Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вытеснение и сублимация




В различных своих работах Фрейд освещал в той или иной степени вопрос о том, как происходило становление культуры в историческом плане и каким образом она ока­зывала воздействие на человека. При этом он меньше все­го уделял внимания какому-либо точному определению понятия культуры и не проводил различий между культу­рой и цивилизацией. Разумеется, можно ставить в упрек основателю психоанализа то, что он пренебрегал различи­ем между культурой и цивилизацией. Но следует иметь в виду, что это он делал не по недомыслию, а в силу того, что не видел необходимости вникать с позиций психоанализа в тонкости понятийных дискуссий, касающихся рассмот­рения взаимосвязей между человеком и культурными тре­бованиями, налагаемыми на него обществом.

Судя по всему, именно поэтому Фрейд поставил знак равенства между культурой и цивилизацией, полагая, что есть более достойные для рассмотрения проблемы, неже­ли споры о дефинициях. Не случайно в ряде работ он исхо­дил из обыденного понимания культуры, предполагающе­го опору на здравый смысл, а не на заумное философство­вание относительно того, что подразумевается под культу­рой как таковой. Так, в работе «Будущее одной иллюзии» (1927) он подчеркивал, что под человеческой культурой понимает «все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных» [1. С. 19]. Аналогичной точки зрения он придерживался и в работе «Недовольство культурой» (1930), которая была специально посвящена осмыслению культурологической проблематики. Конкре-


тизируя свое понимание в этом вопросе, основатель пси­хоанализа замечал, что «слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми» [2. С. 88].

Надо сказать, что интерес Фрейда к проблемам культу­ры не ограничивался более поздним периодом его исследо­вательской и терапевтической деятельности. Задолго до на­писания работ конца 20-х — начала 30-х годов, в которых уделялось особое внимание рассмотрению существа, при­роды и функций культуры, он так или иначе обращался к культурологической проблематике. В частности, уже в ран­ний период его деятельности объектом осмысления осно­вателя психоанализа были вопросы, связанные с историей развития сексуальности человека и подавлением природ­ных влечений в культуре, культурной сексуальной моралью и возникновением неврозов, регрессией либидо и его куль­турной ценностью, находящей свое отражение в способно­сти к сублимации.

При рассмотрении психоаналитического понимания этики и нравственности уже обращалось внимание на то, какую связь устанавливал Фрейд между сексуальной мо­ралью и психическими заболеваниями. Этот аспект его психоаналитических воззрений был представлен в работе «Культурная» сексуальная мораль и современная нервоз­ность» (1908). Наряду с этим в данной работе им был вы--двинут также постулат, в соответствии с которым в целом культура построена на подавлении бессознательных стра­стей и желаний. «Каждый человек, — отметил он, — посту­пился частью своего достояния, своей власти агрессивных и мстительных наклонностей своей личности; из этих вкладов выросли материальные и идеальные блага общей 1сультуры» [3. С. 18].

Собственно говоря, психоаналитический тезис о том, что культура построена на подавлении страстей и влече­ний человека, логически вытекал из ранее выдвинутых "Фрейдом представлений о механизмах вытеснения. Уже в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) он признавал за культурой большое влияние на раз­витие вытеснения и полагал, что при этом происходит из­менение психической организации человека. В частности, он исходил из того, что в результате «вытесняющей деяте-


 




льности культуры», несомненно, утрачиваются «первич­ные, но ныне отвергнутые внутренней цензурой возмож­ности наслаждения» [4. С. 63].

С точки зрения Фрейда, благодаря господству «куль­турной» сексуальной морали происходит подавление у людей их сексуальной жизни, что свидетельствует о том-вредном влиянии, которое культура оказывает на них. Че­ловек отдает культурной работе слишком много сил. С од­ной стороны, он может заместить свою первоначальную сексуальную цель иной, несексуальной, но родственной психической, и, таким образом, реализовать свою способ­ность к сублимированию. С другой стороны, человек мо­жет осуществить свою фиксацию на предшествующих сту­пенях психосексуального развития и тем самым утратить способность к замещению первоначальной сексуальной цели. В первом случае благодаря процессам сублимации происходит творческое созидание культурных ценностей. Во втором случае происходит невротизация человека. «Нев­ротики, — подчеркивал Фрейд, — это класс людей, кото­рые при сопротивлении со стороны организма, под влия­нием культурных требований только кажущимся образом и неудачно подавляют свои инстинкты и вследствие этого могут работать на пользу культуры только или с большей затратой, или при внутреннем оскудении, или же время от времени, как больные, должны от нее отказываться» [4. С. 21].

Фактически, основатель психоанализа не только рас­смотрел взаимосвязь между подавлением сексуальной жиз­ни индивида, созиданием культурных ценностей и невро-тизацией людей, но и соотнес историю психосексуального развития человека с соответствующими этапами, ступеня­ми становления человеческой культуры. В частности, исхо­дя из истории развития сексуального инстинкта, он выде­лил три ступени культуры. На первой ступени становления культуры удовлетворение сексуальных влечений не пресле­дует цели размножения. На второй — все, не служащее цели размножения, оказывается подавленным. На третьей — в качестве сексуальной цели допускается только законное, размножение. Первая ступень культуры предполагает есте­ственное удовлетворение сексуальных влечений человека, когда между его природной сексуальностью и требования­ми культуры нет какого-либо существенного барьера. На второй ступени культуры запрету подвергается все то, что


относится к разряду так называемых перверсий, связан­ных с извращенным сексуальным удовлетворением. Тре­тья ступень культуры соотносится с признанием в качест­ве доминирующей такой сексуальной цели, которая слу­жит законно оправданному деторождению.

Чтобы следовать запросам более высших ступеней раз­вития культуры, от человека требуется значительная затра­та сил, связанных с подавлением его природной сексуаль­ности. По своей природной конституции далеко не все люди оказываются способными следовать предписаниям культурной сексуальной морали, что с неизбежностью вле­чет к возникновению внутрипсихических конфликтов и невротизации. Отсюда напрашивается вопрос о том, стоит ли культурная сексуальная мораль тех жертв, которые она требует от человека. Именно этот вопрос и был поставлен Фрейдом в работе «Культурная» сексуальная мораль и совре­менная нервозность». Данный вопрос приобретал особую остроту, поскольку, в понимании основателя психоанализа, общество не в такой степени освободилось от гедонизма, чтобы удовлетворение желаний человека и достижение ин­дивидуального счастья не ставить в качестве одной из целей культурного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.