КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия аналитика
Казалось бы, наиболее приемлемая стратегия должна заключаться в том, чтобы, что называется, поставить пациентку на место. Воспользовавшись подобной стратегий, аналитик может или решительно выступить против соответствующих домогательств со стороны пациентки, или попытаться наставить ее на праведный путь. Он может, например, заявить, что, если пациентка будет проявлять свои нежные чувства по отношению к нему, то он прекратит ее лечение. Или он возьмет на себя менторскую роль, пристыдит пациентку за ее недостойное поведение и,
60S апеллируя к нравственным нормам, постарается внуши! ей мысль о необходимости подавления влечений. Если вовлечение аналитика в интимную связь с пациенткой с целью удовлетворения ее желаний — это одна край\| ность, не отвечающая духу психоанализа, то моральное дав«| ление на нее — другая крайность, также не соответствую*; щая целям и задачам аналитической терапии. Отвержение^ пациентки с угрозой прекращения лечения может быть J воспринято ею как недооценка ее как женщины, что спо- j собно вызвать обиду и агрессию. Это может обернуться тем^ j что пациентка сама уйдет из анализа или, оставаясь в нем j она настолько замкнется в себе, что возникшая обида ока--! жется камнем преткновения на пути аналитического лече-| ния. В случае морализаторских нравоучений аналитику вряд] ли удастся установить доверительные отношения с пациент- < кой. С одной стороны, подавление влечений может усугу-/ бить ее болезненное состояние, поскольку не исключено*,! что именно на этой почве у нее ранее возникли невротиче-^ ские симптомы. С другой стороны, обвинение в непристой-1 ном поведении может вызвать такую ответную реакцию, в 1 результате которой явная или скрытая обида окажется 1 столь действенной, что перечеркнет все предшествующие;) достижения анализа, если таковые были, или надежды на| благоприятный исход лечения. Подобная стратегия, не отражающая существа анализ j тической терапии, не обязательно может выливаться в такие действия аналитика, которые в своем внешнем выра-,| жении негативным образом скажутся на пациентке. He'j исключен и такой исход, когда в ответ на эротический перенос пациентки разовьется негативный контрперенос аналитика. Под воздействием этого контрпереноса аналитик? может не столько прибегнуть к тактике морального шантажа или нравственного поучения, обрушенного на пациентку, сколько испытать глубокое чувство досады на ее поведение или недоумения по поводу того, что пациентка так несерьезно относится а аналитическому лечению как таковому. В подобном случае возможен такой исход, когда, обидевшись на «неразумное» поведение пациентки и не объяснив ей ничего, сам аналитик может прекратить дальнейшее общение с ней. Нечто подобное как раз и имело место в описанном выше случае с начинающим аналитиком, который, зная о явлении переноса, тем не менее настолько был внутренне возмущен проявлением ее нежных чувств, что прекратил и дальнейшую суперви-зию, и аналитическую работу с пациенткой. Очевидно, что, если у аналитика-мужчины развивается не негативный, а позитивный контрперенос и эротизированный перенос пациентки вызывает у него ответные нежные чувства, которые рассматриваются не в плане трансферных и контртрансферных отношений, а с точки зрения возникновения подлинной любви, то в этом случае продолжение анализа становится невозможным. Наилучший исход — продолжение лечения у другого аналитика. В личном же плане пациент и аналитик, ставшие близкими людьми, могут сочетаться браком, как это имело место в жизни В. Райха. Во всех остальных случаях, за исключением навязчиво-откровенного проявления сексуальных притязаний, обусловленных неукротимой потребностью в удовлетворении необузданной любовной страсти, аналитик обязан продолжать лечение пациента, избегая Сциллы уступок его любовным требованиям и Харибды подавления, вытеснения их. Это не означает лавирование между двумя крайностями, когда аналитик выбирает некий средний путь, то есть идет на необходимый компромисс и как бы включается в игру, сопровождающуюся легким словесным флиртом, но не допускающую какого-либо физического проявления нежности. Подобное лавирование на грани дозволенного волей-неволей превращается в некое притворство, обман со стороны аналитика, что не отвечает сути аналитического лечения. Во-первых, неискренность аналитика может быть раскрыта пациентом, и тогда он не только усомнится в порядочности врача, но и разуверится в психоанализе как таковом. Во-вторых, притворство, обман, ложь — это все то, что не отвечает духу аналитического лечения, ориентированного прежде всего и главным образом на раскрытие истины. Как подчеркивал Фрейд, «нельзя забывать, что аналитические отношения основаны на любви к истине, то есть на признании реальности, и исключают всякое притворство и обман» [13. С. 53]. При рассмотрении истоков возникновения психоанализа как раз подчеркивался именно тот момент, что лечение истиной, а не ложью является характерной чертой психоанализа и одной из особенностей, отличающей его от иных видов терапии. Поэтому лавирование аналитика
на грани дозволенного, допускающее возвышающий обман или ложь во спасении — это вовсе не тот способ терапевтической деятельности, который следует отнести к аналитической работе. Задача аналитика состоит в том, чтобы, не уклонясь от позитивного переноса и в то же время стойко воздерживаясь от проявления ответных чувств на него, сделать его опорой для дальнейшей терапевтической работы. Аналитик не столько поощряет проявление эротизированного переноса, сколько рассматривает его в качестве искусственно созданного, но неизбежного психического образования. В основе его лежат такие отношения, которые, не будучи реальными, тем не менее играют важную роль в жизни пациента, поскольку уходят своими корнями в прошлое. Благодаря этому переносу в процессе лечения открывается возможность раскрытия перед пациентом того сокровенного и вытесненного из сознания, что предопределяет модель его поведения в любовных отношениях. Осознание ранее вытесненного и понимание того, что перенос, выступающий в качестве сопротивления, проявляющегося в форме влюбленности, является не чем иным, как воспроизведением предшествующих периодов развития, способствует обретению свободы пациента от его инфантильной зависимости и умению провести различия между реальными и воображаемыми объектами любви. В конечном счете умело используемая аналитическая техника и врачебный долг способствуют обретению пациентом такого душевного состояния, при котором эротический перенос становится трамплином для обретения свободы к проявлению подлинной любви. При этом аналитик превращается из объекта эротической страсти или нежной привязанности в надежного проводника, с помощью которого пациент осуществляет путешествие из страны воображаемого, ни с чем не считающегося удовольствия, в реальный мир человеческих отношений. В процессе аналитического путешествия по внутреннему миру бессознательного аналитик помогает пациенту обрести уверенность в подлинном понимании собственных чувств и переживаний, в результате чего пациент оказывается способным различать фантазии и реалии жизни, миражи и действительность. Стало быть, проявляющийся в ходе аналитического лечения перенос не должен превращаться в поле битвы между пациентом и аналитиком, на котором каждый из них использует свое психическое оружие обмана и самообмана в целях одержания верха над противником. В конечном счете обоюдный обман и самообман оказываются различными видами сопротивления, не столько смягчающими, сколько обостряющими борьбу между ними, когда видимость победы одного над другим на самом деле оказывается обоюдным поражением обоих, поскольку, мимикрируя и видоизменяясь, болезнь пациента укрепляет свои позиций, а попытки лечения со стороны аналитика в лучшем случае не достигают успеха, в худшем — активизируют в нем самом те негативные психические проявления, которые, казалось бы, не должны быть свойственны ему как врачу. Не противоречит ли вышесказанное тому положению Фрейда, согласно которому «перенесение становится полем битвы, где сталкиваются все борющиеся между собой силы» [14. С. 291]? Надеюсь, нет. Оно не противоречит в том смысле, что основатель психоанализа говорил о поле битвы, на котором перенос оказывается ареной столкновения внутрипсихических сил и процессов, ориентированных на выздоровление пациента и противостоящих ему. Тех сил и процессов, которые оказываются задействованными в недрах психики самого пациента. Но если вызванное к жизни переносом поле битвы глубинных сил и процессов самого пациента превращается в поле битвы между ним и аналитиком, то в этом случае вряд ли можно рассчитывать на позитивный результат аналитической терапии. Скорее всего, возобладают тенденции, направленные против излечения пациента. И я не думаю, что Фрейд полагал, будто овладение переносом должно быть непременно ареной борьбы между аналитиком и пациентом. В его работах можно встретить высказывания, согласно которым «борьба между врачом и пациентом, между интеллектом и влечениями, между познанием и изживанием разыгрывается исключительно в феноменах перенесения» 115. С. 120]. Но это, на мой взгляд, относится к констатации того положения, когда в аналитической ситуации перенос в форме сопротивления выступает в качестве борьбы пациента за сохранение своей болезни, и на этой почве может возникнуть искушение противоборства аналитика с пациентом.
20. Лейбин В. М. На самом деле, аналитик не является противником пациента. Он не борется с ним ни как с больным, не осознающим своего переноса и иных внутренних сопротивлений, ни как с индивидом, которому ничто человеческое не чуждо. Аналитик — это человек, который на собственном опыте пережил встречу со своим бессознательным и поэтому знает некоторые типичные рифы и пропасти, имеющие место в психике и способные оказаться непреодолимыми для непосвященного в логику и язык бессознательного. Он протягивает руку помощи пациенту, чтобы, основываясь на аналитической технике, помочь ему осознать его бессознательные силы и процессы, приведшие к бегству в болезнь как одному, Но, к сожалению, не лучшему способу разрешения внутрипсихических конфликтов. Однако он не тянет его насильственно за собой, не борется с ним, когда тот упирается и не хочет идти дальше. Аналитик относится терпимо к слабостям пациента и уважительно к его способу разрешения внутрипсихических конфликтов, приведших к бегству в болезнь. Вместе с тем в процессе аналитической деятельности с сопротивлениями, позитивным и негативным переносом он ведет такую разъяснительную, интерпретационную работу, в результате которой открывает пациенту глаза на иные возможные пути разрешения внутрипсихических конфликтов. Находясь рядом с пациентом, аналитик не вступает в борьбу ни с пациентом, ни с его заболеванием. Но он оказывает ему техническую и нравственную поддержку в той борьбе, которая осуществляется в глубинах психики пациента. Он выступает на стороне его внутрипсихических тенденций, ориентированных на выздоровление. Выступает в качестве проводника, способного предупредить пациента от возможных опасностей, подстерегающих его на жизненном пути. В этом смысле аналитик — не борец, прилагающий все усилия к тому, чтобы насильственно сломить пациента, сопротивляющегося своему выздоровлению. Он и не советник, стремящийся своими назиданиями и указаниями на то, как следует вести себя, навязать пациенту те или иные, тем более свои собственные, ценности жизни. Аналитик — действительно, проводник/ дающий возможность пациенту опереться на него в трудную минуту, но предоставляющий ему свободу выбора и право решения того, каким он хочет быть и какой жизненный путь изберет. Он — проводник идеи истины, имею- щей отношение как к самому себе, так и к обратившемуся к нему за помощью пациенту.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |