Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование эмоционально-личностной сферы




(Хомская Е.Д., 2005)

 

Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы

 

Во время предварительной беседы и нейропсихологического анализа высших психических функций проводится клинико-психологическое исследование состояния эмоционально-личностной сферы, которое включает оценку:

а) общего эмоционального фона больного;

б) характера жалоб больного, самооценки больным своего состояния, переживания болезни (изменение характера, безразличие, раздражительность, тревожность и т. д.);

в) заинтересованности больного в обследовании, отношения к выполняемому заданию;

г) эмоциональной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента, его критичности к собственным ошибкам, дефектам.

 

Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы

 

Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях

Они включают в себя четыре варианта: 1.«Ранжирование», 2.«Классификация»,

3.«Четвертый лишний»,

4.«Узнавание». Чаще используются «Ранжирование» и «Узнавание».


 

 

Ранжирование.

Тест состоит из двух серий, в каждой из которых больной должен ранжировать фотографии по степени выраженности эмоций.

В первой серии ему предъявляются шесть фотографий лиц, отражающих разные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко выраженной радости), во второй - шесть фотографий, отражающих по степени и качеству отрицательные эмоции (от нейтрального состояния до разной степени выраженности эмоций горя, страха, гнева). Больного просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной до самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия).

 

Узнавание. Среди двенадцати фотографий три являются эталонами; из девяти остальных нужно выбрать для каждой эталонной одну фотографию, изображающую сходную эмоцию.

Инструкция: «Выберите из девяти фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на предъявленной Вам фотографии».

 

Метод запоминания и воспроизведения десяти «эмоциональных» и десяти «нейтральных» слов

Больному предъявляются сначала десять «эмоциональных» слов,

выделенных в предварительном эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнил. Потом предъявляются десять «нейтральных» слов с той же инструкцией. В качестве «эмоциональных» слов используются слова, связанные с ситуацией болезни: будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия и т. п. В качестве

«нейтральных» слов используются такие, как: явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изобретение и т. п. Анализируется влияние «эмоционального фактора» на продуктивность воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения.

 

Метод свободных ассоциаций

Больному предъявляются последовательно десять слов, половина из которых

«эмоциональные», половина — «нейтральные», с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово. С помощью секундомера фиксируется время ассоциативной реакции. Анализируется влияние «эмоционального фактора» на скорость и продуктивность ассоциативного процесса.

 

Опросник Спилбергера—Ханина для оценки ситуативной тревожности

Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском

языке Ю. Л. Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность).


 

Шкалы самооценки Спилбергера включают сорок вопросов-суждений, двадцать из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (см. Приложение 2) и двадцать — для оценки уровня личностной тревожности (см. Приложение 3).

 

Шкала сниженного настроения Зунга

Шкала включает в себя двадцать утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессии (см. Приложение 4).

 

Цветовой тест Люшера

Проективная методика исследования личности М. Люшера основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из восьми стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги

квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой)- дополнительными.

Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека.

 

Опросник для оценки эмоциональности

Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую

склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций: печали, гнева, страха и радости.

Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, наиболее частых и типичных для больного, появление которых не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями.

Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: «безусловно, да», «пожалуй, да»,

«пожалуй, нет», «безусловно, нет»

 

Опросник для оценки эмоциональности как черты личности (по методике Е. А. Ольшанниковой и Л. А. Рабинович) (Хомская Е.Д., 2005)

 

ФИОДата

 

Инструкция: прочитайте внимательно вопросы и ответьте на них. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.


 

1. Можете ли Вы сказать про себя, что вы по своей натуре оптимист?

2. Страшно ли Вам бывает идти по темной пустынной улице?

3. Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке?

4. Склонны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?

5. Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения?

6. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

7. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?

8. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?

9. Если бы над Вами зло подшутили, привело ли бы Вас это в состояние гнева?

10. Свойственно ли Вам переживать чувство страха при сильной грозе?

11. Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих?

12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме?

13. Если Вы терпите поражение в спорте, овладевают ли Вами раздражение и злость?

14. Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радостей, чем невзгод?

15. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

16. Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас?

17. Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сделать укол?

18. При наличии возможностей стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

19. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас раздражение?

20. Можно ли сказать, что Ваше настроение чаще всего бывает веселым и бодрым?

21. Вами овладевает злость, если Вы очень торопитесь, а Вам внезапно помешали?

22. Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий Вам человек?

23. Уступчивы ли Вы?

24. Испытываете ли Вы страх, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу?

25. Бываете ли Вы активным участником веселья в компаниях?

26. Можно ли сказать про Вас, что Вы жизнерадостный человек?

27. Когда на Вас кричат, Вам хочется ответить тем же?

28. Вы решитесь пойти ночью в любое страшное место, если дело идет на спор?

29. Вас легко рассердить?

30. Вам свойственно состояние удовлетворения жизнью?

31. У Вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться?


 

32. Считаете ли Вы себя веселым человеком?

33. Боитесь ли Вы выходить на сцену, на трибуну?

34. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в тоннеле?

35. Обычно по утрам у Вас бодрое, радостное настроение?

36. Можно ли назвать Вас смелым человеком?

 

Восприятие эмоционального тона сюжетных картин

Свободное изложение содержания картин. Анализ понимания их эмоционального смысла.

 

Восприятие эмоционального тона рассказов

Пересказ рассказов. Анализ понимания их эмоционального содержания.

 

Опросник для оценки сниженного настроения

(по методике Зунга) ФИО___Дата__

 

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

 

Состояние Вовсе нет Пожалуй, так Верно Совершенно верно
Я чувствую подавленность и тоску        
Утром я чувствую себя лучше      
всего      
У меня бывают периоды плача      
или близости к слезам      
У меня плохой ночной сон      
Аппетит у меня не хуже обычного      
Мне приятно смотреть на      
привлекательных женщин, разговаривать      
с ними, находиться рядом      
Я замечаю, что теряю вес      
Меня беспокоят запоры      
Сердце бьется быстрее, чем обычно      
Я устаю безо всяких причин      
Я мыслю так же ясно, как всегда      
Мне легко делать то, что я умею      

 

Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте У меня есть надежда на будущее      
Я более раздражителен, чем обычно      
Мне легко принимать решения      
Я чувствую, что полезен и необходим      
Я живу достаточно полной жизнью      
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру Меня до сих пор радует то, что радовало      
всегда      

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.