Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XXXVIII 21 страница




Бодхисаттва величественным жестом велел ему умолкнуть.

– Шунрю Судзуки сказал: «Дух новичка вмещает много возможностей, но мало их содержит дух мудреца». Всему свое время. Сейчас настало время для чая.

Португалец без энтузиазма посмотрел на содержимое своей чаши, не находя в себе сил поднести ее к губам. Может, ему следует что‑то сказать? Или просто собрать волю в кулак и молча влить в себя маслянистую бурду? А что если поблагодарить и отказаться, не нарушит ли он правил тибетского этикета? Нет ли какого‑то хитрого предлога, уклониться от чаепития?

– Учитель, – наконец решился он, – нельзя ли попросить чего‑нибудь еще кроме… э‑э‑э… чая?

– Чего вы желаете, кроме чая?

– Не знаю… ну, немного перекусить. Признаюсь, после сегодняшней дальней дороги я несколько проголодался. – И, взглядом призывая Ариану в союзники, спросил ее: – А ты как?

Иранка кивком головы подтвердила, что она тоже не откажется, если ей предложат поесть.

Бодхисаттва что‑то сказал оставшемуся прислуживать монаху, и тот моментально отправился исполнять его указание. Тензин молчал, сосредоточив внимание на своей чаше, будто в целом мире не существовало в тот момент ничего важнее чая. Томаш попытался было спросить его, как дальше развивались события в Принстоне, но старец, пропустив вопрос мимо ушей, ответил нравоучительным изречением.

– Мудрость Дзэн гласит: «И речь, и безмолвие нарушают порядок».

Пока тибетец пил чай, гости не обмолвились ни словом.

Вскоре вернулся монах. На сей раз у него на подносе был уже не чайник, а две миски с чем‑то, судя по облачкам пара, горячим. Опустившись на колени, он протянул их Томашу и Ариане.

– Thukpa, – сказал послушник с улыбкой. – Di shimpo du.

Никто из двоих не понял его слов, но оба поблагодарили:

– Thu djitchi.

– Thukpa, – повторил монах, указывая на миски.

Томаш опустил глаза: в миске был аппетитный на вид суп‑лапша с мясом и овощами.

Они с удовольствием съели суп, пожалуй, не столько из‑за его вкусовых качеств, сколько из‑за того, что проголодались. Томаш не относился к числу поклонников тибетской гастрономии. Нескольких дней пребывания в Тибете ему хватило, чтобы разобраться, что местные блюда не отличаются ни разнообразием, ни изысканностью. Он счел положительной стороной китайского присутствия в Тибете бесчисленные китайские рестораны.

Покончив с супом, гости убедились, что бодхисаттва уже допил чай и, похоже, погрузился в медитацию. Прислуживавший им монах собрал посуду и удалился, оставив их ожидать дальнейшего развития событий.

 

Минут двадцать спустя Тензин открыл глаза.

– Поэт Басё сказал, – без предисловий начал он: – «Не ищи следы старейшин, ищи то, что старейшины искали».

– Извините?

– Ваш поиск излишне замкнут на следах старейшин. Не ищите наши следы – Эйнштейна, Аугушту, мои. Ищите то, что мы искали.

– Но если ваши следы выведут нас к тому, что мы ищем? – спросил Томаш. – Не проще ли достичь цели, следуя по стопам тех, кто ее уже достиг?

– Кришнамурти учил: «Медитация – не средство достижения цели, медитация – это и средство, и цель». Поиск является не только дорогой, ведущей к цели, но и самой целью. Чтобы прийти к истине, надо осилить путь.

– Мы хотим узнать истину, – возразил Томаш, – но вместе с тем нам важно знать, каким путем вы следовали для ее достижения.

Тензин мгновение взвешивал ответ португальца.

– У вас есть свои мотивы, и я должен это уважать, – уступил он. – В древнекитайской поэме «Сай‑контан» говорится: «В слишком чистой воде рыба не водится». Хотя ваша вода, возможно, не совсем чиста, и на то имеются причины. Я открою вам все, что мне известно о проекте.

– Во время встречи в Принстоне премьер‑министр Израиля бросил Эйнштейну вызов, предложив доказать существование Бога. Эйнштейн ответил ему, что предоставить подобное доказательство невозможно. Однако несколько дней спустя, возможно, чтобы просто дать голове передышку от напряженной работы по созданию единой теории поля, он решил расспросить меня об истолковании вопросов мироустройства в восточной философии. Как и вас, его поразило сходство того, что записано в священных книгах восточных религий, с последними открытиями в области физики и математики. Заинтересовавшись этим вопросом, он, как иудей по рождению, взялся проштудировать Ветхий Завет на предмет наличия и в нем подобных свидетельств. Может, в Библии тоже скрыты научные истины? Может, древнее знание содержит больше информации, чем о том известно? Может, религия в большей мере наука, чем доселе полагали?

Тибетец на мгновение умолк, всматриваясь в лица собеседников. Затем взял в руки лежавшую подле него книгу.

– Полагаю, вам это произведение известно. – Томаш и Ариана раньше не обратили внимания на неведомо откуда появившийся рядом с подушкой бодхисаттвы объемистый том и теперь тщетно старались рассмотреть название. – Джангбу принес мне его, пока вы были заняты «тхукпой», – пояснил он, открывая книгу и перелистывая страницы в поисках нужного места. – Книга начинается так, – бодхисаттва сделал короткую паузу: – «В начале сотворил Бог небо и землю», – продекламировал он. – «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». – Он приподнял худое, обтянутое кожей лицо от книги: – Это начало Ветхого Завета, Книга Бытия. – Тибетец опустил раскрытую книгу себе на колени. – Вся эта часть текста пробудила у Эйнштейна особенно острый интерес в связи с вполне конкретной причиной: описываемое в этом фрагменте совпадает в главных чертах с представлениями теории Большого взрыва. – Он прочистил горло. – Следует помнить и понимать, что в 1951 году концепция происхождения Вселенной вследствие Большого взрыва еще не утвердилась в умах ученых. Большой взрыв был лишь одной из нескольких гипотез и стоял в общем ряду с другими рассматривавшимися тогда возможностями, в частности – теорией вечной Вселенной. Тем не менее существовало несколько причин, чтобы подвигнуть Эйнштейна склониться в пользу гипотезы Большого взрыва. Во‑первых, открытие Хабблом разбегания галактик указывало на то, что раньше они, вероятно, находились вместе и стартовали из одной точки. Во‑вторых, парадокс Ольберса имел решение только при условии, что Вселенная не является вечной. В‑третьих, второй закон термодинамики устанавливал, что Вселенная движется к увеличению энтропии и, следовательно, был начальный момент максимальной организации и энергии. И наконец, его собственные теории относительности основывались на предположении о том, что Вселенная динамична и может расширяться и сжиматься. Таким образом, Большой взрыв вписывался в сценарий расширения. – Бодхисаттва улыбнулся уголком губ. – Была, правда, одна проблема: никто не знал, что мешает силе гравитации противодействовать разбеганию. Решая ее, Эйнштейн предположил существование неизвестной энергии, которую назвал космологической константой. Позднее он отверг подобную возможность и сказал, что эта идея была самой большой ошибкой в его жизни. Тем не менее сегодня полагают, что изначально Эйнштейн был все‑таки прав и что существует неизвестная энергия, которая противодействует гравитации и вызовет расширение Вселенной. Но теперь ее называют не космологической константой, а темной энергией. – Он посмотрел на слушателей. – Вы следите за ходом моей мысли?

– Да.

– Очень хорошо, – с удовлетворением отметил тибетец. – Итак, Эйнштейн решил выяснить, не содержит ли Библия скрытой истины. Он искал не иносказания или моральные истины, а научные законы. Возможно ли их найти в Ветхом Завете? – Тензин вновь посмотрел на гостей, словно ожидая от них ответа на свой вопрос. – Естественно, уже в Книге Бытия он столкнулся с серьезными трудностями. Первые стихи Библии повествуют, не оставляя ни тени сомнения, что мир создан за шесть дней. С научной точки зрения, это абсурд. Конечно, можно было бы сказать, что библейский текст насквозь метафоричен и Бог создал мир в шесть этапов, или придумать что‑нибудь еще в таком роде, но Эйнштейн считал, что это было бы жульничеством, подтасовкой, чтобы любой ценой желаемое выдать за действительное. Проблема между тем оставалась. Библия утверждала, что мир создан за шесть дней, и это было очевидным искажением. – Старец сделал паузу. – Или нет? – Его глаза перескакивали с лица Томаша на лицо Арианы и обратно. – Как вы думаете?

Иранка не удержалась.

– Как мусульманка, я не хотела бы высказывать опровержений относительно Ветхого Завета, ибо ислам признает его истинным. С другой стороны, как ученый, я не хотела бы отстаивать позицию, что мир сотворен за шесть дней, поскольку совершенно очевидно, что это невозможно.

Бодхисаттва улыбнулся.

– Ваша позиция мне понятна. Заметьте, Эйнштейн, будучи иудеем, не был религиозным человеком. Он верил, что за Вселенной может стоять нечто трансцендентальное, но это нечто – не Бог, повелевший Аврааму убить своего сына, дабы убедиться, что патриарх Ему верен. Эйнштейн верил в трансцендентную гармонию, а не в мелочное господство. Он верил в универсальную силу, а не всеблагое антропоморфное существо. Но возможно ли это найти в Библии? Чем глубже он погружался в анализ священных текстов, тем больше убеждался, что ответ скрывается в Книге Бытия, в частности – в описании шести дней Творения. Возможно ли всё создать за шесть дней?

– Что подразумевается под словом «всё»? – спросила Ариана. – Расчеты, проведенные относительно Большого взрыва, показывают, что материя возникла в первые доли секунды. Еще до того как истекла первая секунда, Вселенная уже расширилась на триллион километров, и суперсила разделилась на гравитационное, сильное и слабое взаимодействия.

– Под словом «всё» в данном случае подразумеваются свет, звезды, Земля, растения, животные и человек. Библия свидетельствует, что человек был создан на шестой день.

– Но этого не может быть.

– То же самое думал и Эйнштейн. Невозможно создать все в течение шести дней. Однако, несмотря на очевидность данного предварительного умозаключения, он собрал нас и попросил при решении проблемы исходить из того, что это возможно. При такой постановке становилось очевидным, что камень преткновения заключается в словосочетании «шесть дней». Каковы были те шесть дней? Задавшись этим вопросом, Эйнштейн предпринял исследование, выходившее за рамки обычного, в которое вовлек и нас. – Вспоминая, Тензин покачал головой. – Я жалею, что у меня нет экземпляра подготовленной им рукописи. Эта работа, мне кажется, является…

– Я ее читала, – перебила его Ариана.

Тибетец не завершил начатую фразу и, нахмурив брови, мгновение молчал.

– Вы читали рукопись, озаглавленную «Die Gottesformel»?

– Да.

– Но как? Аугушту дал вам прочитать рукопись?

– Да… ну… как бы дал. Это долгая история…

Тензин устремил на нее изучающий взгляд.

– И каково ваше мнение?

– Ну, это… как бы сказать… удивительный документ. Мы полагали, что в рукописи речь идет о формуле малозатратной и простой в изготовлении атомной бомбы, однако, ознакомившись с текстом, мы даже… ну, в общем, пришли в недоумение. Как и следовало ожидать, там были уравнения, расчеты, но в целом это все показалось мне непостижимым, неясным по смыслу и непонятно к чему ведущим.

Бодхисаттва улыбнулся.

– Это естественно, что вам именно так показалось, – задумчиво изрек он. – Рукопись создавалась, чтобы быть понятной только посвященным.

– Ах, тогда ясно! – воскликнула Ариана. – Хотя, знаете, у нас сложилось впечатление, что разгадка находится во второй рукописи, на которую ссылается автор…

– Какой второй рукописи?

– Разве второй рукописи нет?

– Конечно нет. – Тибетец снова улыбнулся. – Хотя допускаю, что из‑за намеренно усложненной формы изложения такое ощущение может возникнуть. Дело в том, что материал хитроумным способом замаскирован в тексте, понимаете? Главное содержание рукописи надежно спрятано в ней же.

– Но почему Эйнштейн так поступил? – задала Ариана закономерный вопрос.

– Он не желал обнародовать сделанные им открытия, пока не будет получено их подтверждение… До этого мы скоро дойдем, – Тензин поднял руку, призывая к терпению. – Но прежде вам, наверно, все‑таки следует уяснить, что же в конечном счете открыл Эйнштейн. Изучая Псалтырь, книгу, почитаемую иудеями почти три тысячи лет, Эйнштейн в 89‑м псалме обратил внимание на фразу, которая звучала примерно так, – устремив взор в даль воспоминаний, Тензин воспроизвел по памяти: – «Тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел». – Теперь буддист уже смотрел на собеседников. – Тысяча лет как один прошедший день? Но что означает это сравнение? Эйнштейн заключил, что это метафора, однако, правды ради, следует отметить, псалом 89 сразу напомнил Эйнштейну его же теорию относительности. «Тысяча лет перед Твоими глазами» – это время, представленное в одном масштабе, а «один прошедший день» – это тот же период времени, но уже в другом масштабе. Время относительно.

– Извините, но мне кажется, что это натяжка, – выразил свое мнение Томаш.

Бодхисаттва глубоко вздохнул.

– Что вам известно о концепции времени в теории относительности?

– То, что известно всем, – ответил Томаш. – Например, я знаком с парадоксом близнецов.

– Можете мне напомнить?

– Зачем?

– Хочу убедиться, правильно ли вы понимаете, что такое время.

– Хорошо… ну… насколько я знаю, Эйнштейн вывел, что время течет по‑разному и его скорость зависит от скорости движения в пространстве. Чтобы объяснить это, он привел пример с двумя близнецами, один из которых отправился в космическое путешествие на скоростном корабле, а второй остался на Земле. Через месяц полета первый вернулся на Землю и обнаружил, что его брат превратился в старика. То есть в то время как на корабле пробежал месяц, на Земле прошло пятьдесят лет.

– Верно, именно так, – подтвердил Тензин. – Время связано с пространством, как связаны между собой инь и ян. Поскольку в техническом плане они практически неразличимы, Эйнштейн вывел понятие «пространственно‑временной континуум». Ключевой фактор здесь – конкретная скорость, а точка сравнения – константа скорости света. Таким образом, теория относительности открыла нам, что время не является универсальным. Раньше думали, что оно везде единое, как если бы невидимые вселенские часы отмеряли его одинаково для любой части Вселенной. Но Эйнштейн доказал, что это не так. Что единого всеобщего времени нет и его ход зависит от местоположения и скорости движения наблюдателя. – Бодхисаттва сложил вместе указательные пальцы. – Предположим, имеется два события – А и В. Для наблюдателя, который равноудален от них, оба они происходят одновременно. Другой наблюдатель, находясь ближе к событию А, скажет, что оно произошло раньше события В. А третий, разместившийся ближе к событию В, будет утверждать прямо противоположное. И все трое будут правы. Или, точнее, каждый будет прав по месту своего положения, поскольку время меняется относительно расположения наблюдателя. Единого времени не существует. Это ясно?

– Да.

– Таким образом, получается, что универсального настоящего времени нет. То, что для одного наблюдателя настоящее, для другого является прошедшим, а для третьего – будущим. Вы понимаете, что это значит? Одна и та же вещь еще не произошла и уже произошла. Инь и ян. Событие неизбежно, потому что хотя еще не произошло в одной точке, в другой уже свершилось.

– Это весьма странно, не правда ли?

– Очень странно, – согласился бодхисаттва. – Однако именно это вытекает из теории относительности. Более того, это укладывается в одно русло с утверждением Лапласа о том, что будущее, как и прошлое, уже определено. – Он указал на Томаша. – Рассматривая парадокс близнецов, важно помнить, что восприятие времени наблюдателем зависит от скорости, с которой он сам движется. Чем ближе к скорости света передвигается наблюдатель, тем медленнее идут стрелки его часов. То есть для самого этого наблюдателя время, разумеется, остается нормальным, минута продолжает быть минутой. А вот всем, кто движется с меньшей скоростью, кажется, что у него часы идут медленнее. Точно так же в глазах наблюдателя, передвигающегося со скоростью, близкой к скорости света, Земля будет вращаться вокруг Солнца неимоверно быстро. Ему будет казаться, что земное время ускорилось и год, то есть один оборот нашей планеты вокруг Солнца, длится лишь секунду, на Земле же год по‑прежнему будет годом. В 1972 году на сверхзвуковой самолет установили высокоточный хронометр, чтобы сравнить его показания с другим таким же хронометром на земле. При полете в восточном направлении бортовой хронометр самолета отстал от наземного почти на шестьдесят наносекунд. А при движении в противоположном направлении, с востока на запад, убежал вперед более чем на двести семьдесят наносекунд. Эта разница объясняется сложением скорости самолета со скоростью вращения Земли. Позже то же самое было подтверждено астронавтами в ходе выполнения программы «Спейс шаттл». Среди прочего Эйнштейн открыл, что пространственно‑временной континуум искривлен. Когда материальное тело приближается, например, к Солнцу или другим крупным планетам, под воздействием силы тяготения оно начинает притягиваться к огромной массе, устремляется к ней, как если б вдруг сорвалось с края воронкообразной впадины. Происходит искривление пространства, а поскольку пространство и время связаны, время тоже искривляется. То есть общая теория относительности показала, что в областях высокой гравитации время идет медленнее, а там, где гравитация слабая, – быстрее. Из этого вытекает, во‑первых, что каждый существующий в космосе объект обладает собственной, обусловленной его характеристиками гравитацией, то есть время течет по‑разному в каждой точке Вселенной. Во‑вторых, время на Луне быстрее времени на Земле, а время на Земле, в свою очередь, быстрее времени на Солнце. Из ныне известных объектов обладателями самой мощной гравитации являются черные дыры, а это значит, что экипаж космического корабля, приближающегося к черной дыре, своими глазами увидит возрастающее ускорение и конец истории Вселенной.

– Очень впечатляет, – отозвался Томаш. – Но как это связано с…

– Эйнштейн исходил из того, что шесть дней Творения, описываемые в Библии, следует рассматривать в свете соотношения времени на Земле и пространственно‑временного континуума во Вселенной. Когда в Ветхом Завете говорится «день», со всей очевидностью речь идет о земном дне. Библия сообщает, что Земля была создана на третий день. Следовательно, хотя в основу данного измерения положены земные дни, в Ветхом Завете речь идет о третьем дне во вселенском масштабе и о том, что в первые два дня Земли не существовало.

– Подождите, – остановила его Ариана. – Насколько мне известно, гравитационное взаимодействие Вселенной меняется с течением времени. Когда материя находилась в концентрированном состоянии, гравитация была сильнее, нежели позднее.

– Эйнштейн это учитывал. – Буддист сложил ладони, будто лепил снежок. – В самом начале Вселенной материя представляла собой компактный сгусток, сила гравитационного взаимодействия была огромнейшей, и время шло чрезвычайно медленно. – Он разомкнул ладони и стал медленно удалять их друг от друга. – По мере расширения материи сила гравитационного взаимодействия убывала, и ход времени ускорялся.

– И насколько медленнее время текло прежде? – спросила иранка.

– В миллиард раз, – ответил Тензин. – Эта цифра подтверждена измерением первичных световых волн, а каждое удвоение размеров Вселенной соответствовало спрессовыванию времени вдвое. Результаты вычислений таковы: первый библейский день длился восемь миллиардов лет, второй – четыре, третий – два, четвертый – миллиард, пятый – пятьсот миллионов лет и шестой – двести пятьдесят миллионов лет, то есть в сумме более пятнадцати миллиардов лет.

– Согласно научным данным возраст Вселенной колеблется в пределах между десятью и двадцатью миллиардами лет. А последние, более точные расчеты приближаются именно к пятнадцати миллиардам. Например, по недавним оценкам НАСА возраст Вселенной составляет около четырнадцати миллиардов лет, – задумчиво сказала Ариана.

– Н‑да, – промычал Томаш. – Забавное совпадение.

Тензин наклонил голову.

– Именно так и подумал Эйнштейн. Забавное совпадение. Настолько забавное, что оно подвигло его продолжить изыскания. Он решил сопоставить каждый библейский день с соответствующими событиями, происходившими во Вселенной. Первый библейский день продолжался восемь миллиардов лет. Начавшись 15,7 миллиарда лет назад, он закончился 7,7 миллиарда лет назад. В Библии говорится, что в это время появился свет, были сотворены небо и земля. Мы же, со своей стороны, знаем, что в этот период произошел Большой взрыв и возникла материя. Образовались звезды и галактики. Второй библейский день завершился, стало быть, 3,7 миллиарда лет назад. В Библии говорится, что в этот второй день Бог сотворил небесную твердь. Сегодня нам известно, что в указанное время образовалась наша галактика, Млечный Путь и Солнце, то есть все, что находится вокруг Земли. Третий библейский день закончился 1,7 миллиарда лет назад. По Библии, формируются суша и моря, появляется растительность. Научные данные свидетельствуют, что в течение соответствующего периода Земля остывает, возникает вода в жидком агрегатном состоянии, а следом за этим незамедлительно появляются бактерии и морская растительность, конкретно – водоросли. Четвертый библейский день закончился 750 миллионов лет назад. Библия говорит, что четвертый день Творения ознаменовался появлением на небосводе светил, а именно – Солнца, Луны и звезд.

– Погодите, – вмешался Томаш. – Но разве Солнце и видимые нами звезды не во второй день появились?

– Да, – согласился Тензин, – Солнце и звезды Млечного Пути появились во второй библейский день, но их не было видно с Земли. Согласно Библии, они стали видимыми только на четвертый день. Следовательно, четвертый день в точности соответствует периоду, когда атмосфера Земли стала достаточно прозрачной, чтобы через нее можно было видеть небо. Также он соответствует периоду, когда вследствие действия фотосинтеза в атмосферу начал выбрасываться кислород. Пятый библейский день продлился пятьсот миллионов лет и закончился двести пятьдесят миллионов лет назад, – нашел он нужное место в книге. – Здесь написано, что на пятый день Бог велел, чтобы воды заселились бесчисленными живыми существами и птицы полетели над землей. Уместно напомнить, что в трудах по геологии и биологии данный период отмечается как время появления многоклеточной жизни, всех морских обитателей и первых летающих животных. На шестой библейский день, начавшийся двести пятьдесят миллионов лет тому назад, – палец тибетца скользнул на несколько строк вниз, – Бог повелел, чтобы земля произвела живых существ по роду их, домашних животных, гадов и свирепых зверей по роду их. А затем добавил: «Сотворим человека». – Он поднял голову. – Интересно, не правда ли?

– Но животные существуют уже более двухсот пятидесяти миллионов лет, – заметила Ариана.

– Конечно, – согласился Тензин, – но не те. Скажите, вам известно, что, с точки зрения биологии, произошло двести пятьдесят миллионов лет назад?

– Массовое вымирание?

– Точно так, – негромко произнес тибетец. – Двести пятьдесят миллионов лет тому назад произошло пермское – крупнейшее из известных – вымирание биологических видов. По причине, до сих пор не установленной, хотя некоторые предполагают, что это было столкновение с крупным небесным телом, врезавшимся в Землю в районе Антарктиды, в один миг вымерли почти девяносто пять процентов существовавших тогда видов. Даже насекомых стало примерно на треть меньше, что является единственным случаем гибели инсектов в таких масштабах. Пермское вымирание поставило жизнь на нашей планете непосредственно на грань полного исчезновения. Это случилось примерно тогда же, когда начался шестой библейский день. После чего Земля была вновь заселена.

Томаш закашлялся.

– Так рукопись Эйнштейна посвящена этому?

– Да.

– Иначе говоря, он полагал, что в Библии все точно сказано…

Бодхисаттва покачал головой.

– Не совсем так. Эйнштейн не верил в Бога Библии, не верил в Бога мелочного, ревнивого и тщеславного, который требует поклонения и верности. Он считал, что изображенный в Библии Бог – это изобретение человека. При этом, однако, он пришел к выводу, что древняя мудрость заключает в себе глубокие истины, а в Ветхом Завете сокрыта великая тайна истинного Бога. Стоящей за всем разумной силы. Брахмана, Дхармакайи, Дао. Единого, проявляющегося множественным. Прошлого и будущего, альфы и омеги, инь и ян. Того, Который обладает тысячей имен и является всем. Того, Кто облачен в одеяния Шивы и исполняет космический танец. Того, Кто неизменен и непостоянен, мал и велик, вечен и мимолетен. Кто есть жизнь и смерть, все и ничто.

– Эйнштейн полагал, что в Ветхом Завете сокрыто доказательство Бога?

– Нет.

Сбитый с толку, Томаш посмотрел на Тензина.

– Извините, если не ошибаюсь, вы сказали, что Эйнштейн верил, что в Библии сокрыта эта тайна.

– Он начал в это верить, да.

– А потом перестал?

– Нет. Дело в том, что данный вопрос перестал быть предметом веры. Эйнштейн вывел формулу, которая управляет Вселенной, объясняет бытие и представляет Бога таким, каков он есть.

Томаш и Ариана переглянулись.

– И где она, эта формула?

– В рукописи.

Португалец в задумчивости потер подбородок.

– Какова причина, побудившая Эйнштейна скрыть ее? Вы не находите, что если он действительно открыл формулу существования Бога, более естественным было бы возвестить об этом? Зачем ему понадобилось скрывать столь… выдающееся открытие?

– Эйнштейн занимался этой работой с 1951 года до самой своей смерти в 1955 году. Частоты реликтового излучения после Большого взрыва были в то время не более чем гипотезой, чисто теоретическим предположением, сделанным в 1948 году. И автор теории относительности не мог себе позволить преждевременно утверждать, что шесть дней Творения соответствуют пятнадцати миллиардам лет существования Вселенной, поскольку расчеты его основывались на этом предположении. Кроме того, тогда еще не имелось столь четких вычислений относительно возраста Вселенной, какими мы располагаем сегодня. С другой стороны, не следует забывать и о том, что в тот период теорию Большого взрыва научное сообщество рассматривало наравне с теорией вечной Вселенной. Как мог Эйнштейн рисковать своей репутацией? Дабы не давать повод для насмешек, он принял меры предосторожности. Решив фиксировать все свои открытия по данной теме в рукописи, озаглавленной им «Die Gottesformel», он позаботился о том, чтобы если документ попадет в чужие руки, нельзя было разобрать, о чем речь. То есть для защиты информации прибег к хитроумному способу записи текста, так что понять его не мог никто, кроме меня и Аугушту. А в качестве дополнительной гарантии доказательство бытия Бога он зашифровал, использовав систему двойного шифра.

– А ключ?

– Не знаю, – покачав головой, ответил Тензин. – Мне известно лишь, что ключ к первому шифру связан с его именем.

– Н‑да, – пробормотал Томаш, – надо будет посмотреть. А где эта зашифрованная информация? Не головоломка ли в конце рукописи?

– Она самая.

– Там шесть букв, разбитых на две группы, и восклицательный знак впереди, – уточнила Ариана.

– Должно быть, так, – допустил Тензин. – Как вы понимаете, я уже не помню точно. Прошло столько лет.

– Значит, принятые Эйнштейном меры предосторожности сводились к этому? – уточнил Томаш.

– Не только, – ответил тибетец. – Эйнштейн, передавая нам рукопись, поставил условие, что документ подлежит публикации только в случае, если подтвердится теория Большого взрыва и будет открыто реликтовое излучение соответствующего диапазона частот. Кроме того, он выразил настоятельное пожелание, чтобы мы продолжили исследования и искали другой путь подтверждения бытия Бога.

– Какой?

– Нам предстояло найти его, – уточнил Тензин. – Лао‑цзы говорил: «Когда дорога приходит к концу, ищи новую и продолжай двигаться вперед». Мы с Аугушту пошли потом разными дорогами, чтобы достичь одной цели. После смерти Эйнштейна я вернулся в Тибет и пришел сюда, в монастырь Ташилунпо, где следовал своим путем. Прожив жизнь в медитациях, я достиг света. Я слился с Дхармакайей и стал бодхисаттвой. А путь Аугушту – это путь западной науки, физики и математики. В конце концов требования Эйнштейна относительно условий опубликования рукописи оказались выполнены. Первый шаг к этому был сделан через десять лет после смерти Эйнштейна. В 1965 году два американских астрофизика, занимаясь испытаниями телекоммуникационной антенны в штате Нью‑Джерси, столкнулись с идущим со всех сторон Вселенной фоновым шипением. Сегодня известно, что указанное явление, названное реликтовым космическим излучением, представляет собой первый испущенное Вселенной реликтовое излучение, которое дошло до нас в форме микроволн, и по нему можно измерять космическое время… В начале нынешнего года я получил от Аугушту почтовую открытку. В ней мой друг сообщил, что оба условия, выдвинутые нашим учителем, выполнены. Как вы понимаете, я воспринял это известие с глубочайшим удовлетворением и незамедлительно ответил, приглашая Аугушту приехать сюда и поделиться со мной своим великим открытием.

– Я видел вашу открытку, – заметил Томаш. – Так он сюда заезжал?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.