КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я и Оно
Согласно предложенной Фрейдом теории структурных отношении душевной жизни или психического аппарата личности, человек представляет собой прежде всего непознанное и бессознательное Оно. Для исследователей Оно — темная и во многом недоступная часть личности, наделенная необузданными влечениями и страстями. Оно можно сравнить с хаосом или котлом, доверху наполненным бурлящими возбуждениями. В нем находят свое психическое выражение инстинктивные потребности человека. Наполненное энергией, содержащейся во влечениях, Оно не имеет четкой организации и не обладает общей волей. Оно — резервуар либидо. В нем преобладает стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей, сексуальных влечений. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установлений. В Оно все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль.
В отличие от Оно, представляющего собой неукротимые страсти, Я является олицетворением здравого смысла и благоразумия. Я — сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне-полагаемой необходимостью. По своему происхождению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека. В противоположность неорганизованному Оно, Я стремится к упорядоченности психических процессов и к замене господствующего в Оно принципа удовольствия принципом реальности. Олицетворяя собой разум и рассудительность, Я пытается осуществить власть над побуждениями к движению, свойственными Оно. В этом отношении может показаться, что именно Я, это сознательная, разумная инстанция, является той движущей силой, которая заставляет Оно изменять направление своей деятельности в соответствии с доминирующим в нем принципом реальности. Однако, с точки зрения Фрейда, дело обстоит не совсем так, а нередко и совсем иначе. Я, действительно, пытается управлять Оно, направлять его деятельность в социально приемлемое русло. Вместе с тем Оно исподволь, но властно стремится реализовать свою собственную программу, в результате чего нередко Я вынуждено идти у него на поводу. Для образного описания взаимоотношений между Я и Оно Фрейд прибегнул к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому, как в свое время Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Воля, согласно Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаружить свой дикий норов и отдаться своей первобытной природе. Нечто подобное имеет место и по убеждению Фрейда. Оно также являет собой лишь видимость подчинения Я: подобно всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, не остается ничего иного, как вести ее туда, куда она захочет, так и Я превращает волю Оно в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как и всадник, лошадь которого дает энергию для его движения, Я заимствует свою энергию от Оно. Подобно всаднику, обладающему преимуществом определять цель и направление движения лошади, Я стремится управлять Оно. Однако, подчеркивал Фрейд, как между всадником и лошадью, так между Я и Оно бывают такие далеко не всегда идеальные отношения, в результате которых всадник вынужден уступать необузданному нраву лошади, а Я идти на поводу у Оно. Для лучшего понимания мысли Фрейда приведу пример из личной жизни, который, как мне представляется, может служить наглядной иллюстрацией приведенного выше сравнения. Более сорока лет тому назад, перед началом моей учебы на втором курсе горно-керамического техникума нас, студентов, послали на работу в колхоз, расположенный в сельской глуши. В то время это была широко распространенная практика, когда студенты всех учебных заведений в сентябре месяце не занимались учебой, а направлялись на сельскохозяйственные работы. По приезде в колхоз, нас, городских мальчишек, послали в поле, чтобы мы запрягли быков, на которых нам предстояло возить собранную девушками картошку. Лично я не знал, с какого бока подойти к быку, но через некоторое время освоился, научился запрягать быков и приступил к работе, зарабатывая трудодни, которые служили мерой оценки моей работы. Хитрые крестьяне подсмеивались над нами, городскими жителями, и по-своему учили нас уму-разуму. Они рассыпали на дороге соль и потешались над происходящим. Представьте себе такую картину! Я управляю быком и кнутом подгоняю его, чтобы совершить больше поездок с картошкой и тем самым заработать больше трудодней. Бык медленно плетется по дороге и никак не реагирует ни на мои крики, ни на мой удары кнутом. На дороге рассыпана соль. Бык останавливается и начинает есть ее. Пока он не съест всю соль, не стронется с места. Кричать на него, бить кнутом бесполезно. Наконец, соль съедена. Я начинаю усиленно подгонять быка, чтобы наверстать упущенное время. Однако вместо, того, чтобы идти туда, куда я его направляю, бык поворачивает в другую сторону и не спеша идет к реке. Изменить его направление движения невозможно. Бык подходит к реке и долго-долго пьет воду. И только после того, как он напьется, можно продолжать прерванную работу. Но и в этом случае любые попытки ускорить его движение не дают желательного результата. Бык уже не работник, и, несмотря на все мои старания двигаться быстрее, он неохотно передвигается по дороге, делает постоянные и долгие остановки.
Надеюсь, приведенный мною пример отношени! между быком и городским юношей в наглядной форме, монстрирует описание Фрейдом взаимосвязей между О и Я. Как бы там ни было, основатель психоанализа пок_ зал, что, несмотря на усилия, прилагаемые Я по обуздав нию влечений Оно, действительные отношения ме ними могут оказаться таковыми, что Я далеко не всегд^ способно справиться с поставленной перед собой задачей^ безоговорочного подчинения Оно и управления им. ё 4. Сверх-Я ' С точки зрения Фрейда, Я — это измененная под влиянием внешнего мира часть Оно. Внутри Я осуществляется дифференциация, ведущая к возникновению того, что основатель психоанализа назвал Сверх-Я, или Я-иделом. Последний термин был использован им в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), где было показано, как благодаря механизму идентификации с родителями, особенно с отцом, у ребенка происходит формирование Я-идеала. При этом Фрейд полагал, что в случае мании Я и Я-идеал сливаются между собой, в то время как в случае меланхолии происходит раскол между обеими инстанциями. Одновременно он выдвинул идею, согласно которой внутрипсихические конфликты возникают не только в результате столкновений между Оно и Я, но и на основе конфликтных отношений между Я и Я-идеалом. Сверх-Я, или Я-идеал, не является той частью личности, которая связана всецело с сознанием. Напротив, в понимании Фрейда эта часть личности уходит своими корнями в Оно и, следовательно, оказывается не менее бессознательной, чем Оно. Собственно говоря, по своему происхождению Сверх-Я, или Я-идеал, непосредственно связан с Эдиповым комплексом. Если быть более точным, то можно сказать, что возникновение Сверх-Я обусловлено переходом Эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью. Одним словом, с прохождением Эдиповой стадии психосексуального развития, с разрушением Эдипова комплекса в рамках человеческого Я формируется такая инстанция, которая обладает своей спецификой. Она имеет как бы два лика, связанные с подражанием и запретом. Ребенок стремится быть таким же сильным, умным, взрослым, как отец, и в то же время инфантильное Я накапливает силы для внутренних запретов с целью осуществления вытеснения бессознательных влечений. Подобная двойственность ведет к тому, что благодаря идентификации с родителями и интроекции, то есть вбирания их образов вовнутрь себя, у ребенка формируется некий идеал и некая запретительная инстанция, когда внешний авторитет как бы овнутряется, становится, используя выражение Канта, воспринятое основателем психоанализа, своего рода категорическим императивом и оказывается действенным в глубинах психики. Это означает, что, с точки зрения Фрейда, Сверх-Я наделяется тремя функциями, выступая в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя. Психоаналитическое понимание, Сверх-Я, или Я-идеала, вело к переосмыслению всего того, что ранее было связано с различного рода стереотипами, в соответствии с которыми психоанализ акцентировал внимание исключительно на низменных страстях человека и не интересовался его высшими, нравственными качествами. И если на начальном этапе развития классического психоанализа тенденция к рассмотрению высшего, морального в человеке оставалась скрытой, погребенной под раскопками изнанки психики, связанными с выявлением вытесненных из сознания сексуальных влечений, то в работах 20-х годов Фрейд стал уделять особое внимание тому, какое воздействие на индивида оказывает совесть и чувство вины. В историческом плане интересно отметить, что в 1896 г., когда Фрейд впервые ввел в научный оборот термин «психоанализ», он соотносил механизм вытеснения не только с подавлением сексуальных влечений человека. В опубликованной в том же году статье «Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах» он затронул вопрос о том, что, наряду с сексуальными влечениями, вытеснению могут подлежать также самоупреки, связанные с совестью. Однако впоследствии Фрейд стал уделять основное внимание рассмотрению сексуальной этиологии неврозов и только в 20-е годы обратил серьезное внимание на исследование Сверх-Я, влияние самоупреков, карающей совести на психическое состояние человека. Для основателя психоанализа Сверх-Я выступало в качестве «наследника Эдипова комплекса», то есть являлось выражением мощных движений Оно. Благодаря создан-
■'1 ному идеалу, перед Я открывалась возможность по овладеЦ нию Эдиповым комплексом. Вместе с тем это вело к tomj что Я подчинялось Оно. Поэтому, если Я, согласно Фре<_ t ду, можно рассматривать в качестве представителя внеш4 него мира, то Сверх-Я оказывается ни чем иным, как «nol веренным внутреннего мира», поверенным Оно. Такий образом, конфликты между Я и Сверх-Я в действительно^ сти отражают те противоречия, которые имеют место меж<Ц ду внешним и внутренним миром. Иными словами,: конфликты отражают противоречия, наблюдаемые меэ физической и психической реальностью.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |