Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 20 страница




Анализируя экзистенциальную работу с пожилыми людьми, Томпсон отмечает, что социальные работники работают, скорее, с социальными последствиями старения, чем с физическими условиями. Он проводит различие между обслуживанием пожилых людей и социальной работой с ними. Экзистенциальная точка зрения на проблему старения подчеркивает значение случайности, т.е. свободу к действию и изменению, а также страх неопределенности, который возникает из этой свободы. Пожилые люди переживают абсолютную неопределенность приближающейся смерти, изменения образа жизни после выхода на пенсию, потерю товарищей и социальных связей, а также самосто- ппи получении социального обслуживания. Ошибочные и неадек-

 

к ней. По мнению экзистенциалистов, проблема заключается в том, ювиях приближения смерти люди соглашаются с ограничением сво-эора в жизни. Они могут чувствовать себя более ограниченными, чем

4ца 9.3. Основные принципы экзистенциальной работы (по Томпсону, 1992)

 

Принципы Практическое применение

\ ответственность основным каркасом жого опыта Отказаться от точки зрения, согласно которой поведение клиента предопределено и неизменно. Искать те области, где клиент может реализовать свободу выбора и помогать ему в этом. Обращать внимание на особенности ситуации клиента, которые препятствуют принятию свободы и ответственности, и стараться их устранить

— это одновременно ение и бремя Трансформировать негативные аспекты свободы, такие, как тревога, страх, безответственность, в позитивные аспекты — самоконтроль, уверенность, самооценку, аутентичность

ность является основ-вием освобождения; гвенность — типичная пая стратегия взаи-ГЯ С проблемами Социальные работники должны быть аутентичными, т. е. быть способными видеть отличительные особенности их жизни и жизни других людей. До начала любых других мероприятий необходимо научить клиентов аутентичности, иначе они будут возлагать ответственность на других и руководствоваться ограничивающими правилами и указаниями

вание переживается мощность: каждый шть на себя ответст-ta свои действия Клиенты сталкиваются с масштабными проблемами. Социальные работники должны помочь им принимать ответственность во всевозможных ограниченных жизненных ситуациях. На этой основе можно формировать коллективную ответственность (т.е. солидарность в семье или в конечном счете политическую ответственность)

ый поиск и партнер-шения независимых Отправная точка — принятие и признание субъективных чувств клиента и разделение ответственности за действия

мо признать и натравлять противоре-гношениями между ностью (контролем), ными обязанностями сой работой Понимание и рассмотрение комплексных конфликтов между этими двумя аспектами социальной работы — интегральный момент в распознавании конфликтов, которые формируют единый взгляд на свободу и ответственность клиента

вание — это движе- Естественная стабильность невозможна. Социальные работники должны стремиться, скорее, к развитию и прогрессу, чем к дезинтеграции

щальная свобода и Экзистенциальная свобода должна быть достигнута

 

они есть на самом деле. Моя мать, например, решила, что не будет выходить из дома с наступлением осени, и тем самым отгородила себя от социальных контактов. Однако на самом деле она могла бы больше общаться с людьми, если бы не возвела вокруг себя искусственные стены. Экзистенциалисты сочли бы это ложным и нереалистичным ограничением свободы выбора. Социальная работа направлена на устранение чувства ограниченности и расширение возможностей выбора. Другая проблема может быть связана с необходимостью поиска смысла жизни. По мнению экзистенциалистов, смысл жизни придают решения, которые мы принимаем. Трудности настоящего момента могут помешать людям реально оценить значение принятых или принимаемых решений. Сформированная идентичность может быть разрушена приобретенным в старости опытом и, с точки зрения экзистенциалистов, нуждается в реконструкции. Важно, чтобы в процессе социальной работы развивалось и укреплялось самоопределение клиента. Иначе социальные работники будут только способствовать развитию чувства деструктивности, связанного с нежелательным выходом на пенсию, ощущения потери собственной ценности, своей «бесполезности» как на рынке труда, так и в рамках семьи.

Социальные работники должны быть политически грамотными и понимать общие социальные и политические тенденции, оказывающие влияние на клиентов. Вместе с тем социальная работа отлична от политической активности, мероприятий политического характера. Томпсон обобщает свою экзистенциальную концепцию социальной работы в ряде практических принципов, представленных в табл. 9.3.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Кевин и его родители

Социальный работник психиатрической службы был направлен к родителям Кевина, чтобы побеседовать с ними о его выписке из интерната. В нем он находился в течение тринадцати лет после совершения сексуального насилия и двух убийств, одно из которых произошло возле дома его родителей. Мистер и миссис Бер находятся в предпенсионном возрасте и испытывают смешанные чувства по поводу выписки сына. Ранее в домашних условиях они сталкивались с проявлениями его агрессии и боялись их повторения, кроме того, они чувствовали собственную несостоятельность как родителей, воспитавших человека с преступными наклонностями. Они много времени посвятили воспитанию внуков, трех детей их дочери Джулии. Племянники и племянницы навещают Кевина. Хотя молодой человек собирается жить в общежитии в соседнем городе и находится под наблюдением социального работника и психиатра, он планирует общаться со своей семьей. Кевин ценил общение с родителями во время своего нахождения в интернате и с нетерпением ждет момента, когда он сможет жить более независимо.

Какие духовные и экзистенциальные вопросы социальный работник может обсудить с этой семьей? Какие проблемы эмоционального и практического характера необходимо рассмотреть, пользуясь психодинамической, социально-конструктивистской или другими психологическими теориями? Может быть, принимая

 

И

\\\

1I.

 

шентарий

ность гуманистического и экзистенциального подходов, а также перс-ы духовного развития заключаются не в их формальном влиянии на социальной работы и применении во многих службах. Их актуальность яется в двух аспектах. Социальная работа, по существу, имеет гуманною, духовную направленность. Отношение к людям как целостным дам, находящимся в постоянном взаимодействии со своим окружени-[знание их субъективного понимания и интерпретации переживаемых эытий, а также отношение к клиенту как к субъекту социальной рабо-асуются с основными принципами социальной работы, щча в реализации этих важных принципов находится в рамках деятель-оциальных служб, которые осуществляют социальный контроль и вы->т бюрократические функции. Трудность, связанная с развитием духов-заключается в том, что социальные работники могут навязывать свои ги клиентам, духовные потребности которых менее выражены или но-|й характер. Необходимы открытость к другим позициям и взглядам, [ие социальным работником собственных духовных ценностей, следо-[м, ненавязывание их клиентам, а также включение разнообразия в [ескую деятельность (Ходж, 2003а, б; Осмо и Ландау, 2003). Исследо-[ разработка диагностического инструментария также могут быть по-и (Ходж и Уильяме, 2002). Кроме того, гуманистическая и духовная [енность в социальной работе уже существует и не требует прямого [ия в практику. Организационные функции и осуществляемый служба-тальный контроль означают, что помимо непосредственной социаль->оты службы реализуют широкий спектр других целей и задач. Они о несовместимы с гуманистической терапией, где клиенты определя-о взаимодействий, а социальные работники только способствуют из-ш.

жение символического интеракционизма и феноменологические идеи, шые в этой главе, также находят применение в социальной работе, гепечивают основу для понимания индивидов и создают фундамент 1бкий и менее детерминистский, чем многие психологические тео-горые используются в социальной работе. Взаимодействие различных тий и интерпретаций мира клиентов и влияние, которое окружаю-р оказывает на них, способствуют возникновению ситуаций, в кото-бычное или негативное поведение клиента определяется и усиливает-альными процессами. Этот способ объяснения поведения и проблем;обое значение, поскольку в данном случае клиенты, которые явля-ртвами этих социальных процессов, не осуждаются, статками этих теорий и подходов к терапии являются отсутствие яс-сложность формирования четких целей и согласованных объяснений ия. Это означает, что, хотя данные теории и имеют объяснительный ал, направленный на защиту прав клиентов, тот факт, что социальные ки, действуя от лица клиентов, оказывают влияние на властные rovn-

 

вания эффективности терапевтических отношений демонстрируют важность эмпатических, высокоценимых и искренних взаимодействий социального работника и клиента. Были даже предприняты попытки измерить их значение. Несмотря на то, что подобные взаимоотношения недостаточны для эффективной терапии, они необходимы в терапевтическом процессе. Таким образом, хотя их наличие чрезвычайно важно для укрепления терапевтических взаимоотношений, они должны быть частью другой деятельности, более эффективно влияющей на поведение и социальные обстоятельства клиента. Вместе с тем данные теории не дают представления о конкретных методах эффективного вмешательства в ситуацию клиента после того, как сформированы терапевтические отношения.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Гуманистические и экзистенциальные перспективы подчеркивают, что

уважение к личности и стремление к общему благу лежат в основе соци

альной работы.

■ Творческое и культурное развитие, в котором особое значение имеют

метафоры, опыт, откровение и вера, играет важную роль в жизни многих

людей различной культурной принадлежности и актуально для социальных

работников.

■ Духовность и самореализация личности высоко ценятся как клиентами,

так и социальными работниками.

■ Признание значения духовности и феноменологического социального опы

та важно для понимания как индивидуальных особенностей, так и осо

бенностей представителей этнических меньшинств, которые могут быть

подвержены дискриминации или социальному исключению.

■ Технические, рациональные и светские элементы социальной работы ча

сто принижали значение вышеупомянутых элементов практики.

^ ■ Гуманистические, экзистенциальные и духовные элементы уравновешивают рационализм практики социальной работы.

 

ава 10. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

ем повествует эта глава

иальное развитие и развитие микросоциальной среды взаимосвязаны, [ются самостоятельными областями практической деятельности. Разви-сросоциальной среды представляет собой одну из форм работы с малой ьной группой (см. гл. 3). Данная работа направлена на стимулирование

имеющих сходные интересы и проживающих в одной местности, к тению, определению общих проблем и совместному их преодолению, ьное развитие — это работа по развитию микросоциальной среды как. всеобщего экономического и социального развития в укрупненном бе в странах с недостаточными ресурсами, а также в развивающихся. Социальное развитие является основной формой социальной работы их экономически слаборазвитых странах. По причине сходства методов по развитию микросоциальной среды и социальное развитие оказыва-

на друга влияние, что проявлялось, в частности, до 1960-х гг. в поли-лониальных стран, а также в работе комитетов ООН по социальному ю. Для европейской концепции социальной педагогики также считает-едионным использование неформального обучения развитию способ-з;етей и молодежи в малых социальных группах. Следовательно, данная дия связана с работой в микросоциальной среде, а также с деятельно-евных и стационарных центров для детей. В этой главе отражены все равления в применении к практическим вопросам социального разви-гя данные методы сфокусированы на социальном, а не на индивиду-

по своим целям они зачастую являются рефлексивно-терапевтиче-поскольку направлены на развитие относительно небольших групп в существующего социального порядка. Их также можно рассматривать и ормистские, нацеленные не столько на изменение социального уст-, сколько на постепенное его реформирование.

ЭВНЫЕ ТЕМЫ

иальное развитие имеет длительную историю и является выражением колони-ных и постколониальных евроцентристских подходов к развивающимся странам.

иальное развитие является основной формой социальной работы в странах с шиченными ресурсами и направлено на интеграцию социального прогресса и

 

ствляемую в процессе определения и совместного преодоления проблем. Становление этой формы работы связано с развитием микросоциальной среды в экономически слаборазвитых странах. Также социальное развитие возникло под влиянием методов работы с малыми социальными группами.

> Социальная педагогика в контексте, европейской практики используется, в част

ности, при работе с детьми в стационарных учреждениях, группах дневного пре

бывания, а также в работе е малыми социальными группами, в которых осуществ

ляются совместное индивидуальное и коллективное развитие и обучение.

> Социальная работа в малых социальных группах получила наибольшее распро

странение в Великобритании. В центре ее внимания — потребности небольших

социальных групп, проживающих в одном микрорайоне. Благодаря тесным свя

зям с социальными службами эти группы сами вовлекаются в процесс оказания

услуг, что отвечает потребностям местного населения.

> Бедность и социальное исключение являются объектами социального развития

как в развивающихся, так и в экономически развитых странах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Растущий социальный капитал, территориальная и социальная инфраструктура —

важные общественные ресурсы.

> Социальное включение и социальное исключение обращают внимание на различ

ные формы активизации стигматизированных и неблагополучных малых соци

альных групп, которые находятся в изоляции и должны быть вовлечены в деятель

ность общества.

> Развитие возможностей, которое направлено на формирование понимания и на

выков, способствующих привлечению исключенных индивидов, групп и малых со

циальных групп к более эффективному участию в жизни микросоциальной среды.

Общий теоретический контекст

Социальное развитие и развитие микросоциальной среды являются частью общего развития территорий, областей, регионов и стран и тесно связаны с экономическим и промышленным развитием. Идеи развития имеют длительную историю. Европейские страны считаются достигшими определенной стадии развития, а начиная с XVIII в. — развитыми странами. Ряд стран приобрели этот статус в XIX—XX вв. Вебер (1930) в своей знаменитой работе показал, что неевропейские страны развивались медленнее, потому что в их культурном наследии отсутствовала этика протестантского труда, характерная для северных европейских стран. Синха и Као (19986) критикуют такой этноцентристский подход и отмечают, что факт развития европейских стран объясняется наличием других западных ценностей, таких, например, как индивидуализм и мотивация достижения.

В настоящее время слабое экономическое и социальное развитие в сознании многих людей ассоциируется с бывшими колониальными странами, в иогтипгти гпгл/пяпг/гнами. пасположенными в Южном полушарии. Существует

 

997). В них практически не отражаются социальные элементы развития, сдельные идеи этих экономических концепций заимствованы теорией льного развития.

i не менее о необходимости экономического и социального развития) говорить и в отношении тех областей и регионов высокоразвитых стран, ле нуждаются в дополнительном экономическом развитии (например, пая Великобритания, южные области Италии и Греции). Потребность в ии прежде всего обусловливает высокий уровень бедности среди насе-(Джонс, 1990). Не менее актуальны проблемы здоровья и инвалидно-)разования, роли женщин, индустриализации и урбанизации, часто вле-за собой рост преступности и распад семей. Государственная политика и или страны направлена на повышение экономической активности для i с бедностью, а эти меры, в свою очередь, имеют определенные экономе, социальные и политические последствия (Александер, 1994). Иногда ъное развитие и развитие микросоциальной среды представляются в ка-стратегий преодоления этих последствий. Правительства могут также сни-сономические и социальные стандарты благосостояния и дохода того или региона или страны, например контролируя увеличение народонаселе-и снижая расходы на социальные нужды и здравоохранение, сономически развитых странах вопросы социального развития и разви-[кросоциальной среды тесно связаны с проблемами старых городов, шленных регионов и защитой окружающей среды. Связь с социальны-:ледствиями этих проблем или с развитием процесса в целом иногда,ит к необходимости развития микросоциальной среды или организа-актики. Многие принципы такой работы основаны на практиках, кото-именялись в колониях европейских стран в 1930— 1970-х гг. ле Второй мировой войны 1939—1945 гг. политическая стратегия была ^тристской. Её целью было построение в бывших колониях таких нацио-х государств, которые копировали бы европейские модели государствен-i благосостояния. Подобное стремление подчеркивалось политическим;м (предложенным Горовиц в 1972 г.) всех государств мира на страны) мира (Запад), страны второго мира (Советский блок) и страны третье-i (главным образом экономически неразвитые государства, не включив-i политическую борьбу первых двух «миров») (Спайби, 1992). Определе-гятия «страна» исходило из европейской модели страны с централизо-[ правительством и установленными границами. Определение понятия ие» также было евроцентристским. Для достижения успеха государству ло построить развитую рыночную экономику, подобную экономике,гх стран. Появилась теория модернизации развития (см.: Хальме и Тёр-90, 34—43), согласно которой экономически слаборазвитым странам ло развиваться высокими темпами, чтобы достичь уровня западных С началу 1960-х гг. стало очевидно, что этот подход не срабатывает, хотя Тихоокеанского побережья — такие экономические «тигры», как Япо->рея, Тайвань и др., достигли необходимой стадии развития, мках марксистской критической теории не было ппештпженп

 

сти. Согласно этой теории, «периферическая» группа экономически слаборазвитых государств является зависимой от товаров и инвестиций «центральных» промышленных стран. Группа «центральных» стран регулирует правила торговли с точки зрения своей собственной выгоды. Интеграция в капиталистическую экономику, которая становится все более глобальной, ограничивает возможности развития традиционной культуры народов развивающихся стран. Так, в Индии экономические и социальные проблемы возникают в результате попыток превратить в значительной степени аграрную, коллективистскую индуистскую культуру в культуру, функционирующую в экономической системе, в которой приветствуется индустриализация и западные ценности индивидуализма. На этом фоне возникла теория развития сельских регионов (Синх, 1999). Акцент с национальных государств сместился на изменение способов функционирования мировой экономики, ущемлявшей ранее слаборазвитые и развивающиеся экономические системы. Несколько стран добились пересмотра вопроса о возвращения долга.

К началу 1980-х гг. все эти подходы были признаны неудовлетворительными (Миджлей, 1984). Альтернативный теории зависимости вариант Хальме и Тернер (1990) определили как неопопулизм. Неопопулизм частично основывается на положении философии Шумахера: «малое — это прекрасно» и реализуется в деятельности ряда политиков, таких как лидер Танзании Найери. Согласно данной модели, мелкомасштабное развитие достигается с помощью деятельности кооперативов, которые используют технологии интенсивного труда. Однако деятельность местных кооперативов зачастую оказывается безуспешной вследствие вмешательства государства, слабого управления и конфликтов с другими видами производства (Тино, 1995).

С неопопулизмом связаны теории экоразвития и этноразвития (Хитни, 1990). Экоразвитие направлено на достижение «устойчивого» развития, которое вполне можно воплотить, не посягая на целостность естественных ресурсов (Эс-тес, 1993; Джексон, 1994). Согласно данному подходу, развитие должно быть ориентировано в большей степени на потребности людей и отвечать местным нуждам (Эльс и др., 1986; Изиакор, 1989). В теории этноразвития признается, что в фокусе развития не могут быть национальное государство или небольшие группы. Этнические группы зачастую вступают в борьбу за использование ресурсов и власть в масштабе национального государства, поэтому необходимо признавать данные факторы и работать с ними. В связи с этим важной представляется латиноамериканская католическая идея теологии освобождения (Гутиэррез, 1973, 1992; Эванс, 1992; Скейф, 1992). Согласно этой идее, главным является продвижение от угнетения к освобождению в границах конкретных ситуаций повседневной жизни, а не смирение с угнетением как подготовка к посмертному существованию. Индивидуальный и социальный грех (т.е. подавление социальными институтами) должны быть искуплены ненасильственными социальными изменениями через личное сопереживание другим людям и их жизненным обстоятельствам (подобно тому, как действовал Иисус Христос). В данном случае в основе социальных изменений лежит рели-

 

родолжалось развитие социальной политики и других форм социаль-:спечения, которые основывались на идеях колонизации. В неопопули-юлитических стратегиях подчеркивалось значение социального обес-в рамках сельских поселений и традиционных социальных структур, м случае социальное развитие связывалось с кооперативами или сель-груктурами (Беркли, 1993), однако роль государственной социальной была незначительной. В недавнем прошлом акцент на макроэкономи-опросах в определенной степени исключал из поля зрения социальные ы и полномочия малых социальных групп (Фридман, 1992). Напри-ьфрике «политика структурного урегулирования» Всемирного Банка но вызвала спад, чтобы создать экономические условия для развития ж рыночной экономики. Однако социальные последствия этого спада оигнорированы (Адепойи, 1993; Холл, 19936; Мескоуб, 1992). Часть ских стран предприняли попытку построить такую систему социаль-спечения, которая снизила бы влияние этих экономических мер на ie.

юрые из современных социально ориентированных подходов отводят юму развитию более значительную роль. Кроме того, движение за иость и локальное развитие, подчеркивающее значение малых соци-рупп, привлекло повышенное внимание к возможностям местного

через образование (Джонс и Його, 1994). Значительное внимание, оделялось роли добровольческих и неправительственных организаций

качестве лидирующих сил (Томас, 1992), способствовало утвержде-1ВИСИМОСТИ их работы от централизованного государственного конт-акже к открытым политическим акциям (Бут, 1994а) и росту про-шизма (Чамберс, 1993). В то же время многие неправительственные ции, защищая и отстаивая интересы малых социальных групп, рабо-|авительством и поддерживают тесные связи с местными неформаль-"анизациями (Эдварде и Хальме, 1992). Местные неправительствен-мзации могут быть надежными партнерами в работе по социальному

(Салоле, 1991а). Однако необходимо организовать эффективное уп-их деятельностью, которое должно быть сосредоточено на вопросах о-идеологического содержания, практических действий, а также >ных или демократических полномочий взаимодействующих органи-ванса, 1995). Неправительственные организации создают широкий ятельности и придерживаются разнообразных теоретических подхо-1ером могут служить культурные теории самобытных групп в Таилан->рых развитие микросоциальной среды (общины) противопоставля-итию государства (Нартсуфа, 1991). Многие неправительственные [ии работают с женщинами, так как во многих развивающихся стра-

велика роль женщин в местной и семейной экономике. Кроме того,:льственные организации реагируют на мировое феминистское дви-1езависимость и самостоятельность женщин и привлекают внимание шости к проблемам, волнующим женщин, особенно к проблеме

тетях ГФИПГРП 1QQT- Yon^^ тол. ТТ,.,r,r,->. w ^.,

 

локальные этнические и культурные потребности, также подвергают сомнению главенствующую роль централизованного государства (Вигнарайя, 1993). Фишер и Клинг (1994) доказывают, что теория социальных движений связывает идеи развития микросоциальной среды с более широкими формами сопротивления в рамках малых социальных групп. Они переносят акцент политических акций с классов на малые социальные группы. Мартин (2001) утверждает, что символическая борьба с культурными стереотипами представителей феминистских и других современных социальных движений привела к изменениям в социальной политике. Примером тому является признание роли женских групп самопомощи в преодолении состояний послеродовой депрессии, поскольку было доказано значение поддержки людей, переживающих сходные чувства. Таким образом, в социальной политике западных стран все больше внимания уделяется организации самопомощи, а не только обеспечению непосредственной социальной помоищ.

Области пересечения

Вышеупомянутое отличие в развитии сообщества как феномена западных стран и социального развития как метода, применяемого в развивающихся странах, вовсе не является неоспоримым. Кроме того, эти методы не являются исключительной прерогативой социальной работы. Технологии развития могут в равной мере рассматриваться в качестве отдельной профессиональной деятельности, признаваться частью более масштабной работы по развитию, а также одной из профессиональных обязанностей, или, в контексте социального развития, направлением профессиональной деятельности социальных работников западных стран в международных неправительственных организациях.

Тем не менее социальное развитие пересекается с подходами общественного участия в решении любых социальных проблем, где требуются навыки межличностного и группового общения, которые непосредственно входят в структуру навыков социальной работы и связаны с практикой стимулирования активности клиента (Уайт и др., 1994; Крейг и Мейо, 1995). Организации самопомощи, в которых формируются и совершенствуются навыки межличностной коммуникации, также выступают важными механизмами социального развития (Абатена, 1995). Через неформальные организации на местах люди вовлекаются в образовательные про'граммы, которые направлены на противодействие политическим манипулящеям и социальным мифам, например мифу о тендерном неравенстве, который, проявляясь в повседневной жизни, закрепляет социальную несправедливость (Агир, 1986; Мулва, 1988; Укпонг, 1990; Дэвид, 1993; Марарик, 1995). Эффективное участие предполагает партнерство, в котором право определять направления деятельности и ответственность за ее результаты принадлежат местным активистам, а не навязываются извне (Салоле, 19916). Миджлей (1987) считает, что подход, при котором

 

ременных подходах к развитию рассматриваются вопросы бедности, и и предпринимательства (особенно социального предприниматель-шьтурного многообразия, этничности и колониализма, а также во-5ХНОЛОГИИ, устойчивого развития, урбанизации и тендерные вопросы

Томас, 2000). К проблемам социального развития относятся проблемы [, тендера и этничности и их влияния на формирование идентичности, грной, так и этнической, национальной. Таким образом, теория соци-развития все более сближается с социальным конструированием, эт-\ и культурной чуткостью, а также феминизмом (см. гл. 8, 13, 12). орическом аспекте работа в малых социальных группах имеет амери-и британские корни. Именно в США и Великобритании в XIX—на-

в. возникла работа со случаем, а также групповая работа (Лаппин, элыпую роль сыграла деятельность в рабочих районах и поселениях в университетов — представителей среднего класса. Рост уровня бла-ния бедных районов происходил параллельно с совершенствованием

социальной защиты. Во многих странах работа в малых социальных рассматривается в качестве одного из трех основных методов социаль-эты, в то же время даже в США, где эта традиция имеет глубокие >на менее распространена, чем работа с индивидуальным случаем.

 

странах, например в Великобритании, несмотря на официальное при-эоль работы в малых социальных группах еще незначительнее. Техно-йоты в малых социальных группах используются в некоторых видах и, в частности специалистами, оказывающими услуги в организации льного образования и проведения досуга и в общественной деятель-i уровне разработки официальных решений (Ротман и Залд, 1985). и Великобритании с использованием методов работы в малых соци-руппах были разработаны несколько государственных проектов 1960 — \, нацеленных на решение социальных проблем в городах (Брагер и 1967; Лоуни, 1983). Сегодня развитие больших городов понимается (ественно как экономическое развитие, и работа в малых социальных имеет незначительную официальную поддержку. Вместе с тем страте-ного участия были использованы в современных социальных проек-анских исследователей. Их цель — укрепление традиций соседства и: способности людей, не обладающих специальными навыками, к:ию организациями и социальным развитием в микросоциальной среде. проектах ставилась задача обеспечения здорового образа жизни (Хэн-

др., 2004). Также возрос интерес государства к привлечению к этой ости общественных организаций., имеющих официальный статус, и!ных групп (Джилкрайст, 2000).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.