КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Извечные нравственные проблемы
Занного с элементами филогенетического происхождения, то есть с архаическим наследием. Кэтому наследию прежде «сего относится всеобщность языковой символики, то изначальное знание, которое взрослый человек забывает и которое частично обнаруживается в сновидениях. Благодаря психоаналитической работе обнаружилось, что реакции ла инфантильные травмы далеко не всегда соответствуют реально пережитому, а чаще всего отвечают прообразу филогенетических событий. Отношение невротического ребенка к своим родителям основывается на этих реакциях, кажущихся неоправданными индивидуально, но являющихся понятными, если принимать во внимание связь с переживаниями предшествующих поколений. Признание архаического наследия и допущение сохранения остаточной памяти позволяют наладить мост между индивидуальной н массовой психологией. Вышеприведенные рассуждения Фрейда позволили ему высказать соображение, в соответствии с которым особым родом знания люди всегда знали о совершенном им некогда преступлении — убийстве праотца. Будучи важным и повторяющимся среди всех народов, воспоминание об этом преступлении вошло в архаическое наследие. Будучи вытесненным в бессознательное, оно активизировалось и возвратилось в сознание в видоизмененной и искаженной форме благодаря пробуждению забытого следа воспоминания, имевшему место в силу реального повторения события — убийства Моисея, а позднее и Христа. История возникновения еврейского монотеизма тесно связана с возвращением забытого, некогда вытесненного в бессознательное, но сохраненного на протяжении длительного периода латентное™. Воплощенная в заповедях Моисея, позднее отвергнутая, но сохранившаяся в устных и письменных сообщениях религиозная традиция смогла со временем возвратиться к евреям и оказать значительное воздействие на них потому, что пережила судьбу вытеснения и пребывания в бессознательном. Отвергнутая еврейским народом после убийства Моисея, монотеистическая религия не исчезла бесследно. Искаженные воспоминания о ней сохранились, и, как писал Фрейд, подводя итог своему исследованию, «эта традиция продолжала действовать словно бы из темноты, постепенно набирала силу и власть над умами и в конце концов сумела превратить бога
Ягве в Моисеева Бога, снова пробудив к жизни за долгие столетия До того учрежденную и потом оставленную религию Моисея» [51. С. 245]. Возобновленная евреями традиция монотеизма оказалась столь действенной потому, что процесс возвращения вытесненного повторился во второй раз. Когда Моисей пытался привнести в народ идею единственного Бога, в ней уже нашло свое отражение возвращение к жизни определенного переживания, уходящего своими корнями в первобытное существование человека, но вытесненного из сознательной памяти последующих поколений. Это переживание связано с отцеубийством, оказавшим впоследствии воздействие на возникновение идеи об одном-единст-венном Боге, что было искаженным, но исторически оправданным воспоминанием. Подобная идея имеет навязчивый характер, заставляет людей верить в нее. В силу своего искажения она, согласно Фрейду, может обозначать не что иное как бред, но поскольку она несет с собой возвращение вытесненного прошлого, то ее следует назвать истиной. Таковы размышления Фрейда по поводу истории еврейского монотеизма, вытекающие из выдвинутой им гипотезы о египтянине Моисее и основанные на психоаналитическом видении причин возникновения невроза, латентном периоде развития человека, возвращении вытесненного бессознательного в психике индивида и традициях человечества. И, как бы не воспринимались эти размышления современниками, нередко с высоты своего нарциссического превосходства поглядывающими на своих предшественников, вряд ли стоит сбрасывать со счета представления основателя психоанализа о глубинных, не поддающихся непосредственному наблюдению и эмпирической проверке процессах, протекающих в недрах онтогенеза и филогенеза. Не лишним будет только напомнить, что при исследовании Моисея Фрейд испытывал значительные трудности, связанные с внутренними сомнениями, обусловленными его вторжением в ту сферу знания, в которой он не считал себя специалистом, и необходимостью постулирования гипотез, эмпирическая проверка которых невозможна в силу давности доисторического прошлого. Он смиренно соглашался с тем, что у него нет никаких доказательных свидетельств, не требующих дедукции из филоге- неза или проведения аналогий между теми или иными процессами, протекающими в психике человека и в истории человечества. Но он брал на себя, по его собственному выражению, «вынужденную смелость» в осуществлении исследования, основанного на вводимых им допущениях, так как в противном случае невозможно сделать шаг вперед ни в индивидуальном анализе, ни в массовой психологии. Завершая рассмотрение религиоведческих исследований Фрейда и проблематики, очерченной в рамках темы «психоанализ и религия», хотелось бы отметить лишь следующее. В сфере выходящего за рамки медицины психоанализа лежит, на мой взгляд, неограниченное поле деятельности, в том числе связанной с использованием психоаналитических идей при изучения религиозных верований, мифов, священных текстов, лидеров духовных движений. Последователи Фрейда, включая К. Абрахама, О. Ранка, Т. Райка, Э.Эриксона и многих других [52], проложили путь исследований в этом направлении. Сегодня не менее актуальным становится изучение с позиций психоанализа различного рода религиозных движений, на почве которых нередко возникают национализм, шовинизм, братоубийственные войны, международный терроризм. В области клинического психоанализа необходимы элементарные знания о религиозных верованиях, поскольку психоаналитикам приходится иметь дело подчас как с верующим пациентами, так и с религиозными фанатиками. При этом важно иметь в виду, что, при всем сходстве между основанной на исповеди религиозной терапией и базирующейся на методе свободных ассоциаций психоаналитической терапией, между ними существует, по крайней мере, одно существенное различие. Во время исповеди пришедшего в церковь верующего священник выступает в качестве посредника между ним и Богом, тем самым отводя перенос с себя на Всевышнего и способствуя активизации механизмов сублимации, что упрощает его работу. При аналитической терапии психоаналитик может рассчитывать только на себя, ему приходится бороться с различного рода сопротивлениями и переносом, и, следовательно, многое зависит от него самого, от того, насколько он компетентен в тех или иных вопросах, включая знания, относящиеся к религиозным верованиям и религии в це-
лом. В этом отношении знакомство практикующего психоаналитика не только с клиническими работами Фрейда, но и с его исследованиями в области прикладного психоанализа, в частности, по религии, представляется важным и необходимым. Религия сопряжена с этикой, нравственными требованиями, непреходящими ценностями культуры, и каждый, кто в прямой или опосредованной форме имеет дело с религиозными ценностями жизни, вольно или невольно вторгается в сферу знаний -и верований, связанных с этической проблематикой. В процессе своей исследовательской и терапевтической деятельности психоаналитику также приходится постоянно сталкиваться с этическими проблемами, касающимися не только врачебной этики, но и понимания внутрипсихических конфликтов пациентов, возникновение, развитие и обострение которых происходит на почве бессознательного чувства вины, угрызений совести, всевозможного рода страхов наказания. Поэтому для того, чтобы лучше понять некоторые аспекты истории, теории и практики психоанализа, имеет смысл обратиться к рассмотрению взглядов Фрейда на этику, нравственность, мораль. Глава 19 ПСИХОАНАЛИЗ И ЭТИКА Психоаналитическое понимание истории возникновения религии и природы религиозных верований с необходимостью подводило Фрейда к осмыслению нравственных проблем. Это и понятно, поскольку религиозные ценности напрямую связаны с нравственными идеалами, представление о которых формируется под воздействием религиозно окрашенного осмысления того, что является первородным грехом, злом, добром, искуплением грехов, божественной милостью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в работах, посвященных религиозной проблематике, Фрейд действительно сталкивался с вопросами нравственного характера, пытался по-своему ответить на них и так или иначе оказался вовлеченным в об-^ суждение тех извечных этических проблем, которые вызывали мучительные раздумия не у одного поколения предшествующих мыслителей. Вместе с тем было бы неверно говорить о том, что именно обсуждение религиозной проблематики впервые подвело Фрейда к необходимости осмысления нравственных проблем. Сама терапевтическая практика ставила перед ним такие сложные, подчас, казалось, тупиковые вопросы, ответы на которые предполагали вторжение в не менее трудную для понимания, по сравнению с человеческой психикой, область этики, поскольку врачу постоянно приходилось сталкиваться с внутриконфликтными ситуациями, возникающими на почве сшибок между сексуальными влечениями и нравственными ограничениями, враждебными импульсами и внутренними запретами, укорами совести и бегством в болезнь. Да и личная жизнь Фрейда.-как и любого другого критически мыслящего и стремящегося к поиску истины че- ловека, не могла быть не втянута в круговорот извечных нравственных проблем, которые приходится по-своему решать каждому, кому ничто человеческое не чуждо. Для основателя психоанализа эти проблемы приобретали особое значение в силу систематического и периодического анализа, осуществляемого им с разной степенью интенсивности в различные годы его жизни. Достаточно сказать, что обнаружение у себя чувства вины за смерть маленького брата, а также злобных и агрессивных желаниЛпо отношению к различным людям в период своего детства не могло оставить Фрейда равнодушным к этическим проблемам, касающимся добра и зла, вины и искупления, совести и добропорядочности. Становление и развитие психоанализа, постоянно встречающее интеллектуальное осуждение за крамольные идеи (ребенок — полиморфно извращенное существо, инцест и отцеубийство дают знать о себе в психике каждого человека, агрессия внутренне присуща всем людям) и сопровождающееся разрывом Фрейда с рядом его учеников, друзей и коллег по психоаналитическому движению, также не могло не вызвать его раздумия о нравственных основаниях природы человека. Учитывая все это, было бы странным, если бы Фрейд обошел вниманием этические проблемы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в поле его зрения оказалась нравственная проблематика и что он попытался дать психоаналитическое объяснение таких феноменов, как совесть, раскаяние, вина. Другое дело, что, скажем, в отличие от религиозной проблематики, обсуждению которой он посвятил ряд специальных работ, размышления о нравственности оказались у основателя психоанализа разбросанными по различным трудам. Само название его работ, за исключением, пожалуй, статьи «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» (1908), вряд ли может способствовать пониманию того, что он действительно проявлял значительный интерес к нравственным проблемам. И тем не менее знакомство с идейным наследием Фрейда показывает, что, независимо оттого, шла ли речь у него об историях болезни пациентов, о сновидениях, ошибочных действиях и неврозах или об использовании психоаналитических идей в области религии, искусства и культуры. Во многих его работах содержатся размышления о нравственности, этике, морали. Я уже обращал внимание на то, что в письмах Фрейда к невесте имелись сюжеты, связанные с осмыслением религии. Попутно отмечу, что, задолго до того, как основатель психоанализа выдвинул свою гипотезу о возникновении иудаизма, он уже в молодости проявлял интерес к этому вопросу. Так, в письме невесте от 23 июля 1882 года он делился своими соображениями о том, что, если бы в свое время не разрушили Иерусалим, то евреи погибли бы, и что только после разрушения былых храмов «началось формирование иудейской религии». Несколько позднее он задумывается о психологии добродетельного человека, считая, что, помогая другому, тот тем самым возвышает свою собственную душу. Эти размышления нашли отражение в его письме невесте от 18 августа того же года, в котором Фрейд попытался выразить свое понимание психологии благодетеля, говоря о том, что глубинный психологический механизм этого явления таков: «благодетель, принимающий хотя бы частично несправедливости мира на себя и отводящий их от Друга, подсознательно, а может быть, сознательно, надеется, что аналогично поступят и по отношению к нему» [1. С. 58]. В дальнейшем его размышления о добродетельности человека, вызванные участием и поддержкой друзей по отношению к нему самому, натолкнулись на открытия противоположного характера, когда в процессе самоанализа и лечения пациентов он обнаружил как у себя, так и у других людей вытесненные в бессознательное чувства зависти, враждебности, агрессивности. По мере осуществления своей исследовательской и терапевтической деятельности он все больше убеждался, что, подавленные и загнанные в глубины психики взрослого человека, эти чувства в той или иной форме находят свое отражение в сновидениях и часто открыто и непринужденно проявляются у маленьких детей, не обремененных нравственными требованиями культуры. В разделе о сновидениях приводились примеры того, какие темные стороны своей души человек обнаруживает во время сна. Воспоминания студентов о своих инцестуоз-ных снах или постыдных желаниях, связанных с убийством родителей, братьев, сестер, а также рассказы пациентов о реальных и воображаемых дурных поступках, о соответствующих сновидениях нежно-эротического или грубо-агрессивного характера служат наглядной иллюстра-
цией того, что человек может быть не только добродетель- | ным, но и злотворящим. Уделивший столь значительное внимание своим собственным сновидениям и сновидени- 1 ям нервнобольных, Фрейд был вынужден глубоко задуматься как над психологическими механизмами вытеснения дурных помыслов из сознания человека, так и над человеческой природой как таковой. По сути дела, перед ним встали традиционные вопросы, связанные, в частности, с рассмотрением дилеммы «добр человек от природы или зол», те вопросы, над которыми неоднократно ломали головы выдающиеся умы прошлого. Дилемма «добр человек от природы или зол» уходила своими корнями в философское понимание природы человеческого существа и имела давнюю традицию в истории развития человечества. При осмыслении этой дилеммы и решении соответствующего вопроса высказывались самые разные, подчас противоположные мнения. Крайние полюса ответов на вопрос о доброй или злой природе человека сводились к следующему. Одни мыслители утверждали, что человек от природы добр и только последующее его вхождение в общественную жизнь приводит к тому, что испорченность нравов сказывается на его поведении, в результате чего он становится бессердечным, эгоистичным, злым, способным на совершение насильственных действий над себе подобными, вплоть до их убийства. Согласно точке зрения других мыслителей, человек от природы зол, им движут эгоистические побуждения и животные инстинкты, и только в процессе дальнейшего своем развития путем вхождения в общество и культуру его изначально злая природа облагораживается, и под влиянием воспитания он становится добрым существом, способным на самые благовидные поступки, вплоть до жертвенности своей жизнью ради блага других людей. От эпохи к эпохе менялось содержание понятий добра и зла, смещались акценты в направлении развития природных и приобретенных качеств человека, однако вопрос о том, добр он от природы или зол, постоянно всплывал на поверхность сознания пытливых умов человечества, задумывавшихся над тем, какова на самом деле природа того существа, которого гордо величают «Человек». В зависимости от решения этого вопроса возникали различные концепции человека, выдвигались разноплановые обоснования сущности человеческой природы, предъявля- лись определенные требования к соблюдению моральных норм поведения индивида в обществе и нравственных предписаний, формирующих мышление личности в той или иной культуре. В контексте данной книги не представляется возможности даже бегло упомянуть о тех многочисленных трудах, в которых в той или иной степени обсуждалась дилемма, добр человек от природы или зол. Достаточно, видимо, сослаться на работу немецкого философа Иммануила Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792) [2], чтобы иметь представление о том, что этот вопрос волновал многих мыслителей прошлого до того, как Фрейду пришлось обратиться к осмыслению соответствующей проблематики. Он вызывал интерес и у представителей XX столетия, изложивших свои взгляды на природу человека после Фрейда, как это нашло свое отражение, в частности, в работах австрийского биолога, лауреата Нобелевской премии К. Лоренца «Так называемое зло» (1963) и известного психоаналитика Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности» (1973)[3], 2. Несет ли человек ответственность за аморальные сновидения? Вполне очевидно, что, исследовавший действие бессознательных сил в человеке, Фрейд не мог обойти стороной нравственные проблемы, так или иначе попадавшие в его поле зрения. Пожалуй, впервые он столкнулся с необходимостью серьезного размышления над этими проблемами тогда, когда начал свою работу над книгой «Толкование сновидений». Исторический экскурс в литературу, посвященную сновидческой проблематике, подвел его к рассмотрению морального чувства в сновидении. Из темы о психологии сновидения он выделил проблему того, как и в какой степени моральные побуждения и чувства человека в бодрственном состоянии оказывают воздействие на сновидение и проявляются в нем. В доступной для его ознакомления в то время литературе Фрейд обнаружил противоречивые точки зрения на этот счет. Одни авторы полагали, что сновидения ничего общего не имеют с моральными требованиями, поскольку сновидец становится ни лучше, ни добродетельнее, его со-
весть как бы безмолствует, его стыдливость утрачивает свое значение, имеет место этическое безразличие и, следовательно, он может без всякого раскаяния совершать тягчайшие преступления, будь то ограбление или убийство. Другие утверждали, что моральная природа человека остается неизменной в сновидениях, в которых человек действует в согласии со своим характером, в его действиях отражаются моральные свойства личности, честный человек не совершит никакого постыдного для него деяния, в то время как лишенный морального чувства индивид бу-I дет проявлять свои страсти и пороки точно так же, как и в бодрственном состоянии. Примером последней точки зрения может служить перефразирование известного высказывания «Расскажи мне свое сновидение, и я скажу тебе, кто ты» или мнение Ф. Гильдебрандта, согласно которому категорический императив Канта следует за человеком по пятам и даже во сне не оставляет его. Из этих противоположных точек зрения на природу морального чувства в сновидении вытекало одно практическое следствие. В первом случае отклоняется любая попытка как взвалить ответственность за те или иные картины, сюжеты и деяния в сновидении на самого спящего, так и доказать на основе сновидения ничтожество жизни бодрствующего человека. Во втором случае сновидящий без каких-либо ограничений целиком и полностью должен принимать ответственность за все то, что имеет место в его сновидении. Фрейд не разделяет крайние точки зрения, связанные с отрицанием или признанием наличия нравственности в сновидении. «На самом деле, — замечал он в «Толковании сновидений», — по-видимому, никто не знает, насколько он добр или зол, и никто не может отрицать наличия в памяти аморальных сновидений» [4. С. 76]. Вместе с тем по вопросу об ответственности или безответственности сновидца за собственные сновидения он не приемлет позицию, в соответствии с которой, несмотря на признание нравственности в сновидениях, утверждается нецелесообразность возложения на человека ответственности за сновидения, поскольку во время сна его мышление и воля оказываются парализованными, не действенными. Он соглашается с теми, кто, включая Ф. Гильдебрандта, полагал, что нельзя всецело снимать.с человека ответственность за его греховные поступки в сновидениях. Его позиция по этому во- просу отчетливо выражена в следующем заключении: «Все же человек ответственен за аморальные сновидения, поскольку он их косвенно вызывает. Пред ним предстает обязанность нравственно очищать свою душу, как в бодрствующем состоянии, так и особенно перед погружением в сон» [5. С. 77]. Не известно, читал ли Фрейд работу Канта «Об изначально злом в человеческой природе», в которой немецкий философ вместо крайностей человек от природы добр или зол поставил вопрос о том, что возможны иные суждения, согласно которым, человек от природы ни то, ни другое или он и то и другое одновременно. Во всяком случае историки психоанализа не располагают подобной информацией. Но в «Толковании сновидений» он сослался на одно из размышлений Канта из его книги «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), в соответствии с которым сновидение существует для того, чтобы раскрывать скрытые наклонности человека и показывать, что он из себя представляет и кем бы мог быть, если бы получил другое воспитание. Ссылка на Канта осуществлена Фрейдом не в виде цитаты из его труда, а в форме авторского изложения его мыслей. Однако внимательное прочтение работы Канта «Антропология с прагматической точки зрения» показывает, что в ней нет того, на что ссылался основатель психоанализа. В этой работе немецкий философ высказал несколько соображений о сновидении, включая те, что сновидение не следует принимать за откровение из какого-то невидимого мира, оно является мудрым устроением природы для возбуждения жизненной силы через аффекты; тот, кто полагает, будто ему ничего не снилось, только позабыл свои сновидения. Кроме того, в ней содержалось суждение, относящееся к вопросу о нравственной природе сновидения. Оно звучало таким образом: из сновидения «нельзя извлечь какого-либо правила поведения в состоянии сна», эти правила «имеют значение только для бодрствующего человека» [6. С. 427]. Известно, что в процессе работы над книгой «Толкование сновидений» Фрейд не всегда имел возможность обратиться к первоисточникам, поскольку, летние каникулы, во время которых он частично переписывал и дописывал ее главы, не позволяли ему осуществлять соответствующую сверку материала. Не исключено, что это относится и
к его ссылке на труд Канта, когда ему пришлось по памяти воспроизвести то, что, как ему казалось, принадлежало перу немецкого философа. В этом плане следовало бы сделать более скрупулезный текстологический анализ работы Фрейда «Толкование сновидений», поскольку, как сам он отмечал в другой книге «Психопатология обыденной жизни», им был действительно допущен ряд неточностей. Но это — предмет специального исследования, выходящего за рамки данного труда, в контексте которого более важным представляется то, что уже в первой своей фундаментальной работе основатель психоанализа не только подчеркнул важность изучения сновидений, облегчающих доступ нашего познания к скрытым тайникам души, но и обратился, наряду с другими вопросами, к нравственной проблематике. Важно иметь в виду и то, что, в отличие от крайних точек зрения, сторонники которых признавали или отвергали нравственную природу сновидения, Фрейд высказался в пользу утверждения, сделанного в свое время древнегреческим мыслителем Платоном. По его собственному выражению, использованному позднее в лекциях 1916/17 гг., «психоанализ только подтверждает старое изречение Платона, что добрыми являются те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в действительности» [7. С. 91]. В «Толковании сновидений» Фрейд поставил вопрос о том, следует ли придавать маловажное этическое значение вытесненным, подавленным желаниям, которые, создавая сновидения, способствуют также созиданию других психических форм. Правда, он не дал ответа на этот вопрос, считая себя не вправе отвечать на него, поскольку не подвергал исследованию эту сторону проблемы сновидения. Тем не менее сама постановка вопроса открывала перспективы для подобного рода исследования. Кроме того, он выразил свое мнение по одной важной этической проблеме, в принципе относящейся к поставленному им вопросу и касающейся права на наказание за аморальные сны. В исторической части своей работы он привел высказывание Ф. Шольца о том, что римский император, приказавший казнить своего подданного за то, что тому снилось, будто он отрубил ему голову, был не так уж не прав, когда оправдывался по этому поводу. Оправдания императора сводились к тому, что тот, кто видит по- дробные сны, имеет такие же мысли и в бодрственном состоянии. Не комментируя ни сам эпизод, ни оценку его со стороны Ф. Шольца, Фрейд вместе с тем подчеркнул, что, если при пробуждении уверенный в своей нравственной силе человек с улыбкой вспоминает свое греховное, кощунственное сновидение, то едва ли можно отделываться такой же легкой улыбкой от первоначальной основы сновидения как такового. Но на последних страницах своей работы «Толкование сновидений» он недвусмысленно заявил: «римский император поступил несправедливо, приказав казнить своего подданного за то, что тому присни-. лось, будто он убил императора» [8. С. 489]. Аргументируя свою позицию по этому вопросу, он заметил, что римскому императору следовало бы сперва поинтересоваться, что означает сновидение подданного, и, возможно, смысл этого сновидения предстал бы перед ним в другом свете. Но даже если бы другое сновидение имело такой преступный смысл, то не мешало бы прислушаться к мудрому изречению Платона. И Фрейд привел в своей работе изречение древнегреческого философа («добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает»), которое он полтора десятилетия спустя почти дословно воспроизвел в своих лекциях по введению в психоанализ. Кстати сказать, в подкрепление своей позиции, связанной с оценкой поступка римского императора как несправедливого, Фрейд мог бы сослаться на Канта, который как раз в «Антропологии с прагматической точки зрения» недвусмысленно выразил именно подобную точку зрения. Правда, исторический эпизод с римским императором, пересказанный Ф. Шольцем и воспринятый основоположником психоанализа, в работе Канта соотносится с греческим царем, вынесшем приговор одному человеку на основании того, что «это бы ему не приснилось, если бы он не замышлял это наяву». В отношении данного эпизода оценка Канта была краткой: приговор греческого царя «противоречит опыту и жесток» [9. С. 427]. Но, к сожалению, в одном случае Фрейд приписал немецкому философу то, о чем он не говорил, по крайнем мере в работе «Антропология с прагматической точки зрения», а в другом — скорее всего вытеснил в бессознательное содержание некогда прочитанного материала, тем самым удовлетворив свое нарциссическое Я сознанием нового, принадлежаще-
го именно ему хода мысли, противостоящего оценочной позиции В. Шольца. Этическая проблематика частично затрагивалась Фрейдом в его следующей после «Толкования сновидений» работе «Психопатология обыденной жизни», в которой в контексте анализа ошибочных действий был намечен путь превращения метафизики в метапсихологию. Он полагал, что благодаря переходу от метафизики к метапси-хологии можно будет с помощью психологии бессознательного лучше понять мифы о рае и грехопадении, добре и зле. Уже в «Толковании сновидений» Фрейд рассмотрел миф об Эдипе, дав ему соответствующую интерпретацию, позднее положенную в основу психоаналитического понимания Эдипова комплекса. Последователи Фрейда, в частности, К. Абрахам, Г. Закс, О. Ранк, обратились к ис-" следованию различных мифов, будь то миф о герое, Прометее и другие [ 10]. В работе «Психопатология обыденной жизни» Фрейд только наметил путь превращения метафизики в метапсихологию без какого-либо подробного обсуждения проблем добра и зла. Вместе с тем, осуществляя анализ оговорок, описок, ослышек, забывания имен и других ошибочных действий, чему и была посвящена данная работа, он ввел в контекст своих размышлений несколько соображений, связанных с нравственной проблематикой. В частности, он высказал два соображения, одно из которых касалось связи ошибочных действий с эгоистическими и завистливыми желаниями людей, а другое — связи подобного рода вытесненных желаний с потребностью в наказании. Так, по мнению Фрейда, испытывающие на себе давление морального воспитания эгоистические, завистливые и враждебные импульсы здоровых людей нередко используют путь ошибочных действий, чтобы тем самым иметь возможность обходным путем, но легально проявить свою силу. Допущение этих действий в повседневной жизни «в н&малой степени отвечает удобному способу терпеть безнравственные вещи» [ 11. С. 307]. Однако, если кто-то часто желает другим людям зла, но, будучи воспитанным, приученным к добру человеком, вытесняет подобного рода желания за пределы сознания и загоняет их в глубины бессознательного, то это может привести к внутриличностным конфликтам и страданиям. В этом случае человек «будет особенно склонен ожидать наказания за такое бессознате- льное зло в виде несчастья, угрожающего ему извне» [12. С. 298].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |