КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аналитика 12 страница
превращения либидозного стремления в симптом… именно сексуальный компонент конфликта создает возможность заболевания…". В работе "Достоевский и отцеубийство"[73] Фрейд вносит дополнительные коррективы, предполагая, что чем жестче и суровее был отец, тем сильнее «Сверх – Я» будет перенимать у него эти качества, и в итоге: "… "Сверх - Я" стало садистским, "Я" становиться мазохистским… В нашем "Я" возникает большая потребность в наказании, и "Я" отчасти отдает себя… в распоряжение судьбы, отчасти… находит удовлетворение в жестоком обращении с ним "Сверх - Я" (сознание вины), -- замечая что, -- каждая кара является… в основе своей кастрацией и как таковая - осуществлением… пассивного отношения к отцу…". Анализ дневников Кафки, и, в частности, нижеприведенные записи, позволяют предположить о наличии у Кафки садо-мазохистских импульсов. 21 сентября 1917 г. "Ф… ехала, чтобы повидать меня… мне следовало бы помешать этому. Насколько я представляю себе, на ее долю выпало, в значительной степени по моей вине, самое большое несчастье. Я сам не могу себя понять, я совершенно бесчувственен…в целом же она невинно приговорена к тяжким пыткам; я совершил несправедливость, из-за которой она подвергается пыткам, и я же подаю орудия пыток…"[74]. 5 июля 1916 г. "…Бедная Фелица"[75]. 24 января 1915 г. "С Ф… мне кажется, невозможно, чтобы мы когда-нибудь соединились, но я не отваживаюсь сказать об этом ни ей, ни - в решающий момент - себе. И я снова обнадежил ее… Когда я пытаюсь понять, как она страдает… ко мне возвращаются… головные боли. Мы не должны мучить себя длинными письмами, пусть эта встреча останется случайным эпизодом…Меня окружали лишь скука и безнадежность. Не было еще ни одной минуты, когда нам было бы хорошо… с Ф. Я, кроме как в письмах, никогда не ощущал сладости отношений с любимой женщиной... только безграничное восхищение, покорность, сострадание, отчаяние и презрение к самому себе..."[76]. И тогда уже замеченная у Кафки предрасположенность к садо-мазохизму, по всей видимости, являлась следствием общения с Фелицией Б. В т. ч., и само это «общение» было, в какой-то мере всецело подчинено стремлением Кафки к удовлетворению этой, своего рода, перверсии. Попробуем подтвердить наше предположение. Долгих пять лет (1912-1917) длился роман между Францем Кафкой и Фелицией Бауэр. За это время состоялось две помолвки (конец мая - начало июня 1914 г. и июль 1917 г.) и расторжение оных (1914, конец июля, - менее чем через два месяца после заключения первой, и 1917 год - всего через несколько месяцев, после заключения второй). Причем, казалось, Кафка все сделал, чтобы брак не состоялся. В письме Фелиции Б. от 16 июня 1913 г.[77], он, вроде как, и просит руки своей возлюбленной,-- но при этом (как будто специально -- а на самом деле бессознательно) старается выставить себя в самом неприглядном свете. Словно изначально желая, чтобы Фелиция сама ему отказала. Может создаться впечатление, что Ф. Кафка играет в некую игру, словно апробируя на "жертве" некоторые свои идеи да желания: "… не думаю, что когда-либо встречал в жизни человека, который в… самом заурядном… человеческом общении… был бы более жалок, нежели я,-- пишет он.-- Памяти у меня никакой, ни на заученное, ни на прочитанное, ни на пережитое, ни на услышанное… о большинстве вещей я… знаю меньше любого первоклашки, а что знаю, то знаю по верхам и уже на второй вопрос не отвечу. Думать я не умею… Я и рассказывать толком не могу, да и говорить почти не умею… Я и в самом деле считаю, что для человеческого общения я потерян. Впору подумать, что я рожден для одиночества… А теперь подумай, Фелиция, какие перемены принесет каждому из нас брак,-- (согласитесь, подобный вопрос для человека, как будто бы целью подобного письма ставящего предложение «невесте» выйти за него замуж – как минимум странен),-- ты потеряешь свою прежнюю жизнь,-- продолжат он, как будто стремясь в чем-то ее предостеречь,-- которой в целом была… довольна. Ты потеряешь Берлин, работу, которая так Тебя радует, подружек, множество маленьких удовольствий, виды когда-нибудь выйти замуж за здорового, веселого и доброго спутника жизни, родить пригожих и здоровых детей… И вместо (этого)… Ты заполучишь больного, слабого, необщительного, молчаливого, печального, упрямого, по сути, почти пропащего человека... В любой мелочи Ты от этого только потеряешь, в любой...". Однако на вышеприведенный текст можно взглянуть с совсем иных позиций. И уже тогда все это служит не иначе как подтверждением наличия у Кафки бессознательной предрасположенности к душевному (вспомним, Фрейд[78] предполагал и такую форму) садо-мазохизму. Т. е. Франц Кафка как бы испытывает "жертву", одновременно причиняя боль и себе и ей. Кстати, чуть позже, 6 июля 1914 г., почти сразу же после (все же!) состоявшейся помолвки (пока только помолвки) Кафка делает в дневнике следующую запись[79]: «Вернулся из Берлина. Был закован в цепи, как преступник. Если бы на меня надели настоящие кандалы, посадили в угол, поставили передо мной жандармов и только в таком виде разрешили смотреть на происходящее, было бы не более ужасно. И вот такой была моя помолвка!». Интересно, каково бы это тогда прочитать невесте?! Но тогда, в 1913 году (21 августа[80]), когда, казалось, свадьба уже «несмотря ни на что» должна состояться, Кафка (словно стремясь повторить попытку) пишет еще одно
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |