Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторжение в сферу религии




Прежде чем перейти к непосредственному рассмотре­нию взглядов Фрейда на религию, хотелось бы обратить внимание на то, что при работе с пациентами аналитику так или иначе приходится соприкасаться с религиозной пробле­матикой.

Во-первых, в современных условиях российской дейст­вительности, когда многодесятилетнее антирелигиозное, атеистическое воспитание молодого поколения смени­лось модой на религиозность, далеко не всегда отличаю­щуюся знанием и пониманием подлинных ценностей ре­лигиозного верования как такового, на прием к аналитику приходят люди различных мировоззренческих ориента­ции, и, следовательно, для установления доверительных отношений с пациентами аналитик обязан иметь пред­ставление и о психоаналитическом подходе к религии, и о религиозном взгляде на жизнь.

Во-вторых, независимо от мировоззренческой ориента­ции того или иного пациента, как впрочем и самого анали­тика, соответствующая проработка получаемого на анали­тических сессиях материала заведомо предполагает вторже­ние в религиозную проблематику, поскольку обсуждение таких вопросов, как возникновение чувства вины, тирания совести, карающие функции Сверх-Я, невротический страх, тесно связано с религиозными сюжетами, или, точ­нее говоря, непосредственно входит в сферу религии.

В-третьих, при работе с пациентами, страдающими неврозом навязчивых состояний, приходится иметь дело с такими защитными механизмами, которые прямо или опосредованно связаны с разнообразными формами суе­верия и мистического мышления, на что в свое время об­ратил внимание Фрейд.


«На основе собственного опыта работы с пациентами F

Могу подтвердить, что, независимо от религиозной или '

атеистической позиции аналитика, ему приходится втор­гаться в сферу религии, обсуждать религиозные темы или во всяком случае принимать во внимание религиозные убеждения тех, кто приходит к нему на прием.

Вспоминаю случай Дианы. Двадцатилетняя, замкну­тая и малоразговорчивая девушка особенно уклонялась от обсуждения вопросов, связанных с ее взаимоотношения­ми с юношами. Собственно говоря, я и не ставил перед ней подобные вопросы, поскольку уже на первых двух консу­льтациях почувствовал внутреннее напряжение и насторо­женность девушки, боровшейся, как потом оказалось, «с греховным искушением, отмеченным печатью божьего наказания». Именно так впоследствии она определила те переживания, которые выпали на ее долю и которые омра­чали ее жизнь в последние годы. Понадобилось несколько месяцев совместной работы, прежде чем Диана поведала о своих страданиях, обусловленных строгим религиозным воспитанием в семье, не допускающим не только грехов­ные деяния, но и богопротивные мысли, и участившимися сновидениями непристойного, эротического характера, после которых она просыпалась в ужасе оттого, что всеви­дящий Бог покарает ее за недостойное поведение во сне. Она не могла рассказать о своих переживаниях родителям, так как не хотела огорчать их и боялась их осуждения. Об­ращение к Богу с мольбой простить ее за ее ночные, не подвластные ее воле прегрешения не приносили успокое­ния, а, напротив, усиливали муки совести, поскольку не­пристойные сновидения навязчиво преследовали ее. Каж­дый раз, когда она ложилась спать, Диана испытывала ужас и страх от возможных ночных кошмаров. Редкая ночь проходила спокойно, и девушка чувствовала себя при про­буждении отдохнувшей. У нее все чаще стали появляться признаки непонятного для родителей заболевания, сопро­вождающегося головными болями, желудочными рас­стройствами, рассеянным вниманием, мешавшим ранее успешной учебе в институте. Врачи, к которым ее водили родители, прописывали Диане различные лекарства, но ее состояние не улучшалось. Молитвы родителей не были услышаны Богом, и девушка, что называется, «таяла на глазах» — она катастрофически похудела, выглядела изму-







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.