Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 19 страница




 

тедует опираться на ведическую философию;

юди как взаимозависимы, так и самодостаточны;

/ховное начало играет большую роль в любой деятельности;

1жна вера в чистоту средств, а не достижение целей любой ценой;

цеи общности и целостности особенно важны в отношении политиче-■сой независимости; социальное развитие, уверенность в своих силах и:еобщее образование непременно должны сопутствовать достижению олитической независимости. Эти идеи важны в социальном развитии:м. гл. 10);

фициальная юридическая власть не одобряется, взаимоподдержка и опора а свои силы, как было упомянуто выше, более важны.

гласно Ганди, для идеального общества характерны:

ям раджа — нравственно-ориентированная социальная система. Спра-гдливость и социальная справедливость интегрированы в демократиче-ком государстве. Простота и устойчивое развитие должны быть целью эсударства. Общество рассматривается как совокупность индивидов, для оторых обязанности важнее, чем права;

аврадж — независимость, главным образом, государства от внешнего мешательства, но также индивидов от государства. Государство — орга-изованная и централизованная форма насилия. Минимальная государ-гвенность предполагает личную ответственность;

задеши — самодостаточность в экономических, политических и соци-пьных отношениях. Производство жизненных благ должно соответство-ать потреблению;

азвитие сельских районов, создание сельских республик (децентрализация и елегирование власти);

опечительство. Ганди стремится объединить социализм и капитализм и редлагает систему, в которой значительная роль отводится государствен-ому регулированию экономики.

иные идеи являются важными для социального развития (см. гл. 10). [ обращает особое внимание на развитие сельской индустрии (при этом шский труд предпочитается машинному производству), на децентра-ию власти, социальную справедливость и уравнительное распределе-лаг.

мар (1995) полагает, что эта романтическая философия, тем не менее, ает ценностям социальной работы в формировании самодостаточности, опомощи, личностного и социального развития, которые достигаются в ix небольших местных групп, а не благодаря вертикальным властным

 

Трансактный анализ

Трансактный анализ (ТА), разработанный Э.Бёрном (1961, 1964), тесно связан с психоаналитической идеей о структурах личности и с некоторыми аспектами ее терминологии. Однако обычно он рассматривается как разновидность гуманистической терапии, поскольку его главный принцип отличается от принципов детерминизма психоаналитической теории. В трансактном анализе рассматриваются автономные субъекты, способные управлять своей жизнью и решать свои проблемы. Препятствием для них могут быть только остаточные проявления поведенческих моделей раннего детства (Питман, 1982). ТА развивался абсолютно независимо от психоанализа и имеет автономную теоретическую и академическую базу. Питман (1983) разработал рекомендации по его применению в социальной работе, а Купер и Тернер (1996) составили краткий обзор современных источников, однако ТА так и не был повсеместно внедрен в социальную работу. Скорее всего, он представляет собой систему терапии, к которой иногда прибегают отдельные специалисты социальных служб. Для транс-актного анализа характерна специфическая лексика, поверхностное использование которой часто не подкрепляется знанием теоретических основ.

Существует четыре вида ТА: структурный, трансактный, игровой и сценарный. В структурном анализе предполагается, что личность имеет три состояния «Я», или три способа восприятия окружающего мира: «родитель», «ребенок», «взрослый». Им соответствуют типичные поведенческие модели. Состояние «родитель» отражает директивы, даваемые родителем ребенку, а также восприятие таких указаний ребенком. Состояние «ребенок» характеризуется чувствами и взглядами, переживаемыми в детстве, в частности эгоцентричностыо,,а также слабой степенью контроля и потенциальным творческим началом. Состояние «взрослый» контролирует, по большей части рационально, отношения между различными состояниями «Я» и окружающим миром. Эти концепты подобны психоаналитическим структурам: Сверх Я (Супер Эго), Оно (Ид) и Я (Эго), но в ТА меньше внимания обращается на внутренние взаимоотношения между частями сознания, влечения и иррациональные реакции. В трансактном анализе показываются варианты взаимодействия различных состояний «Я» контактирующих людей. Трансакции — это обмены между состояниями «Я», которые могут быть открытыми или скрытыми. Проблемы возникают в том случае, если открытые и скрытые послания исходят из разных состояний и трансакций взаимодействующих людей. Существуют три вида трансакций: «дополнительные», когда активны только два состояния «Я»; «пересекающиеся», когда во взаимодействие вовлечены несколько состояний, но вербальные и невербальные послания не противоречат друг другу; и «неясные», когда взаимодействуют несколько состояний «Я», но открытые послания не согласуются со скрытыми. На практике социальные работники применяют трансактный анализ для определения тех состояний «Я», которые вовлечены в трансакции, а также для оказания помощи клиентам в построении эффективной коммуникации.

Анализ игр связан с моделями взаимодействия и поведения. Выделяют следующие три группы эмоциональных потребностей:

 

гребность в признании, которая удовлетворяется «поглаживаниями» — зербальными или вербальными, позитивными или негативными, иду-ми от других людей (например, улыбка и «спасибо» или сердитый ляд и критика — соответственно);

ребность в структурировании жизни, в частности времени.

ерн «поглаживаний» и жизненный опыт, которые приобретаются в влияют на нашу жизненную позицию, отношение к себе и другим, а а общее восприятие окружающего мира. Существуют четыре жизнен-иции (Харрис, 1973). Они представлены в табл. 9.1. [ являются примером скрытых трансакций, которые повторяют, отра-подкрепляют ущербные жизненные позиции. Социальные работники руют игры совместно с клиентами, которые затем самостоятельно жцируют их и стараются выбрать более удачные формы взаимодей-нализ сценариев помогает понять, каким образом трансакции прошло-;ли к жизненным позициям и играм в настоящем, гого краткого обзора следует, что ТА является интересной формой поведения, в которой рассматриваются модели коммуникации, ха-ые и для традиционной теории коммуникации (см. гл. 8). Очевидная ^ с психоанализом, однако, не должна преувеличиваться, поскольку чается от анализа инстинктивных влечений и детерминизма. Можно л параллель трансактного анализа с психологией сознания и психодикими структурами личности. Как отдельный метод и психодинамиче->рию его можно критиковать за зависимость от интуитивного понима-1кже за психотерапевтический характер и отсутствие внимания к прак-vi проблемам клиента, например к бедности и дискриминации. Тем не «ансактный анализ помогает клиентам избежать самоподавления. Начитается, что ТА является неглубоким методом, оценивающим пове-шерхностно, с помощью жаргонизмов, которые могут восприниматься ми как знаки неуважительного к ним отношения, той стороны, для некоторых людей занимательный и непретенциоз-актер ТА помогает взглянуть на собственное поведение по-новому.

и ц а 9.1. Жизненные позиции в трансактном анализе

 

ненная позиция Значение

гай — ты хороший» Позитивное чувство к себе и другим

гай — ты плохой» Позитивное чувство по отношению к себе, но негативное к другим; тенденция обвинять других в своих собственных проблемах и критиковать их (подобно проекции в психоанализе)

й — ты хороший» Негативное отношение к себе и позитивное — к другим (как к более влиятельным и способным); ощуще-

 

Взаимодействие людей через состояния Эго «родителя», «взрослого» и «ребенка» в трансактном анализе показано на рис. 9.1.

В данном случае собеседник А находится в состоянии «родитель» и взаимодействует с состоянием «взрослый» второго собеседника Б, в то время как Б, находясь в состоянии «ребенок», обращается к состоянию «ребенок» А. Например, А — мужчина, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего босса во время банкета и надеющийся, что жена поддержит его в этом. Его жена Б могла бы обратиться к состоянию «взрослый» мужа из своего состояния «взрослый» и произнести, например, что-то типа: «Я понимаю, мы должны соответствовать ожиданиям ради твоей работы, даже если это противоречит нашему образу жизни». Или же она могла бы обратиться из своего состояния «ребенок» к состоянию «родитель» мужа, подчиняясь желаниям мужа. Однако, как показано на рис. 9.1, жена реагирует оппозиционным образом, подталкивая своего мужа к выражению свойственных ему радикальных политических взглядов в присутствии босса.

