Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные представления как иллюзии




Обычно исходят из того, что религиозные представле­ния — это тезисы, высказывания о реальности, сообщаю­щие человеку то, чего он не знает. Они требуют веры. Счи­тается, что они информируют человека о самом важном в его жизни, и поэтому им дают высокую оценку. Но почему, спрашивает Фрейд, человек непременно должен доверять религиозным представлениям и верить в религиозные уче­ния? Как правило, на это даются три ответа, далеко не все­гда согласующиеся между собой. Эти ответы сводятся к сле­дующему: во-первых, религиозные учения заслуживают веры, поскольку в них верили наши предки; во-вторых, имеются дошедшие до нас из древности свидетельства об их истинности и ценности; в-третьих, ставить вопросы по­добного рода вообще запрещено, так как доказательства догматов веры не требуют от человека знания, а требуют исключительно веры.

Фрейда не устраивают подобного рода ответы на по­ставленный им вопрос. Если существует запрет на дока­зательство, то тем самым обнаруживается беспочвен­ность притязаний религиозных учений. Почему мы дол­жны верить только на том основании, что, будучи менее образованными, наши предки верили в то, что сегодня может вызвать сомнение? И наконец, дошедшие до на­ших дней свидетельства о религиозных учениях нельзя считать надежными, поскольку они носят на себе печать противоречивости, предвзятости, искаженности. Отцы


церкви выдвинули кредо «Верую, ибо абсурдно». Но обя­зан ли человек верить в любой абсурд? Почему он должен верить именно в это абсурдное утверждение? Если один человек верит в истинность религиозных учений, то поче­му это должно распространяться на другого человека и ка­кое значение это имеет для остальных людей? Другое дело, что, несмотря на свою неподкрепленность разумом, эти учения действительно оказали значительное влияние на человечество. Но это уже не метафизическая, а психологи­ческая проблема, требующая ответа на вопрос, в чем за­ключается сила этих учений и чем они обязаны своей неза­висимости от доводов разума.

В понимании Фрейда, религиозные представления яв­ляются не чем иным как иллюзиями* в которых находит свое отражение реализация древних желаний человечества. Соб­ственно говоря, к подобному пониманию он пришел до того, как начал работу над книгой «Будущее одной иллю­зии». Сходные мысли были им высказаны, в частности, в работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921), где он предпринял попытку рассмотрения двух масс людей — церкви и войска. Размышляя над этими дву­мя массовыми образованиями, основатель психоанализа отметил, что, как и в войске, в церкви «культивируется одно и то же обманное представление (иллюзия), а имен­но, что имеется верховный властитель (в католической церкви — Христос, в войске — полководец), каждого отде­льного члена массы любящий равной любовью» [25. С. 278]. При этом он исходил из того, что «на этой иллюзии держится все»: Христос является заменой любящего отца для каждого члена верующей массы, предъявляемые отде­льным людям религиозные требования покоятся на любви Христовой, верующие называют себя братьями по любви (братьями во Христе), которую питает к ним Христос.

Ранее выдвинутые и частично рассмотренные Фрей­дом идеи о религиозных представлениях как иллюзиях, нашли свое последующее, более глубокое осмысление в работе «Будущее одной иллюзии», где он в афористиче­ской форме заявил, что «тайна их силы кроется в силе этих желании» [26. С. 41]. Речь идет не о заблуждении, а именно об иллюзии, происходящей из желания человека и в этом отношении напоминающей собой бредовую идею в пси­хиатрии. Различие между ними состоит лишь в том, что бредовая идея противоречит реальности, в то время как ил-


 




люзия не обязательно может быть ложной или противореча­щей действительности.

Проведя подобную аналогию между иллюзией и бре­довой идеей, Фрейд недвусмысленно заявил, что некото­рые из религиозных учений настолько неправдоподобны, что их можно сравнить с бредовыми идеями. Никто не вправе заставить человека верить в них. Они недоказуемы, но, как признал Фрейд, и неопровержимы. Но если утвер­ждения религии неопровержимы, то почему бы в них не поверить, коль скоро на их стороне стоит давняя тради­ция? Основатель психоанализа не обходит молчанием по­добного рода вопросы, считая, что в равной мере никого нельзя принуждать ни к вере, ни к безверию.

Фрейд не пытается дать оценку истинности религиоз­ных учений, считая, видимо, это дело бесперспективным. С психоаналитической точки зрения, ему вполне доста­точно демонстрации того, что по своей психологической природе они являются, на его взгляд, иллюзиями. Но одно это само по себе вело к далеко идущим последствиям, по­скольку теоретические размышления о религии как иллю­зии вторгались в практическую жизнь человека.

В самом деле, если религия — иллюзия и в действите­льности не существует всемогущего Бога, являющегося ничем иным, как проекцией бессознательных желаний человека, то не лишаются ли многие люди того единст­венного утешения, которое они находят в религиозных учениях? Не подрываются ли тем самым основы жизне­деятельности людей, утрачивающих привычные пред­ставления о мире? Что можно предложить людям взамен религии, которую они ранее почитали и рассматривали в качестве высшей ценности для человека? Не приведет ли подрыв авторитета религии к вседозволенности и разгулу человеческих страстей, не сдерживаемых нравственными предписаниями? Стоит ли ради стремления к истине под­вергать опасности человеческую жизнь, находящую спа­сение в религии?

Фрейд не игнорирует подобного рода вопросы. Напро­тив, он считает необходимым по возможности ответить на них. При этом он исходит из того, что в его интеллектуаль­ном предприятии по развенчанию религиозных иллюзий нет ничего опасного, поскольку он не был первым, кто предпринял подобную попытку, и, фактически, не сказал ничего нового, что не было бы известно до него.


В этом отношении Фрейд был прав, так как действите­льно задолго до него предпринимались аналогичные по­пытки, как это имело место, например, в работах немецко­го философа Людвига Фейербаха «Происхождение хрис­тианства» (1841), «Сущность религии» (1945) и «Лекции о сущности религии» (1851). В своих трудах Фейербах вы­сказал такие мысли, которые в несколько иной форме были воспроизведены Фрейдом. В частности, немецкий философ писал о том, что Бог есть выражение Я человека, который, ив этом заключается тайна религии, «объекти­вирует свою сущность», Бог — это «слеза любви, пролитая в глубоком уединении над человеческими страданиями», вера «объективирует всемогущество человеческого чувст­ва, человеческих желаний», «желание есть источник, есть самая суть религии», религия — «младенческая сущность человечества», противоположность между божественным и человеческим — «только иллюзия» [27. С. 42,43, 60,154, 158,451]. Немецкий философ также подверг критике суж­дения различных авторов, касающиеся необходимости веры в религиозные догматы и не требующие каких-либо доводов рассудка и разума.

В разделе, посвященном философским истокам воз­никновения психоанализа, обращалось внимание на то, что в студенческие годы Фрейд имел возможность ознако­миться с работами Фейербаха. Поэтому нет ничего удиви­тельного в том, что, обратившись к рассмотрению религи­озной проблематики, он высказал такие соображения, ко-?рые отчасти уже были изложены немецким философом, работе «Будущее одной иллюзии» нет ссылок на Фейер­баха, как, впрочем, и на других критиков религии, что объ­яснялось Фрейдом тем, что он не хотел поставить себя в один ряд с ними. При этом он скромно пояснил: «Я всего лишь — и это единственная новинка в моем изложении — добавил к критике моих великих предшественников кое-какое психологическое обоснование» [28. С. 46]. И тут же, отвечая на вопрос об опасности для многих людей раз­венчания религиозных иллюзий, он добавил, что это пси­хологическое обоснование вряд ли произведет большее воздействие на людей, чем ранее приведенные аргументы его предшественников. Тем более, как подчеркнул осно­ватель психоанализа, религиозно верующий человек ни­кому не позволит лишить себя веры.


 




Правда, Фрейд осознавал, что публикация работы «Будущее одной иллюзии» может принести вред ему са­мому и его детищу — психоанализу, поскольку в ней вы­сказаны непопулярные взгляды, которые могут быть вос­приняты как ниспровержение Бога, религии и нравст­венных идеалов вообще. Однако он исходил из того, что времена инквизиции, когда еретиков сжигали на костре, прошли, и подобная авторская позиция для него не опас­на. Что касается психоанализа, то история его становле­ния и развития всегда была трудной, сопровождалась неприятием ряда психоаналитических идей не только противниками, но и его сторонниками. Поэтому вряд ли стоит беспокоиться по поводу его дальнейшей судьбы. В этой связи примечательной может быть лишь та неод­нозначная реакция, которая последует со стороны тех, кто отстаивает религиозные догматы. «Если, — подчерк­нул Фрейд, — применение психоаналитических методов позволяет получить новые доводы не в пользу истинно­сти содержания религиозных верований, то тем хуже для религии, но защитники религии будут с тем же правом пользоваться психоанализом, чтобы вполне отдать долж­ное эффективной значимости религиозных учении» [29. С. 48]. Так, собственно говоря, и случилось впоследст­вии, когда после публикации данной книги Фрейда пред­ставители официальной церкви наложили запрет на ее распространение среди верующих, а три десятилетия спу­стя использовали психоаналитические аргументы при обосновании религиозных доктрин.

С точки зрения Фрейда, религия способствовала раз­витию человечества. Но она не смогла устранить страда­ния людей и не дала им обещанного успокоения и счастья. Кроме того, несмотря на исповедуемые ею этические цен­ности и идеалы, безнравственность всегда «находила в ре­лигии опору» не в меньшей степени, чем нравственность. Поэтому не следует ли задуматься над тем, чтобы, отбро­сив религиозные иллюзии, придать человечеству такое на­правление развития, которое бы проходило под знаком ра­зума.

К постановке этого вопроса Фрейд пришел не только исходя из здравых размышлений над незавидной судьбой человечества, многие столетия разделяющего религиоз­ные верования, но и с учетом данных, полученных благо­даря психоанализу. Если религия характерна для детства


Человечества, то, переходя к

Лития, оно может обойтись без религиозных веровании. Если религия представляет собой общечеловеческий на­вязчивый невроз, соответствующий детскому неврозу, ко­ренящемуся в Эдиповом комплексе, то в период своего взросления человечество может перейти на новую стадию развития, точно также, как со временем ребенок проходит Свой Эдипов комплекс и находит иные, не родительские объекты любви и привязанности. С психоаналитической точки зрения, отход от религии в зрелом возрасте челове­чества является таким же естественным процессом, как и ее возникновение в период общечеловеческого инфанти­лизма.

Фрейд не был столь наивным, чтобы не понимать, что религия как социальный феномен не исчерпывается цели­ком и полностью теми аналогиями, типа невроза навязчи­вости и иллюзии, к каким он прибегал. Он сам недвусмыс­ленно писал о том, что «индивидуальная патология не представляет нам здесь никакой полноценной аналогии» [30. С. 54]. Однако основатель психоанализа придержи-.вался того взгляда, что признание исторической ценности религиозных верований, подчас защищающих отдельного че­ловека от опасности невротических заболеваний, не обесце­нивает его рекомендацию по исключению религии из арсена­ла человеческой культуры и замене ее наукой, основанной на




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.