Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 13 страница




;е социальные работники используют различные поведенческие техни-орые делятся на две группы — контроль реакций и управление случай-и. Техники контроля реакций включают такие формы работы, как моде-ние, тренинг социальных навыков, тренинг уверенности, упоминав-выше когнитивные методы, а также техники систематической десенси-и (снижения чувствительности). Они обсуждались ранее в качестве при-показывающих общий теоретический контекст поведенческой тера-

управлении случайностями могут достигаться несколько целей:

ределение и увеличение частоты или интенсивности использования кли-гом определенного вида поведения;

идание формы определенному поведению для достижения желаемого }\отьтя тя ■

 

 

- подкрепляют несовместимое с ним желательное поведение;

- негативно подкрепляют нежелательное поведение (удаляют непри

ятные стимулы, когда клиент делает что-либо желательное);

- снижают частоту появления нежелательного поведения через угаса

ние (прекращают подкрепление нежелательного поведения);

- используют наказание при нежелательном поведении;

■ изменение стимула, который вызывает поведение.

Выбор подкрепления играет важную роль в поведенческой работе. В идеальном варианте подкрепления должны возникать естественным образом из самой ситуации и помогать клиентам понять причины проблемы. Предпочтение отдается таким нематериальным обобщенным видам подкрепления, как похвала, теплое отношение и внимание. Поощрения должны приносить результаты. Их приемлемые формы можно выявить, наблюдая за клиентами в повседневной жизни, отмечая то, что подкрепляет их, а также спрашивая об этом напрямую у клиентов и ближайшего окружения. Согласно принципу Примака, в качестве награды за менее знакомое для клиента формируемое поведение необходимо использовать то поведение, которое нравится клиенту и часто проявляется. Например, если подросток любит гулять со сверстниками во дворе, а нужно, чтобы он больше времени уделял домашним заданиям, можно договориться о том, что гулять на улице он может при условии, что вначале один час позанимается. Постепенно время выполнения домашнего задания увеличивается, а время гуляния уменьшается. Иногда следует рассмотреть возможность применения разных видов подкрепления. Подкрепление должно быть достаточно сильным, чтобы представлять собой альтернативу нежелательному поведению, а также быть связанным с реальностью настоящего момента с помощью медиаторов — посредников терапевта в повседневной ситуации.

Обзор когнитивно-поведенческой практики, выполненный Скоттом (1989, Скотт и Драйден, 1996), отличается от подхода Шелдона большим вниманием к когнитивной терапии. По мнению Скотта, достоинства когнитивных техник заключаются в том, что они лаконичны, широко применимы, хорошо структурированы, легко осваиваются и отличаются эффективностью. Все это делает их доступными для понимания клиентом и социальным работником, а также удобными для применения в социальных службах. Скотт обозначает четыре области применения когнитивно-поведенческих техник. Первая область — поведенческие нарушения у детей, вторая — эмоциональные нарушения, такие, как тревога и депрессия, в работе с которыми когнитивная терапия наиболее результативна (Скотт и Стрейдинг, 1991). Третья область охватывает межличностные проблемы, такие, как семейные конфликты или неразвитость навыков общения, и четвертая — расстройства, контролируемые волевым путем, к которым относится, например, наркотическая зависимость.

Останавливаясь на терапии поведенческих нарушений у детей, Скотт описывает работу групп для родителей. Эта работа строилась прежде всего на прин-

 

 

фактиковались дома. Подкреплением за успешное выполнение заданий ia похвала. Родители осваивали техники тайм-аута (перерыва), наград и ний в отношениях с детьми, потом закрепляли их в упражнениях и.зовали в семейной обстановке. При последующих встречах они дели-пытом и обдумывали проблемы, которые могли возникнуть в будущем, гря на то, что в этом примере акцент делался на содействии родителям мывании сложных ситуаций, можно отметить моменты, свойственные нческой терапии по Шелдону, так как в этих группах использовалось ение успешного и, наоборот, игнорирование неуспешного поведения лей. С родителями также обсуждались техники контроля над проявлени-за. Согласно Ронену (1994), когнитивно-поведенческая терапия, безус-

эффективна в непосредственной работе с детьми. Она помогает им з контроль своего поведения.

шасти эмоциональных нарушений Скотт разъясняет практические сто-[спользования когнитивной терапии Бека (1989) при лечении депрес-данном случае тщательным образом диагностируются любые проявле-тепень депрессии, переживаемой клиентом. На начальном этапе работа ггом направлена на изменение и развитие более адекватного поведения, азу дает положительный результат. Дальнейшие занятия проводятся в огнитивной терапии. Клиенты ведут записи «автоматических мыслей», е связаны с конкретными ситуациями и приводят к депрессии. Эти возникают в процессе переживания эмоций. Каждая мысль «тестирует-боратории» вопросов, таких, как: «Насколько эта позиция реалистич-Кто влияет на возникновение подобных взглядов?», «Помогает ли эта я достигнуть цели?» Социальные работники совместно с клиентами нот самоуничижительные модели мышления. Повышенная тревожность деморализовать клиентов, вызвать чрезмерное сосредоточение на про-и неудачах, спровоцировать страх неопределенных ситуаций, что будет

нормальному существованию, а также служить причиной физических ний, например мышечного напряжения или эмоционально-волевых м, таких, как неуверенность и нерешительность, •ласти семейной терапии Скотт предлагает программу, состоящую из ементов: поведенческих интеракций, когнитивного реструктурирова-соммуникативного тренинга с элементами решения проблем. Диагно-[роизводится с помощью интервью, направленного на изучение про-го поведения. Процедуры интервью схожи с вариантом, который был тан Шелдоном (1995). Кроме того, используется разнообразие шкал и таков. Подобные структурированные формы диагностики более свой->i когнитивно-поведенческой работе, чем другим формам социальной

На первом этапе программа нацелена на изменение конкретного, ясно [енного поведения, которое легко поддается воздействию. Это помога-йным парам понять, что партнеры могут делать друг другу приятное. \ из супругов стремится изменить свое поведение, получает желаемое гает другому партнеру добиться того, чего он хочет. Разрабатывается нный контракт, который устанавливает наказание за невыполнение

 

связанным. Например, Салли и Питер ссорятся по поводу того, что Питер все свое свободное время проводит в саду, а Салли тратит слишком много денег на покупку одежды. Питера уволили с работы, и он стал проводить в саду еще больше времени. Теперь они жили на зарплату Салли, которая работала на полставки, и были ограничены в средствах. Она возмущалась по этому поводу, поскольку не могла тратить много денег на свою одежду. По условиям контракта во второй половине дня Салли должна была помогать мужу выращивать овощи, а Питер обязывался сходить с женой в магазин и помочь купить что-нибудь милое, но недорогое, например шелковый шарф. Супруги пообещали меньше жаловаться на поведение друг друга. В качестве вознаграждения выступили задачи как таковые. Наказания в случае невыполнения соглашений были следующие: либо Питер должен целую неделю заниматься сам всей домашней работой, либо Салли занимается хозяйством всю неделю в свободное от работы время. Регулярные обзор и анализ трудных ситуаций могут привести к более ясному пониманию того, что каждый из супругов ждет от другого и как общаться конструктивно.

Когнитивное реструктурирование применяется для улаживания конфликтов в тех случаях, когда поведенческие интеракции не помогают или если возникают дополнительные трудности во взаимоотношениях. В данном случае социальный работник указывает на проблемные моменты и тестирует ситуацию через «лабораторные» вопросы, упоминавшиеся выше. Коммуникативный тренинг представляет собой последовательность терапевтических процедур. Сначала социальный работник обеспечивает обратную связь клиенту, используя конкретные примеры неконструктивных моделей общения. Затем он предлагает альтернативные модели коммуникации. В заключение супружеская пара репетирует различные коммуникативные модели, чтобы затем начать применять их в своей семье.

Когнитивно-поведенческие подходы получили широкое распространение в социальной работе. Метод управляемого саморазвития (Тубман и др., 2002) является типичным примером использования когнитивно-поведенческих элементов. В его основе лежат мотивационные техники, эффективные при работе с людьми, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, у которых мотивация к изменению своего образа жизни существенно снижена. Принимается «решение об изменении приоритетов», клиенты изучают положительные и отрицательные моменты сложившейся ситуации, а также обсуждают подробности желаемой ситуации. Кроме того, разрабатывается «список целевых изменений». Результаты проверяются при каждой встрече с клиентом. Также выясняется понимание клиентами провоцирующих факторов и ситуаций повышенного риска.

Одним из важных практических приложений когнитивной терапии является программа «Продуманность и реабилитация», используемая в службах условно-уголовного наказания и других службах уголовной юстиции. Разработанный канадским исследователем Россом совместно с коллегами (Росс и Фабиано, 1985; Росс и др., 1988, 1989), этот метод был удачно использован в Великобритании, в частности в Уэльсе, в программе STOP (Откровенные

 

бучения. В ней затрагиваются техники самоконтроля, навыки мышле-;иальные навыки, обучение вниманию к другим людям, понимание жертвы, творческое мышление, критическое мышление, умение при-[ную точку зрения, понимание реакций людей на агрессию, управлениями и передача правонарушителям опыта помощи другим людям, юляет тем, кто преступил закон, выйти за пределы стереотипного ш о своих потребностях и собственной позиции и посмотреть на ситуа-ее широко и с разных точек зрения. Кроме того, у них появляется ость подойти к своим проблемам более рационально и найти альтер-е варианты их решения. Несмотря на успех программы, использован-й метод был подвержен критике за расизм и отсутствие гибкости. По противников этого метода, он вынуждает специалистов действовать в гвии со строгими процедурами, обращаться с людьми как с машина-тринимать во внимание реальные причины нарушений закона, кото-аны с бедностью и социальным неравенством (Ниари, 1992; Питтс, ши также высказаны критические замечания относительно приорите-зания стратегическим принципам в ущерб потребностям и желаниям ix индивидов (Олдфилд, 2002; Рейнор, 2003). Вместе с тем этот под-ютствует современной тенденции работы с правонарушителями, пред-цей ориентацию на самого нарушителя. В данном случае в центре вни-гходится правонарушитель, который рефлексивно осмысливает свои ение и поведение, послужившее тому причиной. Другим примером подхода является теория продуманных действий Фишбайна и Эдзена

денческие техники работы с группой и микросоциальной >й

упомянутая концепция Шеддона раскрывает суть индивидуальной в контексте идей бихевиоризма. Фишер и Гохрос (1975, 115—119), а щсон и МакДональд (1986, 165—166) ссылаются на ряд концепций, 1ющих, что поведенческие подходы могут эффективно применяться в»й работе. Это осуществляется через условную группу, которая служит кой и подкреплением для отдельных индивидов, включенных в про-язменения поведения. Кроме того, работа может осуществляться од-шо с несколькими членами группы. Такие группы (больных алкого-группы несовершеннолетних правонарушителей, людей, принадле-! одной семье или социальной группе) помогают людям справиться со; проблемами. Согласно Хадсон и МакДональду, в традиционном ва-эуппа совместно оценивает проблему, ставит цели, обсуждает страте-иизует моделирование и повторение действий. Особое значение име-нг социальных навыков. Роуз (1991) рассматривает поведенческую то работу с элементами когнитивного подхода, в ходе которой в про- г.пттияяьнпго НЯУЧР.НИЯ пяг.ттпчнатотся «сямолтичижитель^

 

эффективный тренинг должен быть частью многогранного подхода к решению проблемы. Райт (1995) рассматривает работу в стационарных учреждениях с мальчиками, имеющими поведенческие трудности, и показывает процесс постоянного совершенствования программы тренинга когнитивно-поведенческих навыков. Вместе с тем автор подчеркивает необходимость особого внимания к поиску и решению сопутствующих проблем, а также важность формирования философии лечения, которой будут придерживаться все сотрудники.

Берджесс с коллегами (1980) описывает тренинг социальных навыков, который применялся при работе с группой правонарушителей, отбывавших наказание в связи с преступлением на сексуальной почве. Этот тренинг, воплощенный в трех основных формах, является примером использования разнообразных методик, среди которых:

■ микротренинг интерактивных навыков, включающий отработку таких

элементов, как интонации голоса, визуальный контакт, поза;

■ ассертивный тренинг, помогающий заключенным выразить собственное

мнение и научиться добиваться желаемого без нанесения вреда другим

людям;

■ ролевая игра, в ходе которой проигрываются сложные (по возрастанию)

ситуации, которые могут возникнуть во время тюремного заключения.

Затем в темы ролевой терапии включили ситуации, характерные для жизни вне тюремных стен. Навыки были смоделированы социальными работниками. Далее заключенные должны были практиковаться самостоятельно. В конце каждой групповой встречи стимулировалось общение по кругу, в ходе которого участники делились своими мнениями относительно каждого занятия. Схожий метод групповой работы со взрослыми пациентами психиатрической клиники описывается в работе МакОли (1988). В данном случае клиенты с довольно серьезными проблемами учились понимать собственное поведение, работая в группах, в которых использовались определенные методики.

Хотя в работе с микросоциальной средой отдельный индивид не является объектом воздействия, Маттайни (1993) показывает вариант поведенческого анализа, разработанный для практической работы в микросоциальной среде. Автор предлагает методики контроля за предвестниками определенных форм поведения людей в микросоциальной среде, а также изменения последствий и уменьшения случаев определенного поведения, которые препятствуют развитию микросоциальной среды.

Поведенческая работа в стационарных учреждениях

Бихевиоризм является одной из основных теорий, на основе которых строится работа в стационарных учреждениях (Райан, 1979; Хадсон, 1982). Наибо-

 

:вную атмосферу пребывания в учреждении. Таким образом, это не про-грапевтические программы для отдельных индивидов, реализующиеся ках закрытых учреждений, а определенный подход к работе в стацио-

в целом. Жетоновая экономика применяется в школах и закрытых уч-;ниях для подростков с поведенческими проблемами и правонарушите-Сроме того, имеются примеры ее использования при работе с людьми, щими нарушения психического здоровья и задержки в развитии (Бэч-

ДР-, 1988).

тоновая экономика представляет собой систему оперантной обуслов-юти с интервальным (иногда прерывистым) подкреплением. Специали-чреждения разрабатывают список поведенческих проявлений для за-ения (Шелдон, 1995). Жетоны выдаются в тех случаях, когда клиенты себя в соответствии с этими терапевтическими программами на протя-1 некоторого времени или условленное количество раз. Воспитанники дения накапливают жетоны, а затем обменивают их на желаемые вещи ривилегии. Существует стоимостный список наград, в котором каждая \а приравнивается к определенному числу жетонов. За выполнением ус-

жетоновой системы следит вспомогательный персонал (Фишер и Тох-975, 288-289).

тоновая экономика может применяться в тренинге различительных спо-тей (Фишер и Гохрос, 1975, 287; Шелдон, 1995). В этом тренинге участ-триобретают способность к распознаванию уместных видов поведения в пленных социальных ситуациях.

ццат (1973) предлагает развернутый анализ программы для стационар-'чреждения, в которой применяются разнообразные подкрепления. Он лвает, что клиенты нуждаются в быстром подкреплении положительно-:едения на ранних стадиях или если они впервые демонстрируют про-ое поведение. Затем необходима поддержка в виде системы жетонов, >ie выдаются в определенное время дня. Далее нужно организовать фор-енедельного поощрения, которые не связаны непосредственно с появ-л требуемого поведения. Другими словами, на этой стадии более акту-ми становятся поддержка со стороны окружения и самоподкрепление, той публикации содержится интересный обзор многих поведенческих iK, используемых в закрытых учреждениях, а также демонстрируется щимость внимательного подхода к формированию различных видов под-:ния.

лдон (1995) отмечает, что, хотя жетоновая экономика эффективна в сении поведенческих изменений, эту систему крайне трудно поддержи-

течение длительного времени. Многие стационарные учреждения не

возможности осуществлять отбор клиентов и создавать программу, сото из нескольких независимых этапов. В результате специалисты вынуж-дновременно решать большое количество вопросов. Кроме того, иногда) убедить специалистов и других сотрудников в необходимости четко •живаться одной и той же схемы. Не все социальные работники разделя-

17 ТЭ Л7ГЧ-ТС

 

раясь на обзор нескольких исследований, Бэчвуд с соавторами (1988) выражают согласие с этими замечаниями и утверждают, что социальное моделирование является не менее эффективной формой терапии.

Эти трудности могут привести к ужесточению системы, поощрению послушания и пассивности клиентов и помешать достижению реальных поведенческих изменений. В то же время поведенческие системы могут быть результативными, если их использовать в одном из отделений учреждения или в определенный момент, когда необходимы быстрые изменения. Голдэппл и Монтгомери (1993) предлагают когнитивно-поведенческую программу для тяжелых пациентов с наркозависимостью, находящихся на лечении в стационаре. Работа по данной программе привела к уменьшению числа пациентов, отказавшихся от продолжения лечения, хотя стратегические цели терапии были достигнуты не во всех случаях. Скорее всего, этот результат объясняется тем, что пациенты получали поддержку и поощрение в повседневной деятельности, тогда как для значительных положительных перемен в поведении требовалась длительная работа.

Альтернативой когнитивно-поведенческим интервенциям в стационарных учреждениях являются различные методы индивидуальной работы. Кази и Мир (1998) показывают возможные варианты применения методов социального научения в стационарных учреждениях для подростков, а также методов оценки эффективности работы с индивидуальными случаями. Цигно (1998) анализирует техники оперантной обусловленности и социального научения в работе с пожилыми людьми в домах престарелых. Дэвис и Бростер (1993) повествуют об удачном опыте интенсивной когнитивно-поведенческой терапии с агрессивной молодежью в условиях стационарного учреждения. В данном случае применялись техники ведения дневников, в которые записывались ощущения, возникающие во время каждого занятия, а также техники управления стрессом и поведенческое освоение навыков преодоления проблемных ситуаций. Авторы предупреждают о том, что специалистам не следует позволять молодым людям выражать идеи насилия, если это способствует его укреплению, а также подчеркивают, что своими действиями специалисты и режим учреждения могут провоцировать насилие. Де Ланге и соавторы (1981) описывают работу с группой несовершеннолетних правонарушителей в стационарном учреждении, суть которой заключалась в использовании видеозаписи ролевой игры, обыгрывающей проблемные ситуации.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Семья Голдманов

Мистер Голдман работает на местном заводе, который планируют закрыть и перевести в одну из Восточно-Европейских стран. Миссис Голдман работает на полставки в супермаркете и получает небольшую зарплату, кроме того, она лечится от депрессии. Их сыну Гари (19 лет) был поставлен диагноз шизофрения. Средний сын Кайлех (12 лет) стал пропускать школьные занятия. Младший же сын

 

после его первой выписки из психиатрической клиники. Социальный педа-1существляет коррекционную работу с Кайлехом. Семейный доктор органи-л для Донована консультацию психолога.

такой ситуацией, осложненной многочисленными проблемами и привлече-1 различных специалистов, социальные работники встречаются довольно о. Их служба ожидает от них определенных действий, но ситуация носит олько сложный характер, и проблемы данной семьи настолько взаимосвя-i друг с другом, что требуются комплексные воздействия. В данном случае но применить когнитивно-поведенческие методы, но они должны быть вза-^вязаны с долговременной психодинамической работой и краткосрочными 1исной интервенцией или задаче-центрированными методами. Прежде все-эобходимо определить основной объект (объекты) воздействий, а также вы-ь профессиональные методы и теории. В каких ситуациях и в работе с каки-1ленами семьи можно применять когнитивно-поведенческую интервенцию? 1м образом можно соблюсти баланс в использовании данного и альтернатив-подходов?

1ЕНТАРИЙ

;енческие и когнитивные подходы считаются действенными метода-юко применяются на практике. Их эффективность доказана исследо-(Скотт и др., 1989; Стерн и Драммонд, 1991; Шелдон, 1995). Однако нения относительно длительности сохранения достигнутых измене-итературном обзоре методик преодоления реакций горя Малкинсона >едлагается оценка результатов данного вида терапии. В нем показана вность когнитивной терапии в ситуациях комплексных переживаний одей, склонных к затяжной, иррациональной привязанности к умер-

ющью когнитивных техник стало возможным пересмотреть свойствен-шслительные конструкты и интегрировать факт потери близкого в их:вное существование. Вместе с тем автор данной работы доказывает шость развития других технологий для оказания эффективного влия-оциальные потребности этих людей.

ом стабильность приобретенного поведения зависит от того, насколь-ательны специалисты к развитию способности к распространению 1еских и когнитивных изменений на обычные социальные ситуации. 1ьная часть практических разработок и исследований принадлежит пси-, а социальные же работники внесли незначительный вклад в ее ре-аже в США. Неясно, возможен ли простой перенос практически пол-индивидуализированной терапии, предлагаемый некоторыми автора-ши, как Шелдон (1995), в обычные социальные службы, хотя в це-представляется реальным.

м из препятствий является необходимость наличия навыков и опыта я поведенческих программ, что предъявляет особые требования к су-рству со стороны эксперта в подобных вопросах. Если групп профес-

лггттгтмр ИПЯТТ ПИ ВЫПОЛНИМО. ТаКИМ Об-

 

обучение и поддержку. Данная тема обсуждается в работе Вонга и его коллег (1987), посвященной стационарному лечению больных с хроническими расстройствами психики.

Одним из достоинств когнитивной работы является наличие подробно разработанного, структурированного руководства по практическому использованию, а также инструментов оценки. Такие руководства крайне важны для специалистов, которые чувствуют неуверенность при работе с новым методом. Вместе с тем они могут уменьшать гибкость специалистов при реагировании на проблемы клиентов. Еще одно достоинство когнитивной работы — акцент на конкретных формах поведения; личность в таком случае в целом не воспринимается в качестве аномальной, что характерно для психодинамической теории. Поведенческие проявления могут быть адаптивными в разных сообществах и культурах. Поэтому поведение, которое соответствует определенной тендерной и этнической культуре, в теории научения не является объектом изменения. В психодинамической теории адекватность поведения рассматривается сквозь призму представлений о его детерминированности, поэтому если поведение не соответствует доминантной культуре, а характерно только для культуры этнического меньшинства или вторичной тендерной культуры, то оно считается отклоняющимся от нормы. Хотя Фишер и Гохрос (1975) находят схожее обстоятельство в теории научения, они не указывают на то, что представление об адаптивном поведении требует растворения культуры меньшинства или дискриминируемой культуры в главенствующей культуре. Так или иначе, есть вероятность того, что терапия, направленная на изменение поведения в сторону большей адаптации к окружающей среде, будет уменьшать значение менее распространенных и не доминирующих культурных поведенческих проявлений.

Когнитивные методы получили развитие в 1990 — 2000-е гг., что объясняется их ясностью и эффективностью, а также структурированностью процедуры диагностики и технологии действия. Эти особенности способствуют привлечению клиентов, задают направление практической работе. Данные методы широко применяются в службах психического здоровья и психологической поддержки клиентов, страдающих от тревожных и депрессивных состояний. Их эффективность легко доказуема. Психологи и консультанты активно используют когнитивные методы, поэтому понимание их сущности очень важно для социальных работников, входящих в состав многопрофильных бригад психологической и психотерапевтической направленности. Кроме того, когнитивные методы тесно связаны с психодинамической психологией личности, поскольку когнитивная работа придает большое значение рациональному восприятию окружающего мира. Есть также определенные взаимосвязи с конструктивистскими подходами, в которых внимание уделяется обработке и интерпретации воспринимаемой информации (см. гл. 8).

Методы социального научения, особенно тренинги социальных навыков, используются чаще, чем традиционные поведенческие методы. Можно выделить три причины недостаточного распространения последних. В о-п е р в ы х, их незначительное влияние может объясняться критикой традиционных психодинамических форм социальной работы. В о-вторых, отдельные техники да-

 

нно, за несоблюдение этических норм. Данное обстоятельство объясняет роженное отношение к ним социальных работников и мнение о том, что ные методы не соответствуют целям социальной работы. Появились и другие [ческие замечания представителей социологических теорий и системной ективы. Они рассматриваются в следующей главе.

ОГИ ГЛАВЫ

(пределенные элементы когнитивно-поведенческой практики, в частности тео-ия социального научения, оказали значительное влияние на социальную работу.

оведенческая практика в ее традиционном варианте применяется довольно ред-о, в основном по причинам практического характера. Прежде всего это связано о сложностями в обеспечении супервизорства и ограниченностью сферы при-1енения.

реимуществами когнитивно-поведенческого подхода являются временная огра-иченность и структурированность.

ольшинство практических техник поддаются оценке эффективности.

,анные подходы чаще всего используются многопрофильными бригадами в сис-эме здравоохранения и охраны психического здоровья при работе с депрессив-ыми, тревожными и другими психологическими реакциями на стрессовые ситу-ции.

эхнический и рациональный характер когнитивно-поведенческого подхода выдает сомнения в его этической и гуманистической направленности.

 

Глава 7. СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

О чем повествует эта глава

Системно-ориентированные перспективы занимают важную нишу в социальной работе. В противоположность консультированию, психотерапии и другим вспомогательным профессиям, нацеленным на работу с пациентами и клиентами, в них акцентируется внимание на социальные процессы. Однако социальные проблемы рассматриваются в основном через призму интеграции индивидов в систему существующего социального порядка, поэтому системная и экологическая перспективы относятся главным образом к теориям индивидуал-реформистского толка. Социальная работа связана с восстановлением социальных контактов и отношений индивида, поэтому наряду с решением межличностных проблем необходимо обеспечить достижение таких социально-значимых целей, как социальная справедливость и социальные изменения. Системно-ориентированные перспективы отражают подобное представление, однако в них социальная работа связывается, скорее, с сохранением стабильного социального порядка, чем с радикальными социальными трансформациями. Кроме того, здесь делался акцент на клиническом, или медицинском, восприятии объекта социальной работы как «пациента» или «клиента». Для социальных работников все более характерным становится участие в многопрофильных командах специалистов, работающих с семьями и в микросоциальной среде. Вместе с тем Андерсон с коллегами (1999) подчеркивают, что теория систем подразумевает существование атомистически целостной среды, что заставляет нас обращать внимание на общественные и личностные элементы каждой социальной ситуации, а также на их взаимодействие в системе целого.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> В теории систем индивид рассматривается одновременно как самостоятельная

единица и составная часть других систем, таким образом, объединяются соци

альные и психологические элементы практики.

> Системы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие отличается слож

ным характером. Изучая его, можно разобраться в особенностях взаимодействия

индивидов в семьях, микросоциальной и более широкой социальной среде.

V Пигтогяыика ппрпгггяипрнма nnMnfSnpni/i nrnfipi-шп finnkiiinp чнячйний R пябптй г. C.R-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.