийся i Англии до России, от Северного моря до подножия Алi уничтожал все живое на своем пути, желтые волны неслщ обломки различных предметов и бесчисленные трупы, потом все превратилось в море крови. Видения были Юнга в конце 1913 года, сновидения подобного рода — апреде, мае и июне 1914 года. А первого августа начал ас мировая война.

Фрейд занимал своеобразную позицию в отношенш™ подобного рода сновидений. Он не считал, что сновиде»| ния можно использовать для предсказания будущего^ Напротив, основатель психоанализа исходил из того* что сновидение предназначено для ознакомления с про-«шлым. С его точки зрения, сновидение всегда и в любом смысле проистекает из прошлого. «Однако, — замечал' он, — и вера в то, что сновидение раскрывает перед нами? будущее, не лишена доли истины» [6. С. 490]. Вместе с£ тем он полагал, что, перенося человека в будущее, сно­видение рисует перед ним такую картину осуществлен! ния желания, в которой это будущее является воспройз-| ведением прошлого. Поэтому, возвращаясь к древней! традиции толкования сновидений, Фрейд в то же время| по-новому подходит к их рассмотрению. Он анализируй ет сновидения не для того, чтобы использовать психоа-t налитические знания для предсказания будущего.! Основная цель и задача психоаналитического их толко-' вания состоят в том, чтобы выявить их скрытый смысл,5 уходящий своими корнями в прошлое.

Речь идет не о том, что, в отличие от некоторых специ­алистов по сновидениям, усматривающих в их содержа-нии исключительно некие знаки будущего, Фрейд вообще не признавал за отдельными сновидениями их ориентации |


на будущее. Вышеприведенное его высказывание свидете­льствует о допущении им того, что сновидение способно раскрывать перед человеком будущее. Но он был противни­ком различного рода спекуляций на этот счет, так как счи* тал, что прорисованное в сновидении будущее можно по­нять и объяснить, исходя из настоящего и прошлого.

Бессознательное черпает материал из прошлого и настоящего. Его отражение в сновидении сопровожда­ется такой внутрипсихической работой, в результате ко­торой может создаваться такое, чего еще не было в реа­льной жизни. Основываясь на прошлом и настоящем, бессознательное способно породить такое видение, ко­торое в прямой или опосредованной форме предостав­ляет человеку возможность задуматься над грядущим. Нечто подобное имело место и втом моем сновидении, в котором, казалось бы, произвольно взявшаяся неизве­стно откуда цифра 34 на самом деле включала в себя вполне определенный смысл, реальную значимость-ко­торого мне не удалось, к сожалению, распознать в про­цессе толкования этого сновидения. Она стала очевид­ной для меня лишь несколько дней спустя, продемонст­рировав тем самым необходимость более внимательного отношения к собственным сновидениям.

Если работа сновидения заключается в переводе скры­тых мыслей в явное его содержание, то толкование снови­дения представляет собой противоположный процесс. Оно предполагает осуществление перехода от явного со­держания сновидения к скрытым его мыслям и основано на понимании элементов сновидения и техники их толко­вания.

Далеко не все сновидения являются ясными и про­зрачными для понимания их смысла. Первоначальная по­пытка постижения сновидения в его целостности оказы­вается, как правило, безрезультатной. Психоаналитиче­ский подход к анализу сновидений основывается на том, что прежде всего следует разбивать их на части, на состав­ляющие элементы, чтобы тем самым человек мог предать­ся своим свободным ассоциациям, соотнесенным именно с отдельными элементами того или иного сюжета, той или иной картины, того или иного лица, которые отражены в тексте сновидения.

Фрейд исходил из того, что сновидение как целое явля­ется искаженным заместителем бессознательного. Задача


 




толкования сновидения — найти это бессознательное. Со*
ответственно понимание элемента сновидения заключи
ется в том, что он выступает в качестве заместителя чего-т
другого, неизвестного видевшему сон. Техника толкован!
состоит в вызывании к элементу сновидения других замешдо
ющих его представлений, из которых можно узнать скрытое!;
бессознательное.
v <

При толковании сновидений необходимо придержи^
ваться трех правил, которые в формулировке Фрейда вы*<
глядят следующим образом. Во-первых, не нужно обра-й
щать внимание на то, что представляет собой сновидение^
и является ли оно простым или сложным, осмысленным!
или абсурдным, так как оно не является скрытым бессоз^
нательным. Во-вторых, к каждому элементу сновидения^
необходимо вызывать замещающие представления. При|
этом не следует задумываться о них, обращать внимание
на то, содержат ли они что-то подходящее или отклоняют*
ся от элемента сновидения. В-третьих, нужно выждать?
пока скрытое бессознательное возникнет само. *

Следование этим правилам оказывается делом про-4 стым только на первый взгляд. На самом деле, как толькет начинаешь приступать к толкованию сновидения, так сраЧ| зу же наталкиваешься на что-то непонятное, мешающее| работе толкования. Подчас оказывается, что в голову не| приходят никакие ассоциации, которые можно было бы отнести к тому или иному элементу сновидения. Или, на против, возникает несколько ассоциаций, но ни одна из них, как представляется, не имеет ни прямого, ни косвен-i ного отношения к сновидению или его отдельным элемен-| там. Или могут возникнуть такие мысли, которые вызыва­ют внутреннее неприятие, поскольку они соотносятся с; чем-то нехорошим, неприличным, антисоциальным. Од-J ним словом, возникает то, что Фрейд назвал сопротивле­нием толкованию.

Если при работе сновидения действенную силу приобре­тает цензура, ведущая к всевозможным искажениям его со­держания, то при толковании сновидения на передний план выступает сопротивление. По своему функциональному! значению сопротивление толкованию оказывается не чем» иным, как объективацией цензуры сновидения. Поэтому; | приступая к толкованию сновидения, необходимо учиты- % вать то обстоятельство, что сопротивление толкованию! может заявлять о себе в самых разнообразных формах.'!


Простейшая из них заключается в нежелании подвергать толкованию свое собственное сновидение.

Учитывая фактор сопротивления толкованию сно­видений, Фрейд разработал соответствующую технику толкования. Эта психоаналитическая техника толкования сновидений предполагает соблюдение важного условия — не исключать ни одной мысли, если даже против нее возни­кают различные возражения. Возражения типа того, что данная мысль незначительна, второстепенна, бессмыс­ленна, не относится к делу или о ней неприлично гово­рить.

Хотел бы отметить, что подобного рода возражения часто возникают не только при толковании сновидений, но и при восприятии того или иного толкования со сто­роны тех, кому оно предлагается. Нередки случаи, когда при толковании сновидения пациента аналитик сталки­вается с резко негативным отношением к тому, каким образом он интерпретирует рассказанное ему сновиде­ние. Аналогичные ситуации имеют место и в том случае, если толкование сновидений выходит за пределы тера­певтической работы.

6. «Тропы и геймы»

Мне довелось быть свидетелем того, какое неприятие вызвало мое толкование одного из элементов собственно­го сновидения, предложенное в качестве иллюстрации к материалу о политических страстях. Это было связано со статьей, которую мне предложили написать для одного из журналов и в которой я представил размышления о неко­торых ошибочныхдействиях политических лидеров, а так­же о своем собственном сновидении. Поскольку в контек­сте обсуждаемой проблематики данное сновидение может служить примером того, как и каким образом осуществля­ется работа бессознательного, то я сначала приведу его, а потом покажу, какое сопротивление вызвало толкование одного из его элементов.

В ночь с 9 на 10 декабря 1992 года мне приснился дово­льно длинный и сумбурный сон. Нет необходимости вос­производить его полностью, тем более что в нем содержа­лись разнообразные сюжеты, которые отчасти ускользну­ли из моей памяти. Но среди того сумбура, который мне


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.