КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из письма Франсуа Бернье Кольберу
Ф. Бернье (1625—1688) — французский врач, философ и путешественник, проживший >12 лет при дворе могольского падишаха Аурангзеба (1658—1707), Вы уже могли видеть на картах Востока, как велики размеры империи Великого Могола... На этом громадном пространстве много чрезвычайно плодородных земель, некоторые из них, например Бенгальское королевство, превосходят Египет не только изобилием риса, пшеницы и прочих продуктов, необходимых для жизни, но также теми ценными товарами, которых Египет не знает, каковы шелка, хлопчатобумажные изделия, индиго и многие другие, о которых в достаточной мере говорится в разных описаниях. Из этих земель многие достаточно населены и довольно хорошо возделаны; местные ремесленники, хотя по природе своей довольно ленивы, все же вследствие нужды или по другим причинам старательно трудятся, вырабатывая ковры, парчу, золотые и серебряные ткани и всякого рода изделия из шелка и хлопка, которые употребляют в стране или везут в другие места... Индостан нуждается в ввозе слонов, меди, гвоздики, мускатного ореха, корицы и разных других продуктов, которые голландцы туда ввозят из Цейлона, Японии, Молуккских островов и Европы; ему нужен также свинец, который отчасти ему поставляет Англия, кумач и другие товары, поставляемые Францией; Индостан нуждается даже в большом количестве лошадей: известно, что из Узбекистана он получает их ежегодно более 25, из Персии, через Кандагар, их также привозят немало, а некоторое количество прибывает из Эфиопии, Аравии и Персии морем — из портов Моки, Бассоры и Бендер-Аббаса. Индостану требуется, кроме того, громадное количество свежих фруктов, доставляемых из Самарканда, Бали, Бухары и Персии, как, например, дыни, яблоки, груши, виноград; они потребляются в Дели, где их покупают по весьма дорогой цене почти всю зиму, так же как и сухие фрукты, которые там имеются круглый, год и которые привозятся из тех стран, например миндаль, фисташки, лесные орехи, сливы, абрикосы, виноград и пр. Наконец, есть спрос на маленькие морские раковины с Мальдивских островов, которые служат в качестве мелкой монеты в Бенгалии и в некоторых других местностях, а также на серый янтарь с этих же самых
Мальдивских островов и из Мозамбика; на рога носорога, на слоновую кость и рабов из Эфиопии, на мускус и посуду из Китая, на жемчуг из Бахрейна и Тутукури около Цейлона... Но все это не приводит к вывозу из империи золота и серебра, так как купцы набирают на обратный путь местные товары, находя это более выгодным, чем увозить деньги; таким образом, все это не мешает Индостану быть, как мы сказали, пропастью, поглощающей значительную часть золота и серебра всего мира, которые находят многие пути, чтобы туда проникнуть со всех сторон, и почти ни одного — для выхода оттуда. Наконец, обратите внимание на то, что Великий Могол является наследником всех эмиров, или вельмож, и мансебда-ров, или маленьких эмиров, которые состоят у него на жалованья, а также на то, что все земли государства, — а это имеет важнейшие последствия, ■— составляют его собственность за исключением кое-каких домов или садов, которые он позволяет своим подданным продавать, делить или покупать друг у друга по их усмотрению... Однако, с другой стороны, надо отметить некоторые обстоятельства, создающие противовес этим богатствам. Прежде всего среди этих громадных пространств встречается много песков и бесплодных гор, мало возделанных и слабо населенных, а из плодородных земель многие не обработаны за отсутствием земледельцев: часть из них погибла от дурного обращения губернаторов, нередко отнимающих у них самое необходимое для жизни, порой даже детей, которых обращают в рабство, когда у родителей нет средств платить или когда они пытаются уклониться от платежа; другие покинули деревню по той же причине и, впав в отчаяние, что им приходится работать только для других, бросились в города или в войска, чтобы служить носильщиками, водоносами или сделаться служителями всадников; некоторые бежали во владения раджей, потому что там их меньше угнетают и лучше обращаются с ними. Далее надо заметить, что на этом пространстве живет множество народов, над которыми Могол не вполне властен; у них большей частью имеются свои начальники и государи, которые повинуются Моголу и платят ему дань только по.принуждению; некоторые из них платят очень мало, а некоторые и вовсе ничего не платят; есть также и такие, которые даже получают от него... Сюда относятся все мелкие государи, находящиеся на границе с Персией, которые почти никогда ему ничего не платят, как и не платят персидскому королю. Таковы еще белуши', афганы и другие горные 1 Имеются в виду белуджи. племена.,. Таковы еще патаны... таков и король Биджапура... Таков еще могущественный и богатый король Голконды... Таковы, наконец, более сотни крупных раджей, или языческих государей, разбросанных по всей империи, одни — по близости Агры и Дели, другие — вдали от этих городов; среди них имеется примерно 15—16 очень богатых и могущественных.,, Ф. Бернье, История последних политических переворотов в государстве Великого Могола (перевод с франц.), М.—Л., 1936, стр. 182—211. //. АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ФЕОДАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ Из «Аттхаванавьявахаратантрам» «Аттхаванавьявахаратантрам» — обширный трактат неизвестного автора, претендующий на освещение административной системы государства Виджаянагар (XV—XVI вв.), но составленный не ранее конца XVIII в. и отразивший современную ему действительность. Имеется 12 служащих в каждой деревне: писец, староста, плотник, прачечник, жрец, брадобрей, башмачник, золотых дел мастер, сторож, распределитель воды, кузнец и горшечник. Они называются айягарами. В каждой деревне ее жители выдают этим служащим в соответствии с их общественным положением вознаграждение в двух видах — буйям и артхайям — с продукции их полей. То, что выделяется для богов и брахманов, называется соответственно дввадайя и брахмадайя. Айягарам отмериваются 2 мунта! зерна как буйям и 2 мунта как артхайям с каждого поля или с каждой кхан-дуги2 в зависимости от обычая каждой парганы3. Кроме того, все райяты платят налоги zaydei и шанб-хогуъ. Гауда обязан следить за тем, чтобы земли деревни были обработаны на условиях уплаты денежной суммы, установленной правительством. Он должен собирать налоги по соответствующему соглашению [с каждым райятом], выплачивать их вовремя правительству и раз в году подводить баланс в джамабанди6. Некоторые поля деревни обрабатываются 1 Мунта — мера объема. 2 Кхандуга — мера объема, примерно около 53 мунта, а также участок 3 Паргана — мелкая административная единица, округ. * Гауда — распространенное в Карнатаке название старосты деревни. 6 Шанбхога — деревенский писец. 6 Джамабанди здесь —список всех владений в деревне с указанием величины налогов и с отметками об их уплате.
с согласия правительства (а некоторые — без него). Если земли, про обработку которых правительство знает, записаны^ в дубликатах кадастра, то доход с полей, которые не упомянуты в кадастре, присваивают деревенские староста и писец. Айягары владеют манья х, за которые все они, кроме жреца, должны платить джоди2. Гауда и шанбхога, однако, благодаря тому влиянию, которым они пользуются в деревне, имеют и другие мелкие доходы с райятов. Могут спросить, почему райяты не жалуются на них правительству. Во-первых, ими руководит чувство верности к этим служащим, под защитой которых их предки процветали из поколения в поколение. Во-вторых, райяты не вступают в прямой контакт с правительством. Наконец, они боятся, что эти служащие могут подать неправильные сведения о размерах обрабатываемой ими земли. Поэтому райяты всегда остаются покорными гауде и шанбхогу. Талари3 помимо буйям, артхайям и бхатавритти-манья4 получает с жителей деревни каждый день густую кашу из муки раги 5, карри6 и хлебные колосья, а с куруба7 — шерстяные одеяла. [Жители деревни] боятся его, потому что он, будучи как бы котвалом8 деревни, может назначить их в первую очередь нести багаж... правительственных чиновников. Он должен защищать деревню от разнообразных опасностей и помогать по мере необходимости в управлении ею. Если какое-нибудь воровство случится во время пребывания в деревне чужаков, талари ответствен за него. На кавалгара9 возлагается ответственность (за грабежи, совершенные вне деревни). Таллари обычно происходит из касты бойя в симе10 Читрагаллу, хотя члены других каст также занимают должности талари. Пурохит ч должен объявлять райятам время, когда следует высевать зерно, чтобы получить обильный урожай; он должен также говорить им, в какие сроки следует произво- 1 Манья —' участок земли либо освобожденный от налога, либо несу 2 Джоди — мелкий сбор. 3 Талари — деревенский сторож. 4 Бхатавритти-манья — участок земли, выделенный брахману. В тек 5 Раги — один из распространенных в Индии видов проса. 7 Куруба — каста ткачей шерсти. 6 Термином «котвал» обычно обозначался правитель города, имевший 9 Кавалгар — тоже сторож, полицейский. 10 Сима — административная единица. 11 Пурохит—жрец, знаток календаря, устанавливающий время сель дить другие работы. Он служит на свадьбах и других религиозных церемониях, которые происходят в домах земледельцев, и ежедневно читает писание перед богатыми людьми деревни. Поэтому райяты платят ему [сборы] хоре-халлу и морабхатта кроме его айяма '. ■ Плотник и кузнец выполняют всю ремесленную работу в деревне, делают главным образом плуги и другие сельскохозяйственные орудия, не требуя платы за свою работу [помимо обычных отчислений от урожая]. Они получают отдельную оплату только тогда, когда заняты в строительстве домов для райятов. Они должны произвести столько плугов, сколько требуется правительству. За это им выдается хоре-халлу и морабхатта помимо их айямов. Брадобрей бреет райятов, а прачечник стирает их одежду. Они также получают хоре-халлу и морабхатта. Кроме того, прачечник получает пищу в каждом доме в тот день, когда он стирает одежду (жителей этого дома). Он платит налог реву-гутта2 правительству. Кожевник снабжает райятов ремнями, (кожаными) ведрами, сандалиями и т. д., за что они уплачивают ему* хоре-халлу и морабхатта. Шанбхог имеет айям потому, что он ведет деревенскую отчетность. Кроме того, он пользуется также манья, которое ему даруется жителями деревни и правительством в вознаграждение за его службу. Однако он должен платить правительству джоди со своего манья. Не каждая деревня содержит своего горшечника. Один или два гончара снабжают горшками всех райятов тарафа3. Однако горшечник имеет айям в каждой деревне. Он также обычно продает глиняную посуду на базаре, за что должен платить правительству особый налог чакра-канике4. Золотых дел мастер отмеряет половину продукта, принадлежащую земледельцу. Он также проверяет доброкачественность монет, собранных в качестве налогов с земледельцев... За эту работу ему платят хоре-халлу и морабхатта. Распределитель воды закрывает шлюзы оросительного водоема, погружая в воду (щиты). В сезон дождей распределитель воды живет в хижине на плотине, чтобы предотвращать ее прорывы и регулировать снабжение водой в соответствии с потребностями полей. Он должен также отчитываться 1 Айям — необлагаемый налогом участок земли, даваемый должност 2 Реву-гутта — налог на камни по берегу реки или пруда, о которые 3 Термин «тараф» заимствован из Северной Индии, где он обозначал 4 Чакра-канике — буквально «налог на гончарный круг». в случае недостатка воды в водоеме, и если ему не удастся дать удовлетворительное объяснение, он смещается со своей должности. За свою работу он получает хоре-халлу и мораб-хатта. Эти 12 айягаров прикреплены к деревне, и их должности наследственны. В Карнатике они называются айягарами, но в могольских документах они упоминаются как барабала-еати1. N. Sasiri and Venkataramanayyu, Further sources on the Vijayanagara History, v. HI, Madras, 1946, p. 310—313. Из «Материалов о мираси» Ф. В. Эллиса Записка Ф. В. Эллиса, коллектора (сборщика налогов) в округе Мадрас, была подана в налоговое бюро Мадраса в связи с под-■ готовкой окончательного решения вопроса о введении системы райятвари на юге. «Материалы», написанные в 1816 г., отражают отношения, сложившиеся в Южной Индии еще в XVIII в. Примечания, включенные в текст, даны Ф. В. Эллисом. Слово мирас, означающее «наследование», употребляется в Южной Индии как широкий термин для обозначения ряда прав, отличающихся друг от друга по характеру и степени, но во всех случаях связанных с собственностью или владельческими правами на землю или ее продукт. Право наследственного владения или, как считают некоторые, держания земли, различное по форме в разных районах, но всегда то же самое по существу, широко известное в народе и, как правило, допускаемое правительством во всех областях этого президентства2 за исключением Северных сир-каров3 и Уступленных дистриктов4, называется мирас. Маниям (земли, свободные от налога), мера (взносы различных размеров, получаемые натурой с обычного продукта) и другие привилегии каниятчикара5, кавалгара, панджангена, талейяри, ветти6, плотника, кузнеца, прачечника и тому подобных служащих и слуг, принадлежащих каждой деревне, называются мирас. Право улкуди-пайякари, т. е. постоянного арендатора, на наследственное пользование землей называется мирас, так же как и право на долю сиркара1 в продукте земли, полученное в результате специального дарения и известное под различными наименованиями — сарваманиям, ардхаманиям, стотриям, кандикам, ином, мокасса и т. д.2, а также и [право] на сбор, должность, привилегию, доход, переходящее по наследству. (Слуги [из каст] парайяр, паллер и палли 3 претендуют на мираси в случае крепостного состояния, и это [право] обычно предоставляется им и их потомкам, если они докажут, что издревле жили в данной деревне, как бы долго они ни отсутствовали в ней. Из них члены двух первых [каст] обычно рабы веллалов4, а последние — вассалы мирасдаров-брахманов). Земельное мираси и мираси деревенских служащих имеют существенные различия в каждом дистрикте. (В [Северных] Сиркарах шоудри, мокаддим или главный редди5 обычно имеет участок земли, освобожденный от уплаты ренты, но так как [он] занимает эту должность по желанию заминдара и земля переходит от одного, занимающего должность, к другому, то она существенно отличается от каниятчи-манияма. Это относится, по-видимому, и к маниямам пателей в Уступленных дистриктах, так как эти [маниямы] могут быть отобраны в случае, если чиновник сиркара найдет, что [староста] не выполняет своих обязанностей, хотя должность и маниям передаются в таких случаях, как будто бы, родственнику [прежнего старосты]. На территории, известной туземцам как Тонда-мандалам, простирающейся от границ Неллура почти до Колеруна и включающей обе части Арката6 и Джагир7, земельное мираси имеет особенности, неизвестные в других районах. [Там] мирасдары-собственники держат определенный участок земли свободным от всех налогов и [кроме того]
I Барабалавати (барабалюта) — маратхский термин, буквально «две 8 Имеется в виду Мадрасское президентство. " Северными сиркарами назывались северные области Мадрасского президентства — Мустафанагар, Эллор, Раджахмундри и Чикаколе. В настоящее время на этой территории расположены дистрикты штата Андхра Висакхапатнам, Южный и Северный Годавари, Кришна и.Гунтур. 4 Уступленными дистриктами (Ceded Districts) англичане называли Беллари, Анантрапурам, Карнул и Куддапа, которые' после разгрома Майсура в 1799 г. были переданы Хайдерабаду, а в 1803 г. «добровольно уступлены» правителем этого княжества англичанам. II Каниятчикар —> буквально «наследственный собственник». Так назы " Панджанген (астролог), талейяри (полицейский), ветти (уборщик) — названия различных общинных слуг. 1 Сиркаром, или саркаром, индийцы называли правительство., 2 Сарваманиям — земельное владение, полностью освобожденное от 3 Парайяр (ед. ч. — парайян), паллер (ед. ч. — паллан) и палли — 4 Веллала — название высокой военно-земледельческой касты, к кото 5 Шоудри (чаудхури), мокаддим (мукаддам), редди, патель — различ 8 Имеются в виду дистрикты Северный и Южный Аркат. 7 Джагиром в конце XVIII и начале XIX в. назывался округ Чингал-пат, так как он был получен англичанами как «джагир» (лен) от наваба Карнатика. Ост-Индская компания являлась, таким образом, формально феодальным вассалом этого правителя.
имеют право на получение сборов под различными наименованиями — куппатам, канимера, калпади, калвасем и т. д. — с валового продукта всех земель, платящих налог, и тунду-варама, т. е. доли продукта, или, как она называется на санскрите, «свамибхогама» [право землевладельца], со всех земель, обрабатываемых пайякари и прочими не мирасдарами. (Мера всех видов взимается тремя способами: в снопах до молотьбы; зерном — [после молотьбы, но] до измерения, а после [измерения и] раздела — из правительственной доли. Некоторые сборы (сватантра-диттам) всегда взимаются в зерне, карнам (писец) и кавалкар обычно получают оплату из правительственной доли, но в других отношениях обычай варьируется в каждой деревне, один и тот же служащий получает мера только один раз, иногда — дважды, а иногда — трижды). Мираси этого типа делится на два вида: пасунг-карей, где все земли деревни держатся совместно и либо обрабатываются коллективно, либо ежегодно или через другой фиксированный период разделяются между собственниками в соответствии с установившимся обычаем; и аруди-карей, где земли держатся индивидуально и не подвергаются» следовательно, никакому периодическому перераспределению. В областях, известных туземцам под составным наименованием Чола-Чера-Пандиям, куда включаются все территории к югу от р. Колерун и некоторые дистрикты непосредственно к северу от этой реки, отсутствуют каниятчи, куппатам и другие привилегии, которыми пользуются мирасдары Тонды. Вся земля, за исключением служебных маниямов, является землей варапет1, т. е. платящей налог, и хотя и встречаются случаи пасунг-карей, т. е. совместной собственности, но более часто [земли] держатся в аруди-карей, т. е. индивидуально, а часто в форме эка-бхогаМ, когда вся деревня есть единоличная собственность одного человека. В трех южных областях той территории, которую туземцы называют Малайялам, т. е. па Малабарском берегу, деревень не имеется и соответственно нет каких-либо общих прав. Каждая семья найяров2 живет отдельно на своем собственном участке, и ее право джанмам3 свободно от какого-либо совладения или контроля [со стороны соседей], а ранее было 1 Варапет, или варапат, буквально означает «земля, с которой платят 2 Найеры, или найяры, — каста полноправных общинников на Мала- 3 Джанмам, или джанм, буквально «рождение» — наследственная соб свободным также и от налога, ибо доля продукта, полагающаяся по закону суверену, была превращена в военную службу, причем каждый наду [округ] был обязан выставить определенное количество вооруженных найяров. Подобные условия существовали также и в четвертом, северном округе Малайялама, Тулу-наду, который теперь называется Канара, до создания империи Видьянагара, или искаженно Биджанагар х, в которую этот округ был включен силою или по соглашению. Тогда было введено общее обложение, основанное на доле продукта земли, по закону причитающейся суверену, а именно одной шестой. Эта доля была впоследствии значительно увеличена путем ряда последовательных добавлений [налогов], но все это как будто бы не привело к каким-либо серьезным изменениям в земельных отношениях, которые примерно соответствуют отношениям в деревнях арудикарей к югу от р. Колерун, за исключением, подобно Малабару, прав всей общины [на землю]. Однако на практике существует [еще] одно существенное различие, заключающееся в том, что хотя в дистриктах Танджур, Мадура и Коимбатур известны заклад, передача и временная или постоянная сдача в аренду земель мираси, в целом [отчуждение земли] там развито слабо и действительная обработка земли находится более или менее в руках мирасдаров, которые платят налог сиркару. Наоборот, в Канаре и во многих дистриктах Малабара очень распространены всякого рода подчиненные держания, и владение землей перешло [там] от собственника-дженмакара к субарендаторам различных категорий, которые отдают собственнику свамибхогам, т. е. «признание его верховных прав», платят правительственную, ренту и присваивают весь оставшийся доход. (В некоторых держаниях по закладной такое «признание» не выдается, хотя верховное право на [землю] еще существует. [В этом случае] весь доход с земли забирается [кредиторами] в качестве процентов на одолженную сумму.) Служебное мираси также варьируется в различных областях, как и земельное мираси, причем первое часто преобладает там, где последнее отсутствует. Караника-мираси, т. е. наследственное право на маниямы, меры и другие привилегии, присущие должности грама-карнама [деревенского писца], существует повсюду в Северных сиркарах и Канаре, где занимающее эту должность лицо известно под Канарским термином шанабхога. В областях к югу от Колеруна и на Малабаре караника-мираси нет. С другой стороны, грама-кавель-мираси, принадлежащее деревенскому сторожу или полицейскому, существует в дист- 1 Имеется в виду империя Виджаянагар, рйктах и к северу и к югу от Колеруна от границ Неллура до крайней точки Тинневелли'. Мен-кавел-мираси, которым пользовался сторож округа до того, как его должность была упразднена правительством, существовало под конец только к югу от этой реки2. Мираси же низших служащих полиции существует не только в упомянутых областях, но также в Северных сиркарах и в уступленных дистриктах. Столь же распространенными являются мираси различных деревенских слуг от панджангена [астронома], который составляет гороскопы и разъясняет календарь, до веттийена, который убирает деревенские чоултри 3 и катчври 4, а если не имеется специального слуги, то поддерживает также порядок на току и выполняет другие более мелкие поручения. На Малабаре служебных мираси нет. В Канаре их нет также за исключением [мираси] шанабхога. В каждом дистрикте, где установлено присутствие земельного или служебного мираси, первое из них, находящееся в коллективном или индивидуальном владении, при обработке земли главным образом мирасдарами или же арендаторами, есть без всяких ограничений наследственное и отчуждаемое [право]. Последнее, т. е. служебное мираси, — всегда наследственное и до некоторой степени отчуждаемое. Во всех случаях собственность, право или привилегия, не являющиеся наследственными, суть не мираси, но мираси может существовать, не будучи отчуждаемым, ^«Minutes of Evidence Taken before the Select Commutes of the Affairs of the East India Company», vol. Ill, Revenue, London, 1832, Appendix 90, p. 371—373.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |