Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страх и невроз




Что касается психоаналитического понимания взаимо­связей между страхом и неврозом, то, неудовлетворенный попыткой Ранка свести единственную причину возникно­вения невроза к травме рождения, Фрейд выделил три фак­тора, являющиеся, на его взгляд, основными причинами неврозов, а именно, — биологический, филогенетический и психологический. Биологический фактор, связанный с беспомощностью появившегося на свет ребенка и его дли­тельной по времени зависимостью от окружающих людей, в отличие от большинства животных, что повышает значе­ние опасности внешнего мира и создает потребность быть любимым и получать соответствующую защиту. Филогене­тический фактор, обусловленный спецификой развития сексуальной жизни человека, проявляющейся в том, что, в отличие от родственных ему животных, у которых сексуа­льность развивается беспрерывно, у него наблюдается первый ранний расцвет в период до пятилетнего возраста, затем наступает перерыв в развитии, и с наступлением зре­лости сексуальность вновь активизируется. Патогенное значение подобного сексуального развития дает знать о себе в форме отвержения детской сексуальности со сторо­ны Я как некой опасности и вытеснение сексуальных вле­чений в период зрелости с последующим подчинением их инфантильным прообразам. И наконец, психологический фактор, связанный с разделением внутреннего мира чело­века на Я и Оно, с попытками Я защищаться от внешней опасности и влечений Оно, его ограниченными возмож­ностями борьбы против внутренних опасностей, отраже-


 




ние которых выливается в форму образования симптомов, как заместителей влечений человека.

С учетом выделенных Фрейдом трех факторов, способ­ствующих возникновению неврозов, в рамках классиче­ского психоанализа происходит осмысление взаимосвя­зей между беспомощностью человека, опасностями, koto рым он подвергается, и страхами, которые возникают у него. Смысловой ряд образования страха выглядит следу-ющим образом. Человек может находиться в состоянии материальной или психической беспомощности. Матери-альная беспомощность возникает в случае реальной опас­ности, угрожающей ему извне. Психическая беспомощ­ность обусловлена внутренней опасностью, исходящей от влечений. Состояние материальной или психической бес­помощности в настоящем соотносится с ситуацией опас-ности, воспринимаемой человеком по аналогии с травма-тической ситуацией беспомощности в прошлом, в резуль­тате чего появляется сигнал страха. Таким образом, в по­нимании Фрейда ситуация опасности представляет собой вспоминаемую, ожидаемую ситуацию беспомощности, а страх — первоначальную реакцию на беспомощность при травме. Человек пытается предупредить эту травму и укло­ниться от нее. Следствием этого является то, что страх ока­зывается ожиданием травмы, с одной стороны, и смягчен­ным воспроизведением ее, с другой стороны.

Из данного понимания образования страха вытекает направленность психоаналитической терапии. Ее цель состоит в том, чтобы оказать посильную помощь пациен­ту, дав возможность его Я устранить предшествующие вытеснения, обрести власть над вытесненным в Оно и придать влечению такое направление, которое не смогло сформироваться в силу психических защит, построенных в ответ на раннюю, некогда воспринятую и пережитую опасность, возникшую на основе травматической ситуа­ции беспомощности. В конечном счете позитивный резу­льтат психоаналитической терапии совпадает с обычны­ми возможностями врачебной деятельности. Подчерки­вая этот момент, Фрейд выразил свою мысль следующим образом: «Обыкновенно наша терапия должна довольст­воваться тем, чтобы скорее, увереннее и с меньшими уси­лиями добиться того хорошего исхода, который, при бла­гоприятных обстоятельствах, наступил бы сам» [15. С. 304].


Впоследствии, при осмыслении тех или иных проблем, связанных с пониманием человека и культуры, Фрейд не­однократно обращался к феномену страха и беспокойства людей, их материальной и психологической беспомощно­сти. В частности, это находило свое отражение в работах основателя психоанализа, посвященных раскрытию исто­ков возникновения религии, природы религиозных веро­ваний и психологической значимости их для человека. Этот пласт психоаналитического знания заслуживает своего рассмотрения не в меньшей степени, чем психоана­литическое понимание причин возникновения неврозов, поскольку Фрейд проводил своеобразную параллель меж­ду религией и невротическим развитием человечества. Поэтому есть смысл обратиться к освещению взглядов основателя психоанализа на религию.



Глава 18 ПСИХОАНАЛИЗ И РЕЛИГИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.