Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 17 страница




В качестве основной мы рассмотрим концепцию Партона и О'Байна, представленную в их работе «Конструктивистская социальная работа», в которой сочетаются психотерапевтические и конструктивистские подходы.

Партой и О'Байн: конструктивистская социальная работа

Партон и О'Байн (2000) находят в социальной работе рационально-технические элементы, но все же они считают ее в большей степени искусством. Следовательно, в социальной работе процесс также важен, как и результат. Существует огромное разнообразие представлений об окружающем мире, возможностей и ресурсов, проблем, ограничений и интерпретаций социальных отношений. Конструктивистская социальная работа направлена на поиск альтернативных возможностей, которые, как правило, неочевидны вследствие особенностей ситуации, в которой находятся клиенты. Эта ситуация, или история, зависит от их понимания и переживания отношения к ним окружающего мира. Социальную работу можно считать конструктивистской, так как в ее процессе осуществляется поиск позитивных моментов в жизни и опыте индивида, а в ее основании лежат принципы теории социального конструктивизма. Модель практики показана на рис. 8.2.

Отправной точкой в концепции Партона и О'Байна является повествование (нарратив). Описывая события, люди стараются приблизить свои истории

б

ОТП ГГПЧТЮ П СТРТ ГПРПЯТТ, ИУ

 

 

Терапевтические воздействия

реконструируют

повествование

и его язык

в целях изменения

будущих социальных

событий

Повествование

(нарратив)

возникает на

основе событий

и в соответствии

с ними

Текст и я 1ык аудитории плиинуг на направленность

и форму повес! новация

ttt

Аудитория

и ее реакции

изменяют повествование

1С 8.2. Социально-конструктивистская практика

ет слушателей. Каждое повествование представляет собой социальное шение: в его ходе событие не только описывается, но и интерпретируется 1сно контексту социальных отношений. Каждая история содержит потен-

для альтернативных репрезентаций, однако по мере повествования ре-эсть приобретает фиксированную форму и различные элементы истории эаиваются в определенной последовательности. В результате рассказывав -1стория начинает претендовать на право быть правдой, т. е. на то, чтобы пъ слушателей в истинности повествования. Исследования коммуника-ых процессов показывают, что в диалоге люди могут обращаться друг к ' и задавать вопросы, однако при повествовании истории рассказываются А образом, чтобы они были понятны слушателям. Люди интерпретируют тия и присваивают им определенное значение, ориентируясь на обще-ятые смыслы, поэтому истории, которые мы создаем, опосредованы активными повествованиями наших культур и социальных групп (Сейли-994). Признание тех или иных историй в качестве истинных зачастую;ит от позиции социальных и культурных групп, обладающих властью, оскольку наши представления опосредованы культурными и обществен-i конструкциями, способность влиять на них зависит от осознания меха-ов социально-структурного и властного конструирования нашего знания едовательно, нашего мира. По словам Фуко, наша жизнь находится во пи тех нормативных истин, которые создаются властными практиками. пы, обладающие властью, устанавливают нормы, т.е. определяют, какие принятые социальные ожидания являются истинными, а какие нет. Та-образом, данные нормы приобретают статус объективной реальности, и тараемся следовать им. Власть воздействует через идеи, которые влияют

 

Картина мира подобна прочтению текста. Мы слышим описание события и интерпретируем его, словно читаем книги, привнося наш опыт в этот процесс. Наш опыт сохраняется в памяти в виде историй; мы редактируем и шлифуем их, они служат тем целям, которые мы стремимся достичь. Таким образом, языковые выражения, которые мы используем, и способ построения текста оказывают огромное влияние на наше понимание. Кроме того, в случае непонимания в процессе общения мы можем задать вопросы и принять участие в обсуждении, чтобы прояснить для себя то, что нам нужно. Мы также можем изменить направление повествования, дать понять рассказчику, в чем мы заинтересованы. Следовательно, рассказчик способен адаптировать свое повествование. Партон и О'Байн (2000, 58) на основе работы Джержен и Джерджен (1986) выделяют следующие три типа повествования:

■ прогрессирующее (поступательное) повествование, в ходе которого люди

описывают себя и достигают поставленных целей;

■ стабильное повествование, в котором события описываются как неизмен

ные;

■ отступающее повествование, в котором люди описывают себя удаляющи

мися от поставленных целей.

Изменения происходят постоянно, и понимание этого процесса дает нам возможность влиять на события во время их трансформации. Определение возможных способов воздействия в диалогическом общении усиливает фактор нашего влияния. Поэтому конструирование повествования совместно с социальным работником помогает людям понять, что нового происходит в их жизни, что привело к этим изменениям и как они сами повлияли на появление тех или иных событий. Прошлый опыт может ограничивать возможности воздействия в настоящем, но самым важным в процессе общения является определение достижений и моментов сопротивления проблемам.

Понятие о сопротивлении, предлагаемое психодинамической теорией (см. гл. 4), в данном случае использовать нельзя. Если люди не желают сотрудничать, значит, они отвергают данный вид помощи. В таком случае социальному работнику необходимо найти альтернативные варианты работы с клиентом. Сопротивление проявляется также в создании историй героического преодоления проблем, что является положительной основой приобретения опыта и развития дальнейшей мотивации к действию.

То, о чем говорят люди, и особенно — как они обсуждают проблемы и их решения, находится в центре внимания практической работы. Социальные работники конструктивистского направления принимают за точку отсчета те языковые выражения, которые используются клиентами для описания проблем и желаемых целей. Некоторые терапевты-конструктивисты считают, что люди сами способствуют появлению проблем, так как находятся под влиянием негативных культурных повествований. Например, представление о том, быть копмильием семьи, а жена — домохозяйкой, является

 

виться; кратко остановиться на остях предстоящей работы; порассказать историю проблемы; най-i выслушать историю полностью Обратить внимание на языковые конструкции; объяснить переживания и чувства; показать, что эти переживания неадекватны, или без них можно обойтись Признать и подтвердить эти чувства; определить, что хотелось бы изменить

эпросы о том, что оказывает юе влияние на жизнь клиента, о гношениях, оценке мнений юдей Выразить сомнение в адекватности видения проблемы; создать неопределенность (используемые вами языковые выражения должны показывать новые возможности) Увидеть возможность изменений; отделить себя от субъективно созданного «состояния неполноценности»

ъ, как сам человек видит разли-ду тем, как он живет, и желае-собом существования Оказать сопротивление проблеме. Показать проблему (за исключением тех случаев, когда проблемой является насильственное или жестокое поведение по отношению к окружающим); отдалиться от проблемы Увидеть себя сопротивляющимся проблеме; проанализировать контекст беседы и внешние воздействия; подчеркнуть ответственность клиента за проблему; сконструировать проблему как внешнюю

ь проблематичные истории типов ■ Идеи непреодолимости ■ Идеи обвинения ■ Истории о несостоятельности ■ Снятие с себя ответственности «Ничего уже не изменить»; «Она изначально испорчена»; «Я очень тревожный человек»; «Я такой же, как мой отец»

гь повествование о тех событиях, облемам оказывалось сопро- Семь шагов: ■ Наименование истории ■ Итог ■ Моменты сопротивления ■ Персонализация сопротивления ■ Подтверждение на основе новых историй ■ Будущее ■ Социальные факторы «Черная собака» = депрессия; чувства, переживания, связанные с проблемой; поворот к лучшему; удачное решение = повышение самооценки и новая идентичность; успехи в прошлом, объяснения, данные сопротивлению; поощрение — будущие успехи; поддержка окружения

звание таких внешних метафор, [ение Деконструирование проблемы: ■ Запугивание, молчание ■ Связывание, лишение свободы Героические поступки: ■ Протестовать ■ Освободиться

 

иие свободы ядывание ня спортом /насилие щение естественное упление движений ■ Проникновение, размывание границ ■ Авантюра ■ Атака, поражение ■ Соблазн, обещания ■ Энергетический вампир ■ Кража, похищение ■ Раскрыть правду ■ Играть по правилам, владеть ситуацией ■ Держать удар, обойти с фланга ш Сохранять контроль, сказать нет ■ Изгнать темные силы ■ Предотвратить, поймать, заявить о происшедшем

ывание историй Рассказать истории людей, добившихся успеха Показать разнообразие возможностей; помочь в принятии решения; указать на положительные примеры

i от обсуждения особенностей ирования проблемы к разговору о

X Определить проявления сопротивления в прошлом; расспросить с целью нахождения новых возможностей; оценить ресурсы по 10-балльной шкале; определить стратегии совладания «Поскольку было решено обратиться за помощью...»; «Деньпосле чуда?»; «Если произойдет небольшое чудо?»; «Где вы находитесь в настоящий момент, где вы хотите оказаться?»; «Как вы сможете прожить эту ситуацию?»

гь цели для разных типов >в, таких как: — не стремятся сотрудничать снить их желания); эищки — хотят изменить кого-то го (определить, что они сами в янии сделать); ты — стремятся к изменениям Определить, на какой стадии нам нужно остановиться в работе; использовать активные глаголы Определить специфические и достижимые цели: ■ «Небольшие задачи предпочтительнее» ■ Процесс: необходимо действовать ■ Акцент на «здесь и теперь» ■ Позитивное отношение ■ Способности личности ■ Индивидуальные языковые особенности ■ Необходимость в долговременной работе

зовать встречи для оценки прог-;остижений (продолжительность •5 минут) Использовать в разговоре сочетание «целевых» терминов и «сопротивленческой» лексики; включить в разговор терминологию «будущности» «Что еще можно предпринять?»; «Какие действия возможны вместо переживаний?»; «Что заметил бы ваш муж, если предположить, что он участвует в этом процессе?»

 

[зовать встречи для оценки прог-(остижений (продолжительность 15 минут) Использовать в разговоре сочетание «целевых» терминов и «сопротивленческой» лексики; включить в разговор терминологию «будущности» «Что еще можно предпринять?»; «Какие действия возможны вместо переживаний?»; «Что заметил бы ваш муж, если предположить, что он участвует в этом процессе?»

зовать перерыв во время встречи; ть обратную связь после перерыва Вновь обратить внимание на языковые выражения и возможности сопротивления; закрепить комплиментами выполнение задач Выяснить, приводят ли сопротивления к положительным результатам (клиент их может контролировать). Приблизило ли это к цели?

лить задачи Поддержать вовлеченность в работу; поощрить выполнение задач; поддержать размышление о проблемах Отметить и перечислить то, что хотелось бы в будущем; представить... или действовать как если бы...; предсказать, как будут развиваться события при активном сопротивлении

ующие встречи Провести работу над изменениями; повторить изменения; ограничиться акцентом на нескольких вопросах — тех же самых, но по-разному сформулированных Вызвать конкретные изменения; проанализировать изменения (что они привносят?); подкрепить изменение, сделать комплимент; повторить процесс с другими изменениями

 

CD С Я 8 J= О

п> и a jj a s

 

имер, человек, привыкший контролировать свои эмоции, постепенно адит к выводу, что именно это мешает ему быть раскованным при обще-другими людьми, заставляет чувствовать себя некомфортно и приводит ночеству. Неймайер показывает несколько подобных техник. Многие из осят когнитивный характер, а некоторые созвучны теории личностного руирования Келли и направлены на структурирование историй, расска-мых клиентами. Подобным образом при работе с представителями дру-отьтур изучение и структурирование их рассказов о себе и жизни своей с помощью техники «устных историй» помогают проанализировать смыс-конструкции, которые они придают своему опыту (Мартин, 1995).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Фредди и Кристин

Фредди и Кристин — молодая супружеская пара, оба с ограниченными воз-южностями передвижения (инвалиды-колясочники). Они проживают в специаль-

0 оборудованной квартире на первом этаже недалеко от своих родителей.

Фредди с детства ДЦП в тяжелой форме, а у Кристин — паралич нижних конеч-

остей после автомобильной аварии, произошедшей в подростковом возрасте,

на работает секретарем в местной школе. Он — специалист по компьютерам в

эмпании, производящей компьютерные технологии для страховых организаций,

эдители Кристин были против ее брака с'инвалидом. Родители Фредди счита-

1, что два инвалида не смогут жить самостоятельно. Родители обоих супругов

шещают их и помогают по хозяйству. Фредди и Кристин хотят купить дом, ко-

>рый был бы более удобным для них. Их родители препятствуют этому. Фред-

1 и Кристин попросили социального работника региональной ассоциации ин-

шидов защитить их интересы.

Какие альтернативные истории и конструкции могут встретиться при описа-1И этой ситуации? Какие методы работы возможны с позиций ролевой теории теории коммуникации? Что предпринять, чтобы помочь всем участникам пере-1ть эту ситуацию? В контексте работы с чувствами какие технологии социаль-й работы будут более эффективными: психодинамические, когнитивно-пове-нческие, системные или конструктивистские? Какие изменения произойдут в 'нкциях социального работника, если он будет исполнять роль адвоката?

ментарий

депция конструктивистской социальной работы, опирающаяся на пси-евтические техники, непосредственно связана с другими теориями,но-психологического спектра. На основе анализа различных подходов ктивистской практики Партон и О'Байн (2000, 152—169) сделали сходный с комментарием де Шейзера (де Шейзер и Берг, 1997), о) общая направленность заключается в реализации целей клиента, а тижении характерных для других теорий показателей эффективности, кже доказана эффективность модели выработки решений, которая гется во многих службах наряду с другими технологиями. Например, ш с соавторами (2001) демонстрируют ПОЛПХИТРПЬНИР npi.mi™™. —

 

К числу достоинств теорий социального конструирования в социальной работе (Пэйн, 1999) относятся следующие:

■ данные теории одновременно являются и социальными, и психологиче

скими теориями;

■ с их помощью можно объяснить факторы как социального, так и инди

видуального характера;

■ их исследовательская основа (с использованием детального анализа по

ведения и языковых конструкций) имеет непосредственное отношение к

практическим целям социальной работы и вносит вклад в развитие соци

ально-психологического направления в социальной работе;

■ психотерапевтические техники, предложенные в рамках этих теорий, ре

зультативны;

■ акцент в практической деятельности на рефлексивной, диалогической

коммуникации соответствует назначению социальной работы, а также

критической теории и теории активизации ресурсов (см. гл. 11 —14);

■ открытость к изменениям, которая утверждается в теориях социального

конструирования, имеет большое значение для социальной работы;

■ представления о социальных изменениях, содержащиеся в теориях соци

ального конструирования, отличаются гибкостью, что сближает их с ме

тодами восточных культур, в которых внимание уделяется индивидуаль

ной ответственности и социальным взаимосвязям (см. гл. 9).

Ценность социально-психологических моделей в социальной работе заключается также в том, что они используют принципы социальной психологии в описании процессов формирования социальной идентичности и раскрыли влияние на эти процессы социальных и групповых отношений. Это помогает лучше понять особенности жизни клиентов. Кроуфорд с соавторами (2002) считают, что работа с повествованиями дает возможность создать «плотное», т.е. сложное и многостороннее, описание жизни клиентов. Благодаря методам анализа разговоров и диалогическому общению диагностика и практическая работа с семьей и ее окружением носят характер совместного и равноправного исследования (Сейкула и др., 2003). В целом коммуникативные и конструктивистские модели полезны и применимы на практике, в частности теория коммуникации имеет богатую исследовательскую традицию. Они используются для того, чтобы помочь разъяснить клиентам интерактивные процессы, возникающие в ходе практической работы. Их теоретическая и исследовательская база является основой при оказании практической помощи в построении отношений и взаимодействии с клиентами, в изучении технологии интервьюирования и навыков межличностного общения.

Ролевая теория, связывающая социальный статус с определенными ожиданиями, которые закрепляются в паттернах коммуникации, предлагает эффективную модель понимания социальных и межличностных отношений.

Теория коммуникации также предлагает практические технологии интер-

 

лу характеру она функциональна. Теория коммуникации и ролевая теория нают роль социальной среды, индивидуальных эмоций и стиля мышле-Однако они не предполагают глубокого анализа и, соответственно, вме-льства в эмоциональные и социальные основы поведения клиентов, шевая теория, в которой роли рассматриваются как презентации самости и некоторые направления теории коммуникации, объясняющие значе-[зыка в конструировании смысла социальных ситуаций, предлагают ща-е способы осознания поведения клиентами. Данные представления свя-от социально-психологическую теорию с более широкими социальными:тами ситуаций. Это создает, по крайней мере номинально, возможность спользования социально-психологических концептов в понимании про-

формирования социальной идентичности в дополнение к традицион-цля социальной работы трактовкам личности в русле психологии разви-)бзор теории коммуникации, сделанный Нельсен (1980), полезен с точения технологии действия в терапевтических ситуациях, однако он не п достаточного влияния на популяризацию данной теории. Во многом ыло связано с тем, что ее работа была опубликована до того, как были эотаны наиболее сложные теории коммуникации, социальной идентич-

и социального смысла. По мнению Уайт и соавторов (1994), данное вление имеет решающее значение для таких форм работы, как коллек-е участие в теории социального развития и дисциплины в целом, абые стороны теории коммуникации также связаны с акцентом на сти-природе взаимодействий в ущерб содержанию. Хотя и утверждается, что жание коммуникации играет важную роль, но способы его анализа вы-ы нечетко. При обсуждении психоанализа в качестве критики отмеча-что он поощряет склонность социальных работников не доверять тем емам, которые клиенты выражают, а искать внутренние причины труд-\. За это недоверие критикуются и социально-психологические подходы. iOM случае социальный работник рассматривается как специалист, луч-1ющий проблемы клиента, и это может привести к манипуляции клиен-дна из техник этой модели — использование парадокса — частично дает шия для такой критики. В коммуникативной модели, по сравнению с шализом, взаимодействие с клиентами является относительно откры-Ролевая и коммуникативная модели мало чем могут помочь в решении 1ческих проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Их методы ис-тотся для установления контактов с другими службами или повышения 1ьной компетентности клиента, но вряд ли их можно назвать техноло-социальной защиты.

феменные концепции социально-конструктивистского направления в ЕЬНОЙ работе опираются на методы клинической психотерапии и час-на социально-психологические технологии. В то же время здесь просле-тся широкие связи с теорией культуры, а также феноменологической югией (см. гл. 9). В этих концепциях раскрываются возможности целена-нной работы с проблемами клиентов, исходным положением которой гея их собственное мнение и представление о происходящем. В данном

 

альные работники могут опираться на ресурсы культурного пространства и тем самым бороться с дискриминацией и культурной нетерпимостью. Такая позиция способствует вовлечению клиентов в терапевтический процесс социальной работы и реализации их целей.

В то же время конструктивистские концепции имеют и недостатки. Невнимание к ним может привести к относительности любых мнений и ценностей, что создаст сложности для социального работника в отстаивании интересов клиентов перед членами их семей, окружающими людьми или социальными службами, поскольку их мнения будут считаться в равной мере справедливыми (Норфкат и Хеллер, 2002). Теории социального конструктивизма способствуют достижению целей социальной защиты. Например, Партон и О'Байн (2000) указывают на важную роль конструктивистских идей в поиске творческих, ненасильственных методов работы с детьми, молодежью и родителями в вопросах охраны прав детей, а также в развитии нестандартных методов диагностики. Однако акцент на относительности мировосприятия, скорее, является препятствием для использования этих методов в социальном обслуживании и других сферах социальной работы. Это обстоятельство объясняется тем, что жестко установленные и официально принятые методы работы в службах не оставляют места для открытости при интерпретациях человеческого опыта, и повествования клиентов могут считаться «вымыслами», а не значимыми представлениями об окружающем мире.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Идеи социальной психологии способствовали построению взаимодействия с

клиентами и пониманию взаимосвязи их социальных взаимоотношений и пси

хологических реакций. Они не изменили общую модель практики социальной

работы, пока не появились концепции социального конструирования.

■ В рамках теорий социального конструирования была создана модель практики,

которая опирается на мировосприятие самих клиентов и их оценку собственных

проблем.

■ Конструктивистская социальная работа представляет собой позитивный и про

грессивный подход к проблемам клиентов, здесь нет фиксации на прошлом и об-

\ винении клиентов.

щ Однако ее направленность на разнообразие и развитие возможностей сложно ре-Хализовать в условиях социального контроля и дисциплинирующих функций социальной работы.

■ Для современных социальных наук и прикладных направлений имеют большое зна

чение новые конструктивистские технологии, такие как модель выработки реше

ний, повествовательная терапия, терапия с помощью возможностей, а также стра

тегии поиска и применения ресурсов сопротивления.

■ Социально-конструктивистский анализ диалогического общения вносит опреде

ленный вклад в понимание особенностей взаимодействия в процессе социаль

ной работы.

 

Глава 9. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ

О чем повествует эта глава

Гуманизм и экзистенциализм — широко известные философские направле-[я — заняли особую нишу в социальной работе и оказали влияние на ряд эрий практической деятельности. Понятие «духовность» тесно связано с гу-яистическими представлениями, согласно которым существует универсаль-я человеческая потребность в поиске смысла жизни, более значимая, чем ли выживания. Эти идеи соответствуют принципам практики социальной ра-гы. Их применение в работе с различными этническими группами, в частно-1 принадлежащими к незападным культурам, нашло отражение в соответ-$ующих теоретических концепциях. Отличительная черта данных концепций — имание к человеческому опыту, творческим и культурным аспектам соци->ных взаимоотношений, а не к профессионализации и развитию методов сазательной практики. Они принадлежат к числу рефлексивно-терапевтиче-к подходов, поскольку их главной целью являются раскрытие человеческого генциала и личностный рост, а не достижение социальных изменений.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

Гуманистическая, экзистенциальная и духовная перспективы предлагают различные интерпретации важнейших компонентов процесса социальной работы и человеческого опыта, основанных на признании целостности этого опыта, значения личностных и социальных целей и смыслов.

Многие восточные религиозные учения придают особое значение этим смыслам, однако в странах Запада они рассматриваются как экзотические религии, в которых духовности придается универсальное значение.

Понимание роли духовности в малых этнических группах западных стран необходимо для формирования адекватного представления о социальных и индивидуальных потребностях этих групп.

Символический интеракционизм, феноменологическая социология, концепция Леинга о психической болезни, клиент-центрированная практика Роджерса, геш-тальттерапия, модель социальной работы Ганди и трансактный анализ — это концепции, принципиальное значение в которых придается человеческому опыту, социальной справедливости, социальному и экологическому развитию. Групповая работа, осуществляемая

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Самоактуализация и самореализация как цели социальной работы.

> Эмпатия, конгруэнтность, искренность и безусловное положительное отноше

ние — качества социального работника, необходимые для успешной практики.

> Сценарии и игры как модели поведения.

> Духовные представления о целостности и связанности как о человеческих целях и

ценностях.

> Децентрализация, устойчивость и взаимозависимость как важные социальные

цели.

> Демократия и участие как элементы практики.

> Страхи отчуждение в человеческой жизни.

> Понятия «родитель», «взрослый» и «ребенок» как метафоры трансактного анали

за, используемые при описании взаимодействия людей на внешнем и внутрен

нем уровнях.

Общий теоретический контекст

В основе гуманизма и экзистенциализма лежат признанные философские направления. Гуманизм предполагает веру в способность сознательных человеческих индивидов размышлять, осуществлять выбор и свободно действовать без религиозного руководства. Поскольку социальная работа является формой социальной помощи светского общества и связана с гуманизмом, некоторые глубоковерующие люди сомневаются в ее полезности. Гуманизм ассоциируется с гуманностью, однако он не сводится только к ней. Гуманность — это практика доброго отношения к людям, проявление человечности. Гуманизм ассоциируется с демократией, поскольку в нем утверждается вера в способность человека ценить другого и совместно трудиться над выстраиванием своей судьбы. Гуманистической групповой работе посвящено исследование Глас-сман и Кейтса (1990). Авторы рассматривают группы как формы поддержки демократических и гуманистических принципов, так как они позволяют людям принимать равное участие в совместной работе.

Экзистенциализм связан со смыслом человеческого существования. Акцент делается на способности людей к управлению своей жизнью и изменению принципов своего существования. Люди рассматриваются в качестве «субъектов» и «объектов»: они воздействуют на окружающую среду и сами подвержены ее влиянию. Считается, что окружающий мир вызывает у человека ощущение абсурдности существования, одиночество и страдание. К основным теоретическим течениям экзистенциализма относятся философские школы Бубе-ра, Кьеркегора и Сартра. Работы Сартра оказали наибольшее влияние на теорию социальной работы (Блум, 1994). В исследовании Томпсона (1992) пред-

 

у как практическое воплощение их веры. Кроме того, в организации не-'ых социальных служб принимают участие церкви и различные религиоз-руппы. Индивидуальная социальная работа также зачастую поднимает ные вопросы. Духовность связана с поиском человеком смысла и целей \. Предполагается, что каждый индивид может совместить в своей лич-

опыт многих людей. Стэнворф (2004, гл. 2) сравнивает стремление лю-

объединению различных смыслов жизни с усилением физического по-ала в спорте, а также с опытом единения музыкантов в оркестре. Она ывает, каким образом люди переживают духовные события. Одни собы-гапример рождение ребенка, вызывают чувство благоговения, ощуще-уда и помогают обрести внутреннюю целостность. Другие, такие как I или потеря близкого человека, заставляют людей пересмотреть свою >. Переживание значимых событий проецируется на всю жизнь человека, югие философские идеи Востока связаны с «духовностью» и имеют сход-грты с западными вариантами гуманизма и экзистенциализма. Особенно носится к дзен-буддизму, индуизму и некоторым направлениям ислама, шое внимание в них уделяется процессу осознания человеком своих спо-стей к изменению существования через духовное саморазвитие. В восточ->илософских учениях важное значение придается религии, вере. Этим гличаются от гуманизма и экзистенциализма. Религиозные философские в частности представления о «пробуждении» личности и инсайте, ока-фямое влияние на мышление многих терапевтов (см.: Клакстон, 1986; лзендраф и Мурамото, 2002).

эжим образом духовные теории, разработанные в странах Африки и Ка-их островов, значительно повлияли на появление в социальной работе в и за их пределами так называемой «традиции оказания помощи черным» канским этническим группам. — Примеч. науч. ред.) (Мартин и Мартин, Согласно данной традиции, духовная сущность человека едина с расовой инной сущностью. Общепринятая в африканских племенах взаимопомощь -ся отражением духовности африканских народностей, источником кото-вляются священное и божественное начала. Именно это давало афроаме-ским рабам ощущение собственного достоинства и самоценности. В част-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.