КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческая истина
В контексте рассмотрения взглядов Фрейда на религию нет необходимости подключаться к издревле существующей и до сих пор непрекращающейся дискуссии о соотношении веры и знания, религии и науки. Тем более, что, исходя из крайних взглядов на данную проблематику, невозможно ответить однозначно на вопрос, был ли осно- ватель психоанализа прав в своем разоблачении религиозных иллюзий и уповании на науку или его позиция в этом вопросе была отягощена некритическим восприятием идей эпохи Просвещения. Более важно другое, а именно то, насколько он сам оказался удовлетворен размышлениями над религией, содержащимися в работе «Будущее одной иллюзии». Ведь пять лет спустя после публикации данной работы в написанной им лекции о мировоззрении он заметил, что наука и религия «имеют равные притязания на истину, и каждый человек свободен выбрать, откуда ему черпать свои убеждения и во что верить» [33. С. 401]. Судя по всему, Фрейд не испытывал удовлетворения от работы «Будущее одной иллюзии». Об этом свидетельствует, в частности, воспроизведенное в биографическом труде Джонса признание основателя психоанализа по поводу опубликованной им книги, сделанное им в одном из писем Ференци. Так, говоря о своей книге, Фрейд писал: «Теперь она кажется мне почти детской; в сущности, я думаю по-другому; я считаю эту книгу слабо написанной аналитически и неадекватной как исповедь» [34. С. 385]. Интересно отметить, что, обращая внимание на данное признание Фрейда, Джонс по этому поводу заметил: «Над этим предложением многим людям придется поломать головы; оно явно открыто для многих интерпретаций» [35. С. 385]. Действительно, воспроизведенное выше признание Фрейда допускает различные интерпретации, включая ту, согласно которой он не только осознал неправильность своей позиции по отношению к религиозным верованиям, но и, возможно, отказался от ранее выдвинутых им представлений о религии как всеобщем неврозе навязчивых состояний и иллюзии. Если это так, то в таком случае под сомнение ставится психоанализ как приемлемый метод исследования в различных областях духовной жизни, включая религию. Однако последующее обращение Фрейда к религиозной проблематике не подтверждает адекватность подобной интерпретации. Так, в опубликованной в 1930 году работе «Недовольство культурой» он выразил свое несогласие с точкой зрения Ромена Роллана, считавшего, что подлинным источником религии является «океаническое» чувство, свидетельствующее о принадлежности человека к мировому целому. Не считая подобную точку зрения убедительной, Фрейд подчеркнул, что роль «океанического»
чувства второстепенна, может служить только восстанов*| лению «безграничного нарциссизма» и что ему представ*! ляется неопровержимым «выведение религиозных нужда! из детской.беспомощности и связанного с нею обожания! отца» [36. С. 73]. В написанной в 1932/33 гг. тридцать пятой лекции «СИ мировоззрении» он вновь воспроизвел ранее вьщвинутые! в работах «Тотем и табу» и «Будущее одной иллюзии» идеи, -касающиеся психоаналитического понимания происхож- > дения и сущности религии. Отдавая должное грандиозно-; сти религии, Фрейд отметил, что она выполняет три функции: удовлетворяет человеческую любознательность,^ по-своему объясняя происхождение и развитие мира; ума- i ляет страх людей перед превратностями жизни, утешая их в несчастье и вселяя в них уверенность в благоприятном исходе; провозглашает запреты и ограничения, а также дает людям предписания по поводу того, как они должны жить в этом мире, то есть предъявляет им определенные этические требования. При этом он снова изложил свои предшествующие положения, согласно которым религи- | озное мировоззрение «детерминировано ситуацией нашего детства», вера в магию берет начало во «всемогуществе мысли», первой формой проявления религии был тотемизм, происхождение религии связано с «детской беспомощностью» и ее содержание выводится из «оставшихся в зрелой жизни желаний и потребностей детства», воспоминания об отце, которого ребенок переоценивал в детстве, порождают образ Бога, а аффективная сила этого образа-воспоминания и дальнейшая потребность в защите несут в себе «веру в Бога», религиозные постулаты, обещающие человеку защиту и счастье, «оказываются на поверку несостоятельными», религия является не вечным достоянием, а «аналогией неврозу», который каждый культурный человек должен преодолеть на своем пути «от детства к зрелости», каковы бы ни были ценность и значение религии, она не имеет право «ограничивать мышление», лучшей надеждой на будущее является то, что интеллект, разум со временем обретут «неограниченную власть в человеческой душевной жизни» [37. С. 402—408]. Наряду с этими соображениями, Фрейд отметил, что ранее осуществленная им критика религиозного мировоззрения не означала «опровержения религии», а была «необходимым завершением ее познания». Но если это так, то возни- кает вполне уместный вопрос. Почему, дословно воспроизведя ранее высказанные суждения по поводу религии, в то же время, точнее было бы сказать, сразу после публикации «Будущее одной иллюзии», он выразил неудовлетворенность по поводу своей работы? Когда Джонс писал о том, что многим предстоит поломать голову над этим вопросом, он недооценил, на мой взгляд, способность Фрейда к внесению ясности в свои психоаналитические воззрения на религию. Конечно, можно выдвигать сколько угодно интерпретаций по поводу высказывания основателя психоанализа, что теперь он думает «по-другому» о религии. И таких интерпретаций было сделано немало, включая утверждения, согласно которым, испытывая амбивалентное отношение к религии, Фрейд в душе был религиозным человеком, и последние годы его жизни отмечены печатью радикального пересмотра своих собственных взглядов на религиозные верования, подтверждением чего может служить его обращение к иудаизму и фигуре Моисея, что нашло отражение в последней его прижизненной публикации. Но, как вытекает из вышеприведенных суждений Фрейда о религии, содержащихся в лекции о мировоззрении, он не только не ртказался от своих первоначальных представлений о происхождении и природе религиозных верований, но и почти дословно воспроизвел их. Поэтому не лучше ли вместо произвольных интерпретаций по поводу того, почему он стал думать о религии «по-другому», предоставить слово самому Фрейду, который в сделанном им в 1935 году добавлении к своей «Автобиографии» недвусмысленно написал о том, в чем состоит его новое ду-мание. «В «Будущем одной иллюзии», — подчеркнул основатель психоанализа, — я говорил о религии в основном негативно; позднее я нашел формулу, которая более справедлива к ней: ее власть основана, вообще говоря, на истинном ее содержании, но эта истина не материального, а исторического свойства» [38. С. 147]. Три года спустя в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» Фрейд пояснил, что убеждение благочестивых верующих относительно «вечной истины», отраженной в идеи одного-единственного Бога, не лишено своих оснований. При этом он признал, что сам верит в то, что эта идея «содержит истину, только не материальную, а историческую истину» [39. С. 249]. В этом, собственно го-
воря, и состоит фрейдовское думание «по-другому», наи-1 более наглядно проявившееся в его работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» и состоящее в признании того, что религия опирается не только на иллюзию, но и на частицу исторической правды, придающей ей значительную эффективность в процессе воздействия на людей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |