Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека




В классическом психоанализе Сверх-Я не только пер­сонифицирует совесть. Другая, не менее важная функция Сверх-Я заключается в том, что оно является носителем идеала. В этом смысле Сверх-Я представляет собой тот


 




идеал (Я-идеал), с которым Я соизмеряет себя. В своем i вершенствовании Я ориентируется на достижение идеала служащего отражением идеализированных представлении! ребенка о своих родителях. Если совесть олицетворяет co-f| бой родительские заповеди и запреты, то Я-идеал включа-Jj ет в себя приписываемые ребенком совершенные качества | родителей, связанные с его восхищением ими и подража­нием им. Стало быть, в Сверх-Я находит свое отражение та ^ амбивалентность, которая ранее наблюдалась у ребенка по | отношению к своим родителям. Не случайно возникнове-1 ние Сверх-Я обусловлено, с точки зрения Фрейда, важ-'Т ным биологическим и психологическим фактом, то есть | длительной зависимостью ребенка от родителей и Эдипо­вым комплексом. В конечном счете Сверх-Я оказывается, с одной стороны, носителем моральных ограничений, а с' другой — поборником стремления к совершенствованию..а Таковы две основные функции, которые выполняет 1 Сверх-Я в структуре личности.

В понимании Фрейда, помимо совести и идеала, Сверх-Я наделено функцией самонаблюдения. Человек как бы постоянно находится под бдительным оком осо­бой внутренней инстанции, от которой невозможно спрятаться. От наблюдения, осуществляемого извне, будь то родители, воспитатели, идеологи, можно попы­таться убежать. Во всяком случае у человека имеется возможность скрыться от посторонних глаз. Но от само­го себя никуда не убежишь. Самонаблюдение может оказаться таким навязчивым и неотступным, что чело­век начинает страдать бредом наблюдения и различного рода галлюцинациями, в которых находят отражение ре­зультаты самонаблюдения.

Все это свидетельствует о том, что в своей тройствен­ной функции Сверх-Я может оказаться своего рода «госу­дарством в государстве» и, превратившись в самостоятель­ную, независимую часть личности, способно подавлять ее. Сверх-Я становится подчас внутренним тираном, презри­тельно относящимся к Я, мучающим его укорами совести, подталкивающим кдостижению недостижимого и пресле­дующим на каждом шагу не только в действии, но и в мыс­ли. Отсюда возможность, а иногда и неизбежность соска­льзывания в болезнь, осуществляемая под воздействием тиранического Сверх-Я.


6. Несчастное Я

Согласно Фрейду, Сверх-Я и сознательное не совпада­
ют между собой. Многое в Я является бессознательным.
Таковым представляется и Сверх-Я. Как и Я, Сверх-Я мо­
жет функционировать на бессознательном уровне. На
предшествующих стадиях становления и развития класси­
ческого психоанализа считалось, что именно Я осуществ­
ляет вытеснение бессознательных влечений человека. Од­
нако по мере того, как идея структуризации психики полу­
чала свою поддержку и представления о Сверх-Я не выгля­
дели чем-то из ряда вон выходящим, Фрейд несколько
по-иному подошел к пониманию механизма вытеснения.
Во всяком случае он выдвинул предположение, в соответ­
ствии с которым в процессе вытеснения значительную роль
играет именно Сверх-Я.
По мысли Фрейда, вытеснение
производится самим Сверх-Я или Я, действующим по за­
данию Сверх-Я. ч"

Благодаря акту вытеснения Я защищается от настой­чивых и неотступных влечений, содержащихся в Оно. Акт вытеснения осуществляется Я обычно по поруче­нию его Сверх-Я, той инстанции, которая выделилась в самом Я. В случае истерии Я защищается тем же самым способом и от мучительных переживаний, возникших вследствие критики его со стороны Сверх-Я, то есть ис­пользует вытеснение в качестве приемлемого для себя оружия защиты. Таким образом, в психоаналитической модели личности оказывается, что Я, действительно, вынуждено обороняться с двух сторон. С одной сторо­ны, Я пытается отразить нападение от непрестанных требований бессознательного Оно. С другой стороны, ему приходится защищаться от укоров совести бессозна­тельного Сверх-Я. По мнению Фрейда, беззащитному с обеих сторон Я удается справиться только с самыми гру­быми действиями Оно и Сверх-Я, результатом чего яв­ляются «бесконечное терзание самого себя и дальней­шее систематическое терзание объекта, где таковой до­ступен» [6. С. 102].

Обороняясь от нападок с двух сторон, Я находится в сложном положении. Ему приходится учитывать как по­буждения Оно, так и нравственные требования Сверх-Я. Справляясь только с грубыми действиями того и другого,


 




Я, фактически, вынуждено стать слугой двух господ. Оче|
видно, что на его долю выпадает нелегкая миссия, поскок
льку быть слугой двух господ и оставаться самим собой
задача чрезвычайно сложная. Сложность решения подои
ной задачи состоит хотя бы уже в том, что при ее решенш
возникают острые моральные проблемы. Дело в том, что, ^
точки зрения нравственности, Я старается быть мораль*!
ным,
ft то время как ему приходится обороняться против!
совершенно аморального Оно и гиперморального Сверх-Я.|
Аморальное Оно руководствуется принципом удовольст^
вия, что требует от Я выдержки и стойкости при взаимо-|
действии с ним. Гиперморальное Сверх-Я предъявляет к|
нему такие завышенные требования, что Я может оказать-!
ся действительно беззащитным перед карающими укора-1
ми совести. Поэтому, действительно, нелегко быть слугой|
двух таких жестоких хозяев, которые часто выступают в.]
качестве тиранов. I

Но и это еще не все. В понимании Фрейда Я оказывает­ся слугой не двух, а трех господ. Помимо того, что ему при- ■ ходится соотносить свою деятельность с Оно и Сверх-Я, Я ориентируется на принцип реальности и в этом плане вы­ступает в качестве представителя внешнего мира. По вы­ражению Фрейда, Я является «несчастным существом», подверженным опасностям не с двух, а с трех сторон, поско­льку ему угрожают Оно, Сверх-Я и внешний мир. Это «не­счастное существо» или, как еще замечал основатель пси­хоанализа, «пограничное существо», стремится быть по­средником между миром и Оно, затушевывать конфликты между Оно и реальностью, сглаживать конфликтные ситу­ации, связанные с укорами совести и чувством вины, ис­ходящими из Сверх-Я.

В представлении Фрейда, бедное, несчастное Я стара­ется привести в согласие между собой притязания и требо­вания, исходящие от трех властелинов и тиранов — внеш­него мира, Оно и Сверх-Я. В реальной жизни ему это уда­ется далеко не всегда, а если и удается, то далеко не луч­шим образом.

Ориентироваться на соблюдение требований внешнего мира (принцип реальности) и быть верным слугой Оно (принцип удовольствия), тем более делать это одновремен­но, — действительно трудная задача для Я. Для решения этой задачи бедное Я вынуждено прибегать к различного рода уловкам, будь то используемые им рационализации,


направленные на оправдание бессознательных влечений Оно, процессы сублимации, предполагающие перевод наг­лых требований Оно в более приемлемые формы выраже­ния, или компромиссные образования, снижающие сте­пень противостояния между Оно и реальностью. Не менее трудная задача стоит перед Я в отношении Сверх-Я, кото­рое предписывает ему нормы поведения и, не считаясь с его трудностями, вызванными предъявляемыми к нему требо­ваниями со стороны Оно и внешнего мира, строго и жест­ко наказывает Я в случае его непослушания.

В конечном счете, как подчеркивал Фрейд, приводя­щее в движение со стороны Оно, стесненное со стороны Сверх-Я и отталкиваемое реальностью бедное Я прила­гает все усилия к установлению гармонии между сила­ми, действующими в нем и на него. Но, несмотря на все усилия подобного рода, жизнь Я становится постоянным терзанием, сопровождаемым внутриличностными конф­ликтами и мучениями. При этом Я может поддаться иску­шению стать, по выражению Фрейда, «угодливым, оп­портунистичным и лживым, примерно как государст­венный деятель, который при прекрасном понимании всего хочет остаться в милости у общественного мне­ния» [7. С. 105].

Раскрытие взаимоотношений между Я и тремя тира­нами (внешний мир, Я, Сверх-Я) дало возможность Фрейду еще раз подчеркнуть ту ранее выдвинутую им идею, согласно которой Я не является хозяином в своем собственном доме. Структурный подход к осмыслению личности, структуризация психики выявили слабость Я, которое, как оказалось, не только не всегда может эф­фективно противостоять бессознательным влечениям, но и в самом себе содержит дифференциацию на состав­ляющие его части, являющиеся не менее бессознательно действующими, чем Оно. Позитивистские представле­ния о всевластии и всемогуществе Я оказались не соот­ветствующими результатам аналитической работы, выя­вившей могущественные силы и тенденции в недрах психики, действующие на бессознательном уровне и оказывающие существенное воздействие на мышление и поведение человека.







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.