КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лейбин В. М. ченной, и дальнейшее обучение в институте стало под вопросом
ченной, и дальнейшее обучение в институте стало под вопросом. Единственная подруга Дианы по институту каким-то образом уговорила ее обратиться ко мне. В тайне о,т родителей Диана два раза приходила ко мне на консультацию и неожиданно для себя, как впрочем и для меня самого, проявила интерес к психоанализу. Потом у нее состоялся разговор с родителями на предмет наших дальнейших встреч. Родители с недоверием отнеслись к психоаналитическому лечению, но, видимо, не видя иного выхода и обеспокоенные здоровьем дочери, созвонились со мной. Мы встретились, поговорили, и родители Дианы согласились на то, чтобы их дочь начала проходить анализ у меня. Полагаю, что не последнюю роль в их решении сыграла обстановка комнаты, где я осуществляю прием. Дело в том, что над кушеткой (диваном), где обычно располагаются пациенты, висит большая картина, на которой изображен Христос, с ореолом сияния над головой, скользящий босыми ногами по поверхности волн. На полотне картины художник воспроизвел известный из Библии сюжет, повествующий о том, что вера творит чудеса и верящий в свою миссию Христос способен идти по воде, как будто это твердая поверхность земли. Эту картину я приобрел двадцать лет тому назад, когда не был практикующим аналитиком и, естественно; не предполагал, что ее символическое значение каким-то образом пересечется с психоанализом. Сегодня, когда эта картина, наряду с вырезанными из дерева головами Христа и Мефистофеля и другими произведениями искусства, коллекционирование которых пришлось на период 70— 80-х годов, стала неотъемлемой частью интерьера комнаты, где я принимаю пациентов, как-то само собой получилось, что подобная нестандартная обстановка благоприятно сказывается на самочувствии людей или, во всяком случае, вызывает у них расположение ко мне. По всей видимости, именно это способствовало снятию той настороженности, которая первоначально была у родителей Диана по отношению к какому-то неизвестному им аналитику. Кроме того вид уже не молодого, обладающего бородой и похожего по облику на священника врачевателя способствовал, как я могу предположить, тому, что они доверили мне свою дочь. Во всяком случае Диана получила благословение своих родителей и могла, не скрывая от них, приходить ко мне в назначенные часы. Не касаясь существа аналитической работы, скажу лишь, что прошел не один месяц, прежде чем Диана решилась поведать мне во всех подробностях о тех искушениях, которые испытывала во время сновидений. По отдельным обрывкам фраз я догадывался о внутрипсихическом конфликте, вызвавшем у нее глубокие переживания и породившем болезненные симптомы. Но я намеренно не спешил обрушить на нее понимание истинного смысла глубинного конфликта, разыгравшегося между религиозным воспитанием и греховными, с ее точки зрения, влечениями, в которых она не хотела, точнее, не смела признаться самой себе. Тем более, что, как я мог заметить, наши встречи приносили Диане некоторое облегчение даже без вскрытия подлинных причин ее недомогания. Коренной перелом в работе произошел после того, как однажды, не удержавшись и разрыдавшись на одной из сессий, она рассказала о страшном, греховном сновидении. Придя в себя и успокоившись, Диана в недоумении спросила меня: «Почему Бог не хочет мне помочь? Я столько молилась и просила его о прощении. Разве он не может сделать так, чтобы я видела другие сны? За что он меня наказывает? Днем я молюсь, каюсь в своих грехах, которых не совершала в жизни, а ночью со мной происходит такое, о чем впервые решилась рассказать только Вам. Как же мне жить дальше? Что делать?». После признания Дианы в ее ночных прегрешениях мы много говорили с ней о Боге, грехе, вине, религиозных ценностях, взаимоотношениях между юношами и девушками, плотской и духовной любви, предназначении женщины в земной жизни, бессознательных влечениях и душевных страданиях, исторически сложившейся первоначальной божественности половых органов, которые в древности почитались, подобно Божествам, и сексуальности, как нечто божественном и святом. Пожалуй, впервые в жизни она позволила себе не только без оглядки на возможное осуждение со стороны Бога обсуждать вслух те проблемы, о которых ранее боялась даже помыслить, считая их неприличными* аморальными, недостойными и неприемлемыми для религиозной девушки, но и по-иному посмотрела на привычные для нее представления о любви, сформированные под воздействием религиозного
воспитания в семье. Это не значит, что Диана отвернулас от Бога и с легкостью начала грешить в реальной жизш Она по-прежнему оставалась набожной и религиозной! Однако она как бы сбросила с себя тот отягощающий ее f:* загоняющий в болезнь груз вины, который ранее взвали^ вала на себя после пробуждения от кошмарных, вызые щих отвращение к самой себе и требующих наказания,! точнее, самонаказания, снов эротического содержания;! Во всяком.случае, Диана в прямом и переносном смысле! ожила. Она сумела подготовиться к очередной экзамена-? ционной сессии, успешно сдала все зачеты и экзамены,' стала более общительной и даже немного прибавила в| весе. Перед расставанием на летние каникулы ее отец по-| звонил мне и в сдержанной форме поблагодарил меня, сказав, что Бог воздаст за мои труды, а мать передала с дочерью подарок — баночку меда. Предполагалось, что после летних каникул Диана продолжит систематический анализ. Однако августовский кризис 1998 года подорвал-материальное положение в ее семье, как это имело место у большинства россиян, и ни у Дианы, ни у меня не было возможности продолжить наши встречи так часто, как мы' рассчитывали на это первоначально. К счастью, самочувствие девушки заметно улучшилось, и у нее появился молодой человек, который, по ее собственным словам, стал для нее настолько дорогим, что она стала подумывать о замужестве. На протяжении последующих полутора лет время от времени Диана приходила ко мне, чтобы разобраться в тех или иных проблемах, трудностях и переживаниях. В данный момент, то есть когда пишутся эти строки, она выглядит вполне работоспособной, жизнерадостной и не напоминает собой ту девушку, которая «таяла на глазах родителей». Правда, пока она не вышла замуж и, как говорила мне недавно, загадочно улыбаясь, сейчас это не составляет главную проблему ее жизни. Случай с Дианой я привел вовсе не потому, что хочу показать, что в моей практике были не только неудачи, но и некоторые успехи. В данном контексте этот случай как нельзя лучше может служить наглядной иллюстрацией того, что в процессе психоаналитической.терапии приходится иметь дело с верующими пациентами и учитывать их религиозные чувства. И никогда заранее не знаешь, какая светская или религиозная проблематика станет основной для аналитической работы с новым, впервые приходящим к тебе пациентом. Так, например, я никак не предполагал, что одна из причин разрыва с женой обратившегося ко мне за помощью преуспевающего бизнесмена уходит своими кортами, как выяснилось впоследствии, в мусульманские традиции, связанные с различиями между горьковскими и казанскими татарами. Одним словом, религиозные ценности и психоанализ действительно оказываются вовлеченными в единое пространство, не говоря уже о том, что священник и психоаналитик подчас выполняют сходные функции с той лишь разницей, что первый отпускает грехи, облегчая душу прихожан, в то время как второй не претендует на подобную роль, довольствуясь врачеванием души. Не случайно и в том, и в другом случае важное значение придается религиозной или психоаналитической исповеди. Полагаю, что после этого необходимого отступления можно приступить к рассмотрению взглядов Фрейда на религию. Интересные и поучительные сами по себе, они, несомненно, заслуживают внимания, тем более что, выступая в качестве разрушителя различного рода иллюзий, разделяемых человеком и человечеством, основатель психоанализа высказал в свое время такие идеи, которые вызвали, мягко говоря, неудовольствие не только у верующих людей, Далеких от психоанализа как такового, но и у части психоаналитиков, не согласных с его религоведче-ской позицией. 2. Безбожный иудей В зарубежной литературе имеется немало работ, посвященных раскрытию взглядов Фрейда на религию. В отечественной литературе также наличествует ряд публикаций на эту тему [ 1], так что при необходимости читатель может обратиться к ним. Но заинтересованному в этом вопросе читателю я бы рекомендовал ознакомиться прежде всего с переведенными на русский язык трудами самого Фрейда, в которых он изложил свое понимание происхождения и сущности религии. Речь идет в первую очередь о таких его произведениях, как «Тотем и табу»,
«Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой»,! В рамках предложенной вниманию читателя книги нет необходимости вступать в непрекращающуюся до сих пор в исследовательской литературе дискуссию по поводу того, был ли Фрейд религиозным человеком или атеистом, 1 обусловлено ли его нетрадиционное видение религии лич- 1 ными переживаниями, связанными с воспитанием в дет- 1 стве, или психоаналитическим подходом, выработанным им в зрелые годы, насколько адекватно он понял существо религии как таковой или, прилагая усилия к разоблачению одной иллюзии, впал в другую. Ограничусь рассмотрением лишь тех аспектов, которые в контексте данной книги представляются важными и необходимыми, с точки зрения понимания истории, теории и практики психоанализа. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что, как в своем эпистолярном наследии, представленном многочисленными письмами различным людям, так и в своих научных трудах Фрейд неизменно придерживался одной установки. Страстное стремление к раскрытию ис; тины не сопровождалось у него предвзятым отношением к тому, что становилось объектом исследования и размышления. Это в полной мере относится и к взглядам Фрейда на религию, независимо от того, были ли они изложены им до или после возникновения психоанализа. Суть подобной установки сводится к тому, что при всем своем осознании важного исторического значения религии в жизни человека и человечества, он не мог следовать слепо традиционному миропониманию и человекознанию, обусловленному религиозными ценностями. Отсюда его критическое, но не лишенное уважения отношение к религии как таковой, В разделе о Фрейде как человеке обращалось внимание на то, что в возрасте до трех лет у него была набожная, придерживающаяся католической веры няня, бравшая с собой в церковь маленького мальчика и рассказывавшая ему о Боге, рае и аде. Из биографических источников, включая труд официального биографа Фрейда Э. Джонса, известно, что мальчик находился под большим впечатлением от увиденного и услышанного, после посещения церкви пересказывал матери религиозные истории, читал дома проповеди и пытался по-своему толковать деяния Бога. В детстве он любил рассматривать красочно оформленные ил- люстрации в прекрасно изданной Л. Филиппсом Библии, а на день рождения, когда ему исполнилось 35 лет, отец подарил ему экземпляр этой, как он написал в дарственной надписи, Книги книг. В юношеские годы и в зрелом возрасте Фрейд в разговорах со своими коллегами, в переписке с друзьями и в своих работах использует различного рода грамматические выражения типа «Бог знает, какой вихрь вернул меня из Фрайберга», «божественная леность», «взовите к Богу», «слава Богу», «да осудит его Бог за это!», «дай вам Бог совершить как можно больше!» и другие. Вместе с тем во многих работах Фрейда содержатся такие критические высказывания в адрес религии, которые свидетельствуют о его негативном отношении к религиозному верованию как таковому. Да и как иначе можно расценивать его высказывания, согласно которым религия — это «всеобщий невроз навязчивых состояний», религиозные учения — «иллюзии, доказательств им нет», религиозные догматы — «своего рода невротические реликты», утешения религии «не заслуживают доверия», опасно связывать этические требования с «религиозной набожностью», запрет на мышление, к которому прибегает религия, «отнюдь не безопасен ни для отдельного человека, ни для человечества»! Какие могут быть сомнения в антирелигиозной личностной позиции Фрейда, если он сам называл себя безбожником или, как это имело место в письме швейцарскому пастору Оскару Пфистеру от 9 октября 1918 года, «совершенно безбожным иудеем»! Из приведенных выше отрывочных высказываний может создаться впечатление, что в детстве Фрейд находился под воздействием религиозно окрашенного воспитания, но со временем, особенно с момента выдвижения и развития психоаналитических идей, стал все чаще и резче высказывать критические соображения в адрес религии. Однако это впечатление не соответствует действительности, поскольку, как свидетельствуют биографы Фрейда, будучи с детства знаком с Библией и еврейскими обычаями, он тем не менее, используя выражение Э. Джонса, вырос без веры а Бога. Сам основатель психоанализа недвусмысленно заявлял, что всегда был неверующим, был воспитан без религии, хотя и не без уважения к этическим требованиям культуры.
Полагаю, что при рассмотрении взглядов Фрейда на религию не стоит сбрасывать со счета последнее высказанное им соображение, то есть его уважение к этическим требованиям культуры, так или иначе соотнесенным с религиозным верованием. Даже в поздние годы своей деятельности, когда из-под его пера вышла специально посвященная критике религии работа «Будущее одной иллюзии», Фрейд признавал особую ценность религиозных представлений для человека и ее психологическую значимость для жизни многих людей. Вышеприведенное выражение «дай вам Бог совершить как можно больше!» относится к 1938 году и содержится в одном из его писем, адресованных известному писателю Стефану Цвейгу. А в своей последней фундаментальной работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» он писал о том, что моисеева религия «принуждала народ к прогрессу духовности», всему, что связано с возникновением религии, «присуще нечто величественное» и в идее одного-единственного Бога содержится «частица вечной истины», только не материальной, а исторической истины. Речь не идет о двойственном, амбивалентном отношении Фрейда к религии, как это может показаться на первый взгляд. Речь идет, еще раз повторю, чтобы подчеркнуть важность этого момента, о вполне осознанной исследовательской и житейской установке, согласно которой, с пониманием относясь к психологической ценности для человека религиозных идей, Фрейд и до, и после возникновения психоанализа подходил к оценке религии с позиций критического мышления. Показательными в этом отношении являются его размышления о религии, содержащиеся в одном из писем к невесте, датированном 23 июля 1882 года, то есть в то время, когда ему было 26 лет. Сообщая Марте о своем разговоре со старым евреем, к которому он обратился с заказом почтовой бумаги, на каждом листе которой гравер должен был поставить монограммы «М» и «3» (начальные буквы имени влюбленных), Фрейд изложил мысли человека, давшего истолкование нескольким религиозным заповедям, и высказал свои соображения по этому поводу. В частности, он писал: «Действительно, человечество в течение столетий верит. Следовательно, веру, религию ни» коей мере нельзя считать безрассудством. Напротив, в религии есть некий высший смысл» [2. С. 54—55]. И далее: «Влияние религии на сознание человека огромно, особенно когда религиозные, глубоко философские идеи перестали быть застывшими догмами. Они стали объектом глубоких научных раз-, мышлений и, конечно, оказали огромное влияние на мировое искусство, поэзию и литературу. Сколько гениальных мыслителей и поэтов черпали из религиозных сюжетов духовную пищу для своих творений. Даже если отвлечься от глубокого содержания религии, то надо признать, что ее необычайная одухотворенность и логическая стройность вдохновляли лучшие умы человечества» [3. С. 55]. Но в этом же письме Фрейд одновременно выразил свое неприятие по поводу застывших религиозных догм, не допускающих критического мышления. Он подчеркнул: «Святое писание претендует исключительно на истинность и предполагает покорность и послушание верующих. Но все это никак не связано с неотъемлемым правом человека на сомнения и уж тем более на ниспровержение каких бы то ни было авторитетов» [4. С. 55]. Всё вышесказанное не означает, что представления ' Фрейда по отдельным аспектам религиозной проблематики оставались неизменными на протяжении его исследовательской и терапевтической деятельности. По мере развития психоаналитических идей он вносил уточнения в свои объяснительные схемы, касающиеся механизмов функционирования психики человека, содержания его Я, отношений между вытеснением и страхом. Уточнения вносились им и по вопросам, связанным с пониманием сущности и происхождения религии. Но общая исследовательская, терапевтическая и житейская установка, заключающаяся в служении истине, сохранялась на протяжении всей его деятельности как применительно к психоанализу в целом, так и по отношению к религии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |