КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по усвоению материала
Мотивация темы Выберите правильный ответ 5.Волоски Фрея используются для определения: 1) объема тактильной чувствительности; 2) остроты тактильной чувствительности; 3) порога пространственного восприятия тактильной чувствительности; 4) объема пространственного тактильного восприятия; 5) чувства «локализации». Ответы: 1) 1а,г; 2б; 2) 1б; 2а,в; 3) 1г,2а,в; 4) 1 в,г; 2 б; 5) 2. Тема 8. Нейропсихологическое исследование: функциональные пробы для исследования кинестетического анализатора: инструкции, интерпретация полученных результатов, квалификация и топическое значение выявленных нарушений Исследование кожно-кинестетической чувствительности является неотъемлемой частью нейропсихологического исследования. Этот раздел исследования больного включает две самостоятельные части; первая из них направлена на изучение кожной или осязательной чувствительности, вторая – на исследование мышечно-суставного чувства. Обе части этого раздела имеют существенное значение для изучения состояния кожно-кинестетического анализатора, и их нарушения могут непосредственно указывать на поражение постцентральных или заднетеменных отделов мозговой коры. Цель самоподготовки В ходе самоподготовки необходимо усвоить: 1) клинико-психологические проявления поражения коркового отдела кожно-кинестетического анализатора; 2) характеристику и проведение сновных проб для исследования глубокой кинестетической чувствительности; 3) характеристику сенсибилизированных проб для исследования глубокой кинестетической чувствительности; 4) интерпретацию полученных результатов, квалификацию и топическое значение выявленных нарушений кинестетической чувствительности; 5) пробы для исследования стереогностического чувства, интерпретацию полученных результатов, квалификацию и топическое значение выявленных нарушений. План изучения темы: 1. Клинико-психологические проявления поражения коркового отдела кожно-кинестетического анализатора 2. Основные пробы для исследования глубокой кинестетической чувствительности 3. Сенсибилизированные пробы для исследования глубокой кинестетической чувствительности 4. Интерпретация полученных результатов, квалификация и топическое значение выявленных нарушений кинестетической чувствительности 5. Пробы для исследования стереогностического чувства. Интерпретация полученных результатов, квалификация и топическое значение выявленных нарушений 1. Разбор и усвоение материала учебной литературы по теме занятия в соответствии с представленным планом изучения 2. Чтение и разбор лекционного материала 3. Закрепление полученных знаний, умений и навыков в ходе ответов на вопросы для самоконтроля 4. Выполнение обязательных заданий на самоподготовку 5. Подготовка вопросов по сложным и недостаточно понятным моментам изучаемой темы Литература Основная: 1. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р.Лурия.-3-е изд., стер.-М.:Академия,2004.-381 с.: ил.- (Высш. проф. образование. Психология). 2. Корсакова, Н.К. Клиническая нейропсихология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности психологии / Н.К. Корсакова, Л.И.Московичюте.-М.:Академия,2003.-141 с.:ил.- (Высш. проф. образование). 3. Нейропсихологическая диагностика / под ред. Е. Д. Хомской.-М.: Ин-т общегуманитар. исследований; Мос. психологосоц. ин-т. Ч.1:Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы.-2004.-58 с. 4. Нейропсихологическая диагностика/под ред. Е. Д. Хомской.-М.: Ин-тобщегуманитар. исследований; Мос. психолого-соц. ин-т. Ч.2: Альбом.-2004.-46 с.: ил. Дополнительная литература 1. Евдокимова, Е.М. Методическое пособие для самоподготовки студентов факультета клинической психологии по курсу "Нейропсихология"/Е.М.Евдокимова; ГОУ ВПО КГМУ, Каф. психиатрии и клин. психологии.-Курск:КГМУ,2004.-115 с. 2. Лурия, А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р.Лурия.-М.:Академия,2002.-346 с.- (Высш. образование). 3. Хрестоматия по нейропсихологии: Учеб. пособие для студентов фак. психологии вузов / Отв. pед. Е.Д.Хомская.-М.:Рос. психол. о-во,1999.-526 с. 4. Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. Пособие / Л.С. Цветкова; Мос. психолого-соц. ин-т.-М.: Мос. психолого-соц. ин-т, 2000.-159 с. 5.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология"/под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева.-2-е изд., доп. и перераб.-СПб.:ПИТЕР,2005.-559 с.: ил.-(Практикум по психологии). 6. Жариков, Н.М. Психиатрия: учеб. для студентов мед. Вузов / Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин.-М.:Медицина,2002.-540 с.- (Учеб. лит. для студентов мед. вузов). 7. Оруджев, Н.Я. Возможности нейропсихологического метода в наркологии: Учеб.-метод. пособие / Н.Я.Оруджев; Волгоград. мед. акад.-Волгоград:Изд-во Волгоград. мед. акад.,2001.-40 с. Вопросы для самоконтроля 1. Приведите схему рефлекторной дуги кожно-кинестетического анализатора. 2. Какими отличительными признаками характеризуется тактильная и кинестетическая чувствительность? 3. Каковы принципиальные отличия мозговой организации тактильной и кинестетической чувствительности? 4. Какие нейропсихологические пробы используют для диагностики кинестетической чувствительности? Приведите их в необходимой последовательности. 5. Какие нарушения могут наблюдаться в пробе на воспроизведение активно приданного положения конечности больного? 6. Каким образом можно сенсибилизировать данную пробу? 7. О чем свидетельствуют нарушения, выявленные в ходе проведения пробы на воспроизведение положения конечности? 8. Каковы отличительные особенности этой пробы от таковой, направленной на исследование оптико-кинестетической организации двигательных актов? Могут ли коррелировать результаты исследования этих проб? 9. Опишите пробу на воспроизведение углов отведения предплечья? Приведите понятную для больного инструкцию. 10. Назовите два варианта сенсибилизации пробы на воспроизведение углов отведения предплечья? 11. Каким образом могут проявляться нарушения в пробе на воспроизведение углов отведения предплечья? 12. Какое топическое значение имеют нарушения выявленные в ходе пробы на воспроизведение углов отведения предплечья? 13. Перечислите клинико-психологические проявления афферентной кинестетической апраксии? 14. Какие нейропсихологические пробы для исследования двигательных и кожно-кинестетических функций будут наиболее целесообразны для выявления афферентной (кинестетической) моторной апраксии? 15. Проведите дифференциальную диагностику афферентной (кинестетической) и эфферентной (кинетической) моторных апраксий? 16. Что такое стереогностическое чувство? 17. Какие нейропсихологические пробы существуют для выявления астереогноза? 18. Может ли быть астереогноз двусторонним? 19. При каких по локализации поражениях чаще всего отмечаются проявления астереогноза? 20. Чем, помимо нарушений кинестетической чувствительности, могут быть обусловлены явления астереогноза? 21. Может ли наблюдаться астереогноза при поражении сенсомороных областей? 22. Может ли наблюдаться астереогноз при поражении премоторных областей? 23. Какие клинико-психологические особенности проявлений астереогноза следует учитывать при интерпретации его топического значения? 24. Как вы думаете, всегда ли нарушения кинестетической чувствительности будут сопровождаться нарушениями тактильной чувствительности? 25. Какие жалобы может предъявлять больной с нарушением кинестетической чувствительности рук? 26. Будут ли наблюдаться нарушения кинестетической чувствительности при общемозговых поражениях? Каким образом эти нарушения будут проявляться? Обязательные для выполнения задания на самоподготовку 1. Самостоятельно проведите пробы для исследования кинестетической чувствительности. Опишите в рабочей тетради результаты проведения. 2. Самостоятельно проведите пробы для исследования астереогноза. Опишите в рабочей тетради результаты проведения. 3. Выполните тестовые задания Найдите соответствие: 1. Найдите соответствие между видами чувствительности и их функциональными мозговыми зонами:
2. Найдите соответствие между видами апраксий и конкретными нейропсихологическими методиками:
3. Найдите соответствие между локализацией поражения и нейропсихологическими нарушениями:
4. Найдите соответствие между видами нарушений и нейропсихологическими методиками для их выявления:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |