КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аналитик — не.Бог
Скажу откровенно. В своей терапевтической деятель-! ности я допускал просчеты и ошибки. И, хотя подчас они'| приводили к мучительным раздумиям и вызывали различного рода сомнения, каждый раз я пытался переосмыслить! их с точки зрения изъянов в собственном аналитическом! образовании и неумении вовремя заметить те или иные из-^| менения, происходящие в психике пациента и внутри са-' мого себя. Наряду с этим я не стыдился признаний в допу-| щенных мной промахах, обсуждал огрехи анализа с паци-^| ентами и более подробно, чем с ними, разбирал все сомни^Й тельные ситуации, возникшие по моей вине, с теми, кто приходил ко мне на учебный анализ. Хорошо помню одну из первых своих ошибок, которая была в общем-то не столь существенной, чтобы радикальным образом повлиять на ход аналитической работы. Можно было не придавать ей особого значения, так как пациент-мужчина, с которым я работал, не воспринимал происходящее как ошибку, допущенную мной. Так, на одной из сессий у меня вылетел из памяти эпизод, ранее рассказанный пациентом и относящийся к его взаимоотношениям с женой. Когда пациент обратил мое внимание на какую-то деталь из рассказанного им эпизода, сказав, что я, разумеется, помню об этом, я неожиданно для себя подтвердил его слова, хотя никак не мог вспомнить, о чем же он мне говорил. Эта ложь не оставляла меня в покое. Через некоторое время, когда в тот день была завершена работа с другими пациентами, я специально просмотрел свои записи, но к удивлению не обнаружил той детали, о которой говорил пациент, то есть сам эпизод был зафиксирован, а наиболее важной информации, связанной с его отношением к жене, не было. На следующей сессии мы вернулись к обсуждению этого инцидента. Я не стал настаивать на том, что ранее пациент не говорил мне о значимой для него детали в его отношениях с женой. И не потому, что не был уверен в собственной памяти. Просто не видел смысла в выяснении вопроса о том, кто из нас в большей степени прав. Но я признался пациенту, что, во-первых, не помнил всех деталей ранее рассказанного им эпизода и, во-вторых, на прошлой сессии не сказал ему об этом, тем самым как бы введя его в заблуждение. После этого пациент молчал несколько минут, переосмысливая, судя по всему, сложившуюся ситуацию. А затем, как бы в благодарность за мое признание и за проявленную искренность по отношению к нему, без каких-либо дополнительных вопросов с моей стороны настолько подробно рассказал о различных аспектах отношений между ним и его женой, что, не будь этого инцидента, мне потребовалась бы долгая и кропотливая работа, занявшая, возможно, не одну сессию. Допущенная мною ошибка и последующее признание ее привели к установлению более доверительных отношений с пациентом, чем это имело место до сих пор.
Впоследствии у меня были различные промахи и ошибки. Но не было, пожалуй, ни одного случая, когда бы мое чистосердечное признание в свершении их снижало степень доверия пациентов ко мне. Напротив, это сопровождалось, как правило, улучшением аналитических отношений и более плодотворной совместной работой. Более того, иногда признание в собственной ошибке приводило к такому неожиданному результату, когда действительно открывались новые грани в аналитической работе, о которых ранее даже не подозревал. Однажды, когда у меня проходила учебный анализ одна девушка, я на первой же сессии с ней допустил такую непростительную для себя ошибку, воспоминание о которой до сих пор оставляет у меня неприятный осадок. Находясь под впечатлением от встречи с другим человеком, я в присутствии этой девушки высказал суждение, которое просто не могло не задеть ее. Через некоторое время я осознал, каким некорректным было мое суждение и какое негативное воздействие оно могло оказать на ни в чем не повинную девушку. Я моментально отмел от себя возникшее в голове оправдание, явившееся не чем иным, как рационализацией моего ошибочного поведения. Затем я не только извинился перед девушкой за свое некорректное высказывание, но и посвятил значительное время анализу своих собственных и ее чувств, вызванных данным эпизодом. В конечном счете это способствовало тому, что я не только не утратил авторитета в ее глазах, но уже на первых двух сессиях обрел доверие, столь необходимое для установления благоприятных аналитических отношений между нами, позволивших осуществлять учебный анализ. Вспоминаю еще один случай, когда в процессе учебного анализа с другой девушкой также допустил досадную оплошность. Я не стал ее скрывать ни от себя, ни от нее. И в награду за свою откровенность я приобрел значительно больше того, что потерял, совершив оплошность. Во всяком случае во время обоюдного обсуждения моей оплошности девушка проявила такое сочувствие, что рассказала о своей сокровенной тайне, о которой никому никогда не говорила и которую скрывала от меня на протяжении нескольких месяцев нашей совместной работы. Она как бы хотела подбодрить меня и, рассказав о своей тайне, дала понять, что по-прежнему доверяет мне. У меня до сих пор сохранилось впечатление, что, если бы я не допустил оплошность или, допустив ее, не признался в ней, то, несмотря на ранее установившееся доверие между нами, девушка вряд ли бы поделилась со мной своей сокровенной тайной. И я благодарен ей за ту поддержку, которую она оказала мне в трудную минуту. Для себя же я вынес важный урок о необходимости проявления честности и правдивости по отношению к своим пациентам. Если психоанализ — это лечение истиной, а не ложью, что подчас имеет место при осуществлении иных видов терапии, то ориентация на истину как таковую должна быть не только основой анализа невротических симптомов и жизни пациента в целом, но и одним из важных принципов отношения аналитика как к пациенту, так и к самому себе. Аналитик может быть только благодарен тем пациентам, общение с которыми не всегда доставляет ему удовольствие, приводит подчас к глубинным переживаниям, вызывает внутреннее сопротивление и порождает контр-трансферные реакции, но в то же время приводит к открытиям, способствующим совершенствованию аналитической техники, развитию теории и практики психоанализа. Остается лишь разумно использовать те неограниченные возможности, которые открываются перед аналитиком в процессе его работы с пациентами. Но для этого аналитику необходимо продолжать свой самоанализ, не ограничиваться приобретенными навыками и приемами аналитической терапии и не поддаваться соблазнам терапевтического честолюбия и нарциссического возвеличивания своего собственного Я. Полагаю, что не было бы большим ущемлением роли аналитика в психоаналитическом лечении и умалением терапевтической значимости психоанализа, если бы мы признали следующее. Аналитик — не всесильный Бог и не всемогущественный пророк. Он — обычный человек, возможно, несколько лучше других разбирающийся в проявлении бессознательных сил и процессов, таящихся в глубинах психики. Но, как и многие другие люди, он не застрахован от различного рода промахов и ошибок. «Аналитики, — замечал Фрейд, — это люди, обучившиеся владеть определенным искусством, но при этом остающиеся такими же людьми, как и все остальные» [16. С. 52—53]. Другое дело, что, углубляясь в дебри своего бессознательного, исследуя не только изнанку души другого человека,
но и свой собственный внутренний мир, аналитик спосо-1 бен не только осознать совершаемые им промахи и ошиб-; ки, но и, избежав искушения терапевтического честолюбия и нарциссичёскрго возвеличивания своего Я, попытаться предельно честно отнестись к своим огрехам, чтобыу наученный горьким опытом, использовать их во имя не оправдания самого себя, а облегчения страдания пациен-* тов. В этом отношении является достойным внимания скромная позиция Фрейда, который, несмотря на свою многолетнюю терапевтическую деятельность, не считал себя хорошим врачом и в назидание другим приводил поговорку одного старого хирурга, содержащую следующее изречение — «Я облегчаю, Бог излечивает». При этом он добавлял, что чем-то подобным должен удовлетворяться и аналитик [17. С. 135]. Аналитик, как проводник, обнажающий истину перед |.путником, идущим своим путем по жизни и не ведающим того, Что разыгрывающиеся в его душе драмы и коллизии не позволяют ему выйти на другие, более приспособленные для путешествия дороги, готов оказать помощь пациенту, чтобы избавить его от излишних страданий. Но он не навязывает ему свои знания, не укоряет истиной, не | обещает быть постоянным спутником, неизменно ведущим за руку пациента по дороге, ведущей в рай. Напротив, терпимый к его предшествующим неадекватным решениям, но стойкий в своих убеждениях не поступаться истиной ради иллюзорного эрзац-удовлетворения желаний пациента, аналитик помогает ему осознать его бессознательные влечения, предоставляет ему возможность по-новому взглянуть на приемлемые способы разрешения внутриличностных конфликтов, оставляет за ним право выбора и принятия собственных решений на пути к выздоровлению. Аналитик ничего не внушает пациенту и ничего не обещает ему. Он ничего не советует пациенту и не заставляет его насильно избавляться от заболевания. Избегая менторской роли, он стремится к созданию таких отношений,с пациентом, при которых тот мог бы самостоятельно принимать свои решения. Терапевтическое воздействие аналитика на пациента состоит лишь в том, что он помогает ему выработать истинное отношение к самому себе и окружающим его^ людям. Путем преодоления сопротивлений, устранения вытеснения и переноса, превращения патогенного конфликта в нормальный в душевной жизни пациента осуществляется такое изменение, благодаря которому он поднимается на более высокую ступень развития. В этом смысле аналитическая терапия имеет воспитательное значение и является, по выражению Фрейда, чем-то вроде довоспитания, поскольку речь идет о тех внутренних изменениях, которые происходят в психике пациента. «К концу аналитического лечения, — писал основатель психоанализа, — само перенесение должно быть устранено, и если теперь возникает или сохраняется положительный результат, то он обусловлен не внушением, а достигнутым с его помощью преодолением внутренних сопротивлений, на происшедшем в больном внутреннем изменении» [18. С. 290]. Вместе с тем следует иметь в виду, что аналитик не навязывает пациенту свою систему воспитания, а аналитическая терапия не представляет собой такое довоспита-ние, в результате которого пациент утрачивает свою индивидуальность. Встречаются, правда, такие врачеватели души, у которых терапевтическое честолюбие и воспитательское тщеславие могут возобладать над здравым смыслом, но это свидетельствует о недостаточном понимании ими собственного бессознательного и существа аналитической терапии, а не о разрушающих тенденциях психоанализа как такового. То, что аналитик не навязывает пациенту свою систему воспитания, вовсе не означает, что аналитическая терапия не осуществляет никаких изменений в психике больного. Однако при успешном исходе лечения происшедшие в больном изменения являются такими, что они, по сути дела, отражают его собственные внутренние потенции. «Вылеченный больной, — подчеркивал Фрейд, —действительно стал другим человеком, но, по существу, он, разумеется, остался тем же самым, то есть он стал таким, каким мог бы стать в лучшем случае при самых благоприятных условиях. А это очень много» [19. С. 278]. Цель психоаналитической терапии — создание наиболее благоприятных психологических условий для реализации человеком своего внутреннего потенциала. Это означает, что в процессе аналитической работы человеку предоставляется "возможность, столкнувшись с истинным пониманием направленности развертывания своих бессознательных сил и процессов, сделать свой собственный вы-
бор в пользу такого разрешения внутренних конфликтов, который не только не сопровождается возникновением невротических симптомов, но и способствует усилению и укреплению его Я. В этом отношении достижение терапевтического успеха самым тесным образом связано с раскрытием и пониманием зависимостей, взаимосвязей и отношений, имеющих место в структуре личности. Отсюда то важное значение, которое Фрейд уделял рассмотрению психологии личности, психологии Я. Глава 16
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |