КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страх, боязнь, испуг
Рассмотрение данной проблемы осложнялось тем, что употребление термина «страх» допускало многозначность и неопределенность. В лекциях по введению в психоанализ Фрейд обратил внимание на это обстоятельство. Правда, он не решился подойти ближе к обсуждению вопроса о том, имеют ли слова «страх», «боязнь», «испуг» одинаковое или разное значение. Тем не менее уже в этих лекциях он высказал краткое ^соображение, в соответствии с которым страх отнес к состоянию, не предполагающему внимание к объекту, боязнь — к тому, что указывает на объект, а испуг — к тому, что подчеркивает действие опасности, когда нет готовности к страху. В дальнейшем Фрейд возвратился к уточнению тех различий, которые наметил в лекциях по введению в психоанализ, прочитанных им в 1916/17 годах. Так, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он решительно заявил, что понятия «страх», «боязнь», «испуг» неправильно употребляются как синонимы. Подобно Киркегору, он провел различие между этими понятиями. Но если у Киркегора боязнь и испуг рассматривались как нечто определенное, в отличие от страха, трактуемого в метафизическом плане и соотнесенного с неопределенной возможностью свободы человеческого духа, то у основателя психоанализа различия между этими феноменами осуществлялись по иным основаниям, связанным главным образом с выделением психических состояний и отношений человека к ним под углом зрения грозящей ему опасности. Проводя различия между страхом, боязнью и испугом, с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения. По его мнению, страх означает «определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна»; боязнь «предполагает определенный объект, которого боятся»; испуг отражает момент неожиданности и представляет собой «состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней неподготовлен» [8. С. 206]. Если в лекциях по введению в психоанализ Фрейд только высказал мысль, что от испуга человек защищается страхом, то в работе «По ту сторону принципа удовольствия» он подчеркнул, что в страхе есть что-то, защищающее от испуга и, следовательно, защищающее и от невроза. Несколько лет спустя Фрейд написал работу, специально посвященную проблематике страха. Ее название — «Торможение, симптом и страх» (1926). Впервые эта работа была переведена на русский язык и опубликована в России в 1927 году под названием «Страх». Данный перевод и это название сохранились в последующих переизданиях, имевших место в России 90-х годов. Именно в этой работе Фрейд выразил такое понимание природы страха, которое свидетельствовало об уточнении и пересмотре ранее выдвинутых им представлений о страхе. Пересмотр ранее сформулированных им в лекциях по введению в психоанализ идей о страхе был связан с тем структурным подходом к анализу душевной жизни человека, который был осуществлен основателем психоанализа в работе «Я и Оно», когда он подчеркнул, что бедное, несчастное Я подвержено опасности с трех сторон и может быть охвачено тройственным страхом — реальным страхом перед внешним миром, страхом совести перед Сверх-Я и невротическим страхом перед Оно. И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно Я, а не Оно является местом сосредоточения страха. Не случайно в работе «Я и Оно» он подчеркнул, что Я представляет собой «подлинный очаг боязни» и ввиду угрозы трех опасностей развивает «рефлекс бегства», в результате чего происходит образование невротических симптомов и защитных механизмов, ведущих к фобиям.
5. Страх и вытеснение ~ Структурный подход к анализу душевной жизни челе века, в результате которого Фрейд признал, что Я являет «настоящим местом проявления страха», поставил его пе* ред необходимостью ответить на ряд вопросов. Во-первых,- если местом проявления страха служит Я, а невротические"| заболевания связаны с вытеснением бессознательных вле~ * чений, которые не исчезают бесследно, но, исподволь vti все же властно дают знать о себе в форме образования различного рода невротических симптомов, то не следует ли на этом основании сделать вывод, что страх возникает под воздействием механизмов вытеснения или, быть может, имеет место противоположный процесс, когда вытеснение осуществляется именно потому, что человек испытывает страх? Во-вторых, коль скоро страх в Я возникает под воздействием трех опасностей (перед реальным миром, либидозным Оно и строгим Сверх-Я), то что же все-таки является первичным источником возникновения страха — сексуальные влечения человека или нравственные и социальные ограничения, налагаемые на него? Это были не простые вопросы, ответы на которые поставили Фрейда перед необходимостью переосмысления предшествующих психоаналитических положений, выдвинутых им на основе описательного и динамического подхода к анализу бессознательной деятельности человека. Отвечая на первый вопрос, Фрейд радикальным образом изменил свои первоначальные взгляды на соотношение между вытеснением и страхом. В лекции о страхе, прочитанной им в Венском университете в период 1916/17 годов, он придерживался мнения, что именно энергия вытеснения бессознательных влечений автоматически ведет к возникновению страха, то есть само по себе вытеснение превращается в страх. Однако структурный подход к анализу психических процессов подтолкнул его к пересмотру данной точки зрения, и Фрейд отказался от ранее высказанного предположения о роли вытеснения как причине образования страха. В работе «Торможение, симптом и страх» (1926), в которой давалось не столько феноменологическое (основанное на топической модели психики) описание страха, сколько метапсихологическое (учитывающее структуризацию психики, энергетический потенци- ал либидо и экономическую точку зрения на него) понимание его, Фрейд пришел к выводу, что при вытеснении, происходит не новое, ведущее к страху психическое образование, а воспроизведение некоего предшествующего страха как определенного аффективного состояния души. Данный вывод был сделан основателем психоанализа на основе содержательного рассмотрения того предшествующего клинического материала, который ранее излагался им в работах «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и «Из истории одного детского невроза». В книге «Торможение, симптом и страх» он вновь вернулся к случаям маленького Ганса и Человека-Волка. Фрейд показал, что, несмотря на различия между этими двумя случаями, результат образования фобии оказался у обоих пациентов одним и тем же. И у маленького Ганса, и у русского пациента (Человека-Волка) вытеснение инфантильных желаний происходило, по мнению Фрейда, на основе их страха перед угрозой кастрации. Из-за этого страха маленький Ганс отказался от агрессивности против отца. Инфантильный страх по поводу того, что лошадь укусит его, может быть дополнен представлением, что лошадь откусит его гениталии, то есть кастрирует его. Из-за страха перед кастрацией маленький русский пациент также отказался от желания быть любимым со стороны отца. Страшные представления об укусе лошади (маленький Ганс) и пожирании волком (русский пациент) явились искаженной заменой детских представлений о кастрации отцом. В обоих случаях аффект страха фобии произошел не из процесса вытеснения либидозных влечений, а из вытесняющей инстанции. Основываясь на этих рассуждениях, Фрейд и пришел к следующему заключению: «Страх фобии животных — это неизменный кассационный страх, то есть страх реальный, страх перед действительной опасностью, угрожающей или понимаемой, как реальная. Здесь страх создаст вытеснение, а не, как я раньше думал, вытеснение — страх» [9. С. 263]. В работе «Я и Оно» основатель психоанализа уже писал о том, что за страхом Я перед Сверх-Я скрывается то, что угрожало ребенку кастрацией. Эта кастрация рассматривалась им в качестве того ядра, на основе которого возникает страх совести. В работе же «Торможение, симптом и страх» он подчеркнул, что фобии животных — это «кастрацион-ный страх Я». Отталкиваясь от этого представления, Фрейд
и пришел к такой точке зрения, согласно которой, страх не происходит из вытесненного либидо, и первичным моме» том к вытеснению служит подверженное страху Я. Инык словами говоря, основатель психоанализа отказался от | нее выдвинутого им представления о непосредственно)* превращении либидо в страх. Правда, пересмотрев предшествующие представлен' ния о соотношении между страхом и вытеснением^ Фрейд вместе с тем заметил, что, возможно, все.-таки вер- ^ ным остается положение, в соответствии с которым страх } образуется из лйбидозной энергии влечений благодаря соответствующим процессам вытеснения. Одновременно он признался в том, что это положение нелегко примирить с выводом, согласно которому страх фобий возникает в Я, происходит не из вытеснения, а, напротив, сам вызывает его. Однако в тридцать второй лекции «Страх и жизнь влечений», которая, наряду с другими лекциями, написанными Фрейдом в 1932/33 годах, служила дополнением к ранее прочтенному им курсу лекций по введению в психоанализ, он недвусмысленно подчеркнул: «Не вытеснение создает страх, а страх появляется раньше, страх производит вытеснение!» [10. С. 353]. При этом основатель психоанализа пояснил, что таким страхом является страх перед угрожающей внешней опасностью, то есть реальный страх ребенка, испытываемый им перед притязаниями его сексуальных, влечений, но воспринимаемый им в качестве внутренней опасности. Речь идет о страхе кастрации, который, по мнению Фрейда, является наиболее сильным двигателем вытеснения и источником образования неврозов. Таково было психоаналитическое видение проблемы страха, связанное с ответом на первый вопрос о соотношении между вытеснением и страхом. Попутно отмечу, что ранее внесенное Фрейдом различение между реальным и невротическим страхом получило свое дальнейшее уточнение в работе «Торможение, симптом и страх». Так, он подчеркнул, что лежащая в основе реального страха опасность угрожает от внешнего объекта, в то время как невротическая опасность — от требования влечения. Но требование влечения не представляется чем-то надуманным, является реальным, и, следовательно, можно считать, что невротический страх имеет не менее реальные основания, чем реальный страх. Это означает, что взаимоот- ношение между страхом и неврозом объясняется защитой Я в форме реакции страха на исходящую от влечения опасность. Тонкость подобного психоаналитического понимания реальности невротического страха заключается в том, что, с точки зрения Фрейда, требование влечения часто становится внутренней опасностью именно потому, что его удовлетворение может привести к внешней опасности. В то же время для того, чтобы стать значимой для Я, внешняя, реальная опасность должна превратиться во внутреннее переживание человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |