Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 3 страница




 

лава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

чем повествует эта глава

ель этой главы — помочь социальным работникам применять теорию со-ьной работы на практике. В данной книге представлены различные тео-предложенные разными авторами, в их приложении к практике. Вместе л многим практикующим специалистам бывает трудно понять, как свя-теории с ситуациями повседневной практики и как эти теории сочетают-эуг с другом, составляя общую картину социальной работы.

СНОВНЫЕ ТЕМЫ

Взаимосвязь теории и практики имеет политическое значение, которое влияет на практику социальной работы.

Политические принципы взаимоотношений практики/теории затрагивают четыре вопроса: применение (как мы используем теорию на практике?), взаимное соответствие (может ли практика изменять теорию?), подотчетность (подразумевает ли теория независимые решения или подотчетность?) и официальное признание (признается ли социальная работа, является ли она социально значимой?). Знания переносятся из общих теорий социальных наук в теорию социальной работы и наоборот.

Между теорией и практикой существуют сложные отношения, характеризующиеся взаимовлиянием.

Перед практиками стоит вопрос о необходимости принятия решения о выборе одной теории или сочетания теорий (селективный или эклектичный подход). При применении теории на практике большую роль играет рефлексивное и критическое мышление.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

Рефлексивное и критическое мышление являются методами установления взаимосвязей между теорией и практикой.

Перенос знания — это представление об использовании теоретического знания на практике, а также практического знания в теории.

и эклектичность связаны со способностью применять идеи раз-

 

Принципы взаимоотношений теории и практики

В главе 1 была проанализирована идея политического значения теории социальной работы и показана роль отдельных групп, отстаивающих определенные теории для усиления собственных позиций в социальной работе. Все это является темой дискуссий о соотношении теории и практики. Политические принципы взаимоотношений теории и практики касаются следующих четырех основных вопросов:

■ применение (возможно ли использовать теорию на практике?);

■ взаимное соответствие (может ли практика изменять теорию и наобо

рот?);

■ подотчетность (поддерживает ли теория подотчетность в социальных служ

бах или независимость практических работников?);

■ официальное признание (признается ли социальная работа, является ли

она социально значимой?).

Мы не приходим в социальную работу, уже имея определенный опыт человеческих взаимоотношений. Мы знаем, как устанавливать отношения с людьми, у нас выработались практические навыки понимания того, о чем другие люди думают и чувствуют (так называемые «неофициальные теории», упомянутые в гл. 1). При осуществлении социальной работы мы выбираем ее методы, зачастую исходя из окружающей действительности. Как же вместить официальную теорию в эту деятельность? Североамериканский исследователь Харрисон (1991), изучавший социальную работу в Великобритании, обнаружил, что социальные работники не считают свою деятельность запрограммированной и упорядоченной, а видят ее как «сочетание мысли и действия» и следуют характерному для них вполне обычному осмыслению окружающего.

Иногда поднимаются вопросы практического приложения теории. Однако и главе 1 было показано, что по отношению к социальной работе это неверно. Клиенты и социальные работники взаимодействуют и влияют друг на друга. Другие сферы политической и социальной жизни также оказывают влияние, часто опосредованно, через взаимодействия социальных работников, клиентов и служб. Поэтому более корректно рассматривать взаимовлияние теории и практики.

Взаимовлияние также предполагает взаимодействие интересов и применение власти. В 1980-х—начале 1990-х гг. проводились серьезные исследования и обсуждались вопросы о возможности использования теории на практике (Кэрю, 1979; Карнок и Хардикер, 1979; Хардикер, 1981; Барбо, 1984; Харрисон, 1991). Согласно Кэрю (1979), социальная работа должна быть научной, содержать в себе определенный спектр концепций, а также структуру практических мето-дов. Как отмечают Смид и Ван Крикен (1984), можно доказать, что в при-клшшых методах отражается борьба академических институтов и социальных служб за право определять сущность практической деятельности. Социальные службы или государственные органы могут считать теорию социальной рабо-

 

заботе. Хиндмарш (1992) провела интервью с 22 выпускниками факуль-:оциальной работы в Новой Зеландии, а также проанализировала иссле-шя, проведенные в разных странах. По ее мнению, у большинства лю-занимающихся социальной работой, основным мотивом выбора профес-шляется стремление изменить что-то в окружающем мире. Помогая дру-Й поддерживая социальные изменения, они действуют, исходя из этого лления. Полученное образование придает им уверенность, развивает са-знание, формирует индивидуальный подход и профессиональную иден-ость. В их восприятии социальные службы предстают как ограничители;нности и идентичности, поскольку практическая деятельность в них под-на формальным правилам. В результате социальные работники попадают уацию отчуждения и изоляции. Их работа в социальных службах и про-иональные знания зачастую противоречат их мировоззрению, одобный опыт социальных работников связан с принципом подотчетно-Применение теории социальными работниками в повседневной практике етельствует об их подотчетности перед управленцами, политиками, кли-ми и обществом; студенты, кроме того, должны соответствовать стандар-хреподавателей. Теория подкрепляет их позицию благодаря содержащим-

ней практическим рекомендациям определенного рода, правильность рых можно проверить опытным путем. Кроме того, теория может оправ-

и дать разъяснения по поводу их деятельности. Например, она может рждать эффективность практики, ее соответствие общепринятым станам и основным ценностям социальной работы, принципы социальной ведливости и другие социальные цели или демонстрировать преемствен-ъ и взаимосвязь с широко известными социальными теориями. Таким об-м, теория приобретает политическое значение, поскольку различные груп-яспользуют ее для объяснения и подтверждения значимости своей дея-ности. Равным образом теория может привлекаться для критики иной по-ш. Социальные работники, например, жалуются, что управленцы не пре-авляют им возможностей и ресурсов для адекватного воплощения теории.» же время управленческий персонал может обратиться к теоретическим жжениям, чтобы убедиться, что социальные работники действуют в соот-твии с определенной теорией.

ще одним важным политическим принципом является принцип легитима-. Социальная работа расширяет свои границы и претендует на новые роли •ществе. Вместе с тем политические и социальные установки во многом жают представление о социальной работе как компоненте медицинской

образовательной системы услуг, недооценивая ее самостоятельное значе-для общества. Возможно, социальные функции социальной работы совпа-т с целями некоторых других видов деятельности. Таким образом, возни-г вопрос: «Имеют ли практика и теория социальной работы независимую, [циально признанную и присущую именно данной профессии основу?» I своей книге, изданной в 1996 г. (Пэйн, 1996), я приводил аргументы в ьзу того, что социальная работа включена в сеть профессий, функциони-•щих в рамках социального пространства межличностных и социальных ошений. Консультирование, сестринский уход, социальное развитие, об-

 

разование, правоохранительная работа и медицинское обслуживание хотя и являются различными видами занятости, но их социальные роли, теории, социально-правовое и политическое значение, а также профессиональная структура и образовательная подготовка могут пересекаться. Специалисты в этих областях могут работать в смежной профессии или же оставаться в рамках одной из них на протяжении всей своей карьеры. Границы между этими профессиональными группами более или менее прозрачны и открыты, они смещаются под воздействием социальных ожиданий и предпочтений, конструируемых обществом.

Следовательно, для смежных профессий характерно определенное единство теоретической базы, что для каждой из них имеет положительное значение. Социальный работник в психиатрической клинике, например, найдет поддержку своей повседневной деятельности в теоретических дискуссиях с коллегой-специалистом, который при этом также приобретет определенные знания. Наличие богатого спектра теоретических концепций в социальной работе помогает профессионалам подбирать и использовать специализированные методы, что повышает вероятность проникновения профессии в самые разные области социальной практики.

Однако концепции, применяемые в социальной работе, практически не освещаются в литературе по другим специальностям. К примеру, книги, посвященные консультированию или клинической психологии, в основном описывают когнитивные, поведенческие и психодинамические теории. В них практически не упоминаются научные тексты по социальной работе, хотя в последних обратный процесс имеет место. Есть также крупные теоретические школы, например социологические, положения которых широко известны в области социальной работы, но недостаточно представлены в литературе смежных специальностей. Для каждой профессии характерна своя интерпретация теоретических знаний. Отличительной чертой социальной работы является соединение на практике рефлексивно-терапевтических теорий с социалистически-коллективистскими целями и индивидуал-реформистскими представлениями.

Как было показано в главе 1, взаимосвязь теории и практики определяется социальными взаимодействиями. Поэтому я обозначил проблему взаимного соответствия, которая затрагивает возможность изменения теории под влиянием практики и наоборот. Это необходимо именно потому, что обе области находятся в социальном взаимодействии, в котором они должны быть, и вопрос заключается в том, как происходит это взаимодействие. Чтобы проанализировать данный процесс, нужно обратиться к проблеме переноса знаний. Теории могут опираться на академические, практические, организационные источники, и соответственно в них будут преобладать или сочетаться разные ниляды. Следовательно, мы должны находить пути для соединения теории и практики на основе разных вариантов. Важно избегать напряженной борьбы за профессиональное влияние между различными представителями социальной работы, которая скрывается под маской полемики об «истинной» сущности теории социальной работы. По убеждению Хиэна (1982), нам не следует рассматривать теорию и практику в качестве двух гирь, перевешивающих друг

 

[еренос знаний

еренос знаний означает возможность применения информации и знаний личных областях практики (Кри и Маколэй, 2000). Вопросы обмена иде-между разными культурами, профессиями, интеллектуальными традици-часто обсуждаются. В рамках данного направления рассматриваются меха-[ы адаптации и организационные условия, необходимые для продвиже-той или иной концепции из одной области в другую, ногда социальная работа становится самостоятельным источником раз-я своих теоретических подходов. Примером служит целевой подход (зада-ентрированный метод). Однако зачастую ее теории отбираются, совер-лъуются и адаптируются на основе концепций, пришедших извне. Внеш-и источниками являются общественная идеология, а также теории смеж-академических дисциплин, которые могут проникать в социальную рабо-ерез междисциплинарные области практики, например через клиниче-) психологию и консультирование. Появление системной теории в соци-ой работе связано с распространением литературы по психологии и тео-управления. Эти процессы являются реакцией на социальные перемены в естве и приводятся в действие механизмами политического и социального лруирования, описанными в главе 1.

[одобное приращение теории означает, что концепции социальной рабо-вязаны и рождаются на основе более широкого корпуса знаний и теорий, ни также могут вносить определенный вклад в развитие этих знаний (см. 2.1). Например, исследования системы социальной защиты и социальной 1тики оказали влияние на феминистскую теорию. Многие теории со вре-2М нашли практическое применение в социальной работе благодаря их окому обсуждению в литературе по специальности, они приобрели осо-значение, отличное от изначального общего понимания. Таким образом, 1ия социальной работы взаимосвязана с общим знанием об окружающем е, так что есть определенные пересечения и в литературных источниках.

 

 

Это взаимовлияние носит непрерывный характер, хотя обычно специалисты в своей повседневной деятельности опираются на эти взаимосвязи относительно редко.

Существуют также и специализированные службы, которые часто являются мультидисциплинарными и используют определенные теории. В данном случае социальные работники знакомы с подходами смежных дисциплин и обладают более широким теоретическим кругозором, что позволяет им заимствовать и применять новые идеи в практике социальной работы. Этот опыт отражается в одновременном влиянии и на специализированную литературу по социальной работе, и на базу знаний социальных наук в целом. Таким образом, новые идеи проникают в социальную работу. В целом, чем шире база знаний, тем больше она будет влиять на социальную работу. В частности, это происходит вследствие влияния широко обсуждаемых идей как на социальный контекст клиентов, так и на социальный контекст социальных работников. Следовательно, клиенты смогут быть лучше осведомлены о наиболее распространенных идеях, а коллеги из других служб смогут эффективнее взаимодействовать с социальными работниками по поводу клиентов. Таким образом, феминистские или гуманистические идеи имеют своих приверженцев в рамках философии, литературы и социальной мысли. Обсуждения представляют собой часть повседневного дискурса. Когнитивная теория, напротив, является технико-психологической теорией, она практически неизвестна за рамками психологии и медицины. Скорее всего, феминистские и гуманистические идеи более распространены в социальной работе и в других сферах.

Мы можем, следовательно, определить две ситуации переноса знаний в теорию социальной работы из других сфер. Во-первых, в идеологическом наполнении теории социальной работы они могут быть включены в рамках общего подхода к социальной работе, который осуществляют большинство социальных работников, или в рамках одного из трех подходов, описанных в главе 1. Например, социальная работа в большинстве своем использует открытый, недирективный способ воздействия на клиентов. Этому есть разумное объяснение, ведь клиенты могут отказываться от сотрудничества с чересчур иластным специалистом. Но такая практика также является результатом долговременного влияния психодинамической теории на социальную работу (см. гл. 4). Во-вторых, этот общий подход к социальной работе может применяться в теоретически специализированных направлениях. Определенный подход и теория, лежащая в его основе, затем становятся более важными для конкретной деятельности социального работника, чем для общего контекста социальной работы. Например, специалист кризисного центра для женщин чаше будет обращаться к феминистской теории. Специалист терапевтической фуипы по поддержке психически больных людей может апеллировать к концепциям групповой и институциональной работы, возникшим в рамках психоаналитической теории. Работники психиатрической службы могут активно использовать концепцию лечебных режимов поведенческой и когнитивной тэрий. Такая специфика деятельности служб может оказывать большее влияние на теорию социальной работы, чем обобщенные представления. Поэтому

 

йствовать на социальную работу только в начале XXI в., хотя впервые ачала обсуждаться в рамках социологии в конце 1970-х — начале 1980-х гг.;смотря на то что фундаментальные теории должны приниматься во вни-е, их использование в качестве основы социальной работы зачастую бы-эграниченным. В данной книге рассматривается применение теории со-ьной работы в службах общего профиля. Социальные работники специ-цюванных служб, а также специалисты, обладающие особыми знания->удут более информированы и подготовлены к работе с определенной 1ей, чем среднестатистический социальный работник. Теории, которые таются своеобразием и, возможно, даже не совместимы с другими тео-и, в практике социальной работы, однако, могут переплетаться друг с >м и быть взаимосвязаны. Примером является попытка соединить систем-и психодинамическую теории. Помимо этого, в социальной работе тео-*югут критиковаться и противопоставляться. Взаимная критика традици-й (психодинамической) и радикальной (социал-коллективистской) тео-;лужит этому доказательством.

а рис. 2.1. демонстрируются некоторые из упомянутых взаимосвязей. Кро->го, каждое направление социальной работы и теории общего плана име-язи и несоответствия с другими теориями социальной работы. В этой кни-•стоянно делается акцент именно на теории социальной работы и на со-гствующей литературе. Взаимосвязи со смежными дисциплинами, хотя и [инаются, детально не исследуются.

азнообразие теорий: отбор или эклектика

1чем социальным работникам необходимо знание такого большого числа ий, если, как показывают исследования, на практике они, главным об-м, придерживаются одного или двух основных их типов? Ознакомившись шообразными теориями, содержащимися в этой книге, может или дол-социальный работник остановить свой выбор только на одной из них или 1,ая из них может пригодиться для определенной цели? Хартман (1971) рждает, что каждый из нас должен сам для себя формулировать теорию, >ходимую для осуществления практической деятельности. Теории, пред-пенные в этой книге, носят широкопрофильный характер, т.е. каждая из может соответствовать целому ряду ситуаций. Их применение не связано тецификой клиентской группы или особыми методами использования. На)ве чего же осуществляется выбор между теориями? Как принимается ре-ие о том, что одна из них более эффективна для достижения определен-целей, чем другие? Это осуществляется с помощью отбора, в процессе»рого анализируются все теории, а затем отбирается одна теория или группа ких теорий для практического применения. Проблема заключается в том, отобранная теория может не идеально подходить к данной ситуации. В соленной практике самый эффективный отбор осуществляется в специали-)ванных агентствах, в которых работают специалисты разного профиля, рия вполне применима в их области специализации. Кризисная интервен-

 

 

щи, где вместе с представителями социальных служб работают также психиатры, медсестры психиатрического профиля и другие специалисты. В США эта теория используется другими службами экстренной помощи, например полицией при ликвидации катастроф или при работе с сильными эмоциональными переживаниями, возникшими в результате насилия.

Можно ли нам в качестве альтернативы просто выбрать некоторые идеи из нескольких теорий, собрать их вместе, чтобы создать тот стиль работы, который отвечает нашей службе и нашим собственным возможностям и предпочтениям? Здесь возникает проблема эклектизма. В 1970— 1980-х гг. этой проблеме были посвящены многие исследования (Джэяратн, 1978; DHSS, 1978, 134— 136; Карнок и Хардикер, 1979; Колевсон и Мэйкранц, 1982; О'Коннор и Дэйлглайш, 1986; Хагман, 1987; Ульсон, 1993; Ульсон и Льюнхил, 1997). Некоторые из этих исследований указывают на неясное, или «наивное», как называет его Ульсон (1993; Ульсон и Льюнхил, 1997), применение теории. Полемика вокруг этого вопроса привела к признанию того, что практика социальной работы является эклектичной и ее следует контролировать во избежание непоследовательности и обесценивания теории в целом. Крайне сложно удержать под контролем весь спектр возможных идей и быть уверенным в их надежности при использовании. Кроме того, представляется нереалистичным обстоятельно использовать многие теории, не углубляясь в их детали, не наблюдая за ними и не поддерживая их на практике.

Следовательно, эклектичный подход должен предполагать постоянный, планируемый процесс, в котором принятые решения проверяются в групповой работе, а не основываются на случайных или индивидуальных критериях (Эпштейн, 1992, 321—330). Этот подход согласуется с теорией социального конструктивизма, утверждающей, что конструкции представляют собой социальные, а не индивидуальные феномены. Поскольку при комбинировании и адаптации разнообразных теорий может возникнуть путаница, важно понимать происхождение, значение, методы и цели теоретических направлений, лежащих в их основе, а также их взаимную совместимость (несовместимость).

Эклектичный подход в действии

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие условия применения эклектичного подхода и отбора:

■ специалисты работают с клиентами в соответствие с профессиональны

ми требованиями и правилами, существующими в службах;

■ руководствуясь этими критериями, они отбирают теории, согласующие

ся с принципами работы их группы, которые также пересматриваются в

свете новых теорий;

■ наряду с основной теоретической моделью могут применяться и другие

практические концепты из различных теорий; например, при необходи

мости могут быть задействованы концепция кризиса и базовая модель

кризисной интервенции. По этой причине в начале каждой главы я выде-

 

гбор в действии

"бор теорий должен осуществляться с учетом следующих моментов:

i специализированных службах работа может строиться на основе определенной теории. Так, в кризисном центре для женщин главной теорией эудет выступать феминизм. Центр может подбирать работников, у кото-эых уже сложилось представление о феминизме, или же туда приходят специалисты, заинтересованные в развитии своего собственного теоретического круга;

з службах общей направленности социальные работники могут самостоятельно или совместно с коллегами принимать решение о более адекватном применении той или иной теории в работе с определенной группой клиентов. Соответственно этот выбор будет подкрепляться наблюдением, поддержкой и обучением;

поскольку в настоящее время многие представители социальных служб эаботают в многопрофильных группах, им необходимо применять или, по крайней мере, знать, какие теории используются другими специалистами. И наоборот, специалисты смежных профессий должны обладать определенным знанием о теориях социальной работы.

сторожный, согласованный и планомерный подход должен помочь в пре-гнии проблем, связанных с эклектизмом. Таким образом, мы можем от-гь теории на основе их соответствия потребностям специалистов и клиен-принимая во внимание диапазон их возможностей, исключая при этом иемлемые варианты и стремясь к конкретизации идей из общих теорий, ю этой книги является создание базового ресурса теорий и соответствую-литературных источников, который будет способствовать продуманной, случайной эклектике.

внимание процесса, рефлективное, рефлексивное критическое мышление

ак социальным работникам преодолеть эти сложности и научиться при-ть теорию на практике? В данном случае важно понимание процесса приня-эешений и формирования позиции. Шепард с соавторами (2000) описывают [рическое исследование, в котором специалисты следовали двум процес-вначале давали ситуации критическую оценку, а затем выстраивали по-ло гипотезы, которые позволили им разработать план дальнейших дей-н. Критическая оценка включала выделение главного, критический ана-поступающей информации, а также выявление закономерностей проис-щего и поиск адекватных действий (Шепард и Райан, 2003). Гипотезы г нескольких видов: конкретные, затрагивающие отдельные аспекты слу-общие, направленные на анализ общей ситуации, и теоретические, от-

~~ и ялнннипт-

 

В последнее время в дискуссиях по этому вопросу особое внимание уделяется проблемам критического и рефлективного мышления. Фук (2002, 43), сравнивая два процесса, отмечает, что рефлективное мышление, в частности, означает процесс проработки ситуаций, в то время как рефлексивное мышление связано с рассмотрением как можно большего числа мнений относительно ситуации, особенно позиций клиентов и их социального окружения. Критическое мышление подразумевает переосмысление существующего социального порядка и активную работу по продвижению социальных изменений. Недавно я работал с тяжело больным мужчиной, находящимся в конфликтных отношениях со своей женой и обвиняющим ее в неудачах их семейной жизни. Рефлективное мышление помогло мне продумать ситуацию и объяснить клиенту возможные причины происходящего. У его жены, однако, было другое мнение. Она считала, что муж проецирует на нее свои собственные установки и поведение (см. гл. 4). Их дети придерживались совершенно противоположных взглядов. Поэтому рефлексия была необходима при обсуждении этих позиций и сведении их воедино. Используя критическое мышление, я осознаю, что часть этого конфликта связана с традиционным представлением о тендерных отношениях: то, что раньше принималось моим клиентом за норму, сегодня перестало ею являться. Одна из задач моей работы — обсуждение изменений тендерных ролей в современном обществе, так чтобы мнение обоих супругов стало единым и муж смог попросить у жены прощения перед своей смертью.

Рефлективное мышление рассматривается в книге Аргайриса и Шона (Ар-гайрис, Шон, 1974; Шон, 1983, 1987). Здесь показан другой аспект, отражающий применение теоретических знаний специалистами в работе с людьми. В позитивизме (см. гл. 3) доказательства формируются на основе «технической рациональности». Так, в технических профессиях используются природные материалы, сохраняющие схожие свойства в одних и тех же обстоятельствах. Даже в медицине применяются препараты, влияние которых на человеческий организм предсказуемо; это и есть пример технического рационального применения знания. В то же время в других аспектах медицины, например при общении с пациентами как в социальной работе, так и в сестринском деле, преподавании и других смежных профессиях, теоретическое знание адаптируется к реалиям ситуации. Аргайрис и Шон полагают, что специалисты имеют и споем распоряжении базовые инструкции и руководства, но приспосабливают их к требованиям практической деятельности. Когда они сталкиваются с поной ситуацией, то проверяют новые методы, проводя «эксперименты на практике», которые затем отражаются в инструкциях. Профессиональная под-кжжка поэтому включает обучение распознаванию новизны ситуации и со-мянис новых методических руководств на основе практического эксперимен-тнропаиия. Этот подход широко используется и систематически развивается в «Лучении педагогическим профессиям, сестринскому делу и социальной ра-боге.

Данный подход вызывает несколько критических замечаний. Прежде всего, Предполагается, что все разнообразие ситуаций находит отражение в практических пуковолствах. согласующихся с социальным пооядком. Однако бывает

 

ощем руководстве. Отсюда следует, что профессионал обладает потенци-

экспериментирования, однако в реальности деятельность специалистов

ногом определяется политикой службы и постановлениями правитель-

Поэтому важно видеть ситуации, где есть необходимость в более ради-

лых изменениях, а также в дополнительных ресурсах или ресурсах другого

Этот подход, в частности, применяется в критической теории (см. гл. 11),

рая основана на рефлективном мышлении.

^флективная практика означает не только обдумывание самого процесса смотрение всех аспектов ситуации (Пэйн, 2002b). Она предлагает струк-эованную систему мышления для специалиста, либо включенного в си-«о (Шон называет эту форму «рефлексией в действии»), либо обозрева-го результаты применения той или иной техники после события («реф-ля действия»). В любом случае это осмысление помогает усовершенство-последующие действия. На рис. 2.2, созданном на основе работы Джеспер (), объединены четыре модели рефлективной практики, включая ее соб-шую модель, модель Бортона (1970), модель Бауда и Кнайтса (1996), тированную Пэйном (2002b), и модель Гиббса (1988). В основе модели

ОРД по Джеспер

Рефлективный цикл Гиббса

Чувства

Что вы думаете чувствуете?

Описание

Что случилось?

(Ji.muni'iiiiiiiHj

|Нм|> Ilkl'liM

План действий

Будут ли действия

Оценка

Плюсы

и минусы

опыта

иными в следующий

ВДВДЗДкЬоРМИРУЮ[11.1И8' 'J'1 '7

Вывод

Что еще можно предпринять?

Описание

Каково знание ситуации?

СИЗ

•- рефлективный процесс по Бауду и Кнайтсу

*- рефлективная модель по Бортону

 

С

ОПЫТ I

 

ОРД (Опыт — Рефлексия — Действие), предложенной Джеспер (2003), лежит следующее представление: переживание какого-либо опыта сменяется его рефлексией, которая затем переходит в определенные действия. В каждой модели рефлективная практика представляется в виде цикла, начинающегося с описания ситуации, затем ее анализа и завершающегося применением аналитических выводов в практических действиях. Бауд и Кнайтс подчеркивают особую важность анализа всех аспектов ситуации. Теории практической реализации социальной работы лежат в области, в которой, согласно Бортону (1970), находятся ответы на вопросы «Что теперь?» и «Что же дальше?» и в которой наши выводы о ситуации превращаются в план действий, построенный с учетом предыдущей оценки. Здесь проясняется, применима ли та или иная теория к данной ситуации, а также можно ли использовать те или иные методы на практике. Теории мира клиента относятся к правой части рисунка, потому что дают информацию о субъективном мире клиентов и их социальном окружении, помогающую в проведении оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.