Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 11 страница




)еделение потенциальных проблем, помощи клиентам в описании трудней своими собственными словами. Социальный работник подводит)г и проверяет свое понимание проблемы;

'.тижение предварительного соглашения по пониманию главных проблем;

шривание тупиковой или нежелательной трактовки проблем, например гда клиент, несмотря на доводы разума, хочет вернуть ушедшего суп-^а(гу);

суждение дополнительных проблем в случае, если клиент не понимает и не принимаем их, определив для начала приоритеты, обозначенные самим;

и необходимости привлечение к участию других людей;

1И окружающие заставили обратиться клиента за помощью, привлече-е их к определению причин обращения;

ip точной информации о том, когда и где возникла проблема;

 

■ достижение договоренности о желательньос изменениях.

На стадии создания контракта — Доэл и Марш (1992) называют ее стадией договора — социальный работник и клиент договариваются о действиях, которые необходимо предпринять. Это происходит следующим образом:

■ выражается желание работать, и уточняется одна или несколько проблем,

определенных клиентом (по Доэлу и Маршу — заявленная проблема);

■ проблемы ранжируются по значимости;

■ определяется желаемый результат лечения (по Доэлу и Маршу — цель;

Эпштейн в работе 1992 года сводит цели к отдельным результатам);

■ формируется первая группа задач;

■ обсуждается количество контактов и временные рамки.

Рейд отдает предпочтение не письменным, а устным контрактам, которые внушают меньший страх по сравнению с письменными контрактами, необходимыми в тех случаях, когда проблема очень сложна или касается нескольких человек. Доэл и Марш (1992) настаивают на письменных контрактах, так как они гораздо менее расплывчаты и предполагают определенные обязательства со стороны клиента.

Планирование задач происходит во время регулярных встреч с клиентом. Задачи тщательно проверяются на предмет их осуществимости в реальной жизни и принимаются совместно социальным работником и клиентом. Они могут включать совершение действий умственного или физического характера (например, обдумать что-либо или что-то сделать). Стратегические задачи определяют стратегию процесса лечения, а инструментальные задачи обозначают то, что должен делать клиент. Задачи бывают единичными, подразумевающими только одно действие или серию действий, или комплексными, включающими два различных вида действия (например, заняться поисками новой квартиры и посещать занятия по трудотерапии1)- Кроме того, различают индивидуальные задачи, которые выполняет сам клиент, обоюдные задачи, когда клиент делает одно, а социальный работник или родственник делает другое, и совместные задачи, над осуществлением которых клиент и человек из значимого окружения работают вместе.

Процесс планирования задач заключается в следующем:

■ определяются возможные альтернативы путем разработки нескольких ва

риантов задач (Рейд, 1992, 57—58);

■ достигается договоренность, которая подтверждается клиентом (Рейд,

1992, 60);

■ планируется реализация;

■ резюмируется задача.

 

se в процессе социальной работы наступает этап реализации задачи, [й включает:

гановление системы фиксации результатов, особенно если требуется следовательность или повторение действий;

ределение стратегий (например, повторение попыток, установление шиц, определение точных целей, умственные упражнения, парадок-тьные задачи, задачи, которые одновременно решаются клиентом, соци-ьным работником с привлечением других людей);

гласование стимулов завершения задачи, если они не были определе-

оверку понимания клиентом смысла задачи и ее значения для дости-ния цели, что помогает укрепить мотивацию (Рейд, 1990, 58—60);

пользование на практике необходимых навыков с помощью имитации шример, социальный работник исполняет роль работодателя при при-е на работу) или через вспомогательные упражнения (помощь челове-

с ограниченными возможностями в привыкании к самостоятельной они при посещении им дневного стационара). Рейд (1992, 50—53) зывает это задачами занятия. Они выполняются отдельно клиентами и совместно с социальным работником в рамках одной встречи. Поми-

конкретных действий здесь также происходят планирование, выраже-е эмоций и работа с тревогой и другими чувствами;

ализ и устранение препятствий, которые могут быть связаны с моти-даей, восприятием, представлениями, такими эмоциями, как тревога и гнев, а также объясняться отсутствием необходимых навыков (Рейд,)2, 73-94);

ширование мероприятий, выполняемых социальным работником. чи социального работника могут включать следующее:

имодействие с другими людьми с целью помощи клиенту в реализа-и его задач (например, подготовка почвы для перевода клиента в дру-э службу);

эдумывание поощрений и стимулирование успеха;

полнение задач вместе с клиентами в тех случаях, когда они не имеют;таточных навыков или возможностей действовать самостоятельно;

окончании занятия — его анализ совместно социальным работником лиентом.

аи супругов Ноле иллюстрирует некоторые из упомянутых выше дей-

 

 

го стыдилась этого страха. В данном случае в программе по изменению поведения социальный работник не мог участвовать. Поэтому он объяснил основные принципы работы по стадиям мистеру Нолсу, который являлся главным помощником, и подчеркнул необходимость отдыха после достижения каждой стадии. Затем они обсудили несколько ситуаций. Миссис Ноле должна выйти из машины, когда супруги будут в городе. В следующий раз она должна зайти в маленький магазин, потом купить что-нибудь, а затем посетить супермаркет. Социальный работник сказал, что в случае проблем ему можно позвонить по телефону. Данная программа была выполнена успешно, и другого воздействия не потребовалось.

На последней стадии совместно осуществляются:

■ описание целевой проблемы (какой она была в прошлом и какова она

сейчас), проверка того, являлась ли она самой существенной проблемой

(Доэл и Марш, 1992, 81-82);

ш анализ всех изменений и достижений с точки зрения социального работника, клиента и других лиц;

■ планирование последующих действий (например, использование клиен

том приобретенных навыков и изменившихся обстоятельств), а также по

мощь клиенту в преодолении возможных проблем в будущем;

■ заключение дополнительных соглашений, чтобы закончить процесс адек

ватным образом или обозначить новую проблему и задачи;

■ четкое обозначение окончания данной задачи в случае продолжения

контакта с социальным работником или службой (например, в стацио

нарных учреждениях или длительной работе с клиентом, который явля

ется субъектом юридического разбирательства);

■ переход к долгосрочному лечению или обсуждение последующих встреч

для контроля положительных изменений;

■ направление в другие службы за дополнительной помощью или помо

щью иного рода.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Мистер Харди

Мистер Харди имеет инвалидность средней степени, связанную с задержкой умственного развития, но работает, выполняя простой монотонный труд. Он живет в квартире, принадлежащей Ассоциации благотворительного жилья. Социальные работники, помогающие ему, организовали перечисление его зарплаты на банковский счет, а также продумали осуществление регулярной программы покупок, приготовления пищи и развлечений. Мистер Харди посещает местную церковь и принимает участие в некоторых общественных мероприятиях при под-

 

 

зли его топить. Мистеру Харди пришлось согласиться. Молодые люди предуп-дили его, что если он сообщит об.этом кому-то, то ему несдобровать. Нападе-я повторялись неоднократно, и вскоре у него не осталось средств даже на пату счетов за квартиру. Жилищная ассоциация сообщила об этом социальным ботникам, ответственным за его сопровождение, которые и выяснили, что про-эшло. Было подано заявление в полицию, которая задержала нескольких мо-цых людей. Однако остальные представляли опасность для мистера Харди, и стал бояться выходить на работу. Он сказал, что покончит жизнь самоубий-юм, так как не видит выхода из ситуации. Была созвана межведомственная миссия по рассмотрению его вопроса и поиску стратегии по обеспечению зопасности мистера Харди. Переезд и круглосуточное полицейское наблюде-э реализовать на практике оказалось довольно сложно. Стратегически опре-пенные действия в отношении этой группы молодых людей могли бы быть iee эффективными.

Что с точки зрения моделей кризисной интервенции и выполнения задач в иной ситуации может предложить социальный работник? Уместны ли в этом ^чае меры практического характера, предложенные на основе задаче-центри-занной модели, или, наоборот, главным объектом работы, согласно модели 1зисной интервенции, должен стать стресс, переживаемый мистером Харди. с лучше начать работу в этой сложной ситуации? Какова роль социального ра-ника в команде различных специалистов? Участие каких специалистов здесь)бходимо? Кто может оказать содействие?

иентарий

отря на успех задаче-центрированной модели и кризисной интервен-гь области, в которых они неэффективны. Они неприменимы в тех

когда кризис носит постоянный характер и когда главной трудно-ияются психологические проблемы, актуальные на протяжении дли-) времени. Эти модели можно использовать в защите прав детей или [уальной работе, когда требуется достичь результата в отношении оп-той проблемы или конкретного кризиса. Однако в подобных случаях нмо использовать другие методы: техники поддержки, оказание от-

видов услуг, долгосрочную терапию, последующие контакты с це-филактики ухудшения или возникновения опасных ситуаций. Данные неэффективны при работе с клиентами, которые не признают права [ательство со стороны социального работника или службы. Многие исты считают, что четкость процесса работы является одним из самых;нных достоинств, вместе с тем такой подход не учитывает сложность

в жизни человека. Однако с помощью этих моделей можно опреде-атегию работы с комплексными ситуациями, а также успешно прора-ибо чувства клиента, находящегося в кризисном состоянии, либо оп-1ый аспект проблемы. Краткосрочность воздействия также имеет по-ьный эффект, поскольку контакт может быть ограничен вследствие и специалиста или неспособности клиента к долгой концентрации на

е.

ГПГТР.ТТИ ПТПЯЖЯТГ*Т ТРРГГТРЪТТТЫТГ» V

amjnii IX рттгь"пгтт/\пп

 

вью и практических методов к особенностям кратковременных, сфокусированных стратегий работы. Например, поскольку есть необходимость в быстром установлении контакта, с самого начала нужно создать атмосферу теплоты и доверительности. Кроме того, важен акцент на настоящем, происходящем в данный момент, а также на принятии решений, а не на детальном изучении проблем и их причин. Специалисты не претендуют на окончательное «излечение» клиентов, скорее, их цель заключается в разрешении определенных трудностей «на данный момент».

Тем не менее обе модели соответствуют традиционной линии в социальной работе, предполагающей индивидуальные встречи с клиентами, проблемы которых воспринимаются как болезни. В кризисной интервенции, имеющей более выраженную психодинамическую направленность, уделяется большее внимание эмоциональным реакциям, иррациональному и неосознанному поведению. В задаче-центрированной модели делается акцент на рациональной позиции клиентов. Вместе с тем влияние когнитивно-поведенческих методов заметно в обоих случаях, причем характерна тенденция к более выраженному когнитивному содержанию (см. гл. 6).

Ройек и Коллинз (1987, 1988) подвергают критике идею контракта. Они используют концепцию дискурсивного анализа и считают, что контракт утверждает фальшивое равенство между социальным работником и клиентом. Фальшивое, так как в данном случае нет места радикальному анализу позиции социальных работников, которые обладают властью, навязывая свою волю клиентам. По мнению этих авторов, употребляя такие термины, как «контракт», социальные работники предлагают клиентам равноправные взаимоотношения. На самом деле существующий дисбаланс власти затрудняет применение контрактов в том виде, который предполагается, например, в задаче-центрированной модели. Это мешает достижению сотрудничества, которое, в свою очередь, является ключевым моментом, объясняющим успех этой модели. Отвечая на эту критику, Корден и Престон-Шут (19876, 1988) доказывают, что контракт способствует построению взаимоотношений в системе «социальный работник—клиент», проясняет их и делает более конкретными, что способствует пониманию происходящего и социальным работником, и клиентом. В действительности работа по контракту результативна и позволяет клиентам достичь желаемых целей.

В целом Гамбрилл (1994) утверждает, что работа в рамках задаче-центрированной модели, как и многие другие формы краткосрочной терапии, малоэффективна при решении масштабных социальных проблем. В данном случае умалчиваются как недостаточность ресурсов, так и отсутствие политической воли в решении проблем бедности и социального неравенства. Эффективность этой модели при работе с заявленными проблемами, носящими поверхностный характер, может привести к тому, что общество откажется от долгосрочных и более сильных мер, направленных на преодоление социального неравенства.

ИТОГИ ГЛАВЫ

 

:ризисная интервенция представляет собой модель описания процесса, благо-[аря которому критические события воздействуют на эмоциональное состояние i представление людей о себе.

.ризисная интервенция объединяет ряд методов, используемых для преодоле-ия тяжелых событий в жизни, а также кризисов развития, включая когнитивные и роблемно-ориентированные методы.

отя кризисная интервенция помогает преодолеть остроту проблемы и содержит эоретическое обоснование методов, применяющихся в ситуациях катастроф, асилия, преследования и психических заболеваний, ее первоначальное значе-ие как превентивной модели сегодня потеряно.

ризисная интервенция неэффективна также для помощи людям, постоянно жи-/щим в состоянии кризиса, что связано с бедностью или социальным исключе-ием.

адаче-центрированная модель является структурированной, краткосрочной мо-елью работы с определенным кругом проблем. Она предлагает четкую последо-ательность действий, эффективность которой доказана эмпирическим путем (в ^следованиях).

одобно кризисной интервенции, задача-центрированная модель малоэффектив-i при решении масштабных проблем социального характера и работе по преодо-знию их социальных последствий.

 

Глава 6. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

О чем повествует эта глава

В данной главе раскрываются два близких теоретических направления, которые в настоящее время принято рассматривать как единое целое:

■ поведенческие модели терапии, происхождение которых связано с пси

хологическими теориями научения;

■ когнитивные модели терапии, истоки которых лежат в психологических

теориях восприятия и обработки информации.

Поскольку эти модели характеризуются психологическим содержанием и не преследуют социальных целей, они, подобно психодинамической теории, модели кризисной интервенции и задаче-центрированной модели, отражают индивидуал-реформистский подход.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

► Когнитивно-поведенческая практика связана с выявлением и преодолением пове

денческих проблем, особенно социальных фобий (страхов), тревоги и депрессии.

► Детальная диагностика и мониторинг положительных изменений часто проводят

ся на основе анализа поведенческих проявлений.

► Оценка эффективности является важным компонентом теории и практики в рам

ках данного направления.

► Четко обозначаются основные методы, которые носят технический характер, вклю

чая респондентную и оперантную обусловленность, социальное научение, фор

мирование навыков и когнитивное переструктурирование системы представле

ний человека.

► Широко используются методы социального научения, такие, какассертивныетре

нинги1, которые являются частью групповой работы, а также применяются в прак

тике феминистской работы.

► Более специфичные, узкоспециализированные техники используются в клиниче

ских условиях, где их применение сопровождается супервизорством2 и обучением.

1 Ассертивный тренинг — программа обучения, направленная на преодоление застенчивости и развитие способности человека свободно и ясно выражать свои чувства и требования. — Примеч. науч. пед.

 

оводу применения когнитивно-поведенческих моделей неоднократно возни-i споры, связанные с представлением о том, что именно здесь работает, и про-;иональной контроверзой о «доказательной практике». Иногда к этим деба-примешивалась несдержанная критика пропагандистов научных методов и >дов доказательной практики, которые представляют известные ранее подхо-социальной работе, носящие более обобщенный характер.

юская сторона применения этих теорий также вызывает определенные со-■1ия, кроме того, данные модели были недостаточно востребованы в восточ-странах, где научно обоснованные методы имеют небольшой вес, а также в ггранах, где цели социальной работы характеризуются общей направленно-

ГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

щение, когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия, рассматривающая льные поведенческие проявления и модели мышления.

ия социального научения, в которой внимание обращается на рефлексивное риятие социального опыта.

оализация выученного поведения — перенос поведения из искусственных ус-й в обычную жизнь.

хание невостребованных поведенческих проявлений.

ртивный тренинг, направленный на формирование и закрепление уверенно-1ведения.

репление желательных поведенческих проявлений.

элирование — форма социального научения, при которой люди распознают и руют желательное поведение на основе наблюдения за важной ролевой мо-ю.

эмление поведения с помощью подкрепления небольших изменений.

\новая экономика — способ формирования поведения в условиях стацио-ых учреждений с помощью жетонов — символов последующего вознаграж-я.

1Й теоретический контекст ни обзор

хождение когнитивных и поведенческих концепций связано с двумя язанными теоретическими течениями в психологической литературе.:ски сначала появилась теория научения, которая в форме поведен-;рапии, опиравшейся на психологические исследования, стала час-ической психологии. Шелдон (1995) демонстрирует суть этой теории

 

ниями о том, что такое психика: является ли она средоточием нашей человеческой сущности, «души», как называют ее христиане. С этим связан вопрос о том, ограничивают ли внешние воздействия человеческую свободу или люди действуют свободно по своей воле согласно личным стремлениям. Теория научения не отрицает такую возможность, но в ней утверждается, что никто не может знать того, что происходит в психике другого человека. Следовательно, нам остается только изучать и влиять на поведение, которое можно отследить. Наше поведение формируется, т.е. зависит от внешних воздействий, за исключением некоторых врожденных рефлексов. Поэтому мы можем приобретать новые модели поведения для удовлетворения своих потребностей или искать альтернативу существующим поведенческим проявлениям, если последние вызывают проблемы. Таким образом, терапия будет направлена на выполнение действий, последовательно приводящих к изменениям в поведении. Само по себе это не связано с теми изменениями, которые могут происходить в ходе данного процесса в нашей психике.

Эти идеи подробно раскрываются в теории социального научения (Бандура, 1977). Она доказывает, что научение достигается, как правило, с помощью понимания того, с чем люди сталкиваются в жизни. Они учатся, копируя поведение окружающих. Содействие этому процессу может быть положено в основу терапии.

Когнитивная теория представляет собой одно из направлений поведенческой теории, а также терапии, недавно созданной на основе теории социального научения. Когнитивная теория также основана на терапевтической работе прагматической направленности, разработанной такими авторами, как Бек (1989) и Элис (1962), для преодоления психиатрических симптомов, например невротического страха и депрессии. В социальной работе получила известность терапия реальностью (Глесер, 1965), возникшая из практики работы с молодыми женщинами в стационарном учреждении. Поскольку основатели этой теории лечили психические расстройства, они пытались включить процесс мышления в свою модель терапии. В когнитивной теории утверждается, что в процессе научения на поведение оказывают влияние восприятие и интерпретация окружающей обстановки. Поэтому неадекватное поведение — следствие ошибочного восприятия и неверной интерпретации. Терапия реальностью пытается скорректировать неверное понимание ситуаций таким образом, чтобы привести человеческое поведение в соответствие с окружающей обстановкой. Согласно Скотту (1989), различные подходы включают концепцию Бека об искаженном восприятии себя, своего настоящего и будущего, приводящем к депрессии и тревоге, концепцию Элиса об иррациональных представлениях относительно окружающего мира и концепцию Майхенбаума (1977) о переживании опасности. Последняя, в частности, соотносится с некоторыми принципами кризисной интервенции.

Гамбрилл (1995) выделяет следующие основные черты практики поведенческой работы:

 

е основе лежат принципы поведенческой теории и теория научения;

(иальные работники проводят четкий анализ и описание проблем, ис-я из непосредственного наблюдения. Методы диагностики, интервен-i и конечной оценки определяются точно;

:торы, влияющие на поведение, проясняются через изменение всех еменных в ситуации и отслеживание результата;

>актике поведенческой работы раскрываются и используются сильные 5оны клиента;

>актике поведенческой работы привлекаются значимые люди из окру-ия клиента;

зрвенция опирается на научно-исследовательские доказательства эф-гивности;

иторинг процесса проводится на основе субъективных и объективных 1зателей и сравнения данных настоящего момента с фактической ин-мацией о ситуации до интервенции;

гальные работники стремятся к достижению тех изменений в поведе-, которые одобряются клиентами;

[альные работники помогают клиентам перенести поведенческие из-:ния на множество других ситуаций (генерализация) и сохранять эти [ки после окончания интервенции.

<ЛЛт

двестник

 

 

Изучение социального поведения через наблюдение и моделирование других

 

В

ведение

...воздействуют на поведение; изменяют эти модели...

...изменяет поведение...

 

 

Переживание результатов нового поведения подкрепляет его

 

...запускает новое социальное поведение

...и социальные последствия

гедствия

Когнитивное

научение также оказывает

Базовая

линейная)

модель

Социальное

научение также изменяет

Модель изменения ттовелрния

Изменение предвестника... <Г Модели мышления и восприятия

 

Научное обоснование поведенческой работы включает линейную модель объяснения: одно событие непосредственно влечет за собой другое. Данное положение сомнительно с точки зрения реалистического и социально-конструктивистского подходов, поскольку сложность и взаимозависимость социальных факторов сводятся к чрезмерно упрощенной модели поведения. Поведение вызывается предвестниками, т.е. событиями или действиями, ему предшествующими, оно же, в свою очередь, приводит к определенным последствиям, которые затем предшествуют последующему поведению. Данная цепочка а также другие подходы к изменению различных переменных, влияющих на поведение, показаны на рис. 6.1. Указанные подходы рассматриваются более подробно ниже. Гамбрилл (1995) утверждает, что основная задача поведенческой работы заключается в изменении возможных обстоятельств, которые влияют на предвестников поведения и само поведение. В связи с этим она рассматривает несколько смежных подходов. В теории социального научения основное внимание уделяется тому, как мы учимся действовать в социальных ситуациях, как познаем способы, используя которые другие люди достигают успеха (научение на примерах). Когнитивно-поведенческие методы представляют собой терапевтические процедуры, направленные на изменение мыслей и чувств, а не на поведенческие изменения или их предвестники. В радикальном бихевиоризме мысли и чувства причисляются к действиям и рассматриваются в качестве причины других поведенческих проявлении. Ъихе-виористы отрицают представление о том, что мысли и чувства рождаются в. неизвестных областях психики. Соответственно, как и любое поведение, мысли и чувства вызываются чем-то извне и поэтому их можно менять так же, как и поведение. Необихевиоризм представляет собой теорию лечебного воздействия на поведение, в частности связанного со стрессовыми и тревожными расстройствами. Когнитивные и поведенческие концепции имеют много схожих черт с задаче-центрированной моделью и в некоторой степени взаимосвязаны с ней. Их также можно соотнести с гуманистическими и конструктивистскими идеями, поскольку они связаны с концептом психики и когнитивными усилиями, направленными на соединение мышления и поведения. Кроме того в поведенческой теории подчеркивается значение научных методов исследования как основы терапевтических мероприятий. В гуманистической теории отвергаются также аргументы, не имеющие под собой рациональной основы.

Когнитивно-поведенческая практика

Для понимания практической реализации данного подхода необходимо представлять сущность основных принципов теории научения и поведенческой терапии. Шелдон (1998) определяет несколько важных ключевых понятий, лежащих в основе поведенческой терапии. К ним относятся:

. респондентная, или классическая, обусловленность (стимул-реакция, по Джексону и Кингу, 1982);

 

иальное научение и моделирование;

нитивные факторы, такие как нарушение восприятия и интерпрета-[ (значения, придаваемые событиям и переживаниям), а также дест-гивное мышление.

еречисленные факторы имеют место в социальной работе. Следуемый зор сделан на основе книг Шелдона (1998), Фишера и Гохроса (1975). ндентная обусловленность связана с поведением (все, что мы делаем), отвечает на стимул (личность, ситуацию, событие или объект окру-

среды) или вызывается им. Обусловливание представляет собой про-чения поведению, в котором присутствует более или менее постоян-ь со стимулом. После того как мы научились реагировать на опреде-стимул, наше поведение модифицируется. Например, если ребенок

прогулки в парке вызывает неодобрение родителей, потому что пач-грязи, то это неодобрение для него связывается с прогулкой, а не с ггаостью. Респондентная обусловленность называется также классику словленностью, поскольку связана с экспериментами И.П.Павлова й рефлекс. — Примеч. науч. ред.). В них у собак вызывали слюноотделе-гственная реакция на вид пищи), сопровождая его звонком. Через время слюна собак выделялась при звуке звонка без появления пищи, те поведенческие проявления безусловны, они происходят естественном. Безусловные стимулы вызывают безусловные реакции. Напри-1 человека увлажняется на ветру, слюна выделяется при виде пищи, гргивается от горячего предмета, при отравлении ядовитыми веще-эзникает болезненное состояние и т.д.

гние считается обусловленным, если реакции становятся связанными гнными со стимулами, которые в естественных условиях не вызыва-ию. Представим себе, что наши глаза увлажняются при появлении данном случае говорят об условных стимулах и условных реакциях. Ус-еакции распространяются, т. е. человек демонстрирует их в схожих к. Так, ребенок, который боится идти в парк, потому что ожидает ж реакции, в конечном счете может отказаться выходить на улицу 1одобные реакции лежат в основе формирования социальных страхов ювения посттравматических расстройств. Реакции на один тип ситу-шают распространяться и на другие ситуации. ие имеет место, когда связи между условными реакциями и стимула-держиваются. Условная реакция угасает и теряет связь со стимулом. южен определенный потенциал для лечебного воздействия, поскольку щу стимулом и реакцией исчезает, как и эффект распространения.), ребенка постепенно можно приучить гулять в парке, если исклю->ie проявления неодобрения во время прогулки.)рые поведенческие проявления несовместимы друг с другом. На-[еловек в абсолютно расслабленном состоянии не может быть трели агрессивным. Обратная обусловленность направлена на образова-иаций между желательными реакциями и определенными стимула-

 

Клиентов обучают практическим техникам релаксации или предлагают другие способы личностной поддержки. Затем их постепенно приучают к нежелательным стимулам, используя для этого состояние релаксации или помогая преодолеть тревогу и неуверенность. Подобные техники применяются в работе с клиентами, страдающими агорафобией или школьными страхами. Примером является случай с супругами Ноле, приведенный в главе 5. В данном случае релаксация, а также присутствие мистера Нолса выступили факторами обратной обусловленности в борьбе с тревогой миссис Ноле. Ассертивный тренинг представляет собой технику, которая применяется в тех случаях, когда люди испытывают неуверенность в себе. Социальные работники помогают им практиковать нужные формы поведения в условиях поддерживающего окружения, и затем, в идеальном варианте, клиенты переносят это поведение в реальные жизненные ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.