Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 12 страница




Обратная обусловленность используется в терапии сексуальных нарушений. Приятные сексуальные переживания закрепляются в поддерживающем окружении и постепенно переносятся в обычные сексуальные ситуации, вызывавшие ранее тревогу. Например, мужчина с преждевременной эякуляцией учится контролировать ее при возникновении сексуального возбуждения в условиях невозможности осуществления полового акта до тех пор, пока у него не появится уверенность в том, что ситуация находится под контролем. Только затем ему разрешается полноценный сексуальный контакт.

Другим примером использования названных техник является формирование обратных реакций у детей, страдающих энурезом. В данном случае им разрешается мочиться в постель, хотя конечным результатом является прекращение такого поведения. Звонок или сирена связываются с электрическим проводом, помещенным внутрь матраца, на котором спит ребенок. Когда моча попадает на матрац, звенит звонок. Ребенок просыпается и идет в туалет. Этот процесс приводит к следующим результатам. Во-первых, поведение ребенка обусловливается, он должен проснуться, когда мочевой пузырь полон, и пойти в туалет, чтобы постель осталась сухой. В о-вторых, мышцы мочевого пузыря укрепляются, развивается способность спать всю ночь без мочеиспускания. Эти реакции тренируются с помощью использования обратной обусловленности естественного рефлекса мочеиспускания при полном мочевом пузыре (Морган и Янг, 1972).

Большинство поведенческих проявлений не поддаются формированию с помощью безусловных стимулов, поэтому применяется оперантная обусловленность, которая предполагает изменение более широкого спектра поведенческих реакций. Она предполагает воздействие поведения на окружающую среду и используется при создании сложного и продуманного поведения. Респондентная обусловленность, напротив, главным образом направлена на формирование заученных автоматических реакций.

Оперантная обусловленность является формой поведенческой работы, цель которой — изменение факторов (случайных переменных), воздействующих на поведение и приводящих к новым последствиям, как показано на рис. 6.1. Происходит некое событие (первое событие — А), которое запускает поведе-

 

1ии, когда следствия укрепляют или ослабляют поведение путем под-я или наказания. Подкрепление, положительное или отрицательное,;т поведение. Наказание, позитивное или негативное, ослабляет по-Положительное всегда означает совершение каких-либо действий; от->ное всегда подразумевает лишение чего-либо. Оба инструмента мож-1ьзовать одновременно. Эта форма подробнее рассматривается ниже, ждении концепции когнитивно-поведенческой работы Шеддона (1995). ние также принадлежит к техникам оперантного научения. Оно отли-т угасания в респондентной обусловленности и обозначает разрыв [ежду поведением и его последствиями. При негативном наказании:я те следствия, которые не имеют отношения к желательному пове-сак в приведенном выше примере. Угасание применяется в случае ня ребенка делать домашнее задание, что обычно приводит к возник-i споров с родителями. Споры позитивно подкрепляют это нежела-как они требуют времени и эмоциональной энергии, которые долж-направлены на выполнение заданий. Вместо того чтобы спорить, ро-следует оставить ребенка в комнате наедине с домашними задани-они смогут избежать подкрепления нежелательного поведения. В от-угасания в респондентной обусловленности угасание в оперантной енности — это не просто снижение реакции на стимул, а активное ие связи между последствиями и поведением, которое их вызвало, у других техник положительное подкрепление имеет определенные ества. Например, при угасании никак не контролируется поведение, юлжно прийти на смену нежелательному поведению, а ведь оно мо-также нежелательным. Использование наряду с угасанием положи-подкрепления позволяет сформировать нужное поведение. Кроме того, льное поведение может проявляться постепенно через новые формы ания, с которыми трудно справиться, поэтому поощрение полезного я упрощает процесс.

ым процессом социального научения является моделирование. Хадсон нальд (1986) характеризуют его следующим образом:

век видит другого человека, выполняющего какие-либо действия, и щает на это поведение пристальное внимание;

юдатель формирует представление или кодифицирует то, каким об-и совершается поведение, и репетирует его в своем сознании и на тике;

юдатель определяет обстоятельства, в которых совершается поведе-а также его последствия;

1 возникает соответствующая ситуация, наблюдатель повторяет по-ше согласно сложившимся представлениям.

дая за новым и первоначально пугающим поведением, которое со-

 

страция нового поведения, экспериментирование в благоприятной среде, а также получение обратной связи и поощрения. На этой основе построены программы обучения навыкам и управлению агрессивным поведением, а также другие подобные проекты развития новых форм поведения. Пристли и Мак-Гвайр (1978, 1983) описывают практические программы формирования социальных навыков у людей, совершивших преступления. Развитая социальная компетентность помогает найти выход из трудных ситуаций и обратиться к альтернативным вариантам разрешения конфликтов и проблем в межличностных отношениях. Эти авторы также предлагают упражнения, которые специалисты могут использовать в тренингах по развитию новых навыков.

Шелдон (1998, 23) обобщает основные процедуры тренингов по развитию социальных навыков. К ним относятся:

■ определение проблем, указывающих на пробелы в поведенческом репер

туаре клиента, и новых форм поведения, которые могут помочь запол

нить эти пробелы;

■ разделение проблем на компоненты или стадии;

■ помощь клиентам в распознавании ошибочного представления (знаний),

которое может им мешать;

■ демонстрация желаемого поведения, его повторение клиентом;

■ соединение отдельных частей поведения воедино и формирование более

сложного поведения;

■ помощь клиенту в определении различий между ситуациями, в которых

это поведение является уместным (неуместным);

■ перенос нового поведения в ситуации реальной жизни;

■ обсуждение реалистичных практических задач и результатов их достиже

ния.

Скотт и Драйден (1996) выделяют следующие четыре вида когнитивно-поведенческой терапии.

ш Навыки преодоления, содержащие два элемента, — «самовербализацию», т.е. инструкции, которые даются самому себе, и результирующее поведение. Поведенческие трудности в преодолении ситуаций могут объясняться как неспособностью создавать рефлексивные вербальные инструкции, так и неспособностью действовать согласно собственным инструкциям. Тренинг прививки от стресса, предложенный Майхенбаумом (1985), посвящен профилактике и снижению уровня стресса через обучение клиентов тому, что нужно говорить или делать в трудных ситуациях. По мнению Ронена (1998), в работе с детьми важен акцент на развитии у них навыков самоконтроля. Кроме того, в целях уменьшения стресса необходимо изменять окпужение клиента.

 

:ах психодинамической социальной работы (см. гл. 4). В данном случае юловеческая жизнь рассматривается как процесс решения различных важ-[ых вопросов. Решение проблем здесь напоминает задаче-центрированию модель: клиенты «схватывают» и определяют суть проблемы, проду-[ывают варианты ее решения, выбирают лучшее, планируют способы ействия и оценки результата.

Ъгнитивную перестройку, которая является, возможно, самой известной юрмой когнитивной терапии и включает такие подходы, как когнитив-ая терапия Бека (КТ) и рационально-эмотивная поведенческая терапия о Элису (РЭПТ, ранее РЭТ). В когнитивной терапии клиенты анализи-уют свое понимание ситуации, а социальный работник задает вопросы проверяет результаты анализа. В рационально-эмотивной поведенческой:рапии рассматриваются, в о-п е р в ы х, иррациональные представления, реобладающие в мышлении клиента, что приводит к «окошмарива-ию» — представлению вещей в негативном свете; во-вторых, низкая хлерантность к фрустрации — ощущение невозможности вынести не-эмфортные ситуации; и, в-третьих, «проклятие» — негативное отно-ение к себе, возникающее вследствие неудач. Социальные работники эдвергают сомнению и опровергают иррациональные представления, >торые лежат в основе этих реакций. Шелдон (1998, 2000) подчеркивает юбходимость работы с нарушениями восприятия и атрибуции (припи-1вания). Восприятие объясняет отношение к происходящему, атрибу-ш обозначает суждения о значения этого опыта. Так, водитель грузови-, которому грозит увольнение из-за неаккуратного вождения, вслед-вие искаженного восприятия может переживать эту ситуацию как не-раведливость. Он может считать, что его начальник хочет его уволить, к как желает сэкономить на зарплате, приписывая ему поведение, ко-рому нет видимых подтверждений. Таким образом, суждения водителя >гут полностью не соответствовать реальности.

чруктурную когнитивную терапию, связанную с тремя «структурами» едставлений в мышлении клиентов: базовыми представлениями — предложениями клиентов о самих себе; промежуточными представления-— подробными описаниями окружающего мира; периферическими едставлениями — планами действий и повседневными стратегиями рения проблем. Социальные работники не только обращаются к перифе-^еским представлениям, вызывающим проблемы, но и изучают их ис-си, обращаясь к более глубоким когнитивным структурам.

асти пересечения

ными задачами поведенческой социальной работы являются развитие ьных форм поведения и ослабление нежелательного поведения, с тем юди могли адекватно действовать в социальных ситуациях. В свою оче-репляется их способность жить полной и счастливой жизнью.

 

являются теплые взаимоотношения социального работника и клиента. Поведенческая социальная работа эффективна во многих ситуациях. В книге под редакцией Цигно и Баун (1998) собраны статьи разных авторов, которые показывают применение поведенческой терапии в непосредственной работе с детьми и при защите их прав, в работе с людьми, имеющими задержку психического развития и психические нарушения, заключенными, наркозависимыми, а также в стационарных учреждениях и группах поддержки для пожилых людей.

Отношение поведенческой социальной работы к общей поведенческой терапии определяется Тайером и Хадсоном (1987, 1) следующим образом: «Поведенческая социальная работа представляет собой сознательное использование специалистами по социальной работе определенных техник воздействия, основанных на проверенных эмпирическим путем теориях формирования поведения, которые включают оперантную, респондентную обусловленность, научение через наблюдение и другие техники. При этом специалисты по поведенческой социальной работе не обязательно должны придерживаться философии бихевиоризма».

Отсюда следует вывод, что социальные работники не обязаны переносить эту модель целиком в свою практику. Они могут использовать различные ее аспекты в соответствующих ситуациях. Однако такой подход означает, что социальная работа сама по себе не привносит ничего нового в поведенческую модель. В данной формулировке поведенческая социальная работа представляется через использование заимствованных техник. Это означает, что поведенческие подходы неэффективны при решении социальных проблем и многих других вопросов, характерных для социальной работы. Томас (1968, 1971) в США и Джеху (1967, 1972) в Великобритании были первыми серьезными интерпретаторами психологической литературы по социальной работе.

Когнитивные теории заняли соответствующее место в теории социальной работы в 1980-е гг. Началом этому послужила работа Гольдштейна (1981, 1984), который пытался привнести в них идеи гуманизма. Подобная возможность появилась благодаря связи основных идей бихевиоризма с природой человеческого мышления. В гуманистических концепциях (см. гл. 9) утверждается, что в процессах восприятия допустимы различия, а то, что нами воспринято и понято, является единственной реальностью. Подобное представление существует и в когнитивных подходах, в которых признается актуальность понимания клиентом окружающего мира. Следовательно, не всегда можно утверждать, что восприятие клиентов неправильно, и соответственно не обязательно нужно изменять его. Элемент принятия сближает способы, которые применяются в когнитивной и поведенческой терапии вместе с более традиционными методами социальной работы. Таким образом, привлечение гуманистического элемента является главным аспектом исследования Гольдштейна и работ, написанных Вернером (1982, 1986).

Когнитивно-поведенческие теории распространены преимущественно в западных странах, поскольку в них делается акцент на достижении психологиче-

 

па теорий никак не затрагивается. Определенный интерес к концепци-зательной практики можно обнаружить в книге, изданной под редакци-эа и Кази (2004), в которую вошли главы, посвященные моделям прак-н работы в Гонконге и Южной Африке. Вместе с тем эти главы в основ-вящены описанию оценки эффективности социальных проектов и прин-оциального развития, а не когнитивно-поведенческой практике.

ение когнитивно-поведенческой теории

итивные и поведенческие модели терапии отличаются противоречи-поскольку они продолжают находиться в центре дискуссий о доказа-практике (см. гл. 3). Представители бихевиоризма выступили против намической модели социальной работы. Они подвергли критике ее зснованные выводы, построенные на предположении о существова-тстур психики, которые невозможно проверить эмпирическими мето-авным аргументом сторонников поведенческого и когнитивного под-лступает эмпирическая проверка успешно достигнутых результатов, гельно, необходимо признание научного метода и современного пред-[я о знании, а также линейных моделей объяснения. Одним из пре-в является единая позиция в отношении научно-доказательных мето-взаимодействии с другими профессиональными областями, в частно-[циной и психологией, которые основываются на научной базе зна-гом смысле поведенческие и когнитивные методы укрепляют положе-гальной работы как профессионального вида деятельности. Соответ-если принять данный аргумент, можно говорить о большом преиму-анных теорий.

ггивно-поведенческие теории ограниченно используются в некото-щализированных учреждениях в работе с определенными группами 5. Часто их методы применяются для преодоления школьных страхов, проблем и проблем психического здоровья. Как правило, когнитивны используются для лечения тревожных и депрессивных состояний, ом, что психологи, работающие в клинических условиях, а также в •й степени и другой медицинский персонал могут организовать су-ютво (профессиональный контроль и взаимопомощь), создать добро-ную среду и клиент-ориентированное окружение, необходимые для ния терапевтических методов. Такими особенностями редко отлича-жбы социальной работы.

1ым вопросом остается объединение бихевиоризма с когнитивными 1. Некоторые авторы (например, Шелдон, 1995) рассматривают ког-е методы как одно из направлений поведенческого подхода, подобно эциального научения. Другие теоретики, такие как Скотт (1989), не-венно связывают когнитивные стратегии с социальной работой. Хад-1кДональд (1986) выражают сомнение относительно интеграции ког-х. подходов в поведенческие модели терапии. Многие современные

 

на самом деле когнитивные методы имеют свою исследовательскую доказательную базу (Скотт и Драйден, 1996). Процессам мышления и восприятия придается большое значение и в других теориях социальной работы, поскольку целью многих практических методов является изменение человеческого восприятия и реакций на социальные ситуации. Непосредственная поведенческая работа в меньшей степени соответствует тем социальным требованиям, которые предъявляются социальной работе.

Трудности в использовании когнитивно-поведенческих методов заключаются в их специфике, множестве специальных терминов и формализованных процедурах, которые эффективны в искусственно созданных условиях. Некоторым социальным работникам это кажется негуманным. Тем не менее эти методы устраивают тех клиентов и социальных работников, которым нравится упорядоченный и четкий подход к проблемам, позволяющий объяснить и обосновать происходящее.

Возникают возражения и по вопросам этического характера, поскольку при использовании когнитивно-поведенческих методов социальный работник манипулирует поведением клиента. Применение поведенческих техник может привести к ситуации, когда социальные работники будут навязывать свои желания клиентам против их воли. Работники социальных служб могут оправдать свои действия тем, что укрепляется социальный и политический порядок и поддерживается авторитарный административный контроль. Бихевиористы утверждают, что согласие клиентов необходимо как из этических соображений, так и для достижения положительного результата. Кроме того, наиболее этичным считается то воздействие, которое лучше всего работает, а поведенческий подход смог доказатьсвою эффективность. Любые методы могут причинить вред, если они будут применяться неправильно. Многие техники являются манипулятивными, поскольку их цель скрыта от клиентов. Примером может служить метод парадоксов, когда постоянно ссорящейся супружеской паре предлагают ругаться по часу каждую ночь, но избегать споров в другое время суток, заменяя их новыми способами обсуждения. Уотсон (1980, 105— 115) полагает, что для решения этической проблемы подобных аргументов недостаточно. Для бихевиоризма характерно предположение о том, что любое поведение чем-то вызвано. Если клиенты делают выбор в пользу поведенческих методов для достижения нужных им изменений, то действуют добровольно на основе своей рациональной позиции и принимают решение без принуждения. Но что произойдет, если поведение клиента посчитается социально неприемлемым судом или другими людьми, обладающими властью? Эти люди могут полагать, что их суждения правильны, оправданны и адекватны сложившимся социальным обстоятельствам. В подобных случаях добровольная позиция заменяется решениями, принятыми на основе социально одобряемых целей. Единственно оправданная этическая позиция, охраняющая право клиента на самоактуализацию, заключается в том, чтобы прибегать к этим методам, если у клиента есть стремление освободиться от какого-либо поведения; например, в случае навязчивости, когда сам клиент хочет, но не может контролировать себя.

 

эбоды. Однако данные замечания кажутся несущественными, особенно того утверждения, что поведенческие методы более результативны,,тие формы социальной работы или терапевтические техники. Более ima задача состоит не в том, чтобы преодолевать сопротивление кли-напротив, мы должны оградить их от навязывания воли социального 1ка. Шелдон утверждает, что следует оценивать любые недостатки мо-к ее достоинства, что справедливо для всех теорий, тем более что в них ждается эффективность когнитивно-поведенческих методов, зденческие модели, например такие, как поощрение и наказание, за-используются неадекватно. Примером может служить скандал, полу-[ название «поймать на слове», разразившийся вокруг интернатов в эритании (Леви и Кахан, 1991). В данном случае идеализация правиль-1ведения привела к тому, что дети были на долгое время оставлены ми. Шелдон (1995, 327—341) подчеркивает, что в подобных ситуаци-иалисты, применяющие эти методы, склонны к проявлению насилия шению к клиентам, поэтому любой метод может принести вред, денческая социальная работа была особенно популярной в США, но чила столь широкого распространения в других странах, за исключе-к ее форм, которые применяются в узкоспециализированных учрежде-и направлены на решение определенных проблем.

звные концепции

ьшинстве концепций бихевиоризма подчеркиваются схожие принципы, эдробно раскрывается концепция Шелдона. Его работа «Когнитивно-геская терапия» (1995) посвящена применению этой теории в социаль-уге. Данное исследование содержит обширный обзор методов поведен-[рактики, в который включены и когнитивные техники. В нашем изда-ке приводится материал, заимствованный из концепций таких британ-оров, как Скотт (1989), Цигно (2002), Цигно и Баун (1998), а также юриканских теоретиков — Гамбрилл (1977, 1995) и Тайер (1987, 1989). юнцепции практической деятельности и оценочных исследований со-щределенные ссылки на когнитивно-поведенческие теории.

дон: когнитивно-поведенческая терапия

зные принципы и методы поведенческой работы были представлены ни применяются в терапевтических ситуациях. Масштабные измене-гдения необходимо разбивать на небольшие этапы. Программа под-ад разрабатывается на основе следующих принципов.

тоянное подкрепление каждого проявления желательного поведения ус-1ет достижение результата.

 

т

 

хического здоровья и часто громко и в угрожающей манере разговаривает со своими соседями. Мы подкрепляем его более спокойное поведение. Когда такое поведение станет обычным, начнем подкреплять еще более спокойное поведение, затем длительный период спокойствия, потом поведение без угроз, более дружелюбное поведение и так далее. В конце концов, мы можем достигнуть достаточно серьезных перемен в поведении Джо.

■ Угасание означает снижение объема или видов подкрепления, когда сфор

мировано желательное поведение, и появляется возможность повторить

его в других условиях. Например, вначале можно поощрить Джо сигаре

той, затем словесным комплиментом. В конце концов он будет реагиро

вать на то, что люди будут выражать недовольство его неадекватным по

ведением. Пока оказывается поощрение, можно рассчитывать на резуль

тат, но прекращение подкрепления, скорее всего, будет означать шаг

назад, к предыдущим поведенческим моделям. Именно поэтому люди,

находящиеся в стационарных учреждениях, добиваются больших успе

хов, но после выписки возвращаются к прежнему состоянию.

■ Прерывистое подкрепление используется в случае, если поведение не все

гда подкрепляется.

■ Пропорциональная шкала прерывистого подкрепления предполагает по

ощрение после определенного числа желательных поведенческих прояв

лений.

■ Интервальная шкала обозначает применение подкрепления после опре

деленного периода, в течение которого желательное поведение имело

место.

Пропорциональные и интервальные шкалы могут быть фиксированными (регулярными) и переменными в зависимости от типичного периода или числа поведенческих проявлений. Переменные шкалы наиболее устойчивы к угасанию (особенно переменные интервальные шкалы), однако более практичны, поскольку постоянное подкрепление не всегда возможно.

Моделирование, или действие по образцу (упомянутое выше), одновременно закрепляет необходимые реакции и позволяет использовать новые или ранее не опробованные формы поведения через наблюдение за тем, как действуют другие люди и насколько успешно их поведение. Это характерно для всех. В определенные периоды жизни, например в подростковом возрасте или в период серьезных перемен, мы выбираем конкретных людей в качестве моделей. Затем мы комбинируем и корректируем наблюдения, сделанные в различных ситуациях, чтобы создать свою собственную идентичность. Вмешательство социальных работников может происходить на любых стадиях моделирования (см. выше).

Бандура (1977) подчеркивает значимость рефлексивной самоэффективности — нашего восприятия собственного успеха в этих действиях. Рефлексивная само-

 

 

езультатов. Например, для наркозависимого человека, принадлежащего к [ьтуре людей, разделяющих эту зависимость, отказ от наркотиков (ожи-й результат) может не представлять большой ценности. Однако даже если еловек захочет вернуться в «правильное» общество, то он может вполне ть недостаточность сил для достижения этой цели (ожидаемая эффектив-. Концепции Бандуры подвергались критике. Они более расплывчаты, чем {Ы оперантного и респондентного научения, которые объясняют многие имного проще. Тем не менее концепция социального научения содержит позволяющий понять сложные аспекты поведения, чаще всего выступа-объектом усилий социальных работников.

лдон (1995) далее утверждает, что многое из того, что приобретается в;се моделирования, связано с познанием, т.е. мы обдумываем свои дей-в ситуации, которую наблюдаем, размышляем о том, каким образом едует себя вести, и так далее. На практике очень полезно стимулировать эта подобные размышления. Важным элементом в данном случае явля->зникновение ощущений, сходных с переживаниями модели, т. е. эмпа-ого научения. Концепции когнитивного опосредования объясняют то, ка-1разом наблюдаемые модели поведения кодируются в серию образов и затем вновь превращаются в действия. Опосредование происходит ус-;, если люди «проговаривают» то, что происходит в процессе репроду-ния поведения.

гностика является неотъемлемой частью когнитивно-поведенческой, поскольку она зависит от детального понимания последовательности жя. Кроме того, на разных клиентов воздействуют различные виды пления, поэтому каждый случай должен быть проанализирован инди->но. В связи с этим представляются важными как диагностика и опреде-[редшествующих событий, так и отдельные поведенческие проявления едствия.

шз отличительных черт когнитивно-поведенческой диагностики, про-лй Шеддоном, представлен в табл. 6.1. В когнитивных интервью исполь-техники, разработанные в рамках психологии памяти для стимуляции воспоминаний, когда необходимо, например, вспомнить ситуации 5, пережитые в детстве, или другие травматические обстоятельства т, 1992).

[едовательность диагностических действий может быть следующей:

гучить описание проблемы с разных точек зрения; ановить, кто и в какой степени вовлечен в проблему;

юледить возникновение и дальнейшее развитие проблемы, а также сторы воздействия;

>еделить составляющие проблемы и их сочетаемость;

нить мотивацию к изменению;

оделить модели мышления и чувства, ИМР.ШПИР МРГТП по, по тт^*™ ™

 

Таблица 6.1. Отличительные черты когнитивно-поведенческой диагностики

(по Шелдону, 1995, 111-118)

 

Объекты диагностики Что подлежит оценке

Явное поведение, вызывающее проблемы, или отсутствие ожидаемого или адаптивного поведения Кто, что, когда, как, как часто, с кем? Что делается и не делается, что делается чересчур, а что недостаточно, что делается в неподходящем месте или в неподходящее время

Приписывание клиентами значения стимулам Сомнения, беспокойство, страхи, разочарования, депрессивные состояния, характерные для клиентов и проявляющиеся в поведении или отсутствии ожидаемого поведения

Поведение в данный момент, а также мысли и чувства, которые его сопровождают Поиск причин в прошлом отвлекает от работы: необходимо исследовать глубину проблемы, чтобы определить цикл действий; выяснить, что помогает сохранить определенный набор поведенческих проявлений; изучить историю формирования данного поведения (неадекватные реакции, неспособность к научению, неспособность к различению важных аспектов ситуации)

Последовательность поведенческих проявлений, которая является объектом изменений Какого рода поведение должно быть усилено или сведено на нет? Какие новые навыки или эмоциональное состояние необходимы для формирования противоположной формы поведения?

Установление регулирующих условий При каких условиях возникает проблема? Что является поводом? Как эта проблема проявляется? Что за этим следует?

Установление ярлыков, которые навешиваются клиентами (важно избегать предубежденных суждений) Как клиенты описывают или объясняют проблему? Насколько их отношение к проблеме предвзято?

Гибкость в слушании, ведущая к формированию гипотез о поведении Не следует слишком ориентироваться на конкретные задачу или поведение, поскольку это упрощает ситуацию клиента. Нужно исследовать особенности, которые сами клиенты не видят или исключают из рассмотрения, и добиться ясного определения того, какая часть поведения должна измениться и каким образом

В процессе работы важно проводить мониторинг того, что происходит, особенно в тех случаях, когда есть вероятность причинения вреда клиентам или другим людям. Социальные работники должны постоянно отслеживать факторы риска. Погруженность в сложные циклы изменения поведения может отвлечь внимание от изменений социальных факторов, которые создают повы-

 

етных событий. Социальным работникам следует обращать внимание не ъективные суждения, а на точное описание поведения. Например, луч-и описании поведения использовать такое выражение: «Он стукнул ку-по столу», чем такое: «Он почувствовал разочарование». Первое описа-шяется более точным, доступным наблюдению и изменению, а также >рным (в данном случае клиент может чувствовать злость, а не разоча-ге).

;ле описания проблем их необходимо проранжировать. Для этого следу-'анализировать приоритеты социальной службы, точку зрения клиен-(. способность и мотивацию к определенным изменениям, наличие ме-юв (людей в ближайшем окружении, способных фиксировать поведе-осуществлять подкрепление), а также адекватность, выполнимость и щзятость целей, дующей стадией диагностики является поиск критериев оценки изме-

Зачастую оценка эффективности основана на экспериментальном ди-«одиночного случая» (Джинджерич, 1990; Нельсен, 1990; Казн, 1998). за точным определением поведения, которое является объектом изме-

и до начала воздействия осуществляется «базовое измерение». Затем тается воздействие и измеряются поведенческие проявления во время и интервенции. Иногда после одного вмешательства совершается «приос-а», во время которой социальный работник возвращается к исходному нию. Затем вновь измеряет поведение — объект изменения. После этого эсуществляется интервенция. Таким образом мы можем проверить, на ли деле интервенция влияет на поведение. Последующий контроль такает большое значение. Он помогает проверить наличие изменений и ть дальнейшую мотивацию. Допустим, специалист с помощью пове-кой терапии, проводимой в дневном стационаре, добился снижения шного поведения у клиента, а также удостоверился, что эти изменения;рны и для поведения в домашних условиях. В этом случае контрольные:ния раз в месяц, а затем раз в два месяца могут выступить важным ционным фактором для клиента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.