Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 21 страница




ценность западных стран проблемами больших городов сравнима с ами стран третьего мира, обусловленными ростом урбанизации, миг-заселения из сел в города (Пател, 1988), необходимостью развития

районов в целях снижения миграции и повышения их благосостоя-аале, 1988). В некоторых странах континентальной Европы социальная

 

тельности общественности по решению проблем занятости, социальной защиты, образования и экологии в экономически отсталых районах (Уайнкельс, 1994). В некоторых северных странах социальная педагогика играет важную роль в сферах образования и социальной защиты неформальных и малых социальных групп, проживающих на одной территории. Во Франции анимация как художественная деятельность, в рамках которой организуется досуг, также вносит существенный вклад в развитие системы неформального образования и социальное развитие (Лоренц, 1994, 9—103). Многочисленные теоретические исследования, в которых рассматривается работа в малых социальных группах, позволяют раскрыть все аспекты этой деятельности, однако в англоязычной литературе социальная педагогика представлена недостаточно. Ее истоки восходят к работам немецких философов Дистервега и Магера (Хеме-лейнен, 1989, 2003; Лоренц, 1994, 91—97), посвященным тем социальным аспектам образования, которые, в частности, затрагивают проблемы бедных слоев населения. Согласно этой теории, образование может существенно изменить жизнь этих слоев общества, способствуя преодолению социального исключения и развитию социальной идентичности, личностному и социальному росту через формирование навыков решения проблем, а не только через разрешение конкретных трудностей (Хемелейнен, 2003).

Матиесен (1999) определяет социальную педагогику как направление, изучающее, каким образом ценности, психологические, социальные и материальные ресурсы могут способствовать или препятствовать личностному росту, связанному с развитием группы или социального института (в стационарных или полустационарных учреждениях), частью которого они являются. Одни авторы отделяют социальную педагогику от индивидуальной педагогики, поскольку в первом случае индивид становится частью группы. Другие авторы подчеркивают роль социальной педагогики в социальном развитии и обращают внимание на группы, исключенные из процессов социального развития. Трансцендентальная философия Наторпа адаптирует идею Канта, согласно которой объективное представление о реальности возможно (см.: Матиесен, 1999). Наторп пре.цлагает взять за основу существующее представление о мире, а затем, постоянно проверяя это представление на опыте, формировать унифицированное понятие о реальности, которое ляжет в основу гипотез о том, как достичь позитивных изменений. Таким образом, если мы видим, что ребенок гиперактивен (наше суждение и представление об отношении ребенка к миру), то мы задаюм себе вопросы: «Как это случилось?», «Как формировалось поведение и как другие реагировали на него?» и приходим к обобщенной идее о гиперактивности по отношению к личности ребенка, семье и ее социальному окружению. Следующий вопрос: «Что нужно делать?» Следует проанализировать модель отношений ребенка и социального окружения: поведение ребенка может формироваться и развиваться в определенном направлении, будучи обусловленным реакциями со стороны данного окружения. Индивидуальные различия коллектива являются признаком его качества, поскольку он включает ресурсы, позволяющие и помогающие развиваться его участ- ппоисхолит благодаря участию в коллективе и подчине-

 

i этот опыт. Люди получают представление о том, как можно и как они [ хотели вести себя, а коллектив дает им свободу и контролирует их,

чтобы они постигали альтернативные способы поведения. Люди обу-з процессе взаимодействия с другими, когда сравниваются различные зления об окружающем мире. Освобождение происходит благодаря;нию различных взглядов и поведенческих форм в коллективе. При шую роль играет язык, поскольку самопознание возможно через кол-ые обсуждения и споры.

щей представляют собой основу для практической работы развиваю-равленности с детьми в стационарных учреждениях и центрах дневно-лвания, а также в неформальном образовании и работе с малыми ными группами. Они связаны с идеями самореализации и личностно-

гуманистической теории, с идеями Мида о взаимодействии «Я» и)» (см. гл. 9), а также с критическими и феминистскими представлени-[алогическом процессе, роли языка и коллективного опыта как осно-естного и личного опыта, хотя Матиесен (1999) утверждает, что На-(верг критике некоторые теоретические положения марксистской тео-

спекта в предназначении и функциях социальной работы особо под-от значимость работы с малыми социальными группами. Во-пер-циальная работа в клиниках и других социальных институтах осуще-я в пределах социальной службы и более широкого территориального ния. Эта работа предполагает повышенное внимание к тем проблемам эциальных групп, которые связаны с постановкой на учет, госпита-i, а также прекращением работы (выпиской) и т.д. В любом случае ше работники отслеживают социальные проблемы представителей щиальных групп или неадекватную работу отдельных служб, посколь-[ другое может усугубить проблемы клиентов, воспрепятствовать по-клиентов на учет, посещать их или, напротив, спровоцировать вы-эйлор, 1985; Тэйлор и Роберте, 1985). Во-вторых, многие страны 1 политику децентрализации социального обеспечения в микрорайо-гут поддерживать неформальные и негосударственные формы соци-обеспечения. В частности, это относится к Китаю (Чан и Чоу, 1992; 3) и Великобритании (Пэйн, 1995). Следовательно, социальные ра-становятся проводниками и координаторами соцшального обеспече-юстах. Поппл (1995), согласно британской терминологии, называет;льность помощью по месту жительства1. Также в. Великобритании используется такая известная технология, как социальная работа в щиальных группах. Она стала развиваться в 1970— 1980-е гг. в Вели-[ии и явилась отражением политики децентрализованию и дебюрок-ванного социального обеспечения (Хэдли и МакГраф, 1980, 1984; др., 1987; Хэдли и Хэтч, 1981). Социальные работники действуют в лизованной команде, включающей вспомогательный персонал и ме-гивистов, деятельность которых направлена на установление тесных

 

держки на местах. Подобная деятельность тесно связана с организацией социальных сетей (см. гл. 7).

Работа в малых социальных группах также пересекается с такой важной областью, как организация территориальных или социальных акций. Она включает в себя деятельность угнетенных групп населения (традиционно групп представителей рабочего класса) по определению местных или классовых интересов, проведению кампаний и переговоров по вопросам решения конфликтов с властными группами или организациями в целях достижения определенных изменений в политике и необходимого обеспечения (Поппл, 1995; Гроссер и Мондрос, 1985). Зачастую акции нацелены на достижение управленческих изменений, при которых проблемы решались бы на местном уровне, внутри данного территориального образования. Профессиональная работа в сфере организации социальных акций заключается в том, чтобы стимулировать создание групп, а также оказывать им помощь и поддержку при взаимодействии с государственными учреждениями (Алински, 1969, 1971; Пайвен и Кловорд, 1977; Джонс и Мейо, 1974, 1975; Крейг и др., 1979, 1982; Смит и Джонс, 1981). Обычно подобную деятельность осуществляют соответствующие специалисты. В США эту задачу выполняют социальные работники и социальные агентства (Брейджер и др., 1987). Кроме того, социальные службы участвуют в разработке социальной политики. В США теоретики системного подхода определяют подобную деятельность как макроуровень социальной работы, что отражено в соответствующей литературе (например, Бруггеман, 2002). Социальные работники вместе с группами самопомощи периодически принимают участие в социальных акциях, однако в целом эти акции менее радикальны. Данная форма работы в малых социальных группах представляет собой один из основных компонентов критической социальной работы, а принципы самопомощи сближают ее с теорией активизации (см. гл. 11, 13). Значительная часть акций малых социальных групп направлена на защиту интересов женщин и этнических меньшинств (Охри и др., 1982; Соломон, 1985; Доминелли, 1990) и является ключевой стратегией антидискриминационной работы (см. гл. 12).

Значение социального развития и развития микросоциальной среды

В практике социальной работы западных стран социальное развитие и развитие микросоциальной среды часто имеют второстепенное значение. Однако в других странах технологии развития часто (за исключением здравоохранения и социальной защиты) выступают в качестве главной формы социальной интервенции, хотя система социального обеспечения также является чрезвычайно востребованной, особенно в городских районах (Хардиман и Миджлей, 1989, 237—257). Теория социального развития появилась в поздний колониальный период. Ее истоки лежат в практике развития микросоциальной среды.

 

миру, что привело к созданию служб социальной защиты, развитию шьного образования в области работы с индивидуальным случаем и 1вой работы (Бригхам, 1984). Уолтон и Наср (1988) называют этот пери-ой «трансмиссии» между социальной работой западных стран и соци-[ работой стран третьего мира. Однако подобные попытки были призна-: отвечающие самобытности культур и социальным потребностям (см.: гей, 1981, а также гл. 1).

980-е гг. социальное развитие стало считаться наиболее приемлемой»ю для большинства развивающихся стран (например, Холл, 1993а; гей, 1989), в которых она распространилась. В обучении социальной

произошла переориентация с моделей западной социальной работы яальное развитие. В то же время внимание акцентировалось на гумани-ки ценностных аспектах социальной работы в противоположность эко-;ским подходам к развитию (Осей-Хведи, 1990). В период, когда этни-

и культурные интересы стали чрезвычайно актуальными во многих к, это помогло школам социальной работы сохранить доверие населе-то же время западными теоретиками социальной работы, имеющими аботы в развивающихся странах или использовавшими идеи их пред-;лей, была предложена методологическая основа социального разви-тойчивость социального развития предполагает различные формы эко-хкого и физического развития. С помощью процессов децентрализа-гемократизации обеспечивается благосостояние людей (Ласк и Хофф,

отт (1993) и другие авторы утверждают, что опыт социального станов-эазвивающихся стран интересен и для западных государств, поскольку;ление также сталкивается с проявлениями экономического неравен-бедности. Поскольку в теории социального развития подчеркивается ле общественного участия и особенностей социального конструирова-облем, этот подход может использоваться в тех странах, в которых:тоят проблемы изолированных или маргинальных групп; например, г коренное население подавляется новыми поселенцами (О'Брайан и 988). Теория социального развития также представляет собой противо-янию западных идей на социальную работу во всем мире и как неза-модель находит широкое практическое применение.

и социального развития

ествует множество довольно противоречивых определений социально-ития. Наиболее распространено следующее определение Пайвы: «Со-эе развитие является развитием способностей людей к постоянной ра-я достижения личного и общественного благосостояния» (Пайва, 1977, данном случае акцент делается на совершенствовании индивидуальных юстей. Тем не менее Пайва (1993) утверждает, что такое определение

 

создание социальных институтов, способных адекватно отвечать человеческим нуждам. По их мнению, социальное развитие связано с процессом планирования институциональных изменений, направленных на достижение соответствия между человеческими потребностями и стремлениями, с одной стороны, и социальной политикой и программами — с другой.

Джонс (1981, 2) представляет официальную точку зрения на социальное развитие, которая отражена в Преамбуле Международной Стратегии Развития, посвященной второй декаде деятельности ООН:

«Конечной целью развития является обеспечение возрастающих возможностей лучшей жизни для всех людей, важным является осуществление более справедливого распределения доходов и благ в целях поддержания как социальной справедливости, так и эффективности производства... Таким образом, количественные и структурные изменения в обществе должны происходить одновременно с быстрым экономическим ростом, и существующее неравенство... будет в значительной степени преодолено».

Такое изменение официальной позиции привело к переносу акцента с экономического на социальное планирование, что позволило направить деятельность социальных институтов на поддержку экономического прогресса (Хар-диман и Миджлей, 1980).

Современная официальная позиция, сформированная под воздействием теории экологического развития (UNDP, 1994, 4), предполагает, что в центре развития находятся люди, экономический рост является средством, а не конечным результатом. Согласно этой позиции необходимо защищать жизненный потенциал будущих и настоящих поколений, бережно относиться к природным системам, от которых зависит жизнь. Данный подход подчеркивает значение устойчивого человеческого развития, которое «дает возможность всем индивидам максимально развить способности и использовать их во всех областях — экономической, социальной, культурной и политической. Устойчивое развитие также защищает права будущих поколений. Оно направлено на сохранение запасов природных ресурсов для поддержания развития» (UNDP, 1994, 4).

Авторы из азиатских стран (например, Кхандвалла, 1988; Синха и Као, 1988а) обращают внимание на формирование и установление ценностей в процессе развития общества. Бут (19946), исходя из теории этноразвития, подчеркивает необходимость исследования многообразия, т.е. необходимость анализа социальных различий, зависящих от географического местоположения и стадии развития. На национальном уровне нужно не только анализировать экономические показатели, но и изучать различные исторические и культурные основания развития. В культурном аспекте необходимо исследовать этнические и тендерные различия, которые обусловливают реакции общества на социальные нужды. На местном уровне необходимо реагировать на конкретные потребности и желания малых социальных групп. В модели локального социального развития, предложенной Центром' регионального развития ООН (Джонс и Його, 1994, 11—20) обращается внимание на роль домашних хо-

 

щи, приобретением вещей, созданием нормального психологическо-1та в семье, т.е. обеспечение удовлетворительного уровня жизни, а спределением ресурсов и благ между членами семьи. 1 образом, можно отметить перемены в понимании задач социально-гия, которые отражают идеи общей теории развития, обсуждавшейся ы показали переход от рассмотрения исключительно экономического к пониманию необходимости достижения баланса между экономи-и социальными целями. В дальнейшем стало понятно, что в основе, которое активизирует и самоорганизует людей, лежит детальный отребностей на уровне небольших жизненных единиц*, лей (1993) подразделяет идеи социального развития на три следую-[пы:

видуалистские стратегии, связанные с самоактуализацией, самооп-лением и саморазвитием;

ективистские стратегии, предполагающие создание организаций как вы для развития новых подходов к действию (институциональных одов);

шстские стратегии, опирающиеся на мелкомасштабные акции, про-дящие в местных территориальных образованиях.

й (1981) выделяет три основные стратегии на основе их целей, а не деятельности, как у Миджлея. Среди них:

тегии распределения, направленные на достижение социальной спра-нвости между социальными группами в национальном масштабе;

тегии участия, нацеленные на структурные и институциональные рмы, стимулирующие население к развитию и социальным измене-[;

тегии человеческого развития, направленные на совершенствование ков и способностей к самостоятельным действиям, ведущим к улуч-1Ю экономики и институциональному развитию региона.

:ия в стратегиях сопоставимы с классификацией моделей работы в диальных группах, представленных в табл. 3.3. Политические акции, 1ых социальных групп или стратегии планирования в данных класси-: социального развития не затрагиваются, но они могут выступать в методологической основы для распределительных (Пэндей) и кол-ских (Миджлей) стратегий. Развитие микросоциальной среды связа-1тегиями общественного участия и популистскими стратегиями. Фе-ая и антирасистская деятельность в малых социальных группах отра-игогические установки, которые характерны для теории этноразви-геории многообразия, Бута (19946). Программы по развитию, орга-

 

Основные концепции

Во многих работах, посвященных социальному развитию, описываются варианты его практической реализации в странах с ограниченными ресурсами, а также обобщаются некоторые схожие особенности. Например, Синх (1999) проводит анализ развития сельских районов Индии, сравнивая различные концепции социального развития, определяя подходы к развитию сельских районов и иллюстрируя их разнообразными примерами. Однако социальное развитие рассматривается в качестве придатка экономического развития, а не как самостоятельные направления практики. В некоторых американских учебниках (например, Миджлей, 1997; ван Вормер, 1999) приводится обзор общемировых стратегий. Авторы этих изданий стремятся акцентировать внимание не на практических методах, а на сравнительном анализе систем социального обеспечения и социальной политики. Однако работа «Социальное развитие» Миджлея (1995) посвящена преимущественно описанию практических технологий социального развития.

Хендерсон и Томас (2002) являются авторами наиболее известного в Великобритании исследования по работе в малых социальных группах. Интересны также издания, созданные в учебных целях и опубликованные в США (Хард-кастл и соавторы, 1997; Бруггеман, 2002).

Поскольку социальное развитие рассматривается во многих странах мира в качестве одного из направлений социальной работы, в этой главе приоритет отдается концепции Миджлея (1995), которая дополнена представлениями других авторов. Предлагается также сокращенный обзор теории работы в малых социальных группах, сделанный на материале технологий социального обеспечения западных стран (Хендерсон и Томас, 2002).

Миджлей: концепция социального развития

В работе Миджлея (1995) содержится довольно полный обзор современных представлений о социальном развитии. По его мнению, социальное развитие — это «процесс реализации продуманных социальных изменений, направленный на достижение благосостояния всего населения в контексте динамического процесса экономического развития» (Миджлей, 1995, 25). Социальное развитие нацелено на создание ресурсов для малых социальных групп посредством соединения социальных и экономических факторов развития. Социальное развитие должно учитывать экономические задачи общества. Оно не сводится к схемам, гарантирующим социальное обеспечение только наиболее нуждающимся группам общества, и выходит за пределы институциональных подходов, когда государство активно включается в систему социального обеспечения. Развитие нарушается в том случае, если социальные факторы не синхронизированы с экономическими, например: если одна группа (зачастую представители белой расы или колонизаторское меньшинство) достигает благосостояния, а основная часть населения живет в нищете, или когда увеличение военных расходов

 

, удовлетворение основных нужд населения и обеспечение возмож-оста. Миджлей оставляет в стороне рассмотрение вопроса об опреде-тгосостояния, проблем, потребностей и возможностей. Социальная рительностъ, в которой воплощаются идеалы социальной ответствен-христианства, а также аз-закат1 в исламе, по принципам которого шяется взаимопомощь, относятся к одной из организованных форм юй поддержки. Социальная работа, в рамках которой подготовлен-даалисты оказывают адресную помощь, и социальное обеспечение тяются институциональными структурами. Через них осуществляется не в достижении социального благосостояния.

льное развитие отличается от этих двух форм социальной поддержки оно не связано с работой по лечению и адаптации индивидов к ющим структурам. Напротив, его цель — воздействие на широкие 1кие, как малые социальные группы и общества, а также на соци-тношения в данных группах. Социальное развитие носит, скорее, пьный, чем избирательный характер, и подразумевает рост благосо-Оно направлено на развитие процесса социальных изменений через ые действия. История показывает, что те изменения, которые дей-ю идеологически обоснованы, подвластны социальному вмешатель-ным контекстом таких представлений в XX в. стало создание государ-бщего благосостояния и развитие социального планирования. Это юнову для масштабной социальной интервенции, направленной на ие блага всех людей, проживающих в индустриальных обществах, а [ организации инфраструктуры и системы социального обеспечения оддержки этой интервенции. Позднее, через посредничество ООН и ждународных организаций, в экономически слаборазвитых странах цприняты аналогичные попытки.

тьное развитие — это процесс. В данном случае суть процесса не совпа-значением в психодинамической теории, в которой под ним подра-;я коммуникативные взаимодействия, а также то, как они восприни-какие реакции вызывают. В теории социального развития процесс, зязан с идеей интервенций как необходимых, взаимосвязанных, со-ых и целенаправленных серий воздействий. Важной предпосылкой)го развития является устранение препятствий. Теория модернизации что образование и обучение грамоте меняют традиционные отноше-ле того, демографический контроль уменьшает затраты семейных и альных ресурсов на решение проблем больших семей. Следует снизить играции из сельских районов в город, поскольку давление на город-раструктуру приводит к обнищанию населения. Однако контроль ог-:т свободу действий, поэтому подобные усилия часто были безуспеш-ьтернативная точка зрения на препятствия в социальном развитии ает, что вмешательство государства и неконтролируемый капитал), землевладение, владение недвижимостью, контроль над финансо-фсами) являются такими же препятствиями, как и социальные фак-

аВТООЫ, В ЧаСТНОСТИ МаПКСИСТСКОГО ТОЛКУЯ rrnrmp.nii'URaTTW urn гттта

 

Любая теория социального развития должна учитывать следующие моменты.

■ Развитие предполагает идеологически обоснованную необходимость прогрес

са. Это близко идеям модернизма о том, что знание и социальные инсти

туты направлены на достижение социального идеала. Те, кто критикуют

данное представление о развитии, считают экономически развитые за

падные страны примером социального, экономического и морального

упадка. Миджлей полагает, что теоретики социального развития не отве

чают адекватно на критику идеи прогрессивного развития.

■ Развитие подразумевает интервенцию. Между тем данное утверждение также

подвергается критике. Интервенция может привести к деформациям, ко

торые вредят социальным отношениям. Согласно позиции «новых пра

вых», интервенция считается недопустимой, потому что она влияет на

рыночные механизмы и свободу выбора. Марксисты и неопопулисты счи

тают, что люди, планирующие вмешательство, не могут знать все и быть

всем. Мелкомасштабное развитие, направленное на решение местных

проблем, вероятно, в большей мере отвечает реальным потребностям

незащищенных групп населения.

■ Необходимо учитывать также экономические факторы. Социальная интер

венция, конечной целью которой является достижение благосостояния,

имеет большое значение сама по себе, а не только как фактор содействия

экономической политике. Социальные программы не должны быть час

тью экономических задач и не должны зависеть от экономических пока

зателей. Было бы странным полагать, что экономическое развитие и со

циальное развитие являются аспектами одной и той же деятельности.

Однако воспринимать их как часть единого целого необходимо. Многие

индивиды, семьи и малые социальные группы, с которыми работают

социальные работники и специалисты по социальному развитию, испы

тывают потребность как в определении эффективных способов достиже

ния экономического благосостояния, так и в решении личных проблем.

■ Идеологические стратегии, которые являются теоретической основой со

циального развития, важны для практической реализации. К ним отно

сятся упомянутые выше индивидуалистские, коллективистские и попу

листские стратегии.

■ Цели социального развития могут заключаться как в полной реорганиза

ции общества в соответствии с неким общим замыслом, так и в скром

ных, но постоянных достижениях на уровне мелкомасштабных изменений.

Некоторые цели касаются повышения материального благосостояния, в

то время как другие определяют личностный рост или групповое развитие.

Стратегии социального развития, по мнению Миджлея, реализуются в обществе на трех следующих уровнях.

 

де выбора стиля и образа жизни. Образование, тренинги, личностная, шансовая и консультативная поддержка, а также помощь в обеспече-и социальными пособиями или помощь родственников способствуют гтижению индивидами экономической устойчивости. Это приводит также [ичностной независимости и эмоциональной стабильности. Индивиду-тетские стратегии используются в работе с психически больными или дьми с задержкой умственного развития в целях достижения незави-мости от институционального лечения. Кроме того, они эффективны а работе с молодыми людьми, которые отказываются от любого вида ъцержки. Социальные работники зачастую слишком озабочены тради-энными проблемами социального обеспечения, они не могут опреде-гь, удовлетворены ли потребности в образовании, работе, решены ли лищные проблемы. Помогая группам молодых людей в обмене опытом яботая вместе с ними, социальные работники приносят им большую [ьзу. В малых социальных группах в качестве методов общественного стия, связанных с социальным развитием, могут выступать коопера-ы или небольшие предприятия, которые оплачивают труд своей вагой или выдают кредиты.

>вень коллективистских стратегий, являющихся по своей сути комму-арными, т.е. стратегиями малых социальных групп. Они допускают, люди, находящиеся в социальных группах, способны к самооргани-ии, могут реализовать свои потребности и управлять своими ресурса-и проблемами. Именно эти особенности и лежат в основе работы с ыми социальными группами, а также развития микросоциальной среды.:ло связей между индивидами, проживающими на одной территории, застает, что создает возможности для совместного обсуждения про-vi. Для людей, сталкивающихся с одной и той же проблемой, напри-с психическим заболеванием, или находящихся в схожей ситуации, местное обсуждение является межличностной поддержкой. Помогает енить ситуацию также объединение усилий. Например, людей объе-яют ответственность за пожилого родственника с нарушенной психи-или коллективное стремление к улучшению жилищных условий. Кол-ивное участие начало применяться в качестве формы работы в мик-щиальной среде довольно давно. Работа с отдельными группами в росоциальной среде проводится в разных направлениях: изучение неги края или истории промышленности, литературы, живописи, му-л, местной фотографии, графики, освоение писательского или ак-кого мастерства.

\енъ органов государственной власти, также осуществляющих работу азвитию. Согласно теории статизма, так и должно быть, потому что царство воплощает интересы и социальные устремления своего на-. Только государственные институты обладают способностью к раз-га с помощью крупномасштабного социального планирования и спо-:ы мобилизовать для этого значительные nwvnru и* Кшто

 

ние равенства, социальной справедливости и борьбу с дискриминацией, зачастую сводятся к изменениям законодательства. Примером могут служить антидискриминационные законы в отношении инвалидов и обеспечение возможности обслуживания и защиты отдельных групп населения.

Миджлей предлагает институциональную теорию социального развития, которая совмещает элементы всех уровней работы. В ней предпринята попытка объединения усилий всех социальных институтов, включая рынок, государство и общественные организации в целях поддержания благосостояния населения. Специалистам, работающим в государственных и местных службах на предприятиях (коммерческих и рыночных), следует привлекать к достижению целей социального развития различные организации и руководствоваться принципами управляемого плюрализма.

Дипломы об образовании, владение необходимыми навыками и знание своих обязанностей отличают профессионалов от активистов и членов сообщества. Для того чтобы действия по социальному развитию подкрепляли друг друга, они должны осуществляться не только на местном уровне, но и в региональном и национальном масштабе.

В деле объединения экономического и социального развития необходимо использовать все три стратегии. Официальные организации и социальные институты играют большую роль в процессе согласования экономических и социальных программ. Их координация успешно осуществляется на форумах по социальному планированию.

Необходимо удостовериться, что экономическое развитие способствует росту социального благосостояния. В районах новостроек можно провести ландшафтные мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды, создать социальные службы, например поликлинику для сотрудников нового завода, организовать взаимопомощь (благотворительные взносы и программы). Кроме того, программы социального развития должны содействовать экономическому развитию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.