Основные концепции

Теориям гуманизма и экзистенциализма посвящено множество исследований, встречаются также концепции, отражающие перспективу духовности. Среди последних — работа Канды и Фермана «Духовное разнообразие в практике социальной работы» (1999). Она написана на основе нескольких предшествующих публикаций Канды и посвящена вопросам духовности в социальной работе. Главная цель этой книги — приблизить практику социальной работы к религиозным традициям; она в меньшей степени связана с конкретными технологиями и духовностью как отличительной чертой религий. Поэтому я отдаю предпочтение обзору более узкоспециализированной концепции Глассман и Кейтса («Групповая работа: гуманистический подход», 1990),

 

зывающеи гуманистические принципы в применении к групповой рабо-также концепции Томпсона («Экзистенциализм и социальная работа», i об экзистенциальной социальной работе, поскольку эти концепции не со дают обобщенную модель, не имеющую прикладного значения (как в te с книгой Канды), но и демонстрируют варианты применения данных:тических представлений в практике социальной работы.

гассман и Кейтс: гуманистическая групповая работа

|упповая работа — это процесс «демократической взаимопомощи» между ми группы, целью которого является достижение желаемых изменений, бное понимание групповой работы продиктовано демократическими и шстическими ценностями. При этом признается, что различия между ши группы обогащают всех участников. Каждому члену группы присущи:

IOCTOHHCTBO и способности;

ответственность за другого человека в социальных отношениях;

граво принадлежать группе и быть включенным в процесс;

граво участвовать и быть услышанным;

фаво на свободу слова и самовыражение;

фаво на свободу выбора;

фаво выражать сомнение и оспаривать действия специалистов.

гвоем развитии группы проходят несколько стадий. Поведение участни-темы взаимодействий в группе меняются в соответствии с этими стади-Согласно гуманистической теории, участники могут целенаправленно [ьзовать группу для достижения личностного развития. Более авторитар-геориям групповой работы свойственны контроль и ограничение поведе-з результате определенное поведение привязывается к каждой из стадий, [атриваются следующие стадии.

Мы — не группа. Участники относятся к группе с опаской, существует [еопреДелейность относительно групповых норм. Ведущий помогает им [сследовать возможные варианты поведения в группе и предотвратить лишком сильные воздействия на группу извне.

Иы — группа. Некоторые члены группы пытаются предложить свои идеи >тносительно направления движения группы. Возникают сопротивление [ конфликт. Ведущий помогает участникам осознать ответственность за юследствия, и члены группы начинают принимать ее нормы.

 

\1ы принимаем тебя. Члены группы стремятся использовать ведущего или емонстрируют свою невовлеченность. Ведущий помогает им понять раз-

 

 

■ Убежище. Члены группы чувствуют себя в группе более комфортно, чем в

реальной жизни, поскольку группа помогает избежать многих проблем.

Ведущий помогает им использовать это состояние защищенности для

проработки реальных проблем.

■ Дальше так не пойдет. Члены группы не желают рисковать, чувствовать

незащищенность и разочарование, преодолевая свои проблемы в группе.

Ведущий помогает им сохранить чувство защищенности и использовать

опыт групповой поддержки при работе над своими проблемами.

■ Мы в порядке и можем многое. Продолжая работать несмотря на противо

речивые чувства и сомнения в помощи членов группы, участники приоб

ретают уверенность в том, что они могут справиться с трудными пробле

мами и достичь своих целей. Они отбирают из различных вариантов пове

дения, предлагаемых группой, наиболее подходящие для себя. Ведущий

помогает им принять решение и преодолеть стремление к безрассудным

действиям или страх перед действиями в сложных ситуациях.

■ Чуть подольше. Участники хотят сохранить защищенность, которую ощу

щают в группе, поскольку здесь они успешно справлялись со своими про

блемами. Однако теперь они могут использовать опыт работы в группе для

самостоятельного и эффективного решения проблем. Ведущий помогает

им отделиться от группы, акцентируя внимание на успехах.

Целью групповой работы является развитие демократической системы взаимопомощи и одновременно оказание помощи членам группы в выражении и выполнении (актуализации) их целей. Эти основные функции реализуются различными способами (см. табл. 9.2). Из таблицы видно, что цели развития демократической системы взаимопомощи и цели актуализации не обязательно должны совпадать. Они представлены именно таким образом, чтобы показать их возможное взаимопересечение. Следует добавить, что ведущие могут использовать и другие техники для достижения этих целей. Среди них:

■ требование, ведение, приспособление и поддержка. В данном случае веду

щие используют свое положение, чтобы продвинуть группу вперед, фо

кусируя внимание на конкретных действиях и их осуществлении. Ведущие

должны, скорее всего, быть активными и позитивно настроенными, чем

рефлексивными и нейтральными;

■ работа с чувствами. Ведущие выступают в качестве моделей для отраже

ния позитивных чувств, а также помогают участникам выразить отрица

тельные чувства;

■ молчание — выражает уважение и поддержку членам группы, которые

преодолевают трудности;

■ исследование — помогает вовлечь группу в свободную, ненаправленную

деятельность. Открытые вопросы и интерес стимулируют вовлеченность;

 

блица 9.2. Техники и виды деятельности для достижения двойственных целей кманистической групповой работе (по Глассману и Кейтсу, 1990)

 

щь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) Развитие процесса взаимопомощи

Техники Виды деятельности Техники Виды деятельности

ждение в; демократи-к норм, вклю->аво принад-ь к группе и быть услы-

,1М Способствовать коллективному участию; осуществлять сканирование(внимание каждому члену группы по очереди) Определение тем групповой работы; формирование опыта планирования, ролевой игры и организации Осуществлять программирование: планировать и принимать участие в групповой программе (инициация, этапы, задачи, средства, опыт, оценка)

решения и лирование i поведения в Вовлекать всю группу; сопоставлять, приходить к компромиссу — Повторять роли, планировать будущую деятельность, исследовать полезное поведение

ие навыков [я/следова-зажение каж-лена группы, «ie к их ностям Запускать процесс «здесьи теперь», подчеркивать важные события и реактивные паттерны, вовлекать группу в самонаблюдение

Конфронтация: вызов и требование постоянных изменений в поведении

 

 

Выражение чувств, возникающих в ответ на поведение каждого участника Работа с неизвестным: обсуждение идей будущих изменений; групповая встреча: начало дискуссии по болезненным вопросам

гние чувства ллению к ве-у, высказыва-поводу его и авторитета Поощрять самовы-эажение; интересоваться реакциями; подчеркивать избегание; адресовывать выражение чувств Помощь группе, оп-эеделение и выражение разрушительных и созидательных чувств Способствовать самораскрытию (выражение искренних чувств и заблуждений)

-те и реализа-дих целей Наблюдать, как в словах выражается трансформация потребностей и интересов Организация деятельности клиентов вне группы Осуществлять обратную связь, раз-эешать конфликт: определять конфликт, прояснять темы, чувства, предлагать новые перспективы

:ние чувств к в позитив- Сонтролировать сильные эмоции; Определение моделей мышления, Проводить групповую рефлексивную

 

Окончание табл. 9.2

 

Помощь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) Развитие процесса взаимопомощи

Техники Виды деятельности Техники Виды деятельности

ность, прояснять чувства, взаимодействия, решения

 

 

Объяснение группового процесса, чтобы помочь группе осознать себя Внимательно изучать факты и данные, чтобы предотвратить возникновение предрассудков (предубеждений)

Развитие эмоциональной привязанности и улучшение взаимопонимания Анализировать положительные и отрицательные мысли и переживания участников о встречах Закрепление успешных изменений (повторение действий членами группы) Интерпретация, «чтение между строк»; инвентаризация (сделать достижения очевидными)

Гуманистическое содержание концепции групповой работы Глассман и Кейтса (1990) связано с возможностью достижения двух основных групповых целей, а также целей личностного развития через групповой опыт.

Томпсон: экзистенциализм и социальная работа

Томпсон (1992) предлагает современное понимание ценности экзистенциализма в практике социальной работы, основанное на идеях Сартра. В центре его внимания — фундаментальный концепт экзистенциализма — онтология, учение о бытии. Здесь рассматриваются наши представления о человеческой сущности. Кроме того, Томпсон определяет прикладные аспекты эпистемологии социальной работы, т.е. свойственный ей подход к природе знания. Не менее важным является и подход социальной работы к природе общества.

Центральным понятием экзистенциализма является понятие «бытие». «Бы-тие-в-себе» есть чистая экзистенция. «Бытие-для-себя» — существование, которое мы осознаем и потенциально создаем, например планируя и принимая решения о том, какими мы хотим быть.

В экзистенциализме отсутртвует изначальная установка относительно того, как следует жить человеку или обществу. Людям присуща интенциональность, т. е. способность действовать, представляя свое возможное и желаемое будущее. Этот подход отличается от бихевиоризма и психодинамической теории, в

 

ольку предварительного знания о человеческом бытии не существует. Те-шиеские взаимоотношения представляют собой борьбу опыта двух лю-эпыта, им не принадлежащего. Именно через эту борьбу различных пред-ений мы можем принимать совместное участие в процессе социальных и эстных трансформаций. Однако понять сущность или предсказать поведе-фуг друга невозможно, несмотря на утверждения психологических тео-Люди свободны в своих действиях, поэтому наши представления друг о непредсказуемы и свободны, они приобретаются в процессе взаимодей-: с другим человеком.

зистенциализм обращает внимание на важность нашей интерпретации лого. Таким образом, интерпретация прошлого и ориентация на буду-1ействия придают смысл нашей жизни. Через свою личностную свободу эиды способны к созиданию и самоопределению. Личность и социальные туры — продукты выбора, сделанного свободными людьми. Однако ок-ощие навешивают ярлыки на наше поведение, что делает нас зависимы-мнения окружающих. Мы стараемся соответствовать социальным ожи-[М и ограничениям, накладываемым на наши действия и личность. Это твенный способ, с помощью которого мы можем справиться с чувством, изнь — это абсурд. Такое чувство возникает потому, что, с точки зрения генциалистов, свобода человека и аутентичность его существования свя-с актом веры в Бога как во всеобщий Дух, направляющий личностное и льное развитие. Существует «театр абсурда», показывающий различные нты примирения человека с абсурдностью жизни. Пример — пьеса Ионес-[осорог», в которой показано, как люди постепенно превращаются в 1их неуклюжих носорогов.

[енно поэтому люди полностью ответственны за собственные действия. 1жный аспект экзистенциальной этики. Мы свободны в своих действиях, освобождаемся от ответственности за свои поступки и реакции на окру-ее; они являются фактическим проявлением существования (экзистен-Фактичностъ, реальность внешнего мира, отличается от случайности, кности действовать и изменять условия реальности. Осознание этого факта: укрепить вас, но также и вызвать чувства беспокойства и угрозы. Это ю с тем, что «Бытие как сущее» подразумевает Ничто, и сознательные:ия могут вызывать негативные последствия. Такая отрицательность так-имеет смысла, опять же потому, что существование в принципе бес-енно. Мы чувствуем трепет или страх перед неизвестным, перед случай-лп, которые влияют на нас. Неспособность признать экзистенциальный или бегство от собственной свободы есть проявления безответственно-эскольку приводят к ложной стабильности и заключают в рамки обще-тых и жестких социальных ограничений. Точно так же «Бытие как су-юдразумевает постоянное изменение и развитие, но люди зачастую пред-1ют стабильность, чтобы укрепиться в жизни. Стабильность и опреде-ль также представляют собой проявления безответственности. В некото-шсле в нереалистическом желании определенности отражается стрем-

 

показывает необходимость достижения аутентичности как более удачного решения экзистенциальной проблемы. Аутентичность означает, что наше поведение не вступает в противоречие с нашим представлением о себе и тем, как мы являем себя миру.

Этот подход во многом связан с идеями когнитивной теории, в которой утверждается, что иррациональные мысли, проявляясь в наших суждениях, вводят нас в заблуждение относительно ситуации, в результате наши реакции могут быть неадекватными. Если мы сможем принять и воспользоваться собственной свободой, то осуществим самоопределение и самосозидание, развивая свою собственную личность и изменяя социальную ситуацию. Свобода предполагает ответственность за самосозидание и страдание, которые связаны с пониманием того, что в созданном нами есть как положительное, так и отрицательное.

Несмотря на то, что изменения затрагивают индивидуальный уровень, необходимо видеть то, что ограничивает личную свободу, а именно общепринятые представления о мире, которые соответствуют определенным социальным интересам. Это требует политических действий освободительного характера. В противном случае политические и социальные давление и ограничение будут препятствовать проявлению индивидуальной свободы. Подобные взгляды связаны с марксистским диалектическим материализмом, согласно которому экономические силы управляют историческим развитием, ограничивают свободное историческое творчество. Схожим образом отчуждение в марксизме понимается как отлучение рабочих в процессе производства от орудий труда, находящихся во власти и под контролем капиталистов. Этим во многом объясняются нищета и страдание, но экзистенциализм идет дальше и показывает, что отчуждение связано со многими другими видами дискриминации (например, с расовой или тендерной дискриминацией). Экзистенциализм требует полной социальной реорганизации, ресоциализации, предполагающей свободное участие индивидов в процессе постоянной реконструкции на основе своих потребностей и желаний. Такая свобода позволила бы людям преодолеть отчуждение. В отличие от марксистской идеологии для экзистенциализма не существует абсолютной идеальной модели социальных отношений — участники постоянно их реконструируют. Подобное положение тесно связано с идеями постмодернизма.

Важное место в экзистенциализме занимает концепт «Другого». «Бытие как сущее» может существовать только в отношении к другим. Мы можем переживать многие чувства (например, стыд) только через реакции других людей на нас.

Понятие о группе также имеет большое значение. Большинство групп представляют собой «эпизоды». Люди, в них включенные, индивидуалистичны и преследуют свои цели, хотя их и связывают социальные ситуации. Например, соседей может связывать общий интерес в выборе средств невмешательства в дела друг друга. Тем не менее нельзя сказать, что соседи находятся в постоянных социальных отношениях, так как они не всегда помогают друг другу в

 

/ нам следует воспитывать солидарность. Соседей нужно поощрять и подавать, чтобы активизировать взаимопомощь в трудных ситуациях и сти-эовать социальную активность. Это поможет укрепить группу и сделать ее

эффективной. Подобные представления связаны с идеями о социальных

и микросоциальной среде, в которых наличие большого числа связей гатривается как улучшенная модель социальных отношений. Другим важным четным аспектом этики экзистенциализма является преданность своей груп-этом смысле экзистенциализм подчеркивает гуманистическую ценность стности», рассматривая индивидов и социальные системы как единое. Становление целого предполагает попытку объединения нашего пони-i социальных ситуаций, а также формирование общего понимания на se взаимодействия многих точек зрения. Диалектическое мышление есть:сс формирования синтезированных представлений о мире через прение постоянных внутренних и экзистенциальных противоречий. Это вза-;йствие, или дискурс (в терминах Фуко), приводит к постоянным изме-[м картины мира.

мпсон утверждает, что значение экзистенциализма заключается в том, гобое внимание уделяется онтологии, пониманию основ человеческого [. Это проявляется в осмыслении идей Бытия, Ничто и Случайности. Боль-гво теорий социальной работы, по его мнению, игнорируют анализ этих гов человеческого существования, и поэтому понимание социальных и 1стных отношений, содержащееся в них, является неполным. Он пока-г несколько примеров типичных проблем практики социальной работы. <., Томпсон исследует проблемы воспитания детей. Многие проблемы, шые с детско-родительскими отношениями возникают вследствие не-[я детей управлять своей свободой. Допустим, Джон выходит из себя, ему что-то не разрешают. Он стремится к свободе действий, но не берет >я ответственность за свои поступки и не понимает социальных условий, |рых он может проявить эту свободу. Более адекватным решением может Осуждение условий, при которых Джон может получить желаемое. Для члены его семьи должны показать пример солидарного поведения, ког-[ейные интересы более значимы, чем собственные. Властный отец, ко-

мало занимается воспитанием ребенка, не может преподать Джону урок 4я переговоров. Он, скорее, заставит сына принять запреты как дан-

смириться с ними, вместо того, чтобы обсудить условия и взять на тветственность. Согласно Томпсону, в этой ситуации для родителей не-очно реализовать типичные социальные требования быть последователь-, поддерживать дисциплину и выражать любовь. Последовательность мо-лть неудачным вариантом решения проблемы, поскольку окружающая предстает жестко определенной, что препятствует изменениям. Лю-- это попытка обладать другим человеком, контролировать его свободу, ремление к абсолютизации близости с человеком, которого любишь, в

другим интересам и отношениям. Дисциплина — это попытка создать грную определенность на основе подчинения. В психоанализе считается,

 

ки зрения экзистенциализма самодисциплина (которую бихевиоризм отрицает) — чрезвычайно важный концепт, поскольку он подразумевает принятие ответственности за социальный характер ситуации, в которой мы действуем. Это также означает, что самодисциплина основывается на ответственности за свои действия и реакции, в рамках которой происходит осуществление свободного выбора. В психодинамической теории, напротив, подчеркивается, что выбор осуществляется под влиянием родителей, а это влияние, в свою очередь, опосредуется и интерпретируется социальными ожиданиями.

В контексте экзистенциальной теории предлагаются различные проекты семейной солидарности. Задачами социальных работников может быть укрепление солидарности, отстаивание интересов семейной группы. Это можно осуществить путем развития взаимной поддержки при реализации индивидуальных проектов, т.е., соблюдая интересы каждого члена семьи. Вопросы детского воспитания и семейных отношений нельзя полностью объяснить общими поведенческими принципами. Необходимо обратить внимание на отдельные жизненные «проекты» и факторы, препятствующие проявлению свободы и ответственности за социально и семейно ориентированные поступки. Общие принципы неэффективны, так как они провоцируют ожидание полной определенности, которая в жизни невозможна. Родители бывают разными, и успех во взаимоотношениях родителей и детей зависит от особенностей родительского поведения. Например, если отец обеспокоен или игнорирует ребенка, то ребенок может понять дистантную или напряженную реакцию, если знает причину его поведения. Однако если причина ребенку неясна, возникнет замешательство. Он может принять ответственность за свободное деиствование, если понимает происходящее и если коммуникация эффективна.

В маленьких детях родители видят себя, поскольку их влияние велико. Ребенок ощущает самоценность благодаря положительным чувствам, переживаемым в процессе взаимодействия с родителями. Эти чувства дают родителям и ребенку возможность осознать себя и свою ценность в жизни и являются основой родительских, а также сыновних (дочерних) чувств и «материнского» инстинкта. Это мощный мотиватор, обеспечивающий солидарность членов семьи и в целом формирующий опыт групповой солидарности в социальных отношениях. Однако это также может сковывать человека и искажать восприятие и, следовательно, снижать способность к принятию свободы и ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.