Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морозов/Майя 5 страница




«Но…»

«Короче, Олег. Это не твоё дело».

Он чеканит слова как монеты.

Олег поднимается. Он растерян. Вроде как отец в чём‑то неправ, но возразить нечего.

«Ты хоть Катьке дай там поболтаться в последний раз».

«Конечно. Но не на этой неделе. Возможно, на следующей».

Нельзя и на следующей, но ему важно выторговать передышку.

«Ладно, па. Я пойду…»

Морозов прощается, Олег выходит.

Олег ездит на работу мимо его больницы. Если бы не это, он бы не заезжал, а просто позвонил.

Сколько проблем на твою голову, доктор. Но всё закончится хорошо. Правда, не для тебя.

 

 

Самые известные в мире учреждения, практикующие законную эвтаназию, – это швейцарские клиники Dignitas и Exit. Они популярны не только и не столько у тяжелобольных жителей Швейцарии, сколько у здоровых туристов‑самоубийц. Здравствуйте, доктор, проведите мне живительную эвтаназию, пожалуйста.

Kalii cyanidum в порошке с горьким запахом миндаля. Относится к группе блокаторов тканевого дыхания. Путь введения – пероральный. Эффект наступает через 5–15 сек. Взаимодействует с HCl желудка с образованием HCN и KCl. Приём алкоголя и сладкой пищи замедляет всасывание препарата и наступление эффекта. Препарат равномерно распределяется в крови, связываясь с глюкозой, солями Са 2+ и серосодержащими соединениями. Легко проникает в клетки, где и оказывает биологический эффект. Применяется для лечения хронической, длительно непрекращающейся жизни в любой фазе заболевания.

Нет‑нет, это фантазии. В Dignitas умирают по‑другому. Сначала больной принимает противорвотное средство, а спустя тридцать минут – смертельную дозу порошкового нимбутала, примерно пятнадцать граммов, растворённых в стакане воды или фруктового сока. При необходимости лекарство можно ввести в организм через капельницу. Передозировка нимбутала парализует центральную нервную систему, человек становится вялым и сонливым, в течение десяти минут после приёма он засыпает. Ещё через двадцать минут происходит остановка дыхания. Это абсолютно безболезненно. В 2008 году врачи Dignitas пытались изменить процедуру путём отравления пациента гелием, но эта методика показала себя более неприятной и малоэффективной.

Кто‑то пытается бороться с Людвигом Минелли, основателем Dignitas. Кто‑то изменяет законы, чтобы клиника милосердия прекратила своё существование. Но у них не выходит. Лечение в Dignitas стоит дорого, четыре тысячи за процедуру или семь тысяч, если на клинику сваливаются ещё и расходы на похороны. Но клинику не получается закрыть за неуплату налогов, как некогда арестовали Аль Капонэ. Людвиг Минелли разбогател, но кого это волнует? Сотни людей приезжают в его клинику, чтобы получить милость, которой их лишает собственное государство. Восемьсот сорок человек за десять лет, большинство – немцы. Новая разновидность экстрима: суицидальный туризм. Так уходят известные люди. Бельгийский писатель, режиссёр, драматург и художник Хьюго Клаус решил не дожидаться, когда болезнь Альцгеймера сделает его непроходимым идиотом, и выбрал смерть в возрасте семидесяти восьми. Или британский художник Джон Хиклентон, сорок два года, атеросклероз. Чем он был известен? Он нарисовал комикс «Судья Дредд», помните такой? А теперь его нет, он сам приехал в Dignitas и сказал: всё, больше не хочу.

А ещё британский оперный дирижёр Эдвард Даунс, полвека проработавший в Королевском оперном театре Лондона. Он ничем не болел, как ни странно, хотя ему было уже 85 лет. Болела его жена – рак поджелудочной железы. И Даунс не захотел жить дальше без неё. Двойное добровольное самоубийство под надзором врачей.

И ещё знаменитая кларнетистка Пэмела Уэстон. И французская актриса Майя Симон. И другой актёр, австралийский, Герберт Факс. Все они отстояли своё «право‑на‑смерть».

Это называется «цивилизация». У человека есть право на жизнь и право на смерть. И их у него не отнять. Даже у здорового. Минелли помогал уйти из жизни совершенно здоровым людям. Некая гражданка Канады хотела умереть вместе с любимым мужем – и умерла. Это тоже сострадание, потому что на полсотни попыток самоубийства приходится всего лишь одна успешная. Человек хочет гарантии и получает её.

Но Алексей Николаевич – это не официальная инстанция по добровольному уходу. Он – русский Джек Кеворкян, московский «Доктор Смерть». Американский армянин Кеворкян однажды придумал аппарат под названием «мерситрон», от слова «милосердие», который автоматически впрыскивает в кровь смертельную дозу анальгетиков. Этим аппаратом воспользовались сто тридцать человек – самостоятельно, осознанно. Кеворкяна смогли подвести под суд всего по одному делу – и выпустили за хорошее поведение. Алексей Николаевич мечтает познакомиться с ним, потому что это великий человек.

Это просто знания, которые роятся в голове Алексея Николаевича. Они пытаются найти выход. Человека, который смог бы его понять. И в определённый момент Морозов может решиться. Ведь в его жизни появился человек, с которым можно говорить на эту тему. На любую тему.

 

 

Вечер. Майя и Морозов сидят на крыльце и смотрят на звёзды. Погода очень хорошая.

«Может, достать телескоп?» – предлагает Алексей Николаевич.

«Не нужно. Вы смотрите в телескоп на то, что мы уже колонизировали».

«Да, в самом деле».

Она пьёт коктейль с циничным названием «Хиросима». Две столовых ложки Baileys, немного самбуки, чуть‑чуть абсента и гренадин в серединке. Последний оседает на дно, оставляя за собой след, напоминающий ядерный гриб.

«Можно, я задам несколько вопросов? О медицине и ещё о некоторых вещах? Я просто хочу знать, что мы будем жить лучше, чем теперь…»

Майя качает головой.

«Можно. Но насчёт «лучше» – не гарантирую».

«Хорошо там, где нас нет».

«Конечно».

Они снова молчат. В руке Морозова стакан с виски.

«У вас разрешено клонирование человека?» – спрашивает он.

«Да, с ограничениями. Бездетная семейная пара может клонировать ребёнка из клетки отца или матери. Отдельные органы клонируют постоянно».

«А чья яйцеклетка берётся?»

«Ничья. Технология позволяет вырастить человека хоть из волосяного фолликула».

«А если не семейная пара?»

«Нельзя. В принципе, и пара, способная иметь детей, может заказать клонирование, если не хочет заводить ребёнка естественным путём. Но один родитель – нет. Семья должна быть зарегистрирована официально».

«Но тогда для злоупотребления законом можно заключать фиктивные браки».

«Нет. Я не знаю всех тонкостей, но брак перестал быть обязательным институтом ещё в двадцать четвёртом веке. Хочешь – регистрируй, хочешь – нет. Но для клонирования регистрация нужна, и есть целая система проверок, которая позволяет отличить фиктивный брак от настоящего».

«И отдельные органы?»

«Да, клонируют, давно и успешно. Чтобы не приходилось ждать донора. Сердца, почки, суставы всегда наготове».

«Настоящие суставы?»

«Если хочешь – да. Не хочешь – будет искусственный. Тело модифицируют как угодно. Датчики связи и слежения есть у всех, они обязательны. Но кто хочет, себя вообще в терминатора превращает».

«Вы ещё помните “Терминатора”»?

«Ремейк снимают примерно раз в пятьдесят лет, – Майя смеётся, – и каждый раз война с машинами переносится всё в более далёкое будущее. А ещё можно тело себе вырастить».

«Новое тело?»

«Да, новое тело. И пересадить туда мозг. Продлить жизнь надолго. Но это дорогая операция».

Морозов отпивает глоток виски.

«А смертная казнь?»

На самом деле его не очень интересуют вопросы клонирования и смертной казни. Самый важный вопрос – это эвтаназия. Как обстоят дела с ней через пятьсот лет.

«Номинально смертная казнь есть, но я не помню, чтобы ею кто‑либо пользовался. Полиция работает превентивно в основном».

«То есть знает заранее…»

«Вроде того. Методы лечения психов заметно улучшились. Даже если у ребёнка с детства есть садистские наклонности, их аккуратно удаляют, и он становится чист как стёклышко и безопасен. Если же кто‑то чудом совершил преступление, достойное смертной казни, его всё равно удобнее исправить медицинским путём».

«Хирургия?»

«Что‑то вроде. Копаются в памяти и мозге, уничтожают мусор».

Приходит время главного вопроса.

«А эвтаназия?»

Трудно спросить так, чтобы не дрожал голос.

«Ну, снова же, номинально – возможно. Но неизлечимых болезней почти нет. Поэтому эвтаназия теряет смысл. Иногда рождается генетический уродец, которого умерщвляют по заявлению родителей».

«В наше время практикуется эвтаназия по собственному желанию даже здоровых людей».

«Здоровые люди вольны выбраться на крышу и броситься вниз. Если они спасаются, их излечивают от суицидальных склонностей. Если умирают, общество самоочищается».

«Жестоко».

«Справедливо. Осталась одна, последняя болезнь, вринкл».

Майя замолкает.

«Вринкл?»

«Я и так многовато рассказала. Вринкл – это как СПИД в ваше время. Не то чтобы пандемия, но заболевших много. Я не знаю медицинских тонкостей вринкла, но лекарства от него нет. Жить с ним – полгода, редко больше, последние две недели – мучения. Эвтаназия допустима, но через множество препон и судов. Пытаются упростить процедуру, но пока что не получается».

Морозов думает о том, что в любое время у человечества есть болячка, которую невозможно вывести. Была чума – и не стало чумы. Была проказа – не стало проказы. Была холера – не стало холеры. Хорошо, появился СПИД. Потом – этот вринкл.

«А СПИД победили?»

«В двадцать третьем».

Естественный вопрос: как? Майя не знает этого, скорее всего. Спросите у любого прохожего на улице, из чего делают аспирин – он затруднится ответить. Что уж говорить о лекарстве от СПИДа. Но рядом с ним сидит человек, для которого СПИД – несуществующая, побеждённая болезнь. Искушение спросить – невероятное. Нет, искушение можно побороть.

Он смотрит на Майю. Луна огромная, яркая, она оттеняет каждую черту лица девушки, горбинку носа, огромные впалые глаза, великоватый подбородок, всю эту неправильность, асимметрию. Это совершенство, каким оно должно быть – именно таким, когда несочетаемые черты складываются в общую картину, прекраснее которой не может быть.

А если бы она лежала в больничной палате и умирала? Ты бы вколол ей сакситоксин, доктор? Дал бы смертельную дозу анальгетиков?

«Что ты ещё хочешь у меня спросить?»

Он хочет спросить, может ли так быть, что она останется с ним навсегда. Есть ли хоть маленькая надежда?

«Вы достигли бессмертия», – говорит он.

«Не совсем. Мы научились обновлять органы. Поэтому можно растянуть свой срок примерно на двести пятьдесят лет. Возможна пересадка мозга, но воссоздавать мозг не научились. Когда он необратимо стареет, человек всё равно умирает».

В голове Алексея Николаевича носятся странные мысли. Построить два анабиозиса, отправиться в будущее вместе с ней, омолодиться. В будущее, где эвтаназия не нужна, а если даже и нужна, не вызывает никаких морально‑этических проблем.

У Морозова две любви. Вторую зовут Майя, у неё круги под глазами, птичий профиль и красивая грудь. Первую зовут Эвтаназия, она уродлива и омерзительна, но её Морозов любит больше. Или ненавидит. Ненависть гораздо ближе к любви, чем другие чувства.

 

 

Он такой же, как и все мужчины, думает Майя. Смешной и глупый. Он думает, что я не чувствую его взгляда, что я не знаю, чего он хочет на самом деле. Но он старик. Приятный, но для меня – старик.

Оно накатывает, когда Майя принимает душ. Она стоит под струёй горячей воды, капли стекают по волосам, лицу, телу, кое‑где пенятся мыльные клочья. И вот оно накатывает – чувство страха, которого не было раньше. Организм приспособился к войне, сдался в плен доктору Иосимуре и генералу Исии, стал частью мира, в котором людей называют «брёвнами» и считают материалом для исследований. Её разум научился не замечать опасности, не замечать ежесекундного риска.

А теперь перед ней, точно живой, появляется лаборант Накамура с винтовкой, бледный, затравленный, с испуганными глазами. И она, Майя, говорит ему: «Спаси меня».

Майя опускается на колени прямо в душевой кабине и прячет лицо в ладонях. Слёз не видно, потому что по лицу стекают струи воды.

Перед ней проносятся люди, которых заражают чумой, дизентерией, холерой, газовой гангреной, тифом и сибирской язвой. Перед ней проносятся люди, которым отбивают отмороженные конечности с помощью деревянной киянки. Люди в камерах с пониженным давлением – с вытаращенными глазами и вздувшимися венами. Бьющееся детское сердце в руках у хирурга. Истощённые трёхнедельным голоданием живые скелеты. Они даже не проносятся, нет. Они медленно маршируют перед ней, а она стоит на возвышении и смотрит на войско мертвецов, и по правую руку её – Иосимура, а по левую – Исии. Она узнаёт некоторых мёртвых – это Ли, Тинг, Джи и Гу, а ещё Накамура и Иинг, и даже доктор Мики, который должен стоять рядом с ней на возвышении.

Мертвецы идут и отдают ей честь. Они прикладывают иссохшие руки к головам, и Майя почему‑то вспоминает, что это неправильно, потому что к непокрытой голове руку прикладывать нельзя. Стройные ряды мертвецов чувствуют её недовольство и меняют приветствие: теперь их ладони поднимаются вверх, и над их головами разносится дружное «Хайль». Некоторые поднимают левую руку, потому что правой у них нет. Иные просто вздёргивают подбородок, потому что обе руки они оставили в страшных лабораториях комплекса Пинфань.

И Майя взваливает на себя это бремя, потому что именно этого ждут от неё Иосимура по правую руку и Исии по левую. Она принимает парад, она смотрит на ряды мертвецов, она тоже поднимает руку в фашистском приветствии, и по её обнажённому телу стекают капли воды и клочья пены.

Когда она открывает глаза, мертвецов уже нет. Есть только душ, струи горячей воды, душистый мыльный аромат.

Отец, скажи мне, ты знаешь, за что сражаешься? Ты уверен, что хочешь узаконить опыты над людьми? Ты видел эти стройные ряды мертвецов? Ты видел их, распятых на крестах полигона Аньда? Ты понимаешь, что делаешь?

Майя с трудом поднимается. Пол душевой кабинки скользкий, ноги разъезжаются, она чуть не падает снова.

Она выходит из ванной в огромном пушистом халате, и по её лицу всё ещё стекают слёзы, в которых отражаются и девушка Иинг, и лаборант Накамура, и русские, чей разговор она слушала во время транспортировки, и ещё три тысячи неизвестных.

Морозова на даче нет. Он отправился решать юридические вопросы, связанные с продажей собственности. Она вспоминает хитрый и мудрый прищур Волковского. Этого старика она понять не может – он намного умнее её. Никакая природная проницательность не поможет опередить его на шаг. Поэтому очень важно, чтобы он был на её стороне. Пока что цели Волковского выглядят туманными. Не ради же чистой идеи он пытается помочь ей и Морозову?

 

 

В то время как Майя сражается со своими воспоминаниями, Алексей Николаевич Морозов беседует с Николаем Сергеевичем Чашниковым, и разговор ему совершенно не нравится. Потому что основной предмет разговора – это пациент Маркеев Василий Васильевич, скончавшийся в больнице в возрасте восьмидесяти трёх лет от внезапной остановки сердца.

«Алексей Николаевич, я тебя прошу как человека. Кроме тебя, никто не справится…»

Когда Чашникову нужно достигнуть с собеседником особой близости и понимания, он переходит на «ты», при этом продолжая обращаться по имени и отчеству.

«Николай Сергеевич, такими делами должен заниматься штатный психолог или на крайний случай какой‑нибудь врач из молодых. Отправьте Серкова, он прекрасно справится, ему практика нужна».

«Серков не справится. Старуха крепкая».

Старуха – это жена Маркеева. Когда старик ещё мог говорить, он рассказывал о ней Морозову. Шестьдесят лет она держала мужа под каблуком, а последние двадцать – ещё и люто ненавидела, хотя развода не хотела. А теперь она хочет обязательно поговорить с лечащим врачом мужа. Причём желательно, чтобы лечащим врачом оказался как минимум профессор и доктор наук.

«Она уже заехала медсестре сумкой и покрыла дежурного врача трёхэтажным матом. Она уверена, что её мужа тут травили ядами».

Сердце Морозова сжимается. Он прекрасно понимает, что это не более чем совпадение, но подобные совпадения спокойствия не добавляют.

«И о чём же мне с ней разговаривать?»

«О чём спросит, о том и говорите. Если уйдёт довольной, ей‑богу, устрою вам ещё две командировки вне плана и очереди. Куда хотите. В Канаду? Во Францию?»

Предложение заманчивое, но цена велика. Что он, убийца мужа, может сказать жене?

«Хорошо, Николай Сергеевич, я пойду. Но если что, моя смерть от рук бабушки – на вашей совести».

Надо продолжать оставаться циником. Иначе не выживешь.

Прямо из кабинета Чашникова он звонит медсестре и просит провести Маркееву в свой кабинет.

«Вы мой спаситель, Алексей Николаевич!» – Чашников доволен.

Морозов минует несколько коридоров и оказывается в кабинете раньше старухи. Медсестра приводит её примерно через минуту.

Старуха выглядит типично – серая вязаная кофта, мышиного цвета юбка, на голове – платок. Лицо – сморщенное яблоко.

Она сразу подходит к столу. Морозов успевает махнуть медсестре.

Старуха опирается о столешницу и, предупреждая реплику Морозова, заговорщицким тоном произносит:

«Моего мужа убили!»

У неё на удивление крепкие белые зубы. Вероятно, вставные.

«Кто убил?..» – Он не знает её имени и отчества.

«Врачи! – говорит она. – Вкололи ему какую‑то дрянь, от которой у него сердце лопнуло!»

Дрожь прошибает Алексея Николаевича. Неужели и в самом деле существуют ясновидящие? Кто мог рассказать старухе такое?

«Сядьте, пожалуйста, – говорит он, – и расскажите всё по порядку».

Она садится.

«Он у меня никогда не болел сердцем до того. Что у него рак, так это было понятно, не миновать. Курил много, водку пил. А сердце всегда было здоровое…»

«Если он много курил и пил, так, скорее всего…»

«Нет! – прерывает его старуха. – Не могло! Я его кардиограммы каждую неделю рассматривала!»

Он вспоминает. И в самом деле, все анализы Маркеева копировались по просьбе родственников – такую услугу больница оказывала.

«И ничего там не было. Я‑то уж знаю, у меня самой с сердцем нелады. А я, между прочим, сестрой сорок лет отпахала!»

Значит, старуха не так и проста, есть медицинский опыт.

«И не бывает такого, чтобы сегодня всё нормально, а завтра вдруг инфаркт. Не бывает. Всегда видно по кардиограмме, всегда можно заранее понять».

Морозов даже не знает, что ответить. Старуха, как назло, совершенно права.

«Так вот! – говорит она. – Я потребую эксгумации!»

Сакситоксин нельзя обнаружить в теле умершего. Его нельзя найти и через неделю, и даже через две. А примерно через три‑четыре недели после смерти его можно обнаружить с помощью ряда химических анализов. Эксгумация может привести к успеху.

К краху.

И Алексей Николаевич это прекрасно знает. Он смотрит старухе в глаза и спрашивает:

«Как, вы сказали, ваше имя‑отчество?»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.