Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 11 страница




Поручая себя и обитель Вашим Святым молитвам, с чувства­ми искреннейшей преданности и совершенного почтения имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорнейшим послушником

Архимандрит Игнатий. 1854-го года 29 декабря

№51

Ваше Высокопреподобие,

Достопочтеннейший Отец Игумен Варфоломей!

Приношу Вам искреннейшую признательность за отеческое воспоминание Ваше о мне грешном при наступившем Великом Празднике, с которым равномерно Вас поздравляю, приветствуя всерадостным приветствием: Христос Воскресе! Точно — как Вы изволите писать — бывший Синодальным прокурором Граф Протасов скончался, поболев самое краткое время. Должность Обер-Прокурора исправляет Тайный Советник Александр Ива­нович Карасевский; будет ли он утвержден в сей должности — неизвестно. Воскресенский точно поместился в Старо-Ладожс­ком Николаевском Монастыре, где и он доволен и им довольны; письмо же его к Вам оставьте без внимания. Не знаю — что-то сердце мое не извещается к этому человеку. Благодарю Вас за внимание Ваше к положению нашему относительно богослуже­ния в продолжение зимы по случаю перестройки теплой церк­ви. Это положение наше было очень удовлетворительно: ибо под Собором в подвале устроены две пневматические печи, которые нагревали Собор вполне достаточно; почему всю зиму и произ­водилось Богослужение в Соборе. Думаем, и следующую зиму служить тут же, а отделкою теплой церкви приостановимся на год, чтоб дать ей хорошенько высохнуть и вымерзнуть.

Примите на себя труд передать мой усерднейший поклон Каз­начею, Старцу Алимпию. О. Михаил и прочие братия благода­рят Вас за воспоминание и взаимно свидетельствуют Вам свое почтение с поклонением. Прося Ваших Святых молитв на под­крепление многих моих немощей, имею честь быть

Ваш покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий. 4 апр. 1855 года

№52

Ваше Высокопреподобие,

Честнейший Отец Игумен Варфоломей!

Примите мое усерднейшее поздравление с наступающим Праздником Праздников и вместе с тем искреннейшую призна­тельность за поздравление с оным. Письмо Ваше от 7-го апреля я имел честь получить и весьма радуюсь, увидев из оного, что Преосвященный Нил благоволит к обители Вашей. О полезных трудах Оптиной Пустыни и я имею отчасти понятие: ибо Стар­цы доставляют и мне издаваемые ими книги. Здоровье мое весь­ма слабо: особливо конец Великого Поста я провел безвыходно из комнаты. Дние лет моих яко сень уклониишся [84].

Что же касается до моего портрета, то я еще не собрался от­литографировать его; нужны на это порядочные деньги, а какие случаются, то издерживаются на другие необходимости, коих в близ столичной обители немало. О. Михаил и прочие братия свидетельствуют Вам свое усерднейшее почтение, каковое по­корнейше прошу передать от меня старцу О. Алимпию.

Затем поручая себя Вашим Святым молитвам, с чувствами искреннейшего уважения и преданности имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий. 1856-го года 14-го апреля

№53

Ваше Высокопреподобие,

Честнейший Отец Игумен Варфоломей!

Примите мою искреннейшую признательность за милости­вое воспоминание Ваше о мне в день моего Ангела, за поздрав­ление с Праздниками и наступающим Новым годом. Равномер­но поздравляя Вас, желаю Вам всех истинных благ, а между ними поправления Вашего драгоценного здравия.

По усилившейся болезненности моей я бываю редко в Пе­тербурге. У Преосвященного Нила был однажды, но не застал его дома; он в Сергиевой Пустыне не бывал; встретился с ним однажды у Синодального Обер-Прокурора. Вам не должно бес­покоится относительно неудовольствия, выраженного иеромо­нахом Антонием Бочковым и его спутником Воскресенским. Антоний весьма болезнен, и Воскресенский болезнен: по тако­му расположению духа они бывают иногда недовольны ближ­ними, потом же переменяются и бывают весьма довольны. Уго­дить им можно только при значительном терпении.

Сею весною провел я четыре недели в Оптиной пустыне. Спа­сет Бог Отца Макария! Им живут и дышат братия и посетители! Обитель по внешнему своему устройству сделалась весьма от­крытою, лес очищен, посетителей множество. Тамошний серный ключ принес мне значительную пользу. Книги Великого Варсонофия и Аввы Дорофея переведены на русский язык весьма удач­но. Спасет Бог за такие общеполезные труды трудящихся отцев и братии!

Иеромонах Обители Вашей, состоящий в свите Преосвящен­ного Ярославского, посетил в половине июля Сергееву Пусты­ню; он мне очень понравился; но после я уже не видел его.


О. Алимпию потрудитесь засвидетельствовать мой усердней­ший поклон, благодарность за воспоминание о мне и поздравле­ние мое с Праздниками.

О. Михаил и прочие братия свидетельствуют Вам глубочай­шее почтение и просят Ваших Святых молитв.

Испрашивая их и себе, с чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорнейшим послушником

Архимандрит Игнатий. 27 декабря 1856

№54

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие,

Высокопреподобнейший Отец Игумен Варфоломей!

Приношу Вам искреннейшую признательность за милости­вое воспоминание Ваше о мне и поздравление с Праздником Праздников и Торжеством всех торжеств, с которым равномер­но поздравляя Вас, желаю Вам всех истинных благ временных и вечных.

Имею честь известить Вас, что я дважды был у Преосвящен­ного Нила, на Рождество и на Пасху. На Рождество дома его не застал, а на Пасхе побеседовал с ним немного по той причине, что он торопился ехать визиты делать. Преосвященный обещался приехать ко мне в Пустыню; тогда поговорю ему о Вас. А только слухи и до меня доходили о Вашем любимце невыгодные, и не от светских, а от монашествующих: сие пишу в Вашу и его пре­досторожность, ибо я сам не только по слухам, но и на самом деле весьма худ. На вопрос Ваш о Митрополите Григории[85] ска­жу Вам, что он самый благочестивый и благонамеренный Пас­тырь, 74-х лет, но силами крепок, избрал себе весьма хорошего Викария Агафангела, который в мою бытность в Бабаевском Монастыре был Ректором Костромской Семинарии. На вопрос Ваш о Обер-Прокуроре также скажу, что он весьма благонаме­рен и к Церкви весьма расположен, почему и ожидают от него всего доброго, особенно когда он попривыкнет к делам. И у нас в монастыре имеется новость: бывший мой Наместник Иларион произведен во Игумена Владимирской Епархии в третьекласс­ный Юрьевский Монастырь; на место его сделан наместником по моему представлению иеромонах Игнатий из фамилии куп­цов Макаровых.

О. Михаил и прочие братия свидетельствуют Вам свое почте­ние. О. Алимпию приношу мой усерднейший поклон, поздравле­ние с праздником и благодарность за его о мне воспоминание.

Поручая себя Вашим Святым молитвам, с чувствами искрен­нейшей преданности и уважения имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорнейшим послушником

Архимандрит Игнатий. 1857-го года, 13 апреля

№55

Ваше Высокопреподобие,

Высокопреподобнейший Отец Игумен Варфоломей!

С 2-го на 3-е число сего августа месяца Преосвященный Нил ночевал в Сергиевой Пустыне. Во исполнение моего обещания я говорил ему о Вас; он отвечал мне, что он Вас уважает и знает за доброго человека. Следовательно, Архипастырь Ваш распо­ложен к Вам, а мелких неприятностей с кем не случается.

Поручая себя Вашим Святым молитвам, с чувствами искрен­нейшего уважения и преданности имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорнейшим послушником

Архимандрит Игнатий.

3-го августа, 1857-го года

Сергиева Пустыня

№56

+

Ваше Высокопреподобие,

Высокопреподобнейший Отец Игумен Варфоломей!

Получив от Вас письмо и прочитав оное, я долго не мог пове­рить — точно ли Вы решились на тот поступок, который описан в письме. Неизъяснимою горестию исполнилось сердце мое, увидев, что Вы начали процесс и тяжбу с Вашим Архипастырем.— Впрочем, я был у Преосвященного Нила и просил его, чтоб он раство­рил милостию ту меру вразумления, которую Вы сделали сами для себя необходимою. Советую Вам написать письмо к Высокопреосвященнейшему и просить прощения в Вашем увлечении.

Вот все, что я мог сделать полезного для Вас в настоящем слу­чае. А теперь прошу Ваших молитв о отходящем из северной столицы в страну дальнюю.

Вашего Высокопреподобия

покорнейший слуга

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский.

30-е октября [1857]

№57

+

Ваше Высокопреподобие,

Честнейший Отец Игумен Варфоломей!

Бог, по неизреченной Своей милости и человеколюбию, да­ровал мне тихий приют для окончания в нем земного странство­вания моего во внимании себе и в покаянии. Вследствие моего всеподданнейшего письма к Государю я уволен от управления Епархиею, и мне предоставлен в управление Бабаевский монас­тырь. В этом отношении я нуждаюсь в совете Вашем: почему, когда узнаете, что я приехал в Обитель Святителя Николая, тогда не откажитесь оказать мне просимую услугу любви и поспеши­те посетить меня.

Призывая на Вас благословение Божие, с чувствами ис­креннейшего уважения и преданности имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорнейшим слугою

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский.

22 августа 1861 года

№58

Ваше Высокопреподобие,

Честнейший Отец Игумен Варфоломей!

Приношу Вам искреннейшую признательность за воспоми­нание Ваше о мне и поздравление с Праздником Праздников — Светлым Воскресением Христовым, с которым равномерно по­здравляя Вас, желаю Вам всех истинных и совершенных благ.


По неисповедимым судьбам Божиим, во очищение грехов и греховности своей, я продолжаю чувствовать и болезнь и край­нее изнеможение. Слава Богу, наказующему во времени. Прошу Ваших Святых молитв, да даруется мне переносить наказание Господие с должною покорностию и с должным благодарением.

Прошу передать о. Алимпию мое благословение и благодар­ность за воспоминание. О. Иустин свидетельствует Вашему Высокопреподобию свое почтение и приносит поздравление с праздником.

С чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорнейшим слугою.

Епископ Игнатий. 23 апреля 1862 года

Мой адрес: в Ярославль.

Приложение к разделу

«Игумен Югской Дорофеевой пустыни

Варфоломей»

Письма монашествующих Площанской

Богородицкой Казанской пустыни

к святителю Игнатию[86]

I. Письмо казначея пустыни иеромонаха Илария

№1

Ваше Высокопреподобие!

Почтенный Отец Архимандрит Игнатий!

Имея верную оказию доставить вам убогие строки мои и слу­чай изустно уведомить о святой обители нашей, — я спешу, во-первых, принести искреннее мое поздравление, с коим молю Всещедрого Бога нашего да укрепит и поддержит вас десница Его на степени занимаемой Вами, и с каждым днем да произращает в сердце вашем любовь к вере, и да соделает вас достойным за­щитником Православной Церкви нашей; во что истинно верую, ибо сердце царево в руце Божией! Господь вас избрав повелел — и царь соделал! Нам же тем радостнее видеть в Вас избранника


Божия, что вы начало полагали в смиренной обители нашей, что можно сказать, из среды братства нашего возжег Господь све­тильник. Если вы помните бывшего при вас строителя отца Маркеллина, то за обязанность считаю уведомить, что он после про­должительной болезни волею Божиею умре, — должность же строителя исправляю я многогрешный, о коем также прошу не оставить в молитвах своих. Отец Макарий Иванов перешел в Калужскую Епархию к отцу Леониду, остальная братия свиде­тельствует почтение свое и молитв святых просят. Вот все, что мы имеем замечательного после вашего отбытия. Отец Архиман­дрит! Я покорнейше прошу и уверен, что вы не лишите меня ответа своего; брат же, доставивший письмо сие, есть Николай Петрович Демутье, служивший во флоте, а начало положил в нашей обители; по неимению же штата отходит от нас, которого покорно прошу не оставлять вашим расположением по делу на­шему советом и пособием; дело же состоит в прибавке штата, который как и при вас был, если вы помните, и теперь состоит до тридцати пяти; на что трудили и Владыку нашего; но не пред­видится, чтобы Преосвященный снисшел на просьбу нашу! А потому братия расходится, и есть ли еще продлится таковое по­ложение наше, то обитель по времени запустеть должна. Вот скорбь наша! При возможности не откажитесь подвигнуться на столь благое дело, и тем более мы убеждаем вас помочь нам, что вы, зная обитель, можете судить, имеются ли какие средства с семью человеками поддерживать ее в таком цветущем состоя­нии, в коем более двух веков стояла и давала убежище притека­ющим ко Господу.

Ласкаясь надеждою в добром вашем расположении и мире к обители святой

С истинным почитанием имею честь пребыть Вашего Высо­копреподобия!

Покорнейший слуга и богомолец смиренный

Казначей Иеромонах Иларий. Мая 13 дня 1834 года

Вот краткое описание пустыни и необходимость в прибавле­нии штата.

Богородицкая Площанская Пустынь состоит Орловской Епархии в Севском уезде. Она седмибратская: получает в ми­лостыню 300 руб., но братии в ней бывает от 80 до 100 человек, из числа коих есть много старых и слабых, не могущих нести никаких послушаний. Главнейшее основание Пустыни особеннейше утвердил в 1619 году великий Государь Михаил Федоро­вич благословением в оную двух больших местных икон: Спа­сителя и Божия Матери Казанския, доныне в церкви существу­ющих, а для продовольствия пожаловал землю, в окружности оной Пустыни, — пашенную, сенокосную и лесную 2647 деся­тин, как то по записям значится. Внутри Пустыни выстроены 4 каменные церкви, крытые железом и украшенные надлежащим благолепием, братская каменная трапеза с келлиями и с выхо­дом, два корпуса каменных келлий, один одноэтажный на 16 кел­лий, другой двухэтажный на 40 келлий, покрытый железом. Вне Пустыни — гостиный, конный и скотный дворы и в разных мес­тах 2 мельницы. Каковое благоустройство Пустыни необходи­мо требует довольного количества людей, живущих в оной приукаженных, способных к исполнению разных и многих послу­шаний, а без прибавления штата она может прийти в беспорядок и разорение.

Почему мы, поколику братя могут продовольствоваться от доброхотных дателей и от земленных и мельничных выгод, не прося на содержание оной прибавления денежной штатной сум­мы, в прошлом 1832 году месяца августа, в таковом же смысле, просили своего Архипастыря представить Святейшему Синоду о прибавлении штата к 7-ми 23-х и 5-ти больничных человек, итого штат составит 35 человек монашествующих. По которому нашему прошению, в силу резолюции Его Преосвященства, Кон­систория давно уже справки кончила, но дело в Святейший Си­нод еще не послано.

Казначей иеромонах Иларий с братиею.

П. Письма Строителя пустыни иеромонаха Анатолия

№1

Ваше Высокопреподобие

Отец Архимандрит!

Из почтеннейшего письма Вашего ко мне усматривается осо­бенное Ваше благоволение к обители Площанской, за которое я от лица своего и всей братии обители моей приношу сим Вам чувствительнейшую благодарность; представление от Преосвя­щенного нашего в Святейший Синод послано 1-го числа сего месяца, предмет коего тот самый, который занимает Ваше хода­тайство у начальства в отношении обители сей.


В надежде на уверение Ваше по сему случаю, сообщая Вам об оном, покорнейше прошу не отвергнуть моего с братиею жела­ния о благоустройстве обители Площанской, которая навсегда оставит у себя благодетельное имя Ваше и будет воссылать ко Всевышнему о Вас усердные молитвы.

Затем пребывая к Вам с моим высокопочитанием и душев­ною преданностию, честь имею быть

Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга

Строитель иеромонах Анатолий. Июня дня 1835 года

№2

Ваше Высокопреподобие

Высокопочтеннейший Батюшка

Отец Архимандрит Игнатий!

Всегда памятуя милостивое ваше благодеяние, первым долгом почитаю поздравить с высокоторжественным праздником всерадостным Рождеством Господа нашего Иисуса Христа, и праздно­вать оный с сердечным утешением желаю, и по милосердию Его все благоприятное полезное в жизни вашей получить, и усерднейше прошу святых Ваших молитв и благословения. — Обязанностию поставляю и уверен в вашем великодушии, и в надежде отеческого благорасположения смею беспокоить: небезызвестно вам, что мы утруждали прошением высшее начальство о при­бавлении штата обители нашей, но благоугодно было Святей­шему Синоду дать знать: по замещении недостающих пятнадца­ти человек монашествующих, сказано во указе; чтобы вторично взойти прошением, если нужно будет. Но как на недостающее число замещены и теперь в немалом затруднении находимся: штат имеется на семь человек, по необходимости в другие мона­стыри, постригаться многие благонадежные послушники опаса­ются, ибо и штата малого избегают, посему достойных людей лишаемся. <...>.

Посему и осмеливаюсь нижайше просить вашего благора­зумного совета, можно ли будет вторично беспокоить Святей­ший Синод, и если милость ваша будет и незатруднительно для вас, наичувствительно смею просить достовернее узнать и на­ставлением вашим меня вразумить. И еще свое мнение позволь­те предложить, не нужно ли из монашествующих от обители кого послать в С.-Петербург, как вы соизволите усмотреть. И во ожидании милостивого вашего уведомления; чем в старо­сти моей много утешите, кои ваши великие благодеяния для меня с братией вечно будут незабвенны и отеческим благоуст­ройством вы виновниками будете святой обители, которая на­всегда будет воссылать ко Всевышнему Богу и к покровитель­нице Пречистой Богородице о вас усердные молитвы и я на­всегда пребуду к вам с должным нижайшим высокопочитанием и сердечною любовию

Вашего Высокопреподобия честь имею быть смиренным бо­гомольцем

Строитель иеромонах Анатолий.

Декабря 17 дня

1836 года

Богородицкая Площанская пустынь

№3

Молитвами Святых Отец наших, Господе Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Ваше Высокопреподобие!

Достопочтеннейший Отец архимандрит!

Возлюбленный о врученной мне обители попечитель!

О. Игнатий!

Осчастливлен будучи благоприятным писанием вашим, по­сланным ко мне недостойному от 15 декабря 1836 года, которое, получа, читал с великою радостию, особенно сие:

Что ныне время Благоприятное к исполнению общего на­шего по обители желания, о прибавлении штата, Ей тако! Ваше Высокопреподобие! Вам поручает Матерь Божия обитель сию, иметь ходатайство. Впрочем, и со стороны нашей — если что может воспоследовать к успеху, мы не отречемся всеми сила­ми заслуживать и вам толикому Благотворителю во всей точ­ности. А наконец я — о получении оного приятного известия, от руки Вашего Высокопреподобия писанного, — нимало не медля отправляюсь к ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ с сим писа­нием, и что последует, то не умедлю вам описать, питая себя тою надеждою, что теперь меньше трудности к продолжению сего предмета.

И так припадая к стопам Вашего Высокопреподобия, имея и Помощницу и Ходатаицу врученной мне обители Заступницу усердную, чем могу довольно заслужить вам, разве что навсегда будет известно и в роды родов имя и ходатайство ваше!

С покорностию, во всем Вашему Высокопреподобию есмь и пребуду навсегда с братиею многопочитающий вас усердный богомолец Богородицкой

Площанской пустыни

Строитель иеромонах Анатолий.

30 декабря

1836 года

№4

Высокопреподобнейший батюшка

Отец Игнатий!

Приношу мою от души и сердца Вашему Высокопреподо­бию от лица и до земли благодарение за вашу ко мне убогому любовь и усердие, чтобы меня помнить, и прошу не забывать меня грешного в молитвах ваших святых, а я недостойный ос­меливаюсь вас поздравить с наступающим торжественным праздником, и дай Бог вам проводить в душевном спасении и радости, и мне того же пожелайте, а я всегда об вас в недостой­ных моих молитвах по силам моим не оставляю, и навсегда пре­буду ваш богомолец,

грешный Вассиан

Апреля 10,1837 года

Отцу Евангелу от меня усерднейшее почтение.

И от меня, пустынножителя, Вашему Высокопреподобию всепочтеннейшее почитание.

Иеромонах Анатолий.

№5

Ваше Высокопреподобие!

Достопочтеннейший нам убогим и обители нашей Благоде­тель!

Отец Архимандрит! Отец Игнатий!

Благосостояние и польза нашей обители, содеянные посред­ством превознесенной особы Вашей, в прибавлении оной шта­та, породили в нас дерзновение к возблагодарению, коими до избытка будучи преисполнены, воскипев паче меры пред незаб­венным нашим покровителем. — Благоговея, во-первых, прославляя величие Божие и заступление Пречистой Его Матери, преблагословенной Владычицы, повергая общебратственно вам себя долу, в восторге сие наше смирение, которое происходит от чув­ствования сердечного, а не от каких-либо умствований, и льсти­вых речений. — По получении только неожиданной радости мы с братиею, совершив бдение с благодарением Господу Богу и Заступнице усердной, прославляем и впредь будем прославлять Его милосердие. В таковых чувствованиях пребывая, и пребу­дем с благодарением навсегда и пред Вашим Высокопреподоби­ем, и с желанием Вам благоденствия, здравия, и всех благ о Хри­сте Боже, не токмо в сей, но и в будущей жизни.

Вашего Высокопреподобия! Милостивейшего Отца! Всени­жайшие послушники!

Орловской епархии в Севском уезде, Площанской Пустыни — Настоятель с братиею.

Строитель иеромонах Анатолий. 3 июня 1838 года

III. Письмо послушника пустыни Николая Чистякова

Ваше Высокопреподобие

Всемилостивейший Благодетель.

Отец Архимандрит.

Ваше Высокопреподобие, в письме к особе много уважаемой мною позволили удостоить меня весьма лестного отзыва, поче­му по совету той же особы беру смелость утруждать вас просьбою о принятии меня под покровительство Ваше. Решившись дан­ные мне от Бога способности посвятить служению Церкви в зва­нии монашеском, ныне прошу Вас удостоить меня принять в братство, окормляемое личным управлением вашим, в нем го­тов я употребить все мое старание, чтобы по указаниям вашим стараться к снисканию спасения вечного единственной цели су­ществования моего. — Изъяснив таким образом чувствования мои, обязанностию считаю доложить Вашему Высокопреподо­бию, что в вашем письме относительно меня упомянуто о реген­тстве, но я хотя нотное пение и знаю, но собственно регентом не бывал.

В заключение сего письма, предоставляя способ перевода мо­его из здешней обители благоусмотрению и силе влияния Ва­шего, повторяю мою просьбу удостоить меня покровительства и молитв ваших святых, причем с глубочайшим почитанием и неограниченною преданностию имею счастие именовать себя Вашего Высокопреподобия нижайший послушник

Николай Чистяков. 21 февраля 1844 года Площаяская пустынь

IV. Письмо Никодима, епископа Орловского, к святителю Игнатию[87]

Ваше Высокопреподобие! Милостивый Государь!

Почтеннейшее и приятнейшее для меня письмо Ваше от 26-го Генваря 1838 года я получил 7-го числа минувшего февраля и замедлил отвечать Вам на оное, в чем прошу Вас великодушно извинить меня. Приношу Вашему Высокопреподобию душев­ную благодарность мою за принятое Вами ходатайство о при­бавлении штатного числа монашествующих в известной Вам Богородицкой Площанской пустыне; благоволите чрез Ваше посредство начатое привесть к благополучному окончанию.

Обитель истинно прекрасная и благоустроенная. Я когда бы­ваю в ней, всегда оною восхищаюсь.

За сим позвольте мне, Ваше Высокопреподобие, поздравить с приближающимся всерадостным праздников праздником свет­лого и живоносного Воскресения Христова и сердечно пожелать Вам вполне насладиться нетленными плодами оного. Позволь­те еще надеяться продолжения Вашего благорасположения ко мне и в потребном случае адресоваться к Вам, чем обяжете меня быть навсегда пред Вами признательным и благодарным.

Поручая себя Вашим благоприятным молитвам с истинным почтением и совершенною преданностию имею честь быть

Вашего Высокопреподобия Милостивого Государя

Покорнейший слуга и богомолец

Никодим, Епископ Орловский.

19 марта 1838 года

Орел



II

Архимандрит Феофан Новоезерский и игумения Феофания (Готовцева)

В письме к Преосвященному Илиодору, архиепископу Курс­кому, святитель Игнатий, между прочим, написал: -«Опять ви­дел других настоятелей, для которых оставление должности и жительство на покое было средством к достижению сугубого спокойствия и по душе и по телу. В пример последних могу пред­ставить почившего в Бозе, известного по благочестию отца Фе­офана, Архимандрита Новоезерского: я имел счастие его видеть, имел счастие с ним беседовать».

Выдающийся подвижник еще екатерининского времени, архи­мандрит Феофан (в миру Феодор Соколов, 11 мая 1752 — 3 декаб­ря 1832) в 19 лет удалился в Санаксарскую пустынь к отцу Феодору Ушакову[88], а после ссылки последнего в Соловецкий монастырь перешел в Введенский монастырь Владимирской епархии, затем, в 1775 г., ушел в Молдавию в монастырь Тисман, где был пострижен. Однако из-за усилившихся притеснений турок остаться там он не смог и в 1780 г. переместился в Софрониеву пустынь Курской епар­хии. Отсюда он был переведен в Александро-Невскую Лавру и, благодаря своему смирению и трудолюбию, взят в келейники к Митрополиту Гавриилу с производством в иеромонахи. Здесь он имел возможность объяснить начальству невиновность своего быв­шего старца Феодора Ушакова и тот, по указу Екатерины II, был вызван из ссылки и возвращен в Санаксарскую пустынь. В даль­нейшем Митрополит Гавриил избрал о. Феофана в число советни­ков при ученых Лавры, которым было поручено поверять сделан­ный Паисием Величковским[89] перевод на славянский язык Добротолюбия. Это избрание свидетельствовало о прекрасном знании о. Феофаном греческого языка, а также о его опытном разумении жизни духовной. В 1791 г. о. Феофан был поставлен во игумена Моденского монастыря Новгородской епархии, но в 1793 г., по про­шению граждан белоезерских, переведен в Кирилло-Новоезерский монастырь, расположенный на острове озера Нового.

Кирилло-Новоезерский монастырь переживал в то время крайний упадок: братии было всего семь человек, здания все в полуразрушенном состоянии. Отец Феофан, прежде всего, ввел общежитие и новый порядок служения. Благоговейное богослу­жение, строгость жизни иночествующих, кротость и мудрость настоятеля скоро умножили число братии до 80 человек, при­влекли богомольцев и благотворителей, среди которых были богатые купцы, а также лица царствующей фамилии. В 1799 г. о. Феофан был определен благочинным монастырей, в том чис­ле Горицкого девичьего. В 1819 г. он был вызван в Петербург и возведен в архимандрита.

За 36 лет управления о. Феофаном Новоезерский монастырь был приведен в превосходное состояние, совершенно изменил­ся его облик, вместо ветхих некрасивых строений были постро­ены многие каменные здания, снаружи он был обнесен камен­ной стеной с шестью башнями. Еще более о. Феофан заботился о духовном устройстве братии, непрестанно поучая их наедине или в общем собрании. Не только в своем монастыре, но и в мо­настырях своего благочиния. Особенно много внимания уделял он сестрам Горицкого монастыря, с которыми вел активную пе­реписку. «Поучения его, исходившие прямо из глубины сердца, могли трогать и самые ожесточенные души, не красотою и пышностию выражений, но тою сердечною умилительностию и си­лою, которые составляют истинное помазание духовное».

В 1829 г. из-за ослабления телесных сил и жестокой болезни ног семидесятисемилетний старец принужден был просить увольнения от должности. Но оставил он вместо себя своего на протяжении 27 лет ученика, игумена Аркадия, который продол­жил его труды на благо монастыря.

В таком положении застали Новоезерский монастырь при­бывшие туда в феврале 1830 г. молодые послушники, Дмитрий Александрович Брянчанинов и Михаил Васильевич Чихачев. С большим радушием приняли их и архимандрит и братия. Забе­гая вперед, следует отметить, что именно здесь обрел будущий архимандрит Игнатий своего верного друга и сподвижника, Пав­ла Петровича Яковлева.

В письме к матери, Софье Александровне, Дмитрий Алексан­дрович писал, что он и раньше слышал об о. Феофане и очень хотел познакомиться с ним: «притом если б жил я где близ Во­логды, то не было б мне покоя, пока не побывал бы в Новоезерском монастыре у отца Феофана, — теперь же это дело уже в шля­пе». Однако после уроков отца Леонида (Наголкина), здесь ему показалось слишком просто: «Об Новоезерском много чрезвычайно слышал и мало из слышанного увидел; порядок в Белых берегах гораздо строже и лучше, всенощные ровнехонько вдвое дольше... Братия очень свободны в обращении... Виделся с о. Фе­офаном несколько раз, и он рассказывал о себе, что служил в штатской службе в Москве, будучи осемнадцати лет оставил мир, жил несколько времени в Санаксарской пустыне при о. Феодоре Ушакове, потом в Молдавии при Феодосии, а Паи сия Нямецкого и не видел, десять лет был келейником митрополита Гавриила и 30 с лишком здешним настоятелем».

Скоро, однако, сырой климат Новоезерского монастыря на­чал оказывать пагубное влияние на здоровье Дмитрия Алексан­дровича и уже в июне 1830 г. его, совсем больного, родители пе­реправили в Вологду.

Сразу же после отъезда Дмитрия Александровича между ним и Павлом Петровичем Яковлевым установилась переписка. Осо­бенно интересно письмо от декабря 1832 г., в котором говори­лось о литературных трудах в Новоезерском монастыре. Архи­мандрит Феофан последние годы занимался составлением жи­тия о. Феодора Ушакова и редактированием своих «Бесед», а его ученики — жизнеописанием самого архимандрита Феофана. При этом, зная о литературных дарованиях Дмитрия Александ­ровича, теперь уже отца Игнатия Брянчанинова, они пользова­лись его советами и исправлениями текстов. «Буди Вам извест­но, — писал он им, — что житие о. Феофана мною довольно тща­тельно переправлено, и, как Вам угодно, но поостерегитесь хорошее заменить посредственным. Знайте, что его нравоуче­ние в Житии помещенное, прибавкою мною сделанною, такой получило вид, что для людей, имеющих вкус и знание, кажется весьма связным, простым и сильным отрывком. Сие нравоуче­ние вместе с описанием его нравственности и кончины состав­ляет всю красоту сего жизнеописания. Ограда же, ризница, ауди­енции и проч. суть предметы, наименее занимательные в жизни человека, прославившегося возвышенною нравственностию, смирением и презрением всего суетного».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.