КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Невроз страха
Знакомство с идейным наследием Фрейда убедительно свидетельствует о том, что он действительно придавал важное значение осмыслению проблемы страха. Не случайно в различные периоды своей исследовательской и терапевтической деятельности основатель психоанализа так или иначе обращался к рассмотрению данной проблематики. Начиная с самых ранних статей, когда еще даже не был им введен термин «психоанализ», и кончая работами, написанными в 20—30-е годы, когда он пересмотрел ряд ранее выдвинутых им психоаналитических положений, проблема страха составляла значительный пласт его раздумий. Без какого-либо преувеличения можно было бы сказать, что проблематика страха была в центре его исследовательской и терапевтической деятельности, поскольку ее изучение являлось своеобразным ключом для понимания природы человека и его психических заболеваний. Во всяком случае, как подчеркивал сам Фрейд, «проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить свет на всю нашу душевную жизнь» [ 1. С. 251 ]. Действительно, можно было бы сказать, что жизнь человека соткана из разнообразных страхов. В той или иной степени каждому из нас неоднократно приходилось испытывать страх в глубине души. Другое дело, что далеко не всегда человек знает причину своего страха и способен разобраться в том, что его волнует и почему ему страшно. И далеко не всегда нормальный страх перерастает в нечто большее, патологическое. Но, как правило, все невротические расстройства так или иначе связаны с переживаниями, в основе которых лежит бессознательный страх. Работа с пациентами подтверждает тот реальный ] факт, что за многообразными симптомами психических г, заболеваний стоят всевозможные страхи. Из упомянутых i выше клинических случаев не было, пожалуй, ни одного, где бы обратившийся ко мне за помощью пациент не говорил о своих страхах. Вика испытывала страх перед беременностью. Впрочем, страх забеременеть является ти-jjj пичным для женщин, хотя не все они становятся невро-' тиками. Виктория, у которой был выкидыш на четвертом месяце, постоянно испытывала страх перед гинекологом, Станислав панически боялся замкнутого пространства, будь то поездки на метро, в общественном транспорте или подъем на лифте. Руслан боялся гнева жены. Другие пациенты также сообщали о разнообразных страхах, которые они испытывали в различные периоды своей жизни и которые впоследствии повторялись как наяву, так и во сне. Один пациент, успешно сдавший вступительные экзамены в университет, но на первом же году обучения разочаровавшийся в избранной им специальности и не сумевший найти общий язык со своими сокурсниками, признался, что испытывает страх перед девушками, так как боится заразиться СПИДом. Другая пациентка, на протяжении четырех лет периодически ложившаяся в психиатрическую клинику для прохождения медикаментозного лечения и впоследствии обратившаяся ко мне за консультацией, панически боялась, как она выражалась, нищенства и того, что она не сможет прокормить и дать образование своему ребенку. Закончившая университет и добившаяся успехов, женщина признавалась, что со школьных лет и по настоящее время боится провалов памяти и того, что в ответственной ситуации у нее могут «отключиться мозги». Преуспевающий бизнесмен боялся засыпать один в своей кровати, так как часто его посещали сновидения, в которых на него, маленького мальчика, надвигалось что-то бесформенное, огромное, готовое в любую минуту раздавить его. Женщина, способная заниматься ремонтом своей собственной машины и лихо управляющая автомобилем, панически боялась того, что в случае аварии может попасть в больницу, где посторонние люди могут увидеть ее далеко не изысканное нижнее белье. Преподаватель, прекрасно владеющий ораторским искусством и отличающийся огромной эрудицией, испытывал страх перед рек- тором института. Сдававшая на отлично все экзаменационные сессии, студентка так боялась каждого предстоящего испытания, что, по ее собственному признанию, накануне каждого экзамена закатывала дома настоящую истерику. Симпатичная и кокетливая женщина боялась того, что если ей придется развестись со своим мужем, то она уже не сможет ни с кем вступить в близкие отношения. Энергичная женщина, приехавшая из провинции в Москву и за три года пребывания в ней сумевшая начать свое собственное дело, купить квартиру и сколотить капитал, позволявший ей посещать привилегированные клубы, стремилась выйти замуж, но в то же время испытывала такой страх перед мужчинами, которые могут ее обмануть, что бессознательно делала все для того, чтобы ее многочисленные знакомства не завершались брачными отношениями. Не стесненная в материальных средствах женщина и любящая своего маленького ребенка мать испытывала постоянное беспокойство по поводу того, что ее муж не сдержит данное ей слово, напьется в очередной раз и этот запой будет продолжаться несколько дней. Можно было бы перечислить множество иных ситуаций и переживаний, связанных со страхами обращавшихся ко мне пациентов. Но дело не в этом. Важно иметь в виду то, что в процессе работы с пациентами так или иначе в поле зрения оказывается проблематика страха, независимо от того, с какой конкретной проблемой первоначально приходит к аналитику человек. Надо полагать, точно с таким же положением столкнулся основатель психоанализа, когда впервые открыл свою частную практику. История возникновения психоанализа свидетельствует о том, что с проблемой страха Фрейду пришлось столкнуться на начальном этапе терапевтической деятельности. Так, в совместно написанной с Брейером работе «Исследование истерии» (1895) он пришел к заключению, согласно которому встречающиеся обычно неврозы следует в большинстве случаев рассматривать как смешанные. Чистые случаи истерии и невроза навязчивости — редкие явления. Как правило, они сочетаются с неврозом страха. При этом Фрейд полагал, что то, что он назвал «неврозом страха», возникает в результате накопления физического напряжения, имеющего самостоятельное сексуальное происхождение. Обычным проявлением невроза страха являются различного рода тревожные ожидания и фобии, то есть
страхи конкретного содержания. Такие состояния Фрейд | наблюдал у своих пациентов. В частности, в случае боль-! ной фрау Эмми фон Н. он отметил невроз страха с тревож* !| ными ожиданиями, сочетающимися с истерией. В случае | Катарины — комбинацию невроза страха с истерией. Рассматривая смешанные неврозы, Фрейд попытал- J ся выявить их составляющие и с этой целью выделил в особую категорию «невроз страха». В 1895 году он опубликовал три статьи, в которых рассмотрел специфику невроза страха и фобий. Первая из этих статей имела название «Об основании для отделения определенного симптомокомплекса от неврастении в качестве «невроза страха». Вторая — «Навязчивости и фобии. Их психические механизмы и этиология». Третья — «Критика «невроза страха». Даже по названию этих статей можно судить о том, что проблема страха интересовала Фрейда в период становления психоанализа и ее решение представлялось довольно сложным, коль скоро, выдвинув представления о «неврозе страха», он тут же высказал свои критические соображения по этому поводу. В фундаментальной работе «Толкование сновидений» Фрейд уделил незначительное внимание проблеме страха. Тем не менее он не мог обойти стороной эту проблему и высказал мысль о том, что учение о сновидениях страха относится к психологии неврозов. Позднее, внося незначительные изменения в последующее издание данной работы, Фрейд в афористической форме писал, что «страх в сновидении — проблема страха, а не проблема сновидения» [2. С. 456]. Вместе с тем в «Толковании сновидений» он подчеркнул, что фобия представляет собой как бы пограничное препятствие страха, симптом истерической фобии возникает у больного для того, чтобы предотвратить появление страха, невротический страх проистекает из сексуальных источников. В качестве иллюстрации сновидений страха Фрейд привел свое собственное сновидение, приснившееся ему в возрасте семи-восьми лет и проинтерпретированное им тридцать лет спустя. Ему приснилась любимая мать со спокойным, застывшим выражением лица. Ее внесли в комнату и положили на постель два или три существа с птичьими клювами. Маленький Фрейд проснулся со слезами и криком, разбудил своих родителей и успокоился только тогда, когда увидел лицо матери. В процессе интер- претации своего сновидения он выяснил, что длинные существа с птичьими клювами были заимствованы им из иллюстраций к библии в издании Филиппсона, той книги, которую он читал в детстве. На память ему пришло также воспоминание об одном мальчике, Филиппе, с которым он играл на лужайке возле дома и от которого впервые услыхал вульгарное слово, обозначающее половой акт и характеризующееся аналогией с ястребиными головами. Толкование вторичной обработки сновидения говорило о том, что во сне маленький Фрейд испугался, что мать умирает. Проснувшись в страхе, он затем увидел лицо матери, понял, что она не умерла, и успокоился. Однако это вторичное толкование сновидения имело место под воздействием страха. С точки зрения Фрейда, он боялся не потому, что ему приснилось, будто мать умерла. Вторичное истолкование возникло потому, что он уже находился под влиянием страха. В действительности же страх относился к смутному сексуальному чувству, нашедшему выражение в зрительном содержании сновидения. Так, на примере собственного детского сновидения Фрейд показал ту связь между страхом и сексуальностью, которую обнаружил лри работе с пациентами. Как правило, связь между страхом и сексуальностью остается невидимой для самих пациентов, и ее обнаружение требует подчас длительной аналитической работы. Типичным примером в этом отношении может служить история со Станиславом, который пришел ко мне в анализ в надежде разобраться в том, что произошло в его жизни на протяжении последних лет. Он жил прошлым, не видел будущего и страдал, по его собственному выражению, «синдромом хронической усталости». На пер-вых,же сессиях обнаружилось, что Станислав подвержен клаустрофобии, то есть боится находиться в замкнутом пространстве. Он испытывал страх, если ему приходилось находиться в троллейбусе, метро, самолете. Когда я спросил его, «чего именно он боится?», Станислав ответил, что не чувствует себя свободным в общественном транспорте, так как целиком и полностью зависит от людей, управляющих транспортом. Спустя несколько сессий я заметил, что, приходя ко мне, он не пользуется лифтом, а поднимается на 10-й этаж пешком. На мой вопрос, не связано ли это с клаустрофобией, Станислав ответил отрицательно, сказав, что подъем на 10-й этаж для него не пред-
ставляет трудностей, напротив, тем самым он поддержин спортивную форму, и его основная проблема — не столыа»! клаустрофобия, сколько постоянное обращение назад, щ прошлое. В процессе аналитической работы удалось разобраться с проблемой безвременья, которая представлялась Ста- < ниславу главной, вызывающей у иего беспокойство. Во.:> всяком случае он смог ответить для себя на те вопросы, на которые раньше не находил ответа, и освободился от гру-, за, связанного с предшествующим зацикливанием на про- ' шлом. Одновременно Станислав вспомнил, что первые1 признаки клаустрофобии появились во время его пребы-; вания в военкомате, когда он хотел подышать свежим воз-, духом, но ему не разрешили выйти из душного помещения, в результате чего у него возникло чувство паники, | подскочило давление и ему не удалосьтюпасть в то подразделение, где он хотел проходить воинскую службу. Однако в действительности не это событие, как он полагал, было первопричиной его последующих страхов. По мере дальнейшей аналитической работы выяснилось, что в основе его взрослых страхов лежат детские переживания, которые ему пришлось испытать в разном возрасте. Так, будучи школьником, Станислав вместе с другими мальчиками «катался верхом на лифте», и однажды это занятие чуть не обернулось трагедией (до анализа он не помнил это событие и, естественно, не могсоотнести его с избеганием поездок в лифте в зрелом возрасте). В школе ему понравилась одна девочка, и однажды ему приснился сон, что он переспал с ней и она забеременела. Вспоминая об этом сне, Станислав поведал о том, что проснулся с чувством огромного страха, поскольку боялся, что не сможет предотвратить во сне ни беременности девочки, ни вытекающие из этого последствия (в дальнейшем, по его собственному признанию, он испытывал страх при первых интимных отношениях с женщиной). Более ранние воспоминания касались того периода, когда он ходил в детский сад, жил без родителей у бабушки или вместе с родителями, которые оставляли его одного в комнате на целый день. В детском садике строгая воспитательница говорила детям: «Кто не будет спать, тому замажу глаза зеленкой». От этой угрозы маленькому Станиславу становилось страшно и жутко. В возрасте 4—6 лет его, маленького мальчика, родители запирали на ключ в комнате, а сами ухо- дили на работу. Долгие часы ребенок оставался один в комнате, где с ним случались различные происшествия (однажды он сунул ножницы в электрическую розетку, в другой раз то ли проглотил, то ли хотел проглотить таблетки, привлекшие его красивой оболочкой). Даже из этого краткого воспроизведения некоторых воспоминаний Станислава нетрудно увидеть связь между ранними и поздними страхами, с одной стороны, страхом и сексуальностью, с другой стороны. Однако не все так просто и однозначно, как это может показаться на первый взгляд. На самом деле по мере проработки аналитического материала выявились такие опосредованные звенья обще- ' го психосексуального развития пациента, которые заставили обратить пристальное внимание на соотношение между обидой мальчика на близких ему людей и страхом как бессознательным вытеснением обиды, сексуальными влечениями, их подавлением и страхом, а такжЪ восприятием пространства, времени и страхом утраты свободы, зависимости от других людей. В контексте данной работы более подробное рассмотрение этих вопросов не входит в мою задачу. Поэтому вернусь к освещению фрейдовского понимания проблемы страха. 2. Детские фобии и феномен страха В 1909 г. в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» основатель психоанализа обстоятельно рассмотрел вопрос о возникновении и развитии фобии маленького Ганса, выражавшейся в боязни быть укушенным белой лошадью. Интересно of метить, что положенный в основу его публикации материал был почерпнут из соответствующих наблюдений и записей отца мальчика, сам же Фрейд лишь один раз принимал участие в разговоре с маленьким Гансом, хотя и руководил его лечением. На основе анализа фобии маленького Ганса основатель психоанализа пришел к заключению, согласно которому у ребенка существовала двойственная установка: с одной стороны, он боялся животное, а с другой — проявлял к нему всяческий интерес, подчас подражая-ему. Эти амбивалентные (двойственные) чувства к животному явились ничем иным, как бессознательными замещениями в психике тех скрытых чувств, которые ребенок испытывал по отноше-
нию к родителям. Благодаря такому замещению произошло, частичное разрешение внутриличностного конфликта, вернее, создалась видимость его разрешения. Это бессозна-1 тельное замещение было призвано скрыть реальные причины детского страха, обусловленного не столько отношением отца к сыну, сколько неосознанным н противоречивым отношением самого ребенка к отцу. Согласно Фрейду, маленький Ганс одновременно любил и ненавидел отца, хотел стать таким же сильным, как отец, и вместе с тем устранить его, чтобы занять место в отношениях с матерью. Подобные бессознательные влечения ребенка противоречили нравственным установкам, приобретенным им в процессе воспитания. Частичное разрешение этого внутреннего конфликта, разыгравшегося в душе ребенка, осуществлялось путем бессознательного сдвига влечений с одного объекта на другой. Те влечения, которых Ганс стыдился, были вытеснены им из сознания в бессознательное и направлены на иносказательный объект — белую лошадь, по отношению к которой можно было открыто проявлять свои чувства. Пятилетний мальчик, однажды увидевший во время прогулки, как упала лошадь, идентифицировал отца с этим объектом, в результате чего он стал держаться по отношению к отцу свободно, без страха, зато стал испытывать страх перед лошадью. За высказанным им страхом быть укушенным лошадью скрывалось глубоко лежащее бессознательное чувство того, что его могут наказать за дурные желания. Это — нормально мотивированный страх перед отцом вследствие ревнивых и враждебных желаний по отношению к нему; страх «маленького Эдипа», который хотел бы устранить отца, чтобы остаться самому с любимой матерью. В конечном счете на основе осуществленного им анализа Фрейд пришел к выводу, что страх соответствует вытесненному эротическому влечению и что неврозы взрослых больных можно сводить к таким же инфантильным комплексам, которые стояли за фобией маленького Ганса. Аналогичные взгляды на проблему инфантильного страха нашли свое дальнейшее отражение в работе Фрейда «Из истории одного детского невроза» (1918). Основатель психоанализа апеллировал к случаю психоаналитического лечения русского пациента Сергея Панкеева (случай Человека-Волка). В раннем детстве пациент испытывал тя- желые невротические страдания в форме истерии страха (фобии животных), превратившейся позднее в невроз навязчивости. Когда ему попадалась на глаза книга сказок, в которой было изображение волка, он испытывал страх и начинал исступленно кричать. Страх и отвращение у него вызывали также жуки, гусеницы, лошади. Имело место и кошмарное сновидение, когда мальчик увидел во сне сидящих на большом ореховом дереве перед окном нескольких белых волков, испугался, что они съедят его, и после пробуждения у него возникло сильное чувство страха. Описывая историю детского невроза, Фрейд обратил внимание на отношение данного сновидения к сказкам «Красная шапочка» и «Волки семеро козлят», а также подчеркнул, что впечатление от этих сказок выразилось у ребенка в форме фобии животных. Анализ сновидения привел его к заключению, что волк является заместителем отца и, следовательно, в кошмарном сне мальчика проявился «страх перед отцом — страх, который с того времени преобладал во всей его жизни» [3. С. 176]. Форма проявления страха, боязнь быть съеденным волком, была ничем иным как регрессивным превращением желания такого общения с отцом, при котором он, подобно матери, мог бы получить соответствующее удовлетворение, как это он воспринял при сцене близости между родителями, свидетелем чего однажды стал. Причем для понимания возникновения страха не имеет значение, соотносилась ли подобная сцена с фантазией ребенка или с его реальным переживанием. Важно то, что пассивная установка к отцу, связанная с сексуальной целью, оказалась вытесненной и ее место занял страх перед отцом, как кастрирующим, в форме фобии волка. В работах Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и «Из истории одного детского невроза» нашла отражение общая тенденция — попытка психоаналитического рассмотрения истоков возникновения и природы инфантильного страха. Однако если в первой работе внимание акцентировалось целиком и полностью на онтогенетическом, индивидуальном развитии инфантильного страха, то во второй работе отмечалось значение филогенетически унаследованных схем, составляющих осадки истории человеческой культуры и оказывающих влияние на ребенка, как это имело место в случае Человека-Волка, когда, несмотря на преобладание негативного Эдипова комплек-
са, отец оставался кастрирующим и представлял уг для проявления детской сексуальности сына. Признание Фрейдом унаследованного филогенетиче-1 ски приобретенного момента душевной жизни было логи-f чески м следствием тех предшествующих разработок, ко*] торые были осуществлены им в промежутке между 1909 и'{ 1918 годами, то есть между публикациями «Анализа фобии* пятилетнего мальчика» и «Из истории одного детского не-' вроза». Эти разработки были осуществлены им в работе «Тотем и табу» (1913), где основатель психоанализа показал, почему на начальных этапал развития человечества дикари проявляли необыкновенно высокую степень боязни инцеста, связанной с заменой реального кровного родства тотемистическим родством. Основываясь на историческом материале, Фрейд показал, что боязнь инцеста у дикарей представляет собой типичную инфантильную черту и имеет удивительное сходство с душевной жизнью невротиков. Дикие народы чувствовали угрозу в инцестуозных желаниях, которые позже стали бессознательными, и поэтому прибегали к чрезвычайно строгим мерам их предупреждения. Например, у одних племен по достижению определенного возраста мальчик оставляет материнский дом и переселяется в «клубный дом», у других — отец не может оставаться наедине с дочерью в доме, у третьих — если брат и сестра невзначай встретились друг с другом, то она прячется в кусты, а он проходит мимо, не поворачивая головы, у четвертых — в наказание за инцест с сестрой полагается смерть через повешение. Рассмотрение психологии первобытной религии и культуры позволило Фрейду провести параллели между возникновением тотемизма в древнем мире и проявлением детских фобий в рамках современной цивилизации, между боязнью инцеста и различного рода страхами, ведущими к невротическим заболеваниям. Психоаналитический подход к филогенетическому и онтогенетическому развитию человека с неизбежностью подводил к необходимости более глубокого, по сравнению с предшествующими представлениями, изучения проблемы страха как на концептуальном, так и на терапевтическом уровне. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и в последующих своих работах Фрейд неоднократно возвращался к осмыслению проблемы страха. Упоминая о предшествующих представлениях о феномене страха, я имею в виду то обстоятельство, что уже в далекой древности обращалось внимание на такое состояние души, которое характеризуется страхом. Сенека, например, полагал, что если предвидение предвосхищает муки будущего, то «память возвращает нас к пережитым мукам страха» [4. С. 10]. Другие мыслители, напротив, соотносили страх не столько с прошлым, сколько с будущим, как это имело место в воззрениях Локка, считавшего, что страх есть неудовольствие души от мысли о будущем зле» [5. С. 244]. Одним словом, на протяжении многих столетий разные мыслители эпизодически обращались к осмыслению феномена страха. Однако данная проблематики не составляла сколько-нибудь важного ядра в их работах. Лишь Кирке-гор поставил ее в центр своих размышлений, посвятив этой проблематике такие сочинения, как «Страх и трепет» (1843) и «Понятие страха» (1844). Причем, в отличие от многих мыслителей прошлого, Киркегор предпринял попытку психологического рассмотрения понятия страха, что нашло отражение в его работе «Понятие страха». И хотя осмысление данной проблемы соотносилось им с раскрытием природы и значения первородного греха и страх воспринимался в качестве возможной или действительной свободы человека, тем не менее речь шла, по его собственному выражению, о «психологически намеченном размышлении». Во всяком случае Киркегор исходил из того, что настроение психологии — это обнаруживающийся страх, и в нем «она очерчивает грех, устрашаясь сама, но страшась рисунка, который сама же и набросала» [6. С. 122]. Как и Киркегор, Фрейд также был ориентирован на
3. Реальный и невротический страх В части «Лекций по введению в психоанализ», прочи-?| тайных Фрейдом в 1916/17 годах, было уделено осе внимание проблематике страха. Одна из лекций (двадцать! пятая) так и называлась — «Страх». В ней Фрейд провел! различие между реальным и невротическим страхом, рас- а смотрел взаимоотношения между ними и обсудил различи J ные формы страха, наблюдаемые в жизни человека. Прежде всего основатель психоанализа исходил из. того, что реальный страх представляется человеку вполне:; рациональным и понятным, поскольку он является реак--: цией на восприятие внешней опасности. В этом отноше-* нии реальный страх может быть рассмотрен в качестве вы-; ражения инстинкта самосохранения. Но если он приобре-^ тает чрезмерную силу, выходящую за рамки обычной ре-" акции на опасность, состоящей из аффекта страха и за-i щитного действия, то его нельзя назвать целесообразным. Готовность к опасности — обычное явление. На ее почве i возникает состояние страха. Согласно Фрейду, готовность к страху является целесообразной, в то время как развитие страха — нецелесообразно. В отличие от реального, невротический страх представ- 1 ляет собой субъективное состояние, сопровождаемое аф- I фектом. Он может проявляться в различных формах. Одно | из таких проявлений заключается в том, что у человека может наблюдаться состояние страха ожидания или боязливого ожидания, когда страх готов привязаться к любому подходящему содержанию восприятия. Страдая подобного рода страхом, человек предвидит наихудшую возможность из всех имеющихся, и у него наблюдается склонность к ожиданию несчастья. Такой человек не является больным в строгом смысле этого слова, но он становится боязливым и пессимистичным. Крайняя степень выражения подобного рода страха имеет отношение к нервному заболеванию, названному Фрейдом неврозом страха. Вторая форма страха психически соотносится с определенными объектами и ситуациями. Это — фобии, связанные с боязнью животных, свободного пространства, темноты, закрытых помещений, поездок на общественном транспорте, полетов на самолете и т. д. Некоторые из внушающих страх объектов и ситуаций имеют отношение к опасности и поэтому вызывают соответствующую негативную реакцию у ряда нормальных людей, как это происходит, например, при встрече со змеей. Но у невротиков подобного рода фобии столь интенсивны, что вызывают парализующий их ужас. Фрейд относил такие фобии к истерии страха. Третья форма невротического страха характеризуется проявлением спонтанных приступов, когда состояние страха как бы раскалывается на части. У человека появляются отдельные ярковыраженные симптомы в виде головокружения, сердцебиения, одышки, подергивания пальцев рук. При этом человек не может соотнести так называемые «эквиваленты страха» с какой-либо явной опасностью. Выделение этих трех форм страха поставило Фрейда перед необходимостью более конкретного ответа на вопрос о том, что все же представляет собой невротический страх и как следует еголонимать. Отвечая на этот вопрос и апеллируя к психоаналитическим представлениям о бессознательной деятельности человека и клиническим наблюдениям, он прежде всего соотнес страх ожидания и боязливость с сексуальными влечениями или, точнее, с неудовлетворенной разрядкой либидо. Если в силу тех или иных причин сексуальное возбуждение прекращается, не получив своего полного удовлетворения, то в этом случае появляется страх, который может быть выражен в форме страха ожидания, различного рода припадков или их эквивалентов. С точки зрения Фрейда, страх связан с сексуальным ограничением, как это имеет место, например, при прерванном половом акте, сексуальном воздержании, менопаузе. Надо сказать, что отмеченная Фрейдом связь между сексуальностью и страхом действительно имеет место. Во всяком случае в процессе аналитической практики мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобного рода обстоятельствами, когда на почве сексуальных отношений у пациентов возникали различного рода страхи, связанные с психической или физической импотенцией у мужчин, боязнью забеременеть у женщин. Однако далеко не всегда прослеживались однозначные связи, о которых говорил Фрейд. Так, единичные и эпизодические случаи прерывания полового акта чаще всего порождают страх, особенно у женщин. Один из моих пациентов сообщил о том, практикуемый им несколько раз прерванный половой акт вызвал у него не беспокойство, а неудовлетворенность, в то время как у его партнерши появился страх, в результате чего они оба исключили из сво-
их интимных отношений подобный способ предохранения. Но постоянные супружеские отношения, основанные именно на этом способе предотвращения беременности, становятся подчас своего рода нормой интимного поведения, когда взаимное доверие и уверенность друг в друге способствуют сексуальному удовлетворению без каких-либо признаков проявления страха. В моей практике были по меньшей мере два случая, когда, став сексуальным режимом, прерывание полового акта со стороны мужчины с целью недопущения нежелательной беременности, не приводило не только к возникновению невроза страха у обоих партнеров, но и не сопровождалось никакими негативными эмоциями с их стороны. В одном случае супружеский опыт постоянного прерывания полового акта составлял пять лет, в другом — семнадцать лет. Так что в этом отношении утверждение Фрейда о том, что прерывание полового акта из осторожности, став сексуальным режимом, «часто становится причиной невроза страха у мужчин, но особенно у женщин» [7. С. 256], не представляется мне бесспорным. Во всяком случае необходимо дальнейшее изучение этого вопроса с привлечением дополнительного клинического материала, что могло бы представить интерес для психоаналитиков и сексологов. На основе рассмотрения невроза страха, истерии и невроза навязчивых состояний Фрейд заключил, что отклонение сексуальности от нормального своего проявления, ведущее к порождению страха, осуществляется на почве как соматических, так и психических процессов. Собственно говоря, этим и ограничилось его обсуждение вопроса о возникновении невротического страха, так как ко времени чтения лекций о введении в психоанализ (1916/17 гг.) многое оставалось для него неясным, требующим концептуальной проработки и клинической проверки. Не менее сложной оказалась и вторая задача, поставленная Фрейдом и связанная с выявлением связей между реальным и невротическим страхом. Пытаясь решить эту задачу, он обратился к рассмотрению возникновения страха у ребенка. Его исходный постулат заключался в том, что боязливость свойственна всем детям и трудно проводить различие между страхом ребенка, являющимся реальным или невротическим. У ребенка имеется склонность к реальному страху. Он испытывает боязнь при столкновении с незнакомыми лицами, новыми ситуациями, точно так же, как первобытный человек боится всего неизвестного ему. Однако не все дети боязливы в равной мере. Те из них, кто проявляет сильную боязнь перед новыми объектами, предметами, ситуациями, в дальнейшем становятся нервными. Казалось бы, возникновение страха у ребенка связано с его беспомощностью и не имеет никакого отношения к его сексуальности. Именно на этот источник зарождения страха обращали внимание некоторые исследователи и терапевты, считая, подобно А. Адлеру, что в основе страха и невроза лежит неполноценность ребенка, обусловленная его слабостью и беспомощностью. Но Фрейд не разделял подобную точку зрения. Он исходил из того, что ребенок боится чужого человека не в силу исходящей от него опасности и собственной беспомощности перед ним, а потому что настроен увидеть знакомое, любимое лицо, главным образом, матери, но вместо него видит чужое лицо. Либидо ребенка не находит своего воплощения в любимом лице и, неспособное удержаться в свободном состоянии, переводится в страх. Не случайно первые "фобии у детей проявляются в форме боязни темноты и одиночества, когда они сталкиваются с ситуацией отсутствия любимого лица, матери. Отсюда следует, как считал Фрейд, что невротический страх не является вторичным, то есть особым случаем реального страха. Скорее приходится признать, что проявление у ребенка реального страха имеет нечто общее с его невротическим страхом. Этим общим служит то, что оба страха возникают на почве неиспользованного либидо. Исходя из подобного представления, Фрейд делает вывод, согласно которому страх детей очень близок к невротическому страху взрослых и замещает собой объект любви каким-либо внешним предметом или ситуацией. В представлении основателя психоанализа развитие страха тесно связано с системой бессознательного, с судьбами либидо. Превращение либидо в страх осуществляется благодаря процессу вытеснения. Подвергнутые вытеснению, сексуальные влечения как бы находят свою разрядку в форме страха, причем невротического страха. Так, рассматривая фобии, Фрейд выделил две фазы невротического процесса. Первая фаза характеризуется осуществлением вытеснения и переводом сексуальных влечений в страх, соотнесенный с внешней опасностью. На второй фазе на-
блюдается организация системы защиты, способствую-^ щей предотвращению столкновения с этой опасностью.^'«когда вытеснение является ничем иным, как попыткой"! бегства Я от сексуальных влечений. При других невроти-1 ческих заболеваниях используются иные системы защиты против возможного развития страха. Но в любом случае, согласно Фрейду, проблема страха занимает центральное место в психологии неврозов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |