Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 16 страница




и социального мира.

ня личностного конструирования отличается от теории социального ирования. На рис. 8.1, а личностные конструкты представлены как внут-; картины мира, формируемые на основе индивидуальных восприятий; ный конструкт каждого индивидуален. Анализ и изменение восприя-; нтепретации окружающего мира относятся к методам когнитивной

(см. гл. 6), подобного рода практика называется конструктивистской::нтер (1996), например, обосновывает идею «структурного детермит я показывает, каким образом такие структуры, как социальные роли,

 

ческих контекстах. Практическую работу, основанную на подобного рода идеях, часто называют конструкционистской. В ходе этой работы анализируется процесс создания общепринятых моделей, а также изучается возможность изменения результатов их воздействия и соответствующего контекста. Это устойчивое различие конструктивистской и конструкционистской теорий отмечается далеко не всеми авторами, поэтому на практике они рассматриваются как взаимосвязанные. В обоих случаях объектом анализа выступают определенные конструкции и возможности их изменения. Это особенно характерно для работ, опубликованных в США.

Теория социального конструирования анализирует то, каким образом окружающая реальность описывается, объясняется и создается людьми в процессе их взаимодействия в определенном социальном, культурном и историческом контексте. В главе 3 было показано значение данного подхода для эпистемологии — теории методов познания, — поскольку социальное конструирование утверждает, что человеческое знание формируется не в результате размышления и экспериментирования, а благодаря совместной интерпретации событий. Идеи социального конструктивизма, воплощенные в психотерапевтических формах, важны и для социальной работы.

Для социальной работы значимы следующие четыре основных направления социологической теории социального конструирования (Пэйн, 1999):

■ концепция Бергера и Лукмана (1971) о социальном конструировании

реальности (см. гл. 1);

■ социальное конструирование социальных проблем (Китсьюз и Спектор,

1973; Спектор и Китсьюз, 1977);

■ феноменологическая социология (см. гл. 9) и постмодернизм;

ч

■ социальное конструирование различных социальных категорий, таких,

например, как «гендер» и «раса».

В концепции социального конструирования реальности подчеркивается, что усвоение общепринятых социальных конструктов способствует успешным социализации и интеграции индивидов в общество и различные социальные группы. Социальные представления, распространяясь и укрепляясь, становятся реальностью для членов этого общества.

Проблемы можно назвать социальными в том случае, если социальная группа через средства массовой информации или другими путями заявляет о социальном вопросе как о проблематичном, решение которого требует срочных мер социального и политического характера. Проблематичность не является изначальным свойством социальной проблемы, а задается действиями извне. Например, тот факт, что большинство браков в некоторых странах заканчиваются разводом, может навести на мысль о том, что в этих обществах налажен механизм официального прекращения неудачных семейных отношений. Однако, по мнению представителей определенных групп, разводы создают соци-

 

 

i реальности. Она показывает механизм создания определенными об-шыми группами социальных конструкций на основе интерпретации эного опыта.

тенологическая социология изучает традиционные формы поведения с

рения лежащих в их основе социальных конвенций (соглашений). На-

, в этнометодологии анализируется, как иррациональное на первый

поведение сообразуется с логическими правилами, принимаемыми по

гой договоренности всеми членами общества. Так, в одном из исследо-

оыло показано, что записи в больничных картах делались, скорее, в

[емонстрации работниками медицинского учреждения следования ин-

«ш, чем отражали их реальные действия (Гарфинкель, 1970).

ютический анализ конструирования социальных категорий выявил, что

физически определяемые человеческие категории, такие как «мужчи-

женщина», представляют собой социально сконструированные катего-

апример, считается, что забота является характеристикой, присущей

нам. Женщины социализированы и ограничены социальной ролью за-

ой матери и жены благодаря исходному положению, согласно которо-

роль «естественна». Современные исследования, проведенные с ис-

ванием анализа речевых конструкций, показывают, что социальные ка-

\ создаются самими участниками ситуации и соответствующими соци-

ш структурами (Джокинен и др., 1999; Карвинен и др., 1999; Холл и

03). Например, Юхила (2003) доказывает, что в процессе социальной

активизируются две социальные роли — социального работника и кли-

хггорые являются асимметричными, неравными во властном отноше-

частники имеют власть над различными аспектами взаимоотношений.

1ьный работник обладает институциональной властью, основанной на

;сиональном знании и авторитете социальной службы, в то время как

контролирует доступ к личной и семейной информации. При других

>с социальной работы возможны более сложные комбинации взаимо-

гний. Например, для сторонников феминизма характерно стремление к

1ально возможным отношениям равенства мужчин и женщин (см. гл. 12).

рассмотренные подходы требуют внимательного отношения к анализу

ческих взаимодействий, который предполагает комплексное понимание

ьных отношений, формирование идентичности и поведения. Кроме того,

жазывают аналогичные пути взаимодействий с целью трансформации

ческого восприятия и социальных конструкций и соответственно изме-

поведения индивидов и социальных взаимоотношений. Данная возмож-

нежит в основе конструкционистской социальной работы.

:и социальной психологии о социальном конструировании положили

) критической психологии, по-новому освещающей вопросы станов-

групповой и индивидуальной идентичности. Традиционная психоло-

>едполагает существование фундаментальной личностной идентично-

;амости». Как было показано в главе 4, данное положение также харак-

для психодинамической психологии. Критическая психология утверж-

[то сознание и самость формируются на основе интерпретаций и прак-

 

ние в психологии подчеркивает возможность изменения личности сообразно социальным отношениям, и социальные работники и терапевты вполне способны трансформировать идентичность индивидов. Значительное влияние на развитие этого направления оказали идеи французского философа Фуко (Чем-бон и др., 1999). Ирвинг (1999) утверждает, что Фуко в создании своей теории о непознаваемости внешнего мира эмпирическим путем и наличии внутреннего знания об окружающем мире опирался на философию Ницше и литературный критицизм Бекетта. Поскольку социальная работа носит модернистский характер, критические идеи о необходимости «радикального сомнения» зачастую вступают в противоречие с фундаментальными принципами практики социальной работы (Ирвинг, 1999). Многие представления Фуко связаны с феноменологической социологией, в которой используется его «археология» знания для объяснения неявных аспектов понимания, скрытых в повседневном поведении и событиях. Философ «деконстру-ировал» язык поверхностных интерпретаций различных социальных институтов и практик, заставил усомниться в свойственных им языковых клише, а затем переструктурировал социальное знание об изучаемых институтах. Исчерпывающий анализ функционирования тюрем, психиатрических больниц, а также сексуального поведения показал, что социальные институты и поведенческие проявления являются многообразными. Опираясь на исследования Фуко, можно сделать следующие выводы.

■ Большинство социальных институтов предназначены для сохранения су

ществующих моделей социальной власти. Это осуществляется путем уста

новления дисциплины и наказания за отклонения от социальных норм.

Применительно к социальной работе это означает, что в терапии и формах

помощи также реализуются модели властных отношений, которые дис

циплинируют и наказывают. По-словам Фуко, «социальная работа являет

ся частью масштабной социальной функции, на протяжении нескольких

столетий приобретавшей все новые формы, а именно функции надзора-и-

коррекции в двух ее значениях — надзора и исправления индивидов или,

другими словами, наказания и педагогики» (Фуко, 1999, 92).

■ Социальные институты формируются в дискурсе взаимодействий людей

и социальных групп относительно их сути и целей, следовательно, через

анализ этого дискурса можно не только раскрыть модели социальной власти

и дискуссионные моменты в подходах, но и показать существование дис

курса на метауровне. Так, в главе 3 обсуждались дискурсивные различия

между доказательными и социально-конструктивистскими подходами к

методологии социальной работы. Другими словами, для социальной ра

боты актуален поиск эффективных форм знания как основы практики.

Однако эта проблема пока не разрешена. Определив данную проблему

как метауровень, можно проанализировать и обосновать причины ее

возникновения в социальной работе.

Отдельную область прикладных теорий социальной психологии составляют

типу uaoui-nn f K"vrmi и Мапшал. 1982), кото-

 

а, основы которого изложены в работах Роджерса и Каркуфа (см. гл. 9) и шены эмпирическими техниками. С помощью консультирования можно [ировать у клиентов необходимые навыки. Микротренинги стали пракрита площадкой для широкого применения подобных техник среди специ-:ов вспомогательных профессий. В ходе их проведения используются та-гехнические приемы, как видеозапись реального поведения и другие (логические новшества. Применяется также детальный анализ обратной [ относительно отдельных поведенческих проявлений (Куртц и Маршал,. Групповая работа и работа в стационарных учреждениях строится с уче->езультатов многих социально-психологических исследований группово-межгруппового поведения, а также на основе теорий, имеющих непо-:твенное отношение к социальной работе. Принципы и практические вы-социальной психологии также важны при работе с микросоциальными гами по месту жительства (Саттон, 1994).*

бласти пересечения

гихологическая основа и экспериментальный, эмпирически обоснован-понятийный аппарат, характеризующие социально-психологический под-сближают его с когнитивными подходами. Вместе с тем акцент на меж-остном и внутригрупповом поведении и, следовательно, на языке и ком-кации скорее связывает социально-психологический подход с теорией ального научения и когнитивными концепциями, чем с традиционной ^енческой теорией (Хеллер и Норфкат, 2002). Вслед за развитием конст-1вистских подходов внимание к языку как к социальному продукту и ессу, формирующему социальные структуры и наше знание о них, по-шо обогатить рассматриваемый подход идеями о ролях как некой игре, шерформансах», и о коммуникации как о форме социальной конструк-Постмодернистская интерпретация значения языка как элемента соци-эго конструирования усилила интерес к теории коммуникации (Томп-20036). Это также связано с изучением социальными службами языка 1гополучных социальных групп, а также с антидискриминационной прак-й и работой по активизации ресурсов клиента (например, Линн и Майр, |, что обеспечивает связь с гуманистическим и экзистенциальным подхо-в социальной работе (см. гл. 9). В теории феминизма также используются конструирования пола на основе взаимоотношений и языка, поэтому лз социальных норм и их языкового отражения помогает объяснить про-создания женских ролей в патриархальных обществах, ельсен (1980, 1986) полагает, что теория коммуникации может стать об-.ю пересечения многих теорий социальной работы. Например, энергети-ш подпитка таких систем (см. гл. 7), как «индивид», «семья» или «соци-1Я группа», имеет информационную природу и состоит в получении ин-гации и реагировании на нее. Психология сознания (см. гл. 4) и когнитив-оведенческие теории определяют, как индивид воспринимает реальность, тяк-же. янялизит/ют коммуникативные ппоиессы. Таким об-

 

муникации представляют собой методологическую основу, необходимую для анализа человеческих взаимодействий. Обзорные работы Лишман (1994) и Томпсон (20036) посвящены изучению прикладных сторон данных исследований.

Влияние социальной психологии и социального конструирования на практику социальной работы

Итак, модели имеют, скорее, социальный, чем индивидуальный характер. Тем не менее не существует ни одной серьезной концепции социально-психологической теории, реализуемой на практике в рамках социальной работы. По крайней мере, так обстояли дела до конца 1990-х гг. Затем появились социально-конструктивистские концепции. Вместе с тем в социальной работе были использованы концепция сильных сторон личности Сейлиби (1992, 1996), теория личностных конструктов Келли (1955), психология повествования (Уайт и Эпстон, 1990) и психология устных историй (Мартин, 1995), а также различные варианты семейной терапии. Известны также работы де Шезера (1985, 1988, 1991) и модель выработки решений (Уолтер и Пеллер, 1992). Те поведенческие реакции, которые не являются частью «проблемного» поведения, могут стать основой для его преодоления и принятия решений. Предполагается, что изменения носят постоянный характер, и небольшие достижения постепенно приводят к серьезным переменам. Для выработки решений привлекаются ресурсы клиента и поддержка окружающих, а мнение самих клиентов приравнивается к экспертному. Интерпретируя и придавая определенное значение событиям, мы воздействуем на происходящее вокруг нас. Этот циклический процесс прерывается новыми смыслами, придаваемыми новым решениям, которые реконструируют окружающий мир. Эти идеи оказали влияние на развитие конструктивистских подходов в социальной работе.

Недостаточное распространение социально-психологических теорий в социальной работе объясняется тремя причинами. Во-первых, сфокусированность на межгрупповых и межличностных отношениях, а также экспериментальный способ получения знания, которые характерны для социальной психологии, сложно перевести на уровень индивидуальной работы со случаем. В рамках социально-конструктивистского подхода были разработаны прикладные методы, адекватные целям индивидуальной работы. В о-вторых, существует проблема методов познания, характерных для социально-психологических моделей. С их помощью трудно создать теоретическую основу, способную легко трансформироваться в принципы конкретных действий, как, например, в психоаналитической или когнитивно-поведенческой теориях. Для реализации терапевтических целей социальной работы необходима технология, имеющая четкую структуру. Развитие нарративной терапии и ее применение в клинической психологии и консультировании (МакКлеод, 1997) делают это возможным. В-т р е т ь и х, социально-психологическая работа дает определенное знание, особенно важное для теории групповой работы, однако

 

т

 

рин (1996) подчеркивает коммуникативный фундамент семейной те-«шюстрирует применение такой техники, как переформулирование, иальный работник предлагает правдивую альтернативную интерпре-циальным фактам, переживаемым семьей и индивидом. Это помога-увидеть различия между реальными событиями и их интерпретаци-одчеркивается в социально-конструктивистском анализе языковых В теории коммуникации довольно подробно раскрываются техноло-годы действия, проверенные и подтвержденные исследованиями и жим опытом. В ней отражены многие ценности социальной работы, ти активное слушание, а также внимание к поведению и пережива-ентов. Вместе с тем в теории коммуникации не существует социальных концепций, характерных для социальной работы и выходящих за цельных ситуаций общения. Поэтому эта модель применяется главком не для построения общей технологии, а в терапевтических и ких ситуациях, а также в социальных службах при анализе отдельных гских форм. Именно так определяется область ее использования в шиях Нельсена (1980), Лишман (1994) и Томпсона (20036), посвя-юммуникациям в социальной работе.

1Я теория

1Я теория в социальной работе известна довольно давно, поскольку м ее изучения являются взаимодействия индивидов, их ожидания и а также факторы, влияющие на возникновение определенных реак-иман (1968) считает, что ролевая теория предлагает социальную ин-(ию взаимоотношений, которая дополняет психологическое пони-чности (Стрин, 1971; Библ и Томас, 1979; Дэвис, 1996). гвуют два типа ролевой теории:

ктурно-функциональная ролевая теория, в которой анализируется ме-[юдей в социальных структурах. Каждой социальной позиции соот-вует своя роль, под которой подразумевается набор определенных ювок и поведенческих проявлений, продиктованных социальным по-нием. Осознание своей роли облегчает процесс ее изменения. Говард хшсон (1985) приводят в качестве примера ролевые установки в не-ых семьях. Исследование, проведенное в США, показало, что лю-имеющим традиционные установки относительно распределения А в браке, труднее приспособиться к роли одинокого родителя, чем м, у которых был опыт гибкого распределения ролей в супружестве;

атургическая ролевая теория, предложенная Гоффманом (19686), в эой роли рассматриваются в качестве форм исполнения (драматиза-социальных ожиданий, соответствующих социальному статусу, циальных взаимодействиях люди анализируют сигналы, поступаю-друг от друга. Поэтому, регулируя информацию, которую люди по-

 

включает общепринятые социальные ожидания. Некоторые аспекты роли акцентируются, другие вуалируются. Гоффман (1968а) показывает, как люди со стигмой стараются контролировать восприятие окружающими этой особенности, которая не одобряется в обществе. Это помогает им относительно безболезненно «обойти» стигматизируемый момент. Людям часто приходится работать совместно в командах, разделять ответственность, исполнять социально одобряемые роли. Поэтому они испытывают облегчение, когда их «закулисные» роли остаются за кадром. Гоффман (1972а, б, в) развивает далее эти идеи и детально анализирует, каким образом социально ожидаемые роли объясняют различные формы поведения.

Данные концепты имеют большое значение, поскольку некоторые формы поведения можно объяснить несовпадением и неопределенностью ролей. Подобная интерпретация доступна для понимания клиентов. В данном случае их личность не критикуется, поэтому создается благоприятная возможность для интервенции и внесения изменений. Более того, для ролевой теории характерен социологический подход к анализу поведения, так как в ней поведенческие проблемы и социальное окружение рассматриваются во взаимосвязи. Мей-джер (2003) предлагает 6-шаговый процесс совместного исследования ролевых проблем с клиентом, включающий обсуждение ролей и возможностей их изменения. Он содержит следующие шаги:

■ определить требования новой роли;

■ определить полный ролевой набор, т. е. круг задействованных лиц и осо

бенности их ролей;

■ распознать затруднения в исполнении ролей и возможные конфликты,

связанные с приобретением новой роли;

■ обсудить новые роли в деталях: кто и что, когда и где делает;

■ проработать модель интеграции ролей, например временную шкалу, со

гласно которой привлекаются лица, исполняющие различные роли, или

создать альтернативную ролевую программу;

■ вернуться к обсуждению ролей, если в результате обратной связи станет

очевидной необходимость изменений.

Рассмотрим цример. Клэр, женщина среднего возраста, работала секретарем и самостоятельно воспитывала детей после развода с мужем. Ее одинокая мать, проживающая отдельно, стала терять зрение и вскоре совсем ослепла. Она несколько раз падала и сильно расшибалась. Семейный доктор посоветовав матери и дочери жить вместе. Совместное проживание оказалось для них крайне сложным, потребовалась помощь социального работника. С помощью понятий ролевой теории их ситуация была рассмотрена как ролевой конфликт между ролью работающей женщины, важной для самооценки Клэр, и ролью

ооКлтттпй пппопн R nauumi Г-ТПШЯР Т/ПМРП UPPTfl VAV МРЛ1ГППТТР.Т1Г>Й

 

поведения заботливой дочери расходились с представлениями самой Клэр гейного врача. При тщательном рассмотрении обнаружилась ролевая не-еленность, которая вызывала дополнительную сложность, поскольку Клэр ательно относилась к мнению других о ее роли как дочери. Это вызывало

неуверенность относительно собственных действий, левая теория вызвала ряд замечаний представителей критического под-по поводу отсутствия признания социальных предрассудков и давления, 1ваемого на женщин, которые при неразвитой социальной защите вы-гны заботиться обо всех членах семьи. Таким образом, хотя ролевая тео-[ способна объяснить, каким образом индивиды подвергаются влиянию шьных моделей, ее структурно-функциональный подход может приве-убеждению, что роли — это данность, и что они необходимы для суще-ания общества. В этом случае сложно понять, являются ли эти модели атными и нужно ли их менять. Более того, ролевая теория не предлагает 1ик для изменения поведения и работы с эмоциями и индивидуальными иями на ролевые конфликты. С ее помощью можно только выявить поде конфликты.

иная теория тесно связана с символическим интеракционизмом (см. гл. 9). >их случаях внимание акцентируется на процессе формирования ролей социальные ожидания и приклеивание ярлыков. Проблема ярлыков об-лась в работах Беккера (1963) и Лемерта (1972). По мнению Лемерта, нения в поведении у большинства людей проявляются случайно, крити-важной является реакция социального окружения на эти действия. Иногда льная система приклеивает людям ярлык девианта или преступника, гая определенный ярлык, они сталкиваются с социальными ожидания-эторые ему соответствуют. Считается, что это только подкрепляет деви-е поведение, ярлыки же становятся все устойчивее. Беккер показывает, эциальные группы провоцируют девиации, создавая правила и решая, л соответствует. Лица, не соблюдающие эти правила, считаются «аутсай-и». «Моральная паника» (Кохен, 1972), возникающая вокруг отдельных поведения, таких как хулиганство или скандальное поведение спортив-юлелыциков, означает рост обеспокоенности общества относительно нтных явлений. Это вносит определенную лепту в закрепление ярлыков, о очередь ожидание проявлений отклоняющегося поведения провоциру-иации.

ложительное значение ролевой теории, тем не менее, состоит в том, га показывает влияние официальных структур, в том числе социальных, на возникновение проблем, с которыми они призваны бороться. Есть

свидетельств тому, что социальные работники часто приклеивают не-1ые ярлыки своим клиентам (Кейс и Лингерфельт, 1974; Джинджерич и)82). Следовательно, при оценке проблем и оказании социальных услуг эдимо воздерживаться от стигматизации (Леви, 1981).

ория коммуникации в социальной работе

 

технологии работы с клиентами. Она объединяет несколько психологических подходов, авторами которых, в частности, являются психологи и терапевты из Пэло Альто. Одна из самых известных представительниц этой теории — Сатир (1964, 1972). В ее работах раскрываются сложные закономерности человеческих взаимоотношений (через речевую практику) и способы изменения поведения. Определенное влияние на развитие сициально-психологических теорий оказали также исследования антропологов и социальных психологов, таких как Бедвистел (1973), Шефлен (1972; Шефлен и Эшкрафт, 1976) и Холл (1966). В них рассматриваются микроуровень конкретных невербальных форм коммуникации, а также такие культурные факторы, как территориальная культурная принадлежность, личностное пространство и проксемика, связанная с пространственным взаимоотношением людей в процессе общения. К коммуникативным подходам также относится нейролингвистическое программирование (Энжел, 1996), в котором тщательному изучению подвергается терапевтическое влияние вербальных конструкций. Акцент здесь делается на особенностях получения информации из окружающей среды, ее лингвистической переработки и организации на индивидуальном уровне (Энжел, 1996). Томпсон (20036) указывает на роль языка как элемента культуры и на возрастающее влияние культурологии в исследовании процессов коммуникации. Он также обращает внимание на особенности письменной коммуникации. Хотя в специальной литературе по социальной работе и обсуждаются методы переписки с клиентами, в реальности развитие электронной и текстовой мобильной связи показывает необходимость дальнейшего изучения современных письменных форм общения с использованием новых коммуникационных технологий. Понимание языка новых форм коммуникации особенно важно в работе с детьми и молодежью.

Согласно Томпсону (20036), основной моделью коммуникации является передача информации получателю. В процессе коммуникации случаются «помехи». Формируются коммуникационные сети. Особенности коммуникативного процесса, а также его участники становятся частью культуры и социальных отношений. Так, этнические и классовые деления сопровождаются «помехами» в сетях коммуникации. Нельсен (1980) полагает, что наши действия всегда являются ответом на информацию, полученную извне. В качестве информации могут выступать факты, знания, а также эмоции, воспоминания, телесные ощущения, представления о том, что думают о нас другие. Мы воспринимаем информацию и затем оцениваем ее; это называется процессом переработки информации. Оценив информацию, мы осуществляем обратную связь с партнером по коммуникации, у которого создается представление о нашем восприятии и оценке коммуникации. Обсуждая системную теорию, мы уже рассматривали процесс взаимного оценивания. У каждого из нас есть свои собственные правила переработки информации: какие-то вещи мы считаем для себя важными, а какие-то нет. Это приводит к избирательному восприятию, когда информация, не представляющая для нас особого значения, не улавливается. В то же время для окружающих она может

 

дает информацию о нас другим людям. Мы находимся в состоянии 1ия постоянно. Даже молчание или отсутствие контакта является комму-ией, так как интерпретируется другими людьми. Значимой может быть 1ько вербальная, но и невербальная, и символическая коммуникация лан, 1994). Оценка любой коммуникации должна включать и контекст, в эм происходит общение. Поведение, кажущееся странным в одном мес-жет быть совершенно нормальным в другом.

ммуникация формирует модели — паттерны. Люди привыкают к тем спо-общения, с которыми они обычно сталкиваются в жизни. Это становится 5й их взаимоотношений. Фелонг (1990) утверждает, что модели, которые ьзуют социальные работники, часто можно описать такими словами, как:ржка», «помощь» и «одобрение», что подразумевает доброжелательные ^отношения с клиентами. Такими словами обозначаются отношения со-[чества, которые особенно необходимы при использовании терапевти-: методов. Фелонг полагает, что в отдельных случаях более эффективными ши, способными заставить клиентов достичь определенных целей, явля-:есткие, директивные отношения, а соответственно, и термины. Паг (1996), юруя языковые модели в коммуникациях, показывает, каким образом ражают социальные установки, формируют идентичность и используют-демонстрации власти и социального статуса. Коммуникация всегда имеет:ание, которое является ее внешней (видимой) частью. Но во взаимоот-иях в результате действия метакоммуникации очевидному содержанию отся другие смыслы. Способ, с помощью которого раскрывается содер-

обусловливает определенный род отношений. Поэтому манера общения [ьных работников с клиентами говорит о том, какого рода отношения шагаются между ними. Соблюдение специалистом дистанции, что дикту-юфессиональной ролью, может интерпретироваться неверно. Одни кли-галуются на официальное отношение социальных работников, другие от от специалистов «профессионального» подхода, а неформальное от-ие озадачивает их. В моделях коммуникации часто отражаются доминиро-или подчинение. Следовательно, с помощью коммуникативной теории

определить проявления неравенства и дискриминации, рия и анализ коммуникации могут быть полезны для:

ализа и развития практической работы (путем совершенствования ком-'никативных навыков);

боты с коммуникативными проблемами клиентов;

ализа проблемных ситуаций в командной работе (Пэйн, 2000).

ювные концепции

времени выхода книги Брейквела и Ровета (1982) не появилось ни од-

 

ром наиболее полного обзора теории коммуникации и ее применения в социальной работе, однако его работа представляется несколько устаревшей в настоящее время, когда появились новые исследования коммуникаций, а также современные лингвистические и культурологические исследования. Томпсон (20036) предлагает практическое и теоретическое руководства, которые содержат анализ новейших разработок в теории коммуникации, включая культурологические и постмодернистские лингвистические подходы. Вместе с тем в данной книге не затрагиваются вопросы прикладного использования общей теории коммуникации в социальной работе.

Фишер (1991) предлагает довольно своеобразную концепцию конструктивизма в социальной работе. Он подробно раскрывает скорее конструктивистские, чем социально-конструктивистские представления. Кроме того, в последнее время появились совершенно новые разработки, сделанные в рамках повествовательной терапии и терапии с помощью решений. МакНэми и Джер-джен (1992), выступившие редакторами интересного сборника, показывают, каким образом психологическое направление социального конструирования может применяться в терапевтической практике. Многие статьи этого издания также актуальны для социальной работы. Франклин и Нюриус (1998) объединяют в своей книге несколько довольно интересных статей, посвященных отдельным случаям индивидуальной, семейной, командной работы, а также работы в микросоциальной среде. Однако эти статьи не имеют общей теоретической основы и технологического обоснования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.