КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки возникновения нравственности
Пожалуй, первая обобщающая попытка объяснения целого комплекса этических проблем была осуществлена Фрейдом в его работе «Тотем и табу», где он обратился к истокам возникновения нравственности. Проведя аналогию между навязчивыми запретами невротиков, живущих в современной культуре, и табу, то есть древним запретом, направленным против вожделения людей в первобытном обществе, он по-своему рассмотрел те внутрипсихические процессы, которые формировались под воздействием двойственного отношения человека к окружающему его миру. Фрейд исходил из того, что, как в том, так и в другом случае возникает амбивалентная установка человека, проявляющаяся в чувствах привязанности и нежности, но в то же время ненависти и враждебности к объекту любви и поклонения. Это — одна сторона сходства между невротическими заболеваниями и табу, обусловленного раздвоением сознания человеческого существа. Другая его сторона заключается в наличии одновременно стремления к вытесненному в бессознательное наслаждению и некоего запрещения, наложенного извне и воспринимаемого в качестве демонической, нечистой силы или, напротив, чего-то святого, неприкосновенного. В конечном счете, основатель психоанализа полагал, что как в историческом плане, так и в функциональном отношении навязчивые состояния невротиков и древние запреты имеют общий аналог — наличие определенного «категорического императива», свидетельствующего о нравственных основаниях человека. Во всяком случае, в своей книге «Тотем и табу» он писал о том, что, возникшее в далекие времена истории развития первобытного общества, табу в измененном виде сохраняет свою значимость и в душевной жизни современного человека. «Мы подозреваем, что табу дикарей Полинезии не так уж чуждо нам, как это кажется с первого взгляда, что запрещения морали и обычаев, которыми мы сами подчиняемся, по существу своему могут иметь нечто родственное этому примитивному табу и что объяснение табу могло бы пролить свет на темное происхождение нашего собственного «категорического императива» [26. С. 351]. Говоря о том, что табу древних людей, по сути дела, существует в каждом из нас, Фрейд обращал внимание на определенные различия, связанные, в частности, с перенесением современным человеком ранее возникшего табу на другие и часто иначе понимаемые содержания. Вместе с тем, согласно его размышлениям о табу, «по психологической природе своей оно является не чем иным, как «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку» [27. С. 326]. Поэтому психоаналитическое понимание нравственности выводится им из рассмотрения истории возникновения табу. Как в «Тотем и табу», так и во многих других работах Фрейд неоднократно ссылался на введенное Кантом понятие категорического императива. В связи с этим стоит, пожалуй, напомнить, что имел в виду немецкий философ, когда говорил об этом императиве, поскольку за привыч-ным использованием данного понятия не всегда просматривается адекватное его восприятие. В свое время, размышляя о высших ценностях жизни, Кант в работе «Основы метафизики нравственности» (1785) писал о категорических императивах, выступавших в качестве законов умопостигаемого (в отличие от чувственно-воспринимаемого) мира, и сообразных с этими принципами поступках человека — как обязанностях. Применительно к этике речь шла о категорическом, моральном долженствовании как нравственном законе. В этом смысле категорический императив Канта означал следующее: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [28. С. 270]. Для Канта категорический императив выступал в форме повеления. Он включал в себя признание поступка необходимым не потому, что у человека имеется субъективное восприятие его, а в силу объективной необходимости как непреложного закона. Для Фрейда категорический императив также был своего рода объективной данностью, и поэтому он твердо придерживался той оценки этики, которую в одном из писем Теодору Райку от 14 апреля 1929 года назвал «научно объективной». В то же время, как это
видно из того же письма, он допускал и «объективное психологическое рассмотрение этики» [29. С. 80]. Поэтому, апеллируя к категорическому императиву Канта, основатель психоанализа прежде всего ориентировался на психоаналитическое объяснение тотема и табу, что давало возможность, на его взгляд, пролить свет на темное происхождение данного императива в каждом из нас. В чем же конкретно Фрейд усматривал истоки возникновения нравственности и какова в его представлении природа категорического императива? Обратившись к идеям Дарвина об управляемой сильным отцом примитивной человеческой орде, основатель психоанализа рисует следующую картину становления общества и формирования первых нравственных установок в нем. В первобытной орде жизнь людей регулировалась желанием и волеизъявлением отца. Дети беспрекословно подчинялись отцу, который один имел право на обладание женщинами. Если взрослые сыновья пытались вмешаться в установленный отцом порядок, заявляя о своих сексуальных желаниях и правах, то, находясь во власти более сильного, они были вынуждены или смиряться со своей участью подчиненных, или покинуть данную орду. При таком авторитарном регулировании отношений в первобытной орде не могло быть и речи о нравственных установлениях. Само понятие нравственности еще не существовало у первобытного человека, слепо подчинявшегося сильной воле. Но как же в таком случае возникла нравственность? Дальнейшие размышления Фрейда на эту тему связаны с его обращением к идеям этнографа Аткинсона, согласно которым в процессе исторического развития так называемой циклопической семьи сыновья объединились между собой, восстали против тирании своего отца и в конечном счете убили его. Отталкиваясь от этих идеи, основатель психоанализа предложил психоаналитическое объяснение историческим событиям, последовавшим за убийством отца в первобытной орде. Согласно его представлениям, совершив свое преступное деяние, братья оказались во власти амбивалентных чувств. С одной стороны, они все еще испытывали ненависть по отношении к тирании некогда существовавшего отца. С другой стороны, удовлетворив свое чувство ненависти убийством отца, сыновья стали испытывать нежные родственные чувства к нему, в результате чего возникло сознание вины и раскаяние за совершенное ими деяние. Чувствуя себя виновными, братья, как считал Фрейд, решили навечно запечатлеть образ отца в виде тотема, придав ему ореол святости, неприкосновенности и недопустимости убийства этого заместителя некогда реально существовавшего властелина. Кроме того, чтобы не допустить дальнейшего кровопролития, способного возникнуть на почве соперничества между братьями за право занять место отца и иметь соответствующие права на обладание женщинами, в первобытной орде был установлен инце-стуозный запрет. Тем самым, согласно Фрейду, в истории развития человечества впервые возникли основные табу, направленные на обуздание сильнейших вожделений людей, характеризующихся амбивалентной установкой, проявляющейся в искушении и воздержании, в стремлении человека удовлетворить свои влечения и вместе с тем воздержаться от нарушения табу. Таково психоаналитическое объяснение истории зарождения нравственных устоев человеческой жизни, возникших на основе ограничения, подавления и вытеснения некогда необузданных первоначальных вожделений человека и имевших своей первопричиной «великое преступление», связанное с убийством отца в первобытной орде и возникновением на этой почве чувства собственной вины за совершенное деяние. Поэтому, по Фрейду, если общество покоится на соучастии в совместно осуществленном преступлении, а религия — на сознании вины и раскаянии, то нравственность — «отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом сознанием вины» [30. С. 475]. Психоаналитическое рассмотрение возникновения общества, религии и нравственности через призму «великого события», отцеубийства может выглядеть неправдоподобным и надуманным, если оценивать его с позиций того распространенного представления, в соответствии с которым объяснение разнопорядковых явлений с помощью одного и того же феномена является подозрительным и не вызывающим доверия. Однако трудно не согласиться с тем, что стремление Фрейда найти универсальный' исходный принцип объяснения истории развития человека и человечества и тем самым связать в единое целое разрозненные явления жизни представляло собой попытку системного видения мира. В этом отношении предпринятая Фрейдом попытка целостного восприятия
мира сродни аналогичным попыткам мыслителей прошлого, включая, скажем, Гегеля или Шопенгауэра. Причем в отличие от философских размышлений о чистой идеи или воле, воспринимаемых в качестве абстрактных первопричин всего сущего, принимаемое во внимание Фрейдом «великое событие», отцеубийство являлось своего рода эмпирическим фактом, как бы «материализующим» историю развития человека и человечества. Другое дело, что привязка к отцеубийству вызывала трудности и противоречия, связанные с логикой объяснения тех или иных явлений, в частности, нравственности как таковой. В самом деле, противопоставление регулятивов поведения человека, основанных на договоренности сыновей по поводу неприкосновенности к тотему как заместителю отца, тому авторитарному диктату, который первоначально существовал в первобытной орде, служит лишь частичным объяснением возможности возникновения нравственности. Речь идет, по сути дела, не столько о моральных предписаниях в первобытном обществе, сколько о социальной регуляции поведения людей в нем. Но изменение механизмов социальной регуляции в примитивном обществе, типа отношений между людьми, с одной стороны, человеком и окружающей его природой — с другой, само по себе еще не свидетельствует о становлении нравственных принципов. Табу, от чего отталкивался Фрейд в своем объяснении истоков возникновения нравственности, 3TQ прежде всего древняя форма общественной нормы, где запрещения убийства и инцеста не являются исключительно моральными ограничениями. Данные запреты представляют собой некие безличные регулятивы поведения человека, основывающиеся не столько на нравственном сознании его, сколько на определенной социальной детерминации, превалирующей в первобытном обществе. Поэтому, отдавая должное первой части фрейдовского положения о том, что нравственность покоится на потребностях примитивного общества, по-прежнему остается под вопросом правомерность его второй части, связанной с утверждением, что в основе нравственности лежит раскаяние, обусловленное сознанием вины. Соотнесенность происхождения нравственности со сменой парадигм социальной регуляции в примитивном обществе позволяет рассмотреть некоторые особенности тотема и табу, но не обеспе- чивает раскрытия природы нравственных норм и моральных установлений как таковых. Фрейд выводит нравственность из эмпирического факта, то есть события, связанного с отцеубийством. Опора на эмпирический факт, независимо от его доказательства, поскольку реконструирование истории всегда основывается на предположениях и допущениях, остающихся открытыми для различного рода интерпретаций, выглядит более привлекательной по сравнению с абстрактными размышлениями об истоках того или иного явления. Тем не менее сама по себе эмпирическая реальность не позволяет адекватным образом выйти на уровень нравственного сознания, в рамках которого формируются представления морального характера. В рамках фрейдовского понимания истоков возникновения нравственности приходится апеллировать к таким категориям, как вина и раскаяние. Но это означает, что рассмотрение нравственности осуществляется посредством понятий, которые сами нуждаются в объяснении. Так, нравственность выводится из моральных чувств вины и раскаяния, в то время как сами эти чувства трактуются в плане психологической реакции на преступное деяние, положившее начало возникновению нравственности. Ведь согласно основателю психоанализа, первые предписания морали и нравственные ограничения примитивного общества следует рассматривать «как реакции на деяния, давшие его зачинщикам понятие о преступлении» [31. С. 489]. Насколько правомерно рассматривать раскаяние человека исключительно через призму нравственных установок? Всякое ли раскаяние является следствием нравственного сознания? Может ли раскаяние иметь другие причины, выходящие за рамки собственной сферы морали? Ответы на эти вопросы предполагают прежде всего выявление специфики морального раскаяния и доказательство того, что именно оно лежит в основе нравственных норм, возникших в условиях примитивного общества, коль скоро речь идет об апелляции к отцеубийству. Но психоаналитическое толкование нравственности и непосредственное выведение чувств вины и раскаяния приводит к трудностям как методологического, так и собственно этического характера. В самом деле, почему совершившие отцеубийство братья вдруг прониклись чувством вины и раскаяния? Только потому, что они стали пре-
ступниками, нарушившими ранее установленные социальные регуляции поведения в примитивном обществе? Но ведь даже на более высоком уровне организации общественной жизни не каждый преступник обладает нравственным сознанием и испытывает раскаяние за совершенные им деяния. С психоаналитической точки зрения, получается, что бессознательная деятельность сыновей в первобытной орде каким-то загадочным образом переросла в их сознательное, нравственное отношение к своим поступкам. Даже если предположить, что у них возникло нравственное сознание, то это отнюдь не означает обязательного признания ими за собой вины. Скорее могли бы появиться различного рода самооправдания, связанные с необходимостью борьбы за существование. Таким образом, психоаналитическое рассмотрение взаимосвязей между отцеубийством, возникновением чувства вины и раскаяния действительно наталкивается на такие трудности, которые вызывают больше вопросов, нежели дают исчерпывающие ответы на них. Еще большие трудности возникают в процессе осмысления тех же взаимосвязей применительно не к истории развития человечества, а к развертыванию внутрипсихических конфликтов, обусловленных сшибками между преступным деянием, чувством вины и раскаянием индивида. Если чувство вины появляется после свершения чего-то преступного, то это предполагает наличие совести до осуществленного деяния. В этом случае апелляция к раскаянию вряд ли может помочь раскрытию истоков нравственности, включая понимание причин возникновения совести и чувства вины, поскольку само раскаяние является следствием наличия того и другого. Судя по всему, Фрейд осознавал те трудности, которые возникают при психоаналитическом объяснении истоков возникновения нравственности. Он не только осознавал их, но и не пытался скрыть того реального обстоятельства, что психоанализ стоит перед решением трудных для него проблем, далеко не всегда поддающихся исчерпывающему рассмотрению и адекватному пониманию. Во всяком случае после глубоких раздумий и Исследований клинического материала ему пришлось выдвинуть положение, согласно которому «психоанализ с полным правом исключает случаи вины, проистекающие из раскаяния — как бы часто они не встречались и каким бы ни было их практическое значение» [32. С. 123]. Если это так, то каково соотношение между виной и раскаянием? Можно ли говорить о том, что совесть и вина являются результатом «великого события» древности или они существовали до свершения преступного деяния? Откуда все-таки проистекает раскаяние? В понимании Фрейда раскаяние — это результат изначальной амбивалентности чувств по отношению к отцу: сыновья одновременно ненавидели своего отца и в то же время любили его. После удовлетворения своих чувств ненависти путем совершения отцеубийства в них с новой силой проявилась любовь, выступившая в качестве раскаяния за содеянное. Произошла идентификация с отцом. Как бы в наказание за совершенное деяние против отца его былая власть, будучи внешней по отношению к сыновьям, переместилась вовнутрь их самих. Власть отца приобрело внутреннее Сверх-Я, которое установило ограничения и наложило запреты на повторение преступного деяния. Ненависть против отца повторялась в последующих поколениях. Одновременно в этих поколениях сохранялось и бессознательное чувство вины. «Всякий раз, когда происходило подавление чувства ненависти и агрессии против отца, наблюдалось и усиление чувства вины, поскольку усиливалась власть Сверх-Я. Так, по мнению Фрейда, на почве амбивалентного отношения к отцу происходило зарождение совести и усиление чувства вины. «Теперь нам со всей ясностью видна и причастность любви к возникновению совести, и роковая неизбежность чувства вины. При этом не имеет значения, произошло отцеубийство на самом деле или от него удержались. Чувство вины обнаружится в обоих случаях, ибо оно есть выражение амбивалентного конфликта, вечной борьбы между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти» [33. С. 123]. В следующих разделах работы, где речь пойдет о психоаналитическом понимании культуры, соотношениях между Эросом и инстинктом разрушительности, подробнее будут рассмотрены вопросы, связанные с теми новациями, которые Фрейд внес в трактовку влечений, что нашло свое отражение в его трудах 20—30-х годов. В контексте рассмотрения этической проблематики важно понять -взгляды основателя психоанализа на «роковую неизбежность» чувства вины, возникновение и природу совести.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |