КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сексуальная мораль и невроз
В 1908 году Фрейд опубликовал статью «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность», в которой продолжил обсуждение нравственной проблематики. В этой статье он лишь мельком затронул вопрос о добре и зле, сосредоточив основное внимание на рассмотрении последствий для человека так называемой «культурной» сексуальной морали, доминирующей в современном обществе. По существу, основатель психоанализа развил те свои предшествующие взгляды, связанные с обсуждением им проблемы детской сексуальности, которые попутно возникли в процессе его размышлений о сексуальных влечениях у детей и невротиков. В написанной тремя годами ранее работе «Три очерка по теории детской сексуальности» он уже обращал внимание на вводимые воспитанием ребенка запреты, оказывающие существенное воздействие на его психосексуальное развитие. Исходя из собственного клинического опыта, он считал, что в социальном и этическом смысле душевно ненормальный человек является таковым и в сексуальной жизни, хотя многие ненормальные в сексуальном отношении люди не отстают от общечеловеческого культурного развития, слабым пунктом которого остается лишь сексуальность. При этом он подчеркнул, что в невротическом характере наблюдается «некоторая доля сексуального вытеснения, выходящая за пределы нормального, повышение сопротивлений сексуальному влечению, известных нам как стыд, отвращение, мораль» [13. С. 43]. В этой же работе им было выдвинуто положение, согласно которому при отсрочке сексуального созревания остается достаточно времени для того, чтобы ребенок мог впитать в себя нравственные предписания, направленные на ограничение и недопущение инцеста. В статье «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» Фрейд обратил внимание на существование в обществе того времени «двойной» сексуальной морали для мужчин. Если к женщинам предъявляются строгие требования в отношении их сексуального поведения, то сексуальная жизнь мужчин не подвержена таким же
24. Лейбин В. М. нравственным ограничениям, и в отношении проступков мужчин, связанных, в частности, с неверностью их женам, допускаются послабления в форме двойной морали. Впрочем, на это обстоятельство указывали и другие исследователи, на мнение которых опирался Фрейд. Но в отличие от некоторых авторов, не до конца раскрывших, на его взгляд, отрицательные стороны культурной сексуальной морали, он указал на тесную связь, обнаруживающуюся между растущей нервозностью и культурной жизнью современного общества. Правда, и другие исследователи обра-. щали внимание на подобную связь. Однако, как полагал он, они в недостаточной степени объяснили происхождение нервных расстройств и упустили, из виду главную этиологическую причину — вредное влияние культуры, связанное с подавлением сексуальности благодаря господству «культурной» морали. С точки зрения Фрейда, «культурная» мораль служит цели подавления инстинктов человека, подавления его Природной сексуальности. Невротики как раз и оказываются теми людьми, которые при сопротивлении со стороны организма и и под влиянием нравственных требований подавляют свои инстинкты таким образом, что им приходится спасаться бегством в болезнь. Неврозам подвергаются те, кто хочет быть лучше, чем позволяет им их природная конституция. «Культурная» мораль ведет к тому, что «в большинстве семей мужчины здоровы, но с точки зрения социальной в нежелательной степени аморальны, женщины благородны и слишком щепетильны, но очень нервны» [14. С. 21]. Несправедливость подобного положения состоит в том, что «культурная» мораль требует от всех людей одинакового поведения в сексуальной жизни, в то время как одному человеку это дается легко, а у другого следование нормам и предписаниям данной культуры сопровождается глубокими переживаниями и тяжелыми жертвами, ведущими к психическим расстройствам. «Культурная» мораль ограничивает половое общение в браке, когда она выдвигает требование удовлетворяться незначительным количеством деторождении. Под влиянием душевного разочарования и физической неудовлетворенности мужчина начинает пользоваться сексуальной свободой, неохотно и молчаливо предоставляемой ему сексуальной моралью. К женщине же «культурная» мораль более строга и сурова. Чем строже воспитана женщина, тем серьезнее она относится к нравственным требованиям, связанным с супружеской неверностью. В борьбе между потребностью в сексуальном удовлетворении и чувством долга она ищет спасения в неврозе, поскольку выбор между неудовлетворенным желанием, неверностью или неврозом чаще всего оказывается на стороне последнего, ибо ничто не защищает так ее добродетель, как болезнь. Рассматривая негативные аспекты воздействия «культурной» морали на человека, Фрейд пришел к выводу, что существующая в обществе «двойная» сексуальная мораль для мужчины является лучшим свидетельством того, что общество само не верит в осуществление своих нравственных предписаний. Если же учесть, что с ограниченностью сексуального удовлетворения нередко наблюдается увеличение страха жизни и боязнь смерти, то возникает вопрос, стоит ли «культурная» сексуальная мораль тех жертв, которых она требует от человека? Этот вопрос как раз и был поставлен Фрейдом, психоаналитическими идеями подкрепившим взгляд его предшественников на вред «культурной» сексуальной морали. Сам: он оставил данный вопрос открытым, полагая, что не дело врача выступать с предложением каких-либо реформ в обществе. Однако его рассмотрение «культурной» морали соотносилось с подавлением не только сексуальных влечений человека, но и враждебных культуре сил и импульсов, что само по себе с неизбежностью подводило к постановке проблемы добра и зла. Так, основатель психоанализа считал, что тот, кто насильно подавляет в себе природную склонность к жестокости и пытается стать сверхдобрым, на осуществление этой работы тратит слишком много энергии и сил, чтобы адекватным образом компенсировать свои первоначальные побуждения. Результатом этого чаще всего оказывается то, что «он скорее сделает меньше добра, чем он мог бы это сделать, не подавляя природных склонностей» [15. С. 28]. При работе со сновидениями пациентов, как и в процессе самоанализа в связи с толкованием своих собственных сновидений, Фрейд обнаружил столько «дурных» душевных движений, таящихся в глубинах психики человека, что невольно возникала мысль о злой его природе. Сопоставление с наблюдениями, почерпнутыми из реальной жизни и связанными с повсеместно проявляемыми людьми жестокостью, коварством, предательством, лживостью
24* и обманом, также подводили к мысли о необходимости признания человеческой природы как изначально злой. Размышляя над этим, основатель психоанализа исходил из того, что развитие человечества идет по пути обуздания сексуальных и агрессивных влечений человека, наличие которых свидетельствует, по убеждению некоторых мыслителей прошлого и настоящего, 6 злой природе человека. Существующая в обществе мораль направлена на подавление природных влечений человека, что обеспечивает выживание общества, но способствует невротизации людей. Как бы там ни было, но любое общество основывается на нравственных предписаниях и моральных требованиях, сдерживающих свободное проявление недоброжелательности и ненависти, агрессивных склонностей и сексуальных влечений человека. «Недоброжелательство по отношению к близким, — замечал Фрейд, — подвергается, начиная с детства индивида, равно как и с детства человеческой культуры, тем же ограничениям, тому же прогрессирующему вытеснению, что и наши сексуальные устремления. Мы еще не дошли до того, чтобы иметь силы любить врагов своих или подставлять им левую щеку, после того как нас ударили по правой» [16. С. 64]. В представлении Фрейда именно сшибка между бессознательными влечениями человека и ограничениями нравственного, морального характера часто приводит к внутрипсихическим срывам и надломам, особенно в том случае, когда в силу своей природной конституции или ' личностных установок индивид оказывается не в состоянии подчиниться требованиям существующей культурной морали. Исход для такого индивида может быть различным: от совершения антисоциальных деяний, преступлений до бегства в болезнь, развития неврозов. Разумеется, не все люди, ощущающие дискомфорт при сшибках между их бессознательными влечениями и нравственными ограничениями общества, становятся преступниками или невротиками. Что касается тех, кто на первый взгляд безболезненно примирился с нравственными пред-писаниямикультуры, то они, как считал Фрейд, лишь внешним образом согласовали свое поведение с требованиями морали и подчинились вынужденному принуждению, в то время как при любом удобном случае многие из них готовы, не задумываясь, удовлетворить свои бессознательные влечения. «Бесконечное множество культурных людей, отшатнув- шихся бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывает себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускает случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если может при этом остаться безнаказанным; и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох» [17. С. 24]. Проявление враждебности, агрессивности, ненависти по отношению друг к другу находит свое отражение в различных братоубийственных войнах. Несмотря на существующие в обществе нравственные предписания, сексуальные влечения человека оказываются нередко столь сильными и действенными, что прорываются через все запреты. «Свободное от всех этических уз Я идет навстречу всем притязаниям сексуального влечения, в том числе и таким, которые давно осуждены нашим эстетическим воспитанием и противоречат всем этическим ограничительным требованиям» [18. С. 88]. 4. Добро и зло Если Фрейд подчеркивает наличие у современного человека бессознательных влечений, связанных с враждебностью, агрессивностью, алчностью, противоречащей этическим требованиям несдержанной сексуальностью и безудержной страстью, то не означает ли это, что ответ на вопрос о том, добр человек от природы или зол, безоговорочно решается им в пользу последнего допущения? Опираясь на клинические данные и наблюдения из повседневной жизни, не считает ли он человека изначально злым существом, как это до него делали некоторые мыслители прошлого, с абстрактных позиций размышлявшие над природой человеческого существа? Казалось бы, высказанные выше и принадлежащие перу основателя психоанализа соображения о злобных желаниях, дурных намерениях и бессознательных влечениях сексуально-агрессивного характера не оставляют на этот счет никаких сомнений. Тем более, что он часто подчеркивал власть бессознательного, как источника зла над человеческим сознанием в обыденной жизни людей, а бессознательное, по его собственным словам, является тем резервуаром, в котором «в зародыше заключено все зло человеческой души» [19. С. 260].
Вместе с тем, не разобравшись до конца в этических воззрениях Фрейда, было бы преждевременным делать вывод о том, что его представления о человеке всецело покоятся на предпосылках, согласно которым человеческое существо является от природы злым. В действительности позиция основателя психоанализа в этом вопросе далеко не однозначна. Судя по другим высказываниям, содерт жавшимся в различных его работах, этические взгляды Фрейда не вписываются целиком и полностью в ту традицию, представители которой абсолютизировали злое начало в человеческом существе. Но они не соответствовали и противоположной традиции, представители которой утверждали, что человек изначально добр. Фрейд готов был признать, что в утверждении ряда мыслителей прошлого и теоретиков настоящего о добром начале в человеке содержится элемент правды. Но он решительно выступал против тех, кто, полагая, что человек от природы добр, а проявление им грубости и жестокости является лишь следствием временного затмения его разума, не считал нужным обращать внимание на дурные и злобные желания людей. В противоположность таким воззрениям, Фрейд стремился исследовать именно «темную» сторону человеческой души, с тем, чтобы показать, что человек отнюдь не такое доброе, разумное и благонравное существо, как это видится некоторым теоретикам, идеализирующим природу человеческого существа. История развития человечества и данные психоанализа не подтверждают безоговорочные упования на природную добродетель человека, а скорее подкрепляют суждение о-том, что «вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий, от которых человек ожидает улучшения и облегчения своей жизни, в то время как в действительности они наносят только вред» [20. С. 364]. Апелляция Фрейда к «темной» стороне человеческой души послужила основанием для выводов со стороны многих комментаторов его учения о психоаналитическом образе человека как изначально злом существе. Как правило, с этих позиций соответствующие взгляды Фрейда и подвергаются критике исследователями, исходящими из иных представлений о человеке. Речь идет не только о тех, кто критически отнесся к психоанализу как таковому, расценивая его в качестве надуманной доктрины, несущей на себе печать субъективности ее автора и не отвечающей требованиям объективной науки, но и о тех, кого при всей привлекательности отдельных фрейдовских идей и концепций смущали его рассуждения об инстинкте смерти и агрессивности. Внимательное текстологическое знакомство с работами Фрейда дает основание говорить о том, что Фрейд не отрицал доброго начала в человеке и благородных стремлений, присущих каждому индивиду. Тем, кто не понял или не вполне адекватно воспринял его этические воззрения и обвинял основателя психоанализа в абсолютизации злого начала в человеке, он замечал, что никогда не пытался отрицать благородные стремления человеческого существа и ничего не делал для того, чтобы умалить их значение. «Мы подчеркиваем злое в человеке только потому, — писал Фрейд в лекциях по введению в психоанализ, — что другие отрицают его, отчего душевная жизнь человека становится хотя не лучше, но непонятнее. Если мы откажемся от односторонней этической оценки, то, конечно, можем найти более правильную форму соотношения злого и доброго в человеческой природе» [21. G. 91]. В этом как раз и состоит специфика фрейдовских этических воззрений. Она наглядно проявляется в стремлении основателя психоанализа рассмотреть злобные желания и дурные наклонности человека с целью выявления его истинных мотивов поведения и раскрытия природы внутрипсихических конфликтов. Другое дело, что рассмотрение изнанки души сопровождалось вытаскиванием на свет многообразного, вытесненного в бессознательное материала, свидетельствовавшего о таких потаенных, скрытых от взора сознания желаниях и влечениях человека, от которых становилось не только не по себе тем, кто узнавал в них что-то свое, сокровенно личное, но и хотелось скорее позабыть о них, отвергнуть как нечто чуждое, случайное и не являющееся основой собственной жизнедеятельности. В этом отношении и психоанализ воспринимался в качестве ненужного и даже опасного средства познания человека, способствующего не столько вскрытию таинственных комплексов, сколько раскрепощению агрессивных и сексуальных влечений людей. Однако Фрейд вовсе не собирался выпускать джина из бутылки. Напротив, психоанализ ориентировался на осознание бессознательных влечений с целью адекватного понимания того, что происходит в глубинах человеческой психи-
ки, и лучшего разрешения как предшествующих конфликтов, загнавших человека в болезнь, так и возможных будущих конфликтных ситуаций, от которых не застрахован ни один живой человек, осуществляющий свою деятельность в этом сложном, противоречивом, одновременно безобразном и прекрасном мире. «Психоанализ, — подчеркивал Фрейд в 1925 году, — никогда не замолвил ни одного слова в пользу раскрепощения наших общественно вредных влечений; наоборот, он предостерегал и призывал к улучшению людей, но общество не хочет слышать ничего об открытии этих соотношений, так как его совесть нечиста во многих направлениях» [22. С. 531—532]. В этическом плане для Фрейда важно было ответить на два вопроса. Во-первых, действительно ли вытесненные в бессознательное и оживающие в сновидениях дурные намерения, злобные помыслы, агрессивные и сексуальные влечения подтверждают мнение ряда мыслителей о злой Природе человека? Во-вторых, коль скоро при толковании сновидений обнаруживаются негативные стороны человеческой души, находящие свое отражение в аморальных желаниях человека, то что они представляют собой и какова их сущностная природа? Ответ на первый вопрос не представлял для Фрейда особой трудности, поскольку, подчеркну еще раз, он не мог согласиться с теми мыслителями, которые абсолютизировали злое начало в человеке. Для него дурное, темное, аморальное в сновидениях — это лишь одна, несомненно важная и заслуживающая внимания, но не единственная сторона проявления бессознательных влечений человеческого существа. Другая сторона их проявления воплощается в том, что развертывание бессознательного психического сопровождается не только соскальзыванием к низшему, животному началу в человеке, но и деятельностью по созданию высших духовных ценностей жизни, будь то художественное, научное или иные виды творчества. То страшное, повергающее в ужас цивилизованного человека своей низменностью и животностью, что обнаруживается в сновидениях, является результатом компенсации неудовлетворенных желаний индивида в реальной жизни, где ему приходится считаться с нравственными предписаниями и моральными требованиями общества. Человек лишь мысленно, в своих сновидениях, грезах и мечтаниях отдается власти бессознательных влечений и злому своему началу, в то время как в реальности он стремится вести себя пристойно, чтобы тем самым не выглядеть изгоем или негодяем в глазах окружающих его людей, когда неприкрытое проявление природной сексуальности или агрессивности вызывает моральное осуждение и социальное порицание. Фрейд исходил из того, что за искаженными сновидениями взрослого человека нередко скрываются детские непристойные фантазии и запретные желания. Среди этих фантазий и желаний особое место занимают инцестуоз-ные и связанные с отцеубийством. Сновидение как бы возвращает человека назад к своему инфантильному состоянию. В нем обнаруживается материал забытых детских переживаний, связанных с эгоизмом, агрессивностью, инцестуозным выбором объекта любви, страхом наказания. В сновидении продолжает жить и в образной форме проявляется все то, что содержится в вытесненном бессознательном. На материале сновидений подтверждается концептуальное положение психоанализа, в соответствии с которым бессознательное является, по сути дела, инфантильным. Отсюда вытекает важное следствие, способствующее пониманию человеческой природы. Оно состоит в том, что впечатление о том зле, которое будто бы таится в глубинах психики человека и наглядно проявляется в его сновидениях, постепенно ослабевает благодаря пониманию инфантильности бессознательного. Ведь ребенка не судят ни судом нравственности, ни по закону, поскольку на начальных этапах своего психосексуального развития он, следуя принципу получения удовольствия, руководствуется в своей бессознательной деятельности эгоистическими желаниями, И то страшное, нелицеприятное, злое, что проявляется в сновидении взрослого человека, является отражением его предшествующего инфантильного состояния или во всяком случае в опосредованной форме оказывается тесно связанным с инфантильной ступенью развития, на которую человек возвращается во время сна. «Это страшное, злое, — замечает Фрейд, — просто первоначальное, примитивное, инфантильное в душевной жизни, открытое проявление которого мы можем найти у ребенка, но чего мы отчасти не замечаем из-за его незначительности, потому что не требуем от ребенка этического совершенства. Сновидение, опустившись на эту ступень, создает впечатление,
будто оно раскрывает в нас это злое. Но это всего лишь заблуждение, которое нас так пугало. Мы не так уж злы, как можно было предположить после толкования сновидений» [23. С. 133]. Это высказывание было сделано Фрейдом в лекциях по введению в психоанализ, прочитанных им в течение двух зимних семестров 1915/16 и 1916/17 годов. Но в процессе своей исследовательской и терапевтической деятельности он вносил различного рода коррективы в те или иные концепции, и, следовательно, вполне логично выдвинуть предположение, что в последующих своих работах основатель психоанализа мог изменить свой взгляд на природу человека. Для этого есть определенные основания. В частности, в тех же лекциях Фрейд не исключал возможности того, что при дальнейшем изучении злого в сновидениях можно будет придти к другой оценке человеческой природы. Если учесть, что в работах 20—30-х годов он выдвинул гипотезу о существовании в человеке агрессивного влечения и высказал мысль, согласно которой агрессивность является неискоренимой чертой человеческой натуры, то само собой напрашивается вывод об изменении его позиции по вопросу о доброй или злой природе человека. Казалось бы Фрейд действительно, коренным образом изменил свои взгляды на природу человека. Однако представляется, что, несмотря на соответствующие корректировки к своему учению о влечениях, он все же не считал, что природа человека является изначально злой. С одной, стороны, как показывают написанные им в начале 30-х годов в качестве необходимого дополнения лекции по введению в психоанализ, осуществленный им пересмотр теории сновидений не касался вопроса о проявлении в них злого начала. Он лишь частично изменил свою предшествующую формулировку «сновидение — это исполнение желания» на более смягченный вариант, в соответствии с которым сновидение стало рассматриваться в качестве попытки исполнения желания. С другой стороны, выдвинув постулат об агрессивных и деструктивных влечениях человеческого существа и критикуя коммунистов за их веру в то, что ими найден путь к освобождению человека путем упразднения частной собственности, Фрейд вместе с тем отнюдь не считал, что зло как таковое изначально присуще человеческой природе. В работе 1930 года «Недовольство культурой» при всем своем акценте на агрессивных склон- ностях людей и разъяснении по поводу того, что даже дети неохотно слушают напоминания о врожденной склонности человека ко злу и разрушению, он тем не менее не склонился на сторону тех, кто рассматривал человеческую природу как изначально и всецело злую. Во всяком случае инстинкт смерти и деструктивность расценивались Фрейдом как существующие наравне с инстинктом жизни. Трудности соединения в сознании людей наличествующего зла с божественным всемогуществом, когда для оправдания Бега понадобился дьявол, хотя и в этом случае на Бога возлагается ответственность за существование дьявола и воплощение зла, рассматривались им в плане того, что «всякому на своем месте остается только преклонить колени перед глубоконравственной природой человека» [24. С. 113-114]. Ответ на второй вопрос, что представляют собой проявляющиеся в сновидениях аморальные желания человека, также не вызывал особых затруднений у Фрейда. Психоаналитическое понимание того дурного, ужасного, аморального, с чем человек сталкивается в своих сновидениях, согласуется с выдвинутыми им установками, согласно которым исследователь ничего не может сказать о настоящих бессознательных желаниях человека, не сводя их к событиям прошлого, к некогда существовавшим влечениям, имевшим место в ранние периоды жизни отдельного человеческого существа и человеческой цивилизации в целом. Если при раскрытии причин возникновения неврозов основатель психоанализа обращался к детству индивида, к его ранним переживаниям интимного характера, то и при выявлении природы антиморальных душевных движений в сновидениях он апеллировал к первоначальной, примитивной жизни человека, к его инфантильным состояниям. В понимании Фрейда происхождение враждебных, агрессивных желаний и намерений в сновидениях следует искать не столько в настоящем, сколько в прошлом, поскольку, по его собственным словам, «эти злые проявления в сновидениях всего лишь инфантилизмы, возвращающие нас к истокам нашего этического развития» [25. С. 133]. В соответствии с этим размышления о дурных наклонностях и аморальных желаниях соотносились им с рассмотрением этической проблематики как таковой, в частности с осмыслением происхождения нравственности, морали, различного рода этических предписаний
и требований, возникающих в процессе истории развития человеческой цивилизации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |