КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутрипсихические конфликты
Проводя различие между вытесненным и так называ-1 емым «третьим бессознательным», Фрейд, фактически,! внес уточнения в понимание бессознательного психиче-1 ского и природы внутрипсихических конфликтов. «Третье бессознательное», получившее более популярное и ныне широко признанное в психоанализе название Сверх-Я, позволило по-новому взглянуть нате в нут-риконфликтные ситуации, которые часто развертыва- 'Ч1 ются вокруг Я. Дело в том, что предпринятое Фрейдом ] структурирование психики показало существенные ела- | бости человеческого Я, сталкивающегося не только с наследственными бессознательными влечениями индивида, но и с приобретенными им в ходе развития бессознательными силами. Черпая свое Сверх-Я из Оно, Я оказывается как бы под сильным нажимом со стороны наследственного бессознательного (Оно) и приобретенного бессознательного (Сверх-Я). Стало быть, Я становится слугой двух господ — природных страстей Оно и строгого внутреннего цензора Сверх-Я. Оба господина довлеют над Я, вызывая в нем трепет и внутреннюю неустроенность, сопровождающуюся конфликтами. Причем ранние конфликты Я с руководствующимся принципом удовольствия Оно могут получать свое продолжение в виде конфликтов с его прямым наследником, то есть Сверх-Я. Филогенетически, то есть по своему историческому происхождению, связанному с развитием человеческого рода, Сверх-Я ближе к бессознательному Оно, чем к созна- тельному Я. Сверх-Я глубоко погружено в Оно и в значительной степени отделено от сознания, чем Я. Более того, онтогенетически, то есть по своему индивидуальному развитию, Сверх-Я стремится приобрести независимость от сознательного Я. В результате подобного стремления Сверх-Я начинает проявлять себя как некая критика по отношению к Я, что в конечном счете оборачивается для Я ощущением собственной виновности. Инфантильное Я вынуждено слушаться своих родителей и подчиняться им. Зрелое Я, лучше было бы сказать, Я взрослого человека, подчиняется категорическому императиву, воплощением которого является Сверх-Я. И в том, и в другом случае Я оказывается в подчиненном положении. Разница состоит лишь в том, что в случае инфантильного Я давление оказывается со стороны, извне, в то время как Я взрослого человека испытывает давление со стороны своей собственной психики, изнутри. Являясь внутренним агентом личности, по своим нравственным установкам и психическим последствиям Сверх-Я может оказывать столь сильное давление на бедное Я, что оно становится как бы без вины виноватым. Если родители только взывают к совести ребенка и прибегают в качестве воспитания к мерам наказания, то Сверх-Я взрослого человека, или его совесть, сама наказывает Я, заставляя его мучиться и страдать. Наказание извне заменяется наказанием изнутри. Муки совести приносят человеку такие страдания, попытка бегства от которых завершается уходом в болезнь. Так, в понимании Фрейда, наряду с Оно, Сверх-Я вносит свою, не менее значительную лепту, чем Оно, в дело возникновения невротических заболеваний. Если Сверх-Я пользуется самостоятельностью и приобретает свою независимость от Я, то оно может стать таким строгим, жестким и тираническим, что способно породить у человека состояние меланхолии. Рассматривая подобную возможность в теоретическом плане и сталкиваясь с клиническими случаями меланхолии в аналитической терапии, Фрейд предпринял попытку психоаналитического объяснения того, как и почему Сверх-Я нередко оказывается таким категорическим императивом, который становится невыносимым для человека. Он показал, что строгость и жесткость Сверх-Я порождает у человека приступы меланхолии. Подобное состояние возникает тогда, когда Сверх-Я не просто выступает в качестве сове -
сти, категорического императива, а превращается в сверх-*! строгого монстра, истязающего бедное Я чудовищными! муками совести и терзающего его раздирающими душу! укорами. Под воздействием сверхстрогого Сверх-Я, уни-| жающего достоинство человека и упрекающего его за про-.^ шлые деяния и даже за недостойные мысли, Я взваливает| на себя бессознательную вину и становится крайне беспо--мощным. Находясь под воздействием сверхстрогого отношения к самому себе, человек может впасть в приступ меланхолии, при котором Сверх-Я будет внутренне терзать его с не меньшей силой, чем орел, клюющий печень прикованного к скале Прометея, наказанного богами за свои деяния. Это не означает, что приступ меланхолии — постоянный и неизбежный спутник тех больных, у которых Сверх-Я олицетворяет собой наиболее строгие моральные требования к их собственному поведению. Для Фрейда было очевидным, что приступы меланхолии могут проявляться периодически, сменяясь порой на такие психические состояния, когда неожиданно для окружающих людей и не менее неожиданно для самого больного его «моральное наваждение» куда-то исчезает. Создается впечатление, что Сверх-Я таких больных утрачивает свою действенность, внутренняя непримиримая критика сходит на нет, и все образуется само собой до тех пор, пока через какое-то время не настает новый приступ меланхолии. Однако возможны такие промежуточные состояния, когда «моральное наваждение» сменяется своей противоположностью, в результате чего Сверх-Я больного не только не подает никакого голоса, но и как бы не существует вообще. При полном его попустительстве больной способен, что называется, «уйти в загул» и безоглядно отдаться удовлетворению своих влечений. Как замечал по этому поводу Фрейд, в подобных случаях Я находится в состоянии блаженного упоения, оно торжествует, как будто Сверх-Я утратило всякую силу и слилось с Я, и это ставшее свободным, маниакальное Я позволяет себе действительно безудержное удовлетворение все своих прихотей» [4. С. 337]. Мне довелось работать с одной молодой женщиной, Катрин, у которой приступы меланхолии, апатии, безразличия ко всем и ко всему сменялись вспышками активности в профессиональной деятельности и неудержимой тя- гой к любовным похождениям. В состоянии «ничегонеделания» ее одолевали муки совести по поводу того, что она недостойна мужа «трудоголика», которому несколько раз изменила, и что уделяет недостаточное внимание своей дочери, считающейся в школе посредственной и вызывающей у учителей раздражение своей флегматичностью. На сеансах Катрин часто не могла удержаться от того, чтобы не заплакать, постоянно держала носовой платок при себе, вытирая им слезы, жаловалась на свою жизнь и выглядела какой-то забитой, несчастной. Она говорила о том, что ей не везет в жизни с мужчинами, которые или постоянно заняты своими делами и не обращают должного внимания на нее, или, напротив, оказываются меланхольными, безынициативными, несамостоятельными. При этом Катрин не столько обвиняла мужчин, сколько жаловалась на свою судьбу, считая себя некрасивой, необаятельной, неженственной. У нее опускались руки, и она готова была смириться со своим положением, говоря о том, что так ей и надо. Катрин считала себя виноЪной в том, что именно ей достаются такие невнимательные, нелюбящие ее мужчины, которые или не хотят встречаться с ней, или после непродолжительной близости бросают ее. По ее собственным словам, «комплекс покинутости преследовал с детства». Несмотря на самобичевание, меланхолию и апатию, с периодичностью раз в два-три месяца у Катрин случались вспышки пробуждения такой активности, когда она лихорадочно начинала заниматься со своей дочерью, требуя от нее выполнения всех заданий по школьной программе. Одновременно она предпринимала отчаянные попытки соблазнить какого-либо мужчину, и если это ей удавалось, то она оставалась довольной, веселой и жизнерадостной. При этом Катрин не испытывала никаких угрызений совести и не мучилась по поводу измены мужу. Напротив, она считала близость с другим мужчиной чем-то само собой разумеющимся или, во всяком случае, не являющимся чем-то запретным, постыдным, внутренне осуждаемым. Так продолжалось какое-то незначительное время, после чего ею снова овладевала апатия и она впадала в уныние. У нее пробуждалась совесть, и она начинала укорять себя за то, что излишне терзает свою дочь своими придирками по поводу оценок в школе и что нехорошо поступила по отношению к мужу, который, ничего не подозревая, отдает на работе все свои силы.
А теперь вернусь к представлениям Фрейда Основатель психоанализа исходил из того, что стро-i гость и жесткость Сверх-Я обусловлены филогенетически. Воспитывая ребенка, родители руководствуются, как пра- я вило, не своим Я, олицетворяющим разум и рассудок, а| предписаниями собственного Сверх-Я, основанными на* идентификации со своими родителями. Несмотря на возникающие в процессе воспитания расхождения между Я и Сверх-Я, сознательными и бессознательными интенциями, в большинстве случаев по отношению к детям родители воспроизводят все то, что некогда испытывали сами, когда их собственные родители налагали на них различного рода ограничения. Исторически так складывается, что Сверх-Я ребенка формируется не столько на основе примера своих родителей, сколько по образу и подобию родительского 'Сверх-Я. Как замечал Фрейд, Сверх-Я ребенка «наполняется тем же содержанием, становится носителем традиции, всех тех сохранившихся во времени ценностей, которые продолжают существовать на этом пути через поколения» [5. С. 341]. Нередко в семьях складываются такие ситуации, когда родители, не имевшие возможность проявить себя в ка- кой-либо сфере деятельности, предпринимают всяческие попытки к тому, чтобы их дети пошли по тому пути, о котором они сами мечтали. Они прибегают к строгим'методам воспитания, заставляя своих детей делать то, к чему те не предрасположены или не испытывают ни малейшего желания. В результате подобного воспитания у детей формируется такое Сверх-Я, функциональная деятельность которого сказывается, в свою очередь, на их собственных детях. Типичным примером в этом отношении может служить зрелый мужчина, Денис, обратившийся ко мне в надежде с помощью психоанализа разобраться в тех конфликтах, которые постоянно возникают в их семье между ним, его матерью и его сыном. В процессе наших встреч выяснилось, что, наряду с другими обстоятельствами его семейной жизни, он воспитывался в таких условиях, которые наложили отпечаток на его последующее отношение как к своей матери, так и к своему сыну. Мать Дениса приехала в Москву из небольшого провинциального города. Она устроилась на тяжелую физическую работу, давшую ей возможность через несколько лет получить комнату в квартире, в которой проживали еще две семьи. В этой квартире жил начинающий музыкант, который заворожил ее своей игрой на аккордеоне. Через год после их знакомства он переехал на другую квартиру, а провинциальная девушка родила сына, который не знал своего отца, поскольку тот не собирался жениться на простушке. Мать Дениса одна воспитывала своего ребенка. Она была строгой, суровой матерью, требовавшей беспрекословного подчинения со стороны мальчика, который не смел перечить ей ни в Чем. В память ли об отце сына (пусть станет таким же музыкантом, как его отец!) или, напротив, в отместку ему (надо сделать все для того, чтобы сын превзошел своего отца, который должен пожалеть о том, что некогда бросил его мать) она отдала Дениса в музыкальную школу, где он учился играть на аккордеоне. Мама, что называется из-под палки, заставляла мальчика учиться в музыкальной школе. Строгостью она добилась того, что ее сын не пропускал занятия и радовал ее своими успехами, которые ей казались значительными, хотя на самом деле были весьма посредственными. Однажды, когда он делился своими воспоминаниями о своем детстве, Денис с
горечью признался, что занятия в музыкальной шк были для него «сплошным кошмаром, поскольку он ис^ пытывал постоянные унижения со стороны наставника^ который бил линейкой по рукам нерадивых учеников».^ Одновременно он выразил сожаление по поводу того, чт из-за занятий музыкой у него не оставалось свободног времени для чего-то другого, в частности, рисования, к* торое было любимым предметом в школе. Мальчик ниче не говорил об этом/своей маме, которую боялся и не хотел^ огорчать. В нем постоянно присутствовал протест против j матери и ее безумного стремления сделать из него музы- } канта, который своими успехами смог бы затмить отца/! Будучи послушным и слабохарактерным, он безропотно,] подчинялся ее давлению и, вопреки своему нежеланию,л все-таки окончил музыкальную школу. Но в день ее окончания Денис забросил свой аккррдеон на антресоли и крайне редко брал его в руки, за исключением тех случаев, когда к маме приходили гости и он был вынужден Идти навстречу ее настоятельной просьбе что-нибудь сыграть. В дальнейшем Денис закончил, строительный институт, женился, преуспел в бизнесе и стал жить отдельно от матери. Став взрослым и самостоятельным, он перестал подчиняться матери, которая по-прежнему пыталась ока-; зывать давление на него и часто упрекала сына в том, что i он не захотел стать музыкантом и не оправдал ее надежд. к При встречах с ним и по телефону она устраивала сыну \ скандалы, он начал отвечать ей тем же и не знал, что делать > и как изменить данную ситуацию, осложнявшую ему жизнь. Когда у Дениса родился сын, он твердо решил, что не отдаЪт его на воспитание авторитарной бабушке и сделает все для того, чтобы не определять его в музыкальную школу, как бы на этом не настаивала его мать. Возможно, поэтому, чтобы не оставалось у ребенка время на музыку, он склонил мальчика к занятиям рисованием. Тот охотно делал детские рисунки и во втором классе стал посещать студию. Через год интересы мальчика изменились, и его уже не привлекало рисование. Однако отец, забыв о своем печальном детстве, когда ему из-под палки Приходилось заниматься музыкой по настоянию своей матери, воспроизвел ту же самую модель воспитания и заставил сына продолжать ходить в студию. Прошло несколько лет, и между отцом и сыном сложились такие отношения, которые оказались почти точной копией отношений Дениса со своей матерью. Своей строгостью воспитания, воспроизводящей, по сути дела, ситуацию собственного детства, отец добился того, что сын стал поступать в художественное училище. Однако он не выдержал вступительные экзамены. После этого отношения между отцом и сыном обострились, поскольку Денис воспринял несдачу экзаменов своего сына не иначе как проявление скрытого бунта против него. Так, говоря о провале сына на вступительных экзаменах, Денис в сердцах сказал мне: «Это он сделал специально. Как говорится, достиг своего не мытьем, так катанием. Неужели он не понимает, что я желаю ему только добра!». Понадобилось несколько встреч, прежде чем Денис понял, что, заставляя сына учиться живописи, он тем самым загнал его точно в такую же ситуацию, в которой находился сам, когда под давлением матери ему приходилось заниматься музыкой, к которой не питал никакого пристрастия. И хотя в процессе аналитической,,рабо-ты он признал, что сам является, по-видимому, виновником иепбртившихся отношений с сыном, тем не менее время от времени у него прорывалась обида на «непутевого сына». На бессознательном уровне его собственное Сверх-Я заставляло его руководствоваться теми предписаниями, которые в свое время исходили от его матери, но, вызывая внутренний протест, тем не менее не сопровождались открытым бунтом против жесткого воспитания. Для Фрейда Сверх-Я выступает в качестве совести, которая может оказывать тираническое воздействие на человека, вызывая у него постоянное чувство виновности. Это — одна из функций Сверх-Я, изучение которой способствует пониманию внутриличностных конфликтов. При аналитической терапии придается важное значение раскрытию данной функции Сверх-Я, поскольку обостренное чувство вины не только за содеянное, но и по-мысленное часто оказывается той основой, на которой развертывается конфликт между завышенными требованиями нравственности и бессознательными влечениями
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |