Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Императивы культуры




Для лучшего объединения людей культура прибегает к идеальному требованию, гласящему «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это требование культуры хорошо известно, оно широко проповедуется в христианстве. Одна-


 




ко, задается вопросами Фрейд, почему непременно надо следовать данному требованию, чем оно может помочь чело­веку и, наконец, как его осуществить и способен ли человек на это? Ведь любовь является личной безусловной ценностью для человека, и он не может разбрасываться ею. Почему он должен любить другого, если он ему чужд, не привлекает никакими достоинствами, не является идеалом, не вызыва­ет никакого уважения, готов насмехаться над ним, оскорб­лять, потешаться своей властью? Если бы требование куль­туры выступало в качестве заповеди «возлюби ближнего твоего так, как он любит тебя», тогда это не вызывало бы никаких возражений. А так выполнение исповедуемого христианством требования культуры оказывается пробле­матичным, и вряд ли его можно считать разумным.

Еще более резкое возражение со стороны Фрейда вызы­вает требование культуры, гласящее «люби врага твоего». Не приемля данное требование в принципе, он приводит высказывание Г. Гейне, позволившего себе в шутливой форме высказать запретную психологическую истину. Не­мецкий писатель как-то заметил, что имеет весьма скром­ные желания: он хотел бы иметь небольшую хижину и соло­менную крышу над головой, но добротную кровать, хоро­шую еду, цветы под окном и несколько красивых деревьев напротив двери. А если бы Бог захотел сделать его совсем счастливым, то пусть бы он дал радость тем, что на этих де­ревьях висело бы шесть или семь его врагов, перед смертью которых он растроганно простил бы им все зло, причинен­ное ему за время жизни, так как врагов необходимо про­щать, но не раньше, чем они повешены [12. С. 105].

Апеллируя к нравственной проблематике, Фрейд под­черкивал, что, независимо от учета обусловленности пове­дения людей, существуют различия в их действиях, которые классифицируются этикой как «злые» и «добрые». Это означает, что, пока сохраняются подобные различия, сле­дование высоким этическим требованиям будет сопряжено с поощрением зла, что, в свою очередь, будет наносить вред культуре. За всем этим, по мнению основателя психоанали­за, стоит реальность, свидетельствующая о том, что человек не является всецело мягким и любящим существом, как это подчас представляется тем, кто настаивает на следовании требованиям культуры, воплощенным в заповедях «возлю­би ближнего твоего, как самого себя» и «люби врага твоего». К влечениям человека принадлежат и такие, которые вклю-


чают в себя значительную долю агрессивности. Поэтому у человека всегда есть искушение сделать ближнего своего средством удовлетворения агрессивности и объектом уни­жения, порабощения. Все это ведет к тому, что человек ста­новится противником культуры, которая стремится насиль­ственно подавить его сексуальные и агрессивные влечения, Призвать себе на помощь различные методы идентифика­ции и торможения по цели любовных отношений, ввести идеальные заповеди любви к ближнему.

Культура требует принесения в жертву как сексуальных,
так и агрессивных склонностей человека. Тем самым стано­
вится более понятно, почему он не чувствует себя счастли­
вым. Первобытные люди не знали ограничений на свои
влечения и в этом смысле были свободнее, по сравнению с
современным человеком. Но у них была незначительной
уверенность в том, что они долгое время могли наслажда­
ться своей свободой и счастьем. Под воздействием культу­
ры современный человек поменял часть своего возможного
счастья на частичную безопасность.
Однако обретение час­
тичной безопасности оказалось тесно связанным как с необ­
ходимостью ограничения влечений человека, так и с тем, что
Фрейд назвал «психологической нищетой масс», грозящей
особенно там, где общественная связь установлена главным
образом через взаимную индентификацию участников, в то
время как индивидуальность вождей не обрела необходимо­
го значения, приобретаемого при образовании соответству­
ющего сообщества. •

Уже обращалось внимание на то, что при рассмотрении нравственной проблематики основатель психоанализа уде­лил большое внимание пониманию того, как и каким обра­зом у человека появляется бессознательное чувство вины, какие внутренние переживания и конфликты возникают на этой почве, какова реальная связь между этим чувством или сознанием вины и каковы последствия обострения их, веду­щие к неврозам. В своих размышлениях он пытался пред­ставить чувство вины как одну из важнейших проблем разви­тия культуры. В конечном счете, он высказал соображе­ние, согласно которому «платой за культурный прогресс яв­ляется убыток счастья вследствие роста чувства вины» [13. С. 125].

Для Фрейда чувство вины являлось как бы прямым по­томком конфликта между потребностью в любви и стрем­лением к удовлетворению влечений. Вместе с тем чувство


 




вины рассматривалось им в качестве одной из составляю­щих частей Сверх-Я, наряду с такими его другими частями, как совесть, потребность в наказании, раскаяние, идеал. Казалось бы, как в том, так и в другом случае чувство вины и Сверх-Я относятся им исключительно к отдельному чело­веку. Однако, если учесть, что основатель психоанализа проводил параллели между онтогенезом и филогенезом, раз­витием человека и человечества, то невольно напрашивается вопрос, а не мог ли он рассматривать культуру через призму не индивидуального, а общечеловеческого Сверх-Я? Ведь не случайно, возникновение чувства вины и Сверх-Я соотноси­лось им с формированием культуры как таковой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.