Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 14 страница




 

|ужб, однако в большинстве стран, за исключением США, их значение уменьши->сь вследствие усиления тенденций к специализации и переориентации адми-ютративной политики.

США экосистемная теория приобрела наибольшую популярность благодаря лючению в нее элементов традиционной психодинамической практики, что спо-|бствовало постепенному объединению профессиональных технологий социаль-)й работы.

сосистемные перспективы и концепции экологических, «живых», систем, а так-э формы их практической реализации направлены на решение психологических юблем путем повышения адаптации индивидов к окружающей среде.

экологических теориях, разработанных в Европе, американский экосистемный)дход подвергается критике за невнимание к экологическому кризису неустой-1вых западных цивилизаций. Устойчивое социальное развитие также является!лью практической работы в развивающихся странах.

>итические замечания вызывает аксиома теории систем о фундаментальном знании социального порядка, т. е. социальной структуры, способствующей стабиль->сти и неизменности отношений между людьми, группами и организациями в об-естве.

овитие системы поддержки и социальных сетей — важная форма практической;ализации системных идей.

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

!рмин «системы», обозначающий наличие взаимосвязей и ресурсные особен->сти семей и групп, а также их эффективное функционирование. В отличие от 1инической работы и консультирования в данном случае семья не рассматрива-ся через призму положительной или отрицательной роли в обеспечении здоро-.я и благосостояния отдельного пациента.

изненные стрессогенные факторы — факторы, вызывающие стресс и обеспе-щающие систему (индивида, семью, микросоциальную группу) энергией.

жласие, или адаптационное состояние между индивидами и их социальным ок-окением.

ормирование, сохранение и совершенствование социальных сетей и взаимной >ддержки.

щий теоретический контекст 1ткий обзор

^темные идеи, использующиеся в социальной работе, восходят к общей i систем, которая возникла в 1940—1950-е гг. в рамках менеджмента и югии. Ее подробное описание содержится в книге фон Берталанфи (1971). пция систем представляет собой биологическую теорию, согласно ко-

 

состоящих из частиц. Помимо биологических систем системная теория применима к социальным системам, таким, как группы, семьи и общества. Хэнсон (1995) утверждает, что значение теории систем состоит в том, что в ней рассматриваются «целостности», а не части человеческого и социального поведения, как в других теориях.

Мэнкоск (1981) показывает, что истоки социологической теории систем можно обнаружить в социальном дарвинизме Г.Спенсера. Сипорин (1980) утверждает, что в ее основе лежат методы социологических исследований, разработанных в Англии в конце XIX в. (например, работа Бута и Раунтри), теория информации и идеи экологической школы Чикагской социологии 1930-х гг.

Основные понятия теории систем и их практическое применение

Для описания структуры систем используются следующие понятия:

■ границы системы, внутри которых обмен физической и психической энер

гией происходит в большей степени, чем за их пределами;

■ закрытые системы — системы, не обменивающиеся энергией с внешним

миром, которые можно сравнить с вакуумной упаковкой или термосом;

■ открытые системы, обладающие проницаемостью границ для обмена энер

гией.

Следующие понятия характеризуют системные процессы и варианты воздействия на них (Грейф и Линч, 1983):

■ ввод — энергия сквозь границы поступает в систему;

■ пропускная способность — энергия используется внутри системы;

■ вывод — энергия через границы выходит в окружающую среду и оказыва

ет на нее воздействие;

■ обратная петля — информация (энергия) попадает вновь в систему по

сле того, как она вышла в окружающую среду и обогатилась в результате

произошедших изменений;

■ энтропия — система продолжает работать, пользуясь своей собственной

энергией, и если не поступит новая информация (энергия) извне, сис

тема исчерпает себя и ее развитие остановится.

Приведем пример. Вы говорите мне что-то (ввод в мою систему). Это влияет на мое поведение (пропускная способность моей системы), оно меняется (вывод), и вы можете наблюдать эту трансформацию. Таким образом, вы получаете обратную связь, свидетельствующую о том, что я слышу и понимаю то, что вы говорите (обратная петля).

 

или социальных группах) могут происходить изменения, не затраги-щие их фундаментальных характеристик;

юстаз, или равновесие, — способность системы сохранять свои осо-ности, несмотря на то, что входящая информация вносит определен-изменения. Например, я могу питаться капустой, но никогда не ста-гохожим на капусту. Я остаюсь самим собой, хотя капуста переварива-[ и дает мне энергию и питание. Вывод этой энергии частично проис-ст через выделение тепла, физическую активность и дефекацию;

^изменение — способность системы к усложнению, поскольку ее части эизменяются с течением времени;

пемная сложность — система представляет собой целое, которое боль-чем сумма его частей;

шовлияние — если одна часть системы меняется, то изменение про-эдит и в других частях.

ультате взаимовлияния системы демонстрируют как равнофинальность эвые результаты при разных условиях), так и многофинальность (схо-овия, но разные результаты), поскольку части системы взаимодей-ю-разному. Данные понятия помогают описать сложность человече-1имоотношений и причины различных последствий одних и тех же А. Социальные системы обладают синергией, т.е. они могут вырабаты-ю собственную энергию, чтобы поддерживать себя. Поэтому человечества, взаимодействуя в браке или в группе, зачастую стремятся к шю или развитию отношений, устанавливая тесные связи внутри груп-репляя ее. Это является примером системной сложности, поскольку ^возможны без взаимодействий внутри системы. В случае отсутствия и участники группы или супруги должны получать дополнительную» извне, иначе будет расти энтропия. Таким образом, синергия являет-1воположностью энтропии и иногда называется негэнтропией. сус и Минахан (1973) определяют три вида помогающих систем:

юрмальные, или естественные, системы (семья, друзья, почтальон, рудники);

шальные системы (микросоциальные группы, профсоюзы); иеталъные системы (больницы, школы).

из систем, предложенный этими авторами, оказал большое влияние ггае практики социальной работы (см. табл. 7.1).

с и Кирни (1996) выделяют семь ключевых принципов системного к практике. Их работа посвящена применению основных положений юй теории в различных формах социальной работы. Авторы показывавшая тп.ыый r.PHTp.w и пячттичных систем (целе-

 

Таблица 7.1. Основные системы социальной работы (по Пинкусу и Минахану)

 

Система Описание Дополнительная информация

Система агентов изменений Социальные работники и организации, в которых они работают —

Клиентская система Люди, группы, семьи, микросоциальные группы, которые обращаются за помощью и вступают во взаимодействие с агентами изменений Действительные клиенты — клиенты, выразившие готовность получить помощь и включившиеся в процесс. Потенциальные клиенты — клиенты, которых специалист стремится вовлечь в социальную работу (например, правонарушители, получившие условное наказание, или родители, обвиненные в жестоком обращении с детьми)

Целевая система Люди, которых стараются изменить агенты изменений для достижения поставленных целей Клиентская и целевая системы не обязательно совпадают

Воздейст вующая система Люди, с которыми взаимодействуют агенты изменений для достижения поставленных целей Клиентская, целевая и воздействующая системы не обязательно совпадают

объединить в своей деятельности разные подходы. Теория систем позволяет начать работу, исходя из определенного контекста, для которого характерны свои возможности и ограничения, цели, ролевые и властные полномочия, а также вероятные последствия и результаты. Например, цели, которые вы преследуете, и функции, которые вы выполняете при работе с семьей, в которой дети подвергаются жестокому обращению, отличаются от целей и функций, которые актуальны в работе с этой же семьей, но при терапии семейных отношений. В то же время проводимые мероприятия могут быть одними и теми же в обоих случаях. В данном случае важно разобраться, какие факторы вызывают проблемную ситуацию, и продумать, как защитить ребенка и наладить супружеские отношения.

Значение контекста работы тесно связано с осознанием ее последовательного характера. Контекст определяет цели и методы. Например, человек с ограниченными возможностями получает от социального работника в основном практическую помощь, однако если у клиента есть семейные проблемы, оказание социальных услуг может осложниться. Таким образом, чтобы обеспечить полноценную помощь в ситуации, в которой находится клиент, необходимо отреагировать на обе проблемные стороны.

На принципах последовательности и контекста в определенной степени

 

бразовательного уровня, развитие навыков межличностного общения, товление отношений с семьей помогут достичь положительного резуль-хаже если не приведут к выписке пациента. Определение поведенческих ш помогает обнаружить позитивные возможности, в которых по поведе-демонстрируемому в одной социальной системе, можно предсказать нты его проявления в другой системе. Это также позволяет выявить, ка-шенения необходимо внести. Например, сложности в отношениях с со-и могут проявиться во время занятий в группе дневного стационара или их социальных ситуациях. Поэтому, определив эти модели, социальный шк может направить свои воздействия на те или иные отношенческие и гнческие проблемы.

истемной теории подчеркивается значение процесса, т.е. того, что и как ходит в отношениях и взаимодействиях с точки зрения их содержания и татов. Социальный работник может выявить положительные навыки и [ения в какой-то одной сфере и попытаться перенести их в проблемные дай. Это также помогает определить, как системы, пересекаясь, про-ют проблемы на новую сферу жизни. Например, при не очень хороших гениях в семье родители в меньшей степени могут помочь ребенку пре-гь трудности в школе.

юта с окружением имеет ряд преимуществ по сравнению с системной гй. Здесь подчеркивается, каким образом опосредованная работа с дру-службами, семьями, социальным окружением влияет на клиентов. зместная работа также является одним из принципов системной тео-юскольку в функции социального работника входит взаимодействие с тами, коллегами и другими службами.

ертон (1989), описывая возможности использования системной теории >те стационарных учреждений, показывает, что люди строят отношения другом не просто как независимые индивиды; они находятся в опреде-[х социальных ситуациях. Поскольку сотрудники и клиенты стационар-чреждений общаются и взаимодействуют как внутри, так и вне стацио-, крайне сложно понять, как эффективно работать в таком окружении, гие границы в системной теории связано с частными вопросами и отно-1ми внутри стационарного учреждения или в рамках общения самих кли-, Схожим образом понятие «обратная петля» применяется для анализа ошения различных факторов в создании ситуации, с которой приходит-ютать специалистам. Кроме того, в теории систем подчеркивается значе-:кущей коммуникации между людьми в стационарном учреждении, кото-;пользуется для объяснения ситуационных проблем, а также для оказа-оздействия. Все это позволяет избежать сложностей, возникающих, как ло, при проработке причин проблем, находящихся в прошлом, щионары — это учреждения, в которых люди живут вместе. Это означа-о стационарные учреждения являются саморегулирующимися системами. существо таких систем — безопасность, однако вместо того, чтобы стре-я изучить и понять, каким образом можно развить навыки и способ-

 

негативно влияющих на их ход в стационарных учреждениях. Таким образом, вместо устойчивого состояния, открытого к переменам, в стационарах стремятся установить гомеостаз и равновесие, направленное на преодоление внешних воздействий или других факторов, которые могут нарушить спокойную динамику.

Афертон стремится к развитию практических технологий, которые смогли бы помочь в установлении более открытых и гибких отношений клиентов и стационарных отделений с окружающим миром. Данная концепция представляет собой пример прикладного применения системной теории для анализа комплексных взаимодействий и содержит описание практических методов социальной работы.

Области пересечения

Системная теория оказала большое влияние на социальную работу в 1970-е гг. С тех пор она является предметом споров. В социальной работе используются две формы системной теории:

■ общая теория систем;

■ экосистемная теория.

Хирн (1958, 1969) был одним из первых авторов, разработавших программу использования системной теории в области социальной работы. Практический анализ этой теории изложен в исследованиях Гольдштейна и Пинкуса (Гольдштейн, 1973; Пинкус и Минахан, 1973). В Великобритании они стали известны благодаря их переработкам, сделанными Викери (1974; Спечт и Ви-кери, 1977) и Ульсоном (1978). Последовавшие за этим работы Сипорина (1975), а также Джемейн и Гиттермана (1980; Джемейн, 1979а), посвященные экосистемной теории, были опубликованы в США. Браун (1993) показывает, каким образом концепция границ и окружающей среды нашла применение в групповой работе. Эллиот (1993) считает, что системная теория может быть объединена с теорией социального развития (см. гл. 9) в целях применения последней в социальной работе индустриально развитых стран. Кабадаки (1995) показывает, каким образом изменения различных общественных структур соотносятся с развитием социальной работы.

Значение системной теории

Теория систем является одним из теоретических подходов, разработанных в качестве альтернативы психодинамической теории в 1970-е гг. Социологизм этой теории противостоит отсутствию в психодинамике адекватной трактовки понятия «социальное» в социальной работе. Кроме того, системная теория оазвивалась в то время, когда различные узкоспециализированные направле-

 

ены централизация и реорганизация государственных агентств на мес-щент в теории систем на целостности (Хэнсон, 1995) оказал огромное ie на развитие социальной работы. Роберте (1990) считает эту теорию из интегральных концептуальных каркасов, появившихся впоследствии альной работе. Такие влиятельные теоретики, как Пинкус и Минахан а также Гольдштейн (1973) рассматривали свои концепции как «ин-эные» и «единые». Другой важной особенностью стало применение этой [ в семейной терапии, которая также получила значительное развитие в [ьной работе в середине 1970-х гг. В данном случае системная теория ся основной перспективой, поскольку она объясняет взаимодействие и (влияние между членами семьи. Метод анализа групповых взаимоотно-также оказался полезным для работы в стационарных учреждениях, 1977; Афертон, 1989).

гличие от радикальной теории, а также социологической критики тра-нной социальной работы, которые были влиятельны в этот период, [ систем не настаивает на трансформации социальных структур и соци-i политики в целом. Напротив, особенностями этой теории являются гие и исследование существующего социального порядка, а не свой-[ые радикальной теории критический анализ и отрицание обществен-ироустройства. В этом одна из причин ее успеха. Системная теория соот-ует целям профессии и организационной структуре социальных служб, ле представляют собой часть государства и обладают полномочиями и ю. Ее влияние было особенно значительно в тот период, когда соци-[ работа расширяла поле своей деятельности и занимала пустующие ниши царственных службах многих стран. В отличие от радикальной теории шая теория удачно сочетается с психологическими теориями на уровне:ческого поведения, включая этот уровень теоретических исследований е широкий контекст.

>рия систем имеет много общего с другими теориями. Леонард (1975, точки зрения марксистского подхода утверждает, что в системной тео-е только содержатся объяснения стабильного и устойчивого состояния \, но и анализируются различные институты, их взаимодействия, а так-шожности для их радикальной трансформации. Авторы, придерживаю-[ традиций, такие как Вудс и Холлис (1999), также включили некото-ринципы данной теории в свои концепции психодинамической практи-рестон-Шут и Агасс (1990) предложили комбинацию этих двух теорий, вторы полагают, что психодинамическая теория, как и любая другая логическая теория, дает объяснение человеческим эмоциям, взаимоот-inaM и внутренним реакциям на внешние воздействия. Теория систем ечивает контекст для этого понимания, показывает взаимодействие со-ных процессов и индивидуальных реакций, различия воздействующих ров, а также вероятность того, что социальные работники и службы станут объектами изменений. Объединение этих концепций позволяет льным работникам преодолеть эмоциональный стресс, вызванный их г- ттюгткл/iw тяь- кяк v них появляется возможность уви-

 

связанных, но различных варианта объяснения событий, то мы можем переключить внимание с межличностной на социальную ситуацию. Общей чертой психодинамической теории и теории систем является то, что они придают особое значение взаимосвязи поведенческих моделей и социальных отношений, что проявляется во взаимодействиях людей друг с другом. Кондрат (2002) в своей экологической концепции также подчеркивает самостоятельность и взаимосвязь крупно- и мелкомасштабных аспектов социальной работы. При этом она использует идеи структурализма Гидденса (1984). По ее мнению, экологическая теория и другие системные теории только выиграют при включении в них элементов социального конструктивизма (гл. 8), поскольку он предполагает наличие у людей способности к изменению своей социальной ситуации.

Основные концепции

В настоящее время известны следующие три варианта экосистемнои теории:

■ экокритический, экосоциальный, экофеминистский подходы, изложен

ные в книге «Экосоциальный подход в социальной работе», изданной

под редакцией Матиса и др. (2001);

■ модель жизненного цикла, представленная в книге Джемейн и Гиттер-

ман «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996);

■ экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практи-

. ки социальной работы» (2002).

Первая группа теорий объединяет критические экологические подходы. Эти теории рассматриваются чуть позже, поскольку в них содержится критика экосистемного подхода в целом. Две другие модели экосистемнои теории представлены в используемых мною текстах, которые отражают развитие межличностного направления в социальной работе в США. Модель жизненного цикла разработана довольно давно. Так, работы Джемейн (1976, 1977, 19786) были впервые опубликованы в середине 1970-х гг. Хотя в этой модели отражена в основном межличностная социальная работа (с некоторыми вкраплениями экологического подхода), она была особенно популярна в США, что проявилось в издании большого числа публикаций, посвященных ее использованию в работе с семьей и микросоциальными группами. Широко вошел в научный оборот концепт «личность в окружении (в среде)». Ниже представлены основные положения концепции Джемейн и Гиттерман (1996), отличающиеся четкостью терминологии. Экокритический и экосистемный подходы также рассматриваются в нашей работе, особенно экокритический и экосоциальный подход Матиса (2001), разработанный в Германии и во многом противостоящий американской работе.

.Ч.Й п Ю7П-Р гг Мятяйни С2002"> и поед-

 

:ечает образовательным стандартам США. Особенностью этого подхода гя графическое представление семейных отношений с помощью эко-ще одна его особенность заключается в большом внимании к современ-юблемам культурного многообразия, социальной справедливости и прав ка.

емейн и Гиттерман: модель жизненного цикла

 

Жизненный путь — уникальный путь развития

кЗ жизненному йутн

С фсч IK'OAM'IJMII.IM piMUIH'l III4IKH.III ll.l /Ml IlkMIIIMII

нрсиопми (|>.IKlop

И трои пли

OllCllkll — pCL\|4l.l '

-; — у'' **; ■':л-'»}'1.'. '-

(ель жизненного цикла в отношении социальной работы, разработанная ш и Гиттерман (1980, 1996), является главной концепцией экосистем-)рии. Джемейн выступила редактором сборника, посвященного исполь-ю этого метода в различных сферах социальной работы (1979а). Она ут-ет, что данная модель имеет общее с психологией сознания, поскольку >е значение придается факторам среды, понятиям действия, самоуправ-и идентичности (Джемейн, 1978а). Вместе с тем эти два подхода концеп-з отличаются друг от друга и могут применяться по отдельности.

 

Модель жизненного цикла основана на метафоре экологических отношений — «личность в среде», раскрывающей взаимозависимость людей от окружающей среды. Отношения между людьми и окружающей их социальной средой носят реципрокный (взаимный) характер: происходит постоянный обмен воздействиями. Целью социальной работы является упрочение связи людей с окружающей их средой.

Модель жизненного цикла представлена на рис. 7.1. Считается, что каждый человек проходит свой жизненный путь. На этом пути люди сталкиваются с жизненными 'стрессогенными факторами, переходными периодами, событиями и проблемами, которые нарушают равновесное отношение с окружающей средой. Все это вызывает снижение способности в адаптации к среде и ощущение невозможности справиться с проблемами. Люди проходят через две стадии: стадию оценки стрессора и стадию переживания стресса. Вначале определяется серьезность нарушений и возможные последствия: ущерб, поражение, испытание. Затем оцениваются способы решения проблем и имеющиеся ресурсы. С ситуацией можно справиться с помощью изменений личности, среды или взаимоотношений между ними. Сигналы, поступающие из окружающей среды, а также физические и эмоциональные реакции людей дают обратную связь, информирующую о результатах попыток преодоления трудностей.

Основными ресурсами, необходимыми для преодоления, считаются:

■ связанность — способность к формированию привязанностей;

■ внутренняя сила — уверенность в способности преодолеть трудности;

■ компетентность — владение существенными навыками или возможность

получения помощи от других людей;

■ образ «Я» — общая оценка самого себя;

■ самооценка — степень собственной значимости и достоинства;

■ самоуправление — ощущение контроля над собственной жизнью, а также

ответственность за свои поступки и уважение прав других людей.

Реакции личности также в значительной степени подвержены влиянию семейных и социальных обстоятельств. Например, бедная микросоциальная среда может предложить значительные ресурсы для развития самоуважения. Модель жизненного цикла можно подвергнуть критике за слишком подробное описание характеристик, которые не являются столь важными в повседневной практике.

Способность к активации этих межличностных ресурсов находится под воздействием таких социальных факторов, как:

■ принудительное использование власти, когда доминантные группы прояв

ляют свою власть над клиентами, принадлежащими к другим социальным

и культурным группам;

 

агополучие других людей, особенно представителей бедных слоев насе-ния;

тественная среда пребывания — физическая и социальная среда, окру-1ющая клиента;

ша — определенное социальное положение, занимаемое клиентом;

изненный путь — уникальные, непредсказуемые жизненные события и >иобретаемый в соответствии с ними уникальный жизненный опыт;

торическое время — исторический контекст жизненного пути;

дивидуальное время — смыслы, которыми люди наделяют свои жизнен->ie переживания;

циальное время — события, затрагивающие семьи, группы и микросо-1альную среду, частью которых является клиент.

1вая книга, изданная Джемейн, посвящена вопросам пространства и ш как аспектов практики социальной работы. Эти элементы вошли и в [енную модель жизненного цикла. Однако следует заметить, что эти 1анственно-временные аспекты, как и системная теория в целом, не 1вают такие проблемные для социальной работы факторы, как соци-л класс, социальный статус, расовая и культурная дискриминация (см. -13). Концепт времени сам по себе не представляет важности при рас-:нии этих факторов, хотя и указывает на социальный контекст челове-: взаимоотношений и индивидуальных жизненных событий. В теории 1ьного конструктивизма данные факторы являются предметом более льного внимания (см. гл. 8).

[ь практической деятельности по модели жизненного цикла — улучшение ции людей к окружающей их среде путем смягчения воздействия жиз-х стрессоров, обогащения индивидуальных и социальных ресурсов, раз-у людей стратегий преодоления трудностей, а также трансформация фак-окружающей среды для обеспечения их соответствия человеческим по-ютям. В практической работе необходимо придерживаться этических прин-и толерантного отношения к индивидуальным различиям, активизиро-^сурсные стороны клиента, а также стремиться к партнерству социально-этника и клиента в целях снижения статусных различий. Социальные раки должны обсуждать с клиентами приоритетные проблемы, вниматель-шать историю их жизни, а также анализировать принятые и принимае-гшения. Они могут работать в восьми направлениях: с индивидами, семь-руппами, социальными сетями, микросоциальной средой, естественной i, организациями, политическими действиями. В центре проводимых ме-ятий должно быть развитие индивидуального и коллективного потенциа-э отражается в самостоятельном принятии решений и независимых дей-t клиентов. Важно постоянно принимать во внимание воздействия внешней и особенности жизненного ПУТИ, а также оценивать результаты практичес-

 

Таблица 7.2. Практическая работа в рамках модели жизненного цикла

(по Джемейн и Гиттерману, 1996)

 

Фаза Процесс поддержки Действия

Начальная фаза Содействие: создать принимающее и поддерживающее окружение Проявить эмпатию в отношениях с клиентом; поддержать клиента в выражении собственных желаний и предпочтений; доступно рассказать о службе, вариантах помощи и роли социального работника; оказать противодействие окружению, негативно влияющему на клиента

 

Методика Выбрать форму работы: индивидуальную, семейную, групповую, в микросоциальной среде, основываясь на предпочтениях клиента и особенностях жизненного стрессора

 

Методы Выбрать вид помощи: эпизодическую, экстренную, краткосрочную, без временных границ

 

Навыки Провести диагностику соответствия личности и среды: ■ выяснить исходные (основные) данные об индивиде и семье; ■ определить жизненные стрессогенные факторы; ■ идентифицировать ожидания клиента относительно социального работника и службы; ■ определить сильные и слабые стороны клиента; ■ выявить особенности естественной среды; ■ согласовать план действий

Текущая фаза Помощь в преодолении стресса, связанного с изменениями и травматическими событиями Оказать поддержку клиенту, показывая «присутствие» рядом; исследовать и прояснить ситуацию с помощью концентрации, направленного внимания, детализации, определения типичных моделей, выдвижения гипотез, активизации рефлексии и обратной связи; активизировать сильные стороны с помощью акцента на способностях, укреплять веру в себя; руководить процессом, обеспечивая клиента информацией и корректируя ее, предлагая совет и обсуждение, определяя задачи; способствовать процессу, указывать на модели избегания, неадекватные и непоследовательные действия

 

Помощь в преодолении стрессогенных факторов Определить функции и структурную организацию соответствующих социальных служб;

 

Продолжение табл. 7.2

 

Окончание табл. 7.2

 

Раза

тающая

 

Процесс поддержки

Помощь в развитии семейных отношений

Помощь в развитии групповых отношений

нижение межличностного стресса между социальным работником и клиентом

Содействие: организационные факторы времени и методические

 

 

Действия

странство, измененное предметное пространство, смягченное окружающее пространство; связать клиентов и организационные ресурсы; сотрудничать с клиентом; стать посредником при взаимодействии с организациями; действовать напрямую, налаживать контакты с организациями; оказывать противодействие организациям и защищать интересы клиента

Определить функции семьи: деторождение и социализация детей, защита членов семьи, принятие и развитие самореализации, поддержание контактов с окружающим миром; присоединиться к семье: подчеркнуть положительные моменты, выслушать истории жизни, создать терапевтический контекст, необходимый для достижения изменений, определить семейное мировоззрение; взаимодействовать с семьей: определить восприятия, обозначить задачи для домашней проработки, обсудить семейные ритуалы и поведенческие модели, активизировать рефлексию

Определить направленность группы (образовательная, проблемно-ориентированная, задаче-центрированная, социальная направленность, реализация определенного поведения); выявить внутренние стрессоген-ные факторы: проблемы в создании группы, структурные и ценностные проблемы; организовать группу: приобрести организационную поддержку, определить форму и структуру, набрать участников




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.