Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сверх-Я и патология культуры




И действительно, Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым более широкая аналогия между индивидуальным и культурным развитием допускает при­знание того, что у общества формируется некое Сверх-Я. Это Сверх-Я оказывает воздействие на развитие культуры и имеет тот же источник, что и Сверх-Я отдельного чело­века. Источником Сверх-Я любой культурной эпохи явля­ется, по его мнению, впечатление, оставленное или людь­ми, обладающими огромной духовной силой, или теми, у кого одна из человеческих страстей приобрела особое зна­чение и выражение. Сходство между ними состоит также в том, что культурное Сверх-Я и Сверх-Я индивида основы­ваются на идеальных требованиях, несоблюдение которых ведет к наказанию страхом совести.

Результаты клинической практики дают наглядное пред­ставление о том, что не так-то просто обнаружить у человека действенность его Сверх-Я. Точнее было бы сказать, что в силу своего знания закономерностей работы бессознатель­ного аналитик вскрывает у пациента его бессознательное чувство вины и отслеживает конфликты, связанные с укора­ми карающей совести, в то время как сам пациент испыты­вает значительные трудности в понимании и осознании про­исходящего. Если же довести до сознания пациента бессоз­нательные требования его Сверх-Я, то окажется, что они совпадают с предписаниями Сверх-Я той культуры, в кото­рой пребывает человек. Поскольку развитие индивидуаль­ного человека и развитие культуры, в целом, тесным образом


переплетаются между собой, то, как полагал Фрейд, «многие свойства «Сверх-Я» легче обнаружить, наблюдая за поведе­нием культурного сообщества, а не индивида» [14. С. 131].

Размышления о Сверх-Я культуры вновь привели основателя психоанализа к рассмотрению нравственной проблематики. Ведь Сверх-Я культуры формирует такие предъявляемые к взаимоотношениям между людьми идеа^ лы и требования, которые, по существу, относятся к этике. Но этика, по выражению Фрейда, обращается к централь­ному пункту развития культуры, являющемуся наиболее болезненным местом для него. Если этика может быть вос­принята как попытка терапевтического воздействия на чело­века, как усилие достичь с помощью заповедей Сверх-Я того, что не сумела обеспечить культура, а именно об этом и гово­рил основатель психоанализа, то проявленный им интерес к заповеди Сверх-Я культуры, выраженный в максиме «возлюби ближнего твоего, как самого себя», был вполне оправданным. В этом отношении этические требования культурного Сверх-Я вызывали у него возражения потому, что это Сверх-Я, по сути дела, не соотносится с душевной конституцией человека. Оно отдает такие приказы, кото­рые оказываются внутренне невыполнимыми. Впрочем, оно даже не задается вопросом, как и в какой степени мо­гут быть соблюдены его требования, чем они чреваты и ка­кую угрозу представляют для психического здоровья чело­века. Культурное Сверх-Я молчаливо исходит из предпо­ложения, что сознание человека (Я) имеет безграничную власть над его бессознательным (Оно) и в состоянии пси­хологически вынести все то, что на него возлагается. «Это, — замечал Фрейд, — заблуждение, так как даже у так назы­ваемого нормального индивида власть над «Оно» не под­нимается выше определенного уровня. Если от него требу­ют большего, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным» [15. С. 132].

В представлении основателя психоанализа заповедь «воигоби ближнего твоего, как самого себя» оказывается на­глядным примером «непсихологнчности действий» культур­ного Сверх-Я. Она неисполнима, так как следование ей ве­дет к инфляции и понижению ценности любви. Культура, по сути дела, пренебрегает этим и настаивает на том, что следование ее предписаниям является делом трудным, но благородным. В действительности же, тем, кто последует подобным предписаниям в рамках современной культуры,


 




придется идти на ничем не оправданные жертвы, чреватые подрывом здоровья, в то время как несомненную пользу извлекут другие, не считающиеся с требованиями культу­ры.

Исходя из того, что развитие культуры имеет значи­тельные сходства с развитием индивида, Фрейд подошел к такой постановке вопроса, которая выводила психоа­нализ на уровень общечеловеческого метода лечения неврозов. Это стало возможным в процессе перехода от изучения индивидуального Сверх-Я к анализу культур­ного Сверх-Я. Попытка раскрытия роли Сверх-Я в явле­ниях культурного развития дала возможность Фрейду задаться вопросом о том, не вправе ли психоаналитик поставить такой диагноз, согласно которому многие ку­льтурные эпохи сделались невротическими под воздей­ствием культуры. Не приводит ли культурное развитие к тому, что, возможно, все человечество невротизирует-ся? Не следует ли заняться классификацией неврозов человечества, за которой могли бы последовать терапев­тические рекомендации, имеющие, несомненно, важ­ное значение и практический интерес?

Фрейд считал, что попытка применения психоанализа к различным культурам и к человечеству в целом была бы весь­ма полезна, целесообразна и практически значима. Во вся­ком случае подобная попытка представлялась ему ни бес­смысленной, ни бесплодной, ни бесполезной. Другое дело, что, понимая всю сложность и необычность постав­ленной перед психоанализом задачи, он весьма осторожно оценивал возможности ее реализации. Прежде всего осно­ватель психоанализа предупреждал, что речь идет лишь об аналогии между индивидуальным и культурным развити­ем. В том случае, когда речь идет об индивидуальном нев­розе, опорой для диагноза заболевания служит контраст между больным и его окружением, которое считается как бы нормальным. Диагноз же коллективных неврозов стал­кивается с трудностью, обусловленной тем, что нет необ­ходимого фона, позволяющего делать соответствующие сравнения. Кроме того, даже самый приближенный к реа­льности анализ социального невроза делает общекультур­ную, общечеловеческую терапию весьма проблематичной, поскольку нет такого авторитета, который мог бы прину­дить массы людей к лечению.


Сам Фрейд не претендовал на роль тяпхишалитика бе­рущего на себя смелость и обязанность выступать к качестве врачевателя культуры и человечества. Как уже отмечалось, несмотря на свою многолетнюю практику, когда порой он принимал по десять пациентов в день; имел заслуженный авторитет и многие начинающие аналитики почитали за великую честь пройти у него анализ, он не считал себя хо­рошим врачом и не претендовал на роль всесильного Бога, окончательно излечивающего обращавшихся к нему за помощью больных. Тем не менее он полагал, что, вопреки перечисленным им трудностям, анализ коллективных нев­розов имеет смысл, а применение психоанализа к различным культурам и человечеству в целом в принципе возможно. «Несмотря на все эти затруднения, — замечал основатель психоанализа, — следует ожидать, что однажды кто-ни­будь отважится на изучение патологии культурных сооб­ществ» [16. С. 133].

Не претендуя на роль психоаналитика человечества, Фрейд не собирался ставить окончательный диагноз со­временному культурному развитию и отказался от общей оценки человеческой культуры. Вместе с тем, он явно не разделял того широко распространенного предрассудка, согласно которому культура является самым драгоценным достоянием всех людей. Не разделял он и тех убеждений, в соответствии с которыми направленность развития куль­туры непременно связана с совершенствованием челове­ческого рода и неизбежно ведет к достижению счастья каждым человеком. Если некоторые критики культуры приходили к печальному выводу, что все усилия культуры не стоят затраченного труда, а культурное развитие, в це­лом, лишь усугубляет страдания отдельного человека, то Фрейд не видел в подобной мировоззренческой позиции ничего предосудительного. Исследуя проблемы культуры с психоаналитических позиций, он неизменно подчерки­вал, что, к сожалению, его знания в этой области настоль­ко ограничены, что не позволяют ему делать какие-либо окончательные суждения и выводы. Единственное, в чем он был уверен, так это то, что ценностные суждения пре­допределяются желаниями людей, их стремлением к до­стижению счастья и попытками подкрепления собствен­ных иллюзий различного рода аргументами..

Обращаясь к рассмотрению проблемы культурного раз­вития и высказывая свои психоаналитические соображения







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.