Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 18 страница




семейственность и совместное воспитание детей вызывали ощущение 1рности и взаимосвязи поколений (Грэхэм, 2002). Краткое описание гу-гических и экзистенциальных подходов представлено ниже, ги экзистенциализма связаны с «зеленым» направлением в политиче-[ социальной философии. Джордж и Уайлдинг (1994) подчеркивают не-шость контролирования разрушительного влияния человека на окружа-

среду и важность гармонии с природой. Эти идеи пытаются воплотить ества людей, объединенные совместным проживанием и нуждающиеся 1альной защите (Пеппер, 1991). Несмотря на то что это направление ся второстепенным по своему социальному значению и влиянию на 1ьную работу благодаря растущей популярности экокритических идей, шло применение в работе с молодежью (см. гл. 7). мимо этого идеи гуманизма, экзистенциализма и ДУХОВНОСТИ пепесека-

 

является контроль таких проявлений, разрушительных для равных и гармоничных социальных взаимоотношений, как насилие. Здесь можно отметить необходимость гуманистического саморазвития и совместного участия, хотя потребность в контроле девиаций в существующих социальных отношениях подразумевается. Рассматриваемые идеи также близки психологии личности Когута (см. гл. 4), в которой делается акцент на организации самости, признается возможность переживания человеком трагедии, а также прослеживается связь несовершенств и неудач индивида с процессами самоорганизации (Клуг-ман, 2002).

Области пересечения

Несмотря на различный философский фундамент, в теории социальной работы под общим названием гуманистических моделей практики объединяются все три перспективы. В основе этих моделей лежит идея о том, что человек пытается придать смысл миру, в котором он существует. Социальные работники пытаются помочь людям приобрести навыки самоизучения и направить их на поиск личностного смысла, опираясь на их опыт и внешнее влияние. Гуманистические модели построены на принципах обоснованности и ценности человеческих интерпретаций собственной сущности. Большое значение, которое во многих, особенно незападных, культурах придается духовному росту, находит отражение в технологиях социальной работы в странах Африки и Азии, а также при взаимодействии с теми группами населения, которые принадлежат к этническим меньшинствам. В связи с этим подходы, акцентирующие внимание на роль духовности, постепенно находят применение и в западных моделях социальной работы. Так, Грэхэм (2002) изучает различные аспекты африканского мировоззрения путем пересмотра западных теорий социальной работы и внимательного анализа системы ценностей негритянского населения Карибских островов. Райт и Андерсон (1998), проанализировав литературу, посвященную культурным особенностям и ресурсам афроамерикан-ских семей., пришли к выводу, что эти черты являются основой для практики социальной работы. Микулас (2002) стремится объединить отдельные направления восточных и западных традиций. В частности он связывает когнитивные и поведенческие идеи, в которых в той или иной степени подчеркивается значение самоконтроля, с восточной медитацией как формой самоконтроля. Эти представления пока еще не отражают господствующую тенденцию в западной социальной работе и психологическом консультировании. То же можно сказать и относительно влияния западных идей на социальную работу в странах Азии и Африки. Другими словами, социальная работа в азиатских и африканских странах играет иную роль, чем в странах Западной Европы, поэтому лишь отдельные элементы рассматриваемых подходов находят применение в консультативной практике. Примером является различное восприятие принципов экологических подходов. Так, теория экологических систем (см. гл. 7) в большей степени ориентирована на изменение социальных отноше-

 

швах 1 и 3, теории конструктивизма предлагают альтернативу объектив-нейтральному подходу к поведению и социальному взаимодействию I, 1993). Социальные работники способствуют рождению многообразия шнструируя совместно с клиентами новые смыслы их опыта и пережи-(Дин, 1993) и создавая новую идею их «самости» (Фишер, 1991). Это ается путем выявления контрастных и двойственных переживаний, из-ия и реконструкции событий, в которых нашли отражение властные ения, ситуации выбора и изменений (Фишер, 1991). В рамках дискурсив-чализа, относящегося к постмодернистским и постструктуралистским м (Ройек и др., 1989), также делается попытка раскрыть разнообразную означную реальность через языковое отражение наших представлений к, обществе и функциях социальных работников. Роджерс (1991), на-), показывает, каким образом использование «языка контрактов» в пе-эах с клиентами о ролях и задачах в процессе социальной работы, при-неопределенность в переговоры и вызывает конфликт. Это связано с о между профессиональным и повседневным пониманием значения я «контракт» существуют различия (см. гл. 5).

>гие хорошо известные прикладные концепции, а также книги по соци-работе и смежным дисциплинам считаются гуманистически или экзис-иьно ориентированными. Их идеи используются повсеместно. Примера-яются представления Леинга о психическом здоровье, клиент- (лич-центрированная терапия Роджерса, а также концепции дзен-филосо-ледитативных практик Брэндона и Кифи, гештальттерапия Перлза и др. Благодаря таким авторам, как Бредфорд (1969), Крилл (1978, 1990) и н (1992), были сформулированы принципы практического применения ей в социальной работе. Гольдштейн (1981, 1984) попытался адаптиро-гнитивную теорию к целям социальной работы, обогатив ее гуманисти-и компонентами. Во многих его работах были показаны варианты вклю-образование и практику гуманистических, духовных и художественных Ч)в (Грей, 2002). Трансактный анализ Берна (1961), несмотря на свое галитическое происхождение, часто рассматривается в ряду гуманисти-теорий, поскольку в нем подчеркивается возможность самопознания 1ализ моделей коммуникации и поведения.

 

шние гуманистической, экзистенциальной и духовной пектив в социальной работе

нистическое направление можно считать как основным, так и второ-ым направлением в теории социальной работы. Основным — посколь-ие гуманистические принципы принимаются в качестве фундамен-установки социальных работников. Например, Маллэли (2003) оши-вязывает гуманизм с гуманитаризмом (гуманитарной помощью). Вто-нным — поскольку гуманистическую теорию сложно назвать даже

у-л — — -

 

Тем не менее многие теории и перспективы социальной работы критикуются за их техницизм и медикализм (индивидуал-реформистский взгляд). Некоторые авторы обращаются к вере в способность человека к саморазвитию, чему придается огромное значение в социальной работе. Характерным также является протест против тенденции к инструментализации и бюрократизации социальной работы, что особенно часто встречается в больших государственных службах. Акцент на гуманистической направленности целей и идеалов социальной работы противостоит этой тенденции (например, Хагман, 1977). В данном случае делается попытка восстановить статус социальной работы как деятельности рефлексивно-терапевтической по своей направленности и, следовательно, в определенной степени противопоставить ее социал-коллективистскому и индивидуал-реформистскому подходам. Тем не менее экзистенциализм, например, связан с радикально-критическим концептом отчуждения, хотя подходы к отчуждению могут быть разными. Кроме того, о ценностях демократии и равноправного участия также говорится в радикальном и феминистском подходах к социальной работе. Попытки гуманизировать когнитивные подходы в социальной работе (Гольдштейн, 1981, 1984) показывают определенную взаимосвязь гуманистических теорий с технологическими и индивидуал-реформистскими подходами в социальной работе. Это указывает на противоречия и взаимопересечения различных направлений.

Основной задачей социальной работы является повышение самооценки индивидов и способностей к самопознанию, активизация их личностных ресурсов (см. гл. 14). Это особенно важно в тех случаях, когда клиенты подвергаются дискриминации из-за своей этнической принадлежности (Грин и др., 1996). Идеи социального конструирования и конструктивизма, популярные в семейной терапии, стали восприниматься в качестве альтернативы концепций системной теории (Келли, 1994). Гуманизм и смежные с ним направления в социальной работе часто критикуются за неясность и идеализм.

Влияние гуманистических идей на социальную работу

Л ичностно ориентированные идеи

Роджерс (1951, 1961; Роджерс и Стросс, 1967), вероятно, является самым гуманистически ориентированным автором терапевтической концепции, оказавшей влияние на социальную работу. Вместе с тем это влияние носит опосредованный характер, поскольку первоначальная область применения этой концепции связана с консультированием. Идеи Роджерса получили распространение в социальной работе. Социальные работники стали использовать методы консультирования и тренинг. Помимо этого Роджерс определил условия, необходимые для успешной терапии. Они заключаются в том, что клиенты должны воспринимать специалистов как:

■ искренних и конгруэнтных в процессе терапевтических взаимоотношений (слова и действия специалистов отражают их личность и реальные отно-

 

Ьф и его коллеги (Троке и Каркуфф, 1967; Каркуфф и Беренсон, щинили эти условия. По их мнению, в комплекс условий успешной ходят честность и искренность, теплота (иногда безусловная), ува-[ринятие, эмпатическое понимание. Каркуфф предложил шкалы, с которых мы можем оценить степень выполнения этих условий в теских взаимоотношениях. Эмпирические исследования подтверди-з в качестве эффективных компонентов терапевтических взаимоот-

авление Роджерса о взаимоотношениях и их эффективных компо-1зало значительное влияние на социальную работу. Подход социаль-гника, согласно Роджерсу, должен быть недирективным, непредо-эШ, а также (согласно последней формулировке) включать «актив-ние», «правильную эмпатию» и «аутентичную дружбу». Автор пред-анистическую перспективу, в которой акцентируется значение «са-[») и стремления к личностному росту. В ней обращается внимание гь настоящего момента («здесь и теперь»), а не на историю пробле-а. Вера в уникальность клиента не предполагает необходимости ди-и классификации проблем. Каждый человек должен рассматривать-индивидуальности.

1ствии гуманистические идеи Роджерса нашли применение в рабо-ми социальными группами, в теории управления и активизации шх изменений. Исследователь предлагает для достижении постав-[ей развить у клиентов способность использовать присущую им «лич-щу» (Роджерс, 1977).

- 1970-е гг. были разработаны и другие гуманистические концепции |ИИ и терапии. Каркуфф и Беренсон (1977) отмечают, что в них 5 пять основных идей:

жем понять себя только через свое отношение к другим;

равная тревога в жизни — потерять других и остаться в одиноче-

вствуем вину потому, что не можем реализовать свои творческие >ности;

только мы несем ответственность за действия согласно нашим соб-ым решениям;

я призвана помочь нам действовать и принять свободу и ответ-ость в этом процессе.

идеи в гуманистической психологии связаны с понятием «само-ия», предложенным Маслоу, а также с проблемой реализации эго потенциала (Маслоу, 1970). В основе теории Маслоу, как и в ^анализа, лежит предположение о том, что мотивация к дости-

 

готерапии Франкла является убедительным примером того, что каждый из нас должен найти свой собственный смысл в жизни (Арнольд и Гассон, 1979). Логотерапия Франкла показывает, что найти смысл наиболее возможно внутри семейного контекста (Ланц, 1987). Некоторые авторы (например, Кифи, 1996) в качестве эффективного метода исследования собственной личности и потенциала, а также развития у специалистов навыков эмпатии и осознания потребностей клиента предлагают медитацию. Вулф и Эбел (2003) исследовали влияние индийских медитативных практик на стрессовое и депрессивное состояние американцев и обнаружили лечебный эффект этих и других техник духовного роста.

Восточные концепции, концепции творческого развития и символизма

Брэндон (1976, 2000) показывает возможность использования идей дзен-философии в социальной работе. По его мнению, социальные работники должны использовать свой личностный потенциал для построения аутентичных отношений с людьми, переживающими стрессовые события. В отличие от многих гуманистических терапевтических подходов, которые критиковались за ограниченность их применения (только при работе с клиентами, стремящимися к личностному самовыражению), концепция Брэнд она направлена на помощь людям, находящимся в крайних ситуациях. В данном случае работа предполагает развитие самопознания, просвещение (в дзен-буддизме используется концепт сатори — интуитивного озарения) и личностный рост как социального работника, так и клиента. Особое внимание обращается на условия, препятствующие движению клиента к саморазвитию, а также на возможности предотвращения влияния внешних обстоятельств подобного рода. В концепции Брэндона подчеркивается значение личной харизмы и эффективного взаимодействия клиентов и социальных работников.

Некоторые авторы, например Ингланд (1986), утверждают, что социальную работу следует считать искусством, а не приложением социальных наук. Уолтер (2003) считает, что импровизация и условный, а не контрактный, характер отношений между специалистом и клиентом включают в себя элементы театральной игры. Многие авторы полагают, что произведения искусства и литературы помогают понять окружающий мир и обладают терапевтическим воздействием (Роуз, 1992; Сэндерс, 1993). Блэк и Иное (1981) утверждают, что феноменологические идеи подтверждают актуальность этого подхода. В феноменологии считается, что понять поведение людей можно только с точки зрения их собственных мнений. Для этого необходимо использовать методы исследования и понимания индивидуальных позиций. На основе данных представлений Ингланд разработал гуманистическую теорию социальной работы, в которой центральное место занимают понятия «преодоление» (концепт психологии личности) и «смысл» (концепт духовного развития). Как и в теории личностных конструктов (см. гл. 8), здесь предполагается, что интерпретация событий социальными работниками, клиентами и окружающими людьми- кардинальным

 

!нг (1965, 1971) в своих ранних работах по теории психических заболе-использовал наряду с психоаналитическими экзистенциальные идеи, следования оказали определенное влияние на социальную работу, осо-в Великобритании. В своих поздних работах Леинг выступает с более шьных и мистических позиций (Седгвик, 1972). Он утверждает, что та-иболее распространенное психическое заболевание, как шизофрения, ' рассматривать в качестве реакции человека на неопределенность, а вероятно, опасность, которые создает социальная среда. Он придает ое значение самости «Я», рассматривая ложную самость и самосозна-озднее он включает в свой анализ идеи теории коммуникации, посвя-ie семейному общению, в частности идею Бэйтсона и др. (1956) о двой-•реплете (double bind). Леинг предполагает, что нарушения семейной никации приводят к тому, что один из членов семьи оказывается между гней. Это провоцирует реакции, диагностируемые как шизофрениче-'аботы Леинга заставили социальных работников обратить особое вни-на необходимость учета социальных и семейных факторов при установ-диагноза. В целом символический интеракционизм и феноменологичес-циология повлияли на технологии работы, особенно в случаях присво-лиентам ярлыка девиантности (например, в случае правонарушителей). Шолический интеракционизм — это социологическая и социально-психо-ская теория, ведущая свое начало от работ Мида (1934) и Блумера Основная его идея заключается в том, что люди действуют в соответ-г символами (фиксированными представлениями) об окружающем мире, ie закреплены в сознании. Символы создаются людьми с помощью язы-юцессе интерпретации их взаимодействий с окружающим миром. Лич-(«Я») также создается, поскольку для того, чтобы взаимодействовать с 1ющим миром, люди должны иметь представление о бытии. Поэтому, понять окружающий мир, людям приходится взаимодействовать между Эти идеи связаны с теорией личностных конструктов (см. гл. 8), соглас-орой человеческое поведение организовано в соответствии с внутрен-шнструктами относительно окружающего мира. Идеи символического исционизма близки теории социального конструирования. Рамон (1990) дает, что они помогают социальным работникам и клиентам понять -шания, сопровождающие процесс выписки из психиатрической кли-Этот опыт может быть интерпретирован (в антропологических терми-ж церемония инициации, как переходный кризис и процесс, требую-ереопределения собственной идентичности.

[клин (1979) утверждает, что символический интеракционизм предла-(циальным работникам альтернативу психологическим способам пони-человеческого поведения. Акцент на взаимоотношениях и их символи-i значении предполагает меньшую, чем при традиционных близких вза-тошениях, эмоциональную включенность клиента и социального раса. Более того, в данном случае допускается, что среди клиентов встре-гораздо больше людей адекватных, компетентных, а не слабых и не-

 

санными в главе 8. В о-п е р в ы х, символический интеракционизм и аналогичные социологические концепции раскрывают понятия о социальных ожиданиях и интерпретациях, которые представляют собой фундамент ролевой теории, так как принятие и прояснение ролей являются символическими элементами взаимодействия людей. В о-в т о р ы х, как отмечалось в главе 8, концепция Гофф-мана о различных ролях, которые люди исполняют в зависимости от социальных обстоятельств, представляется одним из вариантов ролевой теории, возникающим на пересечении символических и феноменологических идей.

Несмотря на общий социологический характер, эти концепции также содержат объяснительные модели возникновения сильных эмоций. Смит (1975), например, интерпретирует переживания горя с феноменологических позиций, а не с помощью условных психоаналитических категорий «биологических, инстинктивных и внутренних психических процессов» (Смит, 1975, 79). Согласно этой точке зрения, человек переживает горе, осознавая уникальность определенных отношений (таких, как брак) и социальных ожиданий, характерных для этой ситуации. Таким образом, происходит реорганизация социальных конструкций в соответствии с ожиданиями. Когда отношения разрушены или потеряны, должна произойти социальная реконструкция. Более того, на индивидуальном уровне конструкция собственной личности включает и близкого человека, ушедшего из жизни, поэтому необходима также внутренняя реконструкция.

Исходя из обобщенной гуманистической позиции, Уайлкр (1981) полагает, что социальная работа со многими «недооцененными» («хроническими») группами клиентов, чьи проблема или недееспособность не могут быть преодолены сразу, должна включать поиск смысла жизни. Желательно, чтобы социальный работник свободно и открыто делился своим опытом, а не делал упор лишь на метод и терапевтически обоснованные цели, что неэффективно во многих случаях.

Концепция Крилла, разработанная в 1960-е гг. (например, Крилл, 1969), нашла более полное выражение в его исследовании, посвященном экзистенциальной социальной работе (1978), а также в издании 1990 г., в котором подчеркивается значение практического опыта для теоретического знания в социальной работе. Это эклектичная модель, созданная на основе концепций инсайта Роджерса, гештальтпсихологии, дзен-философии и аналогичных направлений. Однако в основном она базируется на экзистенциальной философии. Экзистенциализм, по мнению Крилла, — это теория о противоречивости нашего существования, поскольку мы стремимся жить в этом мире, но жизнь полна разочарований. В своей поздней работе Крилл (1990) подчеркивает необходимость поиска смысла жизни через субъективное понимание мира. В процессе поиска субъективного смысла не следует рассматривать людей с точки зрения их проблем. Напротив, следует признать, что они обладают свободой творчества при контроле «спирали желаний», которая влияет на них. Автор утверждает, что желания становятся более интенсивными, если мы испытываем их постоянно. Это может привести к возникновению зависимости, гмтуятшто. люлям необходимо расширить спектр своих инте-

 

шые перспективы

шость как элемент практики стала возрождаться в 2000-х гг. (Буллис, нда, 1998, 2003; Нэш и Стюарт, 2002). Профессионализация социальны в XX в. привела к развитию специализированных и рациональных ентов, поскольку рациональная система знания считалась ведущей, доказательной практики (см. гл. 3), например, включали обсуждение гами в процессе достигнутых результатов рационального принятия [. Духовные вопросы затрагивались только тогда, когда они поднима-ими клиентами. В настоящее время значение вопросов духовного рос-более очевидным для теории социальной работы, поскольку:

1альная работа осуществляется сегодня в обществах, в которых рели-и духовность считаются неотъемлемой частью человеческого бытия;

ализируется работа с этническими и культурными меньшинствами дных стран;

икает политический интерес к возможностям участия религиозных ин и церквей в организации общественной помощи и социальных г, а следовательно, к их вкладу в поддержание социальной стабиль-и. Кроме того, духовность и религиозная вера способствуют профи-ике ряда социальных проблем (например, Ходж и др., 2001);

;ерглись критике материализм и потребительские тенденции совре-1ых западных обществ, в которых все рассматривается через призму омической и покупательской ценности. Стала очевидной необходи-ъ сближения этих тенденций и гуманистического стремления к поис-лысла жизни.

[е современные гуманистически ориентированные тенденции под-i критике, поскольку в них недостаточно внимания уделяется эконо-[у и социальному значению научных и технических достижений, и в экономическому развитию. Более того, интерес к восточным религи-1 как буддизм и даосизм, скорее, можно рассматривать как увлече-икой.

едованиях по социальной работе религиозные и духовные идеи при-я для объяснения особенностей различных культурных и этниче-ш и развития толерантности к различиям. Однако встречаются и извлечь определенную пользу из этнокультурных традиций. Напри-(2003) анализирует практики целительства китайских шаманов и гремление к гармонии, устойчивости и целостности одной из це-альной работы; Хардл (2002) изучает гавайские традиции цели-Восс и соавторы (1999) изучают варианты социальной работы с занием племенных и шаманских ритуалов племени Лакота; Линн исывает традиции взаимопомощи одного из австралийских пле-

Ь f2003^ HCCTTP.TTVP.T

 

Альтернативный подход состоит в том, чтобы определить принципы практической деятельности, которая имеет более близкое отношение к духовным вопросам, нежели та, что представлена во многих моделях социальной работы. Он отражен в современных теоретических источниках. По мнению Конзедин (2002), можно выделить четыре основных принципа духовной практики, среди которых:

■ общее благо, стремление к децентрализации, солидарности, а также за

щита прав человека, отстаивание интересов бедных слоев населения, дис

криминируемых и депривированных групп;

■ устойчивость, которая должна быть приоритетной и действовать в эконо

мических и социальных системах, учитывающих как положение эконо

мически слаборазвитых стран, так и потребности будущих поколений;

■ мудрость, включение в практику тщательно продуманных ценностных суж

дений;

■ целостная духовность, внимание к поиску, развитию, пониманию и при

знанию целостности и цельности нашего существования и наших дей

ствий.

Многие из этих принципов продиктованы растущим интересом к экологически ориентированной практике (см. гл. 7). Например, Окунда и соавторы (1999) полагают, что духовное развитие, как оно понимается в незападных культурах, дает людям естественную власть через взаимосвязанность социальной и природной сред. Эта форма власти отличается от властных отношений официальных институтов. Вулф (2003) утверждает, что в аюрведической философии самость (личность) рассматривается как нематериальная индивидуальная сущность, которая не принадлежит ни телу, ни материальному миру. Таким образом, осознание человеком себя (например, через цвет кожи) является частью материального мира, который маскирует нашу самость и ограничивает свободу воли, ей присущую. Практика социальной работы направлена на поиск пути к себе, на раскрытие и развитие свободы воли человека в отношениях с окружающим миром, а следовательно, на создание индивидуальных и социальных изменений.

Стюарт (2002) рассматривает прикладное значение следующих вопросов, связанных с проблемами духовного развития:

■ преодоления барьеров на пути к развитию духовности, трансценденцию

материалистического, фрагментарного, линейного и технического вос

приятия мира;

■ обеспечения связи между верованиями и важнейшими культурными цен

ностями через внимательное отношение к представлениям и ценностям,

обусловленным культурой, осознание роли культуры в развитии духов

ности человека, а также признание и содействие культурному разнообра-

 

Т"

 

ли, целостности и единства, идентификация и оценка мировоззрен-:ких различий, развитие межкультурной компетентности в работе с жителями различных культур, а также поиск и разработка подходов, почающих духовные вопросы в практику социальной работы.

ис (1996, гл. 3) считает, что вопросы духовности могут стать частью [еской работы. Например, можно определить важность этих моментов ента и обратить на них внимание.

эм: африкано-ориентированное мировоззрение

эм (2002) предлагает вариант применения незападных духовных кон-в социальной работе на основе мировоззренческих концепций Афри-

0 континента, в которых отражаются классические философские тра-

тран Африки. Определенное влияние на их формирование также ока-

эьба за гражданские права и независимость стран этого континента,

оторой было объединение различных африканских мировоззренческих

1 представителей африканских народов, разобщенных в период раб-

олониализма. Подход Грэхэм, разработанный для работы с населени-

жи, можно использовать и при работе с представителями этнических

нств. Философские концепции освобождения можно разделить на следу-

эи группы:

[цепции, рассматривающие политические, социальные и культурные)мы дискриминации, порожденные колониализмом, империализмом асизмом;

[цепции, анализирующие традиционные философские представления цеалы, тормозящие развитие общества и культуры африканских наро-

[цепции, критически анализирующие западные научные и философ-е представления, дискредитирующие жителей Африки.

[ной работе определяются и анализируются особенности африканской ности, которая проявляет себя через культурные символы, ритуалы, цения искусства, музыки и литературы. Это способствует пересмотру шов по отношению к народам Африки. Данный подход определяет и ает особое место представлений африканских народов в общей пара-щиальной теории и практики. Выделяют следующие принципы афри-иентированного мировоззрения:

вещи взаимосвязаны (например, люди, животные и неживые объек-

эвек — существо духовное, он связан с другими людьми и со своим

 

материнскую семьи). Жизнь и опыт индивидов являются составной частью истории и взаимодействий их семьи и общины, поэтому общинность имеет большее значение, чем индивидуальность;

■ разум, тело и дух едины, равны и взаимосвязаны; они должны в равной

степени достигать состояния маат, в котором отражаются истина, спра

ведливость, гармония и порядок.

Маат выражается:

■ в универсальном поиске гармонии в нашей жизни;

■ в справедливости как центральном понятии практики;

■ в долге перед сообществом;

■ в личностной реализации, конкретизирующей универсальный порядок в

нас самих.

Правильность и гармоничность естественного порядка вещей тесно связаны с социальной справедливостью. Отношения между людьми характеризуются взаимообменом и взаимопомощью: добро порождает добро. Взаимообмен обязателен для достижения справедливости, он является отражением нашей идеологии в действии и вызывает в людях добрые побуждения. Самореализация возможна через следование нравственным принципам заботы о других людях и действий на благо сообщества. Женская идентичность священна и неотделима от духовной жизни африканских сообществ; роль женщин в развитии морали и нравственности чрезвычайно важна. Идеал заботливой женщины реализуется в материнстве, а также в женщине-богине. Это духовный идеал, его достигают через приобретение соответствующего знания и развитие социального навыка.

Грэхэм по-своему комментирует эти представления об африканской культуре. По ее мнению, хотя в них утверждается ценность духовности, в то же время очевидна тенденция к «всеобщности дискурса», т. е. имеет место попытка свести традиции целого континента к одной культурологической концепции. Тем не менее панафриканское движение можно рассматривать как выражение борьбы за признание и переоценку ценностей культуры народов Африки в мировом масштабе, поскольку ранее господствовало пренебрежительное отношение к африканской культуре и идеалам. Идеализация культурных представлений является отражением этой борьбы.

Социальная работа в контексте философии Ганди

Национальный лидер Индии Ганди (Махатма Ганди, 1869—1948) сформулировал философию социального развития, которая оказала большое влияние на социальную работу в Индии, в частности благодаря изменениям социальной политики в отношении неприкасаемых (людей низшей социальной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.