КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прикладные и другие теории 7 страница
Сложности в понимании человеческих и социальных ситуаций не избежать, поэтому в зависимости от поставленных целей необходимо обращаться к разнообразным методам исследования. Исследование Нэрхи (2002), проведенное в Финляндии, показывает, что социальные работники черпают практическое, ценностное, фактическое, процедурное и неявное знание из различных источников, в том числе из своего личного опыта, наблюдений за работой службы, а также исходя из установок и мнений клиентов. Они постоянно обмениваются впечатлениями со своими коллегами, создавая модель прикладного знания, которое связано с более формальным знанием. Процесс создания знания, его накопление и использование на практике — это рефлективный процесс, значение и сложность которого были показаны в главе 2. Розен (2003) утверждает, что любое знание должно использоваться систематически, аргументированно (Осмо и Розен, 2002), без трансляции стереотипных мнений о клиентах и их обстоятельствах, в адаптированном к практическим нуждам виде, а также отражать как психотерапевтические намерения, так и цели социальной справедливости и активизации. Вебб (2002) полагает, что формы реализации когнитивно-поведенческих стратегий не позволяют практиковать в соответствии с ситуацией, поэтому важно наличие широкого спектра теоретических подходов и их тщательный отбор. Поскольку эффективность является нашей целью, иногда нужно прибегать к экспериментам, результаты которых являются доказательной основой для практики. Вместе с тем необходимо принимать в расчет мнения клиентов о ситуации, социально-политическую расстановку сил, а также невидимые на первый взгляд источники информации, исторический и социальный контексты. ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Семья Гагери 2 Вернемся к ситуации, в которой оказалась семья Гагери (см. гл. 1). Подумай- кму подходах, соответствующих теоретическим направ-
и? Насколько сходны и различны будут исследования, проведенные с по-1 доказательной практики, активизации, социального конструирования и 1зма, если их целью будет приращение знаний в социальной работе? Какие емологические подходы будут эффективными в работе с семьей Гагери? [ективы теории социальной работы [ социальной работы должна иметь будущее, поскольку любая дея-сообщается через теорию, хотя это может быть завуалировано или лкие тенденции и в таком случае возможны? ические тенденции социальной работы ведут к реформированию Психодинамические, поведенческие и экзистенциальные идеи сме-огнитивными концепциями, в которых больше внимания уделяется [ьному контролю окружения и собственного поведения. Традицион-юдинамические представления о клиентах, ведомых иррациональ-низменными потребностями, практически исчезли из социальной Строгий радикализм, утверждающий, что клиенты самостоятельно бны преодолеть давление капиталистического общества, также из-:ебя, как и системная перспектива, согласно которой энергия для юваний должна поступать извне. Данные представления трансфор-ись под влиянием конструктивистской, критической и экологиче-рий соответствующих направлений, а также разнообразных возмож-которые существуют, несмотря на сложность окружающих обстоя-Пациент, клиент, пользователь услуг или гражданин сегодня счита-эчевым актором успешной социальной работы. Таким образом, со-я работа должна в большей степени носить характер совместной дели, а не терапии. Об этом свидетельствует успех целевого подхода решения задач). В социальной работе должны признаваться соци-и личностные особенности клиентов, универсальный подход здесь гним. Это подтверждается феминистскими и гуманистическими пер-ами. Необходимо также учитывать социальное положение клиентов и 5ать возможность активных действий. Это подтверждают активизиру-[ сензитивный подходы. Если клиент является ключевым актором, то >ные отношения между специалистом и организационным контек-ужб, по всей вероятности, могут измениться, что утверждают совре-: теоретические подходы. циальной работе, следовательно, формируется новое ядро. Это заметно ря теоретическим трансформациям. Рефлексивно-терапевтический эле-родолжает существовать, но налицо тенденция к рефлексивности и т терапии. Признается и индивидуал-реформистский элемент (имеется не только индивидуалистический, но и социальный реформизм). Со-теории социальной работы, потребности и желания индивида отража-социально значимых целях. Наконец, теория социальной работы включая тт-кпллективистские ценности, но не как искусственное объедине*
Современная теория позитивна и оптимистична. Социальные работники на практике реализуют разнообразные социальные функции, присущие их профессии, воспринимая социальный мир с различных точек зрения. Обзор подходов, содержащийся в этой книге, показывает варианты их применения, различия и взаимоотношения теоретических традиций, лежащие в их основе. Социальные работники дополняют теорию критической и рефлективной перспективой через рефлексивную работу со своими клиентами. Таким образом, результаты их работы проявляются на уровне теоретических дискуссий о перспективах социальной работы в современном обществе. В части II этой книги рассматриваются несколько групп теорий, которые представляют основные теоретические традиции социальной работы. В каждой из глав этой части: ■ определяются главные концепции, разработанные в рамках теории; ■ раскрываются основные практические идеи, имеющие прикладное зна чение; ■ анализируются дебаты вокруг теоретической традиции; ■ описывается практическое руководство, содержащееся в концепциях одно го или двух основных представителей данной традиции; ■ представляется конкретный случай для критического размышления и содержатся вопросы относительно непосредственного применения вы- шеобозначенных, а также альтернативных теоретических представлений к практической ситуации; ■ содержатся краткие рекомендации по использованию теории на практи ке в комментариях и выводе.
ь II ОБЗОР ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4. ва ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ;м повествует эта глава оящая и последующие три главы посвящены описанию теорий, отра-t индивидуал-реформистский подход практической социальной рабо-[дивидами, семьями и группами. Главный акцент в них делается на и проблем клиентов в рамках существующего социального порядка, а ta изменениях в политике и практике социальной работы в целях драя благополучия клиентов. юдинамические подходы считаются по большей части индивидуали-ими, социальные или другие изменения в обществе они почти не за- ют. щдинамические перспективы основаны на учении Фрейда и его постелей, а также на более поздних концепциях. Психодинамическими зываются потому, что в теории, являющейся их фундаментом, утвер-я зависимость поведения от различных взаимосвязей и изменений в 1еской психике. >аботаны различные методы изучения поведения человека, помогаю-шять особенности функционирования человеческой психики. Кроме сиходинамическая теория объясняет, каким образом психика побуж-йствие, психика и поведение влияют на социальное окружение и сами таются влиянию с его стороны. ные идеи являются критической и исторической точкой отсчета в по-ии теории социальной работы, поскольку их влияние было особенно мым в 1930—1960-е гг., в период становления социальной работы, им образом, психодинамические перспективы представляют собой ос-о традиционную социальную работу, с которой соотносятся многие: теории и отдельные элементы которой все еще продолжают использо-в повседневной практике. гледнее связано с популярностью психоанализа на Западе и наличием; .-..„ADUUV ^пнтт^птях. Однако в наиболее!
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ► Психодинамические перспективы представляют собой важный и исторически зна чимый источник развития основных профессиональных навыков в социальной ра боте. ► Длительный период формирования этих перспектив означает, что их прикладное значение полностью реализовано в различных формах практики. ► Современные модификации теории привязанностей имеют непосредственное отношение к практической работе с детьми, а также используются в работе с си туациями горя и утраты. >■ Прикладные подходы, разработанные недавно в рамках психологии личности, широко применяются в работе со взрослыми, особенно в США. >• Психодинамические идеи содержат большой спектр довольно сложных объяснительных схем человеческого поведения. > Понимание и изучение психодинамической теории делают возможным взаимо действие социальных работников с представителями других профессий, а также общение на межнациональном уровне. > Отсутствие доказательной базы и акцент на бессознательных психических про цессах вызывают критику психодинамических подходов. > Евроцентристские и еврейские культурно-исторические корни психодинамической теории ведут к развитию комплекса жертвы и стереотипов в восприятии женщин и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ '*■ Тревога и неопределенность, источником которых является неадекватное разрешение проблем раннего детства, приводят к возникновению сильных эмоций агрессии, гнева и любви. у Совладение — способность справляться с текущими проблемами без тревожных переживаний. > Защита и сопротивление — психологические барьеры в преодолении жизненных сложностей, связанные с неадекватным разрешением проблем в прошлом. > Перенос и контрперенос в социальной работе означают влияние прошлого опыта на поведенческие модели настоящего и проявляются в поведении клиента по от ношению к специалисту. Специалист помогает людям увидеть взаимосвязь про блем прошлого и настоящего, а также найти реальные способы преодоления пси хологических и практических барьеров на пути к эффективным действиям. > В отношениях с людьми моделируются эффективное мышление и самоконтроль, а также приобретаются знание и уверенность в понимании психологических про блем. Современные авторы часто описывают психодинамическую работу как «отношенческую», по аналогии с концептом «объектных отношений» в психоди намической теории (Ганзер и Оурнстайн, 2002)1.
ий теоретический контекст оаналитическая теория состоит из трех частей: теории человеческого *, психологии личности и аномального поведения, а также теории. В основе общей теории лежат две фундаментальные идеи (Вуд, 1971; 1980): хический детерминизм — принцип, согласно которому действия или 1едение не просто случаются, а возникают как следствие процесса чело-еского мышления; дставление о бессознательном — представление о том, что некоторые рмы мышления и психической активности скрыты от нашего созна- идеи широко известны. Так, оба принципа допускают, что оговорки (по — ошибки) и шутки отражают скрытую, или неосознанную, путаницу еческом мышлении. Общепринятые значения не всегда в полной мере зают сложность психодинамических идей. Так, Йелоли (1980, 8— 9) при- 1ример значения термина «бессознательное», чтобы продемонстриро- юколько сложны психодинамические идеи. Сопротивление возникает в vieHT, когда появляются мысли и чувства, не совместимые с другими шлениями, значимыми для нас. В этом случае разум не пускает в созна- зергнутые мысли. Это осуществляется с помощью процесса, который ется репрессией. Многие подавленные мысли динамичны, они побужда- к действию, даже если мы не осознаем их. Психодинамическое бессоз- тое состоит из этих насильственно подавляемых мыслей, которые суще- независимо от того, осознаем мы их или нет, и которые зачастую глубо- гганы. Важным также является понятие агрессия, обозначающее процесс, поди направляют свои деструктивные импульсы против других людей, гихоаналитической теории развития предполагается, что дети проходят стадий развития. Эти стадии включают в себя различные влечения (ин- Ъ1), которые подразумевают психическое давление, направленное к творению физиологических потребностей, таких, как голод или жажда, ие таких потребностей создает напряжение, или либидо, которое дает но для действия, реализации потребностей. В создании влечений очень ю роль играет сексуальное напряжение — физиологическое проявле- арактерное даже для маленьких детей. каждой стадии формируется определенный тип поведения, но в про-перехода на новую ступень используется поведение, связанное с преды-1и стадиями. Так, на ранней стадии младенцы получают удовлетворение ощью процесса сосания (например, материнской груди, чтобы удовлет-ь потребность в пище). На более поздней стадии сосание также может >сить удовлетворение (например, курение сигарет, сосание конфет и т.д.). - ~ ~~w „О^Г^ГГТЛР п^ттяттяют более широким спектром поведенческих про-
потребности и, следовательно, не могут пользоваться всем репертуаром поведения. Этот процесс называется фиксацией. На стадии первичного нарциссизма дети стремятся лишь удовлетворить собственные потребности. Благодаря социальному взаимодействию, прежде всего общению с родителями, они учатся приходить к компромиссу. На каждой стадии внимание концентрируется на отдельной потребности: оральной (голод), анальной (выделение), фаллической (идентификация с родителем того же пола), Эдиповой (влечение к родителю противоположного пола), латентной (контролируемые влечения через разрешение Эдипова комплекса) и пубертатной (социальное научение). Автором концепции о стадиях развития является Эриксон (1965). Он предположил, что на каждой стадии рациональное сознание преодолевает кризис взросления, связанный с социальными обстоятельствами нашей жизни. Эта концепция, имеющая большое значение в социальной работе, особенно в кризисной интервенции, обращает внимание на воздействие культурных и социальных факторов, а не на внутренние влечения (Йелоли, 1980, 12). Со стадиями развития связано понятие регрессия. Регрессия происходит в том случае, если люди, достигшие поздних стадий, под воздействием стресса возвращаются к поведению, характерному для более ранних стадий. Регрессия отличается от фиксации. В последнем случае индивиды не в состоянии выйти из поведения, свойственного ранней стадии. В психоаналитической теории личности считается, что люди представляют собой комплекс влечений, создающий Ид (в буквальном смысле — Оно), неопределенное давление, исходящее из неизвестного источника (Вуд, 1971). Оно заставляет нас действовать, чтобы удовлетворить наши потребности, но паши действия не всегда приводят к ожидаемым результатам. Здесь возникает '■Эго, которое формирует наше восприятие и действия по отношению к окружающему миру. Эго контролирует Оно. Например, дети контролируют выделение фекалий, так как Эго учит, что несоответствующие действия влекут за собой неудобство. Эго контролирует взаимоотношения с людьми и предметами окружающего нас мира, т.е. объектные отношения. Супер Эго развивает общие моральные принципы, которые направляют деятельность Эго. Важным свойством личности является способность Эго к управлению конфликтом. Стремление Эго и Супер Эго контролировать Оно, возникшее под влиянием социальной ответственности, провоцирует дальнейшие конфликты. Ре-тультатом таких конфликтов является тревога. Эго справляется с тревогой, ак-тиничируя различные защитные механизмы. Упоминавшаяся выше репрессия является одним из них. Другими важными защитными механизмами являются: ■ проекция — неосознаваемые мысли, которые Эго стремится защитить. Они проецируются нашим сознанием на другого человека или объект; ■ расщепление — наличие в различных слоях психики противоречивых мыс лей и чувств, воздействие которых приводит к непредсказуемым послед ствиям; 4V тлт ОигЛ ПР
щонализация — убеждение в обоснованности причин, вызывающих от-[ьные действия, и эмоциональное подавление необоснованных при-л поведения. гедний труд Фрейда был посвящен взаимоотношениям Эго с объекта-. тема разрабатывалась и после его смерти (в классической работе Анны и Хартман). Она входит в фундаментальную коллекцию современной иалитической мысли. В психологии личности и теории объектных отно-показано, что дети с раннего возраста обладают способностью к взаи-твию с внешним миром (объектным отношениям). Развитие Эго обо-г рост нашей способности учиться на опыте, опираясь на рациональ-•зможности нашего сознания, такие, как мышление (познание), вос- ie и память. :оторые теоретики и практики психодинамического подхода оказали зна-ное влияние на социальную работу. Особенно интересны работы М. Кляйн Зальцбергер-Виттенберга (1970), Винникотта (1964) и Боулби (1951). ше этих исследований связано с особым вниманием их авторов к работе ли. КЛЯЙН обсуждает две эмоциональные жизненные «позиции», которые потея в раннем детстве: позицию преследователя, возникающую из стра-ночества и неспособности к выживанию, и депрессивную позицию, свя- 0 с опасением нанести вред матери (появляется позже). Переживание этих юзиций помогает людям научиться принимать в себе двойственность и ль разрушительности. В работе Винникотта анализируются объектные от- шя — то, как дети учатся адаптироваться, меньше концентрируясь на гннем мире и развивая способность взаимодействия с окружающим ми- Баулби перевел психоаналитическую проблему отношений «мать—ребе- на ранней стадии в область исследований и теоретического осмысления инской депривации. Материнская депривация, т.е. ограничение контакта ка с матерью, приводит к задержке развития личности малыша. В послед- эды в области исследований сформировалась теория о значении привязан- й (Баулби, 1969, 1973, 1980; Эдцгейт, 1991; Хуве, 1995; Хуве и др., 1999). язанность рассматривается, прежде всего, как близкие отношения с ма- э, но не только. Опыт привязанности оказывает влияние на развитие пос- эщих отношений с другими людьми. Следствия потери привязанности край- рьезны, будь то смерть или расставание с кем-то из родителей в результате ща (Гарбер, 1991). Доказано, что депривация и трудности раннего периода ются наиболее разрушительными для развития ребенка и негативно сказы- ся на дальнейшей жизни человека. Здесь, однако, играет роль не только ринская депривация, но и характер отношений между детьми и родителя- 1 также другие факторы, включая социальное окружение. Существует мно- во социальных и психологических факторов, защищающих от разруши- ного влияния депривации (Раттер, 1981). • психоанализе тема утраты считается очень значимой. Разработаны несколь-; онцепций переживаний утраты и горя (Бергофф, 2003). Траур рассматрива» j „„ «w<»rvn_ (Чттмякгит) человеку
смерть могут проявляться скрытые чувства, связанные с прошлыми отношениями. Интенсивность эмоций горя является особой темой в психоанализе. Однако Смит (1982) полагает, что многие действия в ситуациях потери и утраты объясняются социальными ожиданиями должного поведения в подобных случаях. Она утверждает, что феноменологическая или экзистенциальная интерпретация больше подходит для объяснения ситуации утраты (см. гл. 8 и 9). Нынешние психоаналитические работы пересекаются с социологическими концепциями, особенно с представлением о том, что люди являются частью социальных систем и играют социальные роли. Недавние исследования, написанные в традиции теории объектных отношений, в частности работы Когут и др. (Когут, 1978; Эйзенхут, 1981; Лейн, 1984; Лоунштайн, 1985; Клагман, 2002), показывают, что дети формируют восприятие своего «Я» и своего отличия от окружающего мира в очень раннем возрасте. Психология «Я», основанная, в частности, на работе Когут, популярность которой, начиная с 1980-х гг., в психодинамической социальной работе очевидна, показана на примере практических концепций, приведенных в текстах ниже. В работе Эл-сона (1986), например, изучается процесс создания идентичности и нарушений самовосприятия. Теория лечения в классическом психоанализе построена на том, что терапевты должны быть «пустыми экранами» и стремиться к наибольшей анонимности для того, чтобы пациенты проецировали на них свои фантазии. Перенос происходит в том случае, если пациент переносит неосознанные чувства к своим родителям на терапевта и воспринимает его в качестве одного из них. Перенос является способом высвобождения бессознательных идей. С помощью стимуляции переноса раскрываются конфликты, которые проистекают из трудностей раннего периода во взаимоотношениях с родителями и вызывают сложности поведения в настоящем. В социальной работе эта идея используется в том смысле, что эмоциональные воспоминания об отношениях в прошлом оказывают действие на наше поведение в настоящем, особенно на отношения с людьми (Ирвин, 1956). Контрперенос возникает, когда психоаналитик иррационально реагирует на пациентов, привнося в отношения прошлый опыт. Пример этому приводится ниже в данной главе. Некоторые психоаналитические техники направлены на высвобождение скрытых мыслей и чувств. Считается, что неприемлемое поведение может вызываться подавленными конфликтами, выходящими на поверхность самыми разными путями. Вскрытие их причин требует неординарных усилий. Будучи хотя бы раз иыявленными и правильно понятыми, конфликты больше не вызывают поведенческих трудностей. Таким образом, традиционная психоаналитическая терапия связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чуиств. Это важный аспект, который обсуждался в психологии сознания. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, раз-имван навыки рационального контроля над своей жизнью. Области пересечения
з широко. Были созданы разнообразные научные школы и практиче-:нологии. Хотя многие пользуются общими представлениями психотеской теории, существует интерес, особенно в США, к примене-ей тех теоретиков, которые далеко отошли от Фрейда и основных ений психоанализа (последователь Юнга—Боренсвейг, 1980; после-ь Адлера — О'Коннор, 1992). Современная психоаналитическая тео-не признает влечения в качестве основного мотива поведения (Ло-н, 1985) и ориентируется на то, как индивид взаимодействует с со->IM миром; эта теория стала скорее социальной, чем биологической. 1991) анализирует главные темы психоанализа с помощью трех клю-вязей: между личностью и значимыми другими, между прошлыми и ними переживаниями, между внутренней и внешней реальностью.:н и Мишна (2003) утверждают, что в психодинамической социаль-юте особое внимание уделяется социальному контексту межличност-юшений, благодаря чему умножаются подходы к восприятию реаль-а также к их различиям. На этом фоне произошло развитие психоло-1ности (Гольдштейн, 1984; Гольдштейн, 1995), которая является ос-тгношенческой модели (Хоровиц, 1998; Мейер, 2000; Купер и Лессер, I. 7), нацеленной на укрепление межличностных отношений. Акцент модействии личности с окружением означает внимание к интерсубъ-эсти, т.е. межличностному восприятию и реагированию, а также к ому выражению человеческих взаимоотношений (Саари, 1999). Оче-взаимопересечения с конструктивистской теорией (см. гл. 8). Психоло-чности является основой теории экосистем (Джемейн, 1978; Сипо-)80) и кризисной интервенции. нка роли психоанализа в социальной работе (Пирсон и др., 1988) утьствует о том, что психоанализ широко применяется в социальной а в разных странах существуют различные теоретические школы. Пси-я личности, например, наиболее популярна в США, тогда как теория ных отношений развивается и в Великобритании (Фейбен, 1954; Мак-1969; Гантрип, 1968; Хейзел, 1995), и в США (Гольдштейн, 1995). ювания Лакана (1979) позволили некоторым авторам провести парал-сихоанализа с марксизмом (см.: Бокок, 1988, 76). Основанием для связи стало объяснение бессознательного, с которым связано наше ельное поведение, как структуры символов, например языковых. Те-акана также оказала значительное влияние на теорию культуры. Наше гво и культура навязывают нам определенные символы (Даурик, 1983). смысле мы можем соотнести идеи марксистского исторического мате-!ма с некоторыми интерпретациями психоанализа. Такие идеи тесно ы с постмодернистскими представлениями, которые придают особое [ие языку как средству интерпретации и структурирования нашего вос-дя мира. В рамках другой критической идеологии — феминизма — так-ла предпринята попытка применения психоаналитического знания К тению патриархата (мужского доминирования в социальных отноше-i подавления женщин). Леонард (1984), предпринявший попытку при»
Политическое значение психодинамической теории Исследователи выделяют три периода влияния психоанализа на теорию социальной работы (Пэйн, 1992). До 1920-х гг. в Соединенных Штатах и до 1930-х гг. в Великобритании это воздействие было незначительным. Затем вплоть до конца 1960-х гг. психоанализ занимал доминирующее положение. В течение этого периода его влияние было настолько значительным, что сформированные с его помощью подходы применяются в социальной работе и по сей день. После 1960-х гг. психоанализ сосуществовал наряду с другими теориями, и хотя им пользовались только отдельные специалисты, он имел определенный вес в социальной работе и применялся на практике. Мейер (2000) рассматривает это влияние как «наследие». Поэтому психоаналитические теории развития, личности и терапии практикуются не слишком широко. Влияние психоанализа является, скорее, комплексным и косвенным и связано с ролью исследований Фрейда. Психодинамическая терапия вызвала появление в социальной работе терпимого и открытого стиля отношений (Уолен, 1982), в котором большое значение придается слушанию клиента и в целом — отношениям (см.: Перлман, 19576), в противоположность директивному, контролирующему стилю. Она также способствовала возникновению стремления понять личность, а не просто осуществлять какие-то действия. Благодаря психодинамической теории в социальной работе акцент с событий и мыслей сместился на чувства и формы бессознательного (Йелоли, 1980). Многие понятия, такие, как «бессознательное», «инсайт», «агрессия», «конфликт», «тревога», «отношения с матерью», «перенос», заимствованы из психодинамической теории. Эти термины, часто использующиеся в несколько упрощенном виде, составляют общий языковой словарь, который понимается и в социальной работе, и в обычной жизни. Значимость психодинамического подхода постоянно подтверждается практикой. Важный для социальной работы акцент на периоде детства, ранних взаимоотношениях с людьми и материнской депривации, замствованных из психодинамической теории, привел к росту популярности теории привязанностей. Внимание социальных работников к изучению психических и поведенческих нарушений объясняется тесной взаимосвязью социальной работы с психиатрией и психодинамической терапией 1920—1930-х гг. Понятие «инсайт», играющее важную роль в консультировании, также было заимствовано из психодинамической теории. Повышенное внимание специалистов в области социальной работы к психологическим и эмоциональным факторам (по сравнению с социальными факторами) также объясняется влиянием психо-яинамической теории (Вейк, 1981). Теоретическая сложность этих идей делает их более привлекательными и интересными для изучения по сравнению с новыми и менее проработанными теориями (Фрейберг, 1978; Лоуэнштейн, 1985). Ранние психодинамические концепции социальной работы
Центральными понятиями здесь выступают личность в ситуации авторы, последователи экологической теории, предпочитают го-ичности в окружении») и классификация методов работы с индиви-чучаем. Были разработаны детальные классификации методов не-нной работы с клиентом и опосредованного взаимодействия с друзами. Важной задачей стало снижение влияния «стресса» и «давле-[ на способности личности к благополучному существованию. Эм-й основой теории выступает накопленный практический опыт, а иные методы исследования при индивидуальном подходе к про-ювека считаются неадекватными. Кроме того, роль социальных ра-:тановится решающей в тех случаях, когда затруднено измерение юсти с помощью традиционных параметров. шальная теория (Смоли, 1967) возникла в США в 1930-х гг. и пользо-ой же известностью, как и диагностическая теория. Как практиче-логия она не является самостоятельной даже в США (Данлап, 1996). гем Доре (1990) утверждает, что влияние функциональной теории;му заметно в социальной работе в идее самореализации, важности рования времени в практической работе и акценте на процессе и >м развитии. Термин «функциональный» в этом случае обозначает 'оциальных служб, каждая из которых определяет форму и конкрет-вление практики. В функциональной социальной работе утверждает-|циальная работа — это процесс взаимодействия клиентов и соци-ботников, а не последовательность действий или процедур, которые т психосоциальная теория. мно-ориентированный метод (Перлман, 1957а) относится к психоди-им подходам, так как на момент его создания социальная работа опи-психологический фундамент (Перлман, 1986). В нем рассматриваются аботы с текущими проблемами клиента и теми сложностями в окру-угорые существуют в данный период времени. Иррациональной и внут-отивации уделяется меньше внимания. Предполагается, что способ-юнтов решать проблемы нарушается и им необходима помощь в пре-; препятствий для совершенствования способностей к совладанию (ко-1то сближает данный подход с психологией личности (Перлман, 1970, |, 261), где рассматриваются взаимоотношения «Я» с внешним миром. Перлман (1957а) анализируются и диагностируются проблемные ситу-о же время сами методы лечения остаются практически неразработан-то сделано осознанно, поскольку «существенные элементы процесса.. должны определяться... в течение первых нескольких часов» (Перл-б, 261). Модель Перлмана является предвестницей целевого подхода, в идея анализа проблем развивается более детально (см. гл. 5). До сих пор шьзуется как концептуальная основа для многих серьезных разработок, ожены, например, Комптоном и Гэлавеем (1999), которые дополнили детальным анализом стадий практики, основываясь на целевом подхо-гемной перспективе. Исходя из контекста индийского общества, Кумар последовательность применения проблемно-ориентиро-;
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |