Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РЕАЛИЗАЦИЯ 1 страница




 

Перед нами стоит задача дать такое объяснение Ценности, чтобы оно, с одной стороны, соответствовало всему корпусу фактического знания, а с другой - схватывало весь ценностный опыт, доступный нашим человеческим формам сознания. Ибо мы должны принять во внимание динамическое качество, присущее Ценности и отсутствующее у Факта. Этот динамизм связан со свойством Реализации, которое связывает Сущность с Существованием. Наше предварительное исследование, таким образом, должно содержать попытку прояснить значение, которое мы приписываем словам Реальность и Реализация и выражению Реализация Ценностей. На следующей диаграмме показано, каким образом могут быть соотнесены понятия, вводимые в этой главе:

 

Бытие как Конец


Невозможность Существование

 

Качество Проявление Количество

 
 


Ценность РЕАЛИЗАЦИЯ Факт

 

Сущность Гармония Возможность

 

Бытие как Источник

 

 

Рис.25.7.Реализация и Гармония.

 

На данной стации исследования у нас нет средств, чтобы узнать, соответствуют ли направления, показанные стрелками на диаграмме, истинным ситуациям, или между различными элементами могут возникать, и возникают, взаимодействия. Мы даже не знаем, представляют ли различные термины объекты сходного рода и принадлежат ли они к одной и той же области рассуждения. Особенно важно помнить, что различные "пары противоположностей" достигались весьма различным путем. Мы не знаем ни логических, ни субстанциональных отношений, которые могут существовать между ними.

Для целей систематики удобно подойти к изучению Ценности, следуя последовательности категорий. В этом смысле Вторая книга первого тома может рассматриваться как изучение ценностей в соответствии с категорией целостности. Хотя предмет был ограничен Естественным Порядком, мотив, заставлявший нас предпринимать исследование, состоял в том, чтобы найти ответ на вопрос, каково значение человеческого существования на Земле. Ценностное качество - общий интерес, который все мы имеем к познанию себя и мира, насколько это возможно.

Наше исследование будет осуществляться посредством последовательного рассмотрения свойств многочленных систем от диады до додекады. В этой главе мы начали изучение Диады Ценности и Факта. Мы можем предположить, что тотальная и ультимативная Ценность, которая придает значимость всем частичным ценностям, требует для своего выражения не менее чем бесконечной системы элементов всего Существования. Будучи крайне далеким от способности постижения Бесконечной Сложности Всеобщей Ценности, мы, с нашими ограниченными человеческими способностями, не можем пойти много далее трех- или четырехчленных систем. Есть даже основание предполагать, что Двенадцатичленная система - додекада - представляет собой предел человеческой способности постижения единства многообразия.


Схема нашего исследования может быть представлена в виде таблицы, показывающей ряд многочленных систем, которые будут вехами на нашем пути.

 

Ряд многочленных систем:

 

МОНАДЫ. Изучение Опыта как целого без различения качества. Естественный порядок от корпускул до галактик постигается, таким образом, как взаимоподдерживающееся циклическое или возвращающееся целое, подвластное детерминирующим условиям. На этой стадии Ценность может быть приписана только всей Вселенной в том смысле, что мы стремимся понять ее и лучше приспособиться к ней.

 

ДИАДЫ. Опыт как двойственная Реальность. Две Сферы - Факт и Ценность. Диады Сущности и Существования, Проявления и Свершения, Возможности и Невозможности, Качества и Количества, Бытия как Источника и Бытия как Конца. Ценности рассматриваются здесь как качества, содержащиеся во всем.

 

ТРИАДЫ. Опыт как цепь трехчленных Отношений. Различия трехчленных систем. Воля как источник Закона. Взаимосвязанные Миры Воли. Ценности здесь следует понимать как качества, свойственные различным модусам воления.

 

ТЕТРАДЫ. Субсистенция и Бытие. Тетрады Энергии. Творение посредством Тетрад. Универсальная Шкала Бытия. Божественная Тетрада.

 

ПЕНТАДЫ. Потенциальность и Ценность. Пентады Сущностей. Космическая Драма. Здесь Ценность рассматривается как значимость, содержащаяся как в том, чего нет, так и в том, что есть.

 

ГЕКСАДЫ. Возвращение как Реализация Ценностей. Эволюция и Исторические Гексады. Реализация в отличие от Процесса. Ценность теперь рассматривается как растущее развивающееся качество.

 

ГЕПТАДЫ, ОКТАДЫ, ЭННЕАДЫ. Полные События и Модусы Гармонии. Ценность реализуется в Индивидуумах и Сообществах.

 

ДОДЕКАДА. Символ Гармонии. "Триада Тетрад", посредством которой согласуются Воля и Бытие. Идеальное Сообщество.

 

СООБЩЕСТВА. Многочленные системы с бесконечным числом элементов. Здесь реализуется как единство в разнообразии.

 

Если нам удастся провести исследование так далеко, не потеряв связь с почвой опыта, мы совершим все, на что можем надеяться. Мы можем в лучшем случае обнаружить лишь проекции в области опыта, доступные нашим человеческим способностям, опыта Великой и Универсальной Гармонии, в которой Ценность и Факт вечно и непрерывно согласуются.

Облако Непознаваемого окутывает Области Реальности, лежащие за пределами различения Факта и Ценности: там Источник и Конец, Цель и Свершение остаются позади как несовершенные выражения Непостижимого и Необусловленного.

 


Глава 26.

 

СИНХРОНИЯ

10.26.1. Проявление

 

Сфера Ценностей - это та часть реальности, где значимо только качество, в отличие от Сферы Факта, которая управляется количественными законами, включая законы системы координат. Это предполагает, что "чистые" ценности должны быть свободны от детерминации условиями пространства и времени. Если ценности "вневременны", мы сталкиваемся с вопросом, может ли быть "вневременной опыт". Мы легко можем помыслить такие вневременные понятия, как равенство или такие вневременные формы, как треугольник, не так легко решить, можем ли мы испытывать в опыте равенство или треугольность иначе как конституенты событий, которые имеют продолжительность во времени. Александер[29], возможно, прав, утверждая, что даже когда мы только мыслим такие идеи в своем воображении, мы наделяем их пространственно-временной формой. Он, конечно, заходит слишком далеко, утверждая на этом основании, что весь наш опыт необходимо пространственно-временной: это тема, относительно которой можно ждать решения от самого опыта. Мы видели во Второй книге, что сам факт не подвластен условиям только лишь времени и пространства. Мы можем с уверенностью заключать на основании наших наблюдений во времени и пространстве, что каждый живой организм нацелен "вечным паттерном", который вневременен, хотя, возможно, пространственно-протяжен. Если бы мы могли непосредственно сознавать эти вечные паттерны, мы имели бы вневременной опыт; но если мы попытаемся обнаружить, как можно было этого достичь, то увидим, что это за пределами наших возможностей. Мы не можем исключить возможность, что могут существовать существа, функциональные органы которых настолько отличны от наших, что они способны воспринимать хилэ в ее виртуальных и чувствительных состояниях.

Для таких существ "вечные паттерны" были бы воспринимаемыми факторами, а "гипархические возвращения" - объектами, изучаемыми путем наблюдения. Для опыта таких существ разделение Универсального Многообразия на измерения Времени, Пространства, Вечности и Гипарксиса были бы совсем иными, чем для нас. Различие между ними и нами было бы аналогичным - хотя и более глубоким - тому, которое описывается в специальной теории относительности, и в соответствии с которым два тела в относительном движении разделяют пространство-время различным образом.

Следовательно, не может быть теоретического определения "вневременности" и мы, таким образом, должны обращаться прямо к суду опыта. Если мы тщательно рассмотрим, каким образом мы принимаем ценности, то обнаружим, что это принятие не есть результат процесса. Иногда - хотя и не всегда - мы обнаруживаем, что говорим "это верно", или "это красиво", или "как жаль", выражая таким образом целостные суждения, не сознавая ни процесса чувственного восприятия, ни процесса умственных ассоциаций, посредством которых осуществлялось бы суждение.

Из-за привычки предаваться ментальным ассоциациям, мы - если только наше внимание привлекается каким-либо внутренним или внешним ценностным опытом - склонны смешивать его с последующими ментальными или чувственными ассоциациями к этому опыту. Необходимо внимательное и настойчивое самонаблюдение, чтобы установить вне всякого сомнения, что ценностный опыт сам по себе вневременен. Поскольку мы сейчас интересуемся не реализацией ценностей, а их вкладом в смысл и цель человеческого существования, мы примем в качестве предпосылки данного исследования, что в человеческом опыте действительно имеется осведомленность о вневременных ценностях. Ценности "проявляются" в опыте до некоторой степени подобно тому, как мы узнаем, что некоторая форма, которую мы видим перед собой, есть треугольник.

Проявление может показаться на первый взгляд сравнительно простым понятием; оно ассоциируется с "Проявляющейся Эволюцией" Ллойда Моргана и представлениям других философов о темпоральном прогрессе от неживого к живому, или от бессознательного к сознательному. В действительности же это тонкое и наиболее неуловимое свойство опыта, которое не может быть выражено или описано в фактических терминах. То, что "проявляется", не есть ни усовершенствованная функция, ни более высокий уровень существования; это - более значимая тождественность.[30]

Качество проявления легче всего может быть обнаружено в оценке произведений художественного творчества, искусство мы стремимся к гармоническому равновесию факта и ценности, актуальное содержание воспринимается как тематический материал, принимающий форму, будь то в динамической неполноте танца и музыки или в статическом совершенстве живописи и скульптуры. Мы признаем, что сами ограничения каждой формы искусства являются условиями их способности вызвать художественный опыт. Это становится очевидным, когда художник, такой как Вагнер, стремится преодолеть ограничения своего искусства попыткой синтеза зрелищной формы с формами звука, поэзии и архитектуры. Результатом оказывается великая неудача. Ценностное содержание произведения искусства переживается в опыте не посредством чувственного восприятия, а посредством проявления. Проявляясь вневременно во внутреннем опыте художника, оно должно и передаваться воспринимающему как качество, которое проявляется безвременно в его собственном внутреннем опыте. Темпоральная актуализация, вечный паттерн и гипархические возвращения играют свою роль в возникновении опыта; но художественное качество проявляется скорее посредством их, чем в них. То, что проявляется, не становится актуальным - оно не существует. Это даже не вечный паттерн и также не наше представление паттерна, несовершенно выраженного в видимом произведении; это качество, которое недетерминировано и поэтому не может ни быть описано, ни сведено к факту.

Я впервые увидел "Pieta" Микеланджело, когда был маленьким ребенком и потом несколько раз возвращался к ней на протяжении почти шестидесяти лет. Во всем этом опыте проявляется безвременное качество, которое было там о самого начала, хотя углубляется и становится более полным понимание, которое привело Микеланджело к религиозным размышлениям в поздние годы. В моей юности это помогло мне осознать, что есть невидимая реальность, которая не может быть удерживаема в пределах ограничений пространства и времени.

Образ, как я сегодня его воспринимаю, не прост - он соединяется с Узниками, проявляющимися выходящими из мрамора, которые стоят в том же зале; он обретает голос в сонете Микеланджело "Рифма":

 

Non ha l’ottimo artista alcun concetto

Ch’un marmo solo in se non circonscriva

Col suo coverchio

 

"The best of artists hath no thoughts to show

Wich the rough stone in its superfluous shell

Doth not include. [31]

 

Этот частный опыт некоторым существенным образом связан с образом донателловского Св. Георгия - как будто бы необходимо опираться на одного великого художника, чтобы понимать работу другого, или как будто в Кватроченто чувствуется закваска, из которой вытекает искусство Микеланджело.

Эти строки написаны в далекой Уэлльской деревушке; и настоящий момент, с его воспоминаниями, составлял одно целое с бесчисленными впечатлениями от Флоренции, воспоминаниями о гармонии итальянской поэзии и живым ощущением в настоящем непосредственных религиозных прозрениях, пережитых величайшими художниками на закате их жизни. И все же он - ни одна из этих вещей и не все они вместе. Проявляющееся качество наличествовало уже для ребенка, который еще не умел говорить; оно обновилось у пятнадцатилетнего школьника, вновь приехавшего во Флоренцию в 1912 году; оно стало частью понимания взрослого мужчины - и оно ни то же, ни отличное от того, каким было вначале.

Качество проявления, связанное с художественным опытом, хорошо чувствовал сам Микеланджело. Оно признавалось всеми, кто пытался понять значимость искусства в жизни человека, хотя отсутствие адекватной метафизики обычно мешало формулированию его в терминах Факта и Ценности. Так, Огден пишет: "Расположение к чувствованию полноты переживаемого события как правильного и уместного составляют то, что мы назвали эстетическим фактором восприятия". [32]

Хотя для иллюстрирования нашей темы мы взяли проявление художественных ценностей, понятно, что те же аргументы относятся ко всему ценностному опыту. Мы мгновенно видим, когда шаг в математическом рассуждении не только правилен, но плодотворен - и потому значим. Наши суждения одобрения и неодобрения, моральные или эстетические, осуществляются вне времени и "нипочему". Суждение "проявляется", и мы встречаем его нашей осведомленностью о нем. Если "мы" но готовы его встретить, оно проходит мимо нас, но мы не "производим" суждения. Проникая более глубоко во вневременность суждений, мы больше поймем о реальности ценностей; но прежде чем это может быть осуществлено, мы должны изучить вневременность, как она действует в районе, лежащем между Сферами Факта и Ценности.

 

10.26.2. Синхрония

 

Понятие "уместности" /"пригодности", fitness / относится к проявляющему качеству, которое находится между фактом и ценностью. Мы говорим, что "ключ подходит к двери", и это утверждение фактично. Государственный деятель уверяет, что "страна должна годиться для того, чтобы в ней жили герои", и он имеет в виду или должен иметь в виду - не-фактические ценности в системе координат Факта. Священник уверяет нас, что наш друг умер "в состоянии готовности встретить своего Творца", и здесь имеется в виду только ценность. Между этими крайностями слово "fit" имеет ряд значений, связанных с характером проявления.[33]

Понятие уместности является подходящим введением к нашему изучению проявления, поскольку оно не обязательно подразумевает временные или пространственные отношения. Более того, о ключе, который подходит к двери, нельзя сказать ни того, что замок является причиной ключа, ни того, что он является целью ключа. Чтобы яснее увидеть это различие, достаточно сравнить две фразы: "ключ открывает замок" и "ключ подходит к замку". Первое является только фактическим утверждением; второе, и любое подобное утверждение, такое как "перчатка приходится по руке", относится к пространственной связи, которая имеет весьма неопределенное значение: что, благодаря этой связи "пригодности" или "уместности", некоторый процесс осуществится хорошо. Ключ, который подходит к замку, может быть употреблен для того, чтобы открыть дверь. Перчатка, которая приходится по руке, служит для сохранения ее тепла и для того, чтобы рука выглядела элегантной. Это может быть названо "статической пригодностью". Связь между лошадью и наездником может быть примером постоянного приспособления, которое может быть названо "динамической пригодностью". Лошадь и наездник реагируют друг на друга - и это процесс во времени; они соединяются, воплощая гармоническую организацию в пространстве. Это, однако, не есть истинное качество отношения которое, состоит в том, как наездник управляет движениями людьми, но не является их причиной. Другой пример "динамического соответствия" может быть найден в связи между вечным паттерном живого организма и его физико-химическим процессам во времени. Одно "пригодно" для другого, но связь динамична: она постоянно регулируется в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями жизненного цикла организма. В каждом случае мы можем отделить процесс, происходящий в пространстве и времени, от вне-временной структуры, посредством которой связываются различные циклы и уровни.

Мы будем употреблять термины "синхрония" и "синхронический" для обозначения подобной связности /connectedness / опыта, из которой абстрагированы темпоральные дифференциации; синхрония раскрывает некоторые вне-временные связи, включающие пространство, вечность и гипарксис.[34]

Синхрония тесно связана с проявлением. Если бы не было синхронической связанности, не могло бы быть никакого проявления, кроме как в состоянии чистого сознания, отделенного от функции. Так же как проявление не может быть сведено к терминам актуализируемого факта, синхрония не может быть подведена под причинные законы естественного порядка. Тем не менее, синхронию следует скорое рассматривать как условие проявления, чем как проявляющееся качество. Чистое проявление не только не актуализируется во времени, но оно также свободно от условий присутствия, потенциальности и возвращения. Это момент сознательного опыта "без почему". Тем не менее, мы можем многое узнать о проявлении, рассматривая различные формы вневременной связанности, которые могут быть обнаружены в нашем опыте. Изучение синхронии оказывается сложным из-за положения, которое она занимает на "ничейной земле" между Наукой, Искусством и Религией. Есть, однако, много важных примеров синхронии, которые можно обнаружить в Естественном Порядке. Такова, например, связь между телом и умом. Но именно такие проблемы ускользают от строго научного - то есть наблюдательного - подхода.

Мы будем искать законы синхронии, но эти законы имеют что-то от эстетического качества, заставляющего архитектора принимать "золотое сечение" как закон пропорции. Трудность согласования изучения синхронических законов с современной "ортодоксальной" наукой очевидно в случае тех форм опыта, которые являются предметом психологических исследований и обычно называются психофеноменами.

Вряд ли можно сомневаться, что такие феномены действительно имеют место, и что они могут быть продемонстрированы в экспериментальных методах - в частности, методами экстрасенсорного восприятия.

Большинство феноменов экстрасенсорного восприятия имеют две общие черты:

 

1. они функциональны по своему характеру; и можно, следовательно, ожидать, что они сводимы к факту; но

2. они трудноуловимы и, как правило, невоспроизводимы, и их не легко ввести в систему координат естественного порядка.

 

Мы назовем парэстетическими [35] те феномены, которые родственны чувственному опыту, но все же не могут быть описаны в терминах одного только чувственного опыта. Определенные таким образом, парэстетические феномены должны включать все вечностные и гипархические внутренние отношения сложных сущностей и различного рода ситуации, которые могут возникать в результате взаимодействия различных сущностей без актуализации обмена хилэ во времени. Парэстетические феномены особенно трудно поддаются научному исследованию, и их сравнительная редкость и маловажность в Сфере Факта может, по-видимому, быть достаточным основанием для того, чтобы игнорировать их, если бы они не были родственны другим феноменам, имеющим решающее значение для любой возможной интерпретации естественного порядка - таким, как связь между вечным паттерном и соматическим организмом живых животных.

Рассмотрение парэстетических феноменов поможет нам прояснить связь между Фактом и Ценностью, а также установить неустранимость Ценности как таковой. Такое изучение требует нового подхода к детерминирующим условиям. До сих пор мы постулировали шестимерную систему координат пространства, времени, вечности и гипарксиса, чтобы дать последовательное объяснение феноменов, доступных чувственному наблюдению.

Теперь мы должны обратить процесс и искать в феноменах, наблюдаемых в пространстве и времени, путеводную нить для установления законов, управляющих "ненаблюдаемыми" измерениями вечности и гипарксиса.

Признание того, что ненаблюдаемые качества, несомненно, являются конституентами Реальности, заставляют нас принять подлинность качественных различений и вне-временной связанности, которые не могут быть непосредственно выражены в терминах чувственных впечатлений. Качества "правильности" и "уместности" не могут быть о легкостью сведены к пространственным соответствиям или темпоральной одновременности; такие слова имеют значение по отношению к потенциальности и возвращениям, которые их связанность делает возможными. Мы ищем законы, которые дадут нам возможность обобщить наш опыт и соединить уникальность Ценности с универсальностью Факта. Эти Законы Синхронии должны принимать во внимание реальность проявления; следовательно, они не могут иметь количественного характера, к которому мы стремимся в законах естественных наук. Последние основываются на предположении, что все феномены могут быть сведены к фактам и, таким образом, сделаны полностью познаваемыми к постижимым для человеческого ума; в то время как в синхронической связанности есть эстетическое качество, выходящее за пределы знания и включающее способность суждения.

 

10.26.3Законы синхронии

 

Наша геометрия, развитая во Второй книге, имеет, по-видимому, значимость как система координат для физических и даже биологических событий.

Шесть измерений - это нечто большее, чем удобная система отнесения для целей описания, ибо они принимаются для выражения универсальных законов природы. Ими, следовательно, Факт считается находящимся в системе координат трех родов времени и трех родов пространства. [36] Одно из трех условий пространства - то, которое содержит направления моментальных движений - связано со временем. "Пространство" силовых полей и градиентов потенциальной энергии тесно связано с вечным паттерном и мало что прибавляет к нашему пониманию синхронии. Поэтому мы остановим свое внимание на третьем пространственном направлении, которое в простой ситуации ассоциируется со спином и осью углового момента, на макрокосмической же шкале связано со свойствами формы, масштаба и пропорции.

Основные законы синхронии должны быть законами системы координат, модифицированными требованием, что они должны соответствовать свойству проявления. Они, следовательно, должны быть выводимы из рассмотрения различных сочетаний, которые могут возникать при рассмотрении пространства, вечности и гипарксиса как трех компонентов триады. Это ведет к шести Синхроническим Триадам, составляющим все возможные сочетания, в которых время не выражено.

Употребляя символы П, В и Г для обозначения проявляющихся качеств пространства, вечности и гипарксиса, мы имеем:

П влияние формы, масштаба и пропорции;

В влияния потенциальности, организации и паттерна;

Г влияния возвращения, регуляции и проявления.

 


Может возникнуть шесть комбинаций в соответствии с тем, какой элемент триады ассоциируется с каждым из влияний. Формальная схема показана на диаграмме 26.1.

 

Законы Символ Доминирующий Подчиненный Посредствующий

 

1. П-В-Г Пространство Вечность Гипарксис

2. П-Г-В Пространство Гипарксис Вечность

3. В-П-Г Вечность Пространство Гипарксис

4. В-Г-П Вечность Гипарксис Пространство

5. Г-П-В Гипарксис Пространство Вечность

6. Г-В-П Гипарксис Вечность Пространство

 

 

Рис.26.1. Шесть Законов Синхронии.

 

Прежде чем детально обсуждать эти шесть законов, попытаемся дать их предварительную формулировку, принимающую во внимание качество проявления. Примеры, иллюстрирующие законы, будут приводиться далее.

 

1-й Закон. П-В-Г. Закон Общего Присутствия

Пространственная совместимость вызывает общее присутствие в вечных паттернах в данном районе, и это общее присутствие проявляется как распознаваемое качество, общее всем сущностям в районе.

 

2-й Закон. П-Г-В. Закон Взаимного Приспособления.

В каждом районе пространства есть взаимное приспособление регулирующих влияний различных сущностей, производящее мгновенный паттерн, более или менее независимый от отдельных присутствующих сущностей.

 

3-й Закон. В-П-Г. Закон Организации и Дезорганизации

Посредством взаимного действия организующих и дезорганизующих влияний на различных уровнях в вечности сущности проявляются как уникальные манифестации Бытия в пределах ограничений, накладываемых формой, размером и пропорцией.

 

4-й Закон. В-Г-П. Закон Множественного Существования.

Каждая сущность есть вневременной ряд симультанных существований, имеющих одинаковые внешние условия, но различающихся упорядоченной последовательностью в отношении их внутреннего качества или содержания.

 

5-й Закон. Г-П-В. Закон Связанности и Независимости

Есть взаимное регулирующее действие между сущностями - такое, что все они как связаны, так и независимы; интенсивность как связанности, так и независимости соответствует их уровню существования в вечности.

 

6-й Закон. Г-В-П. Закон Нормальности

Любая сущность обусловлена нормой, являющейся источником ее проявляющегося качества, которое, однако, может манифестироваться только в соответствии с возможностями, предоставляемыми окружением.

 

Эти формулировки - не более чем предположения; и теперь мы попытаемся найти способ выразить значение законов более ясно.


10.26.4. Закон Общего Присутствия. П-В-Г

 

Человеческие отношения различными способами иллюстрируют первый закон синхронии. Первый - и в некоторых отношениях самый важный - пример можно обнаружить, сравнивая человека как "объект научного изучения" и человека как "человеческое существо". Употребляя последнее выражение, мы подразумеваем, что перед нами нечто большее, чем функциональный механизм - но такое "нечто", которое мы можем знать и знаем. Таинственность невидимой сущности отвергает эту наивную уверенность и оставляет нас перед дилеммой: человек как Факт находится перед нами, его можно видеть; человек как Ценность непознаваем. Одно ли и то же эти два человека или они различны? Из повторяющегося опыта столкновения с этой тайной появляется осведомленность об общем присутствии, которое не является ни фактом, ни ценностью, но есть опыт синхронической реальности: Я и Ты.

Общие присутствия не являются ни результатом предшествующей причины, ни исполнением какой-либо цели. Они могут проявляться как преходящая совместность сущностей в ограниченном районе пространства. Это можно наблюдать в поведении толпы возбужденных людей, когда возникает связь общего чувствования, без причины или цели. В такой ситуации действия людей, если их рассматривать как отдельные сущности, выглядят часто необъяснимыми с точки зрения прошлой истории этих людей или с точки зрения их будущих целей. Они полностью подпали под влияние переходящего паттерна поведения, распространяющегося на весь район пространства, занятого толпой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.