Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминология




Выберите правильный ответ

5. При проведении проб на понимание сложных логико-грамматических конструкций наиболее значительно затрудняются лица с наличием:

1) сенсорной афазии;

2) афферентной моторной афазией;

3) динамической афазией;

4) семантической афазией;

5) акустико-мнестической афазией.

Ответы: 1) 1б; 2а,в,г,д; 2) 1а; 2д; 3) 1а,2г; 4) 1 в; 2 г; 5) 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Автоматизированные речевые ряды – речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания (фамилия, имя, отчество, дни недели, алфавит, числовые ряды и т.д.).

Абрис (слова) – ритмико-мелодический, фонетически нечеткий рисунок слова, хранящийся в слухоречевой памяти.

Агнозия – (от греч. а - отрицат. частица и gnosis - знание) отсутствие узнавания раздражителей, поступающих из окружающего мира и собственного организма при условном сохранении элементарных анализаторных функций. Выделяют (по модальности) зрительные, слуховые и тактильные А.

Аграфия – (от греч. а - отрицат. частица и grapho - пишу) нарушение письма, возникающие при поражении различных областей коры головного мозга. Выделяют сенсорную, акустико-мнестическую, семантическую, афферентную моторную (кинестетическую), эфферентную моторную (кинетическую), динамическую, оптико-пространственную, оптико-мнестическую и оптическую виды А.

Акалькулия – (от греч. а - отрицат. частица и лат. calculatio - счет, вычисление) нарушение счета и счетных операций при поражении различных областей коры головного мозга. Выделяют оптическую, сенсорную, акустико-мнестическую, лобную (префронтальную) и специфическую первичную теменную (или теменно-затылочную) виды А.

Алалия – (от греч. a - отрицат. частица и lalia - говорю) неразвитие или грубое нарушение развития речи у детей, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией высших отделов центральной нервной системы (определенных зон коры головного мозга). Выделяют моторную и сенсорную виды А.

Алексия – (от греч. а - отрицат. частица и lexis - слово) нарушение чтения, возникающее при поражении различных областей коры головного мозга. Выделяют оптическую, оптико-мнестическую, сенсорную, акустико-мнестическую, лобную (префронтальную), афферентную моторную (кинестетическую) и эфферентную моторную (кинетическую) виды А.

Амбидекстрия – парциальное левшество.

Амузия – (от греч. а - отрицат. частица и musikos - музыкальный) утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты. Выделяют моторную и сенсорную виды А.

Анартрия – (от греч. а - отрицат. частица и artro - сочленение) полное (или частичное) отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. По тяжести проявления выделяют: тяжелую А. – полное отсутствие речи и голоса, среднетяжелую А. – наличие только голосовых реакций, легкую А. – наличие звукослоговой активности.

Апраксия – (от греч. a - отрицат. частица и praxis - действие) нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов, возникающее при локальных поражениях головного мозга. Выделяют афферентную (кинестетическую), эфферентную (кинетическую), пространственную, регуляторную (лобную, префронтальную) виды А.

Аспонтанность – невозможность самостоятельного включения больного в какую-либо деятельность. Как правило, этот симптом выступает полимодально, т.е. во всех видах деятельности больного в остром периоде заболевания. На резидуальных этапах заболевания нарушения спонтанности психических процессов могут проявляться в какой-либо одной модальности (например, речевая аспонтанность, двигательная аспонтанность, аспонтанность взора и т.д.).

Астереогноз – (от греч. а - отрицат. частица, stereos - твердый, gnosis - знание) невозможность опознания знакомых предметов при их ощупывании с закрытыми глазами. Обусловлен поражением вторичных корковых полей теменной области мозга, приводящих к расстройству анализа и синтеза поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета различных кожно-кинестетических ощущений, и ослаблению тактильных образов предметов.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и их различных комплексов, составляющих слоги, слова.

Аритмия – (от греч. а - отрицат. частица и rytm - последовательность) нарушение восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков. Выделяют моторную и сенсорную виды А.

Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью аудиометра.

Афазия – (от греч. a - отрицат. частица и phasis - высказывание) системное расстройство различных видов речевой деятельности, возникающее при локальных поражения коры головного мозга и сохранной иннервации речевого аппарата, заключающееся в нарушении способности воспринимать чужую и/или воспроизводить собственную речь. Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Выделяют сенсорную (акустико-гностическая А., А. Вернике), акустико-мнестическую, семантическую, афферентную моторную (кинестетическая А.), эфферентную моторную (кинетическая А., А. Брока), динамическую и оптико-мнестическую виды А.

Афония – (от греч. a - огрицат. частица и рhоne - звук) потеря голоса при сохранении целостной речи, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах).

Афферентный импульс – импульс, идущий от периферии к центру.

Афферентный анализ и синтез – анализ и синтез импульсов, идущих от рецепторов, от периферии к коре головного мозга, контролирующий выполнение отдельного движения, организован симультанно, пространственно.

Базальные ганглии (стриатум) – ядра больших полушарий мозга. Б.г. включают бледный шар, хвостатое ядро и скорлупу. Проводящими путями тесно связаны с черной субстанцией, субталамическим ядром (телом Люиса).

Баттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы вследствие нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи. Б. часто сочетается с другими нарушениями речи.

Бинауральный слух – (от лат. bini - два и auricula - ухо) построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70-100 дБ над порогом слышимости.

Бинокулярное зрение – (от лат. bini - два и oculus - глаз) - построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.

Блоки мозга – структурно-функциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека. Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый Б.м. – блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй Б.м – блок приема, переработки и хранения модально-специфической информации образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно-кинестезической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий Б.м – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами, образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Вортсалат (речевая окрошка) – парафазическая речь больных с сенсорной афазией на раннем этапе болезни.

Высшие психические функции – не врожденные, а прижизненно сформировавшиеся, опосредованные речью и произвольно регулируемые человеком сложные формы психической деятельности.

Гериатрическая нейропсихология – наука, занимающаяся изучением проблем старческого возраста с позиций нейропсихологии.

Гиперакузия – повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Г. наблюдается при сенсорных нарушениях.

Гипоталамус – нижняя часть промежуточного мозга, составляет стенки III желудочка мозга. Входит в состав лимбической системы мозга. Является главной структурой мозга, обеспечивающей биологические мотивации (потребление пищи, половое поведение, поддержание водно-солевого баланса организма и многое другое).

Гиппокамп – структура старой коры на медиальной стороне височных долей. Повреждение гиппокампа приводит к синдрому Корсакова. Он тесно связан с гипоталамусом волокнами свода (fornix).

Гипофиз – нижняя мозговая железа, один из основных эндокринных органов мозга. Имеет в своем составе три доли: переднюю, или аденогипофиз, заднюю, или нейрогипофиз, и промежуточную. Г. связан с гипоталамусом, гипоталамо-гипофизарным трактом.

Глия – клетки, входящие в состав нервной ткани. Обычно выделяют астроциты (преимущественно находятся в сером веществе мозга), олигоциты (преимущественно находятся в белом веществе мозга) и микроглию, участвующую в образовании мозговых оболочек.

Глобальное чтение – неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого.

Дизартрия – (от греч. dis - приставка, обозначающая расстройство и artroo - издаю членораздельные звуки) нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органическими поражениями центральной или периферической нервной системы. Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, мезэнцефально-диэнцефальную, корковую апраксическую пре- и постцентральную виды Д.

Дисграфия – (от греч. dis - приставка, обозначающая расстройство и grapho - пишу) частичное нарушение навыков письма при сохранном интеллекте и физическом слухе, обусловленное поражением, недоразвитием или дисфункцией коры головного мозга.

Дискалькулия – (от греч. dis - приставка, обозначающая расстройство и лат. calculatio - счет, вычисление) нарушение формирования навыков счета, обусловленное поражением, недоразвитием или дисфункцией коры головного мозга.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выделяют функциональную и механическую (органическую) виды Д.

Дислексия – (от греч. dis - приставка, обозначающая расстройство и lexis - слово) частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Дисфазия – (от греч. dis - приставка, обозначающая расстройство и phasis - высказывание) нарушение формирования речи как системного процесса, обусловленное поражением, недоразвитием или дисфункцией коры головного мозга.

Дихотическое слушание – метод, используемый при исследовании эхоической памяти, избирательности внимания, межполушарной асимметрии. Д.с. заключается в распознавании испытуемым слуховой информации, которая поступает по двум независимым каналам через наушники на левое и правое ухо.

Зеркальное отражение – нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.

Импрессивный аграмматизм – нарушение понимания грамматических средств языка.

Инактивность – увеличение общего времени протекания деятельности в рамках той или иной функции, увеличение латентных периодов реакции на стимулы, общая замедленность двигательных актов и организации деятельности в целом. Симптом И. может проявляться генерализованно в протекании всех видов деятельности больного или более локально, в какой-то одной модальности (речевой, двигательной, зрительной и др.).

Инертность – трудности переключения в процессе выполнения различных операций или переключения с одного вида деятельности на другой. Патологическая И. как результат нарушения пластичности психических процессов может проявляться как на элементарном уровне, так и системно, при организации поведенческих актов человека.

Интерференция – взаимодействие двух и более процессов, при котором возникает нарушение, подавление одного из них.

Клиническая нейропсихология – наука, изучающая нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга и особенности нейропсихологических синдромов в зависимости от индивидуального профиля функциональной асимметрии.

Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Комиссура – группа аксонов, соединяющих отдельные структуры мозга. Например, самая большая К. – мозолистое тело, которое соединяет большие полушария.

Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам или слов, относящихся к различным предложениям.

Локализация высшей психической функции (мозговая организа­ция высшей психической функции) – центральное понятие тео­рии системной динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущи­ми работе той или иной мозговой структуры – корковой или под­корковой).

Лимбическая система – группа структур мозга, связанных между собой тесными связями. Участвует в обеспечении мотивационно-эмоциональной деятельности организма. Одной из главных структур Л.с. является гипоталамус, которым большинство структур объединены в целостную систему, регулирующую мотивационно-эмоциональные реакции человека и животных на внешние стимулы.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качест­венное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

Межполушарное взаимодействие – механизм объедине­ния левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием генетических и средовых факторов.

Механизмы нарушения речи – характер отклонений в функционировании процессов и операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Миндалина – группа ядер, локализованных в глубине переднего полюса височной доли мозга. Имеет тесные связи с гипоталамусом, гиппокампом, таламусом, с обонятельной системой. Является частью лимбической системы мозга. Координирует эндокринные ответы и реакции автономной нервной вегетативной системы, связанные с эмоциями.

Модуляция голоса – изменение высоты голоса, связанное с интонацией.

Модальность – близкая группа ощущений. Например, зрительная М. объединяет ощущение света, темноты, цвета и другие характеристики зрительного стимула. Термин «М.» часто употребляют для обозначения стимула; например, слуховая М. – стимулы, адресованные слуховому анализатору.

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками. У позвоночных животных и человека различают головной М., помещенный в полости черепа, и спинной М., находящийся в позвоночном канале.

Мозговой ствол – включает продолговатый мозг, мост и средний мозг. М.с. содержит в своем составе ядра черепных нервов, ретикулярную формацию.

Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизиологическая основа психической функции) – совокупность морфо­логических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологи­ческих процессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятель­ности.

Мозговые структуры – сложноорганизованные по функциональному и морфологическому строению анатомические структуры, которые ответственны за выполнение психических функций (например, g. postcentralis ответственны за кожно-кинестетическую чувствительность).

Мозжечок – (лат. сerebellar - малый мозг) находится над мостом; состоит из двух полушарий и червя между ними, в глубине полушарий находится четыре пары ядер (ядра шатра, округлое, пробковидное и зубчатое). М. участвует в управлении движениями.

Мозолистое тело – многочисленные нервные волокна, соединяющие между собой симметричные точки коры больших полушарий.

Нарушения речи (расстройства речи, речевые нарушения, недостатки речи, дефекты речи, речевые отклонения, речевая патология) – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма и т.д.), обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Нарушения речевого развития – группа различных видов отклонении в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При Н.р.р. нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Нейроонтогенез – созревание нервной системы.

Нейрон – структурный и функциональный элемент нервной системы; нервная клетка с отростками (дендритами и аксоном). Н. подразделяются на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные, в которых происходит предварительная переработка импульсов.

Нейропсихология – наука о высших корковых функциях человека в их норме и патологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга (или дисфункций, вызванных другими причинами, не имеющими очаговой природы).

Нейропсихология детского возраста – наука, изучающая особенности ВПФ и их нарушения у детей с целью выявления закономерностей развития мозга.

Нейропсихология индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология) – наука, занимающаяся нейропсихологическим анализом индивидуальных особенностей человека.

Нейропсихология пограничных состояний ЦНС – наука, занимающаясяисследованием нейропсихологических синдромов пограничных состояний ЦНС (невротические состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации – «чернобыльская болезнь» и т.д.).

Нейропсихологическая диагностика – исследование больных с ло­кальными поражениями головного мозга с помощью клиниче­ских нейропсихологических методов с целью установления мес­та поражения мозга (топического диагноза).

Нейропсихологическая реабилитация – наука о формах и методах восстановления высших психических функций, направленных на ликвидацию возникшего дефекта психической деятельности, предупреждение инвалидизации и социализацию больных с локальными поражениями головного мозга.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функ­ции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводя­щих к локальным изменениям в работе мозга); внешнее проявление дефицита различных форм психической деятельности. Выделяют первичные и вторичные Н.с. Первичные Н.с. – нарушения психи­ческих функций, непосредственно связанные с поражением (вы­падением) определенного нейропсихологического фактора; вторичные – нарушения пси­хических функций, возникающие как системное следствие пер­вичных Н.с. по законам их систем­ных взаимосвязей. Н.с. рассматривается в двух смыслах, соответствующих этапам проведения нейропсихологического исследования: на ориентировочном этапе он выступает как нарушение, не имеющее определенного (локального) смысла, на избирательном этапе (качественная квалификация) симптом приобретает новый смысл, придающий ему локальное значение.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейро­психологических симптомов, обусловленное поражением (выпа­дением) определенного фактора (или нескольких факторов) при поражении определенных мозговых структур.

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Выделяются: модально-специфические Н.ф., связанные с работой корко­вых отделов различных анализаторных систем; модально-неспецифические Н.ф., связанные с работой не­специфических срединных структур мозга; Н.ф., связанные с работой ассоциативных (третичных) об­ластей коры больших полушарий головного мозга; Н.Ф., связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур головного мозга; Н.ф. межполушарного взаимодействия, связанные со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур; полушарные Н.ф., связанные с работой всего левого или пра­вого полушария мозга; общемозговые Н.ф., связанные с действием различных общемозговых процессов.

Нейролингвистика – наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности, ее психологическую структуру и динамические закономерности формирования в норме, а также изменения структурно-содержательных характеристик речи при локальных мозговых поражениях.

Нервная система – иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются контакты с внешним миром, реализация целей, координация работы внутренних органов, целостная адаптация организма. В качестве основного структурного и функционального элемента Н.с. выступает нейрон. Выделяют центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной системы.

Норма функции – показатели реализации функции (в психологических еди­ницах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые харак­теризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга и др.).

Параграфии – (от греч. para - возле, около и grapho - пишу) замены звуков (литеральные П.) или слов (вербальные П.) при письме.

Парадигматические связи – симультанно, пространственно организованная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или-или» (например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо носовой, либо ротовой).

Паралексии – (от греч. para - возле, около и lexis - слово) замены звуков (литеральные П.) или слов (вербальные П.) при чтении.

Парафазии – (от греч. para - возле, около, phasis - речь) замены звуков (литеральные П.) или слов (вербальные П.) в экспрессивной и импрессивной устной речи.

Перехват Ранвье – регулярные (для периферических волокон в среднем через 1,5 мм) места аксона, не покрытые миелином. Это связано с тем, что миелиновый чехол образуется обворачиванием вокруг аксона отдельных глиальных клеток. На стыке между отдельными клетками и образуется П.Р.

Персеверации – (от лат. регseveratio - упорство) циклическое повторение слова или движения, вопреки сознательному намерению. Выделяют моторные П. – навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов, которые могут быть системными П. (повторение двигательных программ) или элементарными П. ( повторение отдельных элементов программ) и сенсорные П. – навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов.

Полифункциональностъ мозговых структур – способность моз­говых структур (и, прежде всего, ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функ­циональных систем.

Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). П. характеризуется нарушением общей и речевой моторики; часто сочетается с другими нарушениями речи.

Порог абсолютный – наименьшая сила стимула, вызывающая реакцию. Порог дифференциальный (разностный) – минимальное приращение стимула, изменяющее реакцию.

Праксис – (от греч. praxis - действие) способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия, сопровождающиеся развернутым контролем.

Предикат – сказуемое. Психологический П. – замысел высказывания.

Проактивное торможение – (от лат. pro - перед чем-то) затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности. П.т. тем большее, чем более схож новый материал с тем, который был уже заучен.

Просодия – интонационный, мелодический компонент речи.

Психосенсорные расстройства – нарушения, связанные с появлением иллюзорных образов. Возникают при патологических процессах, происходящих в модально-специфических зонах мозга. К П.р. относятся: фотопсии, полиморфопсии, зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы, парестезии, систематические головокружения, искажения в восприятии частей собственного тела.

Психофизиологическое направление в нейропсихологии – занимается изучением физиологических механизмов высших психических функций.

Ретикулярная формация – (от лат. reticulo - сетчатый) скопление диффузно расположенных нейронов в сердцевине мозгового ствола и медиальных частях таламуса.

Ретроактивное торможение – (от лат. retro - после) негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила Р.т. увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности (при значительной ее интересности, связью с эмоциями, или повышенных требованиях к энергозатратам). В качестве механизма Р.т. выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов.

Реципрокная координация – (от лат. reciprocus - возвращающийся, взаимный) взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других. В частности, при возбуждении нейронов мышц-сгибателей происходит торможение активности нейронов мышц-разгибателей; при возбуждении центра вдоха затормаживается центр выдоха.

Речь – исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения в данном языке.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Сенсомоторика – (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализатора, служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя. При помощи С.а. достигается повышение разностной чувствительности в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора.

Симультанный – единый, пространственно организованный. Симультанное опознание – отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу одномоментно, как мгновенное схватывание.

Синапс – контакт аксона с мембраной другой клетки (нейрона, мышечной, железистой и др.).

Синдромный анализ (факторный анализ) – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняюще­го происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных пси­хических функций, связанных с поражением (выпадением) оп­ределенного фактора; качественная квалификация нейропсихо­логических симптомов.

Синтагматические отношения – сукцессивно, линейно организованная единица, в которой смысл связан по принципу «и – и» (например, предлог может стоять только перед существительным).

Слухо-моторные координации – простейшие по своему характеру двигательные акты, афферентирующиеся со слуха, имеющие четкую серийную организацию и представляющие собой «расчлененные во времени двигательные мелодии».

Спинной мозг – самая каудальная (задняя) часть центральной нервной системы. Имеет сегментарное строение. Обеспечивает двустороннюю связь туловища и ЦНС; способен к автономной деятельности по рефлекторному принципу, например способен осуществлять многие двигательные (коленный, сухожильный и ряд других) и вегетативные (просвет периферических кровеносных сосудов, потоотделение и ряд других) рефлексы.

Сукцессивный – единый, линейно организованный. Сукцессивное опознание – отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу в результате развернутого анализа его признаков.

Структура речевого дефекта – совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В С.р.д. выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная С.р.д. находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного реабилитационного воздействия.

Таламус – дорсальная (верхняя) часть промежуточного мозга. Содержит ядра (скопления нейронов), в которых возбуждение переключается на кору. Образно говоря, Т. является коллектором (собирателем и распределителем) импульсации, поступающей к коре больших полушарий.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Телеграфный стиль – аграмматизм больных, преимущественно с эфферентной моторной афазией, выражающееся в употреблении в речи существительных в именительном падеже.

Томография – неинвазивный (без проникновения) метод исследования структур головного мозга. Наиболее распространены рентгеновский, позитрон-эмиссионный и магнитно-резонансный методы томографии.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – способность к анали­зу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Фонемы – (от греч. phoneoma - голос, звук, речь) различительные единицы звукового строя языка (совокупности звуковых различительных признаков языка, сочетания определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка). В русском языке фонемами являются гласные звуки и их ударность, согласные звуки, которые противопоставляются по таким при­знакам, как звонкость-глухость, твердость-мягкость.

Функциональная система – совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в систему для достижения конечного результата. Это достигается за счет таких механизмов, как: афферентный синтез поступающей информации, принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата – акцептора результатов действия, реальное осуществление решения в действии, организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия. Ф.с., лежащие в основе психической сознательной деятельности человека, характе­ризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, более сложной иерархической организацией и т. п.) по сравне­нию с функциональными системами, лежащими в основе физио­логических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию высшие психические функции (гно­стические, мнестичские, интеллектуальные и др.) обеспечива­ются качественно разными Ф.с.

Функциональная специфичность больших полушарий – специфи­ка переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными закономерностями.

Церебральный – мозговой.

Экологическая нейропсихология – наука, изучающая влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние нейропсихологических функций и эмоционально-волевую сферу.

Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов) – наука, занимающаяся изучением таких мало изученных свойств психической деятельности, как память, мышление, эмоционально-волевая, эмоционально-личностная сфера при разных по локализации поражениях мозга.

Экспрессивная речь – (от лат. expressio - выражение) процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.

Экспрессивный аграмматизм – нарушение употребления грамматических средств языка в устной речи.

Эфферентный импульс – импульс, идущий от центра к периферии.

Эхолалия – (от греч echo - отражение звука и lalia – говорю) автоматическое, подражательное повторение больным чужих слов.

Эхопраксия – (от греч echo - отражение звука и praxis - действие) неконтролируемое, автоматическое, подражательное повторение больным чужих движений и действий.

Ядерные зоны (анализаторов) – определенные участки мозговой ткани, в которых сконцентрированы специфические нервные элементы, соответствующие видам анализаторов, вместе с их связями. В центре Я.з. расположен участок с максимальной концентрацией высокоспециализированных элементов, которые осуществляют тонкий анализ поступающих импульсов.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.