Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка культуры




В работах конца 20-х — начала 30-х годов ранее постав­ленный Фрейдом вопрос по отношению к культурной сек­суальной морали приобрел более широкое звучание, когда под сомнение была поставлена ценность культуры как та­ковой. В частности, он не разделял широко распространен­ного предрассудка, согласно которому культуру следует рассматривать как одно из самых драгоценных достояний человечества. Точно также он не считал, что культура с не­избежностью и необходимостью ведет к невиданным со­вершенствам. Напротив, основатель психоанализа полагал, что по большей части усилия культуры не стоят затраченного труда, а ее достижения сопровождаются невыносимыми стра­даниями для человека. Поэтому-то он поднимал вопрос о том, стоит ли культура вообще тех жертв, которые она тре­бует от всех людей.

Почему данный вопрос встал перед Фрейдом во всей своей остроте? Что послужило основанием для подобного


 




взгляда на культуру? Какие особенности культуры вызва­ли у него неприятие? В чем он видел причины того, что по­рождало недовольство культурой не только у него самого, но и у многих людей, воспринимавших культурные требо­вания общества в качестве ущемления их свободы?

Ответы на эти вопросы предполагают более подробное освещение культурологических взглядов Фрейда. Во вся­ком случае рассмотрение того, как и под каким углом зре­ния он оценивал взаимосвязи между культурой и челове­ком, представляется важным и необходимым для лучшего понимания психоанализа как такового.

В представлении Фрейда, культура имеет по меньшей мере две составляющие. Одна из них соотносится с накоп­ленными людьми знаниями и умениями, позволяющими им овладевать силами природы и пользоваться ее благами для удовлетворения человеческих потребностей. Вторая охватывает институты, необходимые для упорядочивания взаимоотношений между людьми и прежде всего — для распределения тех благ, которые они получают от приро­ды. Обе эти составляющие культуры тесно связаны между собой, так как мера удовлетворения влечений людей ска­зывается на взаимоотношениях между ними, они вступа­ют в такие отношения друг с другом по поводу тех или иных благ, когда один человек использует другого в каче­стве рабочей силы или сексуального объекта, а каждый индивид является потенциальным врагом культуры, кото­рая в конечном счете остается достоянием всех. Все инсти­туты, учреждения и заповеди культуры предназначены для обеспечения соответствующего распределения благ между людьми и в то же время для того, чтобы защищать от них собственные творения, служащие как покорению приро­ды, так и производству необходимых для них благ.

Современное состояние культуры таково, что мень­шинство людей завладело средствами власти и насилия в распределении благ, в результате чего большинство людей враждебно относятся к самой культуре. Разумеется, можно предположить, что все существующие проблемы обуслов­лены несовершенством форм культуры и не связаны с куль­турой как таковой. В этом случае вина падает на неупорядо­ченность человеческих взаимоотношений, и, следователь­но, необходимо преобразование общественных институтов с тем, чтобы принуждение людей и подавление их влечений не входило в остов культуры. Однако, как полагал Фрейд,


всякая культура строится на принуждении и запрете влече­ний, и нет никакой уверенности в том, что переупорядоче­ние человеческого общества сможет поддерживать ту ин­тенсивность трудовой деятельности людей, которая спо­собствует приросту жизненных благ. Приходится считать­ся с тем, что у всех людей существуют антиобщественные и антикультурные тенденции и что у большинства из них «они достаточно сильны, чтобы определить собою их по­ведение в человеческом обществе» [5. С. 20].

Для Фрейда именно этот психологический факт имеет предопределяющее значение при оценке культуры. Поко­рение природы с целью получения материальных благ и целесообразное распределение их среди людей являлись важными и необходимыми моментами в развитии культу­ры. Однако в условиях современной культуры центр тяже-. сти сместился с материального на душевное, и поэтому в пер­вую очередь необходимо учитывать внутрипсйхические про­цессы, вызванные к жизни подавлением влечений и при­нуждением к культурной работе, поскольку люди, согласно основателю психоанализа, не имеют спонтанной любви к труду, и все доводы разума бессильны против их страстей. «Решающим оказывается, удастся ли и насколько удастся уменьшить тяжесть налагаемой на людей обязанности жерт­вовать своими влечениями, примирить их с неизбежным ми­нимумом такой жертвы и чем-то ее компенсировать» [6. С. 20].

Если в ранних своих размышлениях Фрейд исходил из того, что всякая культура покоится на отказе от влечений, то в работах конца 20-х — начала 30-х годов он уже полагал, что в ее основе лежит не только отказ от влечений, но и при­нуждение к труду. Это привело его к пересмотру широко распространенного положения, согласно которому жиз­ненные блага и порядок их распределения являются глав­ным и единственным содержанием культуры. В поле его зрения оказались прежде всего средства принуждения и иные способы защиты культуры, призванные вознаграж­дать людей за принесенные ими жертвы. В понимании Фрейда, все эти средства и способы примирения людей с реальностью являются не чем иным, как «психологическим арсеналом культуры». Среди этого психологического арсе­нала важное место отводится древнейшим запретам, с кото­рых культура начала свой отход от первобытного животного состояния. Эти древние запреты, связанные с отказом от


 




удовлетворения импульсивных желаний, включая инцест и кровожадность, сохраняют свою значимость и в современ­ной культуре, поскольку данные импульсивные желания, по убеждению основателя психоанализа, заново рождают­ся в каждом ребенке и все еще составляют основу враждеб­ных чувств к культуре.

Говоря о действенности импульсивных желаний в совре­менной культуре, Фрейд вовсе не считал, что с древнейших времен в психике человека не произошло никаких измене­ний. Напротив, он неоднократно подчеркивал, что на протя­жении многих столетий развитие человеческой психики осу­ществлялось в том направлении, когда внешнее принужде­ние постепенно уходило внутрь, в человеке образовывалась новая психическая инстанция, воплощенная в Сверх-Я и включившая в себя ранее усвоенные заповеди, благодаря чему осуществляется приобщение индивида к нравственно­сти и социальности. «Это усилие Сверх-Я есть в высшей сте­пени ценное психологическое приобретение культуры» [7. С. 24]. Благодаря ему человек становится не противником ку­льтуры, а ее носителем. Другое дело, что мера интериориза-ции, то есть вбирание ранее действенных внешних принуж­дений внутрь человеческой психики, оказывается различной и для отдельных индивидов, и для отдельных запретов. Дале­ко не у всех людей Сверх-Я, особенно такая его составляю­щая, как совесть, является актуально действующим. Далеко не все требования культуры соблюдаются людьми под воз­действием Сверх-Я, а не в результате внешнего принужде­ния, когда нарушение запрета влечет за собой реальное нака­зание. Все это необходимо принимать в расчет при оценке культуры.

Интериоризация предписаний культуры — это лишь одно из духовных благ человечества. Наряду с ней имеются и другие ее блага, как, скажем, идеалы, творения искусства и религиозные представления, которые чаще всего воспри­нимаются в качестве психологического достояния культу­ры. Однако, как полагал Фрейд, идеалы имеют нарциссиче-скую природу и нередко становятся поводом к размежева­нию и вражде между различными культурными регионами, нациями. Творения искусства дают эрзац удовлетворения, примиряют людей с принесенными им жертвами, вызыва­ют чувства идентификации, но в то же время служат и нар-циссическому удовлетворению. Религиозные представле­ния являются не чем иным, как иллюзиями, предназначен-


ными для примирения человека с гнетом культуры, но в действительности оказывающимися сродни бредовым иде­ям. В понимании Фрейда, все это означает, что, являющий­ся несомненным достижением культурного развития, психологический арсенал культуры тем не менее не слу­жит надежной гарантией того, что культура как таковая за­щищает человека от всевозможных страданий и обеспечи­вает ему достижение реального счастья.

3. Счастье и страдания человека

Возникает вопрос: почему речь идет о счастье челове­ка, должна ли культура обеспечивать его достижение и яв­ляется ли это смыслом жизни? Фрейд констатировал то обстоятельство, что вопрос о смысле жизни неоднократно ставился мыслителями прошлого, но до сих пор на него не было дано удовлетворительного ответа. Сам он не претен­довал на то, чтобы исчерпывающим образом ответить на этот вопрос, и ограничился более скромной постановкой вопроса о том, что сами люди полагают целью и смыслом жизни, чего они хотят и к чему стремятся.

С точки зрения Фрейда, люди стремятся к достижению счастья. Это стремление имеет две стороны, обусловленные преследованием положительной и отрицательной цели. Речь идет о стремлении к переживанию чувства удовольст­вия или отсутствия неудовольствия, боли. Под счастьем по­нимается, как правило, первое, поскольку, по мнению основателя психоанализа, цель жизни человека задана прин­ципом удовольствия. Психика человека функционирует по внутренней программе достижения удовольствия. Однако в реальной жизни человек постоянно сталкивается с окружа­ющим его миром, и его программа принципа удовольствия оказывается противоречащей этому миру, в результате чего она преобразуется в более скромный принцип реальности. В конечном счете удовлетворение становится возможным только как эпизодическое явление, тем более что человек обладает способностью наслаждения лишь при наличии контраста. Оказывается, что возможность достижения сча­стья ограничена самой конституцией человека.

Что касается страданий человека, то они, в понимании Фрейда, угрожают ему с трех сторон. Во-первых, они обу­словлены угрозой со стороны собственного тела, изнача-


 




льно приговоренного к упадку и разложению. Во-вторых, имеет место угроза со стороны внешнего мира, который способен обрушить на человека свои разрушительные силы. В-третьих, страдания проистекают в результате уг­розы со стороны отношений человека с другими людьми, что воспринимается, пожалуй, болезненнее всего, поско­льку сам человек создает подобные отношения.

Под давлением этих возможных страданий человек сни­жает свои запросы, связанные с притязанием на счастье. Он начинает ощущать себя счастливым, если ему удается избег­нуть несчастья и превозмочь свои страдания. Стремление к удовольствию как бы оттесняется на второй план по сравнению со стремлением избегнуть страдания. Наблюдается точно та­кая же картина, как и в случае модификации принципа удо­вольствия в принцип реальности. Причем человек может прибегать к различным жизненным стратегиям, связанным с избежанием страданий, будь то добровольное одиночество и уход от людей, химическое воздействие на собственный организм и использование наркотиков, умерщвление влече­ний и использование различных практик йоги, смещение либидо на иные несексуальные цели и повышение уровня интеллектуальной, художественной деятельности. Однако ни одна из этих стратегий не обеспечивает полного избавле­ния человека от страданий.

Имеется еще одна жизненная ориентация, связанная не столько с избеганием страданий путем отвращения от мира, сколько с изначальным стремлением к положитель­ному достижению счастья благодаря чувственной привя­занности к объектам этого мира. Речь идет о жизненной ориентации, в центре которой стоят любовь и ожидание того, что всякое удовлетворение является следствием люб­ви. Сексуальная любовь служит прообразом стремления человека к счастью, поскольку она связана с личным опы­том глубочайшего наслаждения. Вместе с тем и у этой жиз­ненной стратегии имеются свои изъяны. «Никогда мы не оказываемся, — считал Фрейд, — столь беззащитными пе­ред лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви» [7. С. 82].

Так или иначе все жизненные стратегии, связанные со стремлением к наслаждению или избежанию страданий, ока­зываются по-своему ущербными. Во всяком случае, как по­лагал Фрейд, обусловленная принципом удовольствия про-


грамма стать счастливым оказывается неисполнимой. Сча­стье как таковое становится проблемой экономии сексуа­льной энергии, либидо. И не случайно для некоторых лю­дей, особенно для тех, кто с рождения имел неблагоприят­ную конституцию влечений и не сумел в дальнейшем ходе своего психосексуального развития соответствующим об­разом упорядочить компоненты либидо, жизненная стра­тегия оказывается не чем иным, как бегством в невроз.

Два источника страданий человека — всесилие природы и бренность тела — признаются им неизбежными, поскольку невозможно добиться полноты власти над природой, а, являющийся сам частью природы, человеческий организм имеет ограничения в приспособлении и деятельности. Правда, это не ведет к признанию никчемности человече­ских деяний. Скорее, напротив, указывает на необходимое направление деятельности человека, связанное с возмож­ностью устранения или смягчения двух предшествующих источников его страданий. Иное отношение у человека к третьему источнику страданий, обусловленному недостатками учреждений, регулирующих взаимоотношения людей в семье, обществе, государстве. Поскольку этот социальный источ­ник страданий проистекает от институтов, созданных са­мим человеком, то ему хотелось бы полностью устранить его. Однако, как показывает история развития человечест­ва, этого сделать не удается, и поэтому невольно закрадыва­ется подозрение, что в существовании данного источника страданий человека повинны свойства его психики.

Исходя из данных размышлений, Фрейд выдвинул предположение, согласно которому большая часть вины за страдания и несчастья человека ложится на культуру как та­ковую. Если бы человек смог от нее отказаться и вернуться к своему первобытному состоянию в свободном проявле­нии своей чувственности, то он бы был значительно счаст­ливее, по сравнению с тем, что ему приходится претерпе­вать в современной культуре. Сам основатель психоанали­за рассматривал выдвинутое им предположение как весь­ма необычное и поразительное, поскольку в принципе все средства защиты от угрожающих человеку страданий при­надлежат как раз именно культуре, которая в то же время оказывается преградой на пути обретения им счастья.


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.