Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 7 страница




Мое настоящее положение очень похоже на то, в каком я был при оставлении мирской жизни. Многие судили и рядили о нем; но редкие — при правильном взгляде на предмет. Отречение от мира может ли быть понято, истолковано теми, которые вполне пленены миром, погружены умом, сердцем, телом в наслажде­ния мира? Учение Отцов Церкви извлекло меня из мира: оно помогало в терпении скорбей от мира, оно зовет в уединение, чтоб там всмотреться в вечность прежде вступления в ее неиз­меримые области. Читаю, вижу в себе, что, побыв в уединении, сделаюсь окончательно неспособным ко всякого рода наружным должностям!., уединение действует, как отрава: умерщвляет.

Вы являете столь обильное расположение ко мне, что я счи­таю излишним просить Вас о чем-либо. Открывая пред Вашим Высокопреосвященством мое состояние по душе и телу, я пре­доставляю все прочее на Ваше рассуждение. Вы, как имеющий практические духовные сведения, столь чуждые людям одного лишь светского образования и направления, можете оказать мне существенную помощь, сообщив моим обстоятельствам направ­ление, соответствующее моим целям, облегчить мне стремление к ним, а потому и самое достижение их. Этим сделаете мне бла­годеяние не земное, благодеяние столь достойное Святителя Христова, благодеяние, которому награда — на небеси!

Испрашивая Ваших святых молитв и Архипастырского бла­гословения, с чувствами глубочайшего почтения и совершен­ной преданности имею честь быть Вашим покорнейшим по­слушником

Архимандрит Игнатий. мая 1847 года

Архиепископ Курский Илиодор (в миру Иван Борисович Чистя­ков; 179?-2 февраля 1861) родился в селе Воскресенск Калужской гу­бернии, в семье священника. В 1816 г. окончил Калужскую семина­рию, в 1820 г. — Московскую Духовную академию и в этом же году пострижен. В 1821 г. — иеродиакон, затем иеромонах, в 1825 г. — архи­мандрит; в 1827 г. — ректор Новгородской семинарии и настоятель Антониевского монастыря; в 1832 г. — епископ Курский и Белгородский, 24 марта 1844 г. — архиепископ. В 1860 г. уволен на покой.

В начале 1847 г. архиепископ Илиодор, находясь на чреде в Святей­шем Синоде, посетил Сергиеву пустынь и беседовал с архимандритом Игнатием. Он был одним из немногих, кто выражал сочувствие к архи­мандриту Игнатию, находящемуся в это время в тяжелых обстоятель­ствах (о которых он рассказывает в письме). 14 августа 1847 г., уже из Николо-Бабаевского монастыря, архимандрит Игнатий писал своему наместнику в Сергиеву пустынь:«При свидании потрудись сказать мой усерднейший поклон Высокопреосвященнейшему Илиодору и благо­дарность за его расположение ко мне». В 1857 г. епископ Игнатий Брянчанинов по пути в Ставрополь посетил по приглашению Преосвящен­ного Илиодора Курск и 15 декабря служил там соборне Литургию.



VIII

Письмо Преосвященного Николая (Соколова),

епископа Калужского,

к святителю Игнатию Брянчанинову

И ОТВЕТ НА НЕГО[57]

№1

Высокопреподобный Отец Архимандрит Игнатий! Милостивый Государь!

По желанию Вашему послушник Алексей Герасимов, ныне уже иеродиакон Аполлинарий, с миром отпущен мною в Вашу свя­тую обитель. Молодые, способные люди нужны бы и в здепших монастырях. Мое намерение было Аполлинария перевесть в свой дом. Но когда провидение воззвало его на поприще лучшее, то, не пререкая, умоляю Господа, да будет он, Аполлинарий, всегда уго­ден Вам и в пользу пустыни, вверенной управлению Вашему. С искренним почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга

Николай, Епископ Калужский.

1835 года

сентября 18 дня

Калуга

№2

Ваше Преосвященство! Милостивейший Архипастырь! Великодушная снисходительность Вашего Преосвященства, которую оказали, и уволив Аполлинария в Сергиеву Пустыню, и наградив меня почтеннейшими строками, непременно требу­ют от меня и сугубой благодарности. Приношу оную всеискренне! Принося, паки прошу Вашего Архипастырского благослове­ния и святых молитв, коими благоволите осенить, имеющего честь быть с истинной преданностью и высокопочитанием Ва­шего Преосвященства всепокорнейшим слугою

Архимандрит Игнатий.

1835 года ноября 25 дня

С.-Петербург. Сергиева Пустынь


Преосвященному Николаю Епископу Калужскому

Преосвященный Николай (Соколов; f 1851) — из ректоров Тамбов­ской семинарии, 8 июня 1831 г. возведен в сан епископа Дмитровского; 2 октября 1834 г. — Калужского.

IX

Архиепископ Ириней (Нестерович)

Архиепископ Ириней (Нестерович; ок. 1785 - 18 мая 1864) — выпускник Киевской Духовной академии, в 1813 г. пострижен и возведен в иеромонахи; в 1817 г. — архимандрит; в 1820 г. — рек­тор Кишиневской семинарии; в 1826 г. — епископ Пензенский; с 26 июля 1830 г. — архиепископ Иркутский.

Он запомнился современникам и вошел в историю из-за сво­его необычного поведения. Вскоре по прибытии в Сибирь, у него произошли столкновения с иркутским полицмейстером Алек­сандром Николаевичем Муравьевым[58] и с генерал-губернатором Лавинским. 13 января 1831 г. А. Н. Муравьев писал своему доб­рому знакомому, Стефану Дмитриевичу Нечаеву, который в то время занимал должность Обер-прокурора Святейшего Сино­да: ««Упомяну нечто о здешнем архиепископе Иринее, который, с одной стороны, всеми силами старается исправить Иркутскую епархию. Употребляет на то средства, [которые] кажутся мне, неприличными архиерею, как-то: брань и шум во время служе­ния, остановление обедни для разных мелочных замечаний и наставлений... даже выходя из границ благопристойности, сжи­мая кулаки и телодвижениями, походящими на драки и побои.

...Великий почитатель Фотия[59], архимандрита где-то в Новго­роде, он бранит все, что не Фотий и не от Фотия»[60].

28 июня 1831 г. состоялось Высочайшее повеление об удале­нии Иринея от управления епархией. Заподозрив подлинность синодского указа по сему случаю, Преосвященный Ириней от­казался выехать из Иркутска и даже начал сеять смуту среди населения. Пришлось прибегнуть к силе. -«Государь желал, что­бы это поручение было выполнено быстро, решительно и без огласки, и поинтересовался у Бенкендорфа, нет ли у него способного для этого людей. Бенкендорф указал ему на Никиту Петровича Брянчанинова[61], и, когда тот явился пред Государем, тот остался удовлетворенным, заметив: «Этот вывезет»[62].

Действительно, Никита Петрович прекрасно справился с пору­чением: благополучно доставил архиепископа Иринея в Спасо-Прилуцкий монастырь Вологодской епархии, который был назна­чен для его местонахождения с 1200 рублей содержания в год, — да еще остался в дружеских отношениях с опальным архиереем.

Из приведенного ниже письма архиепископа Иринея к ар­химандриту Игнатию Брянчанинову видно, что ему не хоте­лось оставаться в Спасо-Прилуцком монастыре, где он нахо­дился как бы в заключении. Но лишь через несколько лет на­чальство, на основании объяснений Иринея, пришло к выводу, что его поступки в Иркутске были вызваны временным помра­чением умственных способностей. Ему было разрешено свя­щеннодействовать и дан в управление Толгский монастырь, в котором в мае 1862 г. его навестил Преосвященный Игнатий и где он скончался.

Письмо Преосвященного Иринея (Нестеровича) к святителю Игнатию[63]

Ваше Высокопреподобие, почтеннейший Благодетель!

Пишу к Вам в самый важный день для Вас, в день Вашего Ангела Игнатия Богоносца. Да сияют дни Ваши славою Небес для славы Церкви Святой на земли, ходатайством у Господа Угодника Его Ангела Вашего. И блага Рождества Христа Бога нашего и милости Его в Новолетии да преизбыточествуют для Вас многие лета в такой мере, какою Богоносец Ваш обиловал во дни подвигов своих на земли.

Но, может быть, я утруждаю Вас. Еще выслушайте, Вы мой Благодетель, следовательно, не захотите не взять участия в важ­ном обстоятельстве жизни моей. Мне бы хотелось преселиться на юг, а именно в Бессарабию, в Кишинев, к тамошнему Влады­ке, моему старому Благодетелю Димитрию[64]. Святитель Божий согласен принять меня в Архиерейский Дом свой для житель­ства. Он уже в преклонных летах, и я мог бы выполнять Его Бо­гоугодные повеления: священнодействовать и вспомоществовать Ему в переводах на тамошний язык. Архипастырь писал от 23 ноября сего 1838 года к Высокопреосвященнейшим Митропо­литам Серафиму и Филарету, писал и я от 20 декабря сего. Оба мы просили Их милосердия. Для памяти Угодника Божия — Ва­шего ангела окажите мне благодеяние: исходатайствуйте по ве­личию доброты души Вашей у сих великих Архипастырей — и далее у кого следует, — дабы я в Кишинев к Владыке Димитрию, ими же Христос Бог и Они возжелают судьбами мог быть пере­мещенным. Умоляю Вас, не оставьте моей всепокорнейшей просьбы и не откажите написать ко мне два-три слова.

Повторяя и душевные желания Вам всех благ от Господа, мо­литвами Угодника Божия Игнатия, и свою всенижайшую просьбу, с истинным высокопочитанием и глубочайшею преданностию имею честь быть Вашим всепокорнейшим слугою

Ириией, архиепископ.

20 декабря 1838

Вологда, Спасо-Прилуцкий монастырь

X

Два письма архиепископа

Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова)

к святителю Игнатию

и ответ Святителя (на первое из них)[65]

№1

Высокопреподобнейший Отец,

Любезнейший о Господе Сослужитель!

Поклон Ваш, приписанный мне в письме Вашем к Михаиле Леонтьевичу[66], принял я с восхищением. Не витийствую, но го­ворю сие правдодушно.

Коль он чудодействен! Отодвинулась завеса, я узрел; и мгно­венно перенесся от моря Черного к пределам моря Белого. Вхожу в скромный и благочинный приют незабвенного друга моего Александра Семеновича, просвещаюсь его беседою, услаждаюсь угощением; и доволен собою, как нельзя лучше. Но что это за юные нежные отрасли окрест нас? Что за птенцы голубиные? Что за прелестные Херувимы? Это милые детки друга моего; в том числе и Вы, достопочтеннейший Отец! вот к каким предме­там, к какому времени возводит мысль мою Ваш мне поклон!

И так, благодаря за оный, я ничего более не желаю, как дабы и впредь подобную радость Вы мне присылали. Свет Твой светит­ся пред человеки, дела блистают и церковь славится чрез Тебя. Будучи вдалеке, я то тем яснее вижу и свидетельствую. Вторая причина для меня восхищаться Вашим меня воспоминанием.

К усугублению радости, ежели рассудите почтить меня и пись­мецом, то уведомьте о состоянии Вашего Батюшки. Родительни­ца Ваша кончила свой век. Это мне известно. Но который Вы в ряду братцев ваших, как пчелки летавших около меня в саду, в оранжерее, по полям и по лугам? Где ненаглядный Сенюша? Один из братцев Ваших, служивший при Муравьеве адъютантом, посе­щал меня в Екатеринославле. Но время было кратко! Почему и не успел я извлечь из него нужнейшие и приятнейшие для меня све­дения. Надеясь тем усладиться чрез сношение с Вами, о котором и прошу Вас, имею честь пребыть Вашего Высокопреподобия любезного о Христе брата Препокорный Слуга и почитатель

Гавриил, Архиепископ Херсонский и Таврический.

25Генваря 1839 Одесса Зазора, аще Господь сохранит, стукнет мне 58 лет, сколько Вам и Батюшке Вашему? Последний, думаю, мне ровесник. То самое и Павел Алексеевич Шипилов. Но за письмом и другое родится письмо; если все знакомое и милое исчислять. Отложу до Вашего ответа.

№2

Ваше Высокопреосвященство! Милостивейший Архипастырь!

Доселе не могу опомниться от письма Вашего: я утешен, упо­ен утешением! Читаю письмо Ваше, перечитываю, радуюсь, и паки к чтению письма влекусь желанием ненасытно. Как! Ни дальность времени, ни перемена многих разнообразных обстоя­тельств, ни новые союзы дружбы не могли ослабить в Вас того милостивого, искреннего расположения, которое Вы получили к моему родителю и всему нашему семейству! Кажется, время, истребляющее, по крайней мере весьма ослабляющее впечатле­ния, в Вас только дало им более жизни и силы. Это чудо, восхи­тительное чудо, Вы пролили в сердце мое радость небесную! Да вознаградит Вас Бог за чувство сладости райской, которое Вы излили в сердце мое письмом, дышущим любовью! Спешу уве­домить Вас, что письмо Ваше застало Родителя моего в те мину­ты, как он хотел ехать обратно в Вологду из Сергиевой Пусты­ни, куда приезжал на две недели для свидания со мною после пятилетней разлуки. Он прочитал письмо, он рыдал от бесчис­ленных, разнородных чувствований, скопившихся в сердце, он просит Вашего Архипастырского благословения и молитв. Из детей я старший, Димитрий, который и прежде пользовался осо­бенным Вашим расположением, о котором Вы говаривали Алек­сандру Семеновичу: уступите его в монашество! Ненаглядный Сенюша с другим братом служат в Семеновском полку. Четвер­тый брат, по старшинству вторый, есть тот, который имел счас­тие быть у Вас в Екатеринославле. Три сестры, две замужем, одна вдовствует. При вступлением моем в разряд Послушников, спе­шил я в Орловскую епархию, монашеством обильную, надеясь найти в ее Пастыре[67] и Покровителя и Наставника. — Достигаю Орловских пределов и искомого не обретаю. Промыслу угодно было малыми скорбями доставить мне малую опытность, столько нужную в жизни, особенно монашеской. Мне от роду 32 года, родителю моему 54; столько же или немногим более Павлу Алексеевичу Шипилову, которого на днях ожидают сюда. Как родитель мой, так и Павел Алексеевич Шипилов уже старцы, покрытые сединами. Шипилова Елизавета Николаев­на, лишившись двух старших детей, сына, онаго доброго и да­ровитого Алексея, убитого на сражении, и дочери, скончавшей­ся скоропостижно, крайне повредилась в здоровье. Одно ее уте­шение — единственный сын Леонид, коего едва ли Вы знаете. Вот малейшая часть моего отчета, которую Вам представляю, впредь надеюсь дополнить.

Сто крат повторяю мою благодарность за столь нежную память Вашу. Поручая себя Вашим молитвам и благословению, имею честь быть, Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипас­тыря и Отца покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий. 1839 года 15 февраля

Его Высокопреосвященству Гавриилу, Архиепископу Херсонскому и Таврическому

№3

Высокопреподобнейший Отец,

Любезнейший о Господе сослужитель и Сомолитвенник!

Податель сих черт есть пламенный почитатель Вашего Высо­копреподобия. Поелику же и мое к Вам усердие огню подобно: то, при случае отъезд оного в СП. я не мог не писать к Вам, дос­топочтеннейший. Предмет сие: Поздравляю Вас с настоящим Новым Годом. Сколько предлежит нам малитися, столко Вам расти и возвышаться, да дарует Господь.

Очевидный свидетель может Вам рассказать, что если спро­сить обо мне соизволите. А Ваше благополучие (в другом виде я не хочу представлять Вас) кто мне опишет, кроме Вас самих? И так о том прошу я Вас искреннейше, с тем, дабы Вы уведомили меня о состоянии Вашего батюшки, братцев и, если можно, все­го того, чрез что и до сих пор мила мне Вологда.

Кичлив бы я был, если бы сказал, что по Петербургу мне ни посредник, ни благодетель не нужен. Позвольте мне впредь при­бегать к Вам с моими просьбами и с надеждою благосклонного Вашего на них взора. Впрочем, имею честь быть, Высокопрепо­добнейший Отец, Вашего Высокопреподобия Покорнейший слу­га и почитатель

Гавриил, Архиепископ Херсонский.

22 Генваря 1840

Одесса

Преосвященный Гавриил (в миру Василий Федорович Розанов; 1781-1858) — в 1811 г. пострижен в монашество, в 1814 г. — ректор Во­логодской семинарии, в 1820 г. — настоятель Толгского монастыря; в 1821 г. — епископ Орловский, в 1828 г. — архиепископ Екатеринославский, в 1837 г. — Херсонский и в 1848 г. — Тверской. 15 февраля 1857 г. уволен на покой. Во время службы в Вологде и близ нее (1814-1820) дружил с семейством А С. Брянчанинова.


XI

Письма Преосвященного Феодотия (Озерова),

епископа Старорусского,

к святителю Игнатию[68]

№1

Ваше Высокопреподобие,

Любезнейший во Христе Брат!

Сердечно благодарствую Вам за любовь Вашу, и за наряд­ное выражение оной, и за писание, которые имел я честь вчера получить.

Прекрасно Ваше сравнение камышовой трости с состоянием нашего духа. С своей стороны присовокуплю к сему, что вып­рямление большею частию зависит при непрестанно действую­щей на нас благодати Божией от нас самих. Что говорить о при­мерах?

Доселе с душевным услаждением воспоминаю я те часа с два — с три, которые провел я с Вами в Хутыни, расширяя душу откро­венною Вашею беседою. После того я, кажется, доселе не гово­рил. Размыслите о таком состоянии человека — существа не бес­словесного. Ну!

Еще приношу Вам благодарность мою за любовь Вашу, и с от­личным уважением и братскою во Христе любовию имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

Возлюбленнейшего брата

покорнейшим слугою

Феодотий, Епископ Старорусский.

19 августа 1840 года

Хутынь

P. S. Сбирался я писать к Вам ныне после Светлой недели и благодарить Вас за ласковое Ваше обращение с моим Казначе­ем. Но не знал, куда писать к Вам. О. Аполлос говорит, что в Стрельну. Сему теперь и следую.



№2

Ваше Высокопреподобие,

Любезнейший брат!

Некогда хвалили Вы мне Новоезерского монастыря Казна­чея. В прошлый Великий пост я его видел, и нашел соответству­ющим Вашему о нем доброму отзыву. Теперь рекомендую я его в Игумены Отенского монастыря. Посодействуйте сему; а о за­писке этой помолчите.

Ваш брат и верный слуга

Феодотий, Е<пископ> Старорусский. 26 сентября [1840]

P. S. Прошу передать мой добрый поклон о. Михаилу.

№3

Ну, дело важное сделано: Новоезерский Казначей утвержден Строителем Савоишерского монастыря. Не думаете ли, что цель сего письма есть благодарность Вам за содействие? Совсем нет. Иначе не был бы я Новгородец.

Уж и Питерцы — то народец! Вот проходит пятый день после торжества, а что там у Вас было, никто о том ко мне ни строчки. Такие! — Если мы не пишем, то совсем другое дело. Иногда на­писал бы, да хорошей бумаги нет. А на худой как писать к хоро­шим людям? — У Вас другое дело. Бумага — загляденье! Даже попросил бы, чтобы прислал кто такой бумажки, кабы не было стыдно. Посмотрим, не пришлют ли без спроса, — так, сами не догадались ли.

Что-то я опечален. От того так и пишется.

Ну, что делать? Видно, написать уж спасибо, что пособили сделать строителя. Спасибо! —

Ваш брат и верный слуга

Феодотий, Е<пископ > Старорусский. 10 декабря 1840

P. S. Покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие передать мое душевное уважение доброму о. Михаилу.

Высокопреосвященный Феодотий (Озеров, 11858) — в 1823 г. окон­чил Санкт-Петербургскую Духовную академию; в 1837 г. — ректор Ря­занской семинарии; с 11 июля 1837 г. — епископ Старорусский; с 7 авгу­ста 1842 г. — епископ Симбирский.


XII

Архиепископ Туркестанский и Ташкентский Софония (Сокольский)

Единственное сохранившееся в архиве П. П. Яковлева офи­циальное письмо святителя Игнатия Брянчанинова к архиман­дриту Софонии, будущему архиепископу Туркестанскому и Ташкентскому, отнюдь не характеризует всех их взаимоотноше­ний, описанных, в частности, их современником протоиереем Михаилом Путинцевым[69].

Архиепископ Софония (Сокольский, t 26 ноября 1877) по окончании Санкт-Петербургской Духовной академии в 1827 г. был пострижен в монашество и назначен инспектором Вологод­ской семинарии; с 1831 по 1835 г. — он инспектор семинарий, а с 1835 г. — архимандрит и до 1847 г. — ректор семинарий в разных епархиях; с 11 февраля 1848 г. — он настоятель посольской церк­ви в Константинополе, с 2 октября 1855 и до 1860 г. — в Риме. 10 февраля 1863 г. он был произведен во епископа Новомирго­родского и 12 ноября этого же года — Туркестанского и Ташкент­ского.

В1828 г., будучи в Вологде, о. Софония познакомился и сдру­жился с Дмитрием Александровичем Брянчаниновым. Особым поводом к их сближению послужила любовь к чтению святооте­ческих творений. «Мечтою их было удаление в какой-либо глу­хой монастырь», где они желали трудиться в неизвестности, в самых тяжелых послушаниях. 28 июня 1831 г. иеромонах Софо­ния подводил Дмитрия Александровича к пострижению.

Впоследствии Преосвященный Софония часто говорил: «Зна­комство с Брянчаниновым было одно из памятных и дорогих для меня знакомств, по той искренности и задушевности, какою оно отличалось».

Мечтам о пустыне не суждено было осуществиться: обоих их ожидала святительская кафедра. «Преосвященный Софония до конца своей жизни простоял на страже Церкви Христовой сре­ди многомятежного мира и умер в такой стране, где нет ни од­ной иноческой обители и где он был единственный монах».

В 1845 г., будучи членом Консистории, о. Софония навестил архимандрита Игнатия в Сергиевой пустыни. «Видя богатую об­становку его келлии, он спросил: «Что же, о. Игнатий? Где наши мечты о пустыне, о строгих подвигах и лишениях?» Архиманд­рит Игнатий молча повел его в одну из отдаленных комнат своего настоятельского дома, и что же увидел там вопросивший? — Го­лые стены, одну небогатую икону с неугасимою лампадою пред нею, убогую рогожку на полу, и только! Архимандрит Софония понял этот безмолвный ответ своего друга: вся роскошь, все ве­ликолепие жизненной обстановки о. Игнатия были только на­ружные, в действительности же он был аскет в подлинном зна­чении этого слова».

Письмо святителя Игнатия к архимандриту Софонии (Сокольскому)[70]

Ваше Высокопреподобие!

Досточтимый Отец архимандрит Софония!

Примите раскаяние грешника, смиренно преклоняющего главу свою пред Вами и пред прочими отцами членами Конси­стории той экспедиции, в которой Вы заседаете. Дело состоит в следующем: уволенный из казаков города Полтавы Иван Ва­сильев сын Токаренко подал 30 января 1845 года прошение на имя Его Высокопреосвященства о определении его, Токарен­ко, в число братства Сергиевой пустыни. Обольстившись его отличным голосом — тенором, которого одного только нам не­доставало, я нарушил свое правило, по коему раньше года не соглашаюсь изъявлять моего согласия на определение разно­чинцев в число братства вверенной мне обители. Я написал на прошении Токаренка свое согласие. А теперь, к крайнему мое­му оскорблению, этот... (не хочу употребить слова осудитель­ного!) он начинает ломаться и просить выдать ему обратно его увольнительный вид! — Прошу у Вас извинения в моей опро­метчивости; примите также на себя труд извинить меня пред прочими Отцами членами.

С чувством совершенного почтения и преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий.

Сергиева Пустынь

1845 года февраля 12-го дня


XIII

Письмо Преосвященного Смарагда

(Крыжановского), архиепископа Орловского,

к святителю Игнатию[71]

Преосвященнейший Возлюбленнейший о Христе брат!

Усерднейше приветствую Вас с возведением в сан Еписко­па Российской Церкви и вступлением набоговвереннную Епар­хию. От всей моей души желаю преуспеяния во всем благом как новопоставленному достойному Архипастырю, так и всей пастве Кавказской. Духовный луч Ваш долговременно напая­ем был живою водой Евангельского учения и примером свя­тых подвижников, и я совершенно уверен в том, что он при бла­годати Божией будет ныне произрастать самые благоуханные цветы для Церкви Христовой.

Премного благодарю за писание Ваше от 20-го прошедшего января и прошу снисходительного извинения в том, что не знал времени вашего проезда чрез Орел, отлучился я из дома только денька на три в Епархию. И нужно же было в эти именно три дня потерять мне драгоценнейшее с Вами свидание! Воля Божия да будет! Епархия Ваша несколько мне известна, особенно потому, что она подлежала некогда Астрахани, где я был пасты­рем и имел случай получить некоторые о Кавказе и Черномории сведения, притом и семинаристы Ваши учились еще при мне в Астрахани. Черномория, говорят, есть лучший угол в Вашей Епархии. Но вообще при небольшом количестве церквей — жат­ва многа, а делателей мало, Господь да умудрит и наставит Ваше Преосвященство, как устроять там Дом Божий, яже есть Цер­ковь Бога жива, столп и утверждение истины. Я с моей стороны знаю, сколь трудно пастырю в новооткрытых епархиях, ибо и сам открывал в Белоруссии Полоцкую епархию и квартировал в жидовском доме, претерпевал и все прочие происходившие от недостатка средств и людей злоключения. Уповаю, что Господь Милосердый оценит некогда мозолевые труди ваши, при насаж­дении в том краю православной Церкви.

О себе доложу Вам, что здоровье мое сокрушается уже и от старости, ибо имею шестьдесят два года от рождения, — близок предел земного странствования.


Помолитесь, Владыко святый, о нашем недостоинстве. А я, стоя у Престола Божия, не премину забвением святого имени и лица Вашего.

Прося продолжения Вашего к себе благорасположения, на­всегда пребыть имею Вашего Преосвященства нижайшим бла­гоприятным слугою.-Подлинно подписал

Смарагд Архиепископ.

г. Орел

1858 года, февраля 11 числа

Преосвященный Смарагд (в миру А. П. Крыжановский, 1796— 1863) — в 1819 г. магистр Санкт-Петербургской Духовной академии. В этом же году пострижен; в 1821 г. — инспектор Киевской Духовной академии; в 1824 г. — архимандрит; в 1826 г. — ректор Киевской семи­нарии, в 1828 г. — Вифанской, затем Киевской академии; в 1830 г. — ректор Санкт-Петербургской Духовной академии; с 20 сентября 1831 г. — епископ Ревельский, с 14 мая 1833 г. — Полоцкий, с 15 июня 1836 г. — архиепископ, с 1837 г. — Могилевский, в 1840 г. — Орлов­ский, в 1858 г. — Рязанский.

По свидетельству жизнеописаний святителя Игнатия, Преосвящен­ный Смарагд «был искренне благосклонно расположен» к нему, о чем свидетельствует и приведенное выше письмо.

Н. С. Лесков включил Преосвященного Смарагда в число героев своих «Мелочей архиерейской жизни». Впрочем, он сам писал: «В до­ме у нас не любили черного духовенства вообще, а архиереев в осо­бенности».

XIV

Письмо святителя Игнатия

к Преосвященному Алексию (Ржаницыну),

епископу Тульскому[72]

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Архипастырь, Отец и Брат!

Не знаю, как и благодарить Вас за любовь, оказываемую Вами мне недостойному: ею я утешен и тронут до глубины души. Тульские странники еще не прибыли сюда, а когда при­будут, то постараюсь устроить их так, чтоб они не сожалели о своем перемещении. В Кавказской Консистории имеется ва­кантное место помощника секретаря: не пожелает ли кто из кончивших курс в Тульской Семинарии, лице со способностя­ми и нравственностью, занять это место. Если Ваше Преосвя­щенство примите на себя труд и отрекомендуете это место лицу благонадежному и нуждающемуся, то я приму его от руки Ва­шей с полною доверенностью и любовию. Простите моему дер­зновению пред Вами: примите его, как знак моей искренной преданности.

Преосвященный Митрополит Киевский[73], в проезд свой чрез Кавказскую Епархию, окритиковал все мои действия, даже кос­нулся поведения моего. Сначала это огорчило меня, но после я, по милости Божией, успокоился, вспомнив, что я уже оканчи­ваю мое земное течение и что все такие огорчения облегчают мне ответ, уже для меня близкий, пред Страшным и Нелице­приятным Судиею. Человеку, чтоб не ошибаться в действиях своих, надо вполне отказаться от всякой деятельности. В про­тивном случае человек, по естественной ограниченности и гре­ховности своей, необходимо должен подвергнуться ошибкам, и подвергались все без исключения величайшие святые и вели­чайшие гении. Признание себя непогрешающим есть самооболь­щение, требование непогрешаемости от ближних есть требова­ние, чуждое смысла. Прошу всех моих ближних потерпеть мно­гим моим немощам и недостаткам.

По великой милости Божией настоящим моим положением я очень доволен, хотя и встречаются неизбежные в земной жиз­ни неприятности. Впрочем, эти неприятности вполне ничтож­ны пред неприятностями петербургскими. Меня огорчают, и я огорчаю! как быть: без этого обойтись нельзя. Духовенство, во­обще, хорошо, и, кажется, ко мне довольно расположилось. В половине октября я перешел в домик мой, небольшой, но весьма удобный: он — в характере гефсиманских келлий московского Митрополита. И этому Старцу досталось от Исидора! но при­сутствовавшие не соблазнились на Филарета: им показались странными жесткие нарекания облагодетельствованного на бла­годетеля. В этом отношении точно также действовал Исидор в Петербурге, когда посетил он столицу при перемещении своем из Московских викариев на Кафедру Полоцкую.

Испрашивая Ваше Архипастырское благословение себе и вве­ренной мне пастве и поручая себя Вашим Святым Молитвам, с чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть

Вашего Преосвященства

покорнейшим послушником

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский.

12 ноября 1858 года

Преосвященный Алексий (в миру Руфин Иванович Ржаницын; 1813-1877) — родился в Вологодской губернии, там же окончил семи­нарию, затем окончил Московскую Духовную академию; в 1837 г. — пострижен в монахи; в 1843 г. — ректор Московской семинарии и на­стоятель Заиконо-Спасского монастыря; в 1847-1853 гг. — ректор Московской Духовной академии; в 1853 г. — епископ Дмитровский, с 20 июля 1857 г. — Тульский, с 1867 по 1876 г. — архиепископ Рязан­ский; в 1877 г. — Тверской и Кашинский.

5 декабря 1857 г. епископ Игнатий, по пути в Ставрополь, приехал в Тулу, был весьма благосклонно принят епископом Алексием, литургисал и 7-го отправился дальше (см. также Настоящее издание, т. 6, с. 698 и 706).

XV

Переписка святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием

№1[74] Письмо святителя Феофана Затворника

Ваше Преосвященство,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